Временный запрет на ввоз молочной продукции в Россию и активное продвижение Украины в направлении вступления в вто стали основными стимулами в реформировании




Скачать 383.94 Kb.
НазваниеВременный запрет на ввоз молочной продукции в Россию и активное продвижение Украины в направлении вступления в вто стали основными стимулами в реформировании
страница1/4
Дата публикации23.04.2014
Размер383.94 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Банк > Документы
  1   2   3   4
Молоко киснет в банках
Временный запрет на ввоз молочной продукции в Россию и активное продвижение Украины в направлении вступления в ВТО - стали основными стимулами в реформировании украинской молочной отрасли. Правда, как отмечают независимые эксперты, модернизация и реконструкция молочных предприятий все же не приобрела массового характера и основная причина этого - отсутствие собственных свободных средств и слишком высокие ставки банковских кредитов.



Вялотекущее решение вопроса возобновления украинской молочной продукции на российский рынок стало благодатной почвой для распространения слухов в журналисткой среде, в частности, о преднамеренном банкротстве крупных украинских молочных предприятий, ориентированных главным образом на экспорт своей продукции Россию и владельцы которых не относятся к сторонникам Партии Регионов. Дескать, продержав более полугода на голодном пайке и загнав эти предприятия в большие долги, сегодня их активы по бросовым ценам скупают представители российского бизнеса. Так это или нет - ответить сложно, поскольку информация об истинных владельцах тех или иных заводов считается вроде как коммерческой тайной и, как правило, не разглашается широкой общественности. И тем не менее неоспоримым остается тот факт, что некогда ведущие предприятия отрасли до сих пор не получили право на поставки своей продукции в Россию, хотя многие эксперты не сомневались в том, что именно эти предприятия в первую очередь будут проинспектированы российским специалистами и смогут без проблем возобновить свои поставки. Теперь же представители Национальной ассоциации молочников Украины констатируют, что по сравнению с прошлым годом только поставки в РФ украинских твердых сыров снизятся на 60% и не превысят объема 50 тыс. т (в 2005 году в РФ было экспортировано 112 тыс. т). При этом украинским производителям так и не удалось основательно расширить внешние рынки сбыта своей продукции. И если говорить о сыре, то объемы его поставок в другие страны (в основном это страны Средней Азии и Северной Африки) не превышают 5-6 тыс. т. Возможно в следующем году, с учетом выдачи разрешений еще нескольким украинским предприятиям, поставки в РФ и увеличатся, однако по прогнозам специалистов, они все же будут уступать прежним объемам - примерно 60-70 тыс. т в год. Несколько лучше выглядит ситуация с экспортом других видов молочной продукции - сухое обезжиренное молоко и казеин, поскольку по этим товарам производители не так сильно были завязаны на российский рынок и спрос на них на мировом рынке довольно высокий. Однако и в этом направлении больших сдвигов не произошло, так как несоответствие качества украинской продукции международным стандартам также существенно сужает рынок их сбыта. В основном экспорт осуществляется на рынки развивающихся стран, там где требования к продуктам аналогичные нашим - Ближний Восток, Африка, Средняя Азия. По словам экспертов, если качество украинской продукции не будет повышаться, то со вступлением в ВТО у большинства украинских молочников могут возникнуть серьёзные проблемы со сбытом продукции и в этом направлении. А та информация о якобы происходящей повальной модернизации отечественных молочных предприятий не совсем соответствует действительности, как и слух о десятках строящихся в Украине новых молокозаводах. Председатель совета директоров Союза молокоперерабатывающих предприятий Украины Вадим Чагаровский уточнил , что сегодня действительно ведется строительство новых заводов, однако речь идет даже не о десяти объектах, а всего лишь о нескольких. По его словам, строительство нового предприятия в настоящее время с экономической точки зрения выгоднее, нежели вкладывать средства в реконструкцию. <Украинский молочный рынок двигается в направлении ВТО, поэтому надо четко понимать, что наша продукция должна соответствовать международным стандартам, - считает В. Чагаровский. - Если у собственников есть определенная идеология и стратегия развития на молочном рынке, есть средства или возможность их привлечь, то они модернизируются или строят новые предприятия. Если этого нет ни того, ни другого, то владельцы заводов просто зарабатывают деньги>. При этом он добавил, что говорить о проведенной существенной модернизации имеющихся мощностей нельзя: <Частично предприятия провели модернизацию, но надо учитывать какую именно и для каких целей? В смысле под выпуск какой продукции и на какой рынок она будет ориентироваться - только на внутренний или с учетом внешнего>. По словам Чагаровского, все модернизации производства должны начинаться с развития качественной сырьевой базы - производства молока, племенного поголовья и высокопродуктивного молочного стада. Если этого не сделать, то все суперновое оборудование в скором времени может превратиться в <прекрасные музеи производства>. Для решения сырьевой проблемы у молочников есть несколько вариантов: предприятия могут оказывать техническую или партнерскую помощь молочным хозяйствам, консультировать их, т.е. поддерживать развитие молочных ферм. Возможно, некоторые молокозаводы будут вынуждены развивать это как свой отдельный бизнес с привлечением внутренних и внешних инвесторов. Также есть возможности по созданию вертикально-интегрированных холдингов в молочной отрасли. Однако для всего этого нужны <длинные деньги>, т.е. долгосрочные банковские кредиты с низкими процентными ставками. Ведь завести племенной скот, развести молочное стадо и вырастить его до необходимого уровня продуктивности, чтобы иметь возможность выйти хотя бы на минимальный уровень рентабельности потребуется несколько лет. Собственных денег у подавляющего большинства молочных предприятий нет, коммерческие банки пока неохотно идут на долгосрочное кредитование таких заемщиков. Так что выжить в будущем на рынке получится далеко не всем украинским молокозаводам, которых в стране до недавнего времени насчитывалось 440, правда фактически из них работает сегодня не более 300. То есть 140 предприятий мы уже потеряли?

^ `КЕМ БЫТЬ? ВЫБОР СТРАТЕГИИ ФИРМЫ НА МОЛОЧНОМ РЫНКЕ`
`Хитрая лиса`
Смысл патиентной стратегии - занять свою нишу и удерживать в ней лидирующие позиции. Сделать это производителю пищевой продукции достаточно трудно - все продукты давно известны, их модификации достаточно сложны и ресурсоемки. Однако трудное не есть невозможное.
В условиях, когда уровень конкуренции между товарами-аналогами достаточно высок, только таким способом можно стать лидером, пусть и в небольшой нише (известна ставшая классической фраза `сегментируй, пока не станешь первым`). При этом под нишей понимается не географический
ареал продаж предприятия, что характерно для коммутантов, а весь круг потребителей, заинтересованных в данной продукции. Таким образом, география продаж может быть расширена, и существенно. Очень часто
патиенты не приходят на готовый рынок, а сами создают его. Пусть их продукция не столь `революционна`, как у эксплерентов (венчурных компаний, разрабатывающих принципиально новые технологии и продукты), однако время и затраты на вывод товара на рынок могут оказаться существенно меньше. Вот только несколько примеров:
Рынка йогуртов до 90-х годов в России практически не было. Первые западные компании (Ermann, Campino) не предлагали потребителям широкую гамму молочных продуктов, но проводили патиентную стратегию, используя свои преимущества: возможность активного продвижения торговой марки, высокий научно-производственный потенциал. Результат - им досталась большая доля быстрорастущего рынка (скорость роста рынка йогуртов значительно опережает аналогичный показатель рынка молочных продуктов
в целом).
Высокий барьер вхождения в бизнес защищает `хитрую лису` на молочном рынке от вторжения конкурентов. Это не означает, что они не могут появиться в принципе, однако вторжение в уже занятую нишу будет стоить значительно дороже, что обеспечивает более дешевую защиту занятых позиций.
Другое перспективное направление для патиентов - выпуск продукции с улучшенными вкусовыми качествами или продуктов, `полезных для здоровья`. Как ни цинично это прозвучит, но `полезность для здоровья` может быть лишь рекламным слоганом. Разумеется, все продукты должны пройти соответствующую сертификацию, быть изготовленными по утвержденным ТУ или иным нормативам, однако в данном случае речь идет лишь о рыночном позиционировании. Самый наглядный пример - продукты из сои. Фирмы, выпускающие такие продукты, позиционируют их как полезные для здоровья. И то же самое делают производители наполнителей мясопродуктов, утверждающие, что используют только натуральные продукты, не содержащие сои! Обе стороны имеют свои аргументы и по-своему правы. Рассудить их может только потребитель, которому необходимо предоставить всю необходимую информацию о составе продуктов, как того требует закон. В самом деле: одному кажется полезным одно, другому - другое, в результате каждый продукт находит своего потребителя.
На молочном рынке `полезность для здоровья` часто означает использование качественного сырья и традиционных рецептов (см. врезку `Лиса, полезная для здоровья`). Продвижение таких продуктов обычно сопряжено с дополнительными трудностями (срок их хранения, как правило, ограничен), что искупается дополнительными рекламными возможностями и, следовательно, расширением географии сбыта.


Для того чтобы удержать свои позиции, патиент должен:
В области обеспечения сырьем - предъявлять повышенные требования к качеству сырья и, возможно, участвовать в его производстве через кредитование поставщиков или приобретение хозяйств.
В области производства - систематически проводить мониторинг информационных ресурсов в области новых технологий и оборудования, вести собственные работы по НИИОКР, иметь небольшой по времени цикл внедрения новых технологий или моделей оборудования
В области маркетинга - вести активную, если не сказать агрессивную, политику по продвижению своей продукции, что предполагает в т.ч. хорошее знание состояния всего рынка, тенденций его развития и проч. Создать и продвигать собственную торговую марку (их не должно быть много). Использовать услуги специализированных фирм. Вести системный учет потребителей с использованием специализированного ПО.
В области сбыта - активно использовать нестандартные методы для продвижения продукции. Число промежуточных звеньев на пути товара к потребителю должно быть минимально, может быть эффективной система фирменных магазинов.
В области управления персоналом - привлечь и удерживать
высококвалифицированных технологов, конструкторов и маркетологов. Большое значение имеет высокая степень стандартизованности процедур принятия решений.


^ РАЗРЕШЕННЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ
Может ли `серая мышь` превратиться в `хитрую лису` и наоборот? Вопрос не праздный: развитие и постоянное изменение рынка с неизбежностью приводят к необходимости изменения стратегий его участников.
Причин для изменения стратегий может быть множество, например, такие:
- маркетологи коммутанта обнаружили новую нишу на рынке, а технологи сумели быстро создать соответствующий продукт;
- компания решила диверсифицировать свою деятельность и выходит на новый для себя рынок;
- коммутант сумел накопить достаточно средств и хочет расширить сферу деятельности.


Последний из приведенных вариантов является наиболее типичным. Именно так образовывались первые брэнды стерилизованного молока: появление новой технологии упаковки позволило фактически создать новый продукт, а фирмы, выпускающие его, реализовали патиентную стратегию. Дальнейшее развитие этих фирм шло различными путями, некоторые из них стали виолентами (`гордыми львами`), но пока для нас важно, что, прежде чем стать ими, коммутанты должны были на какое-то время стать патиентами. Обратное, вообще говоря, неверно. `Хитрая лиса` редко становится `серой мышью` - это невыгодно. Причиной подобного превращения может быть потеря необходимых кадров, на квалификации которых строится бизнес патиентов. Вместе с кадрами теряются технологические секреты, перестают генерироваться новые маркетинговые идеи, фирма `сереет` в прямом и переносном смыслах. Но это - редкость, хранителей мастерства обычно берегут и обеспечивают преемственность.
Большой опасностью в развитии `серой мыши` являются попытки экстенсивного роста. `Мыши-переростки` (термин А. Ю. Юданова) весьма уязвимы при внезапных изменениях внешних условий, они слишком сильно `привязаны к месту`, а достаточно большой размер бизнеса не дает возможности сделать быстрый маневр. Например, введение новых правил сертификации в регионе, новых таможенных пошлин (для фирм, ведущих внешнеэкономическую деятельность), любые резкие движения на финансовых рынках больно бьют по тем самым связям, прочность которых (гордость фирмы в нормальных условиях!) не дает возможности сделать быстрый маневр. Поэтому превращение в патиента - наименее рискованный метод развития. Выдвигая новый продукт на маркетинговое острие и завоевывая новый рынок, фирма действует `методом клина`, имея возможность быстро вносить изменения в маркетинговую политику и минимизируя риски.
Об особенностях стратегии самых крупных участников рынка - виолентов, или `гордых львов`, а также о возможных (и невозможных) переходах в это состояние мы расскажем в следующих рассылках.


Ниже мы приводим примеры деятельности фирм, взятые из публикаций прессы.


^ ЛИСА, ПОЛЕЗНАЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ


Сила вся в кефире
Североморский молочный завод начал выпускать новый продукт – кефир `Латона`. Он обогащен двенадцатью видами витаминов, необходимых организму человека и оказывающих лечебно-профилактическое воздействие. Кефир вырабатывается из натурального молока и выпускается в упаковке тетрапак.
По материалам газеты `Мурманский вестник`, август 2001 г.


Детей надо кормить
Наращивает обороты Вологодский завод детского питания. По словам заместителя директора предприятия В. Воронова, в январе-августе 2001 г. объем выпуска продукции на предприятии вырос на 14,4% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. По мнению г-на Воронова, российский рынок детского питания достаточно динамичен, спрос на продукцию постоянно увеличивается. Предприятие проводит активную маркетинговую политику. В частности, большое внимание уделяется фирменной торговле. Например, в Москве продукцию Вологодского завода детского питания реализует торговый дом `Славэкс`, который входит в состав ОАО.
Специалисты компании работают над расширением ассортимента и повышением качества продукции. `Три года назад мы выпускали всего три вида продукции, а сейчас - 19, - говорит В. Воронов. – Сегодня невозможно удержаться на рынке, если не изучать потребительский спрос и не следить за действиями конкурентов`. Чтобы снизить себестоимость продукции, завод полностью перешел на использование отечественного сырья. Сегодня здесь перерабатывается молоко вологодских сельскохозяйственных предприятий. Кризис в отрасли, по мнению специалистов этого предприятия, уже преодолен.
По материалам журнала `Русский фокус`, № 26, 2001 г.


Йогурт на острие атаки
Grupo Leche Pascual - крупная продовольственная компания в Испании. Объем ее продаж в прошлом году составил около 700 млн долл. Pascual специализируется на выпуске молочных продуктов, соков и сухих завтраков под одноименной маркой. Заводы компании расположены в Испании, Франции и Марокко.
Продажи Pascaul в основном сосредоточены на испанском рынке. Из годового объема реализации лишь 50 млн долл. приходится на экспортные операции, причем Россия для Pascaul - самое динамичное направление. По словам Р. Леми, директора по экспорту компании, продажи продукции в прошлом году в России выросли в два раза. Открыв местное производство, можно добиться еще более впечатляющих результатов.
Руководство молочной компании договорилось с администрацией Кировского района Калужской области о строительстве там завода по выпуску молочной продукции. Как сообщил г-н Леми, строительство завода начнется весной будущего года. Фабрика будет выпускать йогурты и молочные десерты для продажи в России, Белоруссии и на Украине. До конца зимы испанцы планируют выбрать место строительства и утвердить проект. Запуск завода намечен на 2003 г. Р. Леми сообщил, что затраты на строительство завода и реализацию сырьевых программ составят 15 млн долл. По его словам, прогнозируемый объем производства - 300 т продукции в день.
По материалам газеты `Ведомости`, август 2001 г.

Приятно осознавать, что, преодолевая множество экономических и политических проблем, связанных с ценообразованием на рынке молочного сырья (в январе 2006 года закупочные цены на молоко достигали 1—1,5 грн/л), сокращением поголовья коров (по состоянию на 1 января 2006 года во всех категориях хозяйств оно составляло 3766,5 тыс. голов, что на 4,7% меньше, чем год назад), законодательными, сбытовыми и другими катаклизмами, молочная промышленность Украины продолжает динамично развиваться. По неуточненным данным Госкомстата Украины, в 2004 году по сравнению с 2005-м рост реализации молочной продукции составил около 22,2%.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Временный запрет на ввоз молочной продукции в Россию и активное продвижение Украины в направлении вступления в вто стали основными стимулами в реформировании iconПроблемы украинского автомобилестроения в контексте вступления украины в вто
Переговоры о вступлении нашей страны в вто давно находятся в практической плоскости, однако, сроки вступления все еще являются предметом...

Временный запрет на ввоз молочной продукции в Россию и активное продвижение Украины в направлении вступления в вто стали основными стимулами в реформировании iconПроизводство продукции и торговля
Тематика конференции охватывает широкий спектр актуальных вопросов и проблем технического регулирования и качества продукции, экономики...

Временный запрет на ввоз молочной продукции в Россию и активное продвижение Украины в направлении вступления в вто стали основными стимулами в реформировании iconКниги — активное сознание, точнее, методы, ведущие к активизации...
Активное сознание — это преодоление промежуточного статуса человека — существа, застывшего между обусловленностью (внешними стимулами...

Временный запрет на ввоз молочной продукции в Россию и активное продвижение Украины в направлении вступления в вто стали основными стимулами в реформировании iconЧья правда правдивее?
Кыргызстан не против вступления Украины в вто, но и своих интересов не упустит. Министерство экономического развития и торговли Кыргызстана...

Временный запрет на ввоз молочной продукции в Россию и активное продвижение Украины в направлении вступления в вто стали основными стимулами в реформировании iconРоссия и вто: проблемы вступления и перспективы участия

Временный запрет на ввоз молочной продукции в Россию и активное продвижение Украины в направлении вступления в вто стали основными стимулами в реформировании iconСпециализированное агенство знаний при партнерстве с юридической компанией
Существующая модель налогообложение с/х-предпритий с учетом вступления Украины в вто, перспективы ее изменения; европейский опыт...

Временный запрет на ввоз молочной продукции в Россию и активное продвижение Украины в направлении вступления в вто стали основными стимулами в реформировании iconИ. В. Крапивный, Н. М. Нилова1
Украины в случае ее вступления в вто и подписания «Болонского соглашения». В статье показано возрастание роли экономического образования...

Временный запрет на ввоз молочной продукции в Россию и активное продвижение Украины в направлении вступления в вто стали основными стимулами в реформировании iconЕременко Александр Анатольевич
Функции: Продвижение и реализация продукции Компании на территории Западной Украины. Анализ рынка конкурентов по данной продукции....

Временный запрет на ввоз молочной продукции в Россию и активное продвижение Украины в направлении вступления в вто стали основными стимулами в реформировании iconПояснительная записка структура бизнеса: ООО «Корса-Трейд». Учредители...
Основное направление – ведение внешнеторговых операций (экспорт молочных продуктов в Россию, импорт материалов и ингредиентов для...

Временный запрет на ввоз молочной продукции в Россию и активное продвижение Украины в направлении вступления в вто стали основными стимулами в реформировании iconКонференция на тему: «Вступление Украины в вто. Законодательные изменения. Отраслевые стратегии»
Тому свидетельством являются колоссальные земельные ресурсы, потенциальные объемы производства сельскохозяйственной продукции и подписанные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<