Xliv.═══ Метафизика половой любви




Скачать 483.33 Kb.
НазваниеXliv.═══ Метафизика половой любви
страница1/5
Дата публикации10.03.2013
Размер483.33 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5
XLIV.═══ Метафизика половой любви
Вы, мудрецы, вы, мужи высокой и глубокой учености, всеведущие, и всепроникающие, скажите, как это, где это, когда это вс╦ устремляется в пары и почему везде любовь и поцелуи? Высокие мудрецы, скажите мне это! Подумайте, подумайте, что это случилось со мной, как это, где это, когда это и почто это случилось и со мною?
Бюргер
Эта глава ≈ последняя из тех четыр╦х глав, которые связаны между собою в разных отношениях и вследствие этого образуют до некоторой степени целое в целом. Внимательный читатель увидит это сам, так что мне не прид╦тся прерывать сво╦ изложение ссылками и повторениями.
Мы привыкли видеть, что поэты занимаются преимущественно изображением половой любви. Она же обыкновенно служит главной темой всех драматических произведений, как трагических, так и комических, как романтических, так и классических, как индусских, так и европейских; не в меньшей степени является она сюжетом гораздо большей половины лирической поэзии, а равно и эпической, в особенности, если причислить к последней те великие груды романов, которые вот уже целые столетия ежегодно появляются во всех цивилизованных странах Европы с такою же регулярностью, как полевые злаки. Все эти произведения в сво╦м главном содержании не что иное, как многосторонние, краткие или пространные описания половой страсти. И самые удачные из этих изображений, как например, ⌠Ромео и Джульетта■, ⌠Новая Элоиза■, ⌠Вертер■, достигли бессмертной славы. Если же Ларошфуко полагает, что со страстной любовью дело обстоит так же, как с привидениями, о которых все говорят, но которых никто е╦ видел, и если Лихтенберг в сво╦м очерке ⌠О могуществе любви■ тоже оспаривает и отрицает реальность и естественность этого чувства, то это с их стороны ≈ большое заблуждение. Ибо невозможно, чтобы нечто природе человеческой чуждое и ей противоречащее, т.е. какой-то из воздуха сотканный призрак, постоянно и неустанно вдохновляло поэтический гений и в его созданиях находило себе неизменный при╦м и сочувствие со стороны человечества:═
Rien n▓est beau, que le vrai; le vrai seul est aimable289
(Boil.)
289 Без истины не может быть прекрасного в искусстве; нет ничего прекрасного, кроме правды; только истина приятна (Буало) (фр.)
Опыт, хотя и не повседневный, подтверждает это. В самом деле: то, что обыкновенно имеет характер живой, но вс╦ ещ╦ победимой склонности, при известных условиях может возрасти на степень такой страсти, которая мощью своею превосходит всякую другую, и объятые ею люди отбрасывают прочь всякие соображения, с невероятной силой и упорством одолевают все препоны и для е╦ удовлетворения не задумываются рисковать своею жизнью и даже сознательно отдают эту жизнь, если желанное удовлетворение оказывается для них вовеки недостижимо. Вертеры и Джакопо Ортизи существуют не только в романах; каждый год Европа может насчитать их, по крайней мере, с полдюжины; sed ignotis perierunt mortibus illi290, ибо страдания их не находят себе другого летописца, кроме чиновника, составляющего протокол, или газетного репорт╦ра. Но читатели судебно-полицейских известий в английских и французских газетах могут засвидетельствовать справедливость моего указания. И ещ╦ больше количество тех, кого эта страсть доводит до сумасшедшего дома. Наконец, всякий год бывает один-два случая совместного самоубийства какой-нибудь любящей, но силою внешних обстоятельств разлучаемой пары; при этом, однако, для меня всегда оста╦тся непонятным, почему люди, которые уверены во взаимной любви и в наслаждении ею, думают найти себе величайшее блаженство, не предпочитают лучше решиться на самый крайний шаг, пренебречь всеми житейскими отношениями, перенести всякие неудобства, чем вместе с жизнью отказаться от такого счастья, выше которого они ничего не могут себе представить. Что же касается более умеренных степеней любви и обычных порывов е╦, то всякий ежедневно имеет их перед глазами, а покуда мы не стары, то большей частью≈и в сердце сво╦м.
290но в безвестности исчезают погибшие (лат.).
Таким образом, припомнив вс╦ это, мы не будем уже сомневаться ни в реальности, ни в важности любви; и удивляться должны мы не тому, что и философ решился избрать своей темой эту постоянную тему всех поэтов, а тому, что предмет, который играет столь значительную роль во всей человеческой жизни, до сих пор почти совсем не подвергался обсуждению со стороны философов и представляет для них неразработанный материал. Больше всего занимался этим вопросом Платон, особенно в ⌠Пире■ и в ⌠Федре■; но то, что он говорит по этому поводу, не выходит из области мифов, легенд и шуток, да и касается главным образом греческой педерастии. То немногое, что есть на нашу тему у Руссо, в его ⌠Discours sur l▓inégalité■ (⌠Рассуждения о неравенстве■), неверно и неудовлетворительно. Сказанное Кантом на эту тему в третьем отделе рассуждения ⌠О чувстве прекрасного и возвышенного■ (стр. 435 и сл. в издании Розенкранца) очень поверхностно и слабо в фактическом отношении, а потому отчасти и неверно. Наконец, толкование этого сюжета у Платнера, в его ⌠Антропологии■, ї 1347 и сл., всякий найд╦т плоским и мелким. Определение же Спинозы стоит здесь привести ради его чрезвычайной наивности и забавности: ⌠Amor est titillatio, concomitante idea cousae externae■ (Eth. IV, prop. 44, dem.)291. Таким образом, у меня нет предшественников, на которых я мог бы опереться или которых должен был бы опровергать: вопрос о любви возник предо мною естественно, объективно и сам собою вош╦л в систему моего мировоззрения.
291⌠Любовь есть щекотание, сопровождаемое идеей внешней причины■ (Этика. Ч. 4, теорема 44, док-во) (лат.).
Впрочем, меньше всего могу я рассчитывать на одобрение со стороны тех, кто сам одержим любовною страстью и кто в избытке чувства хотел бы выразить е╦ в самых высоких и эфирных образах: таким людям моя теория покажется слишком физической, слишком материальной, хотя она, в сущности, метафизична и даже трансцендентна. Но пусть они, прежде всего, подумают о том, что предмет, который сегодня вдохновляет их на мадригалы и сонеты, не удостоился бы с их стороны ни единого взгляда, если бы он родился на вос╦мнадцать лет раньше.
Ибо всякая влюбленность, какой бы эфирный вид она себе ни придавала, имеет свои корни исключительно в половом инстинкте; да, в сущности, она и не что иное, как точно определ╦нный, специализированный, в строжайшем смысле слова индивидуализированный половой инстинкт. И вот, если, тв╦рдо помня это, мы подумаем о той важной роли, которую половая любовь, во всех своих степенях и отт╦нках, играет не только в пьесах и романах, но и в действительности, где она после любви к жизни является самой могучей и деятельной изо всех пружин бытия, где она беспрерывно поглощает половину сил и мыслей молодого человечества, составляет конечную цель почти всякого человеческого стремления, оказывает вредное влияние на самые важные дела и события, ежечасно прерывает самые серь╦зные занятия, иногда ненадолго смущает самые великие умы, не стесняется непрошеной гостьей проникать е╦ своим хламом в совещания государственных мужей и в исследования уч╦ных, ловко забирается со своими записочками и локонами даже в министерские портфели и философские манускрипты, ежедневно поощряет на самые рискованные и дурные дела, разрушает самые дорогие и близкие отношения, разрывает самые прочные узы, требует себе в жертву то жизни и здоровья, то богатства, общественного положения и счастья, отнимает совесть у честного, делает предателем верного и в общем выступает как некий враждебный демон, который старается вс╦ перевернуть, запутать, ниспровергнуть, если мы подумаем об этом, то невольно захочется нам воскликнуть: к чему весь этот шум? к чему вся суета и волнения, все эти страхи и горести? Разве не о том лишь ид╦т речь, чтобы всякий Ганс наш╦л свою Гретхен (всякий Иван наш╦л свою Марью)?* Почему же такой пустяк должен играть столь серь╦зную роль и беспрестанно вносить раздор и смуту в стройное течение человеческой жизни? Но перед серь╦зным исследователем дух истины мало-помалу раскрывает загадку совсем не пустяк то, о ч╦м здесь толкуется, а, наоборот, оно так важно, что ему вполне подобают та серь╦зность и страстность, которые ему сопутствуют. Конечная цель всех любовных треволнений, разыгрываются ли они на комической сцене или на котурнах трагедии, поистине Важней, чем все другие цели человеческой жизни, и поэтому она вполне достойна той глубокой серь╦зности, с какою всякий стремится к е╦ достижению. Именно: то, к чему ведут любовные дела, это ни более, ни менее, как создание следующего поколения. Да, именно здесь, в этих фривольных шашнях любви, определяются в своей жизни и в сво╦м характере те действующие лица, которые выступят на сцену, когда мы сойд╦м с не╦. Подобно тому как существование,existentia, этих грядущих личностей всецело обусловливается нашим половым инстинктом вообще, так их сущность, essentia, зависит от нашего индивидуального выбора при удовлетворении этого инстинкта, т.е. от половой любви, и бесповоротно устанавливается ею во всех своих отношениях. Вот ключ к решению проблемы,≈но мы лучше ознакомимся с ним, когда, применяя его к делу, проследим все ступени влюбленности, начиная от мимол╦тного влечения и кончая самой бурной страстью; мы увидим при этом, что вс╦ разнообразие ступеней и оттенков любви зависит от степени индивидуализации выбора.
* Я не смею называть здесь вещи своими именами, пусть же благосклонный читатель сам перевед╦т эту фразу на аристофановский язык.
Все любовные истории каждого наличного поколения, взятые в целом, представляют собою, таким образом, серь╦зную ⌠думу всего человечества о создании будущего поколения, которое в свою очередь является родоначальником бесчисленных новых поколений■*. Эта глубокая важность той человеческой потребности, которая в отличие от всех остальных людских интересов касается не индивидуального благополучия и несчастья отдельных лиц, а жизни и характера всего человеческого рода в будущих веках, и в которой поэтому воля индивида выступает в сво╦м повышенном качестве, как воля рода,≈эта важность и есть то, на чем зиждется пафос и возвышенный строй любовных отношений, трансцендентный момент восторгов и страданий любви, которую поэты в продолжение тысячелетий не устают изображать в бесчисленных примерах, ибо нет темы, которая по своему интересу могла бы сравниться с этой: трактуя о благополучии и горести рода, она так же относится к другим темам, касающимся только блага отдельных личностей, как геометрическое тело≈к плоскости. Вот почему так трудно заинтересовать какой-нибудь пьесой, если в ней нет любовной интриги; вот почему, с другой стороны, эта тема никогда не исчерпывается и не опошляется, хотя из не╦ и делают повседневное употребление.
* meditatio compositionis generationis futurae, e qua iterum pendent innumerae generationes
То, что в индивидуальном сознании сказывается как половое влечение вообще, без направленности на определ╦нного индивида другого пола, взятое само по себе и вне явления, есть воля к жизни. То же, что в сознании проявляется как половой инстинкт, направленный на какую-нибудь определ╦нную личность, есть само по себе воля к жизни в качестве конкретного индивида. В этом случае половой инстинкт, хотя он сам по себе не что иное, как субъективная потребность, умеет, однако, очень ловко надевать на себя личину объективного восхищения и этим обманывает сознание: природа для своих целей нуждается в подобном стратегическом при╦ме. Но какой бы объективный и возвышенный вид ни принимало это восхищение, оно в каждом случае влюбленности имеет своею исключительною целью рождение известного индивида с определ╦нными свойствами: это прежде всего подтверждается тем, что существенною стороною в любви является не взаимность, а обладание, т.е. физическое наслаждение. Оттого уверенность в ответной любви нисколько не может утешить в отсутствии обладания: наоборот, не один человек в таком положении кончал самоубийством. С другой стороны, люди, сильно влюбленные, если они не могут достигнуть взаимности, довольствуются обладанием, т.е. физическим наслаждением. Это доказывают все браки поневоле, а также и те многочисленные случаи, когда ценою значительных подарков или другого рода пожертвований приобретается благосклонность женщины, вопреки е╦ нерасположению; это доказывают, наконец, и факты изнасилования. Истинной, хотя и бессознательною для участников целью всякого романа является то, чтобы родилось на свет именно это, определ╦нное дитя: как достигается эта цель ≈ дело второстепенное.
Каким бы воплем ни встретили ж╦сткий реализм моей теории высокие и чувствительные, но в то же время влюбленные души, они вс╦-таки ошибаются. В самом деле: разве точное определение индивидуальностей грядущего поколения не является гораздо более высокою и достойною целью, чем все их безмерные чувства и сверхчувственные мыльные пузыри? Да и может ли быть среди земных целей более важная и великая цель? Она одна соответствует той глубине, с которой мы чувствуем страстную любовь, той серь╦зности, которая сопровождает е╦, той важности, которую она придает даже мелочам в своей сфере и в сво╦м возникновении. Лишь в том случае, если истинною целью любви считать эту цель, окажутся соответствующими делу все околичности любовного романа, все бесконечные усилия и муки, с которыми связано стремление к любимому существу. Ибо то, что сквозь эти порывы и усилия пробивается в жизнь, это≈грядущее поколение во всей своей индивидуальной определ╦нности. И трепет этого поколения слышится уже в том осмотрительном, определ╦нном и прихотливом выборе при удовлетворении полового инстинкта который называется любовью. Возрастающая склонность двух любящих существ≈это уже собственно воля к жизни нового индивида, который они могут и хотят произвести, и когда встречаются их взоры, исполненные страсти, то это уже загорается его новая жизнь и возвещает о себе как будущая гармоническая, стройно сложенная индивидуальность. Они тоскуют по действительном соединении и слиянии в одно существо, для того чтобы затем продолжать свою жизнь только в н╦м, и это стремление осуществляется в дитяти, которое они порождают и в котором наследственные черты обоих, соедин╦нные и слитые в одно существо, переживают самих родителей. Наоборот, решительное и упорное отвращение, которое испытывают друг к другу мужчина и девушка, служит доказательством того, что дитя, которое они могли бы произвести на свет, было бы дурно организованное, внутренне дисгармоничное, несчастное существо. Вот почему глубокий смысл заключается в том, что Кальдерон хотя и называет ужасную Семирамиду дочерью воздуха, но в то же время изображает е╦ как дочь насилия, за которым следовало мужеубийство.
То, что в конечном сч╦те, с такою силою влеч╦т два индивида разного пола к соединению исключительно друг с другом, это ≈ воля к жизни, проявляющаяся во вс╦м данном роде; здесь она использует соответствующую е╦ целям объективацию себя в том реб╦нке, которого могут произвести на свет оба влюбл╦нных. Особь эта наследует от отца волю или характер, от матери ≈ интеллект, а телосложение ≈ от обоих. Впрочем, форма тела большею частью складывается по отцовскому образцу, размеры же его скорее≈по материнскому, согласно тому закону, который обнаруживается в скрещивании животных и главным образом зиждется на том, что величина плода должна приноравливаться к величине матки. Как не объяснима в каждом человеке совершенно особая, исключительно ему присущая индивидуальность, так же точно не объяснима и совершенно особая и индивидуальная страсть двух влюбленных; мало того, оба эти явления в своей глубочайшей основе≈одно и то же: первое во внешнем то, чем последнее было внутренним. Действительно, самый первый момент зарождения нового индивида, истинную punctum saliens (критическую точку) его жизни, надо видеть в том мгновении, когда его родители начинают друг друга любить ≈ to fancy each other (⌠увлекаться друг другом■), как очень метко выражаются англичане. И я уже сказал, что в обмене и встрече их страстных взоров возникает первый зародыш нового существа, который, разумеется, как и все зародыши, по большей части бывает растоптан. Этот новый индивид≈до известной степени новая (Платонова) идея; и как все идеи с величайшею напряж╦нностью стремятся принять форму явления, жадно набрасываясь для этого на ту материю, которую между ними всеми распределяет закон причины, так и эта особая идея человеческой индивидуальности с величайшею жадностью и напряжением тяготеет к своей реализации в явлении. Эти жадность и напряжение, желание и сила, и есть взаимная страсть будущих родителей. Она имеет бесчисленное множество степеней, но крайние точки е╦ во всяком случае можно определить как Αφροδίτη πάνδημος и ουρανια292; существо же этой страсти повсюду одинаково. Что же касается степеней е╦, то она тем могущественнее, чем она более индивидуализирована, т.е. чем более любимый индивид, по всей своей организации и свойствам, исключительно способен удовлетворить желание любящего и его потребность, определяемую собственными индивидуальными чертами последнего. А в ч╦м собственно. здесь дело, каковы эти черты и эта потребность, это мы увидим из дальнейшего изложения. Прежде и существеннее всего любовная склонность тяготеет к здоровью, силе и красоте, а следовательно и к молодости; ибо воля прежде всего стремится установить родовой характер человеческого вида, как основу всякой индивидуальности; повседневное волокитство дальше этого не очень-то и заходит. К этому присоединяются потом более специальные требования, которые мы ниже рассмотрим порознь и с которыми страсть усиливается, если только они видят перед собою возможность удовлетворения. Самые же высокие степени страсти вытекают из такой приспособленности обоих индивидов друг к другу, в силу которой воля, т.е. характер, отца и интеллект матери в сво╦м сочетании образуют именно ту особь, по какой воля к жизни вообще, воплощенная в целом роде, чувствует тоску, соответствующую е╦, родовой воли, величию и оттого превышающую меру обыкновенного смертного сердца, тоску, мотивы которой тоже выходят за пределы индивидуального разумения. В этом следовательно≈ душа истинной, великой страсти.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Xliv.═══ Метафизика половой любви iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Метафизика Канта. Некоторые...

Xliv.═══ Метафизика половой любви icon1. Строение мужской половой системы
Размножение (репродукция) человека происходит в результате внутреннего оплодотворения, завершающего половой акт

Xliv.═══ Метафизика половой любви iconПсихосоциальные аспекты подростковой беременности
В некоторых случаях раннее начало половой жизни служит в определенной степени сигналом "бегства" молодой девушки от охватившего ее...

Xliv.═══ Метафизика половой любви iconКурсовая работа по уголовному праву (Особенная часть)Тема: «Преступления...

Xliv.═══ Метафизика половой любви iconДополнительные сведения
Чёрное золото любви показания к применению: лечение ослабленной половой функции. Восстановление эрекции. Лечение недостаточной эрекции....

Xliv.═══ Метафизика половой любви iconРомантический тур Легенда Любви
Индия одна из древнейших и красивейших стран, которая подарила миру легендарную науку о любви «Камасутру» и не менее легендарный...

Xliv.═══ Метафизика половой любви iconКриворізька загальноосвітня школа №109
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о любви. О любви в разных ее проявлениях. О любви прекрасной, возносящей...

Xliv.═══ Метафизика половой любви iconРеферат по биомедицинской этике на тему: «физика и метафизика смерти»

Xliv.═══ Метафизика половой любви icon«Страна Любви великая страна»
Цели: вместе со старшеклассниками раскрыть мир чувства любви, познакомить учащихся с понятием «любовь», с основными чертами глубокой...

Xliv.═══ Метафизика половой любви iconРассел Бертран Логика и онтология 1957
Цель моей статьи во-первых, обсудить работу Дж. Ф. Варнока “Метафизика в логике”, опубликованную в Исследованиях по концептуальному...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don