Методические рекомендации для самоподготовки к практическим занятиям по фармакологии для студентов ІІІ-IV курса фармацевтического факультета




НазваниеМетодические рекомендации для самоподготовки к практическим занятиям по фармакологии для студентов ІІІ-IV курса фармацевтического факультета
страница1/11
Дата публикации02.02.2014
Размер1.18 Mb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Биология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ВИННИЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. Пирогова

кафедра фармации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для самоподготовки

к практическим занятиям по фармакологии

для студентов ІІІ-IV курса

фармацевтического факультета

Винница-2006

"Утверждено"

Методическим советом

Фармацевтического факультета

Винницкого национального медицинского

университета им. Н.И.Пирогова

Протокол № 1 от 29.08.2006г.


Составители: канд. мед. наук, доц. В.П. Бобрук,

докт. мед. наук, проф. Т.А.Германюк,

ас. О.Н.Семененко,

ас. Т.И.Баланчук

Рецензенты: зав. кафедрой патологической физиологии ВНМУ,

канд. мед. наук, доц. Т.Н.Слободянюк

доц. кафедры фармакологии мед. ф-та,

канд. мед. наук Н.И.Волощук

Компьютерная верстка: Резник Я.В.
Методические рекомендации рассчитаны для студентов фармацев-тического факультета медицинских вузов для самостоятельной подго-товки к занятиям по фармакологии.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Современная фармакология отображает прогресс медико-биологических и фармацевтических наук. Рациональное использование лекарственных препаратов, на сегодняшний день, является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. Лекарства - это главный инструмент в решении важной задачи: возвращение здоровья пациенту. Фармацевтический рынок ежегодно пополняется все новыми лекарственными средствами, сотнями генериков с новыми торговыми названиями в разнообразных лекарственных формах.

Сегодня провизор на высоком профессиональном уровне активно участвует в исполнении общей стратегии медицины и фармации - повышении эффективности и беспечности применения лекарственных средств.

Следовательно, главная цель при изучении фармакологии на фармацевтическом факультете заключается в том, чтобы научить студентов ориентироваться в средствах лечения и профилактики заболеваний с помощью лекарственных препаратов, а также подготовить провизора к информационной работе по вопросам рационального применения лекарств.

”Методические рекомендации” очерчивают структуру и необходимый объем знаний, которым должен овладеть студент, в процессе подготовки к практическому занятию. В рекомендациях представлены наиболее распространенные современные классификации лекарственных средств и наводится новейшая номенклатура лекарств - международная (INN). Для всех препаратов отображены их синонимы (торговые марки). Особенное внимание уделено фармакобезопасности каждой фармакологической группы. В связи с постоянными изменениями ассортимента на мировом фармацевтическом рынке, определений акцент сделанный на вопросах фармакомаркетинга.
Внимание! Международные названия (INN) лекарственных препаратов начинаются с маленькой буквы, рядом (в скобках) - с большой буквы наводится торговая марка указанного средства. Например, зопиклон (Имован). В тех случаях, когда международное название совпадает с коммерческим, название препарата пишется сразу с заглавной буквы (например, Етимизол). Названия комбинированных препаратов выделены курсивом (Наком).

Фармакокинетика, фармакодинамика, показание и противопоказание к применению, побочное действие объединяются понятием ”фармакологическая характеристика”.

^ ВРАЧЕБНАЯ РЕЦЕПТУРА
Занятие 1
ОСНОВЫ ПРОПИСЫВАНИЯ ЛЕКАРСТВ И КОНРОЛЯ ВРАЧЕБНЫХ РЕЦЕПТОВ
Общие вопросы

Основные положения врачебной рецептуры. Понятие о лекарственном веществе, лекарственном средстве, лекарственном препарате, лекарственной форме, дозе.

Рецепт как медицинский, юридический и финансовый документ. Рецептурный бланк. Структурный план рецепта, его составляющие части. Правила (схемы) прописывание рецептов на отдельные лекарственные формы. Условные сокращения, которые допускаются в рецептах. Официнальные и магистральные прописи. Срочные рецепты. Прописывание веществ из списка А. Оформление в рецепте доз, которые превышают фармакопейные. Прописывание рецептов детям. Прописывание наркотических средств. Использование Государственной фармакопеи для проверки рецепта. Таблицы высших доз для взрослых и детей. Расчет доз для детей и людей преклонных лет.

Значение сигнатуры для проверки разовой, суточной и курсовой доз. Важность четкого и понятного заполнения сигнатуры. Возможность замены экстемпоральной прописи готовой лекарственной формой с соответствующим дозированием и незначительными отклонениями для несильнодействующих веществ.

Типичные ошибки, которые встречаются во врачебных рецептах. Коррекция рецепта.

Фармацевтическая опека - новое направление профессиональной деятельности провизора. Концепция самолечения, причины ее развития В современных условиях. Препараты безрецептурного отпуска (ОТС-препараты, от англ. over the counter).

Понятие о брендовых (оригинальных) препаратах и препаратах-генериках. Требования к препаратам-генерикам. Система генеричнеской и фармакотерапевтической замены лекарств. Позволяющие и запрещающие пометки в рецепте.
^ ПРАВИЛА ПРОПИСЫВАНИЕ ТВЕРДЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ

Основные вопросы

Особенности прописывания твердых лекарственных форм:

- порошков (простых, сложных, разделенных, неразделенных, порошков из растительного сырья); допустимая масса порошков для внутреннего и внешнего использования; порошки для ингаляций, для приготовления капель и растворов;

- присыпок (сокращенный и развернутый способ прописывания);

- таблеток (простых, сложных, что имеют коммерческое название); понятие о таблетках с модифицированным высвобождением, ретард, филмтаблетки;

- драже (сокращеный способ прописывания);

- капсул (простых, сложных, что имеют коммерческое название);

- гранул (сокращен способ прописывания);

- сборов (официнальные и магистральные прописи);

Другие виды твердых лекарственных форм: кахеты, глосеты, спансулы, карамели, пастилы, сольвеолы, пелеты, жемчужины, глазные пленки и тому подобное.
Необходимо уметь:

1. Пользоваться таблицами высших доз в фармакопее.

2. Осуществлять необходимые рецептурные расчеты.

3. Проводить коррекцию ошибок во врачебных рецептах, в которых выписаны твердые лекарственные формы.

Занятие 2
^ ПРАВИЛА ПРОПИСЫВАНИЕ МЯГКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ
Основные вопросы

Особенности прописывания мягких лекарственных форм:

- мазей (официнальные и магистральные прописи, глазные мази);

- паст (отличие паст от мазей, официнальные и магистральные прописи);

- супозиториев (знать среднюю массу ректальных и влагалищных супозиториев) и палочек;

- трансдермальних терапевтических систем (пластырей) и медицинских клеев;

- линиментов (отличие от мазей).

Другие разновидности мягких лекарственных форм: кремы, гели, желе, шарики, овули, песарии.

^ Необходимо уметь:

1. Осуществлять необходимые рецептурные расчеты.

2. Проводить коррекцию ошибок во врачебных рецептах, в которых выписаны мягкие лекарственные формы.
Занятие 3
^ ПРАВИЛА ПРОПИСЫВАНИЕ ЖИДКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ

(для наружного и внутреннего использования,

для инъекций, аэрозолей)
Основные вопросы

Понятие о растворах. Виды растворителей. Способы выражения концентрации растворов. Дозирование жидких лекарственных форм для внутреннего использования.

Особенности прописывания жидких лекарственных форм:

- растворов для наружного использования (сокращенный и развернутый способы прописывания водных, спиртовых и масляных растворов);

- растворов для внутреннего использования (расчет общего объема раствора и количества каждого вещества, которое входит в состав раствора);

- официнальных растворов;

- растворов для инъекций (официнальные ампульные растворы и растворы для инъекций экстемпоральной рецептуры);

- аэрозолей, спреев.

Полоскание для рта и горла, орошения, обмывания, лосьёны, коллодии, спирты, глицерины, их использование.

Основные ошибки, которые могут встречаться в рецептах, выписанных врачом.

^ Необходимо уметь:

1. Осуществлять необходимые рецептурные расчеты.

2. Проводить коррекцию ошибок во врачебных рецептах, в которых выписаны жидкие лекарственные формы.

Занятие 4
^ ПРАВИЛА ПРОПИСЫВАНИЕ ЖИДКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ

(настоев, отваров, настоек, экстрактов, слизей, суспензий)
Основные вопросы

Особенности прописывания жидких лекарственных форм:

- настоев и отваров (из какого сырья готовят, фармакопейные соотношение сырья и воды очищенной, общее количество, дозирование, способ прописывания);

- настоек (в каком количестве и каким способом выписывают, как дозируют);

- слизей (когда и с какой целью используют);

- микстур (расчет веществ, которые входят в их состав);

- суспензий, эмульсий.

Сиропы, ароматические воды, магмы, напитки, эликсиры, линктусы, бальзамы, их приложения.
^ Необходимо уметь:

1. Осуществлять необходимые рецептурные расчеты.

2. Проводить коррекцию ошибок в рецептах, в которых выписаны жидкие лекарственные формы.

Занятие 5
^ ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ ”ВРАЧЕБНАЯ РЕЦЕПТУРА”
Вопросы для самоподготовки:

Основные теоретические положения врачебной рецептуры и фармацевтической опеки.

1. Правила и способы выписывания рецептов на лекарственные препараты в твердых, мягких и жидких лекарственных формах.

2. Схемы прописывания основных разновидностей лекарственных форм и галеновых препаратов.

3. Вещества, которые используются в качестве основы и наполнителей для порошков (внешнего и внутреннего использования), мазей, паст, линиментов, супозиториев.

4. Растворители для растворов, которые предназначаются для внешнего, внутреннего и парентерального использования. Способы выражения концентрации растворов.

5. Составные части микстур (слизи, ароматические воды, сиропы). Дозирование жидких лекарственных форм.

6. Рецептурные расчеты при прописывании твердых, мягких и жидких лекарственных форм.

7. Типичные ошибки, которые встречаются во врачебных рецептах, их коррекция.

8. Проверка разовой, суточной и курсовой доз лекарственных препаратов.

9. Расчет доз для детей и людей преклонных лет.
^ ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
Занятие 6
ВИДЫ ДЕЙСТВИЯ И ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВ В ОРГАНИЗМ. ФАРМАКОКИНЕТИКА: БИОЛОГИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ И МЕТАБОЛИЗМ ЛЕКАРСТВ. УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА ФАРМАКОКИНЕТИКУ И ФАРМАКОДИНАМИКУ ЛЕКАРСТВ
^ Основные вопросы

Виды действия лекарств: местное, рефлекторное, резорбтивное. Способы и характер влияния лекарственных веществ: прямой (первичный), опосредствованный (вторичный), выборочный, подавляющий. Оборотное и необратимое действия. Характер и сущность взаимодействия лекарственных веществ с компонентами клеточных мембран. Главное и побочное действия лекарственных веществ.

Зависимость эффекта лекарственных средств от их физического состояния, лекарственной формы, растворимости, растворителя, концентрации раствора, чистоты препарата, стойкости его при хранении, состава, качества исходного сырья.

Зависимость действия лекарственных средств от их химических свойств и строения. Практическое значение этих соотношений.

Пути введения лекарственных веществ в организм. Зависимость действия препаратов от пути введения, соответствующие требования к лекарственному веществу. Преимущества и недостатки каждого пути введения. Влияние скорости введения лекарств в вену на реакцию больного. Реакция больного на внутривенное введение лекарственного препарата как критерий качества препарата и его индивидуальной переносимости.

Общие понятия о фармакокинетике: всасывание, распределение, депонирование, метаболизм, пути выведения лекарств. Правила определения биодоступности лекарственного вещества. Значение физиологичных барьеров организма.

Фармакодинамика: механизм действия лекарств, фармакологические эффекты. Зависимость действия лекарственных веществ от влияния экзогенных (физико-химические свойства, доза лекарства, лекарственная форма, состояние внешней среды) и эндогенных факторов (возраст, пол, масса тела человека, его физиологическое и патологическое состояние). Категории пациентов, которые нуждаются в особенном внимании провизора.

Принципы классификации лекарственных средств. Возможное деление по группам: за подобным механизмом действия, фармакологическим эффектом, за фармакотерапевтическим применением (по нозологическому признаку), за химическим строением, за влиянием на функциональные системы и биохимические процессы. Классификационная система АТС последнего пересмотра (Anatomical Therapeutic Chemical classification system, WHO, 1999). Номенклатура лекарственных веществ - международные непатентованные названия активных фармацевтических субстанций, рекомендованные ВООЗ (International Nonproprietary Names (INN) for pharmaceutical substances).

Фармакопрофилактика и фармакотерапия (этиотропная, патогенетическая, заместительная, симптоматическая, стимулирующая).

^ Необходимо уметь.

С помощью фармакотерапевтических справочников и аннотаций на лекарственные средства:

1. Пользоваться классификационной системой АТС.

2. Определять INN названия и синонимы препаратов.

3. Определять механизм действия, показания и противопоказания к применению разных препаратов, возможные пути введения.

4. По предложенному названию препарата наводить перечень средств с аналогичным фармакологическим действием.

5. Проводить сравнение новых лекарственных препаратов с известными отечественными и зарубежными аналогами.

Занятие 7
^ ДОЗИРОВАНИЕ ЛЕКАРСТВ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ИХ КАЧЕСТВА.

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ НАБЛЮДАЮТСЯ ПРИ ПОВТОРНОМ И КОМБИНИРОВАННОМ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕКАРСТВ. НЕГАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВ
Зависимость действия лекарственного средства от дозы. Значение концентрации лекарственного вещества, для местного и резорбтивного действия. Основания для деления лекарственных веществ на ядовитые, сильнодействующие, другие (несильнодействующие).

Учение о дозах. Виды доз - разовая (dosis pro dosi), суточная (dosis pro die), курсовая (dosis pro cursu). Разовая доза за силой действия: минимальная терапевтическая (пороговая), средняя, максимальная терапевтическая, минимальная токсичная, минимально смертельная. Ударная и поддерживающая дозы. Широта терапевтического действия и терапевтический индекс (ТИ). Закономерность „доза-эффект”.

Виды негативного влияния лекарственных веществ на организм: лекарственная аллергия, эмбриотоксический, тератогенный, фетотоксический, мутагенный, канцерогенный эффекты, дисбактериоз, суперинфекция, синдром отмены. Специфическое (органотропное) нежелательное действие лекарственных средств. Правила, каких необходимо придерживаться, для избежания негативного действия лекарств. Понятие об идиосинкразии и лекарственной болезни.

Комбинированное действие лекарственных веществ. Понятие о синергизме, его видах – суммация и потенцирование. Виды антагонизма - химический, физический, функциональный; его значение при отравлениях (антидоты, патогенетические и симптоматические средства). Явления, которые возникают при повторном введении лекарств: привыкание (толерантность и тахифилаксия), кумуляция, пристрастие.

Понятие о биологической стандартизации и биологическом контроле качества лекарств. Требования Государственной фармакопеи и рекомендации международных конференций. Единицы активности и стандартные препараты.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для самоподготовки к практическим занятиям по фармакологии для студентов ІІІ-IV курса фармацевтического факультета iconМетодические указания для самоподготовки и выполнения практических...
Методические указания предназначены для студентов V курса фармацевтического факультета дневной формы обучения по специальности 110201....

Методические рекомендации для самоподготовки к практическим занятиям по фармакологии для студентов ІІІ-IV курса фармацевтического факультета iconМетодические указания и перечень учебных таблиц по организации и...
Методические указания предназначены для студентов IV курса фармацевтического факультета дневной формы обучения по специальности 110206....

Методические рекомендации для самоподготовки к практическим занятиям по фармакологии для студентов ІІІ-IV курса фармацевтического факультета iconИ медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям...
Методические указания предназначены для студентов фармацевтических факультетов

Методические рекомендации для самоподготовки к практическим занятиям по фармакологии для студентов ІІІ-IV курса фармацевтического факультета iconМетодические рекомендации по патофизиологии для самостоятельной внеаудиторной работы
Методические рекомендации предназначены для студентов 3 курса фармацевтического факультета

Методические рекомендации для самоподготовки к практическим занятиям по фармакологии для студентов ІІІ-IV курса фармацевтического факультета iconМетодические рекомендации для доаудиторной подготовки к практическим...
Методические рекомендации для доаудиторной подготовки к практическим занятиям по инфекционным болезням (содержательный модуль 2)...

Методические рекомендации для самоподготовки к практическим занятиям по фармакологии для студентов ІІІ-IV курса фармацевтического факультета iconМетодические рекомендации предназначены для проведения производственной...
Методические рекомендации предназначены для проведения производственной практики по организации и экономике фармации для студентов...

Методические рекомендации для самоподготовки к практическим занятиям по фармакологии для студентов ІІІ-IV курса фармацевтического факультета iconМетодические указания к практическим занятиям студентов II курса...
Физиология системы крови: Методические указания к практическим занятиям студентов 2 курса / Сост. В. Г. Самохвалов, Н. И. Пандикидис,...

Методические рекомендации для самоподготовки к практическим занятиям по фармакологии для студентов ІІІ-IV курса фармацевтического факультета iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям для...
История Украины: методические указания для подготовки к практическим занятиям для студентов 1 курса всех факультетов. – Донецк: днму,...

Методические рекомендации для самоподготовки к практическим занятиям по фармакологии для студентов ІІІ-IV курса фармацевтического факультета iconМетодические указания к практическим занятиям из дисциплины “Ресурсоведение...
Тема: Вступление к ресурсоведение. Основные понятия и содержание ресурсных исследований

Методические рекомендации для самоподготовки к практическим занятиям по фармакологии для студентов ІІІ-IV курса фармацевтического факультета iconМетодические указания для студентов V курса медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Заболевание новорожденных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<