Іванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І ііі ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель




Скачать 85.75 Kb.
НазваниеІванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І ііі ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель
Дата публикации27.04.2014
Размер85.75 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Биология > Документы
Автор - Іванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І – ІІІ ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель вищої категорії, вчитель – методист

Педагогічний стаж – 24 роки.

Контактні дані: тел. (04843)34092, моб. 0986261416
Назва розробки:

Екологічна гра «Птахи дельти Дунаю»(російською мовою)
Коротка анотація:

Захід «Птахи дельти Дунаю» направлений на виховання в учнів особистої відповідальності за всіх живих істот на землі, бережливого ставлення до довкілля. В ігровій формі учні отримують інформацію про види птахів, які занесені до Червоної книги України. Основною метою цього заходу є ознайомлення учнів з різноманітністю тваринного світу Дунайського біосферного заповідника, станом водних екосистем, екологічними проблемами півдня України.

Цей захід можна провести до Міжнародного дня водно-болотних угідь, або до дня птахів для учнів 5 – 6 класів. В якості ведучих та журі слід брати учнів 8 – 9 класів, що виявляють цікавість до вивчення біології. Ці учні самостійно знаходять інформацію про птахів, вчаться виступати на публіці.

Представлена розробка екологічної гри «Птахи дельти Дунаю» може бути використана в будь-якому учбовому закладі як виховна година, так і як позакласний захід для учнів основної школи.

^ Птицы дельты Дуная

Экологическая игра
Оборудование: выставка книг о птицах, карточки с буквами, фотографии птиц (ходулочника, пеликана, каравайки, колпицы) из серии «Животный и растительный мир дельты Дуная», литература о Дунайском биосферном заповеднике.
Учитель биологии. Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный классный час. Он посвящен отношениям человека и природы. Речь у нас пойдет о птицах родного края, занесенных в Красную книгу Украины. Что это такое – Красная книга.

Существует несколько томов, изданных МСОП. Цвет переплета у них красный. Отсюда и название – Красная книга. Даже цвет предупреждает нас об опасности… О какой же? Оказывается, мы с вами спокойно живем, заняты какими-то делами и не замечаем того, что в окружающей нас природе что-то стремительно меняется, что вокруг нас гибнет много живого. Некоторые виды растений и животных в последние годы вовсе исчезли на планете…

Красная книга имеет листы разного цвета. Исчезающие виды и виды, находящиеся под угрозой исчезновения, помещены на красных листах. Сведения о тех видах, численность которых еще достаточно высока, но неуклонно продолжает сокращаться, можно найти на желтых листах. Третья категория – виды, которые традиционно редки. Сведения о них даются на белых листах. Четвертую категорию составили так называемые неопределенные виды: они мало изучены и тоже редко встречаются. О них рассказано на серых листах. И, наконец, последняя, пятая категория – виды, численность которых усилиями человека восстановлена на планете. Об этих животных и растениях можно прочитать на зеленых страницах книги.

А сейчас, ребята, вы сможете поучаствовать в конкурсе «Отгадай птицу». Эту игру будут вести мои помощницы – учащиеся 8 класса. У нас состоится три тура и финал, как в «Поле чудес», но без барабана. На доске расположены перевернутые карточки с буквами. Каждое слово – это название птицы, обитающей в Дунайских плавнях. Надо угадать название этой птицы. Первый тур будет вести…(представление ведущей).
Первая ведущая. В первом туре будут участвовать те ребята, которые отгадают мои загадки о птицах:

1. Днем спит, ночью летает

и прохожих пугает.

(СОВА)

2. Посреди деревьев

кузнецы куют.

(ДЯТЛЫ)

3. На одной ноге стоит,

в воду пристально глядит,

иль гуляет в камышах –

ищет шустрых лягушат.

(ЦАПЛЯ)
Первая ведущая (приглашает ребят, отгадавших загадки). Объясняю условия игры. Каждый участник называет одну букву. Если такая буква есть в слове, то можно назвать вторую букву, или целое слово. Если буквы такой нет в слове, то ход переходит к следующему участнику. Внимание! Первое слово – это название птицы, имеющей высокие ноги и умеющей «гавкать».

(ХОДУЛОЧНИК)
Когда слово отгадано, все участники получают призы, а победитель приглашается на финал. Учитель показывает всем фотографию ходулочника. Затем ученица, которая вела первый тур, выступает с сообщением о ходулочнике (по книге «Жизнь животных»).

Учитель. Прежде чем начать второй тур, еще одна моя помощница расскажет вам о том, много ли перьев у птиц.

Вторая ведущая. Больше, чем звезд на небе. Больше всего перьев у лебедя. У него - 25 тысяч перышек. Только пятая часть растет на теле, а остальные – на голове и шее. У голубя всего 2 600 перьев.

Учитель. Я думаю, что вы знаете, зачем нужны перья птице? Пух согревает и маленьких птенцов. Интересно, а кто из водоплавающих птиц наших плавней раньше всех строит гнездо и откладывает яйца?

Вторая ведущая. Пионером в гнездовании среди водоплавающих птиц в дельте Дуная является серый гусь. В отдельные весны уже в первой декаде марта, когда еще и лед полностью не растаял, можно встретить на кромке зарослей их относительно некрупные гнездовые постройки с 4-5 яйцами. К концу же первой декады апреля в отдельные сезоны бывают и первые пушистые гусята, которые растут очень быстро. В конце июня в небе можно видеть уже хорошо летающие семейные группы. Значительная часть этих птиц так и проводит в дельте Дуная всю зиму и лишь во время длительных похолоданий с обильными снегопадами откочевывает несколько южнее.

Учитель представляет третью ведущую, которая проводит второй тур.

Третья ведущая. Чтобы стать участниками второго тура, вы должны отгадать мои загадки о птицах:

1. Мальчишка в сером армячишке, по дворам гуляет, крохи подбирает, по полям ночует, зернышки ворует.

(ВОРОБЕЙ)

2. На шесте дворец,

во дворце - певец.

(СКВОРЕЦ)

  1. Летать летаю,

птиц всех забиваю.

(ОРЕЛ)

Третья ведущая приглашает участников второго тура и объясняет, что они должны отгадать название птицы, обитающей в Дунайских плавнях. Подсказка: название этой птицы почти такое же, как название хлебобулочного изделия, которое пекут на свадьбах.

(КАРАВАЙКА)
Все участники третьего тура получают призы, а победитель приглашается на финал. Учитель показывает фотографию каравайки, а третья ведущая выступает с сообщением о данной птице (по материалам книги «Жизнь животных»).

Учитель. Перед следующим туром вторая ведущая расскажет нам о рекордах птиц, обитающих в дельте Дуная.

Вторая ведущая. Самые крупные птицы дельты Дуная – лебедь - шипун (весит 8-13кг) и пеликан кудрявый (весит 9-13кг). Самый крупный пернатый хищник – орлан - белохвост. Размах его крыльев достигает 2,4 метра, а масса – 6,5кг. Самую крупную добычу может проглотить целиком пеликан кудрявый – рыбу массой до 3кг. Наибольшую скорость развивает в полете сокол – сапсан во время пикирования на добычу – более 100 км/час. Самое крупное гнездо – у лебедя – шипуна. Иногда оно достигает 2,9 метра в диаметре. Чаще всего гнездо плавающее. В отдельных случаях оно выдерживает массу взрослого человека.

Учитель представляет четвертую ведущую, которая проведет третий тур.

Четвертая ведущая. Чтобы стать участником третьего тура, вы должны отгадать мои загадки о птицах:

  1. В воде купался,

сухим остался.

(ГУСЬ)

  1. Живет в лесу,

ухает как разбойник,

люди его боятся,

а он людей не боится.

(ФИЛИН)

3. Черных птиц летают тучи,

заселил обрывы, кручи,

а еще он – рыбий враг.

(БАКЛАН)
Ведущая (приглашает участников третьего тура). Внимание! Вопрос! Какая птица, обитающая в дельте Дуная, запасает пищу во рту?

(ПЕЛИКАН)
По окончании третьего тура четвертая ведущая выступает с сообщением о пеликане (сообщения ученики 8 класса готовят самостоятельно). Учитель показывает фотографии пеликанов

Учитель. В украинской части дельты Дуная пеликаны только кормятся и отдыхают, гнездятся же они, главным образом, в одном из наиболее укромных мест дельты – румынском урочище Рошка Бугаева. Здесь расположена самая крупная в мире колония розовых пеликанов – в отдельные годы она насчитывала более 4 000 пар. Поэтому именно пеликан изображен на эмблеме румынского биосферного резервата «Дельта Дуная».

Учитель. Перед финалом вторая ведущая расскажет вам о самой незаметной птице наших плавней.

Вторая ведущая. Большинство птиц водно-болотных угодий Придунавья гнездятся в колониях. Лишь большие выпи, именуемые за характерный крик бугаями, размножаются одиночными парами. Громкие и гулкие крики этих птиц вечерами и ночью бывают слышны очень далеко, за 2-3километра. Увидеть выпь в природе нелегко. Днем она бездеятельна, скрывается в зарослях; при этом она стоит обычно на одной ноге, сгорбившись и вытянув шею. Основная пища выпей – рыба: караси, окуни, нередко и щука. Они могут питаться лягушками, головастиками, червями, жуками – плавунцами. Зимой в плавнях можно заметить на снегу следы выпи возле «лаза» ондатры. Она там караулит свою добычу – может съесть и ондатру, если нет рыбы.

Учитель. Финальную игру проведет…(представление пятого ведущего)

Пятый ведущий. В финале участвуют победители предыдущих трех туров. Внимание! Вопрос! Какая птица, обитающая в Дунайских плавнях, изображена на эмблеме Дунайского биосферного заповедника?

(КОЛПИЦА)

Победитель награждается призом. Учитель показывает фотографию колпицы и эмблему Дунайского биосферного заповедника, а пятый ведущий выступает с сообщением о колпице (по материалам многотомника «Жизнь животных»).

Учитель. Вот и завершилась наша игра. Но сегодня, ребята, вы не только играли, вы еще узнали о тех птицах нашей местности, которых нужно охранять. И колпица, и ходулочник, и каравайка, а также кудрявый и розовый пеликаны занесены в Красную книгу Украины. Мы настолько привыкли видеть летающих над нами пеликанов, чаек, аистов, что не представляем, как может быть иначе. Дельта Дуная – это прекрасная «страна» - «страна, де блукають казки». Так называется стихотворение выпускницы нашей школы Ивановой Н.А.
Там, де блукають казки

Епітетів не вистачає,

Щоб змалювать все навкруги.

Та кожен тут слова втрачає –

І тільки помахом руки
Прекрасний світ оцей вітає.

Плакучі верби та ставки,

Де каченя перелітає

З латаття в воду, й навпаки.

Відпочивають пелікани

На щойно вимитій косі.

Цей світ, як Марс, іще незнаний

У комиші та у лозі.
Цей світ – у ковдрах ряски,

У ситім гомоні пташок.

І саме тут блукають казки,

Для того, щоб їх хтось знайшов…

Заключение

Экологическое воспитание является неотъемлемой и важной составной частью учебно-воспитательного процесса. Внеклассные мероприятия экологического характера должны развивать экологическую культуру у учащихся, воспитывать уважительное, бережное отношение к окружающему миру. Экологическое мировоззрение нужно формировать на основе знаний о природе того края, где живешь, о природе Украины.

Чувства удивления и восхищения должны быть первыми при изучении флоры и фауны в младших и средних классах, т.к. процесс познания происходит намного легче и быстрее именно через чувства и эмоции. Получая знания о разнообразии растительного и животного мира своей местности в игровой форме, ученики лучше запоминают виды организмов, могут в дальнейшем их легко узнавать в природе.

Список использованных источников:

  1. Жизнь животных. В 7 т. /Гл. ред.: В. Е. Соколов. Т 6. Птицы / Под ред. В. Д. Ильчева, А. В. Михеева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 527 с.

  2. Жмуд Е.И., Федоренко В.А. Дунайский биосферный заповедник: территория и организация // Дельта и человек. - № 6-7, 2007. – 8с.

  3. Жмуд М.Е. Пернатые обитатели дельты Дуная // Дельта Дуная. – Одесса: из-во «Все живое» - с. 13 -16.

  4. Жмуд М.Е. К странице рекордов дельты Дуная // Дельта Дуная. – Одесса: из-во «Все живое» - с. 25.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Іванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І ііі ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель iconМурзак Лариса Валентинівна, вчитель початкових класів та музики,...

Іванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І ііі ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель iconМ іський методичний кабінет Загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів...
Заступник директора з нр загальноосвітньої школи І-ІІІ ступенів №2 Кіровської міської ради Донецької області

Іванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І ііі ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель iconКонкурс проектів з інформатики «Весела наука»
Одеської приватної загальноосвітньої школи І-ІІІ ступенів – ліцею «Чорноморський» доводить до Вашого відома, що протягом лютого-березня...

Іванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І ііі ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель icon«бережи здоров’я змолоду» підготувала вчитель біології, хімії, І...
Учасники: учні 7-11 класів (5 чоловік збірна команда + капітан, назви команд, емблеми, девіз; болільники)

Іванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І ііі ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель iconРозробив: вчитель російської філології середньої загальноосвітньої школи №15 І-ІІІ ступенів
Цель: обобщить и систематизировать изученный материал по теме; совершенствовать речевые навыки и навыки выразительного чтения; развивать...

Іванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І ііі ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель iconТема: «Природна зона степу»
Туркіна Раїса Миколаївна, вчитель географії Успенської гімназії №1 Лутугинської районної ради

Іванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І ііі ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель iconМетодическое пособие для учащихся 7 11 классов укладач
...

Іванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І ііі ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель iconПлужник Л. С., заступник директора з виховної роботи Лебединської...

Іванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І ііі ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель iconТема: Единство химического состава организмов
Антонова Н. І., вчитель біології Макіївського міського ліцею, вчитель вищої категорії, педагогічний стаж – 21 рік

Іванова Віра Миколаївна, вчитель біології та хімії Приморської загальноосвітньої школи І ііі ступенів Кілійської районної ради Одеської області, вчитель iconОльга Леонідівна Дата народження
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<