Методические рекомендации для самостоятельной роботы студентов при подготовке к практическому занятию




НазваниеМетодические рекомендации для самостоятельной роботы студентов при подготовке к практическому занятию
страница1/4
Дата публикации02.06.2014
Размер0.49 Mb.
ТипМетодические рекомендации
uchebilka.ru > Биология > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Министерство Здравоохранения Украины

Винницкий национальний медицинский университет им. Н.И. Пирогова


Методические рекомендации

для самостоятельной роботы студентов

при подготовке к практическому занятию

Учебная дисциплина

Акушерство и гинекология

Модуль №

2

Содержательный модуль №

3

Тема занятия

Посляродовые септические заболевания. Классификация. Этиология. Патогенез. Диагностика. Современные принципы лечения, профилактика. Лактационный мастит. Клиника, современная терапия. Методы угнетения лактации.

курс

5

факультет

Медицинский №1


Винница 2013

1. Актуальность темы

Известно, что возникновение послеродовых инфекционных осложнений связано с нарушением динамического равновесия между микро- и макроорганизмом, что в свою очередь, зависит от количественного и качественного состава микрофлоры, состояния иммунологической реактивности организма и наличия входных ворот.

В современных условиях увеличение количества послеродовых септических заболеваний связано со сменой видового состава возбудителей и их биологических свойств, увеличением количества разных асоциаций микроорганизмов, в том числе аэробных и анаэробных, увеличение роли грам-отрицательной микрофлоры. Нерациональное применение антибиотиков, как по выбору, так и по дозировке способствует быстрому формированию стойкости микрофлоры к ним, стимулирует образование антибитикорезистентных и даже антибиотикозависимых микроорганизмов, обуславливает увеличение условнопатогенной микрофлоры.

Омечается смена бактерильных возбудителей септических заболеваний. Вследствии транзиторного иммунодефицита во время первых дней послеродового периода обеспечивает гнойно-септические заболевания. Этому способствуют экстрагенитальная, акушерская патология, увеличение частоты оперативных вмешательств и их объем. Внедрение новых инвазивных методов обследования. Значимым является влияние неблагоприятных экологических условий и неблагоприятные социально-экономические условия страны.

Количественные и качественные изменения состава и свойств возбудителей послеродовой инфекции влияют не только на частоту отдельных форм гнойно-септических заболеваний, а и значительно изменили их клиническую картину. Как следствие возникли трудности в диагностике, профилактике и лечении этих осложнений.

2. Конкретные цели

2.1. Студент должен знать:

1. Этиологию, патогенез возникновения посляродовых воспалительных заболеваний. Осложнения ІІ та ІІІ периодов родов, которые могут стать причиной послеродовых воспалительных заболеваний

2. Клиника, методы диагностики послеродовых воспалительных заболеваний І-ІІ, ІІІ-ІV этапов (по классификации Сазонова-Бартельса)

3. Пути генерализации послеродовых восполительных заболеваний

4. Принципы лечения и профилактики послеродовых воспалительных заболеваний в зависимости от этапа распространения инфекции

5. Клиника, методы диагностики послеродового перитонита, принципы интенсивной терапии.

6. Особенности течения перитонита после кесаревого сечения

7. Клиника, патогенез, принципы лечения септического шока

8. Принципы диагностики и лечения генерализованной септической инфекции

9. Этиология и патогенез возникновения послеродового лактационного мастита

10. Методы современного лечения лактационного мастита

11. Методы и показания для подавления лактации

12. Уметь диагностировать и составлять план ведения при перетоните после кесарева сечения в зависимости от причин, которые к нему привели

13. Знать объем операции при перетоните после кесарева сечения

14. Диагностировать и оказывать неотложную помощь при септическом шоке

15. Выявлять основные признаки анаэробной газовой инфекции и оказывать неотложную помощь

16. Знать проявления SIRS синдрома
2.2. Студент должен уметь:

1. Диагностировать послеродовый воспалительный процес в зависимости от этапа распространения инфекции, используя анамнестические данные, результаты клинического обследования, полученные данные лабораторных и других методов обследования.

2. Оказати неотложную помощь при септическом шоке.

3. Обосновать принципы терапии у женщин с перитонитом, прогрессирующим тромбофлебитом и больных с генерализованной септической инфекцией.

3. Базовый уровень подготовки

Название предыдущей дисциплины

Полученные навыки

Нормальная анатомия

Применять знания анатомии женских половых органов, молочных желез.

Нормальная физиология

Физиологические условия для нормального течения беременности, родов и послеродового периода, состояние физиологической лактации

Патологическая физиология

Патофизиологические изменения, которые могут привести к осложнениям как во время беременности, родов так и в послеродовом периоде

Фармакология

Фармокодинамика лекарственных препаратов, которые применяют при лечении послеродовых септических заболеваний

Патологическая анатомия

Применение знаний анатомических изменений, которые являются причиной нарушений нормального течения послеродового периода.

4. Задания для самостоятельной работы во время подготовки к занятию

4.1. Перечень основных терминов, понятий, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию.

Термин

Определение

І этап инфекции

Инфекция ограничена областью посляпородовой раны (послеродовая язва, эдометрит)

ІІ этап инфекции

Инфекция переходит за пределы раны, но остается локализованной (метрит, параметрит, ограниченный тромбофлебит, тазовый тромбофлебит, сальпингоофорит, пельвиоперитонит)


ІІІ этап инфекции

Инфекция по клиническим проявлениям сходна с генерализованной (послеродовый перитонит, септический шок, прогрессирующий тромбофлебіт, анаэробная газовая инфекция)

ІV этап инфекции

Генерализованная послеродовая инфекция

Варианты генерализованной инфекции

1.Энокардиальный (септическое поражение сердца по типу эндокардита, панкардита)

2.Перитонеальный, полисерозный – гнойное воспаление больших серозных полостей

3.Тромбофлебитический – анатомически субстрат это тромбофлебит

4.Лимфангический – генерализация инфекции происходит лимфогенным путем

Послеродовая язва

Это инфецированные раны (трещины, розрывы), которые возникли во время родов на промежности, вульве, влагалище, на шейке матки

Эндометрит

Воспаление внутренней поверхности матки (эндометрия)

Метрит

Более глубокое, чем при эндометрите поражение стенки матки, которое возникает при переходе инфекции по лимфатическим щелям и сосудам

Параметрит

Воспаление околоматочной клетчатки

Сальпингоофорит

Воспаление маточных труб и яичников

Пельвиоперитонит

Воспаление тазовой брюшины

Тромбофлебит

Это воспаление поверхностных или глубоких вен (метротромбофлебит, тромбофлебит тазовых вен, бедренных вен)

Послеродовый перитонит

Гнойное воспаление брюшины

І вариант акушерского перитонита по Серову

Инфицирование брюшины на фоне хорионамнионита или длительного безводного промежутка

ІІ вариант акушерского перитонита по Серову

Инфицирование брюшины на фоне пареза кишечника

ІІІ вариант акушерского перитонита по Серову

Инфицировани брюшины вследствии неполноценности или несостоятельности швов на матке после кесарева сечения

Септический шок

Клинический синдром, который возникает вследствии воспалительного ответа на инфекцию и проявляется нарушением способности организма поддерживать гемодинамику и гомеостаз в результате неадекватной оксигенации тканей и циркуляторных нарушений

Синдром системного воспалительного ответа (Systemic Inflammatory Response Syndrom - SIRS)

Системный воспалительный ответ на различные тяжелые клинические повреждения, которые проявляются двумя или больше проявлениями:

1.Температура тела больше 38ºС или ниже 36ºС

2.ЧСС более 90 уд/мин.

3.Частота дыхания более 20 в минуту или Ра СО²ниже 32 мм тр.ст

4.Количество лейкоцитов более 12000/мм², меньше 400/мм³ или больше 10% юнных форм

Сепсис

Системный воспалительный ответ на достоверно выявленную инфекцию при отсутствии других возможных причин для подобных изменений, которые характерны для SIRS. Клиническая манифестация включает 2 или больше проявлений:

1.Температура тела больше 38ºС или ниже 36ºС

2.ЧСС более 90 уд/мин.

3.Частота дыхания более 20 в минуту или Ра СО²ниже 32 мм тр.ст

4.Количество лейкоцитов более 12000/мм², меньше 400/мм³ или больше 10% юнных форм


Септический шок (SIRS-шок)

Это осложнение тяжелого сепсиса и определяется как: сепсис – индуцированная гипотензия, которая не поддается коррекции адекватным пополнением жидкости; перфузионные нарушения, которые могут включать явления ацидоза, олигурию или острое нарушение психического статуса

Послеродовый мастит

Воспаление молочной железы

4.2. Теоретические вопросы к занятию

  1. Этиология, патогенез и факторы рисика для развития послеродовых септических заболеваний

  2. Патогенез развития послеродових септических заболеваний

  3. Пути распространения послеродовых воспалительных заболеваний

  4. Классификация послеродовых септических заболеваний по Сазонову-Бартельсу

  5. Варианты генерализованной инфекции

  6. Послеродовая лохиометра, гематометра диагностика и терапия

  7. Послеродовая язва клиника, диагностика и лечение

  8. Послеродовый эндометрит, метрит клиника, диагностика и лечение. Показания к выскабливанию полости матки

  9. Особенности течения гонореи в послеродовом периоде

  10. Особенности клиники, диагностики и лечения параметрита, сальпигноофорита, пельвиоперитонита

  11. Клиника, диагностика и лечение послеродового нераспространенного тромбофлебиту

  12. Этиология и патогенез перитонита после кесарева сечения как ІІІ этапа распространения инфекции в послеродовом периоде

  13. Особенности клинического течения перитонита после кесарева сечения

  14. Клинические особенности и отличие акушерского перитонита от хирургического

  15. Патогенез септического шока

  16. Клиника и диагностика септического шока в зависимости от стадии

  17. Основные принципы неотложной помощи при септическом шоке

  18. Клиника, диагностика и лечение прогрессирующего тромбофлебита

  19. Клиника, диагностика и лечение анаэробной газовой инфекции

  20. Профилактика послеродовых септических заболеваний

  21. Этиология и патогенез развития послеродового лактационного мастита

  22. Классификация лактационного мастита

  23. Клиника и диагностика мастита

  24. Лечение послеродового лактостаза

  25. Показания к угнетению лактации

  26. Методы угнетения лактации

  27. Профилактика лактационного мастита


4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии

  1. Провести сбор анамнеза.

  2. Оценить объективно состояние женщины

  3. Провести вагинальное исследование

  4. Оценить размеры, консистенцию матки, ее болезненность

  5. Оценить характер лохий из полових путей

  6. Интерпретировать данне лабораторных исследований (анализ крови, выделений, бактериологический посев и другие)

  7. Обосновать выбор метода лечения у конкретной роженицы с послеродовым септическим осложнением

  8. Выписать реценты на основные антибактериальные, десенсибилизирующие, дезинтоксикационные, антисептические препараты


^ 5. Содержание темы

Этиология и патогенез послеродовых септических заболеваний

В патологииї послеродового периода важное место занимают воспалительные заболевания, которые могут быть связаны с процессами детородной функцииї женщины, вызванные разными возбудителями септической инфекции, так и интеркурентными заболеваниями, которые могут быть самостоятельным воспалительным процессом (ОРВИ, ангина и другие), случайными для послеродового периода.

Общим для них есть наличие возбудителя и воспалительный процесс. Однако, необходимо помнить, что в послеродовом периоде воспалительный процесс может быть вызван как инфекцией, так и продуктами распада тканей, так как послеродовая плацентарная площадка является раной со всеми особенностями возможного осложнения как раневая инфекция и воспалительной реакцией организма – может розвиться синдром системного воспалительного ответа (systemic inflamatory response syndrom – SIRS). Возбудителями послеродових септических заболеваний могут быть разные микроорганизмы, но наиболее значимы стафилококки, стрептококки, другие грам+ бактерии, грам- флора: кишечная палочка, клебсиелы, протеи, синегнойная палочка, гонококк, анаэробы, бактероиды, фузобактерии и другие.

Входными воротами для инфекции является внутренняя раневая поверхность матки, могут быть трещины, ссадины, розрывы промежности, влагалища, шейки матки.

Основными путями распространения послеродовой инфекции наиболее часто являются кровеносные сосуды -–гематогенный путь, реже – лимфатические сосуды – лимфогенный путь, еще реже – инфекция распространяется каналами матки и маточных труб – интраканаликулярный путь.

В патогенетическом отношении гнойно-воспалительное послеродовое заболевание имеет динамический характер. Оно возникает и развивается вследствии взаимодействия двух основных систем: макро и микроорганизма. Решающую роль в развитии послеродовой инфекции принадлежит макроорганизму, его реактивности и сопротивляемости. Сопротивляемость организма связана с функциональным состоянием и деятельностью всех его органов и систем.

Поскольку в процессе филогенеза в организме женщины вырабатываются защитные механизмы (иммунитет) местного и общего характера, что препятствует развиткию инфекции, непосредственного попадания микроорганизма на раневую поверхность половых органов для возникновения септической инфекции недостаточно. Имеет значение вирулентность возбудителя, состояние тканей раневых ворот, размеры травмы тканей.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для самостоятельной роботы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной роботы студентов при...
Посляродовые септические заболевания. Классификация. Этиология. Патогенез. Диагностика. Современные принципы лечения, профилактика....

Методические рекомендации для самостоятельной роботы студентов при подготовке к практическому занятию iconПатологические состояния репродуктивной системы в детском и подростковом возрасте
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Методические рекомендации для самостоятельной роботы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
Женские урогенитальные воспалительные заболевания. Диагностика, лечение и профилактика

Методические рекомендации для самостоятельной роботы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
Нарушение менструальной функции в разные возрастные периоды. Нейроэндокринные синдромы в гинекологии

Методические рекомендации для самостоятельной роботы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
А знание алгоритма действий врача при остром дистресса плода в родах сохраняет жизнь ребенку

Методические рекомендации для самостоятельной роботы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
Акушерские кровотечения. Геморагический шок. Двс-синдром. Интенсивная терапия кровотечений в акушерстве

Методические рекомендации для самостоятельной роботы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
Физиология беременности. Перинатальная охрана плода. Методы обследования беременные. Акушерская терминология

Методические рекомендации для самостоятельной роботы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
Доброкачественные опухоли женских половых органов. Диагностика, лечение и профилактика. Гинекологические аспекты заболеваний молочной...

Методические рекомендации для самостоятельной роботы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
...

Методические рекомендации для самостоятельной роботы студентов при подготовке к практическому занятию iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов при...
При изучении данной темы нужно обращать внимание студентов на важность правильного выбора из большого количества различных видов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<