Східноукраїнський національний університет




Скачать 225.99 Kb.
НазваниеСхідноукраїнський національний університет
Дата публикации27.02.2013
Размер225.99 Kb.
ТипКонспект
uchebilka.ru > Биология > Конспект


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

імені ВОЛОДИМИРА ДАЛЯ

Інститут післядипломної освіти та дистанційного

навчання

Сєвєродонецьке відділення

«ЗАТВЕРДЖЕНО»

Директор ІПОДН СНУ імені В.Даля

____________________Плахута А.Г.

«_____»__________________2012 р.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ

з дисципліни "Самоменеджмент"

для перепідготовки спеціалістів напрямку «Менеджмент»

спеціальності «Менеджмент організацій»
УХВАЛЕНО“

методичною радою

Сєвєродонецького Відділення

Інституту післядипломної

освіти і дистанційного навчання

Протокол №__ від ________

Голова ради __________Н.М. Полякова

Сєвєродонецьк 2012

Конспект лекцій складений на основі Освітньо-професійної програми та Робочих навчальних планів перепідготовки спеціалістів

Склала: ст. викладач Плужник Я.А.

Введение


Под самоменеджментом целесообразно понимать междисциплинарную область знаний, изучающую методы создания и закономерности функционирования самоорганизующихся элементов и подсистем организации (отдельной личности или группы). Знание основ и овладение навыками самоменеджмента является необходимой предпосылкой формирования специалиста-менеджера.

Дисциплина «Самоменеджмент», рассматривая вопросы преимущественно прикладного характера, направлена на формирование навыков самосознания будущих менеджеров, их адекватной самооценки, навыков разработки и анализа собственных целей, планирования и организации повседневной деятельности, а также навыков самореализации и саморазвития. Кроме того, самоменеджмент направлен на формирование у студентов базы знаний относительно принципов и закономерностей функционирования самоорганизующихся команд и механизмов управления ими.

Задания для выполнения контрольной работы по курсу «Самоменеджмент» призваны расширить и закрепить знания, полученные студентами в ходе изучения лекционного материала и на практических и семинарских занятиях и выработать у них навыки эффективного самоуправления.

Каждое задание выполняется студентом после тщательного изучения соответствующих теоретических положений курса. Результатом выполнения контрольной работы является письменный отчет.
^

Задание 1. Управление личной карьерой


Карьера – это субъективное осознанные собственные представления работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это поступательное движение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Каждому человеку необходимо планировать свое будущее, свою карьеру, основываясь на своих потребностях.

Все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающей среды можно разделить на пять основных типов.

1. Профессии типа «человек – природа» связаны с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением Земли (геолог, геофизик, океанолог и т.п.), ее растительного и животного мира (ботаник, биолог, зоолог, кинолог, эколог и т.п.), производством продукции животноводства и растениеводства (садовод, агроном, овощевод, животновод, зоотехник и т.п.).

2. В профессиях типа «человек – техника» не обойтись без использования разнообразных машин и механизмов, приборов и инструментов. Сюда можно отнести великое множество промышленных и строительных специальностей (сталевар, литейщик, кузнец, токарь, слесарь, каменщик, швея, инженер и т.п.), а также вождение и обслуживание транспортных средств.

3. К профессиям типа «человек – знаковая система» смело можно отнести разнообразные специальности по формам обработки информации. Это работа с системами: языковыми (библиограф, нотариус, лингвист, историк и т.п.), абстрактно-математическими (статистик, математик, кассир, бухгалтер и т.п.), графическими (чертежник, конструктор, штурман и т.п.), с системами и средствами обработки знаков (программист, оператор ЭВМ и т.п.).

4. Основное содержание профессий типа «человек – художественный образ» – искусство, художественная культура. Сюда можно отнести творчество (архитектор, живописец, дизайнер, скульптор и т.п.), художественную обработку материалов (гравер, модельер, ювелир и т.п.), создание художественных зрелищ (композитор, дирижер, танцовщик, актер, режиссер).

5. Основным содержанием профессий «человек – человек» является общение. Здесь необходимо уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми. Сюда относятся педагогические профессии (учитель, воспитатель, вожатый, тренер), область юстиции (арбитр, юрисконсульт, милиционер, прокурор, адвокат), культпросветработа (библиотекарь, экскурсовод, гид-переводчик и т.п.). Медицинские профессии (санитар, фельдшер, медсестра, врач) в значительной степени относятся к этому виду деятельности, хотя отчасти попадают и в другие виды: «человек — природа» и «человек — техника».

В рамках настоящего задания студенту предлагается самостоятельно изучить литературу по вопросу планирования и управления собственной карьерой (прежде всего, рекомендуется пользоваться литературой, приведенной в конце методических указаний), а затем оценить свои склонности к тому или иному виду деятельности при помощи приведенного ниже теста.

Для того чтобы оценить свои профессиональные склонности, необходимо поставить знак «+» перед цифрой, если Вы согласны с приведенным утверждением, и знак «–», если не согласны. Если не можете отнести тип деятельности к себе, просто зачеркните эту цифру. По каждой из граф нужно подсчитать арифметическую сумму. Наибольшие полученные суммы указывают на соответствующие Вашим склонностям виды деятельности. Избирать профессию следует из этой области деятельности.

Студентам необходимо заполнить предлагаемую тестовую таблицу.

Таблица 1 – Матрица выбора типа профессиональной деятельности

№ п/п

Программа самооценки

Тип профессиональной деятельности

Человек – природа

Человек – техника

Человек – знаковая система

Человек – художественный образ

Человек-человек

1

Легко знакомлюсь с людьми













1

2

Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить




1










3

Охотно хожу в музей, театр и т.д.










1




4

Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

1













5

Охотно и подолгу могу что-либо вычислять, чертить







1







6

Охотно общаюсь со своими сверстниками, когда нужно помочь им













1

7

Охотно и часто помогаю старшим ухаживать за растениями, животными

1













8

Обычно делаю мало ошибок в письменных работах







1







9

Мои поделки обычно вызывают интерес у товарищей, старших по возрасту




2










10

Старшие по возрасту считают, что у Меня есть художественные склонности










2




11

Охотно читаю о растениях, животных

1













12

Активно участвую в художественной самодеятельности










1




13

Охотно читаю об устройстве машин, приборов




1










14

Охотно и подолгу могу решать трудные задачи, кроссворды, головоломки







2







15

Легко улаживаю разногласия между сверстниками или' младшими













2

16

Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой




2










1/

Мое художественное творчество одобряют










2




18

Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями, животными

2













19

Считают, что обычно мне удается подробно и ясно излагать мысли в письменной форме







2







20

Почти никогда не ссорюсь













1

21

Мои поделки одобряют незнакомые люди




1










22

Без особого труда усваиваю незнакомые или иностранные слова







1







23

Мне часто случается помогать незнакомым людям













2

24

Подолгу могу заниматься художественным творчеством










1




25

Люблю разбираться в устройстве машин и т.п.




1










26

Охотно наблюдаю за растениями, животными

1













27

Мне обычно удается убедить сверстников или младших поступать так, а не иначе













1

28

Охотно читаю научно-популярную, критическую, публицистическую литературу







1







29

Пробую свои силы в художественном творчестве










1







Итого:
















По результатам работы студент должен составить письменный отчет, включающий в себя реферативный обзор изученной литературы и результаты теста. В реферативном обзоре необходимо осветить (в произвольном порядке) следующие основные вопросы:

  1. Понятие карьеры и ее роль в жизни менеджера.

  2. Постановка целей управления карьерой.

  3. Самомаркетинг: предпосылки успешной карьеры.

  4. Влияние личных особенностей на выбор карьеры.

  5. Управление профессиональной карьерой.

  6. Поиск и получение работы.

  7. Самореклама как средство оптимального выбора.

  8. Технологии успешной адаптации в коллективе

Общий объем отчета должен составлять не менее 10 страниц.
^

Задание №2. Самофотография рабочего дня


Самофотография рабочего является базовым методом для анализа проблем управления временем. Она должна проводиться самим руководителем, независимо от того, какие затраты времени необходимы для этого на первом этапе.

Для проведения самофотографии студенту необходимо заранее заготовить бланк по форме табл. 2. В течение трех-четырех дней ему предлагается провести тщательный учет расходования собственного времени. Результаты наблюдений необходимо занести в таблицу.
Таблица 2 – Бланк учета времени с 15-минутным интервалом

Дата “___” ______________ 200__г.

6-00




12-00




18-00




6-15




12-15




18-15




6-30




12-30




18-30




6-45




12-45




18-45




7-00




13-00




19-00




7-15




13-15




19-15




7-30




13-30




19-30




7-45




13-45




19-45




8-00




14-00




20-00




8-15




14-15




20-15




8-30




14-30




20-30




8-45




14-45




20-45




9-00




15-00




21-00




9-15




15-15




21-15




9-30




15-30




21-30




9-45




15-45




21-45




10-00




16-00




22-00




10-15




16-15




22-15




10-30




16-30




22-30




10-45




16-45




22-45




11-00




17-00




23-00




11-15




17-15




23-15




11-30




17-30




23-30




11-45




17-45




23-45




Проанализируйте полученные данные, записывая результаты анализа в табл. 3. Анализ нужно проводить в тот же день, когда производился учет, чтобы как можно более полно определить причины потерь времени.

Таблица 3 – Анализ использования времени

  1. ^ Анализ приоритетных целей и задач

    Количество достигнутых целей и задач ___

    Некоторый прогресс __________________

    Без изменений _______________________

    Эффективность _____________________ %

    Проблемы:
    Решения:


  2. ^ Анализ неэффективного использования времени

    Использование времени

    Причина

    Продолжительность

    Решение

    1.

    2.












  3. Анализ дневного ритма

    Время

    Начало

    Конец

    Вид занятий

    1. Свободное время (промежутки)










    2. Наиболее продуктивное время










    3. Время наименьшей продуктивности










  4. ^ Анализ прерывателей времени

    Прерыватели

    Количество / время

    Эффективность,

    %

    Решение

    По плану

    Фактически

    1. Телефонные звонки













    2. Посетители













    3. Встречи / собрания













    4. Работа с документами



























  5. ^ Анализ делегирования

Что делегировано

Эффективность,

%

Решение

Другие возможности делегирования

1.

2.

3.







1.

2.

3.

При добросовестном подходе к выполнению задания студент должен получить достаточно полное представление о качестве использования собственного времени. При выставлении оценки преподаватель в первую очередь обращает внимание на глубину проведенного анализа и качество полученных выводов.

По результатам выполнения работы студент составляет письменный отчет объемом 5–7 страниц.
^

Задание №3. Организация рабочего места руководителя


Правильно организованное рабочее место играет важную роль в успешном осуществлении деятельности руководителя. Поэтому необходимо тщательно подходить к вопросу организации собственного рабочего места.

Вопросам организации рабочих мест руководителя уделяется достаточно большое внимание, поскольку эффективность работы последнего во многом определяет эффективность деятельности организации в целом. За время существования НОТ в этой области опубликовано большое количество работ, изучить которые и предлагается студенту в рамках настоящей самостоятельной работы.

Изучение рассматриваемого вопроса целесообразно начать с более общих пособий, посвященных организации труда вообще, а затем углубиться в специфику организации рабочих мест руководителей и специалистов.

По итогам выполнения самостоятельной работы студент составляет отчет, в котором излагает свое видение рациональной организации рабочего места руководителя. В отчете должны найти отражение следующие аспекты (в произвольном порядке).

  1. Основные принципы рациональной организации рабочих мест.

  2. Правила проектирования рабочих мест.

  3. Этапы разработки паспорта рабочего места.

  4. Планирования рабочих мест и схемы их размещения.

  5. Нормы площади для размещения служащих.

  6. Основные правила организации рабочего места.

  7. Техническое оснащение рабочих мест.

  8. Преимущества автоматизированных рабочих мест.

По результатам выполнения работы студент составляет письменный отчет объемом 5–7 страниц.
^

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. – М.: Нар. образование, 1995. – 288 с.

  2. Ассаджоли Р. Психосинтез: Теория и практика. – М.: REFL book, 1994. – 314 с.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М.С. Мацковского. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с.

  4. Будзан Б. Самоменеджмент: Управление своим временем: Курс для менеджеров // Офис. – 1998. – №1–2.

  5. Васильченко Ю.Л. Механизмы времени. Тайм-менеджмент: теория, практикум. – К.: Наша культура и наука, 2001. – 220 с.

  6. Вудкок М, Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: Дело Лтд, 1994. – 320 с.

  7. Гастев А.К. Как надо работать. – М.: Экономика, 1966. – 478 с.

  8. Гранин Д.А. Эта странная жизнь. – М.: Советская Россия, 1974 – 112 с.

  9. Грисволд Р. Как купаться в деньгах: Пер. с англ. – Минск: ООО «Попурри», 1999. – 176 с.

  10. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджер: Пер. с англ. – М.: Инф.-изд. дом «Филинъ», 1996. – 280 с.

  11. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП: Пер. с англ. – М: Независимая фирма «КЛАСС», 1997 –185 с.

  12. Довгань Л.Є. Праця керівника, або Практичний менеджмент. – К.: Екс об, 2002. – 384 с.

  13. Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках: (Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время): Пер. с нем. – М.: Экономика, 1990. – 232 с.

  14. Камерон-Бандлер Л., Гордон Д., Лебо М. Ноу-хау. Руководство по самосовершенствованию во имя лучшего будущего. – Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997. – 288 с.

  15. Карпичев В. Самоменеджмент: Введение в проблему // Проблемы теории и практики управления. – 1994. - №3.

  16. Керженцев П.М. Принципы организации. – М.: Экономика, 1968. – 464 с.

  17. Кови С. Семь навыков лидера: Пер. с англ. – Минск: ВЕГАПРИНТ, 1996. – 448 с.

  18. Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности: - М. Новая школа, 1996 – 389 с.

  19. Лакейн А. Искусство успевать: Пер. с англ. – М.: Агентство «ФИАР», 1996. – 320 с.

  20. Лукашевич Н.П. Теория и практика самоменеджмента: Учеб. пособие. – К: МАУП, 2002. – 360 с.

  21. Льюис Д. Стресс-менеджер: Пер. с англ. – М.: Изд-во «Релф-Бук», ООО Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 240 с.

  22. Ниссенен Й., Воутилайнен Э. Время руководителя: Эффективность использования: Сокр. пер. с фин. – М.: Экономика, 1988. – 192 с.

  23. Перерва П.Г. Самомаркетинг менеджера и бизнесмена. – Ростов-на-Дону, 2003. – 592 с.

  24. Персональный менеджмент / С.Д. Резник, Е.Д. Удалов, С.Н. Соколов и др. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 622 с.

  25. Рехтшафен С. Мастерская времени: Пер. с англ. – К.: София Ltd., 1997 – 288 c.

  26. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 222 с.

  27. Сенека Л.-А. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. М.: Художественная литература, 1986. – 543 с.

  28. Томан І. Як удосконалювати самого себе. – К.: Політвидав України, 1988. – 319 с.

  29. Трейси Б. Достижение максимума. – Минск: Попурри, 2000. – 368 с.

  30. Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г.Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд: – М.: Республика, 1992 – 352 с.

  31. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера / Управление развитием организации: 17-модульная программа для менеджеров: Модуль 9. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 81.

  32. Формирование умений и навыков в области познавательной деятельности в процессе изучения основ наук / Материалы конференции. – Ч. 1 – 2. – Славянск, 1974.

  33. Форсайт П. Делу – время: Как правильно распоряжаться своим временем: Пер. с англ. – Минск: Амалфея, 1998. – 272 с.

  34. Хроленко А.Т. Самоменеджмент: Для тех, кому от 16 до 20. – М. Экономика, 1996. – 139 с.

  35. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. – М.: АО Издат. группа «Прогресс-интер», 1993. – 240 с.

  36. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: Искусство менеджера. – М.: Ассиана, 1996. – 320 с.

  37. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. – М.: Экономика, 1972. – 223 с.

  38. Эпштейн С., Бродский А. Вы мудрее, чем Вы думаете. – Минск: Попурри, 2000.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Контроллинг в системе управления предприятием. Информационное обеспечение контроллинга

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Контроллинг в системе управления предприятием. Информационное обеспечение контроллинга

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Управлінські інформаційні системи в аналізі та аудиті" для спеціальності 050106 "Облік та аудит"

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Конспект лекцій складений на основі освітньо-професійної програми підготовки бакалавра та робочого навчального плану напрямку 030601...

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Варіанти контрольних робіт складені на основі Освітньо професійної програми підготовки та перепідготовки спеціаліста та робочого...

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Введение в валеологию. Предмет и сущность педагогической валеологии. Основополагающие принципы валеологии. Методы валеологических...

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Методичні вказівки до практичних занять складені на основі робочої навчальної програми з дисципліни «Контролінг» для 050201 «Менеджмент...

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Контрольна робота є однією з форм підготовки фахівців вищої кваліфікації, узагальнюючим підсумком самостійної роботи студента з курсу...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don