Матеріалы науково-практичної конференції „Філософія І медицина: історія та сучасність”, присвяченої 50-річчному ювілею кафедри філософії, соціології та медичної соціології, Харків, 2009, с. 112 Врач как личность: роль биоэтики и валеологии в профессиональном образовании




Скачать 28.74 Kb.
НазваниеМатеріалы науково-практичної конференції „Філософія І медицина: історія та сучасність”, присвяченої 50-річчному ювілею кафедри філософії, соціології та медичної соціології, Харків, 2009, с. 112 Врач как личность: роль биоэтики и валеологии в профессиональном образовании
Дата публикации18.04.2013
Размер28.74 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Биология > Документы


Матеріалы науково-практичної конференції „Філософія і медицина: історія та сучасність”, присвяченої 50-річчному ювілею кафедри філософії, соціології та медичної соціології, Харків, 2009, с.112

ВРАЧ КАК ЛИЧНОСТЬ: РОЛЬ БИОЭТИКИ И ВАЛЕОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

О.И. Шушляпин, О.В. Ломакина, А.Ю. Титова, И.Н. Добровольская, Ю.Н. Мозговая, Е.И. Залюбовская, Д.В.Ольховский, Н.Г. Рындина, П.И. Рынчак.

Национальный медицинский университет, Харьков, Украина; тел.: (067) 715 02 11; E-mail: Oleg_Shu@rambler.ru

На острие интересов в образовании возникло новое мощное направление в медико-биологических науках о человеке: биоэтика (деонтология) и валеология (санология). Появление биоэтики и валеологии – историческая необходимость. Биоэтика – это этика жизни, для которой характерно прежде всего осознание самоценности жизни, нравственное посвящение как фундаментальной ценности. Её усилия направлены преимущественно от человека в окружающих его мир, а цель этих усилий – сохранение этой жизни, независимо от того, в какой форме она протекает. Именно поэтому в круге интересов биоэтики лежат такие нравственные проблемы, как эвтаназия, трансплантация органов, искусственное оплодотворение, биомедицинские исследования, пр. Биоэтика как наука выживания человечества была бы действенной в условиях минимизации природных инстинктов человека. «Человеку срочно требуется новая мудрость, которая бы являлась «знанием о том, как использовать знание», для выживания человека и улучшения его жизни. Концепция мудрости как руководство к действию и знание, необходимое для достижения социального блага и улучшения качества жизни, называется наукой выживания. Эта наука должна покоится на знании биологии и в тоже время выходить за границы её традиционных представлений, включая в сферу своего рассмотрения наиболее существенные элементы социальных и гуманитарных наук, среди которых особое значение принадлежит философии, понимаемой как любовь к мудрости».

В отличии от биоэтики усилия валеологии направлены не «вовне», а во «внутрь» самого человека, на изучение феномена человека и развитие механизмов здоровья. Как ни в одной другой науке, в валеологии человек рассматривается как целое, а не как соединение органов и систем. Это дает возможность получать самые неожиданные для практики выживания человечества данных, например, о роли ущербности духовности как фактора риска заболеваемости и смертности, и в системе новых достижений науки, в частности, развития био-энерго-информационных технологий.

В клятве великого Гиппократа, которую порой сводят к простому «Не навреди», есть такое место: «Я направляю режим больных их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением». Как причудливо может меняться со временем восприятие текста. Так, почти две с половиной тысячи лет назад выражение с «моим разумением» читалось также, как хотел Гиппократ, т.е. с разумением того, каким образом направить режим больных к их выздоровлению. Для того тот и изучает человека, кто решил посвятить себя медицине, постигая многие науки, чтобы это разумение было более глубоким и эффективным. Сегодня это место из клятвы Гиппократа можно истолковывать иначе, а именно – человек, принимаемый в профессиональное сообщество – врачей, обязуется участвовать в ценностной экспансии, т.е. навязывать ценности этого сообщества иному сообществу – пациентам. Ведь разумение их выгоды может не совпадать с разумением последних. Врач как бы утверждает: «Я знаю, что им нужно, а Оные не знают». Это дает мне право действовать по своему разумению. Динамически изменяющаяся жизнь подбрасывает нам проблемы. Всё чаще в них усматривается этическое измерение. Цивилизованное общество тем отличается от нецивилизованного, что обнаруживает к этому измерению особую чувствительность.

Будущее врачебной этики не может быть неоткрытым к переменам и её коррекции, но основные принципы её останутся неизменными, особенно, такие ценности, как великодушие, сострадание, милосердие, пр. к больному и альтруизм, как выражение принципа «Живя для других, сгораю сам», а также важны компетентность и независимость мышления врача, преданность профессионализму. Врачи традиционно должны оказывать помощь больному наряду с такими подходами как создание условий для пропаганды валеологии (санологии) с первичной, вторичной и третичной профилактикой заболеваний («Бог Троицу любит») в рамках совершенствования управления системой охраны здоровья населения.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Матеріалы науково-практичної конференції „Філософія І медицина: історія та сучасність”, присвяченої 50-річчному ювілею кафедри філософії, соціології та медичної соціології, Харків, 2009, с. 112 Врач как личность: роль биоэтики и валеологии в профессиональном образовании iconЛітература Історія соціології
Захарченко М. В., Погорілий О.І. Історія соціології (від античності до початку XX ст.). К., 1993

Матеріалы науково-практичної конференції „Філософія І медицина: історія та сучасність”, присвяченої 50-річчному ювілею кафедри філософії, соціології та медичної соціології, Харків, 2009, с. 112 Врач как личность: роль биоэтики и валеологии в профессиональном образовании iconНауково-практичної конференції
Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції «Основи теорії бойового досвіду слав’янських народів», м. Запоріжжя. 9 жовтня...

Матеріалы науково-практичної конференції „Філософія І медицина: історія та сучасність”, присвяченої 50-річчному ювілею кафедри філософії, соціології та медичної соціології, Харків, 2009, с. 112 Врач как личность: роль биоэтики и валеологии в профессиональном образовании iconПрограма учбо во го курсу нер
Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна підготовлена старшим викладачем кафедри соціології Бабенко Світланою...

Матеріалы науково-практичної конференції „Філософія І медицина: історія та сучасність”, присвяченої 50-річчному ювілею кафедри філософії, соціології та медичної соціології, Харків, 2009, с. 112 Врач как личность: роль биоэтики и валеологии в профессиональном образовании iconМатеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків,...
П. А. Духовное возрождение и политико-экономическое доминирование стран в мировом сообществе // Регіон – 2010: стратегія оптимального...

Матеріалы науково-практичної конференції „Філософія І медицина: історія та сучасність”, присвяченої 50-річчному ювілею кафедри філософії, соціології та медичної соціології, Харків, 2009, с. 112 Врач как личность: роль биоэтики и валеологии в профессиональном образовании iconМатеріали V науково-практичної конференції молодих вчених, 11 грудня...
Н. А. Современные тенденции развития украинско-российского трансграничного сотрудничества // Актуальні проблеми міжнародних економічних...

Матеріалы науково-практичної конференції „Філософія І медицина: історія та сучасність”, присвяченої 50-річчному ювілею кафедри філософії, соціології та медичної соціології, Харків, 2009, с. 112 Врач как личность: роль биоэтики и валеологии в профессиональном образовании iconМатеріали VІІІ науково-практичної конференції молодих учених «Методологія...
Матеріали VІІІ науково-практичної конференції молодих учених «Методологія сучасних наукових досліджень» (17-18 жовтня 2011 р., м. Харків)...

Матеріалы науково-практичної конференції „Філософія І медицина: історія та сучасність”, присвяченої 50-річчному ювілею кафедри філософії, соціології та медичної соціології, Харків, 2009, с. 112 Врач как личность: роль биоэтики и валеологии в профессиональном образовании iconОлімпізм як філософія життя та мислення до 95-річчя полтавського...
...

Матеріалы науково-практичної конференції „Філософія І медицина: історія та сучасність”, присвяченої 50-річчному ювілею кафедри філософії, соціології та медичної соціології, Харків, 2009, с. 112 Врач как личность: роль биоэтики и валеологии в профессиональном образовании iconНаукове видання Матеріали ХVIII міжнародної науково-практичної конференції...
...

Матеріалы науково-практичної конференції „Філософія І медицина: історія та сучасність”, присвяченої 50-річчному ювілею кафедри філософії, соціології та медичної соціології, Харків, 2009, с. 112 Врач как личность: роль биоэтики и валеологии в профессиональном образовании iconНаукове видання Тези доповідей ХIX міжнародної науково-практичної...
Співголови конференції: Патко Д. (Угорщина), Поп Е. (Румунія), Клаус Е. (Німеччина), Хамрол А. (Польща), Ілчев І. (Болгарія)

Матеріалы науково-практичної конференції „Філософія І медицина: історія та сучасність”, присвяченої 50-річчному ювілею кафедри філософії, соціології та медичної соціології, Харків, 2009, с. 112 Врач как личность: роль биоэтики и валеологии в профессиональном образовании iconКонгруэнтность и духовность
Матеріали науково-практичної конференції «Актуальні проблеми духовності» Харків, хнму, 18 квітня 2012, с. 80

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<