План-конспект урока тема школьного курса: „Бази даних. Системи управління базами даних”




Скачать 83.69 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока тема школьного курса: „Бази даних. Системи управління базами даних”
Дата публикации03.06.2013
Размер83.69 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Биология > Урок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема школьного курса: „Бази даних. Системи управління базами даних”
Тема урока: «Построение информационных моделей и моделей знаний на графах по курсу математики, истории, русскому языку, биологи и др.»
Цели урока:


Учебные: закрепление основных понятий о графах, формирование навыков построения графов при решении задач из различных сфер деятельности человека

Воспитательные: создание условий для развития волевых качеств, чувства справедливости, самостоятельности, эмоционально-положительного отношения к практической деятельности.

Развивающие: развитие логического мышления, интеллекта, способности к оценке и самооценке деятельности, расширение кругозора.


Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, карточки.

Тип урока: Формирования, развития и закрепления знаний и умений.
^ Компетенции учащихся на уроке:

Основные понятия

Основные знания

Основные умения

Граф,

Ориентированный и неориентированный граф,
взвешенный граф,
граф-дерево,
модель,
структура,
объект,


блок-схема

- граф как средство для наглядного представления состава и структуры системы;

- типы графов;

- основные блоки для построения блок-схемы алгоритма;

- использования графов во многих областях практической и научной деятельности людей

- по заданным условиям строить граф,
- определять его тип;


- составлять алгоритмы решения задач в графическом виде (блок-схемы);
- строить граф классификации,
- используя граф классификации определять


признаки и свойства объектов.


^ Основные этапы урока:

Этап

Кол-во мин

1. Организационный  момент,  характеризующийся внешней и внутренней  (психологической) готовностью учащихся к уроку.

3

^ 2. Актуализация опорных знаний. Повторение основных теоретических понятий.

10

3. Постановки цели занятия

2

4. Практическая деятельность. Творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем самостоятельного решения поставленных задач на основе ранее усвоенных знаний и умений.

25

^ 5. Домашнее задание к следующему уроку.

2

6. Подведение итогов урока. Анализ деятельности групп.

3



Ход урока:
Этап 1. Организационный момент.(3 мин)

Что делает учитель

Что делают учащиеся

Просит приготовить к уроку тетради, карандаш, фломастеры.

Готовят необходимые инструменты

^ Сделать самооценку готовности к уроку

(знание фактического материала).

На приготовленных листках пишут в %

самооценку.

^ Оценить внутреннюю (психологическую)

готовность к уроку.

На приготовленных листках пишут в %

самооценку

^ Объединить учащихся в две группы





Этап 2. Актуализация опорных знаний. Повторение основных теоретических понятий. (10 мин)

Что делает учитель

Что делают учащиеся

^ 1. Используя презентацию, актуализирует и повторяет основные понятия темы:




- объект – это…(то о чем идет речь)

Продолжают предложение, сравнивают свой ответ с предложенным на экране.

- система – это..(целое, состоящее из элементов, взаимосвязанных между собой)

Продолжают предложение, сравнивают свой ответ с предложенным на экране.

- информационная модель объекта – это ..(его описание)

Продолжают предложение, сравнивают свой ответ с предложенным на экране

- способы построения информационных моделей: (словесный, табличный, графический)

Продолжают предложение, сравнивают свой ответ с предложенным на экране

- граф – это..(средство для наглядного представления состава и структуры системы).


Продолжают предложение, сравнивают свой ответ с предложенным на экране

- типы графов и привести примеры:

(неориентированный; ориентированный; взвешенный)

^ Называют и приводят примеры

- дерево – это… (граф, предназначенный для отображения таких связей между объектами как вложенность, подчиненность (иерархия), наследование)

^ Продолжают предложение, сравнивают свой ответ с предложенным на экране

- примеры информационных моделей, которые можно представить граф-деревом

^ Зачитывают свои примеры из домашней работы (родословная, классификация в биологии и т. п.)

- семантическая сеть – (это модель знаний в форме графа.)

Продолжают предложение, сравнивают свой ответ с предложенным на экране

^ 2. Небольшая инсценировка для “озвучивания” назначения блок-схем алгоритмов. Предлагает заранее нарисованные на отдельных листах блоки

4 ученика выходят к доске, выбирают блок для “озвучивания”:

1) Я – начало всех начал, Я же – и всему делу венец;

^ 2) Я – задаю данным значения, ввожу начальные параметры для информационных систем, я же – и сообщаю результаты деятельности (ввод –вывод);

3) Я – выполняю вычисления, осуществляю действие;

^ 4) Я – регулировщик на развилке двух дорог, Я – умный: выполняю логические операции, принимаю ответственные решения



Этап 3. Постановки цели занятия перед учащимися, инструктаж по выполнению заданий.
Этап 4. Практическая деятельность.
Задание 1. (не более 5 мин) (Валюта-5 б).

Девиз «Один - за всех и все за одного».
Победит команда, выполнившая правильно и быстрее:
а) Составить информационную модель классификации в биологии в форме графа (участвуют все);

б) Определить тип построенного графа (отвечает кто-то один);

в) Выбрать на графе какой-либо объект и с помощью графа описать его свойства (озвучивает кто-то один);

г) Ответить на вопрос: «Можно ли построенную модель назвать моделью знаний?» (озвучивает кто-то один);

Взять на парте карточку «Биология-1». Внимательно прочитать классификацию. По команде «старт» начать работу. Учитель (включает негромко музыку):

^ Карточка «Биология-1»
Биологическая классификация
1
Согласно биологической классификации выделяют 3 империи (надцарства): археобактерии, эукариоты и прокариоты. К империи эукариотов относятся царства грибов, растений и животных. К царству животных относятся типы членистоногих, моллюсков, иглокожих, кишечнополостных, хордовых и др. К типу хордовых относятся классы рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, птиц. К классу млекопитающих относятся отряды китов, ластоногих, хищных, грызунов, копытных и др. К отряду хищных относятся семейства медвежьих, енотовых, псовых, виверровых, кошачьих и др. К семей­ству псовых относятся роды лисиц, енотовидных собак, собак, фенеков, песцов и др. К роду собак относятся виды собак домашних, вол­ков, шакалов, койотов. К виду собак домашних относятся овчарки, спаниели, водолазы, сенбернары, доги, болонки и др. Построить граф классификации. Является ли он деревом?
^ Задание 2. (3 мин) Валюта-5 б.

Гр. 1 Составляет граф классификации местоимений в русском языке и отвечает на вопрос: «Является ли полученный граф деревом?»

Гр. 2 Составляет граф классификации предложений в русском языке и отвечает на вопрос: «Является ли полученный граф деревом?».

Группы обмениваются графами и оценивают друг друга, сравнивая нарисованные графы со словесным описанием классификации. Оценивается правильность и полнота ответа:

Карточка. Местоимения.
Классификации в русском языке.
1. Местоимения в русском языке бывают трех лиц: 1-го, 2-го и 3-го. Во всех трех лицах они могут быть единственного и множественного числа. Местоимения 3-го лица единственного числа, кроме того изме­няются по родам. Местоимение 1-го лица единственного числа — я, местоимение 1-го лица множественного числа — мы. Местоимение 2-го лица единственного числа — ты, местоимение 2-го лица множест­венного числа — вы. Местоимения 3-го лица единственного числа: мужского рода — он, женского рода — она, среднего рода — оно. Местоимение 3-го лица множественного числа — они.
Карточка. Местоимения.
Классификации в русском языке.
Предложения в русском языке классифицируются по составу, по интонации и по цели высказывания. По составу предложения делятся на нераспространенные и распространенные. Нераспространенные предложения состоят только из двух членов: подлежащего и сказуемого. Пример нераспространенного предложения: «Птицы прилетели». Распространенные предло­жения состоят из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения. Пример распространенного предложения: «Ранней весной прилетели первые птицы». По интонации предложения делятся на восклицательные («Пришла весна!») и невосклицательные («Пришла весна»). По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательное предложение: «Мы собрали много грибов и ягод». Вопросительное предложение: «Вы собрали много грибов и ягод?». Побудительное предложение: «Собирайте грибы и ягоды!».
^ Задание 3. (4 мин) Валюта-5 б.
Карточка – граф-модель семантической сети «Млекопитающие.


Рассмотрите граф-модель семантической сети «Млекопитающие». Вставьте в эту сеть объект «собака». Найдите его место в сети, свяжите с имеющимися объектами, опишите отличные от других свойства этого объекта.
^ Задание 4. (4 мин) Валюта – 7 б.

Смоделируйте семантическую сеть «Школьный урок», состоящую из следующих элементов: ученик, учитель, учебник, тетрадь, классный журнал, классная доска, мел, парта, учительский стол, классная комната.
^ Задание 5. (5 мин) Валюта-4 б. Работа индивидуальная.

1) решите логическую задачу, ответ к задаче является входными данными для блок-схемы.

2) исполните алгоритм для определённых в пункте а) входных данных и сообщите ответ

3) назовите тип графа.


Этап 5. Домашнее задание к следующему уроку.

^ 1) В классификации «Биология-1» достроить две ветки графа (два царства).

Информацию найти в учебнике биологии. Повторить основные понятия теории графов
Этап 6. Подведение итогов урока.

Анализ деятельности групп. Определение победителя.

Литература:

  1. Гайштут А. Г. Упражнения по развитию мышления. г. Киев.

  2. Касаткин В.Н. Необычные задачи математики.- Киев., Рад. Школа.

  3. Левин Р., Дранг Д., Эдельсон Б. "Практическое введение в технологию искусственного интеллекта и экспертных систем с иллюстрациями на Бейсике" (Москва, "Финансы и статистика", 1991, перевод с англ.)

  4. Поспелов Г.С. "Искусственный интеллект-основа новой информационной технологии" (Москва, "Наука", 1988).

  5. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. “Информатика. Задачник-практикум в 2т.” (Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2001)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока тема школьного курса: „Бази даних. Системи управління базами даних” iconРобоча программа методичні вказівки І індивідуальні завдання до вивчення...
...

План-конспект урока тема школьного курса: „Бази даних. Системи управління базами даних” iconЛекція 21 "Інформатика та комп'ютерна техніка" Тема Бази даних та...
Любая информационная система решает задачу обработки данных, однако в разных системах способ представления и организации данных может...

План-конспект урока тема школьного курса: „Бази даних. Системи управління базами даних” iconЛекція 21 "Інформатика та комп'ютерна техніка" Тема Бази даних та...
Любая информационная система решает задачу обработки данных, однако в разных системах способ представления и организации данных может...

План-конспект урока тема школьного курса: „Бази даних. Системи управління базами даних” iconРоботи
Мета роботи: Вивчити та практично засвоїти методику проведення дослідження об’єкта І розробки структури бази даних, складання й затвердження...

План-конспект урока тема школьного курса: „Бази даних. Системи управління базами даних” iconЗгода-повідомлення суб'єкта персональних даних на обробку його персональних даних
Закону України «Про захист персональних даних» повідомляється про включення добровільно наданих ним Зберігачу тов «сігніфер» (Далі...

План-конспект урока тема школьного курса: „Бази даних. Системи управління базами даних” iconЗгода-повідомлення суб'єкта персональних даних на обробку його персональних даних
Закону України «Про захист персональних даних» повідомляється про включення добровільно наданих ним Торговцю тов «сігніфер» (Далі...

План-конспект урока тема школьного курса: „Бази даних. Системи управління базами даних” iconЗакону України «Про захист персональних даних»
Б суб’єкта персональних даних), (Назва підприємства) (далі – Підприємство), згідно ст. 12 Закону України «Про захист персональних...

План-конспект урока тема школьного курса: „Бази даних. Системи управління базами даних” iconКонкурс на найбільш креативне серце» Володілець бази персональних даних «Програма комфорту»
Володілець бази персональних даних «Програма комфорту»: Товариство з обмеженою відповідальністю тов «сав-дістрибьюшн», адреса: 04119,...

План-конспект урока тема школьного курса: „Бази даних. Системи управління базами даних” iconЗаява про реєстрацію бази персональних даних Прошу зареєструвати...
Прошу зареєструвати базу персональних даних у Державному реєстрі баз персональних даних

План-конспект урока тема школьного курса: „Бази даних. Системи управління базами даних” iconМісце проживання, паспортні дані, ідентифікаційний код, телефон,...
Дп «вайллант група україна», а також підтверджую, що повідомлення про включення моїх персональних даних до бази персональних даних...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<