Эмоции и чувства. Виды эмоций




Скачать 57.94 Kb.
НазваниеЭмоции и чувства. Виды эмоций
Дата публикации21.05.2013
Размер57.94 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Биология > Документы
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА. ВИДЫ ЭМОЦИЙ
Эмоции определяют обычно как отражение человеком или животным его отношения к значимым для него явлениям.

Эмоции (в переводе от латинского emoveo – потрясаю, волную) – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами.

Эмоции регулируют наше поведение. Изменение нашего эмоционального фона мы называем.

Эмоции характеризуются сдвигами вегетативных функций организма: частота сердечных сокращений, изменения артериального давления, сужение / расширение сосудов. Механизм образования эмоций связан с нервными и гуморальными системами.

Нервные механизмы – обеспечиваются функционирование подкорковых структур, гуморальные – функционированием желез внутренней секреции. Уровень возбуждения человека или животного пропорционален изменению содержания адреналина в крови.

Положительные эмоции всегда связаны с получением желаемого результата. Отрицательные эмоции – с неудачей при достижении цели.
Значимые типы эмоциональных состояний:


  • аффект

  • собственно эмоций

  • чувства

  • настроения

  • эмоциональный стресс.


Аффект – наиболее мощный вид эмоциональных реакций. Интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки.

Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Особенность аффекта – данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнять какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать, и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия.

^ Собственно эмоции отличаются от аффекта длительностью, это более длительные состояния. Представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. Большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. Помимо удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения – с другой.

Возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит активный характер, связано с длительностью или подготовкой к ней. Успокоение связано со снижением активности.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам. В этом случае человек «горы свернуть». Астенические эмоции ведут к скованности, пассивности.
«Фундаментальные эмоции»
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувств.

^ Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственных представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
^ Чувства. Различие. Эмоции носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо. Связаны с биологическими процессами и областью бессознательного.

Чувства предметны и конкретны; связаны с социальной сферой. Чувства максимально представлены в нашем сознании; имеют внешнее проявление.

Чувства – более длительное психическое состояние, имеющие четко выраженный предметный характер. Чувства играют значимую роль в построении контактов с окружающими людьми. Человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке, а не в условиях, вызывающих у него негативные чувства.

Чувства подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Нравственные, или моральные называются чувства, которые переживает человек при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в этом обществе, в котором он живет. Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость.

^ Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют. Усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний. К интеллектуальным чувствам относят удивление, любопытство, чувство радости по поводу сделанного открытия, сомнения в правильности решения, уверенности в правильности доказательства. Они выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

^ Эстетические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства – восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание.
К высшим проявлением чувств можно отнести страсть. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели.

Настроение – самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздражительным. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья. От работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Устойчивость настроение зависит от многих причин – возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний.
Литература
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002 – (серия «Учебник нового века»)
Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реан – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, - серия «Психологическая энциклопедия».
Практикум по общей, экспериментальной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Кайда, В.К Гербачевский и др.; под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000 – (Практикум по психологии).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эмоции и чувства. Виды эмоций iconНазвания эмоций и чувств в крымскотатарском языке. (К постановке проблемы)
Задачей данного сообщения является семантический анализ слов, называющих эмоции, чувства, проявления эмоций, а также эмоциональные...

Эмоции и чувства. Виды эмоций iconЛюбовь как состояние! Любовь как расстояние! Книга пятая
Земле. Живой человек − это тот человек, который чувствует и испытывает невероятные по ощущениям эмоции, т е. Живёт, а не спит в своей...

Эмоции и чувства. Виды эмоций iconPsikhologicheskii zhurnal
Психология эмоций. "Информационная" и "энергетическая" модели влияния результатов деятельности на эмоции

Эмоции и чувства. Виды эмоций iconУправление эмоциями или эмоциональное лидерство
Проанализировать свои эмоции, описать причины и составляющие своих наиболее часто проявляемых эмоций

Эмоции и чувства. Виды эмоций iconТ. А. Дейнегина Экранное влияние не заканчивается в момент отключения...
Экранное влияние не заканчивается в момент отключения телевизора или компьютера, так как невозможно отключить ум, память, эмоции,...

Эмоции и чувства. Виды эмоций iconТема: Эх, яблочко!
Цель: познакомить учащихся с учеными-помологами; воспитать чувства патриотизма; расширить кругозор; развивать эмоции, речь, творческие...

Эмоции и чувства. Виды эмоций iconЕ. П. Ильин эмоции и чувства
Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических...

Эмоции и чувства. Виды эмоций icon«Дорожка грусти»
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Поэтому формирование «умных»...

Эмоции и чувства. Виды эмоций iconФотограф Christopher Anderson
...

Эмоции и чувства. Виды эмоций iconТема: Позитивные и негативные эмоции, и их значение для здоровья.
Цель: Ознакомить учащихся с понятием «эмоции» (позитивные и негативные); учить детей руководить своими эмоциями в целях сохранения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<