Східноукраїнський національний університет




НазваниеСхідноукраїнський національний університет
страница1/9
Дата публикации13.03.2013
Размер1.4 Mb.
ТипКонспект
uchebilka.ru > Бухгалтерия > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

імені ВОЛОДИМИРА ДАЛЯ

Інститут післядипломної освіти та

дистанційного навчання

Сєвєродонецьке відділення




«ЗАТВЕРДЖЕНО»

Директор ІПОДН_________Плахута Г.А.

«______»________________2012 р.


КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ

з дисципліни " БУХГАЛТЕРСЬКИЙ ОБЛІК "
за напрямком підготовки бакалаврів спеціальності 6.030508 “Фінанси і кредит”

“УХВАЛЕНО“


методичною радою

Сєвєродонецького Відділення

Інституту післядипломної

освіти і дистанційного навчання

Протокол №__ від ________

Голова ради __________Н.М. Полякова


Сєвєродонецьк 2012 р.

Конспект лекцій з дисципліни «Бухгалтерський облік» для студентів спеціальності 6.030508 “Фінанси і кредит” / Укладач: Качанова Т. Є. – Сєвєродонецьк.: СВ ІПОДН СНУ ім. В. Даля, 2012. – 68 с.
У конспекті лекцій викладаються поняття та категорії курсу; бухгалтерський облік активів, пасивів на підприємствах та організаціях різних форм власності.

Наведена рекомендована література.


СОДЕРЖАНИЕ


Название раздела

стр.

1. Основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

4

^ 2. Учёт основных средств и прочих необоротных материальных активов.

7

3. Учет нематериальных активов предприятия.

13

4. Учет запасов.

17

^ 4.1. Признание, оценка и классификация запасов.

17

4.2. Учёт поступления материалов от поставщиков.

18

^ 4.3. Учёт материалов на складах.

20

4.4. Синтетический и аналитический учет и методы оценки запасов при их отпуске.

20

^ 4.5. Синтетический и аналитический учет МБП на складах и в эксплуатации.

23

5.Учет расчетов по оплате труда.

25

^ 5.1.Оперативный учет личного состава и использования рабочего времени

25

5.2.Формы и системы оплаты труда, виды заработной платы.

27

^ 5.3.Порядок и документальное оформление расчета и выплаты заработной платы.

28

6. Учёт расходов.

30

^ 7. Учёт готовой продукции, её отгрузки и реализации.

40

8. Учет денежных средств, расчетных операций.

44

^ 8.1. Учет кассовых операций.

44

8.2.Учет операций по текущему и прочим счетам в банке.

46

^ 8.3.Оргизация учета безналичных расчетов

49

8.4.Учёт расчетов с подотчетными лицами.

54

^ 9.Учет доходов предприятия.

58

10. Порядок учета финансовых результатов.

60

^ 11. Сущность и структура финансовой отчетности.

61

11.1. Структура баланса и содержание его статей.

62

^ 11.2. Содержание и методика составления «Отчета о финансовых результатах».

64

Список использованных источников

67


^ 1. Основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
С 01 января 2000г. вступил в силу Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99г. № 996, действие которого распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы и системы налогообложения. Названный Закон № 996 определяет основы новой системы бухгалтерского учета Украины, ориентированной на международные стандарты.

На этой основе базируются:

 национальные Положения (стандарты) бухгалтерского учета, утверждаемые Министерством финансов Украины, на которое Законом № 996 возложены функции регулирования вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

 План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99г. № 291, которые являются инструментами реализации принципов и методов бухгалтерского учета, отличающихся от ранее действующих, и учитывающих положения национальных стандартов;

 методические рекомендации по применению национальных стандартов бухгалтерского учета, разрабатываемые министерствами, другими центральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Новая система бухгалтерского учета дает бухгалтеру гораздо больше свободы. Бухгалтер, отвечая на три главных вопроса в процессе своей обычной деятельности, а именно:

 когда хозяйственная операция должна считаться завершенной;

 какова стоимость выражения хозяйственной операции для отражения ее в учете;

 как отразить хозяйственную операцию в системе счетов бухгалтерского учета,

То есть бухгалтер, решая проблемы идентификации, оценки и классификации, довольно часто должен действовать самостоятельно, основываясь исключительно на своем профессионализме и компетенции.

Однако степень этой свободы несколько ограничена учетной политикой предприятия, то есть совокупностью принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности. Именно разработка учетной политики предприятия является одним из основных шагов на пути перехода на национальные стандарты бухгалтерского учета.

При этом необходимо руководствоваться основополагающими принципами, перечисленными в Законе № 996 и П(С)БУ 1, а среди них обратить особое внимание на следующие:

1. ^ Непрерывность деятельности.

Это означает, что предприятие не имеет намерений ликвидироваться или существенно сократить свою деятельность, а собирается ее продолжать в обозримом будущем. Такое допущение важно для того, чтобы правильно оценить активы и обязательства предприятия  ведь в случае его ликвидации такая оценка должна быть принципиально иной, нежели в условиях обычной деятельности.

2. Последовательность.

Это означает, что учетная политика предприятия не должна изменяться от одного периода к другому, то есть должна оставаться постоянной. Принятое постоянство может быть нарушено только тогда, когда руководство предприятия пришло к выводу, что изменения в учетной политике приведут к более правдивому и соответствующему ситуации отражению хозяйственных операций и других событий. Кроме того, могут произойти существенные изменения в характере деятельности предприятия или поступит неизвестная ранее информация, меняющая обоснование выбранных ранее положений учетной политики. В этом случае учетная политика пересматривается. Другим мотивом к пересмотру учетной политики может быть изменение требований национальных стандартов.

3. ^ Начисление и соответствие доходов и расходов.

Это означает, что при ведении бухгалтерского учета необходимо обращать внимание на следующее:

 доходы и расходы отражаются в учете в момент их возникновения (а не тогда, когда были получены или выплачены денежные средства);

 при определении финансового результата отчетного периода важно соотнести доходы, полученные предприятием в отчетном периоде, с расходами, понесенными для получения этих доходов.

Расходы, которые не имеют непосредственной связи с какимилибо доходами для определения финансового результата отчетного периода, отражаются в периоде их возникновения.

4. Осмотрительность.

Это означает, что при оценке активов и обязательств, доходов и расходов в условиях неопределенности необходимо соблюдать некоторую осторожность. Активы и доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы  занижены, что не означает намеренного занижения активов и доходов или завышения обязательства и расходов. Такая неопределенность обязательно сопутствует деятельности хозяйствующего субъекта.

В бухгалтерском учете убытки и обязательства необходимо отражать сразу же после получения сведений о вероятности их возникновения, а доходы и активы  лишь тогда, когда они реально получены или заработаны.

5. ^ Превалирование содержания над формой.

Это означает, что операции и другие события следует учитывать в соответствии с их сущностью и финансовой реальностью, а не только исходя из их юридической формы.

При разработке учетной политики обращается внимание на существенность.

Это значит, что информация является существенной, если ее отсутствие или неверное отражение может повлиять на экономические решения пользователей финансовых отчетов. Каждую существенную статью приводят в финансовых отчетах отдельно, а несущественные статьи объединяют с суммами статей, подобных по характеру и функциям.

^ Учетная политика  это стратегическое решение предприятия. Она разрабатывается не на один год, согласно п.9 П(С)БУ6 и в соответствии с одним из принципов бухгалтерского учета она может изменяться только в том случае, если:

 изменятся уставные требования;

 изменятся требования органа, утверждающего положения (стандарты) бухгалтерского учета;

 новые положения учетной политики обеспечат более достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия.

Если предприятие всетаки изменило свою учетную политику, то в соответствии с п.12 П(С)БУ 6 в отчетности отражается влияние изменения учетной политики на события и операции прошлых периодов путем:

 корректирования сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года;

 повторного предоставления сравнительной информации о предыдущих отчетных периодах.

Учетная политика применяется относительно событий и операций с момента их возникновения. Если сумму корректирования нераспределенной прибыли на начало отчетного года невозможно определить достоверно, то учетная политика распространяется только на события и операции, происходящие после даты изменения учетной политики.

Учетная политика предприятия согласно п.п. 25.1. П(С)БУ 1 раскрывается в примечаниях к финансовой отчетности. В случае изменения учетной политики в примечаниях к финансовой отчетности раскрываются причины и суть изменения, сумму корректирования нераспределенной прибыли на начало отчетного года или обоснования невозможности ее достоверного определения.

Следует четко разграничивать бухгалтерский учет и составление финансовой отчетности и налоговый учет. Они несовместимы.

Переход предприятия на ведение бухгалтерского учета, согласно новым стандартам оформляется приказом об учетной политике, в котором можно выделить следующие основные направления:

 обеспечение неизменности правил, которыми следует руководствоваться при измерении, оценке и регистрации хозяйственных операций на основе Положений (стандартов) бухгалтерского учета;

 соблюдение основных принципов, сформированных в П(С)БУ 1, при ведении бухгалтерского учета;

 установка границы существенности в размере 0,1 тыс.грн.;

 отражение на балансе активов и обязательств только тогда, когда они отвечают следующим критериям:

* существует вероятность поступления или выбытия будущих экономических выгод;

* их оценка может быть достоверно определена;

 зачисление на баланс приобретенных (полученных) запасов по себестоимости, определенной в соответствии с П(С)БУ 9;

 отражение на балансе запасов по наименьшей из двух оценок  первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации;

 приятие на предприятии периодической системы учета запасов;

 отражение дебиторской задолженности за услуги в балансе по чистой реализационной стоимости на дату баланса, равной сумме дебиторской задолженности за услуги за вычетом резерва сомнительных долгов;

 установление резерва сомнительных долгов по дебиторской задолженности за услуги в размере 4% от общей суммы такой задолженности;

 включение в состав доходов будущих периодов суммы доходов, начисленных на протяжении текущего периода, которые будут определены в следующих отчетных периодах;

 признание дохода на дату подписания акта о выполненной работе, а оценка в соответствии с П(С)БУ 15;

 отражение расходов в балансе одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств, а в Отчете о финансовых результатах отражение одновременно с доходами, для получения которых они понесены;

 включение в себестоимость работ:

* прямых расходов;

* общепроизводственных расходов;

 внесение изменений при принятии соответствующих Положений (стандартов) бухгалтерского учета, в данный приказ могут вноситься изменения и дополнения.

^ 2. Учёт основных средств и прочих необоротных материальных активов.

Методологические принципы формирования в бухгалтерском учёте информации об основных средствах и других необоротных материальных активах, а также раскрытие информации о них в финансовой отчётности регламентируются Положением (стандартом) бухгалтерского учёта 7 «Основные средства».

Основные средства – материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он дольше года).

Как и любой актив основные средства отражаются в балансе при соблюдении двух условий:

1. Существует вероятность получения экономических выгод от его использования;

  1. Оценка основного средства может быть достоверно определена.

Относительно вероятности получения экономических выгод предприятие должно определить цели использования такого основного средства. Исходя из определения основных средств по П(С)БУ 7 этими целями являются:

 использование основного средства в процессе производства;

 использование основного средства в процессе поставки товаров, выполнения работ и предоставления услуг;

 использование основного средства для предоставления его в аренду другим лицам;

 использование основного средства для осуществления административных и социальнокультурных функций.

Относительно возможности достоверной оценки исходя из положений П(С)БУ 7 и инструкции по применению Плана счетов предприятие может использовать две оценки стоимости основного средства:

  • историческая себестоимость;

  • справедливая стоимость.

Историческая себестоимость основного средства определяется на уровне первоначальной стоимости основного средства, которая включает в себя:

  • суммы, которые уплачивают поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);

  • регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

  • суммы ввозной пошлины;

  • суммы косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются предприятию);

  • расходы по страхованию рисков доставки основных средств;

  • расходы на установку, монтаж, наладку основных средств;

  • другие расходы, непосредственно связанные с доведением основных средств до состояния в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

Не включаются в состав первоначальной стоимости основного средства и отражаются в составе расходов:

  • расходы на уплату процентов за кредит, привлеченный для покупки основного средства;

  • сверхнормативные суммы отходов, сверхнормативные расходы на оплату труда;

  • общехозяйственные расходы.

Справедливая стоимость – понимается стоимость основного средства, которая может быть получена в операциях обмена между осведомленными, заинтересованные и независимыми сторонами. Она определяется следующим образом:

  1. Земля и здания – рыночная стоимость;

  2. Машины и оборудование – либо рыночная стоимость, либо восстановительная за вычетом износа;

  3. Другие основные средства – восстановительная стоимость за вычетом износа.

В качестве рыночной стоимости могут быть использованы данные о биржевой стоимости, данные прайс - листов. В качестве восстановительной стоимости может выступать экспертная оценка основного средства, произведенная независимыми экспертами.

В новом плане счетов для отражения данных о наличии основных средств предусмотрен счет 10 – основные средства, предусматривающий наличие 9-ти субсчетов. Для отражения данных о наличии прочих необоротных материальных активов предусмотрен счёт 11, который имеет 7 субсчетов.

Основные средства могут делиться на две группы: подобные активы – активы, имеющие одинаковое функциональное значение и одинаковые справедливые стоимости; неподобные активы - основные средства, не попадающие под данное определение. При обмене подобными активами балансовая стоимость полученного актива приравнивается к балансовой стоимости передаваемого актива. При этом финансовой результат такой операции не определяется.

В случаях взносов в уставный капитал основными средствами и безвозмездное получение основных средств первоначальная стоимость объектов устанавливается на уровне справедливой стоимости. При взносах в уставный капитал эта стоимость должна быть зафиксирована в учредительных документах.

В процессе хозяйственной деятельности возможно проведение ремонта, модернизации и других видов работ с основными средствами. В соответствии с П(С)БУ 7 в том случае, если предприятие производит ремонт основных средств в результате чего планируется восстановить его первоначальный ресурс, то независимо от величины расходов на такой ремонт предприятие не увеличивает балансовую стоимость основного средства, а отражает такие расходы в составе расходов отчетного периода. В том случае, когда такие расходы предполагают модернизации или другие улучшения объекта основных средств в результате которых ожидается, что функциональные возможности объекта улучшатся вследствие чего возрастут экономические выгоды от его использования сумма расхода на такие улучшения увеличивает балансовую стоимость такого объекта.

Поступление основных средств на баланс предприятия оформляется на основании первичных документов, полученных от поставщика таких основных средств. Это может быть накладная на отпуск или товарнотранспортная накладная, если основное средство перевозили на транспорте. Также первичными документами могут быть акты о принятии объектов основных средств и другая сопроводительная документация на них (сертификаты качества, лицензии на их использование, разрешение на владение и т.д.).

Внутри предприятия полученные основные средства оформляются Актом приема  передачи основных средств (Типовая форма № ОЗ1 , утвержденная Госкомстатом Украины от 02.12.97г. № 125/70). Данный документ составляется компетентной комиссией и содержит:

 название принимаемого объекта основных средств;

 его первоначальную стоимость;

 инвентарный номер;

 сумму начисленного износа на момент принятияпередачи;

 дату выпуска (сооружения);

 номер технического паспорта (или других аналогичных документов);

 краткая техническая характеристика объекта на момент принятияпередачи;

 заключение комиссии о техническом состоянии исследуемого объекта основных средств.

Полностью оформленный Акт вместе с приложенной технической документацией (паспорта спецификации, рабочие инструкции) после утверждения руководителем предприятия передаётся в бухгалтерию.

Аналитический учет основных средств ведется по каждому инвентарному объекту. В зависимости от видов основных средств аналитический учет ведется на инвентарных карточках учета основных средств, в которых отражается техническая и экономическая характеристика объекта, его местонахождение, первоначальная оценка и переоценка, а также норму амортизационных отчислений. В аналитическом учете отражают все изменения, произошедшие за время эксплуатации основных средств. Аналитические счета группируются по местам, где находятся основные средства, по материально ответственным лицам, по методам начисления амортизации, по группам и видам, по отраслевому признаку, по принадлежности, по признаку использования.

Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает в себя отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей. Заполнение инвентарных карточек производится на основе первичной документации: актов приема-передачи основных средств, технических паспортов и других документов по приобретению, сооружению, перемещению и ликвидации объектов основных средств. Инвентарные карточки сверяются с данными синтетического учета.

Для обеспечения надлежащего учета основных средств им в момент приема в эксплуатацию присваивается инвентарный номер. Инвентарный номер присваивается на весь период эксплуатации объекта до его списания. Нумерация инвентарных объектов строится по серийно-порядковой системе. Основанием для бухгалтерских записей по учету движения и остатков основных средств, а также операций, связанных с их текущей эксплуатацией, служат первичные документы.

Основные средства на предприятия поступают в результате капитальных инвестиций, безвозмездной передачи от других предприятий, в порядке покупки готовых объектов, приобретения за плату или в результате строительства новых объектов основных средств, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих производственных мощностей, взносов в уставный капитал, получения в результате обмена, выявления неучтенных основных средств в результате проведенной инвентаризации и пр.

Бухгалтерский учет затрат на изготовление, сооружение, приобретение инвентарных объектов основных средств, на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение осуществляется на счете 15 "Капитальные инвестиции".

Если основные средства приходуются в результате строительства, составляется акт ввода объектов в эксплуатацию. Если основные средства приходуются в результате ремонта, то составляется акт приёма-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.

При безвозмездной передаче также составляется акт приёма-передачи. Перемещение объекта оформляется накладной на внутреннее перемещение. При ликвидации составляется акт на списание основных средств, на обратной стороне которого проставляется стоимость объектов, сумма амортизации, затраты по ликвидации, стоимость оприходованных запчастей, лома, на оприходование который составляется накладная и заключение комиссии. Синтетический учёт ведется в журнале-ордере № 3 . Ремонтные работы организуются и проводятся хозяйственным и подрядным способом. Хозяйственный способ представляет собой производство ремонтных работ силами и средствами самого завода. Порядок учета ремонтов, осуществляемых подрядным способом, производится на основании договоров или наряд-заказов. Сумма затрат на ремонт отмечается в инвентарной карточке по соответствующему объекту.

Амортизация (износ) – систематическое распределение амортизируемой суммы актива в течение срока его полезной эксплуатации. Под амортизируемой стоимостью понимается себестоимость актива или сумма её заменяющая в финансовых отчетах за вычетом ликвидационной стоимости. Под сроком полезного использования понимается либо период, в течение которого ожидается использование активов предприятия, либо количество единиц, произведенной продукции, либо подобных единиц, которые предприятие ожидает получить от этого актива. Под ликвидационной стоимостью понимается чистая сумма, которую предприятие ожидает получить за актив по окончании срока его полезной эксплуатации после вычета ожидаемых расходов по выбытию.

Амортизация основных средств (кроме других необоротные материальных активов) начисляется с применением следующих методов:

  1. Прямолинейного;

  2. Уменьшения остаточной стоимости;

  3. Ускоренного уменьшения остаточной стоимости;

  4. Кумулятивного;

  5. Производственного;

  6. Налогового.

Амортизация малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов может начисляться в первом месяце использования объекта в размере 50% его амортизируемой стоимости и остальных 50% амортизируемой стоимости в месяцы их изъятия из активов (списание с баланса) в результате несоответствия критериям признания активом или в первом месяце использования объекта 100% его стоимости.

Начисление амортизации проводится ежемесячно. Месячная сумма амортизации определяется делением годовой суммы амортизации на 12. Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования. Начисление амортизации прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств. Амортизационные отчисления ведутся в контрольных ведомостях. Объект основных средств изымается из активов (списывается с баланса) в случае его выбытия в результате продажи, безвозмездной передачи или несоответствия критериям признания активом.

При продаже основных фондов между продавцом и покупателем должен быть заключён договор купли – продажи, который подписывается сторонами. В договоре должны быть предусмотрены сроки и форма оплаты (перечисление денежных средств на текущий счёт продавца, оплата наличными деньгами), а также договорная (продажная) стоимость. При передаче основных средств за плату выписывается накладная в трёх экземплярах: первые два остаются на предприятии, а третий экземпляр отдаётся лицу, принимающему основные средства от имени нового собственника (наличие доверенности у принимающего лица обязательно). Инвентарная карточка учёта реализованных (проданных) основных средств должна быть приложена к накладной, которой оформлена эта хозяйственная операция.

Ликвидация основных средств представляет собой снос или разборку зданий и сооружений, демонтаж оборудования и другие операции, связанные с приходом объекта в негодность. Основанием для этой операции является Акт о ликвидации основных средств, который содержит сведения о причине ликвидации, необходимые данные о ликвидируемом объекте (наименование, инвентарный номер, год ввода в эксплуатацию). В акте делаются также расчёты результатов по ликвидации. Составляется указанный акт в двух экземплярах комиссией, назначенной руководителем предприятия. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – остаётся у материально – ответственного лица и служит основанием для сдачи на склад оставшихся в результате ликвидации материалов. В любом случае выбытие основных средств отражается в инвентарной книге.

Финансовый результат от выбытия объектов основных средств определяется вычитанием из дохода от выбытия основных средств их остаточной стоимости, косвенных налогов и расходов, связанных с выбытием основных средств. Регистры аналитического учёта выбывших основных средств прилагаются к документам, которыми оформлены факты выбытия основных средств. В случае частичной ликвидации объектов основных средств его первоначальная (переоцененная) стоимость и износ уменьшается соответственно на сумму первоначальной (переоцененной) стоимости и износа ликвидированной части объекта. Типовые корреспонденции счетов по учету операций с основными средствами приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Контроллинг в системе управления предприятием. Информационное обеспечение контроллинга

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Контроллинг в системе управления предприятием. Информационное обеспечение контроллинга

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Управлінські інформаційні системи в аналізі та аудиті" для спеціальності 050106 "Облік та аудит"

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Конспект лекцій складений на основі Освітньо-професійної програми та Робочих навчальних планів перепідготовки спеціалістів

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Конспект лекцій складений на основі освітньо-професійної програми підготовки бакалавра та робочого навчального плану напрямку 030601...

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Варіанти контрольних робіт складені на основі Освітньо професійної програми підготовки та перепідготовки спеціаліста та робочого...

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Введение в валеологию. Предмет и сущность педагогической валеологии. Основополагающие принципы валеологии. Методы валеологических...

Східноукраїнський національний університет iconСхідноукраїнський національний університет
Методичні вказівки до практичних занять складені на основі робочої навчальної програми з дисципліни «Контролінг» для 050201 «Менеджмент...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<