Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми




Скачать 139.09 Kb.
НазваниеРозділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми
Дата публикации23.02.2013
Размер139.09 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы


Розділ 4 Макроекономічні механізми




Розділ 4
Макроекономічні механізми


УДК 339.7
В.И. Захарченко, Н.Н. Меркулов1
Подходы к формированию структуры комплекса моделей для прогнозирования финансово-экономического состояния регионов
В статье излагаются результаты исследований по теме «Стратегия мобилизации и использования социально–экономического потенциала региона» (номер государственной регистрации 3.1.8.17/Б) в Институте проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины. Обсуждается структура комплекса моделей и его конкретные спецификации для выделенных классов прогнозных задач.

1. Постановка задачи

Работы по созданию комплекса финансово- экономических моделей для согласования региональных и национальных решений основываются на следующих методологических положениях [3, с. 149]:

  • структура предлагаемого комплекса моделей должна определяться возможностями его использования при анализе ва­риантов региональной экономической политики, инструментов регулирования процессов межуровневых (центр–регионы) вза­имосвязей, оценки финансово-экономического положения от­дельных регионов и выбора направлений и форм их государ­ственной поддержки;

  • основу разрабатываемого комплекса моделей составляют финансово- экономические модели регионов, модели государ­ственного бюджета, модели межуровневых финансовых взаимо­связей с блоком экономических регуляторов интенсивности и направлений финансовых потоков, базы данных для оценки финансово–экономического положения регионов;

  • комплекс должен иметь теоретические и прикладные спе­цификации. Назначение теоретической версии состоит в анали­зе общих принципов согласования региональных и национальных решений и интересов при разных механизмах и формах регулирования межуровневых финансово-экономических отношений.


^ 2. Общая структура модельного комплекса

Общая структура модельного комплекса изображена на рис.1.

База данных содержит входную информацию по стартовому году расчетов по всем регионам страны. Основные трудности в организации такой базы носят методический и информационный ха­рактер. В силу того, что региональные финансово-экономические модели носят комплексный характер, входные масси­вы с необходимостью должны включать данные разных ве­домств-держателей соответствующей информации: общеэконо­мической статистики – Госкомстата Украины и его региональных структур; налоговой статистики – соответствующих налоговых служб; бюджетной и финансовой статистики – Министерства финансов, НБУ и казначейства.

^ Рисунок 1 – Общая структура модельного комплекса
Блок сценарных установок должен формализовать процесс формирования различных сценариев социально-экономического развития регионов и их взаимодействия с национальным цен­тром. Идеально иметь возможность фиксировать в качестве за­даваемых сценарных установок любые группы региональных и общесистемных показателей. В предлагаемой версии модельного комплекса группа экзогенных параметров сценарных расчетов изначально определена по составу (параметры механизма пере­распределения финансовых ресурсов; показатели, описывающие общую направленность развития экономической ситуации в стране в целом; внешние для региона условия и т. д.). Базовый набор таких параметров будет описан ниже при обсуждении региональной модели.

^ Расчетный блок представляет ядро модельного комплекса и включает сами региональные модели и процедуры обмена информацией между ними. Обсуждению его структуры посвящена следующая часть.

В аналитическом блоке объединены процедуры, позволяющие проверять качество вариантов целевых установок.

Итоговые результаты прогнозных расчетов оформляются в блоке выходных отчетов.

^ 3. Блок–схема расчетного комплекса

На рис. 2 заложен принцип последовательной агрегации (соответственно детализации) расчетной информации по уровням территориальной иерархии: субъект Украины – экономический район – Украина в целом. Исходным является уровень регионов-субъектов Украины, соответственно региональные финансово-эко­номические модели (РМ). Их структура описана в следующем пункте.

^ Второй уровень задается блоками-интеграторами по моделям регионов (INTk), входящих в соответствующий экономический район и самостоятельными сводными моделями мезоуровня (ММк). Предполагается, что модели экономических районов имеют структуру, аналогичную региональным моделям, и, следовательно, могут быть достаточно оперативно загружены входными и экзогенными показателями, используемыми на предыдущем уровне.


^ Рисунок 2 – Структура расчетного комплекса
Блоки-интеграторы объединяют входную информацию, сце­нарные установки и прогнозные показатели. Модели экономических районов должны воспроизводить сводные по району по­казатели региональных прогнозов при повторении в сценарных установках условий проведения региональных расчетов.

Необходимость включения мезоуровня в общую схему расчетного комплекса аргументируется следующими соображениями.

Во-первых, через него осуществляются естественные процедуры перехода от региональных к национальным пока­зателям и обратно.

Во-вторых, прогнозы по экономическим районам, в силу укрупнения объектов прогнозирования, носят более устойчивый характер и в меньшей мере подвержены случайным «флуктуациям», возможным на региональном уровне.

В-третьих, прогнозы по экономическим районам могут иметь и самостоятельное значение, особенно по стратегическим направлениям экономических преобразований, внося территориальную составляющую в макроэкономические прогнозы на национальном уровне.

^ Третий уровень образуют два взаимосвязанных блока национальных расчетов.

Первый блок составляют модуль-интегратор (INT0) и национальная модель (НМР0), полученные аналогичными процедурами агрегации решений и моделей по экономическим районам. Другой блок задается собственно моделями национального уровня, нацеленными на решение важных государственных задач (примером может служить модель государственного бюджета).
^ 4. Прогнозный модуль

Этим термином объединены однотипные модели региона-субъекта Украины, экономического района, сводной (по территории) национальной модели, составляющих основу расчетного комплекса. Исходной в построении этих моделей является ре­гиональная финансово-экономическая модель.

Концептуальная модель региона выделяет пять принципи­ально различающихся групп субъектов экономических отноше­ний в регионе:

  • население;

  • товаропроизводители и производители материальных услуг;

  • производители нематериальных услуг (в первом прибли­жении – это социальная сфера);

  • региональная администрация;

  • национальный центр.

В рыночной экономике каждая из этих групп в результате своей деятельности стремится улучшить показатели своего бюджета (финансового баланса, баланса денежных доходов и расходов) в рамках установленных правил (механизмов), регу­лирующих их вещественные и финансово-экономические вза­имосвязи. В конечном счете, каковы эти механизмы, таковы и результаты экономической деятельности и распределения этих результатов между участниками экономических отношений в регионе. Очевидно, что к «плохим механизмам» следует отнести те, что «глушат» экономическую активность всех или некоторых субъектов отношений в регионе, а также те, которые допускают несправедливые распределения доходов и результатов экономи­ческой деятельности.

Таким образом, в развитой модели региона должны изучать­ся не только поведение отдельных ее участников, но и сами правила их отношений между собой и с внешним миром.

Общая блок-схема прогнозного модуля регионального уровня изображена на рис. 3.

При разработке региональных прогнозных модулей выдер­живается принцип «минимальной достаточности», т. е. состав по­казателей и описание взаимосвязей между ними выбирались минимально необходимыми для реализации целевых установок расчетов, а именно: анализа межуровневых финансово-эко­номических взаимосвязей и оценки вариантов воздействия национального центра на социально-экономическое развитие регио­нов.

Системное рассмотрение возможностей национального центра оказывать влияние на социально-экономические процессы в регионах позволяет выделить следующие направления.

Прямые методы связаны с выделением средств на поддерж­ку жизненного уровня населения (социальные трансферты), на пополнение доходов регионального бюджета (бюджетные транс­ферты), на поддержку отраслей экономики и социальной сферы. В свою очередь, каждое из этих направлений может быть пред­ставлено также двумя составляющими – расходами на текущее потребление и функционирование и затратами на инвестиции.


^ Рисунок 3 – Блок-схема прогнозного модуля
Косвенные рычаги государственного воздействия связаны с изменением порядка формирования и распределения государ­ственных доходов, установлением льготных условий налогооб­ложения и формирования региональных финансовых ресурсов, эксклюзивного при необходимости порядка привлечения заем­ных средств и т. д.

Если обозначить через вектор ^ R совокупность таких рыча­гов и механизмов государственной региональной политики, а через Y – набор основных индикаторов, по которым оценивается развитие регионов (в том числе и в сравнении между собой), то множество остальных параметров региональной модели (обо­значим их через X) должно наиболее адекватно «обустроить» эту связь:
Y = F(R,Х). (1)
Один из естественных критериев адекватности состоит в следующем. Для начального года расчетов требование (1) выполняется автоматически: Y0=F(R0,Х0), поскольку модель на­страивается на реальные процессы в экономике (естественно, в той мере, в какой последние улавливаются существующей ста­тистикой). Так, если в стартовом году в регионе создано добав­ленной стоимости на 100 млн грн, а уплаченный НДС составил 12 млн грн, то фактическая ставка налога на добавлен­ную стоимость будет равна 12%. Аналогичный принцип выдер­живается и по остальным параметрам механизма формирования и использования финансовых ресурсов, а также и другим нор­мативным параметрам. В этом случае правильно построенная модель должна в следующем периоде воспроизводить в про­гнозном режиме показатели стартового года, если все экзоген­ные условия сохраняются: Y1=Y0, Х1=Х0, если R1=R0. Забе­гая вперед, отметим, что базисные региональные модели, предлагаемые для нижнего уровня, были успешно протестированы по данному критерию адекватности [2].
^ 5. Состав показателей типовой региональной модели

В соответствии с рис.3 последовательно опишем состав по­казателей и основные соотношения типовой региональной фи­нансово-экономической модели.

Население

Для каждого года отслеживаются три типа балансов – баланс собственно населения, баланс трудовых ресурсов, баланс денежных доходов и расходов населения.

^ Баланс населения основан на движении трех возрастных групп – в дотрудоспособном возрасте, в трудоспособном воз­расте, в послетрудоспособном возрасте. Учитывается естествен­ное и механическое движение населения. Конкретные схемы расчетов основываются на разной степени детализации метода погодовых передвижек возрастных групп населения. Экзоген­ными параметрами являются коэффициенты естественного при­роста населения и внешней миграции.

Доходную часть баланса трудовых ресурсов формирует чис­ленность трудоспособных в трудоспособном возрасте с поправ­кой на работающих пенсионеров, расходная определяется чис­ленностью занятых в народном хозяйстве. Расчетным является показатель численности лиц, не занятых никаким видом дея­тельности. Пронормированный к численности экономически ак­тивного, населения этот показатель включен в число главных индикаторов оценки варианта развития региона.

^ В балансе денежных доходов и расходов населения основ­ные статьи его доходной части составляют доходы от трудовой деятельности, социальные трансферты, доходы от денежных вкладов и ценных бумаг, доходы индивидуальных частных предпринимателей (предпринимательские доходы). В расходах выделены затраты на оплату товаров и услуг, обязательные платежи, сбережения (денежные вклады, покупка ценных бумаг и валюты). Результирующим показателем баланса является превышение доходов над расходами.

^ Материальное производство

Все показатели и соотношения группируются в три блока: производство, финансовые результаты, инвестиционный.

В блоке производства динамика товаров и материальных услуг, исчисленных в неизменных ценах, а также численности занятых определяется изменением объемов и возрастной струк­туры основных производственных фондов и динамикой фондо­отдачи и фондовооруженности труда. На основе индивидуаль­ных индексов удорожания отдельных элементов затрат на про­изводство рассчитывается изменение структуры удельных из­держек и сводный индекс цен.

В блоке финансовых результатов в текущих рыночных це­нах оценивается созданная валовая добавленная стоимость, а также калькулируются доходы и все виды расходов, включая, наряду с производственными затратами, налоговые отчисления, затраты на содержание объектов социальной сферы, погашение кредитов и т. д.

В инвестиционном блоке одновременно отслеживаются две цепочки взаимосвязанных показателей: от капиталовложений до ввода основных производственных фондов и от финансовых источников до возможных объемов финансирования инвести­ций. Предложены процедуры корректировки первоначальных объемов нового строительства в случае, если потребности в ка­питаловложениях превышают суммарные возможности инвес­торов. В первом приближении реализована методика оценки предельных масштабов внешних (для региона) заимствований ' ресурсов на финансирование инвестиций.

^ Социальная сфера

Производство услуг социальной сферы, динамика числен­ности, движение основных фондов, инвестиционный процесс описываются аналогично предыдущему блоку. Специфику вно­сит выделение рыночных и нерыночных услуг и разные спосо­бы финансирования их производства. Для нерыночных услуг – это ресурсы бюджетов (регионального и национального), ведом­ственные источники и внебюджетные фонды.

^ Бюджеты и внебюджетные фонды

В данном блоке формируются варианты распределения и использования государственных доходов. В соответствии с зало­женными нормативами налоговых отчислений и неналоговых сборов и их распределения определяются доходы бюджетов(национального и регионального) и внебюджетных фондов. Согласно целевым установкам определяются направления их расходования и оцениваются степень сбалансированности доходов и расходов и меры по ее повышению. Внутри каждого бюджета выделены бюджеты функционирования и бюджеты развития. В сводном представлении внебюджетных фондов роль бюджета развития играют ресурсы дорожного фонда.
^ 6. Прогнозирование социально-экономического развития Украины и её регионов
В последние годы законодательно закреплена необходимость развития системы прогнозирования как элемента государственного управления социально-экономи­ческими процессами в стране. Применительно к региональному разрезу прогнозов возможна следующая структуризация режи­мов и условий прогнозирования:

  • ^ Стратегическое прогнозирование

Горизонт прогноза – 10-15 лет. Основные задачи – анализ структурных и территориальных сдвигов, макроэкономические оценки вариантов региональной экономической политики, выра­ботка инвестиционной стратегии и т. п. Прогнозы проводятся эпизодически по мере необходимости при обоснованиях долго­срочных сценариев развития. Основные индикаторы развития регионов представимы в максимально агрегированном виде.

  • ^ Среднесрочное прогнозирование

Горизонт прогнозирования – 3–5 лет. Основные задачи свя­заны с оценками реформации в тех или иных секторах и сфе­рах регионов. Приоритеты обсчитываемой экономической поли­тики при этом должны слагаться из двух начал:

  1. стратегического прогноза;

  2. наиболее острых текущих проблем.

Частота проведения расчетов – регулярная с ежегодным уточнением прогнозов по принципу скользящего прогнозирования. Степень детализации показателей выше, чем в первом случае, но отдельные показатели могут быть достаточно высокоагрегированными.

  • ^ Краткосрочное прогнозирование

Горизонт прогноза – 1-2 года. Естественно, что номенкла­тура показателей должна быть по возможности максимально детальной, поскольку агрегатные показатели могут быть получены из предшествующих режимов прогнозирования. Но здесь есть методические трудности – чем детальнее показатель, тем труднее его прогнозировать. Вполне возможно, что наиболее удачным направлением использования модельного комплекса будет не самостоятельный прогноз, а режим проверки на взаимоувязку вариантов прогнозных решений, готовящихся по разным направлениям в органах регионального и национального управления, а также оценки последствий их осуществления или неосуществления.

Сами прогнозные схемы должны быть обустроены системами мониторинга (т. е. отслеживания ключевых параметров экономического развития) и диагностики, т. е. выделения наиболее острых проблем.

Обсуждаемый в статье модельный комплекс ближе к первым двум режимам (долго- и среднесрочного прогнозирования). Вместе с тем его использование в этих целях потребует дальнейшей технологизации всех расчетных процедур, начиная с организации информации и кончая формированием выходных отчетов.

Вывод. Важным направлением исследований является проведение с использованием предлагаемого комплекса моделей прогнозных расчетов по отдельным регионам и экономическим районам; также они важны как в самостоятельном плане, так и с точки зрения отработки общей методики расчетов.


    1. Гранберг А.Г. Моделирование социалистической экономики. – М.: Экономика, – 1986. – 487 с.

    2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 495 с.

    3. Вайсман В.А., Захарченко В.И., Молина Е.В. Современная региональная экономика. – Одесса: Наука и техника. – 2004. – 160 с.

    4. Лысенко Ю.Г., Егоров П.В., Овечко Г.С., Тимохин В.Н. Экономическая кибернетика: Учебное пособие. – Донецк: Юго-Восток, 2004. – 51 с.


Получено 15.05.2006 г.
В.І. Захарченко, М.М. Меркулов

Підходи до формування структури комплексу моделей

для прогнозування фінансово-економічного стану регіонів

У статті викладено результати досліджень за темою «Стратегія мобілізації і використання соціально–економічного потенціалу регіону» (номер державної реєстрації 3.1.8.17/Б) в Інституті проблем ринку і економіко-екологічних досліджень НАН України. Обговорюється структура комплексу моделей і його конкретні специфікації для виділених класів прогнозних задач.

1Захарченко Виталий Иванович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Одесского национального университета им. И.И. Мечникова; Меркулов Николай Николаевич, кандидат экономических наук, докторант Одесского национального университета им. И.И. Мечникова.
© В.И. Захарченко, Н.Н. Меркулов, 2006



Механізм регулювання економіки, 2006, № 2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconРозділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми
...

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconРозділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми
Выделены особенности проявления постиндустриализма в странах бывшего ссср, определено место Украины в представленной классификации...

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconРозділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconРозділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми
В статье рассмотрены вопросы методологической конвергенции традиционной и новой экономики, информационный сектор в экономике, влияния...

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconРозділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми
Исследованы характерные черты социальных, экономических и экологических трансформаций при переходе к информационному обществу. Проанализированы...

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconРозділ 4 Макроекономічні механізми
Об эконометрико-игровом методе построения и идентификации математических моделей макроэкономических процессов

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconШкабарін Г., Кривопыша Є., Ломачинська І. Типологія сучасної іпотечної...
Шкабарін Г., Кривопыша Є., Ломачинська І. Типологія сучасної іпотечної кризи // Закономірності та механізми розвитку сучасних соціально-економічних...

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconМакроекономічна ситуація на 2011
Важливо те, що макроекономічні ризики значно скоротились, що сприяло зростанню довіри та дозволило уряду відновити доступ на міжнародні...

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconФакультет менеджменту та маркетингу
Міжнародне науково-технічне співробітництво: принципи, механізми, ефективність [Текст]

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconНаціональна академія державного управління
Державні механізми розподілу та перерозподілу доходів, їх вплив на ефективність підприємницької діяльності”

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<