Ситуация, сложившаяся в украинской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, которые связаны с инновационной




Скачать 144.6 Kb.
НазваниеСитуация, сложившаяся в украинской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, которые связаны с инновационной
Дата публикации23.02.2013
Размер144.6 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы
АНОТАЦИЯ

Ситуация, сложившаяся в украинской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, которые связаны с инновационной деятельностью. Фирмы /предприятия/ проводят научные исследования и разработку новой продукции с целью диверсификации производства, модернизации, создания высоких технологий и современного производственного потенциала путем замены машин и оборудования. Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции инновации становятся важнейшим элементом менеджмента на фирме /предприятии/. Новые идеи и продукты, прогрессивные технологии и организационные решения все в большей мере определяют успех предпринимательской деятельности, обеспечивают выживание и финансовую стабилизацию фирмы /предприятия/. В свою очередь, инновационная направленность стратегии и тактики развития производства предъявляет новые потребности к содержанию, организации и методике управленческой деятельности, вызывая необходимость формирования и усовершенствования специфических форм инновационного менеджмента.

Понятие “инновационный менеджмент” довольно быстро и надежно вошло в современный отечественный экономический лексикон, который означает самостоятельный вид профессиональной деятельности, связанный с управлением, процессами обновления всех функционирования объектов хозяйствования в рыночной экономике.

Курс “Инновационный менеджмент” является одним из наиболее сложных, так как его положения и методы основываются на курсах “Экономика предприятия”, “Экономико-математические методы”, “Экономический анализ”, “Основы технологии”, “Теория организации”, “Маркетинг”, “Финансовый менеджмент”, “Управление персоналом” и др. Результаты применения на практике знаний, полученных при изучении указанных курсов, реализуются в “Инновационном менеджменте”, который в свою очередь является единственным инструментом экономии ресурсов, улучшения качества товаров и повышения благосостояния народа.

В соответствии с теорией М.Портера конкурентное развитие страны происходит на основе факторов производства, инвестиций, инноваций или благосостояния /высший уровень развития/. Страны, входящие в мировое технологическое ядро /США, Япония, Германия, Великобритания, Франция/, в настоящее время развиваются преимущественно на основе активизации инновационной деятельности.

Составитель данного курса представляет комплексную концепцию инновационного менеджмента, который осуществляется в различных фирмах /предприятиях/, в разных отраслях промышленности и охватывает все стадии инновационного процесса, начиная с зарождения инновационной идеи, маркетингового исследования инновации до ее масштабного распространения в народном хозяйстве.

Структура курса предусматривает детальное изучение содержания инновационных процессов, методологических основ построения системы менеджмента в инновациях ,принципов государственного регулирования и разработки инновационной политики. Значительное место отведено изучению практических методов стратегического управления инновациями, методам маркетинга, организации, планирования и финансирования инновационной деятельности на предприятиях разных форм собственности и масштаба.

Особенно детально рассматриваются в курсе вопросы экономического, информационного и правового обеспечения инновационной деятельности и отдельных инновационных проектов, оценка эффективности инноваций.

Дисциплина “Инновационный менеджмент“ изучается студентами на протяжении одного семестра. Целью данной дисциплины является формирование у студентов понимания инновационной политики фирмы, принципов и факторов их развития; знания форм инноваций, методов основного инструментария их создания и условий реализации.

С целью более целенаправленного и углубленного изучения дисциплины в соответствии с учебным планом студенты отрабатывают отдельные темы в форме семинарских и практических занятий.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу “Инновационный менеджмент”






Количество часов



п/п

Наименование тем

Всего

В том числе










Лекции

Семинар.

Самост. работа

Инд.

работа

1.

Тема 1. Инновации в рыночной экономике

4

4

-

-

-

2.

Тема 2. Концепция инновационного менеджмента

2

2

-

-

-

3.

Тема 3. Цели и направления инновационной деятельности фирм

4

2

2

-

-

4

Тема 4. Стратегическое управление инновациями

2

2

-

-

-

5.

Тема 5. Инновационная политика фирмы и научные принципы ее формирования

4

2

-

2

-

6.

Тема 6. Маркетинг в инновационной сфере

4

2

2

-

-

7.

Тема 7. Организация инноваций

4

2

-

-

2

8.

Тема 8. Государственное регулирование инновационных процессов

4

2

2

-

-

9.

Тема 9. Планирование инновационных процессов

4

2

-

2

-

10.

Тема 10. Управление затратами и ценообразование в инновационной сфере

2

2

-

-

-

11.

Тема 11. Финансирование инновационной деятельности

4

2

2

-

-

12.

Тема 12. Правовое регулирование инновационной деятельности

4

2

-

-

-

13.

Тема 13. Информационное обеспечение инновационных процессов

6

2

2

2

-

14.

Тема 14. Оценка эффективности инноваций

2

2

-

-

-




ВСЕГО

50

30

10

6

4



^ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСУ

ТЕМА 1. ИННОВАЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Основные определения: инновации; инновационный процесс; инновационная деятельность. Цели и виды инноваций. Взаимосвязь развития инноваций, науки и техники. Сущность, классификация и кодирование инноваций. Характеристика инновационной деятельности. Виды инновационной деятельности. Классификация инновационных предприятий. Роль государства в осуществлении инновационной политики. Направления государственной поддержки.
^ ТЕМА 2. КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Актуальность активизации инновационной деятельности и основные понятия из этой области. Эволюция технологических укладов. Предмет. Структура, принципы инновационного менеджмента. Понятие и содержание инновационного менеджмента. Сущность инновационного менеджмента. Развитие и современное состояние инновационного менеджмента. Менеджеры в инновациях. Задачи и функции инновационного менеджмента. Цели и задачи инновационного менеджмента. Система функций инновационного менеджмента. Содержание процесса управления инновациями. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента. Делегирование в инновационном менеджменте. Мотивация в инновационном менеджменте. Стиль руководства инновациями. Технология и методы инновационного менеджмента. Административные методы менеджмента. Экономические, социально-психологические методы, сетевые методы. Методы анализа. Методы прогнозирования. Коммуникации в инновационном менеджменте. Решения в инновационном менеджменте.
^ ТЕМА 3. ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ

Сущностная характеристика инновационных процессов. Определения инновационных процессов. Циклическая концепция развития инноваций. Понятие инновационного цикла. Классификация инноваций по месту происхождения, осуществления и влияния на социально-экономические процессы. Основные этапы и стадии инновационного процесса. Модели инновационного процесса. Инновационная деятельность предприятия. Место и роль инноваций в деятельности хозяйствующих субъектов. Выбор приоритетных направлений инновационной деятельности. Зарубежный опыт распространения инноваций. Влияние инновационный процессов на развитие производства.
^ ТЕМА 4. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИ Е ИННОВАЦИЯМИ

Цели и задачи стратегического управления инновациями. Стратегическое управление как составная часть инновационного менеджмента. Цели стратегического управления инновациями. Задачи стратегического управления инновациями. Содержание и формы стратегического управления инновациями. Содержание стратегического управления инновациями. Фазы стратегического управления инновациями. Стратегическое планирование инновационных процессов. Порядок разработки инновационных стратегий. Формы стратегического управления инновациями. Методы и средства стратегического управления инновациями. Методы стратегического планирования, выбора и обоснования инновационных стратегий. Приемы и средства стратегического менеджмента в инновационном процессе.
^ ТЕМА 5. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ И НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Содержательная характеристика инновационной политики фирмы. Место инновационной политики фирмы в общей стратегии развития. Составные элементы инновационной политики фирмы /предприятия/. Факторы, влияющие на формирование инновационной политики. Возможности и преимущества больших и малых предприятий /с точки зрения формы собственности, технического оснащения, финансовых возможностей/ в разработке и распространении инновационной политики. Прогнозирование и планирование инновационной деятельности фирмы /предприятия/.Анализ внутренних и внешних компетенций фирмы. Этапы планирования инновационной деятельности. Генерация идей исследования, разработки, распространения, оценивания, и проверка концепции. Экономический анализ инновационной деятельности фирмы. Выбор оптимального направления.

^ ТЕМА 6. МАРКЕТИНГ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Стратегический инновационный маркетинг. Цели и задачи. Регулярный инновационный маркетинг. Санационный инновационный маркетинг. Тактический инновационный маркетинг. Маркетинговые исследования по новому продукту. Предварительное размещение нового продукта на рынке и его реклама. Организация системы сбыта нового продукта. Обеспечение возможности поставки продукта на наиболее конкурентных условиях и закрепление его на рынке. Планирование цены и объема выпуска нового продукта. Маркетинг новых технологий.
^ ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

Организационные формы инновационных предприятий. Понятие организации инновации. Особенности и задачи организации инновационных процессов. Стратегия виолентов, патиентов, коммутантов, эксплерентов. Особенности малых фирм. Отличительные черты специализированных и комплексных инновационных организаций. Типы организационных структур инновационных предприятий. Сущность и принципы их формирования. Классификация оргструктур научных предприятий. Организация осуществления и распространения научных инноваций. Организация выполнения НИОКР и обеспечение инновационных процессов. Организация распространения и трансферта инноваций. Формирование новых центров: технопарки, технополисы, фирмы-инкубаторы, научно-промышленные консорциумы. Характеристика специфики венчурного бизнеса. Новые формы интеграции науки и производства. Формы технологической кооперации. Их роль в интеллектуализации экономики. Перспективы развития
^ ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Роль государства в стимулировании инноваций. Возрастающее значение инноваций для стабилизации экономического развития, укрепления национальной безопасности. Основные функции государственных органов в инновационной сфере. Государственная инновационная политика. Место инновационной политики в системе регуляторов социально-экономических процессов. Государственные приоритеты в сфере науки и технологий. Организационная структура разработки и реализации инновационной политики. Способы государственного воздействия на эффективность инновационных механизмов. Прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности. Основы формирования национальной модели регулирования. Взаимодействие государственных, частных и общественных структур. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности. Роль государства в международном научно-техническом сотрудничестве. Политические аспекты международного трансферта технологий. Цель и задачи государственного регулирования международных связей.
^ ТЕМА 9. ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Сущность планирования инноваций: задачи планирования, принципы планирования инноваций. Система внутрифирменного планирования инноваций. Виды планирования инноваций на предприятии. Процесс внутрифирменного планирования. Организация планирования инноваций на предприятии. Методы внутрифирменного планирования инноваций. Сущность и виды научно-технического прогнозирования. Программно-целевое планирование инноваций. Продуктово-тематическое планирование инноваций. Объемно-календарное планирование инноваций на предприятии. Производственное планирование инноваций.
^ ТЕМА 10. УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Цели и задачи управления затратами. Состав и структура инновационных затрат. Факторы, определяющие величину затрат. Методы управления инновационными затратами. Механизм управления затратами. Предплановый анализ. Планирование затрат. Контроль затрат. Управленческий учет и распределение затрат. Принципы ценообразования на инновационную продукцию. Контрактные /договорные/ цены. Модели цен и инжиниринговые услуги.
^ ТЕМА 11. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели и задачи системы финансирования: цели системы, принципы организации финансирования, основные задачи и содержание системы финансирования. Формы финансирования: бюджетные ассигнования, внебюджетные фонды и другие источники негосударственного финансирования. Финансовый лизинг. Учет различных видов рисков во время финансирования инновационной деятельности. Инновационный проект как объект финансирования. Оценка потребности в средствах и финансового состояния. Расчет потребности в средствах. Показатели финансового состояния инновационного проекта. Оценка финансового состояния инновационного предприятия.
^ ТЕМА 12. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие об интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность как результат творческой деятельности человека и объект гражданских прав. Объекты интеллектуальной собственности. Патенты. Критерии патентоспособности. Порядок оформления патента. Использование патентных прав. Лицензирование и юридический порядок передачи технологий. Лицензирование. Типы лицензий на интеллектуальную собственность. Соглашения о ноу-хау. Новые объекты интеллектуальной собственности и их правовая охрана.
^ ТЕМА 13. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Цели и задачи информационного обеспечения. Цели и особенности информационного обеспечения в период рыночных реформ. Международная сопоставимость показателей инновационной деятельности. Первоочередные задачи информационного обеспечения. Виды и формы информационного обеспечения инновационных процессов. Информационная база инновационных процессов дореформенного периода. Статистическая отчетность. Статистические и другие виды обследований. Формирование статистики инноваций. Статистика науки, инноваций и информационных технологий. Система статистических показателей. Система статистических наблюдений. Анализ показателей.
^ ТЕМА 14. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ

Характеристика результатов инновационной деятельности. Выход на рынки технологий как результат инновационной деятельности. Эффективность затрат на инновационную деятельность. Эффективность использования инноваций. Основные принципы измерения эффективности инноваций. Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности. Размерность эффекта и затрат. Исчисление экономических убытков. Отличия абсолютной и относительной эффективности. Учет фактора времени. Срок окупаемости. Социальные результаты технологических изменений. Показатели социально-экономического эффекта. Методы оценки эффективности инноваций. Характеристика и соотношение различных методов оценки эффективности инновационной деятельности. Направления повышения эффективности инновационной деятельности.

^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

по курсу “Инновационный менеджмент”

  1. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика,1989

  2. Инновационный менеджмент /Под ред. Завлина П.Н., Казанцева А.К. - Санкт-Петербург. “Наука”, 1997 - 560 с.

  3. Инновационный процесс в странах развитого капитализма /методы, формы, механизм/. /Под ред. И.Е.Рудаковой. - М.: изд-во МГУ, 1991

  4. Кирина Л.В., Кузнецова С.А. Стратегия инновационной деятельности предприятия // Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка./ Под ред. В.В.Титова.- Новосибирск,1995

  5. Лукашевич А.А. Развитие идей Н.Д.Кондратьева в теориях длинных волн нововведений // Вопросы экономики. - 1992. - № 3

  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992

  7. Морозов Ю.П. Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений. - Новгород,1995

  8. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. –М.: Прогресс, 1990

  9. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь /Под ред. Л.М.Гохберга. - М.: Центр исследований и статистики науки, 1996

  10. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 1989

  11. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. - М.: Луч, 1992

  12. Фахутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. - М.:ЗАО “Бизнес-школа “ Интел-Синтез”, 1998.- 600 с.

  13. Шумпетер Й. Теория экономического развития- М.: Прогресс, 1982

  14. Экономика и бизнес /теория и практика предпринимательства/ Под ред. В.Д.Камаева. - М.: 1993

  15. Экономика и статистика фирм /Под ред. С.Д.Ильенковой. -М.: Финансы и статистика, 1996

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ситуация, сложившаяся в украинской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, которые связаны с инновационной iconКорпорация intel представляет инновационные технологии для пк, обеспечивающие...
Корпорация intel представляет инновационные технологии для пк, обеспечивающие новые возможности для цифрового дома и офиса

Ситуация, сложившаяся в украинской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, которые связаны с инновационной iconКак спасти наш мир от промышленных отходов?
Сложившаяся ситуация представляет реальную угрозу здоровью людей – нынешнему и грядущим поколениям. Вот почему сегодня во всём мире...

Ситуация, сложившаяся в украинской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, которые связаны с инновационной iconСовершенствование государственной инновационной политики
Отсутствует соответствующая финансово-кредитная, налоговая и амортизационная политика. Не созданы и условия, которые бы способствовали...

Ситуация, сложившаяся в украинской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, которые связаны с инновационной iconПрезиденту Республики Беларусь
Обращается к Вам Византийский Вселенский Патриархат относительно вопроса гендерной идеологии и ювенальной юстиции, которые являются...

Ситуация, сложившаяся в украинской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, которые связаны с инновационной iconАвтономной Республики Крым в 2008-2009 годах
Активизировать работу по привлечению инвестиций в экономику республики, в том числе иностранных, прежде всего для развития инновационной...

Ситуация, сложившаяся в украинской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, которые связаны с инновационной iconМетодология и технология оценки готовности выпускников технических...
Постановка проблемы. Инновационная деятельность представляет собой совокупность научных, технологических, организационных, финансовых...

Ситуация, сложившаяся в украинской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, которые связаны с инновационной iconХристианин и искренний украинец не может быть масоном
Речь идет, прежде всего, о тех лицах, которые работают в политике, в сми, культуре, социальной и благодетельной сферах, в образовании,...

Ситуация, сложившаяся в украинской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, которые связаны с инновационной iconКакими показателями характеризуется глобальная экологическая ситуация,...

Ситуация, сложившаяся в украинской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, которые связаны с инновационной iconПрограмма телеконференции "Лучшая практика реализации проектов на erp-системе "
Лучшая практика реализации проектов на erp-системе "1С: Управление производственным предприятием", новые возможности для развития...

Ситуация, сложившаяся в украинской экономике, представляет новые возможности для реализации прежде всего в сферах, которые связаны с инновационной iconЕ. П. Ильин Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется...
Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<