Г. Я. Гольдштейн Стратегический менеджмент




НазваниеГ. Я. Гольдштейн Стратегический менеджмент
страница1/9
Дата публикации22.02.2013
Размер0.98 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Г.Я. Гольдштейн
Стратегический менеджмент

Секрет успеха состоит в готовности использовать
благоприятные возможности, когда они появятся.
Дизраели

Сущность конкурентной стратегии
есть отношение компании к своей
внешней среде.
М. Е. Портер

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
1.1. Сущность стратегического менеджмента
1.2. Основные требования к стратегическому менеджеру

^ 2. СТРУКТУРА И УРОВНИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Основные этапы стратегического управления
2.2. Основные организационные уровни разработки стратегии
2.3. Основные обобщающие выводы по темам глав 1,2

^ 3. НАЗНАЧЕНИЕ ФИРМЫ, ЕЕ ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
3.1. Определение бизнеса
3.2. Определение долговременных и краткосрочных целей
3.3. Учет интересов вкладчиков компании при целеполагании
3.4. Основные обобщающие выводы по теме главы 3

^ 4. СОДЕРЖАНИЕ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОРПОРАТИВНУЮ СТРАТЕГИЮ
4.1. Общее содержание стратегии
4.2. Корпоративная стратегия диверсифицированной компании
4.3. Стратегия в СЗХ
4.4. Функциональные и оперативная стратегии
4.5. Факторы, определяющие стратегию компании
4.6. Основные обобщающие выводы по теме главы 4

^ 5. ОТРАСЛЕВОЙ И КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ
5.1. Место и содержание отраслевого и конкурентного анализа
5.2. Определение доминирующих в отрасли экономических характеристик
5.3. Основные движущие силы, вызывающие изменения в отрасли
5.4. Анализ конкурентных сил, действующих на фирму
5.5. Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний
5.6. Определение ключевых факторов конкурентного успеха
5.7. Обобщение отраслевого и конкурентного анализа

^ 6. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ КОМПАНИИ
6.1. Цель анализа
6.2. Оценка применяемой стратегии
6.3. SWOT-анализ
6.4. Стратегический стоимостный анализ
6.5. Оценка силы конкурентной позиции фирмы
6.6. Определение предпочтительных стратегических действий фирмы
6.7. Обобщающие выводы по теме главы 6

^ 7. СТРАТЕГИЯ ОДИНОЧНОГО БИЗНЕСА
7.1. Основания стратегии одиночного бизнеса
7.2. Выбор базовой конкурентной стратегии одиночного бизнеса
7.3. Выбор стратегии инвестиций
7.4. Практика конкурентной борьбы в отрасли
7.5. Обычные стратегические ошибки
7.6. Обобщающие выводы по теме главы 7

^ 8. ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ЧАСТИ
КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ
8.1. Рост и развитие корпорации
8.2. Вертикальная интеграция
8.3. Диверсификация
8.4. Обобщающие выводы по теме главы 8

^ 9. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОЙ КОМПАНИИ
9.1. Матрица БКГ
9.2. Матрица МакКинсей
9.3. Матрица эволюции СЗХ
9.4. Выводы и возможные "ловушки" матричного анализа портфеля СЗХ
9.5. Стратегия входа на рынок
9.6. Стратегии ухода
9.8. Разработка (корректировка) корпоративной стратегии на основе анализа портфеля СЗХ
9.9. Обобщающие выводы по теме главы 9

^ 10. ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
10.1. Ключевые задачи реализации стратегии
10.2. Практические рекомендации по обеспечению организации стратегически эффективной компании
10.3. Корпоративная культура, обеспечивающая эффективную реализацию стратегии
10.4. Основы политики действий руководства компании в стратегической области

^ 11. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
11.1. Роль контроля в реализации стратегии
11.2. Типы систем контроля
11.3. Уровни управления и системы контроля

^ 1.ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

1.1. Сущность стратегического менеджмента

Возвращаясь к курсу "Основы менеджмента", вспомним, что менеджмент заключается в определении:
- "где мы находимся?",
- цели нашей деятельности ("куда мы идем?"),
- возможных путей ее достижения ("как идти?"),
- критериев выбора оптимального пути,
- конечного результата ("куда пришли?"),
- разницы целей и результатов для использования этой информации в дальнейших циклах управления.

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.

Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы,
- анализ внешней среды фирмы,
- анализ ее внутренней обстановки,
- выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ, фирмы,
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы,
- проектирование ее организационной структуры,
- выбор степени интеграции и систем управления,
- управление комплексом " стратегия - структура - контроль",
- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности,
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании,
- совершенствование стратегии, структуры, управления.

Все это отражено на рис.1.



Рис.1. Содержание стратегического менеджмента

^ 1.2. Основные требования к стратегическому менеджеру

Для того, чтобы конкурировать в сложной и быстроизменяющейся сегодняшней обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии - стратегическими менеджерами. Их задача - обеспечение деятельности всей организации по определенному направлению (часто их называют комплексными менеджерами). Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет) и занимают уникальное положение в компании, управляя всей организацией в стратегическом смысле.

По мнению Э. Враппа (университет Чикаго) наиболее удачливые стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами:
- быть хорошо информированы,
- уметь управлять своими временем и энергией,
- быть хорошими политиками (создателями консенсуса),
- они не должны быть, как эксперты,"зациклены",
- способностью продвигать программу в частных направлениях.

Хорошая информированость предусматривает возможность принятия широкого диапозона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей.

Они должны уметь распределять свое время и энергию среди различных дел, решений или проблем. Они должны знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частное решение.

Хороший политик должен обладать искусством достижения консенсуса на основе своих идей, а не давить своим авторитетом для их продвижения. Он должен действовать как член или лидер коалиции, а не как диктатор.

Изменяющийся мир требует от стратегического менеджера определенной гибкости. Он должен быть готовым к маневру и адаптации к складующийся обстановке. Это не означает, что фирма должна действовать без определенных целей, но надо быть готовым к их корректировке.

^ 2. СТРУКТУРА И УРОВНИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Основные этапы стратегического управления

Основными этапами стратегического управления являются:
1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.
3. Определение стратегии достижения целей деятельности.
4. Разработка и реализация стратегии.
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

Взаимосвязь этих этапов показана на рис.2.



Рис.2. Процесс стратегического менеджмента

^ 2.2. Основные организационные уровни разработки стратегии

Стратегия не может разрабатываться только на верхнем уровне руководства. Практически целесообразно выделить четыре уровня ее разработки:
- уровень корпорации,
- уровень СЗХ (отделений),
- функциональный уровень,
- менеджеры низшего уровня (полевые командиры).

Иерархия разработки стратегии в фирме иллюстрирована табл. 2.1.

Таблица 2.1

Основные уровни разработки стратегии фирмы

Уровень

Ответственные за разработку (принятие решения)

Содержание разработки

Корпоративная стратегия

Исполнительный директор, ключевые вице-директоры (решение принимается/ пересматривается советом директоров)

Создание и управление портфелем СЗХ.

Обеспечение синергизма СЗХ как конку-рентного преимущества

Определение нвестиционных приоритетов и управление ресурсами в наиболее привлекательных СЗХ    

Пересмотр/ревизия/унификация основных стратегических подходов шефов СЗХ.

Стратегия  СЗХ

Главный менеджер/шеф СЗХ (решения принимаются/ пересматриваются руководством фирмы)

Определение действий и подходов для успешной конкуренции и в интересах получения конкурентных преимуществ.

Формирование реакции на изменение внешних условий.

Унификация стратегических инициатив ключевых функциональных служб.

Действия по решению специфических проблем

Функциональная стратегия

Функциональные менеджеры (решения  обычно принима-ются /пересматриваются совместно с руководством СЗХ)

Создание функциональных подходов под-держки стратегии бизнеса и  достижения функциональных целей и функциональных стратегий в НИОКР, производстве, марке-тинге, финансах, кадрах.

Пересмотр/ревизия/ унификация основ-ных подходов менеджеров более низкого уровня

Оперативная стратегия

Шефы полевых единиц/ менеджеры более низкого уровня, в том числе функциональные (решения, принимаются, пересматрива-ются начальниками функциональных отделов)

Разработка более узких и специфи-ческих подходов и действий в поддержку функциональных и СЗХ стратегий и в интересах достижения целей полевых единиц и функциональных отделов

^ 2.3. Основные обобщающие выводы по темам глав 1,2

1. Процедуры стратегического менеджмента приложимы к широкому диапазону организаций, от больших с многими СЗХ до малых индивидуальных, от производственных до предприятий сервиса и от ищущих прибыли до неприбыльных (например бюджетных).

2. Стратегия организаций есть выход рационального процесса планирования.

3. Главные компоненты процесса стратегического менеджмента включают определение назначения, главных целей организации, анализ внешней и внутренней среды организации, выбор стратегии на уровне СЗХ и корпорации в соответствии с ее сильными и слабыми сторонами и внешними опасностями и благоприятными возможностями, приспособление организационных систем управления к выбранной организацией стратегии.

4. Стратегический менеджер - личность, которая накладывает отпечаток на всю деятельность организации, на ее главные самостоятельные подразделения. Его забота состоит в сохранении "здоровья" всей организации при движении в определенном направлении.

5. Стратегический менеджер должен быть хорошо информирован,искусен в управлении собственным временем и энергией, а также быть хорошим политиком, гибким экспертом, способным упорно продвигать шаг за шагом программу в принятом направлении.

6. Стратегический менеджмент пронизывает всю компанию. Можно выделить его следующие уровни: корпорация, СЗХ, функциональные службы и низший уровнь менеджмента.

7. Стратегический менеджмент включает коммуникации между уровнями управления в целях обеспечения реальности и содержательности стратегии.

8. Стратегическое планирование терпит крах, если исполнители не планируют из-за неопределенности задач, а высшие плановые органы теряют чувство оперативной реальности.

^ 3. НАЗНАЧЕНИЕ ФИРМЫ, ЕЕ ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

3.1. Определение бизнеса

Корпоративное целеполагание - первый ключевой индикатор того, как организация видит интересы своих акционеров. Целеполагание определяет бизнес фирмы, основные цели, характеристики и ведущую философию ее. Целеполагание устанавливает организационный контекст для будущих стратегических решений.

Корпоративное целеуказание содержит три главных компонента:
- определение бизнеса фирмы,
- установление ее главных целей,
- определение корпоративной философии.

На целеполагание и формулировку стратегии влияют разные внешние и внутренние группы (рис.3).



Рис.3. Группы, действующие при целеполагании и формировании стратегии фирмы

При определении бизнеса следует ответить на вопросы:
- Что есть наш бизнес?
- Чем он будет?
- Чем он должен быть?

Для компании одиночного бизнеса ответ на вопрос "что есть наш бизнес" предполагает ответы на частные вопросы:
- кто будет удовлетворен (какие группы потребителей)?
- что будет удовлетворено ( какие нужды потребителей)?
- как будут удовлетворены нужды потребителей (искусство или отличительные преимущества)?

Для диверсифицированной компании вопрос "что есть наш бизнес?" должен рассматриваться на двух уровнях:
- ориентированный на потребителя для СЗХ (как и для компании одиночного бизнеса),
- ориентированный на портфель СЗХ на уровне корпорации.

Последний должен включать:
- цели портфеля СЗХ компании,
- необходимую диверсификацию (диапазон) портфеля СЗХ,
- требуемый баланс между СЗХ в портфеле.

^ 3.2. Определение долговременных и краткосрочных целей

Установление целей - процесс конверсии назначения бизнеса в специфический ряд целей. В то же время так начинается необходимый процесс направления усилий каждой части организации в соответствующее русло. Цели нужны для каждого ключевого результата, который менеджер считает важным для достижения успеха. Специфичные ключевые результаты обычно могут включать размер и ранг в отрасли, рост дела, возврат инвестиций, рост дивидендов, размера рынка, репутацию качественной продукции и/или технологического лидерства, способность работать в нестабильной экономике, степень диверсификации, финансовую мощь, обслуживание потребителей, способность конкурировать по стоимости.

Примеры целей известных компаний:
Federal Express: Стать наибольшей и лучшей транспортной компанией в мире.
Alcan Aluminum: Быть производителем алюминия по наинизшей цене.
General Electric: Стать самым мощным конкурентом в мире, номером 1 или 2 по доле рынка в каждой сфере бизнеса компании.
Atlas Corp: Стать низкостоимостным средним производителем золота, произведя его в пределах 125000 унций в год, и иметь золотой резерв в 1500000 унций.
Black and Decker: Продолжать ввод новых продуктов и глобализацию бизнеса.

Требуется и долговременные, и краткосрочные цели. Долгосрочные цели имеют два назначения: во-первых, они указывают, что надо делать сегодня, чтоб достичь долговременных целей, во-вторых, наличие таких целей толкает менеджера к принятию сегодняшних решений с учетом долгосрочной перспективы.

Краткосрочные цели последовательно указывают, какие немедленные и ближайшие результаты должны быть достигнуты. Они показывают как скорость, которая нужна организации для движения по выбранному пути, так и требуемый уровень действий ("как много и когда" должно быть сделано).

Назначение и цели организации должны быть измеримыми. Компании, чьи менеджеры устанавливают цели для каждого ключевого результата и затем предпринимают агрессивные действия по достижению того, что следует достигнуть, являются лучшим "кандидатам" в победители, чем компании, чьи менеджеры оперируют надеждами, просьбами и хорошими намерениями. Следует исключить формулировки: "максимизировать прибыль","снизить затраты", "сделать более эффективными", "увеличить продажи".

Для стратегического мышления важно комплексное установление иерархии целей на всех уровнях руководства сверху донизу. Это обеспечивает для всех менеджеров не только ясность задач, но и реальность их достижения (что обеспечивается участием в процессе менеджеров низких уровней).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Я. Гольдштейн Стратегический менеджмент iconГ. Я. Гольдштейн Стратегический менеджмент
Конспект лекций содержит описание теоретических и практических подходов к разработке стратегии коммерческой фирмы в современных рыночных...

Г. Я. Гольдштейн Стратегический менеджмент iconЭкзаменационные билеты по предмету Стратегический менеджмент за 2000...

Г. Я. Гольдштейн Стратегический менеджмент iconСтратегический менеджмент учебно-практическое пособие
Вольдер б с. Стратегический менеджмент: Учебно-практическое пособие. – М.: Из-во мфа, 2001. С. 100

Г. Я. Гольдштейн Стратегический менеджмент iconПредложение 24. 1
«Международные стандарты финансовой отчетности» и «Финансовый менеджмент»); «Professional Financial Director» (включает в себя обучение...

Г. Я. Гольдштейн Стратегический менеджмент iconГрафик проведения консультаций он–лайн для студентов зфо по дисциплинам...
«Менеджмент», «Рекламное дело в турдеятельности», «Стратегический менеджмент», «Эконометрия»

Г. Я. Гольдштейн Стратегический менеджмент iconУчебное пособие для подготовки
Учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 менеджмент...

Г. Я. Гольдштейн Стратегический менеджмент iconКурсовая работа По дисциплине «Стратегический менеджмент»

Г. Я. Гольдштейн Стратегический менеджмент iconРеферат по дисциплине «стратегический менеджмент» на тему: «реинжиниринг»

Г. Я. Гольдштейн Стратегический менеджмент iconКурсовая работа по дисциплине «стратегический менеджмент» на тему:...

Г. Я. Гольдштейн Стратегический менеджмент iconВ. А. Квартальнов Стратегический менеджмент в туризме
Организационный механизм взаимодействия и сотрудничества в управлении процессами


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don