1: «Менеджмент- наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития»




Скачать 300.76 Kb.
Название1: «Менеджмент- наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития»
страница1/3
Дата публикации24.02.2013
Размер300.76 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
Тема 1: «Менеджмент- наука, практика и искусство

управления: эволюция становления и развития»



  1. Введение в менеджмент.

  2. История развития управленческой мысли.

  3. Становление и развития менеджмента.

  4. Опыт и основные тенденции развития менеджмента США,

Японии и европейских стран.

  1. Современный менеджмент и необходимость его развития в Украине.


I. Трансформация экономики Украины к новой социально-экономической формации, основанной на рыночных отношениях, связана, прежде всего, с коренной перестройкой системы управления ею и хозяйственных субъектов. Становясь объектом товарно-денежных отношений, организация обязана сформировать такую систему управления, которая обеспечила бы высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Эффективно управлять организацией или ее подразделениями в современных условиях невозможно без глубокого понимания сущности и содержания менеджмента.

Что же собой представляет « менеджмент»? «Менеджмент» имеет достаточно широкое толкование – управление, влияние, искусство управления, способ управления и т.п. С лингвистической стороны, слово «менеджмент» образовано от menaqe (с франц. домоводство; to menaqe с англ. – искусство объезжать лошадей). В той или иной мере понятие “ менеджмент” отражает воздействие или влияние, но это достаточно узкое трактование. Менеджмент – сложное, емкое и многогранное явление, охватывающее:

  • умение человека добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;

  • функции, виды деятельности, связанные с управлением людьми в организациях различных типов;

  • область человеческого знания, помогающая управлять;

  • определенную категорию людей (социальный строй), осуществляющих управление;

  • орган управления, административная единица.

Обычно определение “менеджмент” применяют только к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях. Но в последнее время это понятие стали широко применять к нехозяйственным, непредпринимательским организациям.

Следует различать понятия “управление”, “”менеджмент” и “руководство”.

Хотя понятие “менеджмент” и “управление” близки по значению, однако термин “управление” намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности, к сферам и органам управления ( см. рис.1.1).


^

Рис. 1.1. Классификация управления



Управление – это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и их участников, осуществляющих в целях придания определенной направленности и получения желаемых результатов.

В
широком понимании в специальной управленческой литературе даются различные толкования менеджмента. Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания менеджмента представлены на рис. 1.2.

^

Рис. 1. 2. Определение понятия «менеджмент»



Как видим, понятие менеджмент можно рассматривать с разных сторон и разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления.

  1. ^ Менеджмент рассматривается как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей.

«Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Всюду, где мы вкладываем только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, - дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента» (Питер Друкер).

С позиции деятельности человека, менеджмент представляет собой особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в хозяйственной жизни организации оптимальных результатов на основе разумного использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов, применения многообразных функций, принципов и методов управления.

^ 2. Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Процесс управления есть информационный процесс, т.е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Хотя следует сказать,

что управление не сводится к информации, но и немыслимо вне информации.

^ Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Процесс управления предполагает выполнение функций организации, планирования, мотивации и контроля, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому, менеджмент можно рассматривать с двух взаимосвязанных сторон.

С одной стороны, менеджмент представляет собой процесс взаимосвязи функций управления (организации, планирования, мотивация, контроль), необходимый для достижения целей организации. Менеджмент как процесс отражает динамику управления.

С другой стороны, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы, работающих в организации. Такая трактовка является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляют менеджеры. Поэтому менеджмент нередко отождествляют с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

^ 3. Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией). Таким образом, аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Без него организация, как целостное образование, не может существовать и работать эффективно. Аппаратный подход фокусирует свое внимание на структурном составе, на характере связей между звеньями и элементами структуры управления. В этом смысле менеджмент как структура отражает статику управления.

^ 4. Менеджмент рассматривается как категория людей, занятых управлением. Процесс управления обеспечивается профессионально в области управления. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Главной задачей управленческого персонала является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации).

^ 5. Менеджмент как искусство. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-экономические системы, функционирование которых оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, - это самый главный фактор, учет которого требует не только использование научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое подобно, медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Менеджмент и искусство объединяет то, что в основе лежит творческий процесс, который позволяет менеджеру решать сложные, часто, неординарные управленческие проблемы и задачи, стоящие перед организацией.


  1. ^ Менеджмент как наука. Научные основы менеджмента представляют собой совокупность концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на обеспечение связей между причинной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядочения знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций.

Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

Менеджмент представляет собой междисциплинарную отрасль знаний, сочетающую в себе достижения экономических, социологических, психологических, правовых, технических и других дисциплин, использующую опыт управленческого искусства.

В системе менеджмента выделяют специализированные области познания:

  • Стратегический менеджмент

  • Финансовый менеджмент

  • Производственный менеджмент (операционный)

  • Инновационный менеджмент

  • Инвестиционный менеджмент

  • Менеджмент персонала

  • Информационный менеджмент

  • Международный менеджмент

  • Налоговый менеджмент

  • Менеджмент отрасли или отраслевой менеджмент

  • Региональный менеджмент

  • Торговый менеджмент

  • Менеджмент маркетинга

Эти научные направления менеджмента изучают специфику проявлений науки управления и являются неотъемлемой частью фундамента данной науки.

Термин «руководство» уже понятия «менеджмент», поскольку означает процесс управления, который осуществляется руководителем, исполняющим роль посредника социального контроля и власти, на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности, в которую входит группа. Взаимоотношение этих основных понятий можно представить следующей логической формулой:

^ Управление > Менеджмент > Руководство


  1. Управление в той или иной мере с древних времен интересовало передовые умы человечества.

«Искусство управлять людьми – самое трудное и высокое из всех искусств» (Перикл, 490 – 429 г. д.н.э.).

«Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей» (А. Смит).

История развития человеческого общества – это процесс организационного прогресса, усложнения самой структуры организации людей. Форма, в которой и осуществляется данное поступательное движение, представляет собой выделение новых видов деятельности разделения общественного труда, сопровождающего ростом его производительной силы. С выделением новых видов деятельности в общественном разделении труда связана и история развития управленческой мысли. Считается, что начало развития управленческого характера деятельности датируется примерно 4 – 5 тыс. лет и совпадает с первой управленческой революцией.

^ Первая управленческая революция (4-5 тыс. лет назад) характеризуется как «религиозно-коммерческая». Она произошла в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. Уже в древнем Шумере, Египте и Аккаде наблюдалась трансформация и расслоение высшей касты священников. Появился особый слой жрецов - религиозных функционеров, которые осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и производили коммерческие расчеты. В результате появился новый тип деловых людей - еще не коммерческий делец или предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы.

Побочным результатом управленческой деятельности жрецов стало появление письменности.

В период первой революции управление сформировалось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие.

^ Вторая управленческая революция наступила приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). В период его правления произошло подчинение Мессопатании и Ассирии. Для управления столь обширных территорий требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было успешно руководить не по личному произволу или племенному праву, а на основе единообразных законов. Знаменитый свод Хаммурапи содержал 285 законов управления различными сферами жизни общества, который является ценным памятником древневосточного прав и этап в истории развития

управленческой мысли.

Выдающееся значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего все многообразие общественных отношений между социальными группами населения, состоит в том, что он создал первую формальную систему администрирования.

В процессе второй революции произошло выделение группы людей профессионально занимавшихся управлением государства, а также отделение функций управления государством от церковной власти.

Суть второй революции в развитии управленческой мысли заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновение формальной организации и регулирование отношений людей, и наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть и методов мотивации. Данную революцию характеризуют как «светско - административную».

^ Третья управленческая революция получила название «производственно-строительная» и началась примерно через тысячу лет после смерти Хаммурапи. В эпоху правления царя Навуходоноссора II (605 – 562 гг. до н. э.) происходило строительство Вавилонской башни и висячих садов, а также развивалась система производственного контроля на текстильных мануфактурах и в зернохранилищах. Строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции – характеризуют третью управленческую революцию. Не только Вавилон в этот период являлся центром расцвета практики управления. Значительные достижения в управленческих инновациях можно обнаружить в Древнем Риме. Самые знаменитые из них – система территориального управления Диоклетиана (243 – 316 гг. н.э.) и административная иерархия Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма.

В период третьей управленческой революции произошло выделение группы людей профессионально, занимающихся управлением в сфере производства и строительства.

^ Четвертая управленческая революция практически совпадает во времени с великой индустриальной революцией XVIII – XIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Индустриальная революция оказала более существенное влияние на теорию и практику управления, чем предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX века), начинала созревать современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли.

Важейшей характеристикой этой революции в области управления является то, что произошло отделение управления от собственности, а также от капитала и от сферы непосредственого производства, и зарождение профессионального управления. Новая система собственности ускорила развитие промышленности.

^ Пятая управленческая революция началась в конце XIX и начале

XX века и продолжается по настоящее время. Она известна под название «бюрократической». ЕЕ теоретической основой стала теория рациональной «бюрократии». Основоположником данной теории был немецкий социолог Макс Вебер, который предлагал заменить капиталиста, как фигуры переходящей, менеджером и бюрократом – государственным чиновником.

В этот период начало развиваться крупное промышленное производство, формировались достаточно сложные иерархические структуры управления, происходило разделение управленческого труда, внедрялись нормы и стандарты, определялась формализация должностных обязанностей и ответственность менеджеров.

В целом пятая управленческая революция связана с разделением самого управленческого труда и выделением специализированных групп управленцев, за которыми закрепились уже определенные функции. Данный этап в развитии управленческой мысли ознаменовался еще и как начало формирования и развития менеджмента как науки.


  1. Несмотря на то, что управление имеет достаточно долгий путь развития, менеджмент как научная дисциплина – относительно нова. Он по существу является продуктом двадцатого столетия. Только три университета: в Пенсильвании, Чикаго и Калифорнии имели курсы управления до 1890 года.

С развитием капитализма и рыночной экономики в странах Европы и Северной Америки элементы менеджмента пробивали себе дорогу самостоятельно, однако в целом менеджмент как теория и практика развивался интегрально и имел наднациональный характер. И все же объективности ради следует считать родиной современного менеджмента США. В 1880 году Фредерик Тейлор, американский инженер-самоучка, начал разрабатывать систему научного подхода к практике организации труда – на базе рационализма, стимулирования и мотивации эффективного администрирования.

С этого времени менеджмент начал свое развитие и на данный момент представляет собой научное направление, которое в своем фундаменте имеет комплекс различных научных школ и подходов (см. табл. 1.1).

^ Школа научного управления (1890-1920 г.). Ее основателями являлись Ф.Тейлор, Ф. И Л. Гилберты, Г. Гатт, Г. Форд, Х. Эмерсон и др. Они полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного выполнения работ.

^ Главные идеи в области менеджмента сформулировал Ф. Тейлор в виде принципов «научного управления»:

  • разработка оптимальных методов выполнения работы на базе

научного изучения затрат времени, движений и усилий работников;

  • абсолютное следование разработанным на научной основе стандартам и правилам;

Таблица 1.1

Научные школы и подходы менеджмента

Годы


Главные проблемы экономики и менеджмента

Научные школы и подходы

Главные направления методических разработок

1885-1920

Повышение эффективности выполнения работ

Школа научного управления

Методы рационализации труда и производства

1920-1950

Эффективное функционирование крупных организаций

Административная школа управления

Функциональное разделение и специализация управления, принципы менеджмента, формирование иерархических структур управления

1936-1955

Максимизация выпуска продукции и эффективности

Школа человеческих отношений

Методы совершенствования труда и мотивации работников

1956-1970 и в наст. время

Усиление управленческого контроля за всеми параметрами бизнеса

Количественная школа

Исследование операций, моделирование для обоснования оптимальных управленческих решений

1920-1950 1965-1980 и в наст. время

Эффективность процессов управления

Процессный подход

Исследование взаимосвязи и взаимодействия функций менеджмента (традиционный классический подход), исследование природы и характера процессов управления с целью их оптимизации (современный взгляд)

1956-1975 и в наст. время

Решение сложных управленческих проблем

Системный подход
^

Системный анализ


1971-1985 и в наст. время

Усиление конкурентного статуса на рынках и эффективная реализация целей организации

Ситуационный Подход

Методы стратегического планирования и управления, методы управления инновациями

1986-и по наст. время

Адаптация к растущим и ускоряющимся изменениям и максимальное использование потенциала организации

Формируются новые подходы и теории изменений в организациях с целью обеспечения

динамического развития

Методы управления организационными изменениями, культура организаций, лидерство, процессный анализ и процессная теория, теория самоорганизации, самоменеджмент
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1: «Менеджмент- наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития» iconТема 1 «Менеджмент наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития»
Тема 1 «Менеджмент – наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития»

1: «Менеджмент- наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития» iconКнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для...
Учебник предназначен для студентов вузов, слушателей академий и системы повышения квалификации по специальностям "Теоретические основы...

1: «Менеджмент- наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития» iconОсновы менеджмента Спецкурс
Менеджмент наука и практика управления, призванная задействовать, активизировать творческий, личностный потенциал управленцев

1: «Менеджмент- наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития» iconУчебно-тематический план изучения дисциплины «основы менеджмента»
Менеджмент как специфическая область знаний (как самостоятельная наука и искусство). Предмет науки менеджмент. Методы науки менеджмент....

1: «Менеджмент- наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития» iconТема Психогигиена как наука и практика …недалеко то время, когда вся психология в целом
В психологическом словаре А. Ребера (2000) сказано, что первоначальным значением этого термина было: искусство развития и поддержания...

1: «Менеджмент- наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития» icon«Социальное государство: эволюция теории и практика»
Приглашаем Вас принять участие в Международной научно-практической конференции «Социальное государство: эволюция теории и практика»,...

1: «Менеджмент- наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Финансовый менеджмент: наука и практика в условиях перехода к рыночной экономике

1: «Менеджмент- наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития» iconЗаявка на участие в специализированном тренинге
«Искусство управления аптечным ассортиментом. Категорийный менеджмент» 23-24 февраля 2011 г

1: «Менеджмент- наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития» iconТема Предпосылки возникновения и этапы развития теории и практики менеджмента
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искус­ство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда...

1: «Менеджмент- наука, практика и искусство управления: эволюция становления и развития» iconПринципы и история развития нлп
Нлп — нейро–лингвистическое программирование — это «искусство и наука совершенствования личности»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<