Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент член-кореспондент напн, доктор педагогічних наук, професор Шевченко Г. П




Скачать 151.24 Kb.
НазваниеСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент член-кореспондент напн, доктор педагогічних наук, професор Шевченко Г. П
Дата публикации07.11.2013
Размер151.24 Kb.
ТипСтатья
uchebilka.ru > Экономика > Статья

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

2 (55)-2013




the national idea of people has survived as the basis of the value orientations of family and social education of children in the new conditions of Ukraine.
Вакуленко Валентина Миколаївна – доктор педагогічних наук, професор кафедри адміністрування Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)
Рецензент – член-кореспондент НАПН, доктор педагогічних наук, професор Шевченко Г.П.

УДК 37.037
^ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Г. Г. Воронина
Статья посвящена проблеме экономической социализации зрелого человека в условиях кризиса. Представлены экспериментальные материалы изучения связи между адаптивностью и фрустрированностью, которые характеризуют особенности социализации социально-экономической личности.

Ключевые слова: социализация, фрустрированность, адаптивность.
Социализация – термин в психологии, который не имеет однозначного определения. Социализация может происходить в различных сферах жизнедеятельности человека. Это сложный процесс включения человека в систему социальных связей, отношений, взаимодействие его с окружающей средой. Это взаимодействие является очень сложным и многогранным и зависит не только от самоактуализации индивида, но и от состояния внешней среды, общества в целом. Экономическая социализация личности во многом зависит от политической, экономической ситуации в стране. В условиях нестабильности человеку приходится постоянно находиться в напряжении, так как необходимо постоянно корректировать жизненный путь, адаптироваться в постоянно меняющемся обществе.

Таким образом, во время перемен личность подвергается постоянному стрессу, находится в психологическом напряжении. Целесообразным становится исследование процесса социализации личности в экономической сфере жизнедеятельности в условиях изменчивой экономической ситуации, эволюции сознания индивидов, которые являются субъектами рыночной экономики современной Украины.

Актуальность исследования проблемы экономической социализации обусловлена тем, что трансформация общества связана с адаптацией человека к новым условиям включения в социально-экономическую деятельность. Включение происходит по-разному в зависимости от особенностей групп: возрастной, половой, профессиональной, национальной. В условиях быстрых изменений для некоторых становится необходимой ресоциализация.

Процесс экономической социализации индивида связан с социальными условиями разного уровня: социально-экономическими проблемами общества, повседневной жизнью, которая происходит в разных группах, влиянием разнообразных средств, которые осуществляются разными агентами социализации. Ведущая роль принадлежит такой форме влияния на личность, как ее включенность в те или иные сферы деятельности, в которых усваиваются экономические знания и опыт экономического поведения.

Некоторые исследователи, в частности А. В. Бояринцева, различают трудовую, потребительскую и собственно экономическую социализацию. Целью потребительской социализации является приобретение навыков потребительской (покупательской) способности и усвоение знаний из экономических понятий, которые характеризуют разные аспекты потребления: деньги, куплю, место купли и др. Целью трудовой социализации становится формирование отношения к труду через поведенческие аспекты в разных сферах. Собственно экономическая деятельность направлена на усвоение специфики функционирования и выявление таких социоэкономических феноменов, как богатство-бедность, банк, реклама, инвестиции и др. Разнообразие конкретных социальных ситуаций влияет на разнообразие восприятия человеком. Объективно существующая дифференциация социального положения людей, основой которой является отличие условий жизни, отображается на разнообразии проявлений экономической социализации человека, в частности, в отношении к работе и потребительского поведения [2].

В отечественной психологии исследования экономической социализации начались лишь в последние 5 лет: ими занимались А. В. Аверьянова, Н. А. Поборченко, Е. Б. Щедрина, Е. В. Козлова, А. Б. Фенько.

Так, О. В. Козлова экономическую социализацию рассматривает как многокомпонентный процесс, который представлен когнитивной, аффективной и поведенческой составляющими [3]. Когнитивный компонент включает в себя общие экономические знания, нормы и ценности. Поведенческий компонент отображает образцы экономического поведения. Аффективная составляющая представлена эмоциональными отношениями к экономической реальности.

Когнитивная переменная экономической социализации характеризуется такими чертами, как: осведомленность личности и адекватность экономических представлений. Осведомленность находится в прямой зависимости от сложности того или иного экономического понятия и возможности непосредственного знакомства с его проявлениями в реальности. Адекватность экономических представлений во многом определяется развитием личности.

Поведенческая переменная экономической социализации характеризуется элементами потребительского и трудового поведения.

Элементами потребительского поведения являются уровень потребительских ресурсов, который ограничен; покупательская возможность, для которой характерна значительная внешняя зависимость; приобретение типичных продуктов (услуг), предопределяющихся возрастом личности; планирование покупок, их выбор.

Для трудового поведения характерным является традиционная трудовая деятельность, такая как домашняя работа, самообслуживание, профессиональная деятельность, профессиональные навыки, качества, планирование финансового дохода, финансовые траты.

Эмоциональная переменная экономической социализации представляет собой эмоциональное отношение личности к экономической реальности. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Вопрос о необходимости изучения изменяющихся социально-экономических условий и их влияния на процесс экономической социализации встает наиболее остро на данный момент в современном обществе.

Помимо общих социально-демографических условий, огромную роль в экономической социализации личности играют следующие особенности: семейные ценности и установки, общая социально-экономическая ситуация, в которую помещен человек (в частности, экономический кризис), основная система распределения, принятая в данном обществе (социалистическая или рыночная).

Проблема экономической социализации в условиях перехода к рыночной экономики очень актуальна и изучение ее в нашей стране только начинается. В середине 90-х годов прошлого столетия появились работы украинских исследователей, выполненные в рамках психологии управления, в которых рассматривались проблемы экономической психологии (Г. Щекин, В. Витлинский, В. Лозница, А. Киселев, П. Друкер, Ю. Дайновский и другие). Интерес ученых концентрироваляся также на человеческом факторе в экономике (В. Лагутин), психологии предпринимательства (В. Рыбалко), проблеме подготовки молодежи к жизни и деятельности в условиях рыночной экономики (Н. Побирченко), к проблеме экономической социализации (Г. Аверьянова).

В западных странах история исследования экономической социализации насчитывает уже несколько десятков лет: А. Фенэм, В. Баррис, Б. Стаей, Е. Ньюсан, П. Томас, М. Вебер [7].

Исследования экономической социализации началисьна Западе в 50-е годы в рамках экономической психологии. Так, исследовались вопросы стадиальности экономической социализации детей (А. Страусс, К. Данзингер, Р. Саттон), определялись внешние факторы. Влияющие на этот процесс, такие как национальные и региональные особенности, пол, классовая принадлежность (Г. Маршалл, Л. Макрудер, А. Фьонем, П. Томас, М. Сигал, Д. Швальб, Г. Ягода), возрастные особенности экономической социализации (Х. Диттмар).

В условиях социальных изменений происходит изменение сознания, поведения у всех людей, но особенно специфично оно сказывается на представителях зрелого возраста, к которым мы относим людей от 25 до 55 лет. В традиционных обществах подавляющая часть жизненно важных выборов совершалась личностью до наступления зрелого возраста (выбор образования, а в дальнейшем и профессиональной деятельности, брачного партнера, стиля жизни). В условиях коренных общественных сдвигов человек вынужден делать выборы и в зрелом возрасте, формировать или корректировать свой жизненный путь, что зачастую ведет к усложнению социальных связей личности, но в то же время чревато личностными кризисами, наиболее известный из которых – «кризис среднего возраста».

Особую значимость процесс самореализации личности зрелого возраста приобретает в современных условиях. Глубокая трансформация всех сторон жизни общества в течение последних двадцати лет затронула все слои населения, практически каждого гражданина. Траектории самореализации, существовавшие в Советском Союзе, перестали быть эффективными в условиях коренных политических и социально-экономических изменений. Люди, формировавшие жизненные стратегии в советское время, оказались перед необходимостью существенной корректировки своих ценностных ориентаций, принятия новых жизненных решений, изменения траекторий самореализации.

Таким образом, изменение содержаниясоциализации в зреломвозрасте в современном нестабильном обществе, выделение самореализации как основного ее содержания на этом отрезке жизненного пути, а также исследование особенностей самореализации личности в этом возрасте остаются неизученными современной наукой.

Нестабильность современного общества ведет к необходимости постоянной коррекции, уточнению траектории жизненного пути личности. Основной содержательной составляющей социализации личности в зрелом возрасте является самореализация. Под самореализацией подразумевается личностный рост, осуществление себя в жизни и повседневной деятельности, утверждение своего особого и самостоятельного пути в конкретно-исторических условиях. Социально неприемлемые формы самоутверждения (насилие, терроризм и т.д.) при таком ее понимании самореализацией не являются. Поиск удовлетворяющих личность путей для самореализации, движение по ее траектории являются основным содержанием социализации личности в зрелом возрасте.

Нормативность жизненного пути предопределяется социальной предписанностью сроков наступления и содержания различных жизненных событий. Такие траектории были характерны для большинства людей, живших до начала формирования капиталистических отношений. В современном обществе социально-возрастные нормы все больше размываются. Жизнь людей все чаще строится на основе собственных выборов, решения индивидуально поставленных жизненных задач, время возникновения и решения которых широко варьирует.

Мы полагаем, что изменения демографической и социально-экономической ситуации в нашей стране ведут к тому, что люди в своем большинстве будут работать дольше (во многом по экономическим соображениям) и, следовательно, граница зрелого возраста будет отодвигаться на более поздние сроки.

Наиболее распространенным источником страхов и опасений в нашей стране, как свидетельствуют многочисленные психологические исследования, являются особенности социальных отношений. Это проявляется прежде всего в страхе перед нестабильным настоящим и непредсказуемым будущим, неверии в позитивный исход начатых в стране реформ, страхе потерять работу, оказаться на грани голодной смерти, страхе перед ростом преступности, ощущении незащищенности законом и т.д. и т.п.

Вследствие воспроизводства индивидом системы социальных связей среды, воспринимаемой как опасная, социальные страхи могут возникать в межличностных отношениях и общении. Это еще одна важная характеристика социализации страхов: люди боятся вечером выйти из дома, остаются безучастными к людям, просящим о помощи, резко снизился уровень доверия к незнакомым людям, к новым контактам сформировались напряженно-настороженные отношения.

Таковы основные психологические механизмы социализации. Очевидно, что они формируют систему отношений личности и направленность ее активности как защитно-компенсаторные. Это в свою очередь весьма негативно сказывается на процессах развития личности как члена общества. Защитно-компенсаторные механизмы социализации у населения провоцирует стихийные формы реагирования, поведения и отношений людей.

Таким образом, можно констатировать, что социализация – это сложный и длительный процесс включения индивида в систему социальных связей и отношений, его активного взаимодействия с окружением, в результате которого он усваивает примеры поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для его успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация начинается в раннем детстве и происходит на протяжении всей жизни; общество, в том числе и отдельные его субкультуры, безусловно, оказывают воздействие на личность на всех стадиях ее социализации; факторы, влияющие на экономическую социализацию личности, это семейные ценности и установки, общая социально-экономическая ситуация в стране, в которую помещен человек. На социально-экономическое развитие влияет уровень образования и культуры, политики государства; в условиях социальных изменений происходит изменение сознания людей зрелого возраста, их жизненный путь требует своевременной корректировки в современных условиях. Основной составляющей процесса социализации является самореализация. В условиях экономического кризиса появляются опасения и страхи в связи с нестабильным настоящим и непредсказуемым будущим.

Поэтому исходя из вышесказанного, целью нашего исследования является изучение процесса экономической социализации зрелой личности в условиях экономической ситуации кризиса.

Для проведения исследовательской работы нами была выбрана экспериментальная база – предприятие «Британика-Протон», г. Ровеньки. Выборка составила 25 человек зрелого возраста (35-55 лет).

В качестве методики мы выбрали многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермякина и экспресс-диагностику уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана.

Методика «Адаптивность» наиболее полно выражает психологическое состояние индивидуумов в современных социально-экономических условиях. Социальная адаптация, как известно, является одной из составляющих процесса социализации.

Особенности процесса адаптации определяются психологическими свойствами человека, в том числе уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности.

Социально-психологический аспект адаптации обеспечивает адекватное построение микросоциального взаимодействия, в том числе – профессионального, достижение социально значимых целей. Он является связующим звеном между адаптацией индивидуума и популяции, способен выступать в качестве уровня регулирования адаптационного напряжения.

Данная методика предлагает ряд шкал – шкала нервно-психической устойчивости, коммуникативных особенностей, моральной нормативности и личностного адаптивного потенциала, которые позволяют рассмотреть свойства личности с различных сторон – поведенческой, адаптивной и т.д.

Методика экспресс-диагностики фрустрированности рассматривает поведение реципиентов в затруднительных жизненных ситуациях, так как фрустрация – это способы реагирования человека на разного рода неприятности, при воздействии на него негативных факторов окружающей среды, блокирование целенаправленного поведения человека. В таких ситуациях человек может вести себя по-разному – от принятия вины на собственный счет до аутоагрессии и агрессии против окружающих его людей. Фрустрация усиливается, если у человека есть веские основания, чтобы стремиться к достижению цели, если он рассчитывает получить от этого удовлетворение, но ничего не получается.

В ходе проведенного исследования мы получили такие результаты:

    1. Методика «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермякина: преобладают низкий уровень личностного адаптационного потенциала и нервно-психической устойчивости. Более высокие показатели по шкалам коммуникативных способностей и моральной нормативности. В процентном соотношении это выглядит так: ЛАП: низкий уровень –24%; умеренный – 52%;высокий – 24%. НПУ: низкий уровень – 52%; умеренный – 48%; высокий – 0. КС: низкий уровень – 32%; умеренный – 64%; высокий – 4%. МН: низкий уровень – 20%; умеренный – 72%; высокий – 8%.

2. Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности Л.И.Вассермана: преобладающим является умеренный уровень социальной фрустрированности, далее идет неопределенный уровень, затем – повышенный, пониженный и высокий. Процентное соотношение результатов методики: умеренный уровень – 40%, неопределенный уровень – 25%, повышенный уровень – 20%, пониженный уровень – 12%, высокий уровень – 4%.

^ Интерпретация данных.По данным проведенных методик мы выяснили, что из данной выборки по методике «Адаптивность» наиболее преобладает умеренный уровень адаптивных способностей (52%). Это говорит о том, что большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.

У 24 % лиц наблюдается низкий уровень адаптивных способностей. Это значит, что лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки.

Еще 24% испытуемых имеют высокий уровень адаптивных особенностей, и это означает, что лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, неконфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.

Также по результатам проведенной методики мы видим, что у 52% реципиентов проявляется низкий уровень нервно-психической устойчивости. Поэтому можно сказать, что испытуемые имеют низкий уровень поведенческой регуляции, у них определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности.

У 48% показатели нервно-психической устойчивости умеренные. Такой уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности.

По показателям коммуникативных способностей мы видим, что у таких испытуемых высокий уровень развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими, неконфликтен (умеренный и высокий показатель – соответственно – 64% и 4%). Низкий уровень показывает на низкое развитие коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенную конфликтность.

По показателям моральной нормативности наблюдаются такие результаты: 72% и 8% - умеренный и высокий уровни – личность реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.

Низкие показатели говорят о том, что человек не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения.

В результате сравнительного анализа проведенных тестов можно увидеть, что у тех испытуемых, у которых низкие и умеренные показатели по шкале личностного адаптивного потенциала, проявляются и низкие показатели уровня нервно-психической устойчивости. Причем на уровень коммуникативных способностей моральной нормативности данные по ЛАП и НПУ не влияют.

Сравнение показателей по двум методикам показывают, что у тех испытуемых, у которых низкие и умеренные показатели НПУ и ЛАП, наблюдаются высокие показатели фрустрированности. Это означает, что такие личности являются более неуверенными в собственных силах и склонны к психическим срывам.

Используя коэффициент корреляции, мы смогли определить связь между адаптивностью и фрустрированностью. Здесь четко можно сказать, что фрустрированость у людей зрелого возраста в период экономического кризиса обостряется, а адаптивность, наоборот, снижается, т.е. людей охватывают отчаяние, тревога, гнев.Они чувствуют постоянное напряжение, повышается раздражительность. Также она может проявляться в агрессии, которая направляется на других либо на себя.

Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз (болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая их не удовлетворяет). А на данный период эта болезнь проявляется у большинства людей.

Со стороны адаптивности люди плохо приспособляются к условиям «новой» жизни, снижается уровень социального статуса и самоощущения. Они не могут принять те изменения в их жизни, которые связаны с финансовым кризисом.

Большую роль в процессе социализации играет уровень социальной адаптации. По итогам проведенных тестов мы можем отметить, что среди испытуемых преобладает умеренный и низкий уровень адаптационных способностей, низкий уровень нервно-психической устойчивости. Социальная фрустрированность умеренного типа. Сравнительный анализ показал, что нервно-психическая устойчивость прямо пропорциональна показателям адаптационных способностей.
Литература

  1. В.В.Новиков. Социальная психология. Уч.пособие. - М., Издательство института психотерапии, 2003.

  2. М.В.Примуш. Загальна соціологія. – К.,Професіонал, 2004. .

  3. Н.И.Шевандрин . Социальная психология в образовании. – М., Владос, 1995.
  4. ^

    Социализация страхов у населения и особенности поведения и отношений/. http//elib.org.ua


  5. Шкиря Т.В.Особенности экономической социализации подростков в условиях современного общества.

  6. Альперович.П. Социальная геронтология. Ростов н/Д, 1997.

  7. Энциклопедия психологических тестов. М.,1998.



^ ОСОБЛИВОСТІСОЦІАЛІЗАЦІЇ СОЦІАЛЬНО-ЕКОНОМІЧНОЇ ОСОБИСТОСТІ В УМОВАХ ЕКОНОМІЧНОГО КРИЗИСУ

Г. Г. Вороніна

Стаття присвячена проблемі економічної соціалізації зрілої людини в умовах кризи. Представлені експериментальні матеріали вивченнязв'язку між адаптивністю та фрустрованістю, які характеризують особливості соціалізації соціально-економічної особи.

Ключові слова:соціалізація, фрусированість, адаптивність.

FEATURESOF SOCIALIZATION OF SOCIO-ECONOMIC PERSONALITY IN THE TERMS OF ECONOMIC CRISIS

G. G. Voronina

The article is devoted to the problem of economic socialization of a mature person in the terms of crisis. Experimental materials of the study of connection between adaptivity and frustration which characterize the features of socialization of socio-economic personality are presented.

Key words: socialization, frustration, adaptivity.

Вороніна Галина Григоріївна – асистент кафедри психології Луганського національного університету імені Тараса Шевченка (м. Луганськ, Україна)

Рецензент – кандидат психологічних наук, доцент І. П. Булах


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент член-кореспондент напн, доктор педагогічних наук, професор Шевченко Г. П iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Ключевые слова: студенческая молодежь, семья, культура отдыха и досуга, духовно-моральные основы

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент член-кореспондент напн, доктор педагогічних наук, професор Шевченко Г. П iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Шевердін К. М. старший науковий співробітник, заступник директора науково-дослідного інституту духовного розвитку людини Східноукраїнського...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент член-кореспондент напн, доктор педагогічних наук, професор Шевченко Г. П iconРецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов
Сищик А. С. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент член-кореспондент напн, доктор педагогічних наук, професор Шевченко Г. П iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Дворцева Г. В. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри англійської мови Східноукраїнського національного університету імені...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент член-кореспондент напн, доктор педагогічних наук, професор Шевченко Г. П iconСхідноукраінського національного університету імені Володимира Даля...
Ключові слова: мультилінгвальна особистость, соціокультурний простір, освітній простір

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент член-кореспондент напн, доктор педагогічних наук, професор Шевченко Г. П iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
В статье представлены результаты исследования отношения студенческой молодежи к проблеме коммуникации посредством социальных сетей....

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент член-кореспондент напн, доктор педагогічних наук, професор Шевченко Г. П iconМ. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного...
Данилевська М. І. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ,...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент член-кореспондент напн, доктор педагогічних наук, професор Шевченко Г. П iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, внешкольная деятельность, патриотическое сознание, национальная символика,...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент член-кореспондент напн, доктор педагогічних наук, професор Шевченко Г. П iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
«университетская автономия» и «академическая свобода» как ценностей гражданского общества. Данная статья является попыткой определить...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна) Рецензент член-кореспондент напн, доктор педагогічних наук, професор Шевченко Г. П iconМіжнародного науково-технічного університету імені академіка Юрія...
Кір’ян Марина Михайлівна – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри лінгвістики Донбаського інституту техніки та менеджменту Міжнародного...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don