Конспект лекций по дисциплине “политэкономия” для студентов 050107 заочной формы обучения




НазваниеКонспект лекций по дисциплине “политэкономия” для студентов 050107 заочной формы обучения
страница1/17
Дата публикации18.03.2013
Размер0.87 Mb.
ТипКонспект
uchebilka.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ


СЕВЕРОДОНЕЦКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Кафедра экономики предприятия


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ПОЛИТЭКОНОМИЯ”

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 7.050107

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


Утверждено

на заседании кафедры

экономики предприятия.

Протокол № 7 от 29.02.2000 г.

Северодонецк СТИ 2000
Конспект лекций по дисциплине “Политэкономия” для студентов 7.050107 заочной формы обучения/ Разраб. Овечкина Е.А. Северодонецк, 2000. - 67 с.
Конспект лекций соответствует нормативным требованиям учебной программы МО Украины. Включает необходимый объем лекций по политэкономии.
Составитель Е.А. Овечкина, доцент
Рецензент А.З. Шевцова, доцент
Отв. за выпуск: А.Н. Солдатов, доцент




ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.

ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 5

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТЭКОНОМИИ 6

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ТОВАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ оБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 10

ТЕМА 3. ОСНОВЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 16


ТЕМА 4. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ 20

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КАПИТАЛА. ПРОМЫШЛЕННЫЙ
КАПИТАЛ И ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ 24


ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КАПИТАЛА. ТОРГОВЫЙ КАПИТАЛ
И ТОРГОВАЯ ПРИБЫЛЬ 29


ТЕМА 7. ССУДННЫЙ КАПИТАЛ И ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ 31

ТЕМА 8. АГРАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ.
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА 36


ТЕМА 9. ПРОЦЕСС ВОСПРОИЗВОДСТВА КАПИТАЛА 41

ТЕМА 10. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСИТЕМЫ 46

ТЕМА 11. ГОСУДАРСТВО И РЫНОК: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ 51

ТЕМА12. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА мОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА 53

ТЕМА 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОЕМОГО
КАПИТАЛИЗМА И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ 55


ТЕМА 14. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИЗМА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 59

ТЕМА 15. ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ ПЕРЕХОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 61

ТЕМА 16. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69



Данные указания ориентируют студентов на изучение экономических закономерностей развития общества, становление и развитие экономических систем, моделей государственного вмешательства в экономику.

^

ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ



Современная экономическая наука является результатом продолжительного исторического развития общества. Первая постановка экономических проблем содержится в письменных источниках Древнего Востока, где существовал деспотический строй, основанный на особой роли государства. Поэтому, здесь в первую очередь ставятся вопросы, связанные с организацией государственного хозяйства и управления.

Древнегреческие и древнеримские философы, и историки исследовали особенности натурального хозяйствования, проявляя в то же время интерес к развитию товарных отношений. Римское право частной собственности стало классическим для всей последующей истории и сыграло выдающуюся роль в прогрессивном развитии экономических отношений. В средние века представления об экономических явлениях формировались в рамках церковных учений и экономических теорий утопического социализма.

Действительная история экономической науки началась с того момента, когда из отдельных представлений об экономических явлениях стало складываться системное (теоретическое) знание о них. Объективной основой формирования действительной экономической науки явилось разложение феодальных (аграрно-натуральных) и развитие буржуазных (индустриально–рыночных) производственных отношений, что сопровождалось становлением экономики как единого хозяйства.

Становление рыночных форм занимает целую эпоху, но именно они образуют подлинное богатство страны. Современная экономика – это сообщество экономически самостоятельных субъектов, которые способны собственными усилиями обеспечить индивидуальное и общественное материальное благополучие.

Ученые–экономисты разных направлений и школ пришли к общему выводу о том, что основной проблемой экономики является поиск оптимального механизма регулирования производства в целом и максимального удовлетворения потребностей людей.

Студенты должны различать два подхода к решению этой проблемы. Для этого необходимо обратиться к “Экономиксу” Р. Макконнелла, С. Брю (или др. авторов), где во введении к этой работе описывается принципиальное различие указанных подходов. Необходимо прийти к выводу о том, что рыночное положение государства в экономической системе общества определяет различие этих подходов. В современном индустриальном обществе было найдено наиболее удачное сочетание экономической свободы и директивного управления производством, что позволило создать “социально регулируемую рыночную экономику”, которую в литературе в настоящее время называют “нормальной”.

Переход от модели государственно-социалистической экономики к нормальной является важнейший проблемой для всех постсоветских республик. Современная экономическая политика представляет апробированную модель функционирования нормальной экономики, поэтому данные методические указания нацелены на выяснение основных вопросов распределения нормальной экономики и возможных путей перехода к ней.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине “политэкономия” для студентов 050107 заочной формы обучения iconКонспект лекций для студентов заочной формы обучения направления 080201 (Информатика)
Предлагаемый конспект лекций представляет собой пособие по предмету “Теория информации”, который читается в Сумском государственном...

Конспект лекций по дисциплине “политэкономия” для студентов 050107 заочной формы обучения iconКонспект лекций по курсу «Организация производства»
Конспект лекций по курсу «Организация производства» (для студентов и слушателей заочной формы обучения фпоизо специальностей 050100...

Конспект лекций по дисциплине “политэкономия” для студентов 050107 заочной формы обучения iconКонспект лекций в схемах по дисциплине «организация труда менеджера»
Конспект лекций в схемах по дисциплине «Организация труда менеджера» (для студентов (для студентов 4 курса дневной и 3 курса заочной...

Конспект лекций по дисциплине “политэкономия” для студентов 050107 заочной формы обучения iconКонспект лекций в схемах по дисциплине «управление персоналом»
Конспект лекций в схемах по дисциплине «Управление персоналом» (для студентов 5 курса направления подготовки 0502 “Менеджмент” специальности...

Конспект лекций по дисциплине “политэкономия” для студентов 050107 заочной формы обучения iconКонспект лекций по дисциплине «Общая биология»
Конспект лекций по дисциплине «Общая биология» для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения спец. 070800 «Экология и охрана...

Конспект лекций по дисциплине “политэкономия” для студентов 050107 заочной формы обучения iconКонтрольная работа №1 по дисциплине «Политэкономия»
Контрольная работа №1 по дисциплине «Политэкономия» для заочной формы обучения

Конспект лекций по дисциплине “политэкономия” для студентов 050107 заочной формы обучения iconКонспект лекций по курсу Начертательная геометрия
Конспект лекций по курсу начертательная геометрия (для студентов заочной формы обучения всех специальностей академии). Сост. Лусь...

Конспект лекций по дисциплине “политэкономия” для студентов 050107 заочной формы обучения iconЯрослава Мудрого Крымский юридический институт Задания по дисциплине...
На 4 курсе в 7 семестре студенты заочной формы обучения сдают экзамен по дисциплине «Социология»

Конспект лекций по дисциплине “политэкономия” для студентов 050107 заочной формы обучения iconКонспект лекций для студентов бакалавратуры 0902 «Инженерная механика» заочной формы обучения
Сила давления жидкости на криволинейные цилиндрические поверхности

Конспект лекций по дисциплине “политэкономия” для студентов 050107 заочной формы обучения iconМетодические рекомендации к выполнению курсовой работы по основам...
Методические указания к выполнению курсовой работы по курсу «Основы менеджмента» (для студентов 3 курса заочной формы обучения спец....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<