Конспект лекцій для студентів факультету “Економіка транспорту” 1 курсу денного та заочного відділення




НазваниеКонспект лекцій для студентів факультету “Економіка транспорту” 1 курсу денного та заочного відділення
страница1/6
Дата публикации30.01.2014
Размер0.73 Mb.
ТипКонспект
uchebilka.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3   4   5   6




Українська державна академія залізничного транспорту
Донецький інститут залізничного транспорту


Економічна історія

Конспект лекцій
для студентів факультету “Економіка транспорту”

1 курсу денного та заочного відділення


І частина


Донецьк 2003

Конспект лекцій з дисципліни “Економічна історія” для студентів факультету “економіка транспорту”, затверджений та рекомендований до друку на засіданні кафедри “Економічної теорії та загальноекономічних дисциплін”. Протокол №6 від 20.03.2003 року.

Рекомендовано до друку на засіданні методичної комісії факультету „Економіка транспорту”. Протокол №___ від ________2003 р.

Укладач:
ст. викладач Н.П. Нечай (ДонІЗТ)


Рецензенти:
к.е.н., доцент А.В. Чмуль (ДонІЗТ)

к.е.н., доцент В.Д. Холчанский (ДонІЗТ)

^ Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, а пресмыкаются перед одним настоящим.

А.С. Пушкин.
Только тогда можно понять сущность вещей, когда знаешь их происхождение и развитие.

Аристотель.

Тема №1. Предмет и задачи курса.

    1. Предмет и задачи экономической истории.

    2. Основные источники изучения дисциплины.

    3. Критерии периодизации курса.




    1. Предмет и задачи экономической истории.


Экономическая история как наука зародилась под влиянием бурного экономического прогресса в Западной Европе в середине XIX века, выделившись из политической экономии. У ее истоков стояли англичане А. Тойнби и Дж. Эшли, немцы К. Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт, россияне М. Ковалевский и Д. Виноградов. В различных странах эта наука называлась по-разному: история хозяйственного быта, история народного хозяйства, история экономики, экономическая история.

Отсутствие единого общепринятого названия – результат разного подхода к определению предмета науки. В учебнике «Экономическая история зарубежных стран» под редакцией профессора В.И. Голубовича (Минск, 1998 год, стр. 7) авторы предлагают говорить о предмете экономической истории в широком и узком смысле. По их мнению, «предметом экономической истории в широком смысле является «экономическое движение общества», особенности его изменений, трансформация закономерностей такого движения, их связь со всеми сторонами общественной жизни. В узком смысле – это изучение хозяйственной деятельности народов различных стран, развития их производительных сил, смены способов производства.

В учебнике «Економічна історія України і світу” под редакцией Б.Д. Лановика (Київ, Вікар, 2001, стор. 9) авторы пишут, что “экономическая история изучает хозяйственную деятельность человечества в историческом развитии, основные события и процессы материального производства; деятельность экономических организаций и учреждений, экономическую политику Украины, анализирует общие закономерности экономической жизни и их особенности в отдельных странах».

Данный конспект предлагает такое определение предмета экономической истории – это наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии, с древнейших времен до наших дней. Объектом анализа являются экономические модели (типы), в которых организуется хозяйственная деятельность человека, механизм функционирования, взаимодействия и взаимовлияния этих систем. Такой подход позволяет сохранить преемственность исторического процесса и показать многовариантность его развития.

Экономическая история – самостоятельная наука, развивающаяся система знаний, использующая как экономические, так и исторические методы познания. Ее развитие происходит в тесной связи с экономической теорией. Хорошо изученные, систематизированные, проанализированные факты могут стать основанием для создания новых экономических теорий. Историко-экономический материал может подтвердить верность теории или стать основанием для критики ее ошибочных построений.

Экономическая история выполняет определенную прогнозирующую задачу. Любое экономическое явление имеет исторические корни и, поэтому, исследуя то или иное явление в экономике, необходимо не только точно установить содержание, но и предвидеть его будущее, опираясь на прошлое.

В начале ХХ века курс экономической истории был впервые включен в программу подготовки специалистов Киевского и Московского коммерческих институтов, первых в Российской империи экономических ВУЗов.

Экономическая история имеет большое значение для общепрофессиональной и специальной подготовки студентов-экономистов, именно потому, что ее задачами является:

  • рассмотрение эволюции форм общественного производства;

  • изучение экономического развития стран и регионов в различные периоды времени;

  • анализ альтернативности развития экономики.

Главная задача экономической истории – расширить кругозор, сформировать экономическую культуру будущего специалиста, заставить его поверить и осознать, что история уже провела множество хозяйственных экспериментов, представляет собой коллективную память и является источником мудрости, поэтому используется для изучения прошлого и анализа текущей экономической деятельности.
Экономическая история обладает как мировоззренческой, так и важной гуманистической функцией – учит экономиста, менеджера, что любое хозяйственное решение имеет не только стоимостное выражение, но и конкретную политическую и моральную цену.

В процессе обучения экономическая история выполняет ряд важнейших функций:

  • мировоззренческая (историзм, масштабность, реализм хозяйственного мышления);

  • познавательная (составление целостной картины историко-экономического развития стран и народов);

  • аналитическая (осмысление эмпирического материала и поиск закономерностей историко-экономического развития);

  • критическая (научное обоснование новых экономических теорий и экономической политики);

  • прогностическая (формирование базы данных для научных прогнозов экономического развития);

  • практическая (обобщение хозяйственного опыта и выдача практических рекомендаций).

В настоящее время курс экономической истории стал необходимой составной частью профессиональной подготовки не только экономистов, но и юристов, политологов, социологов. Это связано с междисциплинарным характером историко-экономической науки, находящейся на стыке «социальной» истории, экономической теории, истории экономической мысли и конкретных экономических дисциплин, что позволяет знакомить студентов с разнообразными явлениями, выходящими часто за рамки сугубо экономических вопросов. Изучение истории экономики существенно расширяет экономическую эрудицию будущих специалистов, прививает навыки сравнительного анализа экономического развития стран мира, способствует умению грамотно ориентироваться в выборе экономических решений.


    1. ^ Основные источники изучения дисциплины.


Основными источниками изучения экономической истории являются памятники материальной культуры и письменности.

Письменные источники – мифы, тексты на бересте и папирусе, надписи на камнях и посуде, монеты, договоры, переписи, статистические справочники, своды законов, произведения древних авторов.

Античный историк Геродот, живший в V в. до н.э. (484-425 г. до н.э.) много путешествовал, объездил весь Египет от Средиземного моря до Эмфантины, проехал по «царской дороге» от Эгейского моря до столицы Персии Суз, был в степях Северного Причерноморья, жил в Афинах – центре греческой образованности, стремился давать достоверные факты и говорил: «Я обязан передавать то, что говорят, но верить всему не обязан». Именно у Геродота мы можем найти наиболее древние сведения о народах, заселявших Восточноевропейскую равнину – скифах, сарматах.

В ІV в. до н.э. получил известность историк Ксенофонт (430-355 г. до н.э.). за трудолюбие его называли «аттической пчелой»; он написал свыше 120 произведений. В трактате «О хозяйстве» он освещал важные факты об экономике Греции ІV в. до н.э. Более точные упоминания о славянских народностях имеются у римских и греческих писателей І-ІІ вв. н.э. – Плиния, Тацита, Птолемея. С бытовой и хозяйственной стороны имеют большое значение многочисленные исторические сведения у арабских писателей IX-X веков: ибн Даста, ибн Хаукаля и др. Конечно, часто эти сведения противоречивы, но тем не менее они проливают свет на многие стороны экономической и социальной жизни того времени.

Большое значение имеют письменные источники:

  • книги выдающихся экономистов (Петти, Кенэ, Смит, Рикардо, Милль, Маркс и др.)

  • данные учета населения – периодически в течении двух с половиной тысяч лет проводящиеся переписи населения (раньше они служили преимущественно для целей налогообложения и мобилизации) и всевозможные регистрации;

  • художественная литература: «Декамерон», «Дон Кихот», «Робинзон Крузо», «Тихий Дон», «Сага о Форсайтах» - простые бытовые подробности являются для нас бесценным свидетельством наблюдательного современника «давно минувших дел и лет».

В ХХ столетии создана достаточно стройная система сбора и обработки разнообразной экономической и социальной информации. За последние 10 лет она была практически полностью компьютеризирована. Большинство стран мира используют единую систему национального счетоводства, разработанную специалистами ООН. При расчете индексов развития используются более 50 различных показателей: объем и динамика ВВП – валовая и на душу населения, платежный баланс, бюджет, инвестиции, безработица, инфляция, стоимость рабочей силы на единицу продукции, темп роста населения, средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении и мн. др.

Вещественные источники: археологические памятники: находки орудий труда, остатки мастерских, жилья, останки костей, захоронения.

Археологические памятники сохраняют нам черты быта и хозяйства наиболее отдаленных, первобытных эпох человечества в остатках погибших и засыпанных городов, селений, в случайно оброненных и сохранившихся под землей вещах, в спрятанных кладах, в схороненных вместе с умершими предметах обихода, оружии и т.п. раскопки погибших древних городов восстанавливают целиком и во всех подробностях быт и хозяйство древней эпохи. Исследуя, например, погребальные курганы с их остатками одежды, оружия, пищи, мы можем доказать, что в определенный исторический период существовала обработка металлов, глиняных изделий, возделывались и употреблялись в пищу те или иные зерновые культуры.

Археолог-самоучка Генрих Шлиман, слепо веривший в полную реальность событий, описанных в поэмах Гомера, начал раскопки на территории, где будто бы находилась древняя Троя и в 70х годах ХІХ века открыл развалины древней Трои, а позднее произвел раскопки в Микенах и Тиринфе.

В настоящее время на территории современной Керчи идут раскопки Пантикапея – столицы Боспорского царства, древнего города Крымского побережья – Херсонеса.

Раскопки Неревского конца (окраины) Новгорода с 1951 года заставили совсем по-новому осмыслить саму цивилизацию средневековой Руси. В числе прочего были найдены (и прочитаны) берестяные грамоты, и это заставило изменить наши представления о культуре, образе жизни, уровне развития личности у средневекового новгородца. Все данные раскопок подтвердили исключительную роль Новгорода как торгово-ремесленного центра. В том числе и данные, содержащиеся в берестяных грамотах. Есть многочисленные документы из архивов немецких городов Любека, Бремена, Гамбурга, Дерпта о том, что Новгород был членом Ганзейского союза.

Раскопки более поздних периодов дают особенно богатый и ценный, даже весьма точный материал. Особенно ценны раскопки различных кладов монет. Они дают точные исторические указания благодаря тому, что монеты носят исторические даты чеканки их в определенное время. Находка, например, арабских монет свидетельствует о том, что в то время эта область имела торговые отношения с Арабским Востоком. Если же вместе с монетами найдены и различные арабские изделия, то можно восстановить и предметы торговли.

Много находок преподносит и наше время. Это и оригинальные трактовки древних легенд, и открытия лингвистов, доказавших единство семьи индоарийских народов, и археологические сенсации, вроде открытия Аркаима, остатков древнейших обсерваторий, мифического Асгарда, это и теории этногенеза Гумилева, и его исследования цивилизаций Великой Степи, и первые публикации славянских текстов «Велесовой Книги», первые попытки ее переводов и расшифровки.

Зачастую «официальная» наука отстает от потока новых фактов, теорий и гипотез. Нынешним находкам предстоит долгий путь споров, дискуссий, проверок, согласований, прежде чем они смогут занять равноправное место в историческом фундаменте, потеснив или изменив устаревшие представления о прошлом человечества.


    1. ^ Критерии периодизации курса.


Один из главных вопросов экономической истории – это ее периодизация. Единомыслия по этому вопросу нет.

Немецкий историк и экономист, один из основоположников историко-экономической науки Ф. Лист, положил в основу периодизации истории отраслевой принцип и выделил пять стадий:

  • дикости;

  • пастушескую;

  • земледельческую;

  • земледельческо-мануфактурную;

  • земледельческо-мануфактурно-коммерческую.

Последователь Ф. Листа ученый Б. Гильдебранд определил периоды развития экономики по способу обмена продукции:

  • естественное хозяйство;

  • денежное хозяйство;

  • кредитное хозяйство.

Для К. Бюхера главным критерием стала интенсивность обмена, что позволило ему разделить историю хозяйственной деятельности людей на три периода:

  • замкнутое домашнее хозяйство (хозяйство без обмена);

  • городское хозяйство (непосредственный обмен товарами);

  • народное хозяйство (товары проходят несколько актов обмена еще в стадии производства, прежде чем доходят до потребителя).

Российский историк-экономист Л.И. Мечников в основу периодизации положил географический фактор: водные пути сообщения (реки, моря, океан).

К. Маркс выдвинул формационную теорию периодизации. Понятие «общественно-экономическая формация» было введено в научный оборот В.И. Лениным в 1914 г. и закреплено работами И.В. Сталина в середине 30х годов. Мировая история в зависимости от господствующего вида собственности на средства производства оказалась поделенной на пять общественно-экономических формаций:

  • первобытнообщинная;

  • рабовладельческая;

  • феодальная;

  • капиталистическая;

  • коммунистическая.

В последние десятилетия появляется все больше сторонников цивилизационного подхода к изучению истории. Термин «цивилизация» известен с XVIII века; тогда им обозначали определенный уровень развития общества, наступающий после эпохи дикости и варварства. Главным признаком цивилизации считалось появление письменности, городов, классов и государства. До настоящего времени не удалось дать всеобъемлющего, всеми признаваемого понятия «цивилизация».

В 60х годах ХIX века популярными стали теории «индустриального общества» французского социолога Р. Арона и «стадии экономического развития» американского социолога У. Ростоу.

Продолжением этих исследований явилась теория о постиндустриальном обществе (Д. Белл, Г. Кан, А. Турен и др.) с разделением на доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество по уровню развития производства, отраслевого и профессионального разделения труда.

И формационный, и цивилизационный подходы не только не исключают, а, напротив, взаимодополняют друг друга.

Для периодизации экономической истории мира и Украины многие авторы (Б.Д. Лановик, З.М. Матисякевич, Р.М. Матейко и др.) выбрали схему, которая на их взгляд наиболее полно отвечает вопросам историко-экономической науки:

  1. Хозяйственные формы первобытного общества и первых цивилизаций (от древнейших времен до V века н.э.);

  2. Хозяйственные формы средневековья (VI-XV в.в.);

  3. Хозяйственные формы периода формирования индустриального общества (XVI – первая половина XIX в.);

  4. Хозяйственные формы индустриального и постиндустриального общества (вторая половина XIX века и по настоящее время).

До середины 80х годов экономическая история как отрасль научных знаний существовала как бы на «обочине» «социальной» истории, теоретической и прикладной экономик. Признанием возросшего интереса к историко-экономическим проблемам стало присуждение в 1993 году американским ученым Р. Фогелю и Д. Норту Нобелевской премии за разработку экономических методов изучения истории. Д.Мак-Клоски справедливо отметил: «Экономист, который прыгает на экономической ноге, поджав историческую, отличается узким взглядом на сегодняшние события, приверженностью к текущим, мелким экономическим идеям, неспособностью оценивать сильные и слабые стороны экономических данных и отсутствием умения прилагать экономический анализ к крупным проблемам». (Мак-Клоски Д. Полезно ли прошлое для экономических наук? Thesis 1993 т.1, вып. 1, стр. 130-131.)
Тема №2. Первобытное хозяйство: основные этапы развития, черты и особенности.
2.1 Периодизация и основные черты первобытнообщинного строя.

2.2 «Неолитическая революция» - принципиально новая экономика и ее характерные черты.

^ 2.3 Эпоха энеолита и Трипольская культура.

2.4 Причины разрушения первобытнообщинного строя.
2.1 Периодизация и основные черты первобытнообщинного строя.
Первобытнообщинный строй – самый продолжительный период развития человечества и характеризуется следующими признаками:

  • низким уровнем развития производительных сил и медленным их совершенствованием;

  • низким темпом развития общества;

  • коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства;

  • уравнительным распределением, социальным равенством;

  • отсутствием частной собственности, эксплуатации государства.

В соответствии с археологической схемой история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись орудия труда:

  • каменный век: 3 млн. лет тому назад – конец III тысячелетия до н.э.;

  • бронзовый век: конец III тысячелетия до н.э. - I тысячелетие до н.э.;

  • железный век: I тысячелетие до н.э.

Хронологически первобытное общество совпадает с каменным веком и в нем можно выделить три периода:

  1. палеолит (древний каменный век) 3 млн. – 12 тыс. лет до н.э.;

  2. мезолит (средний каменный век): 12-8 тыс. лет до н.э.;

  3. неолит (новый каменный век): 8-3 тыс. лет до н.э.

Для первобытного общества различных племен и народов характерно наличие ряда общих черт. Основной формой хозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек пользовался только лишь природными ресурсами, не производя материальных благ: охота, собирательство, рыболовство, бортничество.

Считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн. лет назад. Это были камни с острыми краями, которыми можно было срезать ветку, выкопать корень, снять шкуру убитого животного.

Около 1 млн. лет назад появился новый вид предчеловека – питекантроп, размер его мозга уже приближался к размеру мозга современного человека. Питекантроп научился делать различные орудия труда из камня: рубила, скребки, резцы. Археологи выделяют набор орудий с 30-40 функциями.

Около 250 тыс. лет назад питекантроп уступил место древней разновидности «человека разумного» (homo sapiens) – неандертальцу.

Стоянки неандертальского человека обнаружены в Крыму (Кыик -Коба - «Волчий грот»), где найдены ручные рубила, скребки, остатки пещерного медведя, мамонта и др.). Неандерталец – это дикий охотник и зверолов, знавший применение примитивных орудий охоты в виде каменных заостренных наконечников, некоторых костяных изделий, применявший уже ритуальные погребения, т.е. имевший какие-то религиозные верования и обряды. Общественный строй был еще дородовой. Достаточно большие размеры стоянок неандертальцев свидетельствуют о том, что их поселение насчитывали большое количество людей. В этот период отмечается зарождение «естественного» разделения труда (находка «мужских» и «женских» ножей).

Принято считать, что экономике столько лет, сколько человеку современного типа (кроманьонцу), т.е. примерно 40 тыс. лет. Именно к этому периоду завершился процесс антропогенеза – превращения предчеловека в «человека разумного». Эта эпоха характеризуется постепенным отступлением ледников, смягчением климата, исчезновением мамонтов, преобладанием лиственных лесов. В результате приспособления к природной среде, сформировались существующие и поныне европеоидная, негроидная и монголоидная расы. Люди заселили все континенты, проникли в Австралию и Америку.

Основным занятием людей оставалась охота. Широко использовались ловушки, западни, ямы, сети. При помощи гарпунов, сетей, примитивных крюков ловили рыбу. Орудия были представлены кремневыми скребками, наконечниками, двусторонними рубилами, режущими инструментами. Появились каменные зернотерки, песты для растирания зерна, орехов и кореньев. Появляются орудия и изделия из кости и рога. Предметами охоты служат исчезающие мамонты, олени, дикие лошади.

Обнаружены следы первых долговременных поселений. Жилищем служили землянки, шалаши, переносные шатры-чумы.

Появляется искусство в виде рисунков на камне и на кости, деревянных и костяных статуэток различных птиц, львов, медведей.

В эпоху позднего палеолита на смену первобытному строю пришла родовая община, объединявшая людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда и простой кооперации труда. мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий, а женщины собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, воспитанием детей.

Первой ступенью родового строя был матриархат, который продолжался до времени распространения металла. Родство устанавливалось по материнской линии.

На территории Украины к типу постоянных поселений относится ряд стоянок на Полтавщине, Киевщине, Черниговщине, в Приднепровье. В более ранней – Киевской (Кирилловской – в самом Киеве) обнаруживается картина жизни и хозяйства доисторического человека более совершенного физического типа, с примитивной, но несколько более высокой культурой. Так, здесь найдены бивни мамонта, украшенные искусной резьбой, кремневые орудия без полировки и без сверленых отверстий, следы пользования огнем (уголь, обожженные кости).

В эпоху мезолита (12-8 тыс. лет до н.э.) началось наступление ледника на север, настала современная эпоха. Были сделаны новые успехи в обработке камня. Каменная техника представлена микроскопическими орудиями: наконечники и лезвия ножей, копий, гарпунов делались как своеобразные вкладыши из тонких кремневых пластинок. Использовали каменный топор для обработки дерева. Изобрели лук, позволивший более успешно охотиться. Рыболовство велось при помощи гарпунов, острогов, вершей, сетей; появились долбленные лодки. Началось одомашнивание животных. Первые признаки регулярного сбора диких злаков обнаружены на территории Палестины. Здесь в X-XI тысячелетиях до н.э. жили охотники и рыболовы, которые уже не кочевали, а жили в поселениях, состоявших из небольших круглых домов из глины, смешанной с песком и камешками. В эпоху мезолита была окончательно заселена Евразия.
^ 2.2 «Неолитическая революция» - принципиально новая экономика и ее характерные черты.
Неолит (8-3 тыс. лет до н.э.) характеризуется завершением перехода к производящему хозяйству, т.е. основанному на производстве человеком материальных благ, необходимых для его жизнедеятельности. Этот переход имел поистине всемирно-историческое значение. Английский археолог Г.В. Чайльд назвал его «неолитической революцией».

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что способствовало прогрессу производительных сил и возникновению обмена; второе общественное разделение труда – выделение ремесла из сельского хозяйства содействовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности.

Существенные изменения в технике, формах производства и образе жизни, освоение человеком новых территорий и более эффективное их использование носили радикальный характер и заняли тысячелетия.

Переход к земледелию являлся прогрессом в развитии производительных сил. В период неолита люди освоили практически все известные в настоящее время сельскохозяйственные культуры. Применялись деревянные палки и мотыги, серпы с кремневыми лезвиями, каменные зернотерки. Однако земледелие было распространено очень неравномерно. Первые очаги земледелия обнаружены на территории Египта, Палестины, Ирака, Ирана.

Скотоводство распространялось также неравномерно. Были одомашнены овцы, свиньи, козы, коровы. Только лошадь приручили уже в медном веке. Появляется примитивный наземный транспорт – сани и волокуши с применением тягловой силы животных. Скотоводческие племена обитали в степях Северной Африки, Аравии, Средней и Центральной Азии.

Гончарное ремесло стало первым производством. Глиняная посуда позволила человеку значительно улучшить приготовление и хранение пищи. Гончарный круг известен с IV тысячелетия до н.э., приводился в движение вручную, повысил производительность труда и качество глиняной посуды. Гончарный горн (печь для обжига глиняных изделий) – впервые появился на Востоке.

Получает развитие прядение и ткачество. Ткани изготавливались из льняных ниток на ткацком станке.

В VI-IV тысячелетиях до н.э. на территориях современной Индии, Египта зародилось металлургическое производство. Первым металлом была самородная медь. Она уступала в твердости камню, но при нагревании из нее можно было делать иглы, шилья, рыболовные крючки, а также украшения: бусы, браслеты, подвески, кольца. В III тысячелетии до н.э. кроме меди начали использовать ее сплав с другими металлами (свинец, олово) – придававшими ей твердость – бронзу.

Каменная техника совершенствует шлифование, пиление, сверление.

Увеличение количества сельскохозяйственных и ремесленных продуктов труда способствовало расширению обмена, сначала возникшего на границе земледельческих и скотоводческих племен. Впервые в эту эпоху по речным путям начинается меновая торговля (на неолитических стоянках часто находят предметы очень отдаленных местностей, откуда они привозились по рекам). Однако всеобщего эквивалента, тем более в денежной форме, еще не было. Развитие обмена стимулировало совершенствование производительных сил.

Происходят изменения в демографической сфере. Значительно растет население. Об этом говорит увеличение количества и размеров поселений. Продолжительность жизни человека достигает 30-32 лет. Вследствие улучшения условий жизни произошел неолитический «демографический взрыв» и население земного шара выросло с 5 до 80 млн. человек. Повышается роль парной семьи. Зарождается институт родовой власти. Меняется мировоззрение человека, его духовный мир. В период неолита зарождается земледельческая цивилизация, которая вскоре становится господствующей в Европе до возникновения и широкого строительства городов.
^ 2.3 Эпоха энеолита и трипольская культура.
Медный или медно-каменный век (энеолит) был переходным этапом от каменного периода к эпохе металла, временем последнего утверждения доминирующей роли производящего хозяйства. В поисках сырья для изготовления орудий труда древние люди наткнулись на открытые месторождения чистой меди. Ученые предполагают, что медь воспринималась как вариант мягкого камня или глина. Лишь со временем человечество научилось обрабатывать медь - от холодной ковки до плавления и литья. Регионами, где впервые началась обработка меди, были Балканы, Трансильвания, Закавказье. Отсюда медная руда и изделия попали на территорию Украины. Со временем появились копальни медной руды на Донбассе.

Постепенное вытеснение каменных орудий труда медными, переход от мотыжного земледелия к ранним формам пахотного с использованием тягловой силы быков содействовали росту производительности труда, увеличению добавочного продукта, оживлению примитивных обмена и торговли, развитию хозяйственной дифференциации. Эти процессы создают условия для разложения первобытнообщинного строя. Именно в энеолите завершилось первое великое общественное разделение труда, в основе которого лежало выделение скотоводческих племен. Земледельцы, склонные к оседлости, изобрели рало, смастерили стол, сложили печь, построили большие укрепленные поселки, а скотоводы, склонные к миграциям, -приручили коня, активно эксплуатировали колесный транспорт, усовершенствовали сбрую.

Ярким примером эпохи энеолита была трипольская культура (IV-П тыс. до н. э.). Название происходит от села Триполье близ Киева. В 1893 году украинский археолог Хвойко Викентий выявил первую памятку этой культуры. Ареал нахождения трипольской культуры достигает 190 тыс. км кв. (территория Украины, Молдавии, Румынии.) Только в Украине найдено свыше 1000 памятников культуры.

Трипольская культура многогранна и самобытна. Ее характерными признаками в экономической сфере были зерновое земледелие, постепенное вытеснение мотыги ралом, домашние животные при поселениях, появление медных орудий труда при сохранении доминирующих каменных и кремневых. В сфере общественных отношений - переход от матриархата к патриархату, зарождение межплеменных объединений, формирование иерархичной структуры родов, сохранение большой семьи, которая складывалась из нескольких парных семей, как основного общественно-экономического звена, зарождение элементов частной собственности. В сфере быта - строительство больших глиняных домов, создание гигантских прогородов с населением почти 15 -20 тыс. жителей, миграция поселений из-за ухудшения земли каждые 50 — 100 лет, роспись плоскодонной керамики с орнаментом, который выполнялся желтой, красной и черной красками. В духовной сфере - доминировали символы плодородия, материализация их в символы «добробуту» — женские статуэтки, изображения солнца, луны, воды, глиняные фигурки животных.

Будучи своеобразным связующим звеном между Западом и Востоком, трипольская культура по уровню своего развития очень близко приблизилась к первым мировым цивилизациям Малой Азии и Египта. К сожалению, лишь приблизилась. Как считают ученые, похолодание, нарушение экологического баланса, обусловленное экстенсивным характером ведения хозяйства, противостояние трипольских общин западного и восточного регионов, нарастающее давление на земли трипольцев скотоводческих степных племен в конце концов привели к упадку трипольской культуры, которая не смогла полностью реализовать свои потенциальные возможности.

Стараясь в глубинах истории рассмотреть лицо наших пращуров, надо помнить, что информация о древних временах ограничена, фрагментарна и поэтому очень редко дает возможность сделать категорические однозначные выводы. На протяжении многих тысячелетий после упадка трипольской культуры к этногенезу украинцев через цепь обстоятельств было причастно немало других этнических групп от племен до целых народов, и поэтому, очевидно следует удержаться от поспешного проведения прямой родовой линии от трипольцев к украинцам. Однако не подлежит никаким сомнениям то, что отдельные элементы трипольской культуры стали неотъемлемой частью современной украинской культуры: система хозяйства, топография поселений, декоративная роспись домов, мотивы орнамента на керамике и другое.
^ 2.4 Причины разрушения первобытнообщинного строя.
Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы), технологий (системы орошаемого и плужного земледелия), усиление имущественного неравенства неизбежно вели к возникновению государств - центров мировой цивилизации.

Разрушение первобытного общества в различных регионах мира происходило в разное время. Разнообразными были и модели дальнейшего хозяйственного развития. В конце IV тысячелетия до н.э. в Месопотамии, а затем в Египте возникли первые государства.

Тема №3 Две модели хозяйственного развития рабовладельческой экономики: «азиатский способ производства» и античное рабство.
^ 3.1 Экономическое развитие стран Древнего Востока.

3.2 Экономическое развитие античных государств.

3.3 Экономическое развитие Древнего Рима.

3.4 Кризис рабовладельческой системы.
3.1 Экономическое развитие стран Древнего Востока.
Первым обществом неравенства, где существовала эксплуатация, был рабовладельческий строй. Смена первобытнообщинного строя рабовладельческим началась на Востоке в IV тысячелетии до н.э. Впрочем, классическое, «марксистское» рабовладение существовало только в Древней Греции и Риме. В других государствах – Египте, Месопотамии, Персии, Индии, Китае – институт рабства хотя и имелся, но рабы вовсе не являлись основной производительной силой. Они использовались на домашних работах, а на полях трудились свободные крестьяне, и общественный строй определялся отнюдь не разделением раб-рабовладелец, а сложными системами сословных и кастовых взаимоотношений. Посмотрите по карте, сколько места там занимают Греция и Рим по отношению к другим государствам. Корректно ли было для Маркса обобщать их частный пример на все человечество?

Итак, в IV тысячелетии до н.э. на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы сложились первые государства Древнего Востока: Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство. Особое место среди них занимает Древний Египет, являющийся наиболее типичным обществом азиатского типа. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI-IV тысячелетии до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов благодаря теплому климату и плодородным орошаемым землям. Семья египетского крестьянина получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. Прибавочный продукт явился главным условием рождения цивилизации.

Хозяйственную основу Египта составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Землю обрабатывали мотыгой и плугом. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское хозяйство носило специализированный характер. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний – скотоводства, садоводства и виноградарства. В глубокой древности в Египте сложилась ирригационная система, делившая поля на «верхние» и «нижние». «Нижними» назывались поля, затопляемые во время разлива Нила. На них строили земляные дамбы для сохранения воды. На «верхние» поля воду поднимали при помощи «журавлей-шадуров» и водяных колес. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, режим орошения – все это могло существовать при жестком соблюдении графика, при постоянном контроле и управлении, осуществляемых государством. Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль – он носил «домашний» характер. В «азиатских» общинах существовал избыток трудовых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, огромную трудовую армию крестьян применяли централизованно для государственных (общественных) работ: на строительстве орошаемых систем, дорог, культовых сооружений. Управление этими работами требовало мощного государственного аппарата. В Древнем Египте регулярно проводились переписи населения и хозяйства, в основном для распределения трудовой повинности. Существовало даже «ведомство поставщика людей» с тюрьмой для уклонявшихся от повинностей. Сохранились записи об организации людей в «пятерки» и «десятки» во главе с «руководителем работ». Выполнение работ строго контролировалось особыми чиновниками – «счетчиками людей». Существовало ведомство по сбору налогов. Сложился особый тип бюрократии.

Для Египта и других «восточных обществ» характерна высокая степень централизации экономики: централизовано распределялась основная масса произведенного продукта; чиновники учитывали урожай и количество скота; общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.

Восточные общества – это общества с жесткой иерархией. Абсолютная, деспотическая власть фараона освящалась религией. Чрезвычайную экономическую роль играли храмы и жрецы, хранившие и интерпретировавшие информацию по управлению ирригационными системами.

Государственным характером хозяйства определялось и положение земледельца. Он жил в собственном доме с семьей и вел хозяйство, но даже зерно для посева, рабочий скот для обработки земли он получал на время от государства. Выращенный урожай фактически находился в распоряжении государства: земледельцу оставляли ровно столько, сколько было необходимо для жизни его семьи. Большая часть шла на государственные склады.

Ремесло носило также централизованный характер. Следует отметить, что очень долгое время металл не вытеснял камень. Египтяне знали бронзу, но из нее изготавливали украшения и оружие, а не орудия труда. Железо считалось драгоценным металлом. Золота в Египте было так много (его в основном получали из Нубии), что до конца Среднего царства оно стоило дешевле серебра; золотыми плитками и листами покрывали верхушки пилонов и полы, не говоря уже о саркофагах.

Кроме ремесленников, работавших дома или в собственных мастерских, существовали крупные государственные предприятия с подетальным разделением труда. Помимо стекольных, текстильных, гончарных мастерских имелись дворы «молольщиц муки», хлебопекарни, «общественные кухни», выпускавшие готовую пищу, которой кормили, например, строителей пирамид. Успехи хозяйственного развития способствовали росту торговли. Юг Египта поставлял скот, а север – зерно. Из Ливии, Нубии, Синая поступали медь, золото, эмаль, слоновая кость, кожа, шерсть, древесина. Олово и свинец из Малой Азии, медь – с Кипра. Купцы занимались ростовщичеством. Немало богатств поступало в виде военных трофеев или дани, взимаемой с побежденных народов. Вся «внешняя торговля» была государственной, и поэтому казначеи фараона, снаряжавшие торговые экспедиции, а зачастую и возглавлявшие их, являлись, как правило, знатоками географии и этнографии.

Несколько любопытных замечаний об умениях, быте и хозяйстве египтян. Дома и дворцы они строили большей частью из необожженного кирпича, поэтому от них ничего не осталось, в отличие от «божественных» строений – храмов и усыпальниц. Они приручили собаку и кошку, у них имелись быки, лошади, ослы, овцы, козы и свиньи, а кроме того – домашние антилопы, гепарды и гиены. У них не было кур, но в изобилии разводились утки, гуси, журавли, голуби, перепела и даже страусы. Кухня – во всяком случае, у людей знатных – была изысканной: множество сортов вина, пиво, сласти (пирожные на меду с орехами и фруктами), различные виды хлеба, мясные блюда, овощи.

Они не умели умножать и делить, только складывать и вычитать, но математических познаний им вполне хватало для обмера земель, исчисления налогов, всеобщих переписей и гигантского строительства. Они оставили нам первые энциклопедии, философские и медицинские трактаты, а в последних – описание десятков недугов, включая диабет, болезни глаз, кожи и сотни рецептов целительных снадобий. Специалисты-историки подозревают, что мы еще не оценили в должной степени их теологию и религиозные воззрения и, что они, несмотря на мнимое многолюдство своих божеств, верили в Единого Бога, объединяющего в себе множество ипостасей. И, если это предположение справедливо, то именно от них, а не от греков и римлян, мы унаследовали эту веру.

Сохранению в незыблемости, неизменном состоянии всей системы общественных отношений подчинялась материальная и духовная деятельность людей. Поддержанию стабильности восточного общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы.

Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие труда и человека в Древнем Египте. Экономика почти не развивалась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения. Такое положение в экономике называется стагнацией.

Таким образом, для восточной (азиатской) модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

  1. Ирригация как важнейший фактор экономического развития государства на основе командно-распределительной системы хозяйства.

  2. Производством материальных благ в сельском хозяйстве и других сферах занимались люди, считавшиеся свободными. Рабы не составляли главную производительную силу общества.

  3. Земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности.

  4. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому, такой тип общества называется «обществом восточного рабства» (см. таблицу 1).


^ 3.2 Экономическое развитие античных государств.
Территории Древней Греции и Древнего Рима были заселены уже в эпоху палеолита, но государства на юге Европы сформировались позже: в конце ІІ тысячелетия до н.э.

Экономика Древней Греции и Древнего Рима основывалась на труде рабов, являвшихся главными производителями материальных благ.

Период с ХІІ по VIII века до н.э. – называется гомеровским, т.к. к этому времени относится создание Гомером «Илиады» и «Одиссеи». У греков еще не существовало государства. Это был переходный период от первобытнообщинного к рабовладельческому обществу, который назывался строем военной демократии (верховным органом являлось народное собрание, выбиравшее военного руководителя – василевса).

VIII - III века до н.э. – период существования полисов или самостоятельных городов-государств. Это классический рабовладельческий период истории Древней Греции, которая не была
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекцій для студентів факультету “Економіка транспорту” 1 курсу денного та заочного відділення iconКонспект лекцій для студентів IV курсу гуманітарного факультету спеціальності...
Конспект лекцій з дисципліни «Основи журналістикознавчих досліджень» для студентів IV курсу гуманітарного факультету спеціальності...

Конспект лекцій для студентів факультету “Економіка транспорту” 1 курсу денного та заочного відділення iconКонспект лекцій з курсу «Економіка підприємств електротранспорту»
Економіка підприємств електротранспорту: Конспект лекцій для студентів 4-5 курсів денної І заочної форм навчання спеціальностей 092202...

Конспект лекцій для студентів факультету “Економіка транспорту” 1 курсу денного та заочного відділення iconКурс лекций для студентов всех специальностей дневного и заочного обучения
Курс лекцій для студентів усіх спеціальностей денного та заочного форм навчання – В. В. Морозов, В.І. Ніколаєнко – Харків: нту “хпі”,...

Конспект лекцій для студентів факультету “Економіка транспорту” 1 курсу денного та заочного відділення iconКонспект лекцій написано відповідно до програми курсу «Інженерна гідравліка»
Рух рідини у відкритих руслах. (Конспект лекцій для студентів 3 курсів денної І заочної форм навчання, екстернів І іноземних студентів...

Конспект лекцій для студентів факультету “Економіка транспорту” 1 курсу денного та заочного відділення iconКонспект лекцій з курсу “ Аудит” для студентів спеціальностей “
Вступ

Конспект лекцій для студентів факультету “Економіка транспорту” 1 курсу денного та заочного відділення iconРобоча програма для студентів заочного відділення з курсу методика виховної роботи
Затверджено на засіданні кафедри педагогіки Криворізького державного педагогічного університету

Конспект лекцій для студентів факультету “Економіка транспорту” 1 курсу денного та заочного відділення iconКонспект лекцій
Руденко П. О. Техніка І технологія промислового виробництва. Конспект лекцій для студентів спеціальності “Менеджмент організіцій”....

Конспект лекцій для студентів факультету “Економіка транспорту” 1 курсу денного та заочного відділення iconКонспект лекцій з дисципліни „ Технологія туристської діяльності”...
Конспект лекцій з дисципліни „Технологія туристської діяльності” (для студентів 2 курсу усіх форм навчання напряму підготовки 020107...

Конспект лекцій для студентів факультету “Економіка транспорту” 1 курсу денного та заочного відділення iconКонспект лекцiй (для студентів спеціальностi 050100 "Економіка підприємства",...
Планування діяльності підприємства. Конспект лекцiй (для студентів спеціальностi 050100 "Економіка підприємства", спеціалізації "Економіка...

Конспект лекцій для студентів факультету “Економіка транспорту” 1 курсу денного та заочного відділення iconКонспект лекцій для студентів економічних спеціальностей всіх форм навчання Суми
Планування діяльності підприємства: Конспект лекцій / Укладач О. Ю. Древаль. – Суми: Вид-во СумДУ, 2008. – 146 с


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don