Россия и вто: проблемы вступления и перспективы участия




Скачать 348.43 Kb.
НазваниеРоссия и вто: проблемы вступления и перспективы участия
Дата публикации25.02.2014
Размер348.43 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТРАН АТР ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КУРСОВОЙ РЕФЕРАТ На тему «Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия» Студента группы 1137 А Кандинского Александра Александровича Научный руководитель: Середенко Оксана Владимировна, ассистент кафедры Подпись________________«Допущен к защите. «Защищена соценкой_____________»Зав. кафедрой______________ (Подпись)______________ (Подпись) Дата «___» _____________ Дата «___» _____________ Владивосток 2004 г. Содержание стр. Введение………………………………………………………………………….3 1. Основные цели и структура ВТО…………………………………………..5 2. Этапы и ход присоединения России к ВТО……………………………….16 3. Выгоды и издержки присоединения России к ВТО………………………23 4. Поддержка России по присоединению к ВТО…………………………….30 Заключение………………………………………………………………………..32 Библиография……………………………………………………………………...35 ВВЕДЕНИЕ Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО. иэто решение будет реализовано», — заявил Владимир Путин на выездной сессииВсемирного экономического форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г.Но, подтвердив в очередной раз решимость России присоединиться к ВТО,президент тут же отметил, что все действия в этом направлении будутсопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, какподчеркнул глава российского государства, «мы но согласимся ни при какихобстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях». Насчет нестандартных условий, которые, по заявлению Владимира Путина,нам пытались навязать представители ВТО, все понятно — дискриминироватьсебя мы не позволим: в конце концов, даже те выгоды от присоединения кВТО, которые сегодня кажутся бесспорными, не оправдывают очередногоунижения России перед всем миром и краха потенциально конкурентоспособныхсекторов хозяйства, не готовых прямо сейчас на равных ввязаться в рыночныйбой с иностранцами. Ключевой вопрос переговоров о вступлении в ВТО — где находится пределуступок, перейдя который мы не сможем компенсировать потери отприсоединения к ВТО выгодами. Причем ответить на этот вопрос, неанализируя в деталях ситуацию в различных секторах российского хозяйства,в принципе невозможно. Сегодня можно достаточно точно назвать как отрасли, которые выиграютот вступления в ВТО (например, черная металлургия и химическаяпромышленность, в отношении которых то и дело затеваются антидемпинговыерасследования), так и отрасли, которым это сулит немалые проблемы(автомобилестроение, банковский и страховой сектора и практически всепроизводства импортозаменяющей продукции). Однако даже среди специалистовнет единства в комплексной оценке последствий вступления России в ВТО.Другими словами, отраслевые интересы сегодня очевидны, а вот онациональных говорить весьма сложно. «Одним из негативных моментов вступления в ВТО является то, что нашанаука не очень хорошо анализирует эти вещи, для анализа экономическогоявления должна сложиться школа, накопиться знания. У нас в силу рядаобстоятельств такой школы не сложилось, несмотря на титанические усилияотдельных людей. Специалистов, способных понимать все это в целом, вкомплексе, к сожалению, нет, поэтому мы в своих действиях основываемсяпрежде всего на диалоге с представителями реальной экономики, а не нарекомендациях и оценках нашей науки». Отметим, что невозможность комплексной оценки последствийприсоединения России к ВТО обусловлена и еще одной, гораздо более важнойпричиной — атмосферой тайны, сопровождающей переговоры. Государственныечиновники, входящие в состав комиссии по переговорам о вступлении России вВТО, предпочитают не распространяться даже о тех позициях, по которымдостигнуты конкретные договоренности. Хотя очевидно, что российскимбизнесменам жизненно важно знать, на каких условиях им придетсяконкурировать с иностранными фирмами на нашем же рынке через два-три года. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И СТРУКТУРА ВТО Всемирная торговая организация (ВТО) была учреждена 8 декабря 1994 г.и начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО является правопреемницейГенерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), существовавшего с1947 по 1995 г. Всемирная торговая организация представляет собой своеобразныймногосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которогорегулируется подавляющая часть мировой торговли товарами и услугами. К основным многосторонним соглашениям ВТО относятся следующие: I. Многосторонние соглашения по торговле товарами, среди которыхосновными являются: . Генеральное соглашение по тарифам и торговле (в редакции 1994г.); . Соглашение по сельскому хозяйству; . Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер; . Соглашение по текстильным изделиям и одежде; . Соглашение по техническим барьерам в торговле; . Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс); . Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая пошлина); . Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-94 (Оценка товаров в таможенных целях); . Соглашение по предотгрузочной инспекции; . Соглашение по правилам происхождения; . Соглашение по процедурам импортного лицензирования; . Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам; . Соглашение по (чрезвычайным) защитным мерам. II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальнойсобственности (ТРИПС). IV. Соглашение по правилам и процедурам, регулирующим разрешениеспоров. V. Механизм обзора торговой политики. VI. Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным кругом участников, т.е. не обязательное для всех членов ВТО): Соглашение по торговлегражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам[1]. Структура Всемирной торговой организации. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющаяпредставителей всех участников ВТО. Сессии собираются по крайне мерекаждые два года. Между сессиями по необходимости созывается Генеральный совет (ГС),состоящий также из представителей стран-членов ВТО. Кроме того, Генеральный совет администрирует деятельность поурегулированию споров и Орган по обзору торговой политики. Подруководством ГС работают Совет по торговле товарами, Совет по торговлеуслугами и Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальнуюсобственность. Министерская конференция создает Комитет по торговле и развитию,Комитет по ограничениям в целях обеспечении равновесия платежного баланса,Комитет по бюджету, финансам и администрации, Комитет по торговле иокружающей среде, а также комитет по региональным торговым соглашениям.Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО.Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО и определяет ихобязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями,принятыми Министерской конференцией[2]. В ВТО практикуется принятие решений консенсусом. При его отсутствиирешение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено.Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальнойсобственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, атакже принятие новых членов требуют 2/3 голосов. По состоянию на начало 2001 г. полноправными участниками ВТО являлись140 стран, еще более тридцати государств находятся на различных стадияхпроцесса присоединения к ВТО. Среди этих претендентов — Россия, Китай,Тайвань, Саудовская Аравия и Украина, а также большинство стран СНГ. Ещеоколо 60 международных организаций имеют статус наблюдателя при ВТО. Необходимо отметить, что процесс присоединения достаточно долгая исложная процедура. В частности, серьезные проблемы для ВТО связаны сприемом Китая, переговоры с которым продолжаются уже около 15 лет. Однакодо сих пор Китай не соглашается открыть свой гигантский рынок в тойстепени, как того требуют США, ЕС и другие ключевые игроки ВТО. 6.2. Перспективные направления деятельности ВТО В настоящее время правилами ВТО регулируется почти 95% стоимостногообъема мировой торговли. Одной из основных тенденций в развитии мировой торговли является еелиберализация и глобализация. Завершение переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ (1986—1994гг.) дало возможность к началу третьего тысячелетия уменьшить среднийуровень таможенного обложения товаров в мировой торговле: • для промышленно развитых стран с 6,3% до 3,9%, • для стран с переходной экономикой с 8,6% до 6,0%, • для развивающихся государств с 15,3% до 12,3% (средний уровеньроссийских ввозных пошлин в 2000 г. составлял примерно 12%). Кроме того, планируется значительно либерализовать торговлю услугами,ужесточить меры по защите интеллектуальной собственности. Глобализация экономической активности прежде всего проявляется в том,что большинство товаров поступает на мировой рынок либо через внешнююторговлю, либо изготовляется в стране с использованием иностранногокомпонента. С точки зрения политики, глобализация означает, что правительствадолжны учиться сотрудничать в более широком круге областей, чем в прошлом. По мере совершенствования международных правил сокращается поле длявнутренней политики. Действительным выражением суверенитета в современном мире является способность демократическиизбранных правительств четко выражать интересы избирателей посредствомпереговоров и международных обязательств. Процесс глобализации не проходит безболезненно. Неизбежны социальныеиздержки в связи с экономической интеграцией и торговой либерализацией, нов целом этот процесс приносит выгоды. Повышается эффективность производства за счет углубленияспециализации, благодаря росту торговли усиливается экономическаяактивность и новые рабочие места создаются в большей мере, чем сокращаютсястарые. Начальный период деятельности ВТО можно охарактеризовать как сочетаниепозитивных итогов с обязательствами, которые еще предстоит выполнить.Среди позитивных итогов следует выделить следующие: • реализация соглашений Уругвайского раунда переговоров (в результатепереговоров было подписано свыше 50 документов — соглашений, решений,деклараций, протоколов и пр.); • разрешение торговых споров (создан уникальный и достаточноэффективный механизм их разрешения и значительная часть поданных в ВТОжалоб была урегулирована без обращения в высший арбитражный орган этойорганизации, т. е. в процессе консультаций заинтересованных сторон); • создание апелляционного органа; • расширение числа членов организаций; • торговля и окружающая среда (ВТО разработала широкомасштабнуюпрограмму деятельности в этом направлении)[3]. В то же время медленно идут переговоры в таких секторах сферы услуг,как финансовые, телекоммуникационные, перемещение через границу физическихлиц, предоставляющих услуги, морское судоходство. Хотя первоначальноустановленные сроки прошли, но диалог продолжается и может привести квзаимоприемлемой договоренности. На министерской конференции (являющейся высшим органом ВТО), прошедшейв декабре 1996 г. в Сингапуре, были определены перспективные целиВсемирной торговой организации. В качестве основной цели следует выделить либерализацию торговлитоварами и услугами через совершенствование торговых правил. Проблема заключается прежде всего в разном понимании этой цели. Однагруппа стран не проявляет заинтересованности в увеличении своихобязательств по либерализации, взятых во время Уругвайского раунда, тогдакак другая, наоборот, предлагает ускорить и расширить снижение таможенныхтарифов, проработать возможность либерализации торговли профессиональнымивидами услуг (имеются в виду услуги врачей, юристов, артистов, ученых и т.д.), больше гармонизировать технические стандарты и упростить правилаопределения происхождения товаров. К этому следует добавить договоренность на Уругвайском раунде о том,чтобы до конца столетия начать переговоры о дополнительных обязательствахпо так называемой встроенной повестке в сфере сельского хозяйства и услуг,ряда других Соглашений ВТО, продолжить рассмотрение проблем взаимосвязиторговли и окружающей среды, регулирования инвестиций и конкурентнойполитики, трудовых стандартов, региональных торговых соглашений и т. д. В области регулирования инвестиций главная задача состоит в разработкемногосторонних правил, подобно существующим многосторонним правилам вторговле. В дополнение к мерам в отдельных секторах необходим всеобъемлющийподход к инвестициям в рамках ВТО, который бы распространил на заграничныекапиталовложения ее основополагающие принципы — режим наибольшегоблагоприятствования и национальный режим, а также включал бы требования,связанные с охраной окружающей среды. Опасность заключается в том, что в отдельных странах до сих порсуществуют несовместимые и даже дискриминационные национальные режимы вотношении иностранных инвестиций. Необходимо обеспечить действительно многосторонний подход к этойпроблеме, который бы принимал во внимание не только роль инвестиций вмеждународной торговой системе, но также общую заинтересованностьиндустриальных и развивающихся стран в благоприятном инвестиционномклимате. В настоящее время в мире существует свыше 900 двустороннихинвестиционных соглашений, и, конечно, было бы желательно иметь одно длявсех стран с одинаковыми правилами и дисциплиной. По мере либерализацииторговли возникает проблема регулирования конкурентной политики, ибонезависимо от государственных мер, торговые барьеры создают сами компании. В этой связи необходимо либо принять решение на многосторонней базе,обязывающее правительства соответственно скорректировать национальнуюконкурентную политику либо разработать основные правила международнойконкуренции. Потребуются значительные усилия, чтобы довести до сознания народовстран мира, что свободная мировая торговля и многостороннее еерегулирование отвечают их интересам. Быстрая глобальнаяинтернационализация порождает обстановку нестабильности во многих странах,провоцируя определенные круги на сохранение протекционизма. Однако история свидетельствует, что свободная торговля с правиламимногосторонней системы является ключом к экономическому развитию. Следует также укреплять основную договоренность, которая в настоящеевремя объединяет все страны. Индустриальные страны должны сохранятьоткрытыми свои рынки и больше их либерализовать в будущем. Развивающиеся страны должны продолжать идти по пути либерализацииторговой и инвестиционной политики, должны стимулировать интеграционныепроцессы. Индустриальные и развивающиеся страны вместе призваны содействоватьулучшению социально-экономической ситуации в наименее развитых странах. В качестве средств решения этой задачи следует обеспечить полнуюсвободу доступа на внешние рынки товаров и услуг из наименее развитыхстран (закрепить беспошлинный режим и устранить все остающиесяколичественные ограничения импорта), улучшить режим для иностранныхинвестиций в указанных странах, содействовать их региональномусотрудничеству и принять более гибкие правила происхождения в отношениитоваров последних. Важно добиться подлинной универсальности ВТО, для чего необходимопринять Китай, Россию и все другие страны, находящиеся вне этойорганизации, в ее систему. Это свидетельствует не только о большом значении, которое придаетсяприсоединению России к ВТО, но и заинтересованности в том, чтобы Россиястала участником многосторонней системы торговых правил. Наличие общегоинтереса как у России, так и у ВТО объективно содействует поискувзаимоприемлемых компромиссных решений на пути к присоединению, но неследует преувеличивать роль данного фактора. Особенность присоединениябольшой страны с переходной экономикой порождает серьезные вопросы, ответына которые должен дать баланс между надеждами стран-кандидатов,«коммерчески значимыми» интересами нынешних членов ВТО и необходимостьюсохранить единство системы и ее правил. Кандидаты и члены ВТО одинаково несут ответственность за то, чтобыпереговоры о вступлении завершались как можно быстрее, но таким образом,чтобы укрепить систему в целом. За последние 15 лет произошел «драматический взрыв» в областизаключения соглашений об особо тесном сотрудничестве отдельных, группстран, и сегодня эти соглашения стали существенным фактором международныхэкономических отношений (число таможенных союзов и зон свободной торговлиуже превышает 100). В настоящее время почти все страны-члены ВТО являютсяучастницами одного или нескольких региональных соглашений. Региональнаялиберализация сама по себе не повод для беспокойства сторонниковмногосторонней системы. Региональные инициативы могут вносить существенныйвклад в развитие многосторонних правил и обязательств, а также даватьсильный импульс ускорению роста национальных хозяйств в рамках болееширокого экономического пространства. Однако необходимо ясно сформулировать принципы, подкрепленные твердымиобязательствами, которые предотвратили бы превращение региональных схем вцентробежные силы разрушения многосторонней системы. Эту проблемунеобходимо решать посредством утверждения принципа «открытогорегионализма». Участники региональных соглашений должны придерживаться следующихпринципов: во-первых, каждая региональная зона преференциальной торговлидолжна соответствовать правовым требованиям многосторонней системы; во-вторых, постепенное устранение торговых барьеров во взаимной торговлестран-членов регионального объединения должно применяться примерно в томже объеме и в те же сроки в отношениях со странами, не являющимися членамиобъединения. Это будет означать, что региональная либерализация де-факто, как и де-юре, будет полностью совместима с принципом режима наибольшегоблагоприятствования. Подобный подход уже осуществляют члены НАФТА,МЕРКОСУР и прежде всего АТЭС. В настоящее время мировое сообщество стоит перед альтернативой: либочерез 20-25 лет торговый мир будет поделен на две или тримежконтинентальные преференциальные зоны, каждая со своими правилами и сосвободной торговлей между участниками, но с внешними барьерами поотношению к другим блокам, либо открывается путь к постепенному слиянию(«конвергенции») регионализма и многосторонности на основе общих целей ипринципов. Механизм конвергенции региональных и многосторонних системтребует дальнейшей проработки. С точки зрения тенденций развития мировой экономики болеепредпочтительным представляется один глобальный свободный рынок ссогласованными правилами и дисциплиной, применяемой ко всем странам. Всвою очередь, страны должны взять на себя обязательства по выполнению этихправил. Что касается сохранения приоритета правил и системы разрешенияспоров в рамках ВТО, то это не является самоцелью, а средством избежатьхаоса конкуренции и противоречий юрисдикции, когда правительства выбираютте правила, которые им более подходят. В настоящее время в лице ВТО мир имеет постоянно действующий форум вобласти торговой политики, а также более эффективные средства длясогласования обязательств и претворения в жизнь торговых правил. С созданием ВТО и заключением всеобъемлющих соглашений осотрудничестве с МБРР и МВФ, которое ожидается в ближайшее время,произойдет более тесное объединение торговли и финансов в интересахглобального развития, стабильности и процветания в новом столетии. В мае 1998 г. в Женеве прошла конференция ВТО на министерском уровне,посвященная пятидесятилетию существования системы ГАТТ/ВТО, на которойосновным лейтмотивом было усиление роли международной торговли в мировойэкономике и продолжение процесса либерализации. Новым вопросом, обсуждавшимся на конференции, стала проблема торговлиинформацией на электронных носителях. По данным Секретариата ВТО, к 2000г. объем торговли через Интернет различного рода услугами (музыкальныефонограммы, фильмы, которые близки к таким аналогам, как компакт-диски,видеофильмы, кассетные записи и др.) достиг 200 млрд. долл. Однако вотличие от вещественных аналогов торговля электронной информацией необлагается таможенными пошлинами и не учитывается внешнеторговойстатистикой, что создает определенные проблемы. В 1998 г. группа ученых из США и Австралии провела исследованиевлияния реформ по либерализации мировой торговли, осуществляемых в рамкахВТО, на рационализацию глобальной торговли. В частности, среднегодоваяэкономия в мировом масштабе оценивается в 96 млрд. долл., а в период после2000 г. эта экономия превысит 170 млрд. долл. [4] В краткосрочной перспективе наибольшие выгоды от либерализации мировойторговли получат промышленно развитые страны, поскольку степеньлиберализации их экономики и торговли значительно выше. В долгосрочнойперспективе ощутимые выгоды будут иметь и большинство других стран. Третья Министерская конференция состоялась 30 ноября — 3 декабря 1999г. в Сиэтле (США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата новогораунда МТП. Планировалось начать переговоры прежде всего по «встроеннойповестке дня» (сельское хозяйство, услуги), а также подготовитьрекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущихконференций, в том числе возможному включению в будущие переговоры новыхсфер — конкуренции, экологии, трудовых стандартов, инвестиций и т. д. Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, так как небыла выработана конкретная повестка раунда и не определен формат егопроведения. Это обусловлено наличием серьезных противоречий попринципиальным проблемам в целом и по новым сферам, в частности междупромышленно развитыми государствами и развивающимися странами. Такжеимеются значительные разногласия между ведущими игроками ВТО, включаянесовпадение стратегических интересов ЕС и США по проведению новогораунда. В итоге принято решение продолжить обсуждение указанных проблем вЖеневе под эгидой Генсовета ВТО, который должен представить своипредложения по проведению нового раунда. В рамках соответствующихКомитетов весной началось обсуждение только проблематики «встроеннойповестки» — торговля услугами и вопросы сельского хозяйства. В настоящеевремя идет рассмотрение предложений стран-членов по дальнейшей эволюцииэтих Соглашений, а также по формату нового раунда. С учетом сохраняющихсяпротиворечий эта работа может быть частично завершена в 2001 г. Четвертую Министерскую конференцию намечено провести в Катаре в ноябре2001 г. Работа по подготовке этого мероприятия ведется Генсоветом ВТО. ЭТАПЫ И ХОД ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО. В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя вГенеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), который формальноунаследовала от бывшего СССР. Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена былначат в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между РоссийскойФедерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле». В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин вручил А.Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальноезаявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ вкачестве полноправного участника. Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения Россиик этой влиятельной международной торговой организации. Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума овнешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагомв процессе присоединения России к ГАТТ. В связи с образованием 1 января 1995 г. Всемирной торговойорганизации, включающей Генеральное соглашение по тарифам и торговле вкачестве своей составной части, в декабре 1994 г. бывший ЗаместительПредседателя Правительства Российской Федерации О .Д. Давыдов передалофициальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединенииРоссии к Всемирной торговой организации (ВТО). В апреле 1995 г. в Государственной думе были проведены слушания повопросу присоединения России к ВТО, итоги обсуждения получили одобрениезаконодательного органа. В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. былаобразована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменениеминституционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостьювыработки консолидированной переговорной позиции этот орган былпреобразован в 1997 г. в Комиссию Правительства Российской Федерации повопросам ВТО, которую возглавляет Заместитель Председателя ПравительстваРоссии А.Л. Кудрин. Руководителем Российской правительственной делегациина переговорах по присоединению России к ВТО в начале 2001 г. былутвержден заместитель Министра экономического развития и торговлиМ.Ю.Медведков. В состав Правительственной Комиссии по ВТО в настоящее время входятоколо 50 федеральных министерств, ведомств и организаций РоссийскойФедерации. Координирует деятельность Комиссии Министерство экономическогоразвития и торговли. В соответствии с установленной процедурой присоединения, котораясформировалась в ГАТТ/ВТО за полвека существования, Россия начала сложныйи относительно долгий путь по оформлению членства в этой влиятельноймеждународной организации. В соответствии с установленной процедурой первый, т. е.«информационный», этап процесса присоединения проходит в рамках рабочейгруппы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включаявсех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многостороннийхарактер. В соответствии с установленной процедурой, Рабочая группа поРоссии была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г. Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрениеэкономической политики и внешнеторгового режима России на предмет ихсоответствия нормам и правилам ВТО. Итогом деятельности Рабочей группы является подготовка Доклада РГ,который фактически составит основу проекта Протокола о присоединенииРоссии (как и других стран) к ВТО, в котором содержатся будущие права иобязательства страны-соискателя. Все заседания Рабочей группы проходят в Женеве в штаб-квартиреорганизации (это общее правило) — Секретариате ВТО. В июле 1995 г. состоялось первое заседание Рабочей группы. К даннойсессии российская сторона передала в Секретариат ВТО (в рамках процессаприсоединения все документы и материалы представляются Россией только наанглийском языке) ответы на 400 вопросов стран-членов ВТО по Меморандуму овнешнеторговом режиме, а также пакет законодательных актов по даннойтематике. На этом заседании представители многих стран, включая крупнейшиеторговые державы мира, выразили свою поддержку началу процессаприсоединения России к ВТО. В ходе данной сессии началось обсуждениероссийского Меморандума о присоединении к ВТО. Второе заседание Рабочей группы состоялось в декабре 1995 г. Оно былов основном посвящено завершению первого чтения российского Меморандума по«традиционным» областям — торговле товарами. Кроме того, было начатообсуждение вновь представленных документов. К таким документам относятся —дополнения к Меморандуму по «новым» сферам ВТО, торговля услугами (ГАТС),вопросы прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), меры инвестиционнойполитики (ТРИМс), а также ответы на почти 500 дополнительных вопросовстран-членов ВТО[5]. Более предметное обсуждение «новых» сфер, а также дополнительнозаданных вопросов по некоторым аспектам торговли товарами было продолженона третьем заседании Рабочей группы, которое состоялось 20-31 мая 1996 г. К этому заседанию российская сторона представила ответы почти на 600вопросов, а также ряд других документов, включая описание системылицензирования импорта в России. На третьем заседании российская делегация предложила сменитьприоритеты — перейти от «информационной» стадии к следующему этапупроцесса присоединения — двусторонним консультациям с целью болеепредметного сосредоточения на вопросах, связанных с конкретными условиямичленства России в ВТО. Основанием для такой постановки вопроса явилось то, что накопленный вСекретариате ВТО, государствах-членах организации объем информации оторгово-политическом режиме нашей страны и системе регулирования торговли,включая действующее законодательство, уже заложил основу для перехода кпрактическим шагам в указанном направлении. Это, разумеется, не исключало продолжения обсуждения всех остающихсявопросов в ходе двусторонних консультаций с членами ВТО. Такой подход былв целом поддержан членами Рабочей группы и ее председателем. Четвертое заседание Рабочей группы состоялось 15—16 октября 1996 г.Круг затрагиваемых проблем был сконцентрирован на обсуждениеузкосекторальных вопросов: политика России в области поддержки сельскогохозяйства (неофициальное обсуждение), меры нетарифного регулирования исистема таможенной оценки товаров. Также были рассмотрены вопросы эволюциироссийского внешнеэкономического законодательства и ряд других проблем. К данной сессии МВЭС России и заинтересованные ведомства подготовилиболее десяти официальных документов и информационно-аналитическихматериалов: система внутренней поддержки аграрного сектора; режимнетарифного регулирования экспорта и импорта сельхозпродукции, а такжеимпорта промышленных товаров; описание системы таможенной оценки товаров;развитие российского законодательства в сфере внешнеэкономическогорегулирования; пакет новых законодательных актов; ответы на 200дополнительных вопросов и др. Одновременно проводились двусторонние консультации с членами ВТО сцелью обсуждения узкосекторальной проблематики, а также вопросов,связанных с ходом присоединения России к ВТО. Пятое заседание Рабочей группы состоялось 15—18 апреля 1997 г., на нембыли рассмотрены вопросы деятельности государственных торговыхпредприятий; проблематика ТРИПС; система государственной поддержкиаграрного сектора (более детально и в неофициальном формате); изменения вроссийском законодательстве и ряд других вопросов. Это заседание во многом явилось поворотным в плане дальнейшегоразвития переговорного процесса. На нем российская делегация в целях болеединамичного продвижения данного процесса подтвердила намерение (следуязаявлению, сделанному на Министерской Конференции ВТО в Сингапуре вдекабре 1996 г.) подготовить в ближайшие несколько месяцев своипредложения по доступу на российский рынок товаров и услуг и начать по нимпредметные двусторонние переговоры со странами ВТО по согласованиюконкретных параметров будущего членства России в организации. Пятое заседание прошло по новому сценарию, когда официальный егоформат был значительно сужен, а основная работа велась входе параллельныхдвусторонних консультаций, которые были проведены с 18 странами. Шестое заседания Рабочей группы состоялось в июле 1997 г. На заседанииосновным вопросом повестки дня были — технические барьеры в торговле(стандарты, сертификация), санитарные и фитосанитарные меры. В ходезаседания проводились двусторонние консультации о готовности нашихпредложений по доступу на рынок. Особое внимание уделялось проблемамгосударственных закупок. Седьмое заседание Рабочей группы состоялось в декабре 1997 г. и былопосвящено вопросам доступа на рынок услуг, в том числе банковских.Проводились интенсивные двусторонние консультации. Восьмое заседание Рабочей группы состоялось в июле 1998 г. и былопосвящено конкретным проблемам сельского хозяйства, субсидированиюпроизводства, в том числе и производства сельскохозяйственной продукции,техническим барьерам в торговле и др. Девятое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТОсостоялось в Женеве 16 декабря 1998 г. В повестку дня этой сессии быливключены следующие основные вопросы: развитие российского законодательствав сфере экономики и внешнеэкономического регулирования и основныенаправления законотворческой работы в этой сфере по приведению его всоответствие с нормами и правилами ВТО; режим Российской Федерации вобласти тематики Соглашения по ТРИПС; государственная поддержка аграрногосектора и экспортные субсидии на сельхозпродукцию; обзор хода двустороннихпереговоров по доступу на рынки товаров. Десятое заседание Рабочей группы было проведено в октябре 1999 г. вформате многосторонних консультаций странч-ленов. Ключевым вопросом даннойсессии явилось представление российской стороной первоначальныхпредложений по доступу на национальный рынок услуг, включающих переченьобязательств по торговле услугами и список изъятий из РНБ (режимнаибольшего благоприятствования). Таким образом, со стороны России былпредставлен последний недостающий документ для начала полномасштабныхпереговоров по доступу на рынки с целью выработки конкретных условийприсоединения России. Кроме того, российская делегация изложила новые предложения в сфересельского хозяйства, обсуждались вопросы, связанные с развитиемроссийского законодательства и региональными промышленными субсидиями[6]. Одиннадцатое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТОсостоялось 25—26 мая 2000 г. В повестку дня были включены вопросы развитияроссийского законодательства в сфере экономики и внешнеторговогорегулирования; торговли услугами; промышленных субсидий; таможеннойоценки; технических барьеров и санитарных и фитосанитарных норм. Также вовремя указанной сессии состоялась специальная многосторонняя(плюрилатеральная) встреча по обязательствам в сфере государственнойподдержки сельского хозяйства и экспортным субсидиям. Двенадцатое заседание Рабочей группы состоялось 18—19 декабря 2000 г.Повестка дня заседания включала следующие вопросы: обзор развитияроссийского законодательства, торговые аспекты прав интеллектуальнойсобственности, преференциальные торговые соглашения и обзор состояниядвусторонних переговоров. Ко времени проведения заседания РГ была такжеприурочена серия двусторонних переговоров по товарам, которые в период с12 по 20 декабря 2000 г. охватили 28 стран. Таким образом, можно констатировать, что информационный этапприсоединения в целом завершен, хотя по мере необходимости он будетпродолжаться в рамках Рабочей группы на многостороннем уровне вплоть домомента присоединения. Начиная с 1998 г. Акцент в процессе присоединенияперенесен на двусторонние переговоры России с заинтересованными странами-членами ВТО по доступу на рынки, которые в настоящее время находятся вактивной фазе. ВЫГОДЫ И ИЗДЕРЖКИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО Когда речь заходит об издержках присоединения России к ВТО, разговоробычно сводится к опасности облегчения доступа иностранных компаний наотечественные рынки товаров и услуг «Транснациональные корпорации имеютбогатейший опыт вытеснения конкурентов с рынка — и этим, безусловно,воспользуются. — говорит директор сводного департамента зоны свободнойторговли Исполкома СНГ Владимир Покровский. — Здесь мы можем потерятьочень многое. Например, если сейчас полностью открыть рынок услугмобильной связи, то через некоторое время никаких национальных компаний вэтой сфере не будет. То же самое касается банковских услуг многих товаров,особенно продовольствия, потому что страны ЕС тратят колоссальные деньгина поддержание низких цен на продовольственные товары». Во Всероссийскомсоюзе страховщиков говорят, что со вступлением России в ВТО числороссийских страховщиков сократится в полтора-два раза. При этом урегиональных страховщиков могут возникнуть серьезные трудности, чтоприведет к серии масштабных слиянии. Резко возражают против открытия российского рынка для продукциизарубежного машиностроения представители Новолипецкого металлургическогокомбината (НЛМК). «Если сегодня Новолипецкий комбинат поставляет тридцатьпроцентов своей продукции на внутренний рынок, то в случае вступленияРоссии в ВТО он сразу этот рынок потеряет, — говорит председатель советадиректоров НЛМК Владимир Лисин. — Например, сельхозмашиностроение, невыдержав конкуренции, перестанет заказывать сталь. Резко потеряют объемыпроизводства автомобилестроители». Еще одна отрасль, которой присоединение к ВТО сулит колоссальныепроблемы, — гражданское авиастроение. «Сейчас пошлина на ввоз самолетовсоставляет двадцать пять процентов, — говорит гендиректор компании„Ильюшин Финанс энд Ко» Александр Рубцов. — Если мы войдем в ВТО, топошлина будет всего пять процентов, более того, они собираются отменитьНДС. Это создаст очень удобные условия для прихода иностранцев. Этонанесет огромный ущерб нашим производителям, поскольку мы не сможемвыдержать такой конкуренции. Поэтому я считаю, что российская гражданскаяавиация должна войти в ВТО не ранее чем через двенадцать лет. И прежде чемвходить в ВТО, необходимо, чтобы прошел процесс интеграции нашейавиаотрасли и ее становление, на что, по нашим подсчетам, и уйдет порядкадвенадцати лет». Отметим, что сокращение производства в таких отраслях,как автомобилестроение или авиастроение, неизбежно ударит по всемпоставщикам комплектующих для этих производств, а это тысячи предприятий,включая такие благополучные сегодня отрасли, как черная металлургия ипроизводство алюминия. Пока обнадеживает только то, что, во-первых, именнопо этим направлениям — гражданская авиация, автомобилестроение, финансовыйсектор — переговоры еще не завершены. И российская сторона занимаетдостаточно жесткую позицию. Вполне вероятно, что какого-то переходногопериода добиться все-таки удастся. Во-вторых, есть у нас стойкоеподозрение, что пока угроза прихода иностранных конкурентов на российскийрынок не станет объективной реальностью, никакого прогресса вотечественном авто- и авиастроении ждать не имеет смысла. Судите сами —сколько лет уже наше автомобилестроение защищено гигантскими импортнымипошлинами от иностранных конкурентов? Около десяти. Помогло это тому жеВАЗу вывести свои модели на мировой уровень? Об этом даже смешно говорить. В-третьих, обсуждая перспективы тех или иных отраслей в светевозможного прихода западных конкурентов, надо обсуждать причины низкойконкурентоспособности отечественной продукции. «Причина в том, что пока вРоссии гораздо дороже капитал, — считает Александр Рубцов. — У нас ставкарефинансирования LIB — двадцать пять процентов, а в США — всего два споловиной процента. То есть наш капитал в значительной степени дороже, инашей гражданской авиа-рвм иии нельзя входить в ВТО. пока стоимостькапитала у нас и за рубежом не сравняется. На это опять-таки уйдет порядкадвенадцати лет. Присоединение к ВТО до этого убьет отечественнуюгражданскую авиацию, она не выдержит конкуренции с Airbus и Boeing».Действительно, кредитные ресурсы у нас существенно дороже, чем на Западе.Но ведь вступление России в ВТО как раз сможет существенно облегчить этупроблему — приведение российского законодательства в соответствие смеждународными нормами, большая прозрачность экономики снизят рискикредиторов, а приход западных банков и усиление конкуренции на рынкефинансовых услуг облегчат доступ к более дешевым кредитным ресурсам. Вотвам и снижение кредитных ставок, и увеличение инвестиций в промышленность.Плавное, чтобы продукция соответствовала требованиям рынка. Наконец, дажепосле вступления в ВТО в распоряжении российского правительства останетсядостаточно большой набор эффективных инструментов зашиты своих рынков. Впервую очередь это, разумеется, валютный курс. При нынешнем уровнезависимости нашей экономики от мировых цен на энергоносители, при нашемгигантском внешнем долге всегда можно найти благопристойный повод длябольшей или меньшей девальвации рубля, не вызывая санкций со стороны ВТО. Есть и более тонкие механизмы. В частности национальныестандарты на продукцию. Например, в последнее время приобрела широкуюизвестность история о том, как США заблокировали импорт швейцарского сыра,установив стандарт на размер дырок в сыре. В принципе никто не мешает инам установить на те же автомобили или авиатехнику такие стандарты,которым в большей степени будут соответствовать российские изделия, чемзападные. Беда лишь в том, что импорт зачастую превосходит отечественнуюпродукцию по всем параметрам, кроме разве что иены. Но, в конце концов,вечный парник для отечественных производителей устраивать никто несобирается. Да и о потребителях грех было бы забывать. Они-то отконкуренции с иностранцами только выиграют. Трудно не согласиться с главойОАО «Объединенные машиностроительные заводы» Кахой Бендукидзе, который,выступая за скорейшее вступление России в ВТО, отмечает, что «мы в первуюочередь граждане, которые хотят получать лучшее медицинское обслуживание,страхование, ездить на лучших автомобилях, есть качественную пишу и приэтом не платить дополнительные налоги». Едва ли не самым главным аргументом в пользу присоединения России кВТО с самого начала переговоров и до сего дня является утверждение, что врезультат наши компании получат возможность защищаться в международныхсудебных органах от неправомерных санкций в отношении своего экспорта.«Пока мы не являемся членом ВТО, нас не допускают ни к каким переговорам,мы не имеем права голоса при решении важных вопросов, — жалуетсягенеральный директор «Северстали», Алексей Мордашов, возглавляющий рабочуюгруппу РСПП по присоединению к ВТО. — Постоянно проводят нечестнуюпрактику борьбы с нашими товарами на рынках. Мы не можем апеллировать кантидемпинговому кодексу, антидемпинговому трибуналу, нас постоянноограничивают или нарушают наши права. Вступление в ВТО может служитьинструментом, который позволит нам защитить российские товары припродвижении их на внешний рынок». В результате вступления в ВТО будто бы должны многократно возрастиобъемы российского экспорта, вырасти валютная выручка, отечественныепроизводители увеличат своё присутствие на зарубежных рынках. Как это нипечально, но для подобного оптимизма оснований не много. Судите сами. По оценкам Минэкономразвития, от разного рода ограничений нашегоэкспорта отечественные компании сегодня теряют 2-3 млрд. долларов в год.Андрей Кушниренко говорит, что при грамотном отстаивании своих интересов врамках ВТО мы сможем добиться отмены или смягчения примерно половиныдействующих сегодня ограничений. Итого наш потенциальный выигрыш — 1-1.5млрд. долларов в год (минус издержки, связанные с ведением судебныхспоров, для которых, в частности, нужны высококвалифицированные юристы,услуги которых влетают в копеечку). Немало, конечно, но и отнюдь не«многократный рост российского экспорта» (сегодня он. напомним, превышает100 млрд. долларов в год). «Россия заинтересована в присоединении к ВТО меньше, чем напримерКитай, который экспортирует только игрушек на сумму в полтора разабольшую, чем Россия получает от экспорта нефти, — отмечает директорВсероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ)Валерии Орешкин. — Наш основной экспорт — энергоносители — будетосуществляться в неизменном режиме, поскольку никаких ограничений наторговлю энергоресурсами в мировой практике нет». Так что основароссийского экспортного потенциала — нефтегазовый сектор — не получитникаких дополнительных выгод от присоединения страны к ВТО. Второй главный плюс присоединения России к ВТО, о котором говорятпрактически все его сторонники, — это возможность участия в выработкемеждународных правил торговли с учетом российских национальных интересов. «Не стоит забывать, что наши внешнеторговые партнеры получают выгодыот присоединения России к ВТО немедленно, в то время как Россия можетполучить их в перспективе, — отмечает Валерий Орешкин. — При этом потеримогут оказаться неизбежными, а выгоды — возможными, для их реализациипотребуются существенные дополнительные усилия». Другими словами,участвовать в переговорах мы, несомненно, будем, а вот удастся ли нам врезультате этого чего-то добиться — это совсем другой вопрос. Необходимость приведения российского законодательства в соответствие снормами ВТО подавляющее большинство специалистов оценивает как однозначноположительный факт. «Вступив в ВТО, Россия выйдет на единое международноеправовое пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений,которые, в свою очередь, образуют правовую основу международной торговли,являются так называемым кодексом правил движения на мировом рынке, —говорит профессор Всероссийской академии внешней торговли Ипполит Дюмулен.— И отступать от этих правил просто глупо». Изменение отечественного внешнеторгового законодательства всоответствии с международными нормами — давно назревшая проблема. Причемздесь надо быть готовыми к кардинальному изменению привычных правилвзаимоотношений бизнеса и государства, в частности к резкой переоценке такназываемого административного ресурса, благодаря которому отдельныекомпании продавливали для себя различные льготы. Например, по словамАлександра Рубцова, возглавляемая им компания «Ильюшин Финанс энд Ко»имеет налоговую льготу в Воронежской области — на несколько летосвобождена от НДС, потому что у нее в регионе есть свой завод. Послеприсоединения России к ВТО на российский рынок двинутся Boeing и Airbus.Предположим, что «Ильюшин» уличит их в демпинге и полает на конкурентовжалобу в суд ВТО. Что будет в итоге? Суд скажет: «А вы сами получаетеподдержку от региональных властей, так что не жалуйтесь». А, еслинапример, какой-нибудь губернатор предоставит налоговые льготырасположенному в его регионе металлургическому комбинат); то всероссийские экспортеры металла будут обвинены в демпинге и подвергнутсясанкциям. Еще одно малоочевидное последствие присоединения к ВТО: чтобы защищатьсвои интересы, отечественные производители импортзамешаюшей продукциидолжны будут обеспечить максимальную прозрачность финансовой отчетности всоответствии с международными стандартами. Приходят, предположим, на нашрынок западные компании и начинают беспардонно демпинговать. Наши,понятно, вводят антидемпинговые санкции, а те, в свою очередь, подаютжалобу в суд ВТО. Но чтобы доказать оправданность антидемпинговых санкций в суде ВТО.наши компании должны будут предоставить полную финансовую отчетность освоей деятельности. А многие российские предприятия к этому явно неготовы, поскольку "черный» нал до сих пор занимает прочное место в сферепроизводства и реализации товаров широкого потребления — продуктовпитания, мебели etc. А «черный» нал и зашита своих интересов вмеждународных судах — две веши несовместные. И подобных сюрпризовприсоединение к ВТО сулит нашим бизнесменам немало. Сегодня уже не обсуждается вопрос, надо ли России вступать в ВТО. Мывступаем. Краткосрочные плюсы и минусы этого шага зависят от условий, накоторых мы присоединимся к Всемирной торговой организации. Пока шансвыторговать приемлемые для отечественного бизнеса условия остается. Но присоединение к ВТО — это шаг, рассчитанный на перспективу вдесятки лет. И реальный баланс потерь и приобретений будет зависетьисключительно от экономической политики российского правительства. Вчастности, если многолетние разговоры о переориентации российскогоэкспорта с энергоносителей и сырья на продукцию высоких переделов так иостанутся пустыми декларациями, наши потери не окупятся никогда. Выгоды от присоединения России к ВТО: . Россия получает выход в международное правовое пространство. При этом появляется возможность защиты от дискриминации нашего экспорта другими странами. . Россия может получить выход на новые рынки услуг. . Россия сможет влиять на формирование правил международной торговли. . Адаптация нашего законодательства к международным нормам — положительный фактор для отечественного бизнеса. . Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов. Издержки вступления в ВТО: . Защита многих производств от иностранной конкуренции будет существенно затруднена. . Снизятся поступления в бюджет от импортных пошлин. . Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится. . Вступление в ВТО не гарантирует от применения против наших товаров антидемпинговых мер. ПОДДЕРЖКА РОССИИ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ К ВТО Япония. После неформальной встречи бывшего премьер-министра Японии РютароХасимото и Президента России Б.Н. Ельцина была достигнута договоренность оподдержки со стороны Японии вступления России в ВТО. Япония первой изпромышленно развитых стран в начале 1998 г. Провела официальные переговорыпо данной тематике с Россией. США. Администрация США в целом благоприятно относится к вступлению Россиив ВТО. Однако в 70-е гг. конгресс США принял так называемую поправкуДжексона—Вэника к закону «О торговле». Согласно ей США имеют право непредоставлять другим странам режим наибольшего благоприятствования (РНБ),если там нарушают права человека, препятствуя свободному выезду граждан изстраны. Поправка была распространена на СССР и сохраняет свое действие дляРоссии. В 1994 г. Статус России в рамках применения поправкиДжексона—Вэника был изменен. Ежегодно президент США после консультация с конгрессом выносит решение опредоставлении России РНБ. По истечении года процедура повторяется вновь. Совсем отменить поправкуможет только конгресс США, который пока не намерен этого делать. Инымисловами, у США есть полное право, ссылаясь на упомянутую поправку, объявитьи о непредоставлении России РНБ в полном объеме. Кстати, подобный прецедент уже был. США отказались распространить РНБ нанедавно вступившую в ВТО Монголию. Единственная надежда — на получениезаверения от американской стороны о поддержке России на переговорах по ВТО. Страны ЕС. На уровне высшего политического руководства ЕС присоединениеРоссии к ВТО поддерживается. В частности, это было подтверждено на саммитеРоссия — ЕС в начале марта 1997 г. В Москве. Вместе с тем, позицияделегации ЕС на переговорах остается жесткой. Перед ЕС поставлена задача о необходимости трансформации политическойподдержки в более конструктивную позицию делегации ЕС. Прежде всего поуказанным выше вопросам, а также по другим проблемам присоединения России кВТО. Евросоюз снял почти все возражения на вступление России во Всемирнуюторговую организацию. Как сообщается, стороны договорились по самой острой,газовой проблеме. По имеющейся информации, европейские переговорщикиотказались от всех пунктов так называемого газового ультиматума ПаскаляЛами. От России требовалось повысить внутренние цены и отменить экспортныепошлины на газ, а также ликвидировать монополию «Газпрома». Президент Путиндал личные гарантии, что «Газпром» будет реформирован. Видимо,президентские гарантии Евросоюз удовлетворили. Остальные возражения навступление России в ВТО Евросоюз может снять уже сегодня. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнутолюбой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического развития страны,содействовать успешному продвижению реформ и более глубокой интеграцииРоссии в мировую экономику и торговлю. Исходя из этого, участие России в ВТО возможно лишь при том, что: • условия членства обеспечат более благоприятные, чем в настоящеевремя, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки; • позволят устранить их дискриминацию на этих рынках, приведут кбезусловному наделению России всеми правами, которыми обладают другиечлены ВТО. Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своихторгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизмаразрешения торговых споров. Встает вопрос о завершении выработки консолидированной переговорнойпозиции нашей страны по всей проблематике Всемирной торговой организации.Речь идет как о разумном учете запросов наших партнеров по переговорам-,так и об урегулировании имеющихся проблем в доступе российских товаров иуслуг на рынки членов ВТО. После начала нового раунда («раунд тысячелетия») многостороннихторговых переговоров в рамках ВТО процесс присоединения России будетпроисходить параллельно с этими переговорами. В экономической программе Правительства Российской Федерации,утвержденной в июле 2000 г., зафиксирована цель интенсификации переговорово присоединении России к ВТО. В то же время это не означает, что Россияготова присоединиться к ВТО на любых условиях. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, доступ на рынокуслуг, обязательства в области сельского хозяйства и др.) будутосновываться на реальном положении в российской экономике, обеспечиватьнеобходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватнойконкурентной среды. В настоящее время российская делегация предпринимает усилия поактивизации двусторонних переговоров с ведущими торговыми партнерами идругими членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО и ускорениюобщих темпов переговорного процесса при обеспечении соблюдениянациональных экономических интересов и баланса взаимных требований иуступок. В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО должно оказатьположительное воздействие на ход экономических реформ, будетспособствовать структурной перестройке экономики, ориентированной на болееактивное включение в международное разделение труда. Россия намерена сохранить действующий торговый режим — без каких-либоограничений со странами СНГ и партнерами по таможенному союзу. Он-то ипопадет в российский перечень изъятий из общих принципов генеральногосоглашения о тарифах и торговле. Основанием для этого являются соглашениямежду Россией и странами СНГ «О свободной торговле» и «О таможенномсоюзе». С точки зрения присоединения к ВТО основным вопросом являетсянеобходимость соответствия условий формирования зон свободной торговли иТаможенного союза стран СНГ положениям ВТО. Имеется в виду беспошлиннаяторговля внутри зон свободной торговли и единый внешний тариф для стран-участниц Таможенного союза. Так, в частности, нормами ВТО предусматривается, что если страна-членВТО образует таможенный союз, то вступать в ВТО должен такой союз или однаиз стран от его имени. В связи с соглашениями об образовании Таможенногосоюза пяти стран СНГ, ЕС, как и другие партнеры, начинают все болеенастойчиво ставить такого рода вопросы. Проблема состоит в том, что если участники Таможенного союза СНГвступят в ВТО на значительно различающихся условиях, то это можетсущественно осложнить процесс формирования Таможенного союза. Вопрос соответствия положениям ВТО по зонам свободной торговли итаможенным союзам должен рассматриваться после вступления в ВТО, а не настадии переговоров о присоединении. ЕС неоднократно выступал в поддержкутакого подхода в ходе переговоров о присоединении к ВТО других стран, вчастности государств Балтии. Кроме того, формирование Таможенного союза находится в самой начальнойстадии и окончательное оформление потребует времени. Вступать в ВТО всепять стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан)намерены самостоятельно, консультируясь между собой. Законодательствокаждой из стран предусматривает их полный суверенитет в вопросахвнешнеэкономической деятельности. В рамках зоны свободной торговли СНГ беспошлинный режим уже действует.Существуют некоторые различия во взимании НДС в СНГ по сравнению стретьими странами, но этот вопрос должен рассматриваться отдельно. В торговле услугами для изъятий из РНБ наличие соглашений о свободеторговли не обязательно. Стране-кандидату достаточно простоаргументировано заявить о желании предоставить лучшие, нежели всемостальным, условия доступа на рынок поставщикам услуг из той или инойстраны. Льготный режим работы на российском рынке услуг, скорее всего, получатпоставщики банковских и страховых услуг из стран ЕС. Это закрепленозаключенным три года назад соглашением «О сотрудничестве и партнерстве»между Россией и Европейским союзом. Распространять его на кого-либо еще российская сторона считаетэкономически нецелесообразным. ВТО вполне удовлетворится такимобъяснением, если оно будет подтверждено расчетами. БИБЛИОГРАФИЯ:1. The Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations (The Legal Texts). — Geneva, 19952. Trading into the Future, 2nd revised edition, WTO. — Geneva, 2000.3. Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). — 1998. — №664. Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). – 2000. — № 10.5. Внешняя торговля. - 1998. - № 3-46. Пахомов АЛ. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО //7. Вопросы экономики. — 2000. — №8.8. Внешняя торговля. — 2000. — № 2.9. Эксперт. — 2001. — № 41.10. http://www.wto.org/11. http://www.euronews.com/12. http://vazhno.ru/vazhnonews/article_2004_5_20_N2_85095853.html-----------------------[1] The Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations(The Legal Texts). — Geneva, 1995.[2] Trading into the Future, 2nd revised edition, WTO. — Geneva, 2000. — P.60.[3]Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). — 1998. — №66.[4]Бюллетень иностранной и коммерческой информации (БИКИ). — 1998. — С. 22.[5] Внешняя торговля. - 1998. - № 3-4.[6] Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). – 2000. — № 10.— С. 2—3.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Россия и вто: проблемы вступления и перспективы участия iconПроблемы украинского автомобилестроения в контексте вступления украины в вто
Переговоры о вступлении нашей страны в вто давно находятся в практической плоскости, однако, сроки вступления все еще являются предметом...

Россия и вто: проблемы вступления и перспективы участия iconСпециализированное агенство знаний при партнерстве с юридической компанией
Существующая модель налогообложение с/х-предпритий с учетом вступления Украины в вто, перспективы ее изменения; европейский опыт...

Россия и вто: проблемы вступления и перспективы участия icon3. 12. Опыт, проблемы и поиски России в реализации Киотского протокола...
Вступлении Киотского протокола в силу и его реализации определяется следующим: Россия является не только крупнейшим эмитентом парниковых...

Россия и вто: проблемы вступления и перспективы участия icon«Автомобильный транспорт: проблемы и перспективы»
Одна из них состоялась с 12 по 17 сентября на базе Севастопольского национального технического университета. Это XIV международная...

Россия и вто: проблемы вступления и перспективы участия iconПроизводство продукции и торговля
Тематика конференции охватывает широкий спектр актуальных вопросов и проблем технического регулирования и качества продукции, экономики...

Россия и вто: проблемы вступления и перспективы участия iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Проблемы и перспективы европейской...

Россия и вто: проблемы вступления и перспективы участия iconЧья правда правдивее?
Кыргызстан не против вступления Украины в вто, но и своих интересов не упустит. Министерство экономического развития и торговли Кыргызстана...

Россия и вто: проблемы вступления и перспективы участия iconСодержание
Российской Академией наук был выполнен анализ последствий вступления в вто для семи ведущих отраслей российской экономики, а именно...

Россия и вто: проблемы вступления и перспективы участия iconX международная научно-практическая конференция «проблемы и перспективы интеграции экономики»
Филиал фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме приглашает всех заинтересованных лиц 15 апреля 2014 года принять участие в X международной научно-практической...

Россия и вто: проблемы вступления и перспективы участия iconИ. В. Крапивный, Н. М. Нилова1
Украины в случае ее вступления в вто и подписания «Болонского соглашения». В статье показано возрастание роли экономического образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<