Реферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки»




Скачать 240.21 Kb.
НазваниеРеферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки»
Дата публикации25.02.2014
Размер240.21 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Основные этапы развития экономической науки

Министерство финансов РФ. Московский финансовый колледж. РЕФЕРАТ по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки» студента МФК группы 2-П-3 Саломатова Дмитрия. Москва 2002 г.[pic]|Вступление |2 ||Мыслители Древней Греции: Платон, Аристотель |3 ||Экономические взгляды Средневековья на примере идей Фомы |9 ||Аквинского | ||Меркантилизм |10 ||Физиократизм |11 ||Классическая школа |12 ||Пролетарская марксистско-ленинская политическая экономия |13 ||Маржинализм |14 ||Заключение |15 | Вступление. Тема этого реферата – «Этапы развития экономической науки», или, по-другому, «История экономических учений». В нём я попытался рассказать, какразвивалась экономическая наука, какие учёные и философы внесли в неё свойвклад. Особенное внимание я посчитал нужным уделить описанию взглядов техмыслителей, которые положили начало экономической науке и которым мыобязаны её возникновением, т.к., по-моему, они представляют собой весьмабольшой интерес. К сожалению, при изучении экономической теории не всегда уделяетсядолжное внимание изучению истории экономических учений, хотя иногда онаизучается как отдельный предмет. Надо сказать, что некоторые экономистысчитают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого, т.к. они якобы«обросли ракушками» и потеряли свою значимость, поэтому на знакомство сними не стоит тратить времени. Правда, людей, придерживающихся такихвзглядов, весьма немного. На мой взгляд, они глубоко не правы, ведь, каксчитают многие авторитеты, основы наших сегодняшних представлений «лежат впрошлом». И эти представления и идеи прошлого не принадлежат исключительноистории: они несут в себе элементы наших сегодняшних, а нередко изавтрашних взглядов. Именно поэтому изучение истории экономических учений –это важное и полезное занятие, а отнюдь не пустая трата времени. Крометого, обращение к истории экономической мысли способствует умениюобъективно оценивать теории, рекомендации и выводы. Весьма важно понять иосмыслить относительность любых экономических знаний (т.к. любое знание влюбой науке всегда относительно), необходимость их постоянного углубления,уточнения и совершенствования. Истоки экономической науки мы находим уже в учениях мыслителейдревнего мира, но самые, на мой взгляд, интересные идеи выдвигали философыДревней Греции. Это не значит, что среди других народов не было мыслителей,выдвигавших здравые и интересные идеи в области экономики- достаточновспомнить Конфуция, Катона, мудрецов древней Индии и др. Но мне бы хотелосьостановиться именно на взглядах представителей Древней Греции. Экономические взгляды философов Древней Греции: Платон, Аристотель. Условия формирования экономических взглядов древнегреческих мыслителей. Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции.Наиболее крупными представителями в этой области являлись известныедревнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономическиеи политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов этихмыслителей. Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условийдревневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелиемнет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как надревнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развитиячастной собственности на землю, на земельный участок, а основойпроизводственной ячейкой стали не громоздкие царские хозяйства или общинноепроизводство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшоечастное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткойэксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью. Социальная структура полисов предполагала существование трех основныхклассов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабовсамых разных категорий. Владение земельным участком рассматривалось как полноценная гарантиявыполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всемгражданским коллективом. В Греции середины V в. до н.э. сформировалось экономическая система,которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н.э. икоторую можно определить как классическую рабовладельческую экономику. Такая экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисахи в Греции V - IV вв. до н.э. в целом, не могла существовать безпривлечения к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельныйвес которых в греческом обществе V - IV вв. до н.э. непрерывно возрастал,что обостряло борьбу между рабами и рабовладельцами. Экономические взгляды Платона и Аристотеля формировались в условияхкризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией,между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, что, несомненно,сильно отражалось в их трудах. Для того, чтобы лучше понять идеи Платона и Аристотеля, надорассмотреть их краткие биографии, где отражены основные моменты их жизни. Жизнь Платона и его взгляды на некоторые экономические проблемы "... Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений" В.Ф. Асмус. В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, вАфинах в семье Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствииПлатон. Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье спрочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историюсвоего рода. Большую роль в дальнейшей жизни Платона сыграла его встреча с Сократомв 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему нехватало в жизни: твердую веру в существование истины и высших ценностейжизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте труднымпутем внутреннего самосовершенствования. К этому времени Платон уже сталпризнанным философом. В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа,покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию иЕгипет. В 387 г. до н.э. Платон едет в Сицилию, где знакомится с тираномДионисием Старшим. По приказу Дионисия Платона, не пожелавшего льститьтирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом дляпродажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал емусвободу. Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в живописном уголкена северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом, гдеосновал свою знаменитую философскую школу. Академия просуществовала досамого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстинианзакрыл ее. В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды посещает Сицилию, находящуюся вовласти "просвещенного" тирана Дионисия Младшего. В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения Платон умирает. Несмотря на отдалённость от нас того времени, в которое жил и творилПлатон, интерес к его творчеству не ослабевает, быть может, дажеусиливается в наше время. Вообще, мнение даже самого обыкновенногочеловека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само посебе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек -Платон. Его перу принадлежит множество трактатов на самые различные темы. Весьма интересен его взгляд на деньги. По его мнению, государство можетсуществовать длительное время лишь в том случае, если оно основано нанатуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Платонуделял особое внимание деньгам, но, мне кажется, так и не понял ихсущности. Он отрицательно относился к функции денег, когда они выступают вкачестве сокровища. Деньги, по Платону, имеют только две функции: мерыстоимости и средства обращения. Они должны служить только для обмена.Платон требовал запретить куплю-продажу в кредит, т.е. выступал противиспользования денег как средства платежа. Платон считал, что горожан надо наделять земельными наделами, но ихимущество не должно быть чрезмерным. Если стоимость имущества превыситстоимость надела в 4 раза, то излишек подлежит передаче государству.Запрещаются также ссуды под проценты и покупка товаров в кредит. Закондолжен устанавливать пределы колебания цен. Именно в таком государстве, гдевыполняются эти правила, не будет ни богатых, ни бедных, а значит, не будети социальной напряжённости. Огромное место в трактатах Платона занимают его мысли об идеальномгосударстве. Нас интересует, как он представлял организацию экономическойжизни в таком государстве. Модель такого исправленного и улучшенногочеловеческого общества он строит в своем трактате «Государство». В нём 10частей, или книг, множество действующих лиц. Главное лицо сочинения –Сократ. Рядом с ним родные братья Платона – Адимант и Главкон, к которымпостоянно обращается Сократ и которые создают видимость беседы. Диалогмежду ними превращается в размышление Сократа об идеальном государстве. Идеальное государство – то, которое удовлетворяет требованиюсправедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что вобществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государстваи учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокойнравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы,которые должны управлять государством, создавать законы, править на основеданного им глубокого понимания действительности. Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть,бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства отвнешних и внутренних врагов, поддержании порядка и спокойствия. Третьи лишены всех этих качеств – они должны заниматься ремеслом,пахать землю. Внутри этого низшего класса также существует четкоеразделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец пособственной прихоти не может стать земледельцем. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главный принципустройства идеального государства – разделение труда, т.е. каждый должензаниматься своим делом. Торговля необходима только потому, что онаобслуживает разделение труда внутри города и между городами. Философы и воины не имеют никакой частной собственности и беспощаднокараются за хранение золота и серебра. Собственность – привилегия крестьяни мастеровых, так как она сама по себе не мешает работать, но губительнадля тех, кто предан высоким размышлениям. Далее Платон рисует другие стороны жизни идеального государства,которые в данный момент интересуют нас очень мало. Отмечу только, что рядидей из рассматриваемого нами трактата был впоследствии взят социалистами-утопистами. Другой трактат на ту же тему, называющийся «Законы» – произведениепрестарелого Платона, умудренного и разочарованного жизнью. Перед наминеторопливая беседа трех старцев, текущая медленно, с повторами,углублением и оттачиванием мысли, строящей законодательство того общества,которое теоретически обосновано Платоном в «Государстве». Проект наилучшего государства в «Законах» более реалистичен. В немПлатон выступает от лица аристократических кругов античных рабовладельцев.В своем сочинении Платон сформулировал принципы организации новых городов.По его мнению, город должен отстоять от морского побережья на 80 стадий (16км) и лучше, чтобы он располагался на гористой местности подальше отсоблазнов торговли. Стоимость одного надела является пределом бедности и неможет быть уменьшена. Наделы нельзя продавать, их можно только передаватьпо наследству, причем только одному сыну. В центре всего государствадолжен стоять город, а вся территория разбивается на 12 равноценных посвоей экономической значимости частей. «Надо следит за тем, чтобы нашегосударство было не слишком малым и не мнимо большим – оно должно бытьдостаточным и единым», - писал Платон. Если в «Государстве» почти не упоминались рабы, а земледельцы,ремесленники экономически были свободны, то в «Законах» рабство пронизываетвсе. Несмотря на то, что Платон уговаривает господ и рабов жить согласномежду собой, не нарушая общих моральных устоев, сам факт рабства признаетсяоткрыто. Без жесточайшего рабства Платон не мыслит своего идеальногогосударства. Несмотря на то, что Платон, как уже было сказано, не любил торговли исчитал её неполезной, он всё же допускал существование мелкой торговли, носвободнорожденные землевладельцы заниматься ей не должны. Крупная торговляс целью наживы им осуждалась. Запрещался ввоз товаров, в которых нетнеобходимости, а также вывоз тех, которые нужны государству. Все заказыдолжны выполняться в срок и добротно, изделия реализованы по действительнойстоимости, которая исключает наживу для производителя товара. Такимобразом, из сказанного видно, что Платон недооценивал значение торговли. Аристотель. Жизнь Аристотеля. Аристотель родился в 384г. до н.э. в греческом городе Стагире.Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, чтоон был сыном известного врача Никомаха. Аристотель, по словам очевидцев, смолодости был невзрачного вида: худощавый, маленького роста, с узкимиглазами, да к тому же еще и сильно шепелявил. Но зато любил одеться, носилпо несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. Приехав с севера Греции, Аристотель в самом раннем возрасте (в 17 лет)вошел в школу Платона. Первые сочинения Аристотеля в стенах ПлатоновскойАкадемии, куда он поступает, отличаются склонностью его к риторике, которой он, впоследствии, занимался всю жизнь. Аристотель представлялся Платону ретивым конем, которого приходитсясдерживать уздой. Некоторые античные источники прямо говорят не только орасхождении, но и даже о неприязни между двумя философами. Платон неодобрял свойственной Аристотелю манеры держать себя и одеваться. Аристотельуделял большое внимание своему внешнему виду, а Платон считал, что этонеприемлемо истинному философу. Расхождение во взглядах двух философов позже привело к созданию в 335г. Аристотелем собственной школы – Лекея. С этих пор он становится завзятымпротивником своего учителя. Аристотель говорил, что Платон ему друг, ноистина для него дороже. Вся жизнь его состояла в бесконечном стремлениинайти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающегомира. Известен тот факт, что в сороковых годах 4 в. до н.э. Аристотель былприглашен македонским царем Филиппом II на роль воспитателя своего сына –Александра, будущего великого завоевателя. На многие века имя Аристотеля стало непререкаемым авторитетом в науке. Его интересовали законы, управляющие движением тел, - и появилась знаменитая «Физика» (в 8 книгах). Он размышлял над различными явлениями природы, о чем говорится в «Метеорологике» (в 4 книгах). Он изучал поведение животных, строение их тел – 5 книг под названием «О возникновении животных». И это ещё далеко не все: ему принадлежат труды о логике, этике, поэтике. Но нас, конечно, больше будут интересовать его сочинения, касающиеся ведения хозяйства, политики и социологии. В их числе «Никромахова этика», «Политика», «Экономика». Он описал 158 различных греческих и негреческих законодательств, так называемых «Политий». Аристотель был сильным человеком, но он был многим неугоден. И когдаоказалось, что деваться уже некуда, и с ним могут расправиться как сСократом, он принял яд. Так кончилась жизнь великого мыслителя древности.И всё же его искания, вся его жизнь свидетельствуют о небывалом мужествевеликого человека, для которого даже сама смерть стала актом мудрости иневозмутимого спокойствия. Взгляды Аристотеля на некоторые экономические проблемы. В Греции в IV в. до н.э. наблюдалось обострение противоречийрабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не виделотрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитиепроизводительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить безрабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабыспособны воспринимать указания господина, но не способны руководитьхозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматьсяфизическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридическисвободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они незнают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов исвободных объявляется вполне естественным. Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность вразвитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства.Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, бытьсвободным от физического труда, принимать активное участие вгосударственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполнятьсярабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как быпредставляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, котораяобслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так,чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних теломощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободныеже люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ,зато они пригодны для политической жизни». Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличениясоставляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения»,поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способныдолго и усердно трудиться. Деньги и торговля в понимании Аристотеля. По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихсяисследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место вего трудах занимает объяснение понятий денег, торговли. Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Онисследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли,превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующейобразованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость,«связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит фактобщественного разделения труда. Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественнымипричинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами одними вбольшем, другими – в меньшем количестве. Пользование каждым объектомвладения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по егоназначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотель приводитпользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, идля того, чтобы менять её на что-либо другое». И в том и в другом случаеобувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальнымиобъектами владения – все они могут быть предметом обмена. Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Ондоказывал, что постепенно обмен привёл к появлению таких предметов,которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Онписал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей возниклиденьги». Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное ввещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг сдругом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал,что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражениестоимости товара – его цена. Деньги – это товар всеобщей размениваемости,основа обмена. Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, которыйпреследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его«экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых дляжизни. Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную наобогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её«хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главнаяцель – накопление богатства. Аристотель говорит, что меновая торговля посвоей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обменраспространяется лишь на предметы, необходимые для продавцов и покупателей.Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но сеё расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меноваяторговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняяпревратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя такиерассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена наденьгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена. Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики ихрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первыйсмог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, иденьгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, нонеобходимо переходит в хрематистику. Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первойнеобходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не можетбыть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками,достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силунеобходимости и государство не может обойтись без неё, в то же времянедопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, ноне абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеюттогда никакой пользы в житейском обиходе. Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудахглавные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, далдовольно полную характеристику денег. Экономические взгляды Фомы Аквинского. Когда рассматривают историю экономических учений, то обычно сразупосле упоминания о мыслях философов древнего мира переходят кмеркантилизму, т.е. к XVI-XVII векам. При этом забывают о том, чтоэкономическая мысль развивалась и в Средневековье. Интереснейшие идеивыдвигал Фома Аквинский, итальянский епископ. В своих трудах он преждевсего опирался на идеи Аристотеля. В то время шли споры о том, какая цена может считаться справедливой.Фома Аквинский утверждал, что справедливой может считаться только такаяцена, которая отвечает 2-м требованиям: 1) обеспечивает эквивалентность обмена сообразно затратам труда и расходам ( т.е. издержкам); 2) обеспечивает участникам обмена «пропитание» в соответствии с их социальным статусом, т.е. она должна обеспечить различный уровень благосостояния крестьянину, католическому церковнослужителю и феодалу. Кроме того, в цене должны учитываться и затраты на хранение, доставкутовара, а также страховку на случай возможных утрат товара. Как и Аристотель, Фома Аквинский осуждал ростовщичество: взиманиепроцента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Однакоденежные займы на содержание наёмной армии и другие государственные нуждыдопустимы. В этом случае взимание процента рассматривается как компенсацияза риск потери денежной суммы. Может возникнуть закономерный вопрос: почему Фома Аквинский, как,впрочем, и многие другие философы Средневековья осуждал взимание процента?Дело в том, что в то время денежные или материальные ссуды брались отбезысходности: горожанин должен был брать в долг, чтобы не умереть сголоду, рыцарь- чтобы отправиться в крестовый поход, община- на явнобогоугодное деяние: чтобы построить храм… И считалось несправедливым, есликто-то делал прибыль на бедствии или благочестии других. Со временем (к XVI веку) отношение к проценту постепенно изменилось:он признавался в силу двух причин: . возмещение расходов на организацию и содержание кредитных учреждений; . возмещение ущерба, возникающего вследствие невозможности распоряжения отданными взаймы деньгами. Но этот ущерб ещё надо было доказать. Меркантилизм. Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVIII веках. Это– период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развитияобщественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировойторговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается перваязначительная школа в мировой экономической науке – меркантилизм (от англ.merchant – денежный). Сущность их учения – в специфическом определении источникапроисхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферыобращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально – только сзолотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещениивывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственнойдеятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идеюактивного торгового баланса. Утверждение о том, что деньги – это абсолютная форма богатствавозникло из-за того, что меркантилисты, являясь представителями купеческогосословия, отождествляли свои интересы с интересами государства. В рамках эпохи меркантилизма различают ранний и поздний меркантилизм.Различие этих двух эпох состоит в том, какими методами страна обогащаласьблагородными металлами. Представители раннего меркантилизма делают ставку на административныеметоды по удержанию благородных металлов в стране. Например, иностраннымкупцам под страхом суровых наказаний запрещалось вывозить из страны золотои серебро. Деньги же, вырученные от продажи товаров предписывалось тратитьна территории данной страны. Конечно, это препятствовало развитиювнешнеторговых отношений, что обусловило переход к политике позднегомеркантилизма, которая предполагала увеличение количества в стране золота исеребра с помощью не административных, а экономических методов, т.е. всехметодов, которые способствуют достижению активного торгового баланса, т.е.превышению экспорта товаров над их импортом, ибо положительная разница ввиде драгоценных металлов останется внутри страны. Таким образом, составляющая позднего меркантилизма – политикапротекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежныхконкурентов. Например, Томас Ман (1571 – 1641 гг.), один из наиболееизвестных поздних меркантилистов, говорил, что нет иных способов получитьденьги, кроме торговли, когда стоимость вывозимых товаров будет превышатьстоимость ввозимых. Для этого он, помимо прочего, предлагал обрабатыватьземли под такие культуры, которые помогли бы отказаться от ввоза некоторыхтоваров (например, конопли, льна, табака), а также рекомендовал отказатьсяот чрезмерного потребления иностранных товаров путём введениясоответствующих законов. Также Ман говорит, что не следует облагатьчрезмерными пошлинами отечественные товары, чтобы препятствовать ихудорожанию и не сделать их недоступными для иностранцев, тем самымпрепятствуя продаже. Антуан Монкретьен (1575 – 1621 гг.), другой известный меркантилист,ввел в научный оборот термин «политическая экономия», опубликовав «Трактатпо политической экономии» в 1615 г. Первая часть термина проистекает отгреческого «политейя» – «государственное устройство». Дословнополитэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве.Появление термина связано с усилением роли государства в экономическойжизни. С тех пор понятие используется с разной интенсивностью какобозначение общей экономической теории. Шотландец Джон Ло (1671 – 1729 гг.), впоследствии ставший генеральнымконтролером финансов Франции, известен экономистам как «отец инфляции».Понимая, что деньги не являются реальным богатством, он, однако, считал,что увеличение количества денег в стране способствует стимулированиюпредпринимательства, экономическому процветанию. Ло предпринял попыткувведения в обращение бумажных денег. Однако в то время еще не созрелопонимание необходимости жесткого контроля за денежным обращением, и попыткаоказалась неудачной: деньги упали в цене десятикратно, это расстроило дажекрупные состояния и экономику страны в целом. Физиократизм. Французский экономист Франсуа Кенэ (1694 – 1774 гг.), личный врачЛюдовика XV, – глава школы физиократов (термин произошел от греческих слов:phisis – природа, kratos – власть. Такое название эта школа получилапозднее. Сами себя они называли «экономистами.). Он разработалэкономическую и политическую программу физиократов. Физиократизм былответом на меркантилистскую политику Ж.Б. Кольбера времён Людовика XIV,когда всячески поощрялось развитие мануфактур при полном пренебрежениисельским хозяйством. Сельское хозяйство было объявлено единственной отраслью, создающейбогатство страны. Именно оно, а точнее, продукты, в нём производимые,служат основой для других форм богатства, обеспечивают занятие всем видампрофессий, способствуют благосостоянию населения и служат основой дляпромышленности, а, в конечном итоге, поддерживают процветание нации. Кенэ критиковал идеи меркантилистов. Он опроверг их тезис о том, чтобогатство порождается обменом: «… покупки уравновешиваются с обеих сторон,их действие сводится к обмену ценности на равную ценность и обмен вдействительности ничего не производит». Более того, Кенэ трактовал деньги как бесполезное богатство, объявляяих только посредником в обмене, тем самым отрицая основополагающий терминмеркантилистов. Богатство, по словам Кенэ, создаётся только в сельскомхозяйстве. Физиократы разработали учение о чистом продукте, под которым понималиизбыток продукции, полученной в земледелии, над издержками производства.Промышленность считалась «бесплодной отраслью», в которой лишьпреобразовывалась форма продукта, данного природой, но ничего непроизводилось. Анн Робер Жак Тюрго – французский экономист, финансист, представительшколы физиократов. И сегодня сохраняет ценность «закон убывающегоплодородия», который расширительно сегодня трактуется как «закон убывающейпроизводительности (отдачи)». Согласно Тюрго, увеличение приложения труда кземле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказываетсяменее производительной. Классическая школа. «...Зато читал Адама Смита И был великий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет И как растёт, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет.» А.С. Пушкин. Основоположником классической школы в экономической науке являетсяАдам Смит (1729 – 1790 гг.). Основной его труд – «Исследование о природе ипричинах богатства народов» (1776 г.). Центральная идея – идея либерализмав экономике – минимальное вмешательство государства, рыночноесаморегулирование на основе свободного движения цен. Экономическиерегуляторы Смит назвал «невидимой рукой рынка». А. Смит считал, чтохозяйственная деятельность осуществляется людьми, склонными к реализации,прежде всего собственной выгоды, в этой связи ввел термин «экономическийчеловек». Ориентация на реализацию личного интереса обусловливает, согласновзглядам Смита, упорядоченность в экономических отношениях. Смит утверждал: «Для того, чтобы поднять государство с самой низкойступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь в мерулегкие налоги и терпимость в управлении: все остальное сделает естественныйход вещей». А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости (но не былпоследовательным ее сторонником), показал значение разделения труда какусловия повышения его производительности, четко сформулировал принципырационального налогообложения. Давид Рикардо (1772 – 1823 гг.) – другой представитель английскойклассической политической экономии. Основной труд Рикардо – «Началаполитической экономии и налогового обложения» (1817 г.). Отличительнаячерта его научной системы – признание закона стоимости фундаментом, накотором выстраивается в единое целое теория политической экономии. Рикардосчитал, что единственный источник стоимости – труд рабочего, который лежитв основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента,ренты). Из этого он сделал социальный вывод: прибыль – результатнеоплаченного труда рабочего. Рикардо выявил тенденцию нормы прибыли кпонижению, раскрыл механизм образования дифференциальной ренты. Принцип сравнительных издержек, выдвинутый Рикардо, и сегодняиспользуется для обоснования эффективности международной специализации икооперирования производства. Жан Батист Сэй – французский экономист (1767 – 1832 гг.). Марксназывал его одним из первых представителей вульгарной политическойэкономии. Сэй – сторонник свободной торговли и невмешательства государствав экономику. Он идеализировал систему свободного рынка, отрицал возможностьэкономических кризисов, допускал возможность перепроизводства лишьотдельных товаров. Сформулировал так называемый «Закон Сэя»: «Предложениерождает свой спрос». Иными словами, спрос в рыночной экономике, в конченомсчете, определяется предложением, следовательно, экономика всегда достигаетравновесия. Джон Стюарт Милль (1806 – 1873 гг.) – английский экономист, философ,общественный деятель. «Основания политической экономии и некоторыеприложения ее к социальной философии», его главная работа, была написана в1848 г. Милль дал развернутое и систематизированное изложение положенийклассической школы. Основной формой преодоления пороков капитализма считалреформирование принципа частной собственности путем ограничения праванаследования. Считал необходимым ради улучшения капиталистической системыосуществлять перераспределение доходов. Обосновал принципы рациональногоналогообложения. Заложил основы буржуазного реформизма. Пролетарская марксистско-ленинская политическая экономия. Марксизм – направление в теоретической экономике, представляющее собойвсестороннее исследование законов развития капиталистического общества иконцепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы.Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) – основоположник марксизма, немецкий ученый,социолог, экономист, общественный деятель. Главный его труд – «Капитал»,первый том которого был издан в 1867 г. Главное внимание К. Маркс уделял социальным аспектам экономическихотношений, антагонизму классов. Практических рекомендаций поусовершенствованию капиталистических отношений не дал, так как не видел их.Опирались на исследования Маркса не только его последователи, но и критики.Догматизм «марксистов» оказал не менее негативное влияние на развитиеотечественной экономической мысли, чем критика марксизма. Социальными аспектами экономических отношений современные экономисты –теоретики Запада только начинают активно заниматься. При этом им неизбежноприходится обращаться к истокам – учению К. Маркса. Маржинализм. Теория маржинализма была сформулирована во второй половине XIX века. Маржинализм (от английского marginal, «предельный») – теория,представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующихсубъектов и объясняющая экономических процессы, исходя из использованиякрайних (предельных) величин и состояний. Первые попытки введения маржинального анализа были сделаны в серединеXIX века французским математиком, философом и экономистом Антуаном Курно(1801 – 1877 гг.). В 40-е годы он опубликовал «Исследования математическихпринципов теории богатства», где и обозначил основные положениямаржинального (предельного) анализа. Работа осталась незамеченнойсовременниками. Развитие идей маржинализма было осуществлено австрийскими учеными.Укажем их имена и основные работы: . Карл Менгер (1840 – 1921 гг., – основоположник австрийской школы), «Основания политической экономии» – 1871 г.,Его ученики: . Фридрих фон Визер (1851 – 1926 гг., «Теория общественного хозяйства» – 1914 г.), . Евгений Бем-Баверк (1851 – 1914 гг., «Капитал и прибыль» – 1884 – 1889 гг.). Наиболее значимым вкладом «австрийцев» в экономическую теорию былоиспользование принципиально нового – субъективного – подхода к определениюстоимости, суть которого – определение стоимости блага с позицийиндивидуальной оценки. По теории предельной полезности, ими разработанной,цена блага определяется полезностью последней, имеющейся в наличии, единицыпродукта. Современная экономическая теория в западных странах преимущественноназывается «Экономикс» и представляет попытку синтеза маржинализма иклассической политической экономии. Название «Экономикс» ввел в научныйоборот Альфред Маршалл (1842 – 1924 гг.), профессор Кембриджскогоуниверситета. Главный труд А. Маршалла – «Принципы экономикс» – 1890 г.,оставался основным учебником по экономической теории в западных странахвплоть до окончания второй мировой войны. Дж. М. Кейнс – ученик А. Маршалла– назвал его величайшим экономистом XIX века. Маршалл пришел к выводу, чтони спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен; использовалпонятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса ипредложения, разработал концепцию эластичного спроса. Эволюция терминов «экономика», «политическая экономия», «экономикс» и«общая экономическая теория» обусловлены историческими причинами, но, посуществу, являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки– науки об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом. Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946 гг.) – сторонник «регулируемогокапитализма», его теория служит важнейшим обоснованием государственногорегулирования рыночной экономики посредством финансовой и кредитно-денежнойполитики. С помощью этого регулирования можно влиять на инфляцию,занятость, объемы национального производства, подавлять экономическиекризисы. Основной труд Кейнса – «Общая теория занятости, процента и денег»(1936 г.). Эта теория имеет многочисленных сторонников, она послужилаосновой для выработки экономических политики развитых государств Запада.Кейнса считают основоположником современного макроэкономического анализа.Главный элемент концепции Кейнса – принцип эффективного спроса. Заключение. Я рассказал о самых значимых и ярких этапах развития экономическойнауки и экономической мысли. Однако их гораздо больше: по причине нехваткиместа и времени я ни слова не сказал о таких школах, как историческая,неолиберализм, монетаризм и др.- для этого потребовалось бы потратить неодин месяц времени и исписать кипу бумаги. Однако взгляды представителейвсех этих школ очень интересны и важны. Даже после самого беглого ознакомления с историей экономических ученийможно заметить, что ни одна из экономических теорий не является абсолютноверной, но в то же время зерно истины содержится в любой из них. Это весьмаинтересно и отличает экономическую науку от многих других наук. В своём реферате я старался акцентировать внимание на тех этапахразвития экономической науки, о которых в процессе изучения экономическойтеории обычно либо вообще не говорят, либо говорят очень кратко ( так,например, идеям древнегреческих философов было посвящено места больше, чемчьим-либо другим). О тех же теориях, о которых и без того было многосказано, я написал довольно кратко, чтобы не повторяться( например, оченьмало места уделено идеям Маркса, представителям классической школы и др.).[pic] 1. «История экономических учений» И.И.Агапова М. «Юристъ», 2001. 2. «История экономических учений в вопросах и ответах» С.А. Бартенев, М. «Юристъ», 2002. 3. Курс экономической теории / Под ред. Рузавина Г. И. – М.: Издат. объединение ЮНИТИ, 1994.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки» iconРеферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки»

Реферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки» iconРеферат по экономической теории на тему «основные этапы развития экономической мысли»

Реферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки» iconРеферат по дисциплине: Основы экономической теории На тему: адам...
У а. Смита политическая экономия развивалась в некоторую целостность, охватываемая ею

Реферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки» iconКонтрольная работа по курсу "Основы экономической теории"Задание...

Реферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки» iconКонтрольная работа №1 по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Предмет экономической науки»

Реферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки» iconРеферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности...

Реферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки» iconОсновы экономической теории как учебная
Преподавание «Основы экономической теории» для студентов медицинских факультетов осуществляется по кредитно-модульной системе организации...

Реферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки» iconП. Г. Ермишин Основы экономической теории
Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

Реферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки» iconМетодические указания для семинарского занятия студента занятие №4...
Тема: основы экономической теории: основные понятия и категории. Общественное производство и воспоризводство. Мировая экономика и...

Реферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки» iconКурсовая работа по дисциплине “основы экономической теории” тема:...
Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don