2. оон: цели, задачи, структура Устав ООН. Цели и принципы деятельности




Название2. оон: цели, задачи, структура Устав ООН. Цели и принципы деятельности
страница1/5
Дата публикации22.02.2013
Размер0.87 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5
Тема 2. ООН: цели, задачи, структура


  1. Устав ООН. Цели и принципы деятельности.

  2. Члены Организации. Официальные языки.

  3. Структура ООН.

  4. Генеральная Ассамблея. Совет Безопасности.

  5. Экономический и социальный совет. Совет по опеке.

  6. Международный суд.

  7. Секретариат. Генеральный секретарь.

  8. Правила процедуры главных органов ООН. Бюджет ООН.



  1. Устав ООН. Цели и принципы деятельности.

Устав Организации Объединенных Наций состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой Частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.

Глава I: Цели и Принципы (статьи 1–2)

Глава II: Члены Организации (статьи 3–6)

Глава III: Органы (статьи 7–8)

Глава IV: Генеральная Ассамблея (статьи 9–22)

Глава V: Совет Безопасности (статьи 23–32)

Глава VI: Мирное разрешение споров (статьи 33–38)

Глава VII: Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (статьи 39–51)

Глава VIII: Региональные соглашения (статьи 52–54)

Глава IX: Mеждународное экономическое и социальное сотрудничество (статьи 55–60)

Глава X: Экономический и Социальный Совет (статьи 61–72)

Глава XI: Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий (статьи 73–74)

Глава XII: Mеждународная система опеки (статьи 75–85)

Глава XIII: Совет по Опеке (статьи 86–91)

Глава XIV: Международный Суд (статьи 92–96)

Глава XV: Секретариат (статьи 97–101)

Глава XVI: Разные постановления (статьи 102–105)

Глава XVII: Mероприятия по безопасности в переходный период (статьи 106–107)

Глава XVIII: Поправки (статьи 108–109)

Глава XIX: Ратификация и подписание (статьи 110–111)

Предусмотрена возможность изменения Устава. Следует отметить, что различаются поправки к Уставу (ст. 108) и пересмотр Устава (ст. 109). Поправки, т. е. изменения отдельных положений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН двумя третями голосов членов и вступают в силу для всех членов Организации после их ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Следовательно, без согласия любого из постоянных членов Совета Безопасности (СССР, США, Великобритания, Франция, КНР) никакая поправка к Уставу не приобретает юридической силы. Вместе с тем вступившие в силу поправки обязательны и для тех государств, которые либо не голосовали за ту или иную поправку, либо, проголосовав за поправку, еще не ратифицировали соответствующий документ. Генеральная Ассамблея принимала поправки к отдельным статьям Устава на XVIII, XX и XXVI сессиях в 1963, 1965 и 1971 гг. Все эти поправки связаны с расширением состава двух органов ООН: Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета (ст. 23, 27, 61 и 109, причем ст. 61 изменялась дважды).

Поправки к статьям 23, 27 и 61 Устава были приняты Генеральной Ассамблеей 17 декабря 1963 года и вступили в силу 31 августа 1965 года. Поправка к статье 109, принятая Генеральной Ассамблеей 20 декабря 1965 года, вступила в силу 12 июня 1968 года. Поправка к статье 23 Устава увеличивает число членов Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати.

Исправленная статья 27 предусматривает, что решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов (раньше — семи), и по всем другим вопросам — когда за них поданы голоса девяти членов (раньше — семи), включая совпадающие голоса пяти постоянных членов Совета Безопасности.

Поправка к статье 61 увеличивает число членов Экономического и Социального Совета с восемнадцати до двадцати семи. Последующая поправка к этой статье, вступившая в силу 24 сентября 1973 года, увеличивает число членов Совета с двадцати семи до пятидесяти четырех.

Поправка к первому пункту статьи 109 предусматривает, что время и место проведения Генеральной конференции государств-членов с целью пересмотра Устава определяются двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и голосами любых девяти (раньше — семи) членов Совета Безопасности.

Пункт 3 статьи 109 , который предусматривает возможность созыва конференции по пересмотру Устава, был рассмотрен Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на десятой очередной сессии Генеральной Ассамблеи в 1955 году и оставлен в его первоначальной формулировке: «голосами любых семи членов Совета Безопасности».

Для пересмотра Устава требуется созыв Генеральной конференции членов Организации, что допускается только по решению или при согласии двух третей членов Генеральной Ассамблеи и девяти (из пятнадцати) членов Совета Безопасности. Решение об изменении Устава, принятое Генеральной конференцией (двумя третями участников), вступает в силу только при условии его ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Таким образом, и в данном случае изменение Устава обусловлено согласием всех пяти постоянных членов Совета Безопасности.

В преамбуле и гл. I провозглашаются цели и принципы Организации Объединенных Наций.

^ Глава I: Цели и Принципы

Статья 1

Организация Объединенных Наций преследует Цели:

1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и

^ 4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Статья 2

Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими Принципами:

^ 1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов;

2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации;

3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;

5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

7. Настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII.

А что это за принудительные меры? См. Гл. VII:

Статья 41

Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Статья 42

Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации.

Важнейшее значение для оценки юридической природы ООН как организации межгосударственного сотрудничества и как субъекта международного права имеет принцип суверенного равенства ее членов.

2. Члены Организации. Официальные языки.

Членами Организации Объединенных Наций являются суверенные государства. По процедуре оформления членства в Организации различаются первоначальные и вновь принятые члены. Первоначальными членами считаются те государства, которые принимали участие в учредительной конференции в Сан-Франциско в 1945 г., подписали и ратифицировали Устав ООН. Порядок приема новых членов в Организацию определен в ст. 4 Устава ООН, а также правилами процедуры Генеральной Ассамблеи и правилами процедуры Совета Безопасности.

Согласно ст. 4 Устава, прием в члены ООН открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять. В соответствии с правилами процедуры государство, желающее стать членом ООН, подает заявление Генеральному секретарю ООН. Прием производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Первоначально заявление рассматривается учрежденным при Совете Безопасности комитетом по приему новых членов, который представляет Совету доклад со своими выводами. Рекомендация Совета Безопасности о приеме считается действительной, если за нее проголосовали не менее девяти членов Совета, включая всех постоянных членов. На сессии Генеральной Ассамблеи решение о приеме выносится большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.

Ныне членами ООН являются 193 государства. ^ А кто настойчиво сейчас хочет стать 194-м?

Вопрос о членстве новых государств, являвшихся союзными республиками в составе СССР, был решен так. При создании Содружества Независимых Государств была достигнута общая договоренность о поддержке России в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности. На этом основании 24 декабря 1991 г. Президент России направил Генеральному секретарю ООН послание с информацией о том, что членство Союза ССР в ООН продолжается Российской Федерацией, и с просьбой вместо названия "Союз Советских Социалистических Республик" использовать наименование "Российская Федерация", признав полномочия соответствующих представителей. Как было заявлено, РФ в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН. Остальные государства — бывшие республики в составе СССР — оформляли свое членство в ООН путем подачи заявлений о приеме согласно ст. 4 Устава. Такой порядок не распространялся на Украину и Республику Беларусь, являвшихся первоначальными членами ООН.

Государства — члены ООН имеют при Организации свои постоянные представительства.

Исключение государства из ООН, согласно Уставу, может быть произведено за систематическое нарушение принципов, содержащихся в Уставе. Решение об этом принимается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Возможность выхода государства из Организации не предусмотрена, но ведь зафиксировано, что ООН — это добровольное объединение суверенных государств.

Наряду с членством в ООН сложился статус постоянных наблюдателей ряда государств, не являющихся членами ООН. Статус Постоянного наблюдателя возник исключительно из практики — в Уставе Организации Объединенных Наций никаких положений на этот счет нет. Эта практика существует с 1946 года, когда Генеральный секретарь признал назначение правительства Швейцарии в качестве Постоянного наблюдателя при Организации Объединенных Наций. Впоследствии своих наблюдателей направляли некоторые другие государства, которые позднее стали членами Организации Объединенных Наций, например Австрия, Италия, Финляндия и Япония. Швейцария стала членом ООН 10 сентября 2002 года. А Ватикан (Святой Престол) с 2002 года, когда Швейцария поменяла свой статус и стала полноправным членом ООН, Святой Престол, который остается политически нейтральным субъектом в международных отношениях, является единственным государством, которое присутствует в ООН как неголосующая делегация со статусом «постоянного наблюдателя». Постоянные наблюдатели могут посещать большинство заседаний и имеют доступ почти ко всей соответствующей документации.

В Организации Объединенных Наций используются следующие официальные языки: английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Рабочими языками Секретариата ООН являются английский и французский. Делегат может выступать на любом из официальных языков, а его выступление синхронно переводится на другие официальные языки. Большинство документов ООН также издаются на всех шести официальных языках. Иногда делегаты выступают на неофициальных языках. В этом случае делегация обязана либо обеспечить устный перевод, либо предоставить текст выступления на одном из официальных языков.

Первоначально в качестве рабочих языков ООН использовались английский и французский. Позже арабский, испанский, китайский и русский языки были добавлены к числу рабочих языков Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета. Рабочими языками Совета Безопасности являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

  1. Структура ООН.

Уставом предусмотрено создание шести главных органов Организации Объединенных Наций: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. Однако система Организации Объединенных Наций гораздо шире, в ее состав входят 15 учреждений и несколько программ и органов. ООН также имеет отделения в Женеве, Вене и Найроби.

^ Генеральная Ассамблея
Следующие органы представляют доклады непосредственно Генеральной Ассамблее.

Главные комитеты. Шесть Главных комитетов. Первый комитет (Вопросы разоружения и международной безопасности) занимается вопросами разоружения и международной безопасности. Второй комитет (Экономические и финансовые вопросы) рассматривает экономические вопросы. Третий комитет (Социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры) рассматривает социальные и гуманитарные вопросы. Четвертый комитет (Cпециальные политические вопросы и вопросы деколонизации) занимается самыми разными политическими проблемами, которые не рассматриваются ни одним другим комитетом или на пленарных заседаниях Ассамблеи, включая вопросы деколонизации. Пятый комитет (Административные и бюджетные вопросы) занимается административными вопросами и вопросами бюджета Организации Объединенных Наций. Шестой комитет (Правовые вопросы) рассматривает вопросы международного права.

Вспомогательные органы.

Агентства и другие органы (в частности, Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ, а также Трибунал по спорам ООН иАпелляционный трибунал ООН)

^ Группы и рабочие группы (например, Группа внешних ревизоров ООН, специализированных учреждений и Международного агентства по атомной энергии)

Комиссии (Комиссия международного права, Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Комиссия по разоружению, Комиссия по международной гражданской службе, Комиссия по миростроительству, Комиссия ревизоров)

Комитеты (в том числе, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Комитет по инвестициям, Комитет по информации, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях* (КОПУОС), Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка, Комитет по правам человека, Комитет против пыток.

Советы (среди них -- Совет по правам человека, Совет по торговле и развитию, Исполнительный совет Детского фонда ООН, Исполнительный совет Мировой продовольственной программы.

^ Консультативный орган: Комиссия ООН по миростроительству (Комиссия по миростроительству непосредственно отчитывается перед Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, при этом никакой отчетности не представляется как Экономическому и Социальному Совету, так и Канцелярии Генерального секретаря.)

^ Агентства, программы и фонды

Ближневосточное агентство Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР)

Верховный комиссар ООН по делам беженцев (УВКБ)

Всемирная продовольственная программа (ВПП )

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Программа Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП) (2)

Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат; ПНПООН)

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП)

Программа развития ООН (ПРООН)

Программа добровольцев Организации Объединенных Наций (ДООН)*

Фонд капитального развития Организации Объединенных Наций (ФКРООН)*

Центр по международной торговле (ЦМТ)

Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА)

^ Учебные и научно-исследовательские учреждения

Институт Организации Объединенных Наций по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР)

Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ)

Научно-исследовательский институт социального развития при ООН (ЮНРИСД)*

Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР)*

^ Другие подразделения ООН

Колледж персонала системы Организации Объединенных Наций (КПСООН)*

Международный вычислительный центр (МВЦ)*

Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС)

Университет Организации Объединенных Наций (УООН). Университет Организации Объединенных Наций представляет собой международное сообщество ученых, занятых исследовательской работой, подготовкой аспирантов, распространением знаний, содействуя достижению целей ООН в области мира и прогресса. За время, истекшее с 1975 года, когда Университет ООН (УООН) начинал свою деятельность, он превратился в глобальную децентрализованную сеть учреждений, состоящую из Центра УООН в Токио, 12 научно-исследовательских и учебных центров/программ и двух бюро по связям — в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и штаб-квартире Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Париже. Университет — это уникальная, международная структура, на которую возложена задача поиска междисциплинарных решений насущных мировых проблем, волнующих Организацию Объединенных Наций, народы мира и государства-члены. Благодаря своему уникальному положению, УООН осуществляет деятельность по самому широкому кругу вопросов, включая генерирование, распространение и применение знаний, а также управление знаниями, проводит фундаментальные и прикладные исследования, готовит прогнозы и анализы нормативных документов, содействует наращиванию потенциала (включая обучение в режиме «онлайн»), создает сети сотрудничества (с организациями УООН и внешними партнерами) и обеспечивает целенаправленное распространение знаний, а также проводит информационно-пропагандистские мероприятия. Деятельность УООН осуществляется в двух широких программных областях — а) мир и управление и b) окружающая среда и развитие, которые далее подразделяются на пять тематических направлений:

мир и безопасность;

надлежащее управление — от местного до глобального;

развитие и сокращение масштабов нищеты;

окружающая среда и устойчивость,

наука, техника и общество.

УООН финансируется целиком за счет добровольных взносов правительств, учреждений, фондов и индивидуальных доноров. Он не получает средства из бюджета ООН: основные средства на текущие расходы поступают в качестве дохода от капиталовложений из Учредительного фонда. УООН управляется Советом в составе 24 членов, заседания которого проводятся каждый год.

Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (ЮНОПС)

ООН-женщины (создана в июле 2010 г. – по гендерному равенству).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. оон: цели, задачи, структура Устав ООН. Цели и принципы деятельности icon1. Введение. История создания ООН цели, задачи, предмет и структура
Целью данного спецкурса является систематизированное изучение более чем шестидесятилетнего периода деятельности Организации Объединенных...

2. оон: цели, задачи, структура Устав ООН. Цели и принципы деятельности iconВ мае 2010 года по инициативе делегации Украины состоялось первое...
В 1945 г. Украина стала одним из государств основателей оон, был признан вклад украинского народа в победу над фашизмом и укрепления...

2. оон: цели, задачи, структура Устав ООН. Цели и принципы деятельности iconЦели и основные принципы аудита
Правила (стандарт) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» 17

2. оон: цели, задачи, структура Устав ООН. Цели и принципы деятельности iconПринципы, духовная и организационная структура исккон
Регистрируя в 1965 г в Америке Международное Общество Сознание Кришны, Шрила Прабхупада так определил его цели и задачи

2. оон: цели, задачи, структура Устав ООН. Цели и принципы деятельности icon-
Проекта "Конституции рф", разработаннаго в недрах цру и умытаго русской кровью в октябре лета 1993, не Основном Законе преступнаго...

2. оон: цели, задачи, структура Устав ООН. Цели и принципы деятельности icon-
Проекта "Конституции рф", разработаннаго в недрах цру и умытаго русской кровью в октябре лета 1993, не Основном Законе преступнаго...

2. оон: цели, задачи, структура Устав ООН. Цели и принципы деятельности icon-
Проекта "Конституции рф", Международный пакт о гражданских и политических правах оон, Устав оон… отказавшись таким образом от жизнедеятельности...

2. оон: цели, задачи, структура Устав ООН. Цели и принципы деятельности icon-
Тво, тем нарушив ст. 5 п. 3 фиктивнаго проекта "Конституции рф", разработаннаго в недрах цру и умытаго русской кровью в октябре лета...

2. оон: цели, задачи, структура Устав ООН. Цели и принципы деятельности icon-
Цру и умытаго русской кровью в октябре лета 1993, не Основном Законе преступнаго сообщества с названием "Государство Российская Федерация",...

2. оон: цели, задачи, структура Устав ООН. Цели и принципы деятельности iconЦели и задачи администрирования. Подключение и удаление аппаратных...
Цели и задачи администрирования. Подключение и удаление пользователей. Оказание им помощи


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don