Реферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности и их роль в экономической теории»




Скачать 143.43 Kb.
НазваниеРеферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности и их роль в экономической теории»
Дата публикации02.04.2014
Размер143.43 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Потребности и их роль в экономической теории

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Баумана калужский филиал Реферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности и их роль в экономической теории» Выполнил: студент группы ИТД –22 Марков А.С. Проверил: доцент Косихина Ольга Петровна Калуга 2001 Экономика — область деятельности людей, в которой создаются нужные им"блага. Под благом подразумевается все то, что удовлетворяет потребностилюдей, отвечает их целям и устремлениям. Блага вообще подразделяются на дварода: 1) естественные — земля, леса, полезные ископаемые и все другое,созданное первозданной природой; 2) экономические — продукты, образно говоря, «второй природы», творцомкоторой является человек. Значит, главная функция (назначение) экономики заключается в созданиипродуктов, необходимых для жизнедеятельности общества. При этомизготавливаются два вида экономических благ:а) предметы потребления и б) средства производства (условия созидательнойдеятельности). О степени экономического развития страны в первую очередь судят пообъему, разнообразию и качеству предметов потребления и по степениобеспеченности ими жителей. Иллюстрацией этого положения служатстатистические данные, приведенные, например в табл. 1.1. Из табл. 1.1 наглядно видно, что наиболее развитые промышленные страныочень заметно опережают задержавшиеся в своем прогрессе государства постепени развития ряда важных средств современной материальной культуры. Чтобы выполнять главную функцию экономики, нужно создавать блага второговида — средства производства (хлопок, нефть, металл, древесину, станки и т.п.). Без этих средств нельзя изготовить предметы потребления. Стало быть,для каждой страны важен и другой показатель хозяйственного развития — объемвыпуска разных средств производства на душу населения. Теперь давайте посмотрим в статистическом сборнике данные о развитиикакой-либо процветающей экономики за длительный период. Мы увидимпоследовательный ряд возрастающих по своей величине цифр. Может показаться,что национальное хозяйство поднимается вверх по прямой линии. Но есливнимательно проследить действительное движение продукции в ее натуральномвиде, то мы столкнемся с парадоксом, неожиданностью. Дело в том, что экономике свойственны воспроизводственные процессы. Всесоздаваемые материальные блага рано или поздно исчезают при ихиспользовании, потреблении. Из-за этого необходимо воспроизводить —непрерывно возобновлять процесс создания новых предметов потребления исредств производства взамен выбывающих. В ходе воспроизводства экономических благ люди получают из окружающей природной среды вещества и энергоносители и, в конце концов, возвращают обратно ненужные отходы производства и потребления. Это в какой-то мере напоминает круговорот веществ в природе. Однако в экономике происходит иное круговое движение.Экономические блага совершают движение по такому кругу: производство —распределение — обмен — потребление. Эта последовательность нагляднопредставлена на рис. 1.1.[pic] Началом здесь является непосредственное производство — созидание полезных продуктов. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей (скажем, из древесины изготавливают мебель). Производство является основой для всей экономики. Если не создан продукт, то, естественно, нечего распределять, обменивать и потреблять. Распределение — такой отрезок кругооборота, который начинается в производстве. Чтобы создавать все многообразие полезных вещей, требуется разместить работников и орудия труда по разным видам хозяйственной деятельности. Такое разделение труда со временем все более углубляется и расширяется. Когда распределяется доход, полученный от хозяйственной деятельности, то определяется доля каждого человека в созданном богатстве. Она зависит от количества изготовленных благ. Обмен, прежде всего, глубоко вторгается в производство. Ведь разделениетруда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разныхнаправлениях. Из-за этого возникает необходимость обмениваться знаниями идеятельностью в целях получения общего хозяйственного результата. Такоесотрудничество можно наблюдать, положим, на автомобильном заводе, продукциякоторого — плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов,рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческийперсонал. Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны людям дляличного потребления. Но в то же время они нуждаются в совершенно другихвещах. Тогда происходит обмен продуктами труда. Потребление также непосредственно связано с производством. Напредприятиях расходуются жизненные силы и способности работников.Используется также сырье, топливо, машины и другие вещественные условиявыпуска продукции, то есть совершается производительное потребление. Вместе с тем потребление составляет особый — заключительный этап движенияпродукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей. В это времяполезные вещи известным образом исчезают в процессе непроизводительногопотребления, после чего их требуется заново создавать. Эту непреложную истину особенно остро ощущает население стран с низкимуровнем национального хозяйства. Здесь невозможно решительно поднятьблагосостояние народа. Убедительной иллюстрацией служат данные опроизводстве валового внутреннего продукта (суммы стоимости товаров иуслуг, созданных в стране) в расчете на душу населения. Если валовойвнутренний продукт в расчете на душу населения, произведенный в США в 1993г., принять за 100%, то этот показатель составил в Германии 76, Японии —83,5, Канаде — 80, России — 20,4%, а в то же время в таких африканскихстранах, как Танзания, Мозамбик и Эфиопия, — около 2%. Чтобы лучше разобраться во всех взаимосвязях этапов движения продуктатруда, еще раз взглянем на рис. 1.1. Можно ли сказать, что движениеизготавливаемого и потребляемого продукта идет по замкнутому кругу, словнотопчется на месте? Экономическая статистика говорит об обратном: в большинстве стран и вмировой экономике в целом наблюдается тенденция к росту выпускаматериальных благ. Например, в 1981—1990гг. производство увеличивалось всреднем за год в промышленно развитых странах на 2,9%, а в развивающихсягосударствах— на 2,4%. Рост производства здесь продолжился и в 90-х годах.Стало быть, в рассмотренной нами схеме кругооборота явно недостает оченьважного звена. Оно не только соединяет потребление с производством, но икак бы переводит последнее на более высокую орбиту. Что же это за звено?Речь сейчас пойдет о потребностях. Существует много определений потребностей, из которых я приведу два: 1. Потребность вообще - это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность становится побудителем активности, направленной на устранение возникшего несоответствия. 2. Потребности — это желания людей приобрести разнообразные товары и услуги, которые доставляют им не только полезность, но и наслаждение. Бесчисленное множество товаров подразделяются на товары. удовлетворяющиепроизводственные потребности, или средства производства: рабочие здания исооружения, станки, оборудование и т.д., и предметы потребления,удовлетворяющие личные, или индивидуальные, потребности. В свою очередь,предметы потребления делятся на предметы кратковременного пользования(продукты питания, одежда, предметы домашнего обихода и т.д.) и длительногопользования (жилые дома. мебель, музыкальные центры, автомобили и т.д.), атакже на предметы роскоши, удовлетворяющие потребности богатых людей. Производственные потребности включают как потребности частныхпредприятий, так и правительственного, или государственного, сектора.Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания,машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее,что позволяет им прибыльно производить и реализовывать производимые товарыи услуги. Правительство, способствуя удовлетворению коллективныхпотребностей граждан страны или преследуя свои собственные цели, стремитсяпроизводить так называемые общественные блага, или инфраструктуру:автострады, школы, больницы, центры досуга, или накапливать военную техникус целью обеспечения боеготовности страны. Услуга (ремонт автомобиля, прием врача, работа преподавателя иконсультация юриста и т.д.) наравне с товарами удовлетворяют нашипотребности. Разница между товарами и услугами только в одном: товарсначала производится, а затем потребляется, а услуга потребляетсянепосредственно в момент ее производства. В современной экономике трудноопределить, что важнее — товар или услуга. Зачастую они так связаны, чтоодно не может существовать без другого, например автомобиль безавтозаправочных станций. Разница между услугой и товаром оказываетсягораздо меньшей, чем это представляется на первый взгляд. Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам(носителям потребностей) различаются индивидуальные, групповые,коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который онинаправлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные,этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиесяискусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения,рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические. Рассмотрим подробнее последний вид потребностей. Экономическиепотребности — это часть человеческих нужд, для удовлетворения которыхнеобходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством инеудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие? Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям. Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствуетудовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужди уже потребляемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новыхзапросов. Вот простая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрестиавтомобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых нужд.Машину надо застраховать, найти для нее подходящую. стоянку или гараж,приобрести горючее, запасные части и многое другое. Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образомобновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новыепотребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофоноввызывают желание их приобрести. В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезныхвещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например,первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленном накостре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуетсягазовая плита или гриль. В свою очередь, экономические потребности оказывают обратное воздействиена производство. Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной иконкретным ориентиром созидательной деятельности. Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться вколичественном и качественном отношениях. В силу этого экономическиепотребности часто обгоняют производство. В-третьих, ведущая роль потребностей ярко проявляется в том, что онивызывают движение хозяйственной деятельности — от низшей ступени ко всеболее высоким. Если вновь обратиться к рис. 1.1, то теперь станет ясно, что недостающимзвеном в схеме кругооборота экономических благ является фаза «потребности»,соединяющая «потребление» и «производство». Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать какисторию формирования все более высокого уровня потребностей. Современнаяцивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культурыобщества) знает несколько уровней потребностей: физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстверода); потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников,помощи при болезни, защите от нищеты); необходимость в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те жеинтересы; в дружбе и любви); потребности в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении,в приобретении определенного общественного положения); потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей испособностей человека). Перечисленные формы человеческих нужд можно наглядно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.2). [pic] Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышенияпотребностей. Этот закон выражает объективную (независимую 6т воли ижелания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд сразвитием производства и культуры. Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что потребности людейвсе время растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей несостоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всегонасыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка.Напротив, по существу безграничны запросы высшего порядка — социальные иинтеллектуальные. Вполне очевидно, что для правильной ориентации в практическойхозяйственной деятельности важно знать, какие сдвиги происходят в структурепокупок населения каждой страны за определенный период. Зная это,руководители предприятий смогут определить, когда наступает пределнасыщения потребностей населения в отношении определенных благ. Тогда можносвоевременно переключиться на выпуск новых и более высококачественныхпродуктов, искать пути их продвижения на внутреннем и международном рынках. И с теоретической, и с практической точек зрения несомненный интереспредставляет вопрос, каковы варианты соотношения между потребностями,потреблением и производством в сегодняшней мировой экономике. В масштабе всей современной мировой экономики складываются три основныетенденции в изменении количественных пропорций (соотношений) междупроизводством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения —с другой. Первая тенденция возникает в тех странах и регионах, где длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей. Тогда происходит попятное движение к низшему уровню человеческих нужд. Этот процесс можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, примерно в 2/3 развивающихся стран за 80-е годы и первую половину 90-х годов произошло сокращение дохода общества в расчете на душу населения. Вторая тенденция выражается в том, что выпуск сравнительно ограниченного набора продуктов растет крайне медленно. В таком случае потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу расширяются. Движение по колее «производство — распределение — обмен — потребление — потребности» напоминает замкнутый круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, который к тому же зачастую закрепляется сложившимися в народе примитивными обычаями, традициями. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах и регионах Азии и Африки. Первая и вторая тенденции выражают ненормальные соотношения в динамике производства и потребления. Чем объяснить неблагоприятное развитие в данных двух случаях? Они показывают, что во многих странах возвышению потребностей сильно противодействует ряд факторов, сдерживающих социально-экономический прогресс. К ним, в частности, относятся такие обстоятельства: низкий уровень материальной и духовной культуры общества ограничивает круг человеческих нужд их видами низшего порядка, который изменяется медленнее всего; очень слабо развито разделение труда, что не позволяет увеличитьразнообразие материальных благ и повысить уровень потребления ипотребностей; мизерные денежные доходы массы людей и высокий уровень цен препятствуютудовлетворению их даже самых элементарных запросов; во многих случаях численность населения стран увеличивается болеевысокими темпами, чем расширяются материальные условия его существования. Третья тенденция — нормальная. В данном случае производство количественнорастет и качественно совершенствуется, повышается уровень потребления ипотребностей. Все это можно уподобить движению вверх по спирали срасширяющимися оборотами. Примечательно, что в Организации экономического сотрудничества и развития(ОЭСР), куда входят 24 страны — США, Япония, Великобритания, Германия,Франция и другие западные страны — среднегодовые темпы роста валовогонационального продукта (стоимости конечных результатов деятельностиматериального и нематериального производства) составили в 1971—1980гг.3,3%, в 1981—1990 гг. — 2,9%. Личное потребление населения в среднемповышалось за год примерно на 3%. Такая же тенденция сохранилась и в 1990-хгодах. Сегодня в богатых странах проживает 1 млрд человек — так называемый«золотой миллиард». Здесь поступательный рост производства и потребленияопирается в первую очередь на самую передовую технику и технологию, высокуюкультуру производства. Между тем в успехах самых развитых стран есть свой «секрет». Большинствоиз них по основным видам минерального сырья на 70% зависит от его поставокиз слаборазвитых стран. По оценке специалистов, каждый человек из «золотогомиллиарда» потребляет за свою жизнь в 20—30 раз больше ресурсов планеты,чем в более бедной стране.Все рассмотренные нами тенденции в той или иной мере выражают противоречиемежду потребностями и производством:несоответствие между тем, что люди хотели бы иметь, и тем, что вдействительности может дать им хозяйственная деятельность. Чтобы понятьсуть этого противоречия, выясним факторы и возможности, которымирасполагает созидательная деятельность общества. Потребности — безграничны, а это означает, что их полностью удовлетворитьневозможно. С течением времени потребности изменяются в результатепоявления новых товаров и услуг. Конечная цель любой экономическойдеятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразныепотребности. Ресурсы — это все то, что используется для производства и реализациитоваров и услуг. Они подразделяются на: 1) материальные ресурсы — земля, природные богатства и капитал; 2) людские ресурсы — труд и предпринимательская способность. Кратко рассмотрим их. Земля и природные богатства. К понятию «земля» относятся все естественныересурсы — все «даровые блага природы», которые приемлемы в производственномпроцессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли,леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы. Капитал. Понятие «капитал» охватывает всё произведенные средствапроизводства: инструменты, машины, оборудование, фабрично-заводскиепомещения, транспортные средства и сбытовая сеть, используемые впроизводстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю. Отметим два момента. Во-первых, инвестиционные товары, или средствапроизводства, отличаются от потребительских товаров тем, что последниеудовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают этокосвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых,«капитал» не подразумевает деньги. Деньги, как таковые, ничего не производят, следовательно, их нельзясчитать экономическим ресурсом. Реальный капитал — инструменты, машины идругое производительное оборудование — это экономический ресурс; деньги,«ли финансовый капитал, ресурсом не являются. Труд — это целесообразная, осознанная деятельность людей, применяемая впроизводстве и реализации товаров и услуг. Любые работы, выполняемые людьмиразной профессии: физиком или футболистом и др., в широком смысле слова —«труд». Но экономически труд реализуется в рабочей силе — способностичеловека (физической и умственной) к труду. Предпринимательская способность. В рыночной экономике необходим особыйчеловеческий ресурс, который называется предпринимательской способностью,или предприимчивостью. Люди, обладающие такой способностью, относятся кпредпринимателям. Предприниматель — это: 1) движущая сила производства; 2) новатор, так как вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации бизнеса; 3) человек, идущий на риск: или прибыли, или банкротство. В целом экономические ресурсы часто называют факторами производства. Всеони обладают одним общим признаком: ресурсы редки, или ограниченны.Экономическая теория занимается решением проблем маневрирования редкимиресурсами в производстве товаров и услуг с целью насыщения обществаматериальными благами и услугами.Проблема экономии (роль потребностей) Суть проблемы экономии заключается в эффективности использованияресурсов. Эффективность означает максимальное удовлетворение безграничныхпотребностей (цель производства) при минимуме ресурсов. Экономическаяэффективность решает проблему «затраты — выпуск», или связь междуколичеством редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, иколичеством, а также качеством какого-либо произведенного продукта.Увеличение количества продукта от данного объема затрат означает повышениеэффективности и наоборот. Меньший объем продукта от данного количествазатрат указывает на снижение, эффективности. При полной занятости используются все ресурсы. Но это одна сторонаэкономии. Другая — ресурсы надо распределять эффективно, чтобы ониобеспечили полный объем производства. Но так как ресурсы редки, тоэкономика не может обеспечить неограниченный выпуск, товаров и услуг.Необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следуетпроизводить, а от каких отказаться. Итак, редкость ресурсов означает ограниченность выпуска илипроизводственных возможностей, т.е. вы каждый данный момент можнопроизводить лишь вполне определенное количество того или иного товара илиуслуги и не более (таб.2.1)[pic]Исходя из данных таблицы видно, что экономика одновременно можетпроизводить одну единицу масла и 9 единиц пушек. Но если экономика будетпроизводить 3 единицы масла, то производство пушек составит 4 единицы, т.е.в любой момент времени экономика полной занятости и полного объемапроизводства должна жертвовать частью одного продукта, чтобы получитьбольше другого продукта. Иначе говоря, редкость ресурсов не позволяетэкономике одновременно увеличивать производство всех товаров и услуг. Чтобылучше понять таблицу производственных возможностей, рассмотрим приведенныев ней данные в их графическом изображении (рис-2.1). [pic] Из данного рисунка видно, что каждая точка на кривой производственныхвозможностей представляет какой-то максимальный объем производства двухпродуктов. Ограниченность ресурсов не допускает какого-либо сочетанияпроизводства в точке W, расположенной вне кривой производственныхвозможностей. Именно в этом суть проблемы экономии. Список использованной литературы 1. Носова С.С. Экономическая теория. Учебное пособие для студентовучебных заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юрист. 1997 г. 3. Лекции.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности и их роль в экономической теории» iconМетодические указания для семинарского занятия студента занятие №4...
Тема: основы экономической теории: основные понятия и категории. Общественное производство и воспоризводство. Мировая экономика и...

Реферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности и их роль в экономической теории» iconКонтрольная работа №1 по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Предмет экономической науки»

Реферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности и их роль в экономической теории» iconКонтрольная работа по курсу "Основы экономической теории"Задание...

Реферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности и их роль в экономической теории» iconОсновы экономической теории как учебная
Преподавание «Основы экономической теории» для студентов медицинских факультетов осуществляется по кредитно-модульной системе организации...

Реферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности и их роль в экономической теории» iconП. Г. Ермишин Основы экономической теории
Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

Реферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности и их роль в экономической теории» iconКурсовая работа по дисциплине “основы экономической теории” тема:...
Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4

Реферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности и их роль в экономической теории» iconКурсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль...

Реферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности и их роль в экономической теории» iconРеферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки»

Реферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности и их роль в экономической теории» iconРеферат по предмету: «Основы экономической теории» на тему: «Этапы развития экономической науки»

Реферат по курсу «Основы экономической теории» Тема: «Потребности и их роль в экономической теории» iconОсновы экономической теории Курс лекций
Чмуль А. В., Юрманова Е. А. Основы экономической теории: Курс лекций. Донецк: дижт, 2005. – 223 с


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don