Курсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования вразличных экономических системах»




Скачать 344.07 Kb.
НазваниеКурсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования вразличных экономических системах»
Дата публикации17.04.2014
Размер344.07 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах

Курсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования вразличных экономических системах».Южно-Сахалинск,1999 год. Содержание.|Введение | ||§1 «Невидимая рука» А. Смита | ||§2 Принципы конкуренции Кейнса | ||§3 Рыночная система | ||§4 Методы регулирования рынка | ||§5 Роль государства в экономике: | ||государство – защитник экономических свобод; | ||несовершенство рынка и их последствия. | ||§6 Экономические функции государства | ||§7 Государственное регулирование экономики: | ||Понятие гос. регулирования экономики | ||Сущность государственного регулирования | ||Исполнители хозяйственных интересов (субъекты ГРЭ) | ||Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов | ||2.Объекты и цели государственного регулирования экономики | ||Объекты ГРЭ | ||Цели ГРЭ | ||Средства (инструменты) государственного регулирования | ||экономики | ||Административные средства | ||Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные | ||Госсектор | ||Этапы развития гос. регулирования экономики. Границы его | ||эффективности | ||4.1 Этапы ГРЭ | ||Заключение | | Введение. На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является егороль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитиесвоего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственнаяпромышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучитьэтот вопрос. И каким образом его решить? Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положениестраны. Во всех экономических системах государство регулирует экономику.Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется внамного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем неменее, и здесь экономическая роль государства велика. В экономике России большой упор делается на централизованноепланирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночнуюсистему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней оченьсущественную роль. Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьмагрубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служиттот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продуктаобеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится подэгидой государства. Но помимо финансирования производства государствоосуществляет ряд программ социального страхования и социальногообеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном сектореэкономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственныхрасходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы –составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множествотрудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер,предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и трударабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равногодоступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразованияв определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферыэкономической деятельности. Экономическая роль государства, несомненно,велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашуэкономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционированиечастного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разнымиспособами государственным сектором. § 1. «Невидимая рука» А. Смита. А. Смит был глубоко убеждён, что экономика будет функционироватьнаилучшим образом, если исключить любые формы государственноговмешательства. Такой подход принято именовать «либеральным». Онпредполагает полную свободу предпринимательства, когда каждый производительпреследует свои интересы и стремиться к собственной выгоде. При этом,доказывал Смит, вовсе не возникает хаос и неразбериха. Напротив, ведомые«невидимой рукой Проведения», преследуя свои интересы, люди создают блага ивыгоды для общества в целом. «Невидимой рукой» А. Смит называл те экономические силы, которые мыназываем сегодня спросом и предложением. Конечно, он понимал, что цельпредпринимателя – это получить как можно больше прибыли, и им движетэгоизм. Законы рынка заставят предпринимателя выпускать не любые продукты,а только те, что нужны покупателям, а продавать их по возможно низкой цене.Только в этом случае он сможет победить своих конкурентов и получитьмаксимальную прибыль. Таким образом, хотя предприниматель вовсе не думает облагоденствии общества, тем не менее, его эгоизм приносит пользу всем, ибообеспечивает изобилие товаров и услуг лучшего качества и по более низкимценам. Вот почему Смит требует предоставить человеку возможность свободнопреследовать в экономической деятельности свою выгоду, и это будетнаилучшим образом способствовать общественному благу по средствам ростабогатства каждого. «Невидимая рука» может успешно действовать только в условияхдостаточно острой конкуренции. Она смиряет эгоизм и способствует снижениюцен. Одновременно конкуренция регулирует количество производимых товаров иперелив капиталов и труда из одной отрасли в другую. Механизм конкуренциизаставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержекпроизводства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт ростаобъёма продаж. § 2. Принципы концепции Кейнса. Кейсианцы считают современные рынки неконкурентными, а потому инеспособными автоматически регулировать спрос и предложение, в особенностисоотношение между ценами и заработной платой. Монополии и олигополии,занимая господствующее положение на рынках многих товаров, могутискусственно поддерживать высокие цены, несмотря на понижающийся спрос. Вто же время профсоюзы выступают за гарантированный уровень заработной платыпри заключении трудовых соглашений и коллективных договоров спредпринимателями. Всё это приводит к тому, что рыночное регулированиеявляется негибким, и снижение спроса на продукцию хотя и приведёт к падениюцен, но вряд ли одновременно вызовет уменьшение ставок заработной платы. Поскольку рынок не может служить в качестве саморегулятора экономики ине может обеспечить полную занятность, стабильность производства и цен,кейнсианцы считают, что государство должно играть активную роль восуществлении этих задач. Вмешательство государства в регулированиеэкономики должно состоять в проведении такой фискальной и денежно-кредитнойполитики, которая бы смягчила бы периодически возникающие спады и резкиеподъёмы производста, получившие в литературе название экономических циклов. Чтобы понять, как возникли теоретические предпосылки теории Кейнса,необходимо учесть, что они сформировались в период глубокого спада иразрушительного кризиса капиталистического общества. Кейнсу казалось, что вэтих условиях именно активные действия государства по регулированиюэкономики посредством фискальной политики способны вывести производство изглубокого кризиса. Однако игнорирование правильной денежно-кредитнойполитики последователями Кейнса, выразившееся в заявлении, что «деньги неимеют значения», вызвало критическое отношение к его концепции. Когдавместо ожидавшейся кейсианцами депрессии после Второй мировой войнынаступила инфляция, многие экономисты всё больший интерес стали проявлять кмонетаристкой концепции, анализирующей ту часть экономического цикла,которая сопровождается инфляцией. § 3. Рыночная система. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в еёпостоянном стимулировании эффективности производства – экономика производитто, что требуют потребители, путём применения самой эффективной технологии.Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результатеиндивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решенийправительства. Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а). её контрольный механизм и конкуренция с течением времениослабевают; б). свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособностьучитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек,препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всегонеобходим обществу; в). конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости истабильного уровня цен. Рыночная система служит не только механизмом, посредством которогообщество выносит решения относительно того как распределять свои ресурсы ипроизводимую из них продукцию, но именно с её помощью эти решенияосуществляются на деле. Экономические системы, базирующиеся на идеологияхсоциализма и коммунизма, зависят от рыночных систем, но не в такой степении не через такой механизм, как чистый капитализм. Социалистическиехозяйства используют рынки и цены главным образом для осуществлениярешений, полностью или частично принимаемых центральным плановым органом.При капитализме рыночная система функционирует одновременно как механизмучёта бесчисленных решений свободных индивидов и предприятий и как механизмдля практического выполнения этих решений. § 4. Методы регулирования рынка. Когда стало развиваться крупное машинное производство и сложилсянациональный рынок, на смену средневековой цеховой монополии ремесленниковс её жёсткой регламентацией производства и сбыта товаров пришла свободнаяконкуренция, которую вели раздробленные и сравнительно небольшиепредприятия, производившие продукты для сбыта на неизвестный рынок. Капиталистические монополии начали разрушать такой рынок: онипроизводили учёт рынков средств производства и сбыта продуктов,воздействовали на спрос и предложение товаров, их цены в корыстныхинтересах. Государственное вмешательство в экономику привело к созданиюособого – нерыночного – сектора хозяйства, где монополии работают погосударственным заказам, заранее установленным ценам и при гарантированномсбыте продукции. Рынок по-прежнему служит непременным элементом нормально действующейэкономики. Ни один общественный строй не может обходиться без рыночнойсистемы, которая неизменно демонстрирует уникальные и ничем незаменимыевозможности: без всякого насильственного вмешательства обеспечиватьсбалансированность платёжеспособного спроса и предложения, быстрореагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, стимулироватьпредприимчивость и, делая выгодным высокоэффективное производство,экономическими методами изживать убыточные хозяйства. Но было бы ошибкой не замечать слабые стороны и отрицательныепоследствия развития рыночных связей. Они оказываются бессильными, когдатребуется быстро провести глубокие структурные изменения во всём народномхозяйстве, вызванные научно-технической революцией. В таком случаеобъективно необходим плановый регулятор экономики. § 5. Роль государства в экономике. 1. Государство – защитник экономических свобод. Человечество пришло очень не лёгким путём к пониманию того, что людямлюбой страны для проявления стремления к активной хозяйственнойдеятельности и её осуществления необходимы: 1). свобода в распоряжении результатом своего труда; 2). свобода предпринимательства (право самостоятельно выбирать, что икак делать); 3). свобода заключения сделок (что требует чётко определённых правилвладения собственностью). В чём реально состоят эти свободы и каково их значение дляхозяйственной жизни общества? Свобода в распоряжении результатом своего труда означает, что человекимеет права на владение, пользование и распоряжение теми благами, которыеон создал своим трудом или приобрёл на заработанные деньги. Иными словами, это та основа, на которой формируется личная и частнаясобственность. Страна, где такой экономической основы нет, это страна, гдечеловек – человеку враг. Ведь если право распоряжения результатом своеготруда человеку не гарантированно обществом, то этот результат у него можетотобрать любой. Свобода предпринимательства – это право самостоятельно выбирать, что икак делать в сфере экономики. Такая свобода означает, что предпринимателюникто не вправе диктовать, какие блага и каким способом производить –решить это вправе лишь он сам. Только при этом условии человек можетпринимать на себя ответственность за результаты своей деятельности. Свобода заключения сделок – это право человека самостоятельновыбирать, кому и на каких условиях продавать созданные им блага. Именно этоправо является главным условием развития торговли, поскольку только при егоналичии человек действительно полностью волен в своей хозяйственнойдеятельности и может принять на себя весь риск её осуществления. Любая свобода требует защиты, а иначе её отбирают силой. Такая защитасвобод, в том числе и экономических, т. е. их гарантирование – главная ипостоянная задача любого государства. Решения одной только этой задачи былобы достаточно, чтобы отнести государство к числу важнейших участниковэкономической жизни страны. Но реально круг задач, которыми занимается государство, значительношире. Это связанно с тем, что рыночные механизмы обладают определённыминесовершенствами (слабостями). Эти несовершенства рынка порождаютпоследствия, устранять которые приходится государству. Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства вобеспечении экономического роста. В соответствии с одной из высказываемых точек зрения роль государства,по крайней мере, на начальной стадии роста, должна быть значительной. Этотребование во многом вытекает из характера трудностей экономическогоразвития, с которыми сталкиваются экономически отсталые страны. 1. Законность и порядок. Подлинным бичом некоторых беднейших стран являются преступность и межличностные столкновения, отвлекающие внимание и ресурсы общества от хозяйственных задач. Сильная и устойчивая государственная власть необходима для установления законности и порядка в стране, для достижения мира и единства. 2. Слабость частного предпринимательства. Во многих странах отсутствует достаточно многочисленных и энергичный класс предпринимателей, имеющих возможность и желание накопить капитал и развивать производство. Таким образом, частное предпринимательство не в состоянии стать ведущей силой в процессе экономического роста. 3. Инфраструктура. Многие трудности общественного роста порождаются дефицитом общественного товара и услуг, иначе говоря, недостаточным развитием инфраструктуры. Санитарно-гигиенические и основные медицинские программы, образование, орошение и охрана почв, сооружение дорог и прочих транспортно-коммуникационных систем – все эти нерыночные товары и услуги приносят обществу огромные побочные выгоды. Только государство способно обеспечить производство таких товаров и услуг в достаточных количествах. 4. Принудительное накопление и капиталовложение. Иногда вмешательство государства требуется для решения проблемы сбережений и инвестиций, которая тормозит накопление капитала в экономически отсталых странах. Случается так, что обеспечить выход из положения могут лишьгосударственные налоговые меры, стимулирующие накопление капитала. Здесьпринципиально возможны два альтернативных пути. Во-первых, уровень накопления можно увеличивать с помощью налогов.Возросшие налоговые поступления направляются на осуществление наиболееважных капиталоёмких проектов. Второй метод состоит в принудительном стимулировании сбережений черезинфляцию. Государство может финансировать накопление капитала, пуская воборот или тратя дополнительную денежную массу или же продавая банкамоблигации и тратя полученные доходы. 5. Проблемы, связанные с социальным устройством. Государство имеет самые широкие возможности для того, чтобы устранять с пути экономического роста препятствия, вытекающие из характера социального устройства. Сдерживание роста населения и земельная реформа - вот важнейшие проблемы, решение которых немыслимо без широкого государственного вмешательства. И только государство в состоянии реально поощрять волю к развитию, побудить общество отказаться от религиозного фатализма и понять ценность социальной активности. 2. Несовершенство рынка и их последствия. Итоги долгого развития экономической теории можно свести к двумпростым утверждениям: 1). рынок способен решать главные экономические проблемы; 2). рынок не способен решать ряд задач, важных для общества. Осознание этих истин потребовало от человечества немалого труда идалось совсем непросто. Например, идеологи командной системы утверждали,что: 1). после создания крупного масштабного производства рынок исчерпалсвои возможности рационального решения главных экономических задач; 2). дальнейший экономический прогресс человечества будет возможентолько тогда, когда люди научатся решать эти главные задачи без помощирынка – на основе составляемых государством централизованных планов. Однако исследования учёных, практика рыночного хозяйствования вкапиталистических странах, равно как и негативный опыт создания планово-командной системы в России, показали, что: - механизм рыночной экономики обладает возможностями для дальнейшего развития и его функционирование можно улучшить; - централизованное планирование не может решить основные экономические проблемы и на протяжении длительного периода времени приводит к худшим результатам, чем использование рыночных механизмов. Иными словами, рынок вовсе не стоит списывать в архив экономическойистории. Его можно и далее успешно использовать на благо человечества. Надолишь научиться компенсировать слабости (несовершенства) рынка и смягчатьпоследствия порождаемыми этими слабостями ошибок. Слабость (несовершенство) рынка – неспособность рыночных механизмоврешать некоторые экономические задачи вообще, или наилучшим образом.Причины слабости рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда неудаётся соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмампочти идеально решать главные экономические проблемы общества. Назовём наиболее важные из них: 1). никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможностивлиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка; 2). среди продавцов с одной стороны, или покупателей, с другой, недолжно существовать сговоров с целью выторговывания для себя более выгодныхусловий сделок; 3). всем участникам рынка должна быть доступна полная информация оположении дел на нём (кто, что, где, когда и по какой цене продаёт); 4). все затраты по любой сделке должны покрываться только еёучастниками и им же должны доставаться и все выгоды от неё; 5). государство и общественные организации не должны вмешиваться вработу рынка по политическим или религиозным мотивам. Если условия для безошибочной работы рыночных механизмов нарушаются,то эти механизмы неизбежно начинают работать с ошибками. И когда возникает необходимость во вмешательстве в экономическую жизньобщества государства. Как правило, в условиях смешанной экономической системы государствоберёт на себя решение нескольких задач: 1). устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенством)рынка; 2). смягчение неравенства доходов и богатства за счёт их частичногоперераспределения. Слабости (несовершенства) рынка проявляются в: 1). возможности монополизации рынков; 2). трудности создания общественных благ на коммерческой основе; 3). возникновение внешних эффектов или внешних затрат; 4). образование социально неприемлемых различий в уровнях доходовграждан. § 6. Экономические функции государства. Чтобы у нас сложилось достаточно ясное представление о ролигосударства в экономической системе. Нам должно быть известно пятьэкономических функций государства: 1. Обеспечивать правовую основу и социальный климат, способствующие эффективному функционированию рыночной экономики (системы). Государство берёт на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторыхважнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционированиярыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, какпредоставление законного статуса частным предприятиям, определение правчастной собственности и гарантирование соблюдение контрактов. Государствотакже устанавливает законные «правила игры», регулирующие отношения междупредприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основезаконодательства государство получает возможность выполнять функции арбитрав области экономических связей, выявлять случаи нечестной практикиэкономических агентов и применять власть для наложения соответствующихнаказаний. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают введениестандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы,облегчающих обмен товаров и услуг. Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качествапродуктов, определение прав собственности и ответственности за соблюдениеусловий контрактов – все эти меры обуславливают увеличение объёма торговли.Они расширяют рынки и позволяют осуществлять всё более глубокуюспециализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов. 2. Поддерживать конкуренцию. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей опредложении и спросе определяют рыночные цены. Это значит, чтоиндивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишьприспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная системарегистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей,подчиняющихся воли рыночной системы, ждут прибыль и упрочнение их позиций;уделы же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счётебанкротство. При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, апредприятия – их слуга. Рост монополии резко изменяет эту ситуацию. Монополия – это ситуация,при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец ужев состоянии оказать влияние на общий объём предложения, а поэтому и нацену, продаваемого продукта. Монополия заменяет собой конкуренцию, продавцымогут воздействовать на рынок или манипулировать на нём ценами ксобственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностьюрегулировать общий объём предложения монополисты могут искусственноограничивать объём продукции и тем самым получать за неё более высокиецены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Монополия порождаетнерациональное распределение экономических ресурсов. 3. Перераспределять доходы и материальные блага. Рыночная система представляет собой обезличенный, беспристрастныймеханизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождатьбольшее неравенство, чем обществу желательно. Рыночная система приносит очень крупные доходы тем, чей труд высокооплачивается в силу природных способностей и благоприобретённогообразования, и мастерства. Рыночная система влечёт за собой значительноенеравенство в распределении денежного дохода, а, следовательно, и враспределении национального продукта между индивидуальными идомохозяйствами. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общегоизобилия продолжает оставаться острой экономической и политическойпроблемой. Государство взяло на себя обязательство уменьшить неравенство доходовв нашем обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер ипрограмм. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия остронуждающимся, вспомоществование иждивенцам и инвалидам, а безработнымпособия по безработице. Во-вторых, государство изменяет также распределениедоходов путём рыночного вмешательства, т. е. путём модификации цен,устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам изаконодательство о минимальных ставках заработной платы – наглядные примерытого, как государство фиксирует цены с целью повысить доходы определённыхгрупп населения. 4. Регулировать распределение ресурсов для обеспечения общественными товарами и корректировать побочные эффекты. Экономистам известны два случая резкого нарушения функционированиярынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная системапроизводила «не те» количества определённых товаров и услуг, либо оказалосьне в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производствонекоторых товаров, выпуск которых экономически оправдан. Первый случайсвязан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой – сгосударственными, или социальными благами. 5. Стабилизировать экономику. Самая новая и в некоторых отношениях самая важная функция государствазаключается в том, чтобы стабилизировать экономику, т. е. помогать частнойэкономики обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровеньцен. Ключевой момент здесь сводится к тому, что уровень цен производстванепосредственно зависит от общего, или совокупного, объёма расходов.Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодноувеличивать выпуск продукции, а это условие, в свою очередь, предопределяетнеобходимость добиваться высокого уровня использования и материальных, илюдских ресурсов. Существуют две неблагоприятные ситуации: 1. Безработица. Общий уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. В этом случае государство обязано так дополнить частные расходы, чтобы общий объём расходов – частных и государственных – был достаточен для создания полной занятости. Каким образом государство может это осуществить? Ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы использовать тот же метод – государственные расходы и налогообложение, - какой государство использует для перераспределения ресурсов в производство общественных благ. Конкретно, государству надлежит, с одной стороны, увеличить собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой – сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. 2. Инфляция. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объём совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае государство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно может этого достигнуть главным образом сокращением собственных расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора. § 7. Государственное регулирование экономики. Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать безгосударственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессыразрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чемлюбая иная, нуждается в регулировании. В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» обладаетвыраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может бытьнерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишена смысла, еслимы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется состороны государства. Роль регулирующего центра может выполнить только государство –институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономическоговмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найтиоптимальную меру и наиболее эффективные формы государственногорегулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то жевремя обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальнуюэффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельствпревращают эту задачу в «вечную» проблему. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономикипроявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самогорынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работыорганизующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется вгосударственном формировании свода правил и ограничений рыночнойдеятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением.Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют ихорганичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынокбыл бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственноерегулирование рынка осуществляется посредством законодательства, черезгосударственное планирование, на основе выпускаемых правительствомнормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляетсяпосредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системыналогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства,необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяяих, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобыодновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения. 1. Понятие государственного регулирования экономики. 1. Сущность государственного регулирования. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночногохозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочнымигосударственными учреждениями и общественными организациями в целяхстабилизации и приспособления существующей социально-экономической системык изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялисьэкономические и социальные проблемы, которые не могли быть решеныавтоматически на базе частной собственности. Появилась потребностьзначительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрениячастного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства внациональных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массоваябезработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция намировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП). Теоретически понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, т. к. первая можетосновываться и на принципе невмешательства государства в хозяйственнуюжизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимостиГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины«государственное регулирование экономики» и «государственная экономическаяполитика» в наше время идентичны. Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённогоуровня экономического развития, концентрации производства и капитала.Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключаетсяв нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ. В современных условиях ГРЭ является составной частью процессавоспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулированиеэкономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивныхсдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта. В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственногорегулирования экономики сложился в странах Западной Европы (во Франции,Ф.Р.Г., Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии,ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в С.Ш.А., Канаде, Австралии, где в отличие отЕвропы не было социально-экономических потрясений аналогичных последствиямВторой Мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду,и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее,ГРЭ и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшенияконъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции. Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимуюэкономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход отпланового хозяйства на базе государственной собственности к рыночномухозяйству на базе частной собственности. Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно охарактеризовать егосубъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития. Субъектами экономической политики являются носители, выразители иисполнители хозяйственных интересов. 2. Исполнители хозяйственных интересов (субъекты ГРЭ). Исполнителями хозяйственных интересов (субъектами ГРЭ) являются органытрёх ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а такжецентральный рациональный банк. В государствах с федеративным устройством (С.Ш.А., Россия, Канада,Индия, Ф.Р.Г., Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные иместные парламенты и правительства, защищающие соответственнообщегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденцияусиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ; всё болеенезависимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятсяисполнительные органы. Интересным с точки зрения изучения механизма ГРЭ является слияниесубъектов государственной и частной экономической политики и возникновениев результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихсятеоретически в классическую схему парламентской или президентскойреспублики. Например, создаётся орган из представителей союзовпредпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулированиятарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуютсякомитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных видов отраслей изпредставителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей. Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом: чащевсего они формируются центральными и местными властями вместе сзаинтересованными союзами – выразителями экономических интересов. 3. Обратная связь ГРЭ с носителями хозяйственных интересов. Обратная связь между ГРЭ и носителями хозяйственных интересов довольножёсткая. Во-первых, успех ГРЭ проявляется в темпах роста, улучшении структурыхозяйства, росте занятости, здоровом платёжном балансе, снижении темповинфляции, повышении жизненного уровня. Во-вторых, успехи ГРЭ отражаются в показателях, не всегда поддающихсяточному количественному измерению: уровне напряжённости, оценке ГРЭсредствами массовой информации, состоянии окружающей среды, качестве жизнив городах. В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через своиобъединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественныеобъединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить спредупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостьюгосударственных мер регулирования и их интересами. Наконец, союзы,являющиеся выразителями хозяйственных интересов своих членов, так же как иотдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают всредствах финансирования той или иной партии на выборах, избирателиголосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы этойпартии или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственныхинтересов к правящей партии или партиям – это и есть обратная связь междуГЭП и носителями хозяйственных интересов. 2. Объекты и цели государственного регулирования экономики. 1. Объекты ГРЭ. Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления иусловия социально-экономической жизни страны, где возникли или могутвозникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически илиразрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельнонеобходимо для нормального функционирования экономики и поддержаниясоциальной стабильности. Основные объекты ГРЭ: - экономический цикл; - секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств; - условия накопления капитала; - занятость; - денежное обращение; - платёжный баланс; - цены; - НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы); - условия конкуренции; - социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение; - подготовка и переподготовка кадров; - окружающая среда; - внешнеэкономические связи. Как видно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер.Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накоплениекапитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы идаже отношения между субъектами: условия конкуренции; отношения междупрофсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственнымирегулирующими органами. Рассмотрим важнейшие из них. Суть государственной антициклической политики, или регулированияхозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов идепрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения изанятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительныефинансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. Вусловиях длительного и бурного подъёма в экономике страны могут возникнутьопасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшениеплатёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением иотсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задачаГРЭ – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы повозможности сократить перепроизводство товаров и пере накопление капиталаи, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спадапроизводства, инвестиций и занятости в будущем. ГРЭ в области отраслевой и территориальной структур такжеосуществляется при помощи финансовых стимулов и государственныхкапиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельнымотраслям и регионам. В других случаях поддержка оказывается отраслям итерриториальным единицам, находящихся в состоянии затяжного кризиса; вдругих – поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихсяносителями научно-технического прогресса, призванным привести кпрогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и внародном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности иконкурентоспособности. Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. Производство,присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной цельюхозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому ГЭПпоощрение накопления в первую очередь соответствует экономическим интересамсубъектов хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованнослужит и другим объектам ГРЭ. Создавая дополнительные стимулы и возможностинакопления в разное время всем инвесторам или отдельным их группам поотраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономическийцикл и структуру. Регулирование занятости – это поддержание нормального с точки зрениярыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы.Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики вквалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которыхслужит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение междуспросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработнойплаты, которая может негативно отразится на национальнойконкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, т. к. оноведёт к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса,налоговых поступлений, росту расходов на пособия и самое главное – опаснымсоциальным последствиям. Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органовявляется денежное обращение. Основная направленность регулированияденежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей серьёзнуюопасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованновоздействует и на другие объекты – условия накопления, социальныеотношения. Состояние платёжного баланса является объективным показателемэкономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйствомгосударство постоянно осуществляет оперативное и стратегическоерегулирование платёжного баланса путём воздействия на импорт и экспорт,движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а такжепутём торгово-договорной политики и участия в международной экономическойинтеграции. Ещё один из основных объектов регулирования – цены. Динамика иструктура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильновлияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивостьнациональной валюты, социальную атмосферу. Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другиеобъекты ГРЭ, например, они стремятся заинтересовать частные фирмы вразвитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспортетоваров, капитала и накопляемых знаний и опыта. Наряду с хозяйственными объектами под постоянным вниманиемгосударственных регулирующих органов находятся условия существования ивоспроизводства существующего строя, отношения собственности и конкуренции.Законодательство и судебная политика, связанные с защитой собственности,порядком её продажи, наследования, отчуждения, регистрации постоянносовершенствуются. Государственные регулирующие меры направлены наобеспечение условий конкуренции, поддержку мелкого и среднегопредпринимательства. Это направление ГЭП особенно противоречиво, т. к.концентрация производства и капитала – это процесс объективный, анациональная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в значительнойстепени крупными корпорациями. Объектами государственного регулирования всё в большей степенистановятся общие условия существования и развития человеческого общества –окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры,здравоохранение, международное сотрудничество. Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых задач. Этоследующие иерархические уровни фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики(промышленность, сельское хозяйство, услуги): хозяйство в целом(хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальный(социальные отношения, экология); национальный (экономико-политическиеотношения с зарубежными странами, интеграционные процессы). 2. Цели ГРЭ. Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальнаястабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом,адаптация его к изменяющимся условиям. От этой генеральной цели распространяется дерево так называемыхопосредствующих конкретных целей, без осуществления которых генеральнаяцель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны собъектами ГРЭ. Цель – выравнивание экономического цикла – направлена наобъект, т. е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой ирегиональной структур хозяйства – на секторальную, отраслевую ирегиональные структуры; улучшение окружающей среды – на окружающую среду ит. д. Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значениям имасштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего однацель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других.Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без созданияблагоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры,совершенствование отраслевой структуры экономики, стабильного денежногообращения. Конкретные частные цели могут услужить опосредующими для достижениядругих, более высоких для данного текущего момента целей. Так, конкретнаяцель – обеспечение дополнительных капиталовложений в модернизацию угольныхшахт – может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек вотечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твёрдоготоплива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержание занятостии хозяйственной конъюнктуры в угледобывающих районах; снятия в этих районахсоциального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давленияна цены нефтяных и газовых компаний. Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна можетоказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости отреальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этойситуации субъектами ГРЭ и от установленной правительственными органами наданный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванныхцелей может служить, содействовать или препятствовать достижению другойцели. Итак, в дереве целей ГРЭ существуют не только отношения подчиненияконкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимосвязимежду самими конкретными целями, т. е. конкретные цели внутри дерева могутбыть первичными, вторичными, третичными и т. д. Положения отдельных целей в дереве целей ГРЭ нестабильно. Онопостоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономическихзадач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной цельюстановится выход из него, в узком конкретном случае – оживлениеконъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. Вусловиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешнейзадолженности, уменьшение валютных резервов на первый план выступаетпервичная цель – оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели –привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособностина мировых рынках. 3. Средства (инструменты) государственного регулирования экономики. Средства государственного регулирования подразделяются нагосударственные и административные. 1. Административные средства. Административные средства не связаны с созданием дополнительногоматериального стимула или опасности финансового ущерба. Они базируются насиле государственной власти и включают меры запрета, разрешения ипринуждения. Приведём несколько примеров по запретам и разрешениям. Французскиевласти запретили строить новые промышленные предприятия в пределахПарижской агломерации, и для достижения этой цели они увеличили налоги нановые предприятия, не ввели «драконовские» штрафы (это были быэкономические меры), а просто прекратили выдачу лицензий на новоепромышленное строительство. Правительство одного государства разрешила использовать бывшую военно-морскую базу в качестве пассажирского и торгового порта, создав, такимобразом, новую сферу приложения капитала. В результате в районе портавозросла хозяйственная активность. К мерам принуждения можно отнести то, что государственные органы всехразвитых стран обязывают промышленные предприятия организовывать у себяпромышленное обучение молодёжи, создавать определённые бытовые удобства длязанятых, устанавливать очистные сооружения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночнойэкономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия восновном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальныхбытовых условий для относительно слабо социально защищённых слоёвнаселения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает,например, во время войны критического положения в экономике. Самымикрупномасштабными государственными административными акциями порегулированию экономики в послевоенных Западной Германии и Японии былиденежная реформа и разукрупнение ведущих концернов. Наряду с административными средствами следует отметить ещё однонеэкономическое средство регулирования – правительственные убеждения. Самапо себе формулировка долгосрочных целей ГЭП является средствомрегулирования, т. к. она оказывает воздействие на принятие экономическихрешений хозяйственных субъектов. В ряде случаев правительство обращается спризывами к населению проявлять сдержанность в расходах, покупать большеотечественных и меньше импортных товаров, активнее участвовать в жилищномстроительстве, покупать облигации государственного целевого займа. Какправило, такие призывы находят отклики у населения, тем более что за нимичасто следуют стимулирующие меры. 2. Экономические средства: денежно-кредитные и бюджетные. Экономические средства государственного регулирования подразделяютсяна средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ (и одновременно егообъектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма ГРЭ –это государственное экономическое программирование, охватывающеемногочисленные цели и весь набор инструментов ГРЭ. О государственномсекторе и экономическом программировании речь пойдёт ниже. Основные средства денежно-кредитной политики – это: а). регулированиеучётной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным Банком);б). установление и изменение размеров минимальных резервов, которыефинансово-кредитные институты страны обязаны хранить в Центральном Банке;в). операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие какэмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов государство стремится изменитьсоотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемомнаправлении. По мере относительного снижения роли рынков свободныхкапиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи суменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компанийфинансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитыхстранах несколько ослабело. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляетсясредствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы ирасходы центрального правительства и местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытиягосударственных расходов являются налоги. Они также широко используются длявоздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации.В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая рольналогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбораналоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеровналоговых льгот. Налоги в ГРЭ – это, с одной стороны, главный источник финансированиягосударственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а сдругой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственныхбюджетных органов состоит не в простом обложении налогами тех или иныхисточников поступления средств, а в создании тонко настраиваемого механизмавоздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Дляэтого используются временно или селективно предоставляемые налоговыескидки, отсрочка уплаты налогов. 3. Государственный сектор. Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степенив государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Онявляется одновременно объектом и инструментом воздействия на частноехозяйство. Государственный сектор (ГС) представляет собой комплекс хозяйственныхобъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местнымгосударственным органам. Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своейдеятельности руководствуется принципами, несколько отличающимися отпринципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решенияобщегосударственных экономических задач, повышение прибыльности частногохозяйства. ГС играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров.Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала зарубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала вкакую-либо страну. ГС служит повышению эффективности народного хозяйства в целом иявляется одним из инструментов перераспределения ВВП. 4. Этапы развития государственного регулирования экономики. Границы его эффективности. Существующая ныне система ГРЭ сложилась не сразу. В процессе своегоразвития она прошла несколько этапов. 4.1 Этапы ГРЭ. 1. Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечение устойчивости денежного обращения. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях. 2. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены. 3. Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности. 4. Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность ГРЭ путём изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определяя их эффективности.Осуществление во всём большем числе развитых стран общегосударственногосреднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных,перспективных ориентиров. Всё более адресное, дозированное и комплексноеиспользование инструментов регулирования. На масштабы, инструменты и эффективность ГРЭ решающее воздействиеоказывали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальныевозможности государства, отражённые в доле перераспределяемого им ВВП и вабсолютных размерах средств, которые оно готово использовать на ГРЭ,накапливаемый опыт и успехе в научных разработках проблем ГЭП. Характер и направление научных исследований в области ГРЭ за последниедесятилетия претерпели существенные изменения. Если в начале и в середине50-х годов обсуждался вопрос: «Регулировать или не регулироватьэкономику?», то позднее – «Какова должна быть степень этогорегулирования?», далее – «С какими целями, в каких направлениях и какимисредствами надо регулировать?» Активизация сторонников монетарной концепциипривела к изменениям в арсеналах ГРЭ, но не отменила общих тенденцийрегулирования. Заключение. В условиях тоталитарного государственного управления, по существу,парализуется рыночная система, и ликвидируются и важнейшие звенья:товарные, фондовые и валютные биржи и др. Вместо них создаются ложныеподобия рыночных связей. Например, вместо рынка средств производстваорганизуется приказная система материально-технического снабжения. Начатый в нашей стране переход к рынку предполагает воссоздать вполном объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики.При этом государство с помощью экономических методов призвано оказыватьрегулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения. Парадоксом переходной экономики является то, что возможностигосударства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (всилу либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственномвмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи собщим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов(социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли). Государственное регулирование экономики ставит своей главной цельюсоблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённыхслоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономическойсвободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересамиотдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий,предпринимателей, частных лиц. Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так илииначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствийтакого участия была и остаётся остро дискуссионным вопросом экономическойнауки. Список использованной литературы: 1. Борисов Е. Ф., Волков Ф. М. «Основы экономической теории». – М.: изд. «Высшая школа», 1993. 2. Липшиц И. В. «Введение в экономику и бизнес (экономика для экономистов)». - М.: изд. «Вита-пресс», 1997. 3. Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс». – М.: изд. «Республика», 1992. 1 том. 4. Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс». – М.: изд. «Республика», 1992. 2 том. 5. Мамедов О. Ю. «Современная экономика». – Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 1996. 6. Райзберг Б. А. «Рыночная экононика». – ТОО Редакция журнала «Деловая жизнь». – М., 1993. 7. Рузавин Г. И. «Основы рыночной экономики». – М.: изд. «ЮНИТИ», 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования вразличных экономических системах» iconКурсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство,...

Курсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования вразличных экономических системах» iconКурсовая работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Рынок и...
«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах»

Курсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования вразличных экономических системах» iconКурсовая работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Рынок и...
Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах

Курсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования вразличных экономических системах» iconКурсовая работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Особенности...

Курсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования вразличных экономических системах» iconКурсовая работа по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности...

Курсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования вразличных экономических системах» iconКурсовая работа Дисциплина: Экономическая теория На тему «Рынок и его инфраструктура»

Курсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования вразличных экономических системах» iconКурсовая работапо курсу: «Микроэкономика». На тему: «Виды конкуренции,...

Курсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования вразличных экономических системах» iconКурсовая работапо курсу: «Микроэкономика». На тему: «Виды конкуренции,...

Курсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования вразличных экономических системах» iconКурсовая работа по курсу: «Экономическая теория» На тему: «Теории...

Курсовая работапо курсу «Экономическая теория»на тему:«Рынок и государство, роль и особенности государственного регулирования вразличных экономических системах» iconКурсовая работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Налоговая...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don