И. З. Ярыгина, д-р экон наук, проф




Скачать 148.28 Kb.
НазваниеИ. З. Ярыгина, д-р экон наук, проф
Дата публикации28.04.2014
Размер148.28 Kb.
ТипСтатья
uchebilka.ru > Экономика > Статья

ПРИКЛАДНІ ФІНАНСОВО-ЕКОНОМІЧНІ ПРОБЛЕМИ

УДК 334:005.344:330.35

И. З. Ярыгина, д-р экон. наук, проф.,
зав. кафедрой международных валютно-кредитных и финансовых отношений,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Государственно-частное партнёрство
как фактор экономического роста


Статья посвящена рассмотрению основных принципов и этапов формирования государственно-частного партнерства, а также анализу проблем и перспектив реализации данной формы взаимодействия государственных и частных институтов в современных экономических условиях РФ.

^ Ключевые слова: государственно-частное партнерство, финансирование проектов, инновационные проекты.

Постановка проблемы.1Современная Россия идёт по пути интернационализации, экономической интеграции субъектов хозяйствования, модернизации экономики. Важными составляющими экономического развития страны являются проектирование инноваций и финансирование научно-исследовательских проектов. Эффективному решению данных задач в частности, а также обеспечению экономического роста в стране в целом способствует государственно-частное партнёрство (ГЧП).

^ Анализ последних публикаций. Вопросы организации и применения государственно-частного партнерства достаточно широко исследуются в работах российских и иностранных авторов. В частности, рассмотрению направлений использования государственно-частного партнерства, его роли в решении приоритетных экономических задач посвящены работы В. Г. Варнавского, В. Н. Мочальникова, Л. И. Ефимо­ва, В. Е. Манжикова, Е. Ю. Бондаренко, В. И. Яку­нина и др. Среди иностранных ученых, исследовавших данную проблематику, необходимо отметить Р. Бойла, Т. Веблена, Дж. Коммонса, Р. Коуза, Д. Норта, Л. Фабиуса, Дж. Ходжсона.

^ Целью статьи является исследование роли государственно-частного партнерства в развитии инновационных и наукоемких отраслей, а также в обеспечении экономического роста в стране.

^ Изложение основного материала. В целом ГЧП – это форма взаимодействия государства и частных инвесторов на взаимовыгодных условиях в рамках решения экономической задачи. Важно отметить, что ГЧП не предполагает приватизацию предприятий, при которой осуществляется перевод активов от государственных институтов частным. Основой таких сделок для бизнеса является частный интерес и стремление к максимизации прибыли, а для государственного института – решение социальных и экономических задач.

Опыт США, Японии, ряда европейских стран показал, что при взаимодействии государства и частной структуры имеет место разделение ответственности и рисков. Каждый проект предполагает формирование отдельного механизма. Основной моделью бизнес-процесса ГЧП является партнёрство, когда возможно реализовать проект только совместными усилиями. Практика показала, что совместные проекты государства и частных структур имеют социальную направленность, результат важен для общества.

ГЧП предполагает доходную деятельность участников проекта. Для государственных структур доход находит отражение в профиците бюджета, который может быть использован для реинвестирования или реализации другого проекта в целях модернизации экономики.

Историю развития ГЧП представляется возможным разделить на следующие этапы:

1. Аутсорсинг, при котором государство передаёт частным структурам поручение произвести продукцию или оказать услугу по договорной цене. Акцент отношений переносится на операционный аспект.

2. Разработка проекта, дизайн, строительство. Акцент в бизнес-процессе на совместный выпуск продукции. На входе – финансовые ресурсы частного предприятия, в том числе имеющие льготный характер, а на выходе – целостный процесс производства.

3. Полноценное государственно-частное партнёрство на базе отдельных соглашений государственных и частных институтов. Бизнес-процесс в этом случае рассматривается как совместное производство продукции, траст и пр.

Указанные формы взаимодействия государственных и частных институтов целесообразно использовать в текущих условиях преодоления последствий финансового кризиса, что будет способствовать оживлению национальной экономики и развитию международного сотрудничества. При этом необходимо наличие политической воли, разделение полномочий, прозрачность деятельности, ясность целей, задач и способов их решения.

Наиболее распространёнными формами ГЧП является создание совместных финансовых, страховых, налоговых фондов, строительство, реконструкция, разработка месторождений, поддержка функционирования объектов, обслуживание клиентов. Указанные формы сотрудничества в ряде случаев имеют концессионную основу. Концессия – договор государства с частной структурой о передаче в эксплуатацию на определённых условиях земли с правом строительства, добычи ископаемых и пр.

Опыт США показал, что в рамках концессии целесообразно осуществлять долгосрочные проекты. В случае стремления к быстрому экономическому результату предпочтительны отдельные договорные отношения государственных и частных структур. Результатом ГЧП в ЕС, например, является реализация проектов в различных отраслях экономики (табл. 1).

^ Таблица 1 – Реализация проектов ГЧП в ЕС по отраслям

Отрасль

Количество проектов

Объём инвестиций, млрд дол.

Транспорт

51

22,7

Образование

115

4,8

Здравоохранение

93

10,0

Оборона

51

5,8

Региональное развитие

161

51,2

Источник: Bbcapus. Balfour Beatty, Gr.Br.2011
Примером ГЧП в США, ЕС, Японии могут служить проекты защиты окружающей среды (переработка мусора, очистительные станции), по строительству и эксплуатации автотрасс, железнодорожных магистралей, аэропортов, мостов, по водоснабжению, развитию инфраструктуры, строительству и эксплуатации жилищного фонда, сбережению энергии, инновационным проектам и пр. на муниципальном, национальном, региональном и глобальном уровне и многосторонней основе.

Правительство Филиппин в марте 2009 года приняло решение о партнёрстве с национальными и иностранными предприятиями по реализации крупного проекта модернизации инфраструктуры. Расчёты по льготным условиям в рамках проекта обеспечил банк JP Morgan, США. В указанном проекте приняли участие 147 государственных и частных институтов.

Важно отметить значительные возможности ГЧП в развитии регионов и малых городов, когда государство предоставляет налоговые, страховые и прочие льготы, создавая благоприятные условия сотрудничества экономических субъектов.

Особую роль ГЧП играют в реализации инновационных проектов. В этих случаях стороны тщательно оценивают возможности достижения поставленных целей, обладают профессиональной смелостью формирования партнёрских отношений, цель которых – предложение обществу новых продуктов или услуг. При этом стороны осознают наличие риска в процессе решения отдельных проблем.

В целом роль государства в проектировании инноваций – обеспечить условия реализации стратегий, в результате которых осуществляется творческая идея, нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной или иной области, связанной с новыми идеями, изобретениями, открытиями.

Британские эксперты пришли к выводу, что ГЧП инновационного характера предполагает формирование процедур администрирования в процессе реализации самого проекта, исходя из конкретных потребностей бизнеса. Участникам проекта целесообразно поддерживать деловые контакты и принимать на себя риски, в зависимости от формы участия в проекте, где каждый делает для общего блага то, что умеет лучше других.

Для малых и средних предприятий стимулом участия в ГЧП являются соглашения с государственными институтами на предоставление услуг или иную деятельность.

В целом процедура формирования ГЧП включает:

  • постановку целей;

  • изучение особенностей проекта;

  • разработку правил и требований, определение полномочий и ответственности;

  • корректировку целей в соответствии с особенностями проекта;

  • формирование совместных задач на новый период;

  • разработку новых правил и требований, определение, в случае необходимости, новых полномочий и ответственности;

  • организацию и совершенствование финансирования с учётом налоговой политики, дотаций, гарантий, концессионной составляющей, финансового инжиниринга, возможного приглашения иностранных участников и пр.

ГЧП создаёт благоприятные условия для предоставления пользователям качественных услуг по минимальной стоимости за льготы, которые предоставляет государство. Такую схему сотрудничества используют муниципалитеты г. Чикаго (США) по уборке мусора и г. Бирмингема (Великобритания) по эксплуатации госпиталя. Практический интерес представляет опыт ГЧП по проектированию, строительству и эксплуатации Университета в Сан-Диего, Калифорния, США. Проект в сфере образования работает уже 40 лет. Его стоимость – 38 млрд дол. США. Частные предприятия обеспечили строительство и круглосуточную техническую поддержку функционирования кафе, библиотек и пр. Муниципалитет предоставил налоговые льготы на время строительства и эксплуатации учебного заведения до выплаты задолженности по кредиту. Согласно договорённости стороны распределили расходы проекта: государство – 10 %, частный сектор – 90 %. В результате ГЧП привлечены ресурсы частных инвесторов на социальные нужды, снижена нагрузка на бюджет, решен вопрос занятости населения. Вместе с тем участники проекта отмечают необходимость проявления выдержки и желания участников реализовать проект, имеющий социальную значимость.

Важный урок ГЧП – тщательный подбор партнёров и открытое обсуждение проблем поиска правильных решений, способных защитить участников проектов от излишних рисков.

В настоящее время перед Россией стоят важные экономические задачи, решение которых связано с разумным использованием мирового опыта. Объективная реальность определяет важную роль российского государства в развитии рынка капиталов и услуг, стимулировании социальной ответственности бизнеса, реализации программ поддержки наименее защищенных субъектов хозяйствования, разработке унифицированных регламентаций, содействии бизнесу, в том числе имеющему инновационный характер.

С целью поддержки развития национальной экономики необходимо совершенствование законодательной базы в части стимулирования снижения стоимости отдельных форм финансирования, цен на материальные и технические ресурсы, предотвращения воровства, рэкета, невыполнения договорных обязательств, содействия сбыту национальной продукции, облегчения долгового прессинга, формирования эффективной системы налогообложения, обеспечения нормативной базы ГЧП, контроля деятельности руководителей хозяйств, предприятий. Особое внимание целесообразно обратить на закрепление норм, стимулирующих развитие инновационных технологий – затратного, но перспективного сектора мировой экономики.

В настоящее время налоговый кодекс России не предусматривает в достаточной степени прямого стимулирования деятельности инновационных и научно-производственных организаций. Важно понять, что инновационная деятельность не является предпринимательской в чистом виде, ей свойственны высокие риски, часть из которых необходимо принять на себя государственным институтам.

Эксперты Международного валютного фонда отмечают, что в целом позитивные тенденции развития национальных экономик связаны с усилением государственного регулирования и гармонизацией банковской деятельности. Россия приступила к реформированию хозяйства в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса. Эффективное решение актуальных задач возможно в настоящее время на базе разумного государственного управления экономикой, что вызвано, по-нашему мнению, рядом причин:

1. В условиях преодоления кризисных явлений и в связи с отсутствием коммерческих интересов только государство способно поддержать развитие жизненно важных проблем экологии, инфраструктуры, социальной сферы, образования. Успех в указанных направлениях служит интересам всего общества. Таким образом, только государство способно компенсировать изъяны рынка, в том числе связанные со стремлением бизнеса к скорой и значительной прибыли. Кроме того, в условиях “стихийного” развития рынка государство способно оказать положительное влияние на поддержание баланса спроса и предложения, регулируя через цены темпы роста и структуру экономического развития.

2. Деятельность участников рынка связана со стремлением к самоокупаемости и достижению краткосрочного результата. Каждое предприятие, отрасль, регион стремится к реализации преимущественно своих интересов и руководствуется “эгоистическими” потребностями микроструктуры. Кроме того, субъекты хозяйствования действуют в условиях конкуренции и их интересы часто противоречат государственным. Национальная экономика, в свою очередь, представляет собой многоуровневый и многофункциональный механизм. Опираясь только на рынок, невозможно направлять общеэкономическое развитие макроэкономики, особенно “хрупкое” в условиях преодоления финансового кризиса. Только государство способно обеспечить реализацию разумных отношений между микро- и макроэкономикой – частным и целым – центром и регионами, опираясь, в том числе на партнёрство с “бизнесом”.

3. В условиях рынка возникает асимметрия макроэкономических отношений, что требует разумного государственного регулирования всеобщими процессами. В этих условиях только государство способно обеспечить социальную потребность эффективного контроля реализации поставленных задач.

Мировой опыт новой экономики показал, что регулирование не означает вмешательства в экономическую деятельность, а представляет собой стремление к упорядочению государственного контроля в интересах общества. Основными целями современного регулирования российской экономики являются:

  • обеспечение экономического роста: повышение производства продукции, развитие наукоемких отраслей экономики, совершенствование структуры спроса и предложения;

  • формирование условий экономической стабильности, включая регулирование уровня цен, повышение занятости населения;

  • реализация принципа социальной ответственности бизнеса: прибыльной деятельности предприятий, добросовестной конкуренции в интересах общества.

Правительство России в условиях модернизации экономики идет по пути повышения эффективности регулирования макроэкономических процессов и ставит задачи обеспечения роста, унификации стандартов бизнеса, поддержки конкуренции, заботы об уровне жизни населения.

В свою очередь, в период формирования рыночных отношений в России акцент делается на:

  • необходимости гарантирования поступательного характера преобразований;

  • поддержке рынка, что не исключает государственного администрирования и надежного правового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования;

  • стимулировании взаимодействия государства и бизнеса.

В этой связи представляется возможным сделать выбор в пользу рационального регулирования экономического развития государством, в целях преодоления и профилактики кризисов.

Как показала практика, особое внимание в настоящее время целесообразно уделить вопросам государственного содействия развитию внешней торговли путем обеспечения льготного кредитования, гарантирования, страхования экспортных кредитов, продвижения российских товаров и услуг, интеллектуальной собственности, обеспечения прозрачности государственного регулирования и реализации программ поддержки деятельности субъектов хозяйствования в системе международных экономических отношений на базе механизма государственно-частного партнёрства.

Государственные институты различных стран в текущих условиях используют мировой опыт, который доказал необходимость централизованного контроля за ценами, качеством товаров и услуг, регулированием процентных ставок и пр.

История развития мировой экономики доказала, что в периоды преодоления кризиса связи государства и его субъектов укрепляются, так как без участия государства “самоисцеление” экономического спада невозможно. Государство несет ответственность за экономическое и социальное положение населения страны, используя широкий набор средств и методов воздействия на экономику, бюджет, налоги, денежно-кредитную (монетарную) политику, законодательство и пр.

Например, реализация эффективной фискальной политики в России способна стимулировать экономическое развитие. Необходимыми условиями такой политики могут быть:

  • сохранение стимулирования расходов на социальные сферы;

  • поддержка стратегических программ развития национальной экономики, в том числе на базе частно-государственного партнёрства;

  • разумная налоговая политика.

Опыт стран, преодолевших последствия кризисов, показал, что важна не перспектива реформ, а то, как они “воплощаются в жизнь” в условиях межотраслевого и международного сотрудничества.

Оценка интересов субъектов хозяйствования показала, что в настоящее время торговля сельскохозяйственной продукцией и сырьём являются приоритетными направлениями международных экономических связей. Межгосударственная сырьевая программа, поддержка производителей сельскохозяйственной продукции на базе использования механизма ГЧП могли бы способствовать развитию экономики. В рамках указанных программ государственные и частные кредитно-финансовые институты способны обеспечить поддержку предприятиям агропромышленного, топливного комплекса и предоставить льготное кредитование оборотных средств, предэкспортное и постэкспортное финансирование сделок и пр.

Одной из форм участия государства в поддержке субъектов хозяйствования может быть, например, льготное финансирование экспортной или импортной сельскохозяйственной или иной продукции и передача ее на реализацию частным структурам.

Как показала мировая практика, наиболее востребованным в условиях дефицита финансовых ресурсов является среднесрочное кредитование клиентов под залог приобретаемых товаров и оборудования, форфейтинг, факторинг, краткосрочное коммерческое кредитование, поддержку которому способно оказать государство – экспортёр/импортёр продукции.

Содействие формированию совместных лизинговых компаний при участии или поддержке государства будет также способствовать развитию технологического обеспечения их сотрудничества и расширению экономических связей. Востребовано в настоящее время многостороннее проектное финансирование без регресса на заёмщика или с ограниченным регрессом на заёмщика, при котором место и роль государственных институтов, специализированных агентств, банков трудно переоценить.

Международный опыт располагает положительными примерами льготного государственного финансирования комплектующих для производства продукции частными структурами в рамках специальных программ развития.

Гибкая межгосударственная и межбанковская поддержка наименее защищенных участников хозяйственных связей (малый и средний бизнес), разумное межгосударственное регулирование рыночных отношений, содействие реализации специальных программ с участием международных банков создает условия формирования устойчивого и эффективного механизма преодоления мирового финансового кризиса.

Важным направлением международных связей является льготное (при поддержке государства) кредитование инновационных и наукоемких проектов и социально-экономических программ: защита окружающей среды, развитие инфраструктуры, медицинское обслуживание и пр.

Существенную роль в формировании многостороннего сотрудничества субъектов хозяйствования играет государственная поддержка модернизации производства, машиностроения, энергетики и пр. в рамках совместного использования межгосударственных синдицированных кредитных линий, что направлено на многосторонние экономические и финансовые связи различных стран.

Основой крепких и всесторонних взаимовыгодных отношений стран является экономический интерес, реализация которого зависит от “политической воли”. Правительства стран в настоящее время располагают реальной возможностью поддержания достойного уровня жизни населения на базе совместной поддержки субъектов, хозяйствующих в трудных условиях преодоления мирового финансового кризиса. Использование механизма государственно-частного партнёрства на национальном и международном уровне будет в полной мере способствовать эффективному решению задач экономического роста.

Выводы. Таким образом, взаимодействие органов государственного регулирования и частных институтов в рамках ГЧП позволяет эффективно решать многие экономические задачи, связанные с разработкой и реализацией инновационных, наукоемких и высокозатратных проектов, а также проектов, направленных на решение определенных социальных проблем, развитие и модернизацию отдельных отраслей, обеспечение экономического развития маленьких городов и отдельных регионов.
^

Список литературы


  1. Бирюкова О. В. Проблемы и перспективы формирования регионального рынка услуг стран СНГ / О. В. Бирюкова // Общество и экономика. – 2012. – № 6. – С. 77–92.

  2. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.economy.gov.ru.

  3. Мировая экономика, финансы и инвестиции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.globfin.ru/sitemap.htm.

  4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013–2014 годов: одобрено Советом директоров Банка России 28.10.2011 [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал “Гарант”; ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ”. – Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/492025.

  5. Спартак А. Н. Современный регионализм / А. Н. Спартак // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 1. – С. 3–15.

  6. Ярыгина И. З. Банковские системы и банки в условиях геоэкономики : монография / И. З. Ярыгина. – М. : Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. – 2006. – 344 с.

  7. Hussain M. The Macroeconomic Management of Increased Aid: Policy Lessons from Recent Experience / M. Hussain, A. Berg, S. Aiyar // Review of Development Economics. – 2009. – Vol. 13. – P. 491–509.

  8. IMF World Economic Outlook : Slowing Growth, Rising Risks [Electronic resource]. – IMF, 2011. – Access mode : http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2011/02/pdf/c1.pdf.

  9. Implementing OTC Derivatives Market Reforms [Electronic resource] // FSB Report. – October, 2010. – 73 p. – Access mode : http://www.financialstabilityboard.org/publications/r_101025.pdf.

  10. International Financial Statistics // IFS Yearbook English Edition; IMF. – Washington D.C., 2010.

  11. Kenan P. Currency Internationalization : An Overview / P. Kenan // Princeton University, 2009.

  12. Kinda T. Investment Climate and FDI: Firm-level Evidence / T. Kinda // World Development. – 2010. – Vol. 38.

  13. People’s republic of China : IMF country report [Electronic resource] // International Monetary Fund, 2011. – 72 p. – Access mode : http://www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2011/cr11193.pdf.

  14. World Investment Report 2011 : Non-Equity Modes of International Production and Development [Electronic resource] // UNCTAD, 2011. – 250 p. – Access mode: http://www.paiz.gov.pl/files/?id_plik=15859.

Получена 29.10.2012
Summary

The article deals with the basic principles and stages of public-private partnerships, as well as the analysis of the problems and prospects of implementation of this form of interaction between the government and private institutions in current economic environment in Russia.

1© И. З. Ярыгина, 2012

Вісник Української академії банківської справи № 2(33) 2012 р.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. З. Ярыгина, д-р экон наук, проф iconДопущено Департаментом мвд украины по работе с персоналом
Васюренко О. В; д-р экон наук, проф. Соболев В. М., д-р экон наук., проф. Иванов Ю. Б

И. З. Ярыгина, д-р экон наук, проф iconД-р экон наук, проф. (гл. 1-3; гл. 6 §4; гл. 7 §5, 6; гл. 12)
...

И. З. Ярыгина, д-р экон наук, проф iconД-р экон наук, проф. (гл. 1-3; гл. 6 §4; гл. 7 §5, 6; гл. 12)
...

И. З. Ярыгина, д-р экон наук, проф iconД-р экон наук, проф. (гл. 1-3; гл. 6 §4; гл. 7 §5, 6; гл. 12)
...

И. З. Ярыгина, д-р экон наук, проф iconИгонина Л. Л. И26 Инвестиции: Учеб пособие / Под ред д-ра экон наук, проф. В. А. Слепова
И26 Инвестиции: Учеб пособие / Под ред д-ра экон наук, проф. В. А. Слепова. — М.: Юристъ, 2002. — 480 с

И. З. Ярыгина, д-р экон наук, проф iconОглавление
Ц, канд мед наук Н. С. Дмитриев, проф С. Н. Лапченко, проф. В. Т. Пальчун, проф. О. К. Патякина, проф. В. С. Погосов, акад. Амн СССР...

И. З. Ярыгина, д-р экон наук, проф iconРемонта и технического
Главным управлением жилищного хозяйства Минжилкомхоза рсфср (инж. В. Б. Николаев), Мосжилниипроектом Главмосжилуправления (канд экон...

И. З. Ярыгина, д-р экон наук, проф iconНа учебное пособие «Управления проектами», подготовленное доктором...
«Управления проектами», подготовленное доктором экон наук профессором Ульянченко А. В., канд экон наук, профессором Соловьевым Н....

И. З. Ярыгина, д-р экон наук, проф iconНа учебное пособие «Управления проектами», подготовленное доктором...
Целью данного пособия является предоставление студентам знаний из основ управления проектами, методика разработки, планирования,...

И. З. Ярыгина, д-р экон наук, проф iconС. Н. Ильяшенко, д-р экон наук., проф.; А. В. Васильев
Изложен обзор новых тенденций в совершенствовании системы управления предприятием, а также основные положения новой концепции управления,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<