Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми




Скачать 309.81 Kb.
НазваниеРозділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми
страница1/3
Дата публикации28.03.2013
Размер309.81 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы
  1   2   3


Розділ 4 Макроекономічні механізми




Розділ 4
Макроекономічні механізми


УДК 372.834
С.А. Дятлов, Т.А. Селищева1

Традиционная экономика и новая экономика:

новое качество взаимодействия, трансформации и развития2



В статье рассмотрены вопросы методологической конвергенции традиционной и новой экономики, информационный сектор в экономике, влияния информатизации на воспроизводственный процесс. Показано место сектора информационно-коммуникационных технологий в структуре российской экономики.

1. Традиционная экономика и новая экономика: методологическая конвергенция
Успешная интеграция России в глобальное информационное общество требуют глубокого исследования общетеоретических и методологических вопросов сущности и функций информационно-сетевой экономики, а также выявления целевых стратегий, определения целевых параметров и разработки организационного механизма ее функционирования. В современных условиях главной тенденцией мирового экономического развития является переход от эко­номик, ориентированных на приме­нение традиционных ресурсов (земля, труд, капитал) к экономике, базирующейся на использова­нии новых знаний, целесообразной информации. На первый план выдвигаются новые источники и факторы национального производства и экономического роста – системная информация, интеллектуальный (человеческий) капитал, передовые технологии и инновации, сетевые формы организации производства и интеграции бизнеса, нематериальные активы и др.

Современную экономику, базирующуюся на знаниях, называют «новой» экономикой или информационно-сетевой экономикой. Под информацией понимаются сведения, приобретаемые субъектами с целью снижения уровня неопределенности, формирования представления о процессах и объектах. Сведения становятся информацией, если они осознаются потребителем и могут быть ему полезны. Знания можно охарактеризовать как «информацию, усвоенную человеком и не существующую вне его сознания» [6. C. 3].

^ Информационно-сетевая экономика или Интернет-экономика представляет собой глобальную сетевую сложно организованную многоуровневую структуру взаимоотношений между экономическими агентами через Интернет и другие телекоммуникационные средства. Она включает в себя индустрию создания новых информационных технологий и программных продуктов, телекоммуникационные и провайдерские услуги, электронный бизнес, электронные рынки, электронные биржи, электронные платежные системы, телеработу, дистанционную занятость и др. Интернет-экономика влияет на традиционный сектор экономики, воздействует на ее воспроизводственную структуру, обусловливает новое качество экономического роста и развивается в соответствии со своими специфическими целями и критериями эффективности.

Теория индустриально-рыночной экономики традиционно называется Economics. Теорию информационно-сетевой экономики, включающей в себя предмет и метод исследования, а также методы управления электронно-сетевыми взаимодействиями, инструментарий принятия решений и проведения практической политики в сфере электронно-сетевой экономики, мы будем называть Netnomics.

В настоящее время между традиционной теорией рыночной экономики (Economics) и теорией информационно-сетевой или электронно-сетевой экономики (Netnomics) существуют сложные отношения, обусловленные закономерностями и динамизмом современного общественного развития и эволюционной трансформацией экономических систем, которые мы определяем термином «методологическая конвергенция». При этом здесь нужно учитывать следующие принципиальные особенности.

Во-первых, здесь речь идет о комплексной конвергенции, то есть конвергенции не только предмета и метода исследования, но и методов управления электронно-сетевыми взаимодействиями, инструментария принятия решений и проведения практической политики в сфере электронно-сетевой экономики и в трансформируемых традиционных секторах.

Во-вторых, речь идет не просто о конвергенции, понимаемой как механическое сближение методологий рыночной экономики и электронно-сетевой экономики, а об эволюционно-конкурентной методологической конвергенции, когда методологии традиционной Economics и новой Netnomics, одновременно взаимодействуя (взаимообогащаясь) и конкурируя (отрицая) друг друга развиваются в одном экономическом конкурентном пространстве.

В-третьих, одновременно, взаимодействуя и взаимодополняя, а также, конкурируя и, в определенном смысле, отрицая друг друга, Economics и Netnomic развиваются в направлении, которое характеризуется возникновением и формирование системы принципиально нового коэволюционного типа, который синтезирует в себе методологические принципы обоих научных направлений в структуре современного научного знания. Данный тип мы будем называть коэволюционной информационно-сетевой методологией и обозначать Е-Netnomics одновременно адекватной ей методами исследования, инструментарием анализа и управления процессами в электронно-сетевой экономике и в трансформируемых традиционных секторах. При этом все понятия, методы и инструменты Economics не исчезают, а определенным образом через этап конвергенции их содержательных параметров трансформируются в новый коэволюционно-сетевой тип. При этом в синтетическом понятии «Е-Netnomics» символ «Е» в качестве заглавной буквы несет двойственный коэволюционный смысл и одновременно выражает содержательные характеристики термина «E-conomics» и термина «E-lectronic».

В дальнейшем мы будем использовать понятие коэволюционная (рыночно-) информационно-сетевая экономика, которая имеет свой особый синтетически-универсальный предмет, методологию и инструментарий исследования. В целом речь идет о формировании в будущем универсальной (интегративной) коэволюционно-сетевой методологии и инструментария, которые могут быть применимы для анализа складывающихся сегодня закономерностей и станут основой для разработки действенных механизмов эффективного управления и принятия решений в ответ на вызовы ХХ1 века – века информационного общества, информационной экономики и информационных технологий управления общественными процессами.
2. Информационный сектор в структуре экономики
В развитых странах большая часть (до 70%) совокупной рабочей силы занята производством информации и информационным обслуживанием, в промышленности насчитывается около 25% работающих, в сельском хозяйстве – 5-7% активного населения [22. C. 207].

Генерирование, обработка и передача информации становятся постепенно основополагающими источниками производительности труда в обществе. Под влиянием информатизации появляются новые методы ведения конкуренции, идет изменение структуры экономики.

^ Структура экономикиэто сложная социально-экономическая система, отдельные звенья которой находятся в определенных количественных пропорциях относительно друг друга, тесно взаимосвязаны и обеспечивают целостность системы, находясь в определенной иерархической зависимости. Она имеет микро-, мезо-, макро и мегауровни функционирования. В единое целое эти уровни объединяются различными инфраструктурами: производственной, рыночной, социальной, информационной и финансовой. Структура экономики имеет количественную и качественную характеристики. Количественная сторона представлена определенным набором пропорций и соотношений между различными звеньями экономики, а характер связей между ними дает качественную характеристику экономической структуры.

Структуру экономики можно классифицировать по шести секторам: первичный – добывающие и сырьевые отрасли, вторичныйобрабатывающие отрасли; третичный – торгово-посреднический сектор( страхование, финансы, торговля материальными и нематериальными благами, за исключением информационных, внутренняя, внешняя, розничная, оптовая, торговля недвижимостью и т.д.); четвертичныйуслуги материального характера( все виды транспорта, электроэнергетику, водоснабжение, теплоснабжение и другие инфраструктурные отрасли; пятеричный услуги нематериального характера (за исключением образования и науки): здравоохранение, спорт, отдых, культура, экология, управление и др.; шестеричныйотрасли информационно-коммуникационных услуг ( производство, обработку, передачу информации: образование, фундаментальная и прикладная наука, программная индустрия, электронная торговля; сфера телекоммуникаций (фиксированная и мобильная связь, компьютерные сети, спутниковая связь, Интернет, мультимедийные интерактивные системы в информатике; внутрикорпорационные информационные системы).

Выделение информационно-коммуникационных услуг в качестве самостоятельного сектора экономики, на наш взгляд, сегодня просто необходимо, так как мир переходит к информационной стадии своего развития и необходимо реально оценить степень продвижения экономики страны в этом направлении. Образование, научно-исследовательский сектор экономики являются основой информации, поэтому включены в состав данного сектора.

Основу бурно развивающейся информационной экономики на Западе составляют наукоемкие отрасли, производящие продукцию с высокой интеллектуальной емкостью. Информационная экономика характеризуется повышением роли сектора информационных услуг и соответствующими изменениями в национальном хозяйстве. Именно информационный сектор является основой для постепенной трансформации традиционных форм хозяйствования в экономическую систему постиндустриального, а в перспективе – и информационного типа [4. C. 37].

В структурно-отраслевом аспекте эффективность и конкурентоспособность национальной экономики зависят от соотношения традиционных (Т-сектор) и новых (Н-сектор) отраслей промышленности. К традиционным относят отрасли, сформировавшиеся в период индустриального капитализма (XVIII в. – первая половина XX в.). С начала 80-х гг. традиционная индустриальная экономика в развитых странах трансформировалась в информационную экономику. Основные источники экономического роста и повышения благосостояния людей все более и более перемещаются от физического капитала и сырьевых ресурсов к накопленным передовым научным знаниям и информационным ресурсам. Формирование новых отраслей обычно идет по следующей схеме: НИОКР – изобретение – инвестиционный проект – инновация (новый продукт) – массовое производство на внутреннем и внешнем рынках. Как правило, в новых отраслях более высокие темпы роста по сравнению с традиционными. Процессы глобализации затрагивают их в гораздо большей степени, чем традиционные отрасли экономики. Предприятия новых отраслей в своей работе гораздо в меньшей степени ограничены пространственными рамками, чем на индустриальной стадии. Глобальная корпоративная сеть становится основной системой доставки и обеспечивает связь в режиме реального времени.

«Старая» индустриальная экономика явилась базой, на которой развивается «новая». Со своей стороны, «новая» экономика, центральным звеном которой являются знания и ИКТ-сектор, активно модифицирует традиционные отрасли экономики (рис. 1). Web – практики с успехом внедряются компаниями «старой» экономики, инкорпорируется в их электронные системы управления. Топливно-энергетическая, машиностроительная и другие традиционные отрасли претерпевают коренные изменения в связи с приходом сюда информационных систем, основанных на электронике и Software – технологиях. То есть происходит конвергенция «новой» и «старой» экономик. Новую экономику осваивают такие гиганты «старой» экономики, как «Форд», «Дженерал электрик», «Дженерал моторз» и другие.

Постепенная интеграция всех видов телекоммуникационных и информационных услуг, а также сосредоточение производства соответствующей техники в рамках единого информационно-индустриального комплекса становится сегодня одним из ведущих направлений НТП. Это меняет характер производственной деятельности в сфере услуг, сокращает информационный цикл и сроки обновления продукции, ведет к росту ее разнообразия. На рынках оборудования и услуг связи происходит сращивание капитала специализированных фирм и смежных с ними производств (особенно электронной и электротехнической промышленности); растет участие в этом процессе компаний самого разного профиля: металлургических, автомобильных и других. Глобальный характер приобретает рост интернационализации интегральной деятельности отрасли связи [18. C. 453].


Ключевым сектором «новой» экономики является сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-сектор), который обеспечивает создание, передачу, использование и аналитическую обработку знаний и информации. Телекоммуникационная инфраструктура превращается в условие, определяющее уровень конкурентоспособности продукции и услуг промышленности.

Информационная революция в мире по-новому расставила приоритеты развития отраслей экономики. ИКТ-сектор превзошел в мире суммарные объемы нефтяной и сталелитейной промышленности. Это подтверждает и статистика роста: если «старая» экономика прирастает на 1-3% в год, то тенденция последних лет в мировой ИТ- индустрии – 8-10% [13. C. 65].

Период 1973-1985 гг. характеризовался для развитых стран переходом к новой модели экономического развития – от тяжелого экономического роста («hard growth) к более гибкому росту (“smart growth”) на базе электронной техники, ресурсосберегающей технологии и новых систем управления, что потребовало кардинальной перестройки инвестиционного процесса и привело к существенным изменениям структуры хозяйства.

Для информационной экономики характерна структурная перестройка на основе современных технологий с высокой интеллектуальной и информационной емкостью, а также – ресурсосберегающих технологий. Происходит быстрое ускорение тех секторов хозяйства, которые образуют «информационную» составляющую экономики страны и способствуют продвижению к информационной экономике («knowledge industries»).

Сеть Интернет с конца 80-х гг. стала отправным пунктом формирования мировой информационной инфраструктуры. Интернет является не только коммуникационной технологией, удобной для передачи информации, но и инструментом маркетинга, рекламы, банковских операций, консалтинга, осуществления разнообразных сделок, решения административно-управленческих задач, осуществления мониторингов, исследований, функционирования принципиально новых технологий дистанционного образования. В начале XXI в. насчитывалось около 50 тыс. национальных сетей, 73 млн узлов Интернет. [15. C. 152]

^ Количественный рост информационных элементов в различных производствах, подотраслях и отраслях экономики перерастает в новое качество – более высокую ступень ее развития. Высокая информационная и интеллектуальная емкость экономики становятся характерной чертой не отдельных производств и отраслей, как в индустриальном хозяйстве, а всей экономики. Информация начинает играть определяющую роль.
3. Влияние информатизации на воспроизводственный процесс
Современное общественное воспроизводство в развитых странах можно охарактеризовать как инновационное воспроизводство, основу которого составляет новое научное знание, передовые информационные технологии, информационные услуги и продукты.

Информационная революция влияет на весь процесс воспроизводства. Во-первых, существенной трансформации подвергается структура капитала, который теперь функционирует в таких формах, как: производительный, денежный, человеческий и информационный [16].

Производственная функция в информационной экономике принимает вид:
Q = f (K, L, SL),
где Q – объем производимых благ; K – капитал (в денежной и производительной формах); L – труд (человеческий капитал); SL – накопленная информация (информационный капитал).
В возрастающих инвестициях нуждается не только воспроизводство основных фондов, но и воспроизводство информации, научных знаний, человеческого капитала. Человеческий капитал является ведущим элементом инновационного потенциала современной экономики, поэтому инвестиции в образование в развитых странах быстро растут. По сведениям World Bank Group, только кредитование сферы образования в мире за 2002-2003 финансовый год достигло рекордной величины в 2,3 млрд долларов США (1,9 млрд евро) [7. C. 65].

В структуре национального богатства России человеческий капитал занимает достаточно высокое место (табл. 1) и, следовательно, выступает как одно из конкурентных преимуществ России.
Таблица 1 – Сопоставление структуры национального богатства

России и США, в % [1. С. 55].


Виды капитала

Россия

США

  1. Человеческий капитал

  2. Природный капитал

  3. Воспроизводимый капитал

50

40

10

77

4

19
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconРозділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми
Подходы к формированию структуры комплекса моделей для прогнозирования финансово-экономического состояния регионов

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconРозділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми
...

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconРозділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми
Выделены особенности проявления постиндустриализма в странах бывшего ссср, определено место Украины в представленной классификации...

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconРозділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconРозділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми
Исследованы характерные черты социальных, экономических и экологических трансформаций при переходе к информационному обществу. Проанализированы...

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconРозділ 4 Макроекономічні механізми
Об эконометрико-игровом методе построения и идентификации математических моделей макроэкономических процессов

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconШкабарін Г., Кривопыша Є., Ломачинська І. Типологія сучасної іпотечної...
Шкабарін Г., Кривопыша Є., Ломачинська І. Типологія сучасної іпотечної кризи // Закономірності та механізми розвитку сучасних соціально-економічних...

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconМакроекономічна ситуація на 2011
Важливо те, що макроекономічні ризики значно скоротились, що сприяло зростанню довіри та дозволило уряду відновити доступ на міжнародні...

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconФакультет менеджменту та маркетингу
Міжнародне науково-технічне співробітництво: принципи, механізми, ефективність [Текст]

Розділ 4 Макроекономічні механізми р озділ 4 Макроекономічні механізми iconНаціональна академія державного управління
Державні механізми розподілу та перерозподілу доходів, їх вплив на ефективність підприємницької діяльності”


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don