Профсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины Донецкая областная организация профсоюза




Скачать 216.97 Kb.
НазваниеПрофсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины Донецкая областная организация профсоюза
Дата публикации24.04.2013
Размер216.97 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы

Профсоюз трудящихся металлургической


и горнодобывающей промышленности Украины

Донецкая областная организация профсоюза


Областной комитет

О действиях выборных органов


профсоюза в защиту прав и законных

интересов работников в условиях

экономической нестабильности

работы предприятий

(вспомогательные материалы)

Донецк 2008



О необходимости изменений в деятельности


профорганов в сложившейся экономической ситуации
В условиях социально-экономической нестабильности, обусловленной кризисными явлениями в экономике страны, затронувшими буквально все предприятия горно-металлургического комплекса, поставив их на грань выживания, профсоюзы в полной мере осознают, что преодоление кризисных явлений работодатели будут пытаться осуществлять, в первую очередь, за счет работников.

Выборные профсоюзные органы предприятий уже поставлены перед необходимостью сокращения расходов на заработную плату путем введения неполного рабочего времени, направления работников в отпуска без сохранения заработной платы, сворачивания целого ряда социальных программ, прекращения действия целого ряда положений коллективных договоров и грядущих массовых увольнений. Перед каждым профсоюзным комитетом стоит вопрос о позиции, которую он должен занять в перспективе сокращения численности работников и снижения уровня оплаты труда.

На протяжении многих лет в борьбе за достойные условия труда, включая адекватную заработную плату с учетом требований законодательства, положений генерального, отраслевого, регионального соглашений и коллективных договоров, профсоюзные органы зачастую шли на уступки работодателю, давая согласие на занижение уровня социальных гарантий, оптимизацию численности персонала во имя развития производства, повышения производительности труда, необходимости технического перевооружения предприятий.

Сейчас речь идет о судьбе самих предприятий и их трудовых коллективов. Под угрозой оказались и сами профорганы в связи с прекращением или уменьшением перечислений на уставную деятельность в виде профсоюзных взносов и средств на проведение культурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы.

Использование различных мер, в т.ч.средств массовой информации, для запугивания населения в целях обеспечения готовности общества, особенно трудящихся, поступиться своими правами, коснулось и ряда профсоюзных организаций, чьи лидеры готовы в очередной раз дать согласие на огульное снижение доходов членов профсоюза или их массовые увольнения.

Многие профсоюзные комитеты в нарушение норм действующего трудового законодательства соглашаются на проведение предложенных работодателями мер, даже не пытаясь воспользоваться правами, предоставленными им законом в целях защиты прав и интересов наемных работников, а также профсоюзных организаций. При этом они полностью становятся на позицию работодателя в условиях, когда дальнейшие уступки могут привести к необратимым последствиям не только для членов профсоюза, но и для выборных профорганов, не сумевших защитить не только работников, но и самих себя.

В сложившейся ситуации выборные органы профсоюза должны в первую очередь поставить перед работодателями условия о пропорциональной цене выхода из кризиса не только за счет уменьшения расходов на заработную плату и сокращения персонала. Не секрет, что даже сокращая число офисных работников, менеджеры-управленцы не склонны снижать собственную зарплату, прекратить направление средств на выплату дивидендов. При этом профсоюзные органы они продолжают держать в неведении относительно реального экономического положения предприятий. А получение информации о наличии денежных средств на банковских счетах предприятий невозможно даже в принципе, несмотря на право, закрепленное законом.

В таких условиях профсоюзные органы должны самым кардинальным образом пересмотреть приоритеты в своей работе, взвешенно реагируя на любые громкие заявления работодателей о крахе, бедствии, форс-мажорных обстоятельствах и т.п. Если работодатель действительно заинтересован в выведении предприятия из кризиса, он должен, прежде всего, договориться с профсоюзным органом. Теперь не профком должен бегать за руководителем, вымаливая согласие на подписание коллективного договора, а руководитель должен предлагать профкому конкретные меры организационного, экономического, социального характера, предоставляя необходимые расчеты и обоснования. Профсоюзные органы должны не просто выслушивать на своих заседаниях информации специалистов, а работать с документами, принимая решения в четком соответствии с действующим законодательством.

В помощь профсоюзному активу предлагаются разъяснения по отдельным аспектам деятельности выборных профсоюзных органов в той или иной ситуации со ссылкой на нормативно-правовые акты и положения генерального, отраслевого и регионального соглашений.
О необходимости наличия достоверной информации
В целях принятия правильного решения относительно предлагаемых работодателем мер каждый профсоюзный орган должен располагать достоверной информацией о реальном положении дел на предприятии и дальнейших перспективах, о его финансовом состоянии, предпринимаемых мерах организационного и экономического характера.

Наличие такой информации является обязательным условием для обоснования требований профкома во время проведения переговорного процесса с работодателем в отношении обеспечения занятости, предупреждения сокращения рабочих мест, изменений в оплате труда, предоставления социальных гарантий, возможного банкротства предприятия.

Основанием для получения такой информации являются: ст. 251 КЗоТ Украины, ст.ст. 10, 19 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях», ст. ст. 28, 45 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах).

Так, ст. 25 КЗоТ Украины закрепляет обязанность собственника или уполномоченного им органа предоставлять информацию по запросу профсоюзов, их объединений. Собственник или уполномоченный им орган обязан в недельный срок предоставлять по запросу профсоюзов, их объединений информацию об условиях и оплате труда работников, социально-экономическом развитии предприятия, учреждения организации и выполнении коллективных договоров и соглашений.

В случае задержки выплаты заработной платы собственник или уполномоченный им орган обязан по требованию выборных профсоюзных органов предоставить письменное разрешение на получение в банках информации о наличии средств на счетах предприятия, учреждения, организации или получить такую информацию в банках и предоставить ее профсоюзному органу. В случае отказа собственника или уполномоченного им органа предоставить такую информацию или разрешение на получение информации его действия или бездействие могут быть обжалованы в суд.

Статья 28 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливает право профсоюзов, их объединений на информацию по вопросам труда и социально-экономического развития. Профсоюзы, их объединения имеют право получать бесплатно информацию от работодателей или их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, касающимся трудовых и социально-экономических прав и законных интересов своих членов, а также информацию о результатах хозяйственной деятельности предприятий, учреждений или организаций. Указанная информация должна быть предоставлена не позднее пятидневного срока. Профсоюзы, их объединения имеют право бесплатно получать от Государственного комитета статистики Украины статистические данные по вопросам труда и социально-экономическим вопросам, а также производственного и непроизводственного травматизма, профзаболеваний.

Согласно ст. 45 Закона о профсоюзах работодатели, их объединения обязаны в недельный срок предоставлять по запросам профсоюзов, их объединений информацию, которая имеется в их распоряжении, по вопросам условий труда и оплаты труда работников, а также социально-экономического развития предприятия, учреждения, организации и выполнении коллективных договоров и соглашений. В случае задержки выплаты заработной платы работодатель обязан по требованию выборных профсоюзных органов дать разрешение на получение в банковских учреждениях информации о наличии средств на счетах предприятия, учреждения, организации или получить такую информацию в банковских учреждениях и предоставить ее профсоюзному органу. В случае отказа работодателя предоставить такую информацию или разрешение на получение информации его действия или бездеятельность могут быть обжалованы в местный суд.

Статья 10 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривает, что стороны коллективных переговоров обязаны предоставлять участникам переговоров всю необходимую информацию относительно содержания коллективного договора, соглашения. Участники переговоров не имеют права разглашать сведения, которые являются государственной или коммерческой тайной, и подписывают соответствующие обязательства.

Согласно ст. 19 указанного Закона лица, представляющие собственника или уполномоченный им орган или профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективом органы и виновные в непредставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений, несут дисциплинарную ответственность или подлежат штрафу до пяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Положения о необходимости предоставления выборным профсоюзным органам необходимой информации о деятельности предприятий, обеспечении участия их представителей в работе руководящих органов предприятий содержат Генеральное соглашение на 2008-2009 гг. (п.п. 1.3.- 1.4., 1.7.- 1.11., 18 и другие); Отраслевое соглашение ГМК Украины на 2007-2008 гг. (п.п. 1.5., 1.6., 2.12., 2.14., 2.27. – 2.29., 2.33.3. и другие); Региональное соглашение Донецкой области на 2007-2008 гг. (1.7., 1.16., 1.19., 1.20., 1.27 и др.).

Напоминаем, что необходимую профсоюзному органу информацию о деятельности предприятия можно получить самостоятельно, если руководитель или другие должностные лица предприятия отказывают в ее предоставлении либо предоставленная работодателем информация вызывает сомнение. Указанная информация располагается на сайте Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку: www. stockmarket.gov.ua, дополнительно для справок: bigmir )net.

В состав регулярной информации (годовой и квартальной) входят следующие сведения: о банках, обслуживающих предприятие; об учредителях и/или участниках предприятия, количестве и стоимости акций (размере долей, паев); о численности работников и оплате их труда; о владении должностными лицами акциями предприятия; о лицах, владеющих 10 % и более акций предприятия о дивидендах; об основных средствах (по остаточной стоимости); о стоимости чистых активов; об обязательствах предприятия; о состоянии корпоративного управления; годовая финансовая отчетность; квартальная регулярная информация; другие данные.

Зачастую работодатель отказывает профоргану в предоставлении информации, ссылаясь на ее конфиденциальность, коммерческую тайну. В постановлении Кабинета Министров Украины от 09.08.93 № 611 дан перечень документов, составляющих коммерческую тайну. Согласно указанному постановлению коммерческую тайну не составляют учредительные документы, информация по всем установленным формам государственной статистической отчетности, документы об уплате налогов и обязательных платежей, сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и другие.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, должны быть четко установлены соответствующим локальным нормативным актом предприятия. Если такие сведении действительно установлены, то они предоставляются представителям выборного профоргана, принимающим участие в переговорах по заключению коллективных договоров в соответствии со ст. 10 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях».

Располагая соответствующей информацией в виде документов, имеющих юридическую силу, профсоюзный комитет должен приступить к переговорам с работодателем для выяснения его планов относительно выхода предприятия из кризиса и стабилизации положения. Если переговоры не приводят к результату, необходимо настаивать на вынесении вопроса на собрание (конференцию) трудового коллектива с целью информирования его о действиях руководства предприятия и профсоюзного комитета.

В соответствии со ст. 245 КЗоТ Украины и ст. 25 Закона о профсоюзах профком должен настоять на разработке работодателем программы, предусматривающей конкретные меры по улучшению финансово-экономического состояния предприятия с учетом предложений профсоюзного комитета с определением сроков и ответственных лиц.

Согласно ст. 25 Закона о профсоюзах профсоюзы представляют права и интересы работников в отношениях с работодателем в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, а также в ходе приватизации объектов государственной и коммунальной собственности, принимают участие в работе комиссий по приватизации, представляют интересы работников предприятия-должника в комитете кредиторов в ходе процедуры банкротства. Работодатели в свою очередь обязаны принимать участие в мероприятиях профсоюзов по защите трудовых и социально-экономических прав по их приглашению.

На заседании профсоюзного комитета (собрании, конференции) необходимо инициировать разработку плана действий по выходу предприятия из кризиса (другой сложной экономической ситуации). В плане действий должны быть предусмотрены: мероприятия по мобилизации внутренних резервов, например, сокращение производственных и административных затрат; обращение к вышестоящим организациям, органам власти и местного самоуправления, к центрам занятости с просьбой о предоставлении организационно-правовой и финансовой помощи; получение дополнительных кредитов, льгот, снижении налогов.

В качестве дополнительных мер могут быть предложены: прекращение приема на предприятие новых работников (при условии недопущения резкого повышения интенсивности труда, соответствующего возмещения дополнительных усилий); ограничение работы по совместительству; перемещение работников на другие рабочие места, временные переводы на другую работу с соблюдением требований ст. ст. 32, 33, 34 КЗоТ Украины; сокращение заказов сторонним предприятиям и организациям на выполнение определенных работ (услуг), которые могут быть выполнены собственными силами предприятия и т.п.

В соответствии с п. 5.4.2. (абз. 3) Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и п. 1.66. Регионального соглашения возможно осуществление переподготовки высвобождаемых работников за счет собственных или привлеченных средств, повышать их квалификацию с учетом потребностей предприятия (ст. 19 Закона Украины «О занятости населения» предусматривает компенсацию до 50% затрат предприятия на переподготовку высвобождаемых работников, при условии их трудоустройства).

Об учете форс-мажорных обстоятельств в ходе принятия решений

Отдельные работодатели в связи с финансово-экономическим кризисом, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, не желают производить выплаты, предусмотренные законодательством и коллективным договором. Такие действия следует считать необоснованными, на что обращается внимание профсоюзных комитетов в письме ЦК ПМГУ от 04.11.2008 г. № 05/629.

Форс-мажор (в переводе с французского языка – «непреодолимая сила») – это непредвиденное, непредсказуемое событие, не зависящее от действий сторон, участвующих в сделке, но ведущее к нарушению договорных обязательств (стихийное бедствие, военные действия, забастовки, революции и др.). В гражданско-правовых обязательствах форс-мажор определяется как обстоятельство, которое освобождает стороны, заключившие договор, от ответственности.

Законодательство Украины содержит понятие «форс-мажор» только в специальных нормативно-правовых актах, касающихся определенных договорных отношений в сфере хозяйственной деятельности. В Гражданском и Хозяйственном кодексе Украины такое понятие не определено. Статья 617 Гражданского кодекса Украины предусматривает, что лицо, нарушившее обязательство, освобождается от ответственности за нарушение обязательства, если оно докажет, что нарушение произошло вследствие случая или непреодолимой силы. В статье 218 Хозяйственного кодекса Украины указано, что в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее выполнение обязательства стало невозможным вследствие действия непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств. Одновременно указанные статьи оговаривают, что не считается такими обстоятельствами, в частности, несоблюдение своих обязательств контрагентом должника, отсутствие на рынке товаров, необходимых для выполнения обязательств, отсутствие у должника необходимых средств.

Трудовое законодательство не предусматривает ни форс-мажорных, ни других исключительных обстоятельств, позволяющих не выполнять условия коллективных договоров и соглашений, а также трудовых договоров. Согласно ст. 64 Конституции Украины ограничение некоторых прав и свобод, в т.ч. гарантированных статьями 22, 43, 44, 45, 46 Конституции Украины, возможно только в условиях военного и чрезвычайного положения.

Центральный комитет ПМГУ высказывает мнение о необходимости настаивать на выполнении обязательств работодателей по коллективным и трудовым договорам, поскольку наступление финансового и экономического кризиса не может ограничивать прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и трудовым законодательством Украины.

О правомерности временных переводов, перемещений, изменения существенных условий труда

Статья 32 КЗоТ Украины предусматривает 3 вида изменения условий трудового договора: перевод на другую работу; перемещение на другое рабочее место; изменение существенных условий труда.

Временный перевод по инициативе работодателя возможен в случаях: временного перевода на другую работу, не обусловленную трудовым договором и в случае простоя.

Обращаем внимание на то, что понятие «производственная необходимость» в КЗоТ Украины отсутствует, в т.ч. относительно применения временных переводов по инициативе работодателя.

Временный перевод на другую работу, не обусловленную трудовым договором согласно ст. 33 КЗоТ возможен лишь с согласия работника. Без его согласия согласно ст. 33 КЗоТ он может быть переведен на срок до 1 месяца, если другая работа не противопоказана ему по состоянию здоровья, для предупреждения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий, а также других обстоятельств, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия людей.

^ Запрещен такой перевод без их согласия даже при возникновении указанных выше обстоятельств: беременных женщин, женщин, имеющих ребенка до 6 лет или ребенка-инвалида; лиц до 18 лет.

Оплата труда при таком переводе осуществляется за выполненную работу, но не ниже среднего заработка по предыдущей работе.
Простой (ст. 34 КЗоТ) – это приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, необратимой силой или другими обстоятельствами. В случае простоя работники могут быть переведены с их согласия и с учетом специальности и квалификации. Перевод возможен: на другую работу на том же предприятии на все время простоя; на другое предприятие, но в той же местности на срок до 1 месяца. Перевод в случае простоя может осуществляться только с учетом его специальности и квалификации.

В соответствии со ст. 113 КЗоТ Украины минимальный размер оплаты простоя составляет 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). Отраслевым соглашением ГМК Украины на 2007-2008 годы (п. 3.7.) предусмотрена оплата времени простоя в размере 100% тарифной ставки (оклада). При этом период продолжительности простоя не ограничивается.

Если причиной простоя стала производственная ситуация, опасная для жизни или здоровья работника или для людей, которые его окружают, и окружающей природной среды не по его вине, за ним сохраняется средний заработок. Время простоя по вине работника не оплачивается. Коллективным договором может быть предусмотрен иной порядок оплаты времени простоя при условии, что этот порядок не будет ухудшать положение работников по сравнению с законодательством.

Работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, если он отказался приступить к работе при переводе, противоречащем законодательству.

Согласно ч.2 ст. 32 КЗоТ, а также разъяснению Пленума Верховного Суда Украины от 06.11.92 № 9 «О практике рассмотрения судами трудовых споров» не считается переводом, требующим согласия работника, перемещение его на том же предприятии на другое рабочее место, в другое структурное подразделение на территории предприятия в пределах той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности и с теми же существенными условиями труда. К перемещению приравнивается выведение работника из состава бригады по решению коллектива бригады на индивидуальную работу в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором.

Перемещение должно быть обосновано с точки зрения производства. Чтобы отличить перемещение от перевода необходимо анализировать условия трудового договора. Работодатель не имеет права перемещать работника на рабочее место, имеющее противопоказания дл работника по состоянию здоровья.

Статьей 114 КЗоТ Украины предусмотрена гарантия в случае уменьшения заработка в результате перемещения. Так, в тех случаях, когда в результате перемещения работника уменьшается заработок по независящим от него причинам, производится доплата до прежнего среднего заработка в течение двух месяцев со дня перемещения. Следует отметить, что после окончания двух месяцев срок действия гарантии заканчивается, несмотря на то, что негативные, не зависящие от работника причины могут сохранять свое действие. Подобные случаи возможно урегулировать с помощью коллективного договора.

Отличительные черты перемещения (от перевода):

- не изменяются условия трудового договора (если трудовой договор заключен в устной форме, необходимо анализировать содержание приказа и записи в трудовой книжке);

- изменяется рабочее место, которое устанавливается работодателем;

- сохраняется трудовая функция (специальность, квалификация, должность), уровень оплаты труда;

- не требуется согласия работника.

Однако перемещение должно быть мотивированным.
К существенным условиям труда относят: системы и размеры оплаты труда, льготы, режим работы, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий, разряды, наименование должностей и другие (ч .3 ст. 32 КЗоТ Украины). Изменение этих условий допускается при наличии двух факторов:

- наличие изменений в организации производства и труда;

- сохранение той же специальности, квалификации, должности.

При отсутствии указанных факторов будут иметь место изменения трудового договора, которые требуют согласия работника.

При наличии изменений в организации производства и труда возникает самостоятельное правовое явление, имеющее особый правовой статус и специальный порядок проведения изменений. Такие изменения носят, как правило, объективный характер и направлены на позитивные изменения. В законодательстве Украины определения этого понятия нет. Приблизительный перечень приведен в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 06.11.92 № 9.

Изменения в организации производства и труда – это объективно необходимые действия работодателя, обусловленные необходимостью проведения мер, направленных на:

- приватизацию предприятия;

- совершенствование структуры предприятия, учреждения, организации;

- внедрение новой техники, новых технологий, рационализация рабочих мест, введение новых форм организации труда;

- изменение режима рабочего времени, его учета, сменности (например, введение работы в 2 или 3 смены), управления структурными подразделениями, направленные на повышение продуктивности труда, улучшение экономических и социальных показателей;

- создание безопасных условий труда, улучшение его санитарно-гигиенических условий;

- предупреждение банкротства и высвобождения работников.

Изменение систем и размеров оплаты труда может иметь место в случае введения в действие новых нормативно-правовых актов, заключения коллективных договоров, социально-партнерских соглашений более высокого уровня. В связи с принятием на централизованном уровне новых тарифно-квалификационных справочников может происходить смена наименований должностей.

Когда такие факторы имеют место возможно изменение существенных условий труда без согласия работника при наличии таких условий:

- решение работодателя об изменениях в организации производства и труда согласовано с профсоюзным органом, о чем соответствующие профорганы уведомлены не менее, чем за 3 месяца (ст. 494 КЗоТ Украины, ч. 3. ст. 22 Закона о профсоюзах;

- письменное предупреждение работников о таких изменениях не менее, чем за 2 месяца;

- изменения существенных условий касаются не одного работника, а всех работников предприятия, структурного подразделения, бригады;

- организационные изменения не касаются трудовой функции (специальности, квалификации, должности), обусловленной трудовым договором;

- письменное предложение перевода на другую работу, если работник не согласен работать в новых условиях.

^ Запрещено изменение условий труда вследствие субъективного отношения к работнику.

Если прежние условия не могут быть сохранены, а работник не согласен продолжать работу в новых условиях, то трудовой договор прекращается, и работник может быть уволен на основании п. 6 ст. 36 КЗоТ, что может быть обжаловано в судебном порядке. Если при рассмотрении трудового спора будет установлено, что изменение существенных условий труда проведено не в связи с изменениями в организации производства и руда на предприятии, в учреждении, организации, то такое изменение с учетом конкретных обстоятельств может быть признано судом неправомерным с возложением на работодателя обязанности восстановить работнику прежние условия труда (п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 06.11.92 №9).

Для членов выборных профсоюзных органов ст. 252 КЗоТ Украины и ст. 41 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлены дополнительные гарантии при изменении условий трудовых договоров. Так, изменение условий трудового договора, оплаты труда, привлечение к дисциплинарной ответственности работников, являющихся членами выборных профсоюзных органов, допускается лишь по предварительному согласию выборного органа, членами которого они являются.

Все указанные нормы законодательства о труде должны быть учтены при проведении изменений условий трудовых договоров, к которым относятся введение неполного рабочего времени, изменения системы и размеров оплаты труда, отмена льгот и гарантий и др.

^
О социальных выплатах в связи с частичной безработицей


Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (далее – закон) предусмотрена возможность получения застрахованными лицами (всеми работающими на условиях трудового договора) пособия по частичной безработице за счет денежных средств Фонда занятости. Условия и порядок предоставления таких выплат определены статьями 24-26 Закона.

Пособие по частичной безработице предоставляется в случае потери работниками части заработной платы вследствие вынужденного временного сокращения нормальной продолжительности рабочего времени и/или перерыва в получении заработной платы или сокращения ее размеров в связи с временным прекращением производства без прекращения трудовых отношений по причинам экономического, технологического и структурного характера.

К условиям предоставления такого пособия относятся: простой на предприятии или в цехе, участке с замкнутым циклом производства, который продолжается более одного месяца, не превышает шести месяцев и не зависит от работника и работодателя; простой в течение месяца, охвативший не менее 30% численности работников предприятия или цеха, участка, в которых простои составляют 20 и более процентов рабочего времени. О возможных простоях работодатель обязан уведомить государственную службу занятости.

Право на пособие имеют лица, которые в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором начался простой, работали не менее 26 календарных недель, уплачивали страховые взносы и у которых простои составляют более 20 и более процентов рабочего времени.

Пособие устанавливается за каждый час простоя в размере 2/3 тарифной ставки (оклада), установленного работнику разряда и его размер не может превышать прожиточного минимума, установленного законом. Оно предоставляется с первого дня простоя, продолжительность выплаты не может превышать 180 календарных дней в течение года.

Выплата пособия осуществляется за счет Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.
Профсоюзные органы должны проверить, приняты ли работодателем меры к получению пособия по частичной безработице, которое может быть предоставлено только в случае объявления простоя.
О правомерности направления в отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя
При оценке ситуации в связи с предоставлением неоплачиваемых отпусков профсоюзные комитеты должны помнить, что право на такой отпуск установлено, прежде всего, для работников ст. 84 КЗоТ Украины и ст. 26 Закона Украины «Об отпусках». Согласно ст. 25 Закона Украины «Об отпусках» отпуска без сохранения заработной платы должны предоставляться в обязательном порядке при наличии соответствующих доказательств.

Отпуск без сохранения заработной платы на срок, оговоренный соглашением между работником и работодателем, но не более чем на 15 календарных дней в году, может предоставляться по семейным обстоятельствам и другим причинам. Для предоставления такого отпуска необходимо волеизъявление работника, т.е подача им соответствующего заявления.

В случае, если с молчаливого согласия профоргана работников убедили подать заявления о предоставлении им неоплачиваемых отпусков, то им необходимо разъяснить все негативные последствия, которые влечет предоставление такого отпуска, в т.ч. снижение общего уровня оплаты труда, который отражается на размере всех видов пособий по социальному страхованию. В случае болезни работника, он может получить пособие по временной потере трудоспособности только с даты окончания отпуска без сохранения заработной платы.

В целях защиты прав и интересов работников профорганы должны своевременно реагировать на такие явления.
^ О правомерности высвобождения работников
Оценивая возможности высвобождении работников как неизбежной меры, предлагаемой работодателем, профсоюзный комитет должен учитывать положения ст. 494 КЗоТ Украины, ст. 22 Закона о профсоюзах, соответствующие положения генерального, отраслевого, регионального соглашений. Это, прежде всего, касается информирования выборного профоргана о соответствующих изменениях в организации производства и труда, вследствие которых планируется высвобождение работников, не менее, чем за 3 месяца до реализации намеченных мер.
Соответствующая информация должна содержать причины предстоящих увольнений, количество и категории работников, которых это может касаться, сроки проведения увольнений. Помимо информирования работодатель обязан провести консультации с профсоюзами о мерах относительно предупреждения увольнений или сведении их количества к минимуму или смягчению неблагоприятных последствий любых увольнений.
Информация работодателя должна быть аргументирована технико-экономическим обоснованием необходимости сокращения численности (штата) работников либо изменения условий труда.
Принятию решения профсоюзным комитетом должен предшествовать анализ предоставленных работодателем технико-экономических обоснований необходимости сокращения численности (штата) работников и приложенных к нему проектов документов. Должна быть дана оценка проведенных мер по предотвращению увольнений и смягчению их последствий. Следует проверить: использованы ли администрацией предприятия все резервы для сохранения рабочих мест и стабилизации экономического положения на предприятии; действительно ли имеет место необходимость в сокращении численности или штата работников; сформирована ли комиссия по проведению процедуры высвобождения, включены ли в состав комиссии представители профсоюзной организации и т.п.
Убедившись в необходимости, правомерности и обоснованности действий работодателя, профсоюзные органы должны настаивать на безусловном соблюдении требований законодательства при проведении процедуры высвобождения работников, установленной действующим законодательством о труде, не допуская экономии сред за счет работников.
О порядке проведения процедуры высвобождения работников будут подготовлены дополнительные разъяснения.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины Донецкая областная организация профсоюза iconИнформационный лист
Профсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины донецкая областная организация профсоюза областной...

Профсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины Донецкая областная организация профсоюза iconПрофсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности...
Объемы и способы проведения высвобождения самые разнообразные. При этом не всегда соблюдается порядок высвобождения, установленный...

Профсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины Донецкая областная организация профсоюза iconРешение участников совещания Донецкого областного комитета профсоюза...
Донецкого областного комитета профсоюза трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины, технической инспекции...

Профсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины Донецкая областная организация профсоюза iconПрофсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины
...

Профсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины Донецкая областная организация профсоюза iconПрофсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины
Финансовый кризис привел к приостановке деятельности некоторых предприятий, в связи, с чем возникают простои

Профсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины Донецкая областная организация профсоюза iconПрофсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины
...

Профсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины Донецкая областная организация профсоюза iconОбращение
Донецкого областного комитета профсоюза трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины, технической инспекции...

Профсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины Донецкая областная организация профсоюза iconОбращение
Донецкого областного комитета профсоюза трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины, технической инспекции...

Профсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины Донецкая областная организация профсоюза iconПрофсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины
Указанный Закон увеличивает ответственность работодателей за правонарушения в сфере оплаты труда и другие нарушения законодательства...

Профсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины Донецкая областная организация профсоюза iconПрофсоюз трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности Украины
Доводим до Вашего сведения отдельные статьи Государственного бюджета Украины на 2008 год. Просим учесть при подготовке коллективного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<