Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями фпо и зо спец. 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организации»




НазваниеКонспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями фпо и зо спец. 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организации»
страница1/15
Дата публикации01.03.2013
Размер2.13 Mb.
ТипКонспект
uchebilka.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
К.А.Фисун
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины

студентами и слушателями ФПО и ЗО спец. 7.050107 «Экономика

предприятия», 7.050201 «Менеджмент организации»,

7.050106 «Учет и аудит»



Харьков - ХНАГХ - 2005

УДК 658
Основы менеджмента. Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями ФПО и ЗО спец. 7.050107 «Экономика предприятий», 7.050201 «Менеджмент организаций», 7.050106 «Учет и аудит». Авт. К.А. Фисун - Харьков : ХНАГХ, 2005. - 128 с.

В конспекте лекций определены основные принципы и положения современной теории менеджмента. Рассматриваются вопросы содержания функций управления, методы их реализации в практической деятельности. Приводятся данные по глобальным тенденциям развития мировой экономики в ХХІ веке, которые определяют направления построения современных систем управления. Сформированы критерии эффективности функционирования организационных структур.

Основное назначение данного пособия - познакомить слушателей экономических, а также других специальностей с теорией и практикой реализации современных систем управления.

Рис. - 3 .Табл. - 6. Библиография - 79 назв.


Автор: к. т. н. К.А. Фисун
Рецензент: д. э. н. А.Е. Ачкасов


Утверждено Ученым советом ХНАГХ, протокол № 10 от 30.08.2004.

© К.А. Фисун, ХНАГХ, 2005
ВВЕДЕНИЕ

История становления и развития менеджмента как вида профессиональной деятельности, области знаний весьма непродолжительна относительно развития человечества и очевидно, если говорить о современном толковании этой сферы человеческой деятельности. Действительно, кажется загадкой: «Почему столь важная отрасль знаний так поздно (конец XIX - начало ХХ веков) приобрела статус науки?» На протяжении всего развития человеческого общества об управлении говорили исключительно в контексте власти, иерархии, дара, данного свыше, некоего особого порядка, недоступного пониманию простых смертных. Мысли и отрезвляющий цинизм Макиавелли помогли сделать власть объектом рационального анализа. Однако этого оказалось недостаточно. Потребовалось три века «периода созревания», чтобы менеджмент сформировался как направление практической деятельности, область познаний и исследований на основе практического опыта управления предыдущих эпох. Главный пик системы «менеджерализма» - 40-60гг. ХХ в.

В этот периода начался золотой век науки управления – «революция менеджеров». Конечно, необходимость научного подхода к управлению как системе работ и вида деятельности была осознана в начале ХХ в. Но если говорить об общих тенденциях развития «науки управления», то главные направления этой дисциплины (междисциплинарной области) были определены в середине ХХ в. Поэтому, дискуссию по поводу: «Менеджмент - это профессиональная подготовка, «дар бога», миф, искусство и т.д.» - можно отнести к области общих принципов человеческого познания. Насущные требования в области развития производительных сил и производственных отношений заставляют формировать все более многочисленные и совершенные «инкубаторы» современного менеджера, управляющего, администратора, распорядителя, руководителя, директора и т.п. Следовательно, независимо от того, как можно определить понятие «менеджмент»- это прежде всего то, что необходимо для развития современной и будущей организации общественного производства.

Сегодня в подавляющем большинстве учебников по истории развития управленческой деятельности, различают либо основные концепции формирования методологии решения управленческих проблем (подход с позиции выделения основных школ в управлении, процессный подход, системный анализ, ситуационный подход), либо главные аспекты практики управления (эмпирический подход, психологический подход, « открытые социотехнические системы», «информационно-коммуникационная революция», операционный подход). Четко разграничить эти подходы очень сложно. Но тем не менее менеджмент обладает статусом самостоятельной дисциплины, которая решает конкретную проблему человеческой жизнедеятельности: что необходимо предпринять для достижения определенных целей, используя деятельность (работу) многих людей, производящих полезные для внешней (относительно организации) среды продукты и потребляющих широкий спектр ограниченных ресурсов. Уникальность менеджмента в том и состоит, что он является совершенно особой областью человеческих знаний, где наука и искусство, теория и практика, интуиция и рациональный выбор должны образовать единое целое. Это система познаний, которая питается от большинства смежных «участков познаний»: макро- и микроэкономика, эконометрия, теория систем, теория информации, системный анализ, прикладная математика, исследование операций, социология, психология и многое – многое другое. Положение о том, что менеджмент является наукой, персональным видом работы было первым при позиционировании новых принципов управления в общественном сознании. Сегодня многие текущие функции менеджера заключаются не только в управлении людьми. Он создает среду, условия для раскрытия творческого потенциала подчиненных. И здесь не обойтись исключительно математическими методами или психологией. Требуется комплексный, интегрированный подход.


  1. ^ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Методология менеджмента — это учение об основных функциях, принципах и методах управленческой работы, системе важнейших ее показателей и результатов. Основой учения являются общие для всех наук методы — исторический и логический, анализ и синтез, диалектика, конкретный и абстрактный, взаимосвязь условий и явлений и т. д.

^ Методы и принципы менеджмента — это правила и способы управления деятельностью организаций. К методам менеджмента относят организационные, административные, экономические и социально-психологические. Принципами менеджмента являются: единоначалие, внутрипроизводственное планирование и разделение труда, нормирование и учет, дисциплина и ответственность, уважение и признание права всех форм собственности, честность, правдивость, верность слову, целеустремленность и т. д.

Материал по истории развития науки и практики управления рекомендуется изучать по направлениям, «школам» и концепциям менеджмента. Важно учесть, что новые взгляды на проблемы управления производством возникают не сами по себе, а вследствие изменений в общественном производстве, экономических отношениях и социальной среде. Эволюция взглядов на управление тесным образом связана с открытиями и изобретениями в области техники и технологии, использованием новых источников энергии, новыми сферами человеческой деятельности, расширением международных связей и т.д.

^ Рационалистический подход. Это управление производством на основе изучения трудовых операций на рабочих местах, хронометраж, выявление приемов и способов работы, ведущих к росту производительности и интенсивности труда. Применение оплаты рабочей силы идет по двум ставкам: меньшей — при недовыполнении нормы и значительно большей — при ее перевыполнении. Расстановка рабочих проводится в зависимости от способностей и физической силы. Это механический подход к роли и месту человека в процессе производства.

^ Процессный подход - один из ранних подходов к управлению, применяемый и в настоящее время. В нем функции управления рассматриваются не отдельно, а как взаимосвязанные между собой. Таких функций управления несколько: планирование, организация, распорядительство, мотивация, координация, контроль, коммуникация, исследование, принятие решений, подбор кадров, заключение сделок и т.д. Такой подход базируется на основных положениях административной школы управления, признающей необходимость разделения труда, власти и ответственности, дисциплины, единоначалия, иерархии и т.д.

^ Рациональная бюрократия - завершающая концепция классической школы менеджмента. Модель рациональной бюрократии в управлении включает положения из рационалистического и процессного подходов, но более развитые под влиянием совершенствования военного производства в годы перед Первой мировой войной. В эту концепцию входят положения: о необходимости глубокого разделения труда по функциональному признаку, строгая иерархия, четко очерченные права и обязанности на базе принятых норм и правил, формальный подход к работникам без учета их личных качеств, конкурсная система подбора сотрудников и сложная бюрократическая система их продвижения по службе и увольнения.

^ Школа человеческих отношений - это подход к управлению, ориентированный не только на технику и функции организации, но и на человека. Учет возможностей коллектива, поведение в нем работника, его роль, свойства личности и создание условий, удовлетворяющих потребности людей. Использование интеллектуального потенциала человека в интересах организации, создание обстановки, способствующей раскрытию его индивидуальных способностей, творчества, изобретательности, стремления к достижению целей организации. Гибкость и гармония в отношениях между менеджером и работниками, управление не на основе формальных инструкций, а руководствуясь конкретными условиями и обстановкой.

^ Системный подход - управление, ориентированное на комплексный подход к решению проблем организации. При таком подходе предприятие рассматривается как сложная система с внутренними и внешними связями. Главная роль в управлении организацией отводится ее лидерам, элите руководителей. Вместе с тем в зависимости от обстановки действуют не только менеджеры, но и весь коллектив. В рамках системного подхода создана концепция управления «7—S». В нее вошли главные направления деятельности менеджеров: стратегия, структура, системы и процедуры, сотрудники, стиль управления, квалификация, ценности. Такой подход указывает на многомерность организации и необходимость учета множества внутренних и внешних переменных.

^ Ситуационный подход. Данная концепция разработана в конце 60-х гг. Это способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации. Ситуационный подход не отвергает прежних достижений управленческой науки. Конкретные условия и ситуации требуют от менеджера творческого применения тех или иных подходов в менеджменте, так как одни и те же действия в различных условиях могут дать прямо противоположные результаты. Ситуационный подход предполагает знание средств профессионального управления, их сильных и слабых сторон. Менеджер должен правильно оценивать ситуации и принимать конкретные меры для эффективного управления. Таким образом, это не набор каких-то конкретных мер, а скорее способ мышления, охватывающий организационные проблемы и методы их решения.

В 80 – 90гг. ХХ ст. были разработаны новые научные концепции управления, наиболее значительными из которых являются следующие теории.

^ Теория стратегий, инноваций и лидерства. Разработка стратегии организации в рыночной экономике рассматривается как фактор ее конкурентоспособности, исследована роль инновационного менеджмента, разработаны теории мотивации и лидерства как важнейшие основы управления персоналом.

^ Теория устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ». Теория исходит из необходимости обеспечения мирового баланса между социально – экономическим развитием и сохранением окружающей среды. Разработаны модели оптимального функционирования экономики, глобализации и интернационализации менеджмента. Активно используется гибкий стратегический и инновационный менеджмент, ресурсосберегающие технологии, «демократизация» стилей и методов управления.

Процесс научного выявления и исследования законов и закономерностей управления не завершен. В будущем появятся новые факторы и закономерности управления, особенно по мере исследования социальных систем и поведения людей в организации.

Под принципами управления будем понимать основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов.

В современной теории управления известно много принципов, однако выделим только основные.

Бюрократия - обеспечение разумного господства центрального звена управления (администрации) над основной частью персонала для строгого выполнения нормативных документов организации ("разделяй и властвуй").

Гибкость - означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.

Децентрализация - в любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей с передачей прав и ответственности на нижние уровни.

Дисциплинированность - все работники выполняют правила внутреннего трудового распорядка, а менеджеры применяют справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

Единоначалие - концентрация власти в руках линейных руководителей, работник получает распоряжение и отчитывается перед одним непосредственным начальником ("директор всегда прав").

^ Кадры решают все - должна быть разработана эффективная система подбора, расстановки и обучения кадров. Развитие и продвижение работников осуществляется в соответствии с результатами их труда, квалификацией, способностями и потребностями организации.

Коллегиальность - менеджеры работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, участвуя в выработке наиболее важных решений.

Кооперация - система управления персоналом должна обеспечивать максимальное разделение и специализацию процессов выработки, принятия и реализации решений человеком.

Корпоративность — гармония интересов всех категорий персонала в обеспечении единства интересов и усилий по достижению целей управления ("в единении - сила").

Оперативность - своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения и конфликты ("не ждать").

Ротация - временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь выполнять функции одного - двух работников своего уровня и планомерно перемещаться по различным должностям.

Специализация - разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении однородных функций управления.

^ Справедливое вознаграждение - базируется на оплате по результатам индивидуального и коллективного труда с возмещением стоимости рабочей силы.

Эффективность - предполагает экономичную организацию системы управления персоналом на основе снижения доли затрат на управление в общих затратах на единицу выпускаемой продукции.

Знание и использование указанных принципов управления позволяет правильно реализовывать законы и закономерности управления и обеспечивать эффективную работу организации.

С развитием теории управления персоналом и социального менеджмента в конце ХХ в. предложены новые принципы управления. Эти принципы переносят акцент с административного (командного) воздействия на человека на социально-психологические способы и повышают значимость человеческих отношений.
Таблица 1.1 - Новые принципы управления


Наименование

Содержание принципов

Адаптивность

Своевременная реакция на изменения во внешней среде, позволяющая гибко реагировать в управлении

Деловое партнерство

Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями, клиентами и заказчиками

Доброжелательность

Доброжелательная атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих

Коммуникативность

Эффективные коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз и по горизонтали

Лояльность

Лояльность к работающим со стороны менеджеров на основе теории человеческих отношений

Мотивация

Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы

Ответственность

Ответственность каждого сотрудника организации как обязательное условие успешного управления и корпоративной культуры

Патернализм

Забота руководителей об улучшении качества трудовой жизни и благосостояния сотрудников

Перспективность

Четкое представление о месте и роли организации в будущем, работа в соответствии со стратегическим планом

Саморазвитие

Качество личной работы и постоянное самосовершенствование личности взамосовершенствование личности

Согласованность

Непосредственное участие менеджеров в групповой работе как условие достижения согласованности и целостности

Участие в прибыли

Долевое участие каждого работающего в общих результатах (премии, дивиденды, бонусы) как средство материальной заинтересованности

Честность

Честное отношение и доверие людям, соблюдение норм общественной морали

Этичность

Соблюдение деловой этики бизнеса и внутренней философии организации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями фпо и зо спец. 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организации» iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы по курсу «Аудит»
Методические рекомендации для самостоятельного изучения курса «Аудит» (для студентов 4, 5 курсов заочной формы обучения фпо и зо:...

Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями фпо и зо спец. 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организации» iconКонспект лекций и вопросов для самостоятельного изучения по дисциплине «Экономика предприятия»
Опорный конспект лекций и вопросов для самостоятельного изучения по дисциплине «Экономика предприятия» для студентов специальности...

Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями фпо и зо спец. 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организации» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины...
Социология. Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины студентами фпо и заочного обучения

Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями фпо и зо спец. 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организации» iconЕксты лекций для студентов 2- 4 курсов специальностей 050201«Менеджмент...
«Менеджмент организаций», 050107 «Экономика предприятий» и 050106 «Бухучет и аудит»

Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями фпо и зо спец. 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организации» icon«восстановление деталей и повторное использование материалов»
...

Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями фпо и зо спец. 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организации» icon1. Бухгалтерский учет, его сущность и основы организации
«Учет и аудит», 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организаций» факультета последипломного образования и заочного...

Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями фпо и зо спец. 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организации» icon«Экономические риски»
Экономические риски” (для студентов 3, 4 курсов заочной формы обучения спец. 050107 „Экономика предприятий”, 050106 „Учёт и аудит”,...

Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями фпо и зо спец. 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организации» iconПланы семинарских занятий и методические указания по курсу «логика»
«Учет и аудит», 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организаций»

Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями фпо и зо спец. 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организации» iconМетодические указания к изучению курса «модели и методы принятия решений в анализе и аудите»
Методические указания к изучению курса «модели и методы принятия решений в анализе и аудите» студентами и слушателями фпо и зо спец....

Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями фпо и зо спец. 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организации» icon«Страхование»
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по курсу „Страхование” (для студентов 3, 4 курсов заочной формы обучения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<