Матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків, 4-5 листопада 2010 р.). Х.: Харк нац ун-т ім. В. Н. Каразіна, 2010. С. 53-57




Скачать 79.57 Kb.
НазваниеМатеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків, 4-5 листопада 2010 р.). Х.: Харк нац ун-т ім. В. Н. Каразіна, 2010. С. 53-57
Дата публикации23.02.2013
Размер79.57 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы


Опубликовано: Черномаз П.А. Духовное возрождение и политико-экономическое доминирование стран в мировом сообществе // Регіон – 2010: стратегія оптимального розвитку: Матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків, 4-5 листопада 2010 р.). – Х.: Харк. нац. ун-т ім. В.Н. Каразіна, 2010. – С. 53-57.
УДК 339.9:130.123.4

ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ СТРАН В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

Черномаз П.А.


ГП «Харьковский региональный научно-производственный центр стандартизации, метрологии и сертификации», ^ Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина
Основная причина мирового экономического кризиса – кризис духовности. Развитие рыночной экономики без моральных сдерживающих норм ведет к созданию общества потребления. Причем каждый в этом обществе желает потребить больше ресурсов, чем имеется в наличии. В этом заложено глубочайшее противоречие, порожденное низшей природой человека, если она не обуздана самоограничением.

Американский финансист, сторонник теории открытого общества Джоржд Сорос в своей книге «Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности» более 10 лет назад написал об этом так: «Уже нет необходимости говорить… о моральных принципах, отличных от своекорыстия. Успехом восхищаются больше всего. Политики получают признание за то, что были избраны, а не за принципы, которые они исповедуют. О деловых людях судят по их благосостоянию, а не по их честности и неподкупности или вкладу их предприятия в социальное и экономическое благополучие. «Хорошо» было заменено на «эффективно», и эта замена упростила достижение успеха без учета того, что такое хорошо. Не надо и говорить, что именно в этом я вижу… угрозу стабильности нашего общества» [1].

Видимыми проявлениями духовного кризиса в обществе потребления являются: потеря веры и снижение роли религии; разочарование в идеологиях (а по сути квазирелигиях) и политических системах; утрата веры в лидеров и высших руководителей; нарастающее недоверие по отношению к науке; углубление ощущения социальной несправедливости, на фоне которого выхолащиваются, становятся рационально нецелесообразными и бессмысленными вечные ценности (понятия любви, добра, правды, совести, справедливости); подмена высокого искусства массовой культурой и суррогатами.

Все это тесно связано с существующей в мировом сообществе закономерностью, связанной с возвышением значимости отдельных стран или их сообществ в определенные исторические периоды. Речь идет о перераспределении участников мирового экономического и политического доминирования в соответствии с историческими циклами.

До недавнего времени главным источником идеологии общества потребления в мире являлись США. Однако сейчас происходит перераспределение основных игроков на мировой шахматной доске. Наблюдается ослабление роли США в мировом экономическом влиянии и усиление роли Европейского Союза, а также так называемых развивающихся рынков – прежде всего Китая и России. В таком случае вполне логично ожидать и смены мировой идеологии.

Отдельные исследователи связывают это с так называемыми «историческими циклами», которые различны для разных народов, то есть в один и тот же момент исторического времени одни государства и народы могут находиться на стадии подъема, а другие – на стадии упадка. Еще до н. э. римский историк Полибий в 40-томной "Всеобщей истории" и китайский историк Сыма Нянь в "Исторических записках" рассматривали историю общества как круговорот, идею больших исторических циклов выдвинул в начале н. э. арабский историк аль Бируни [2].

В XX в. наибольшее признание получили теории циклов культур немецкого философа Освальда Шпенглера [3], циклов цивилизаций английского историка Арнольда Тойнби [4] и циклов этногенеза российского историка и географа Льва Гумилева [5]. Однако у них был и малоизвестный ныне предшественник. 100 лет назад, в 1910 г., в Варшаве издана книга русского генерала и исследователя-этнографа Валентина Мошкова «Механика вырождения. 1912 год – начало железного века в России». В ней он изложил собственную теорию исторических циклов. Он писал: «Оказывается, что все государства и все общества, от самых больших до самых малых, в своей исторической жизни совершают непрерывный ряд оборотов, которые я называю историческими циклами. Продолжительность цикла для всех народов без исключения – ровно 400 лет. Хотя в прохождении циклов и у разных народов, и у одного и того же народа встречается много разнообразия, но распределение в цикле подъемов и упадков и общий характер цикла у всех народов одинаковы. Получается такое впечатление, что через каждые 400 лет своей истории народ возвращается к тому же, с чего начал. Цикл – это год истории. При ближайшем знакомстве с циклом легко заметить, что он распадается на две равные половины по 200 лет, из которых каждая носит свой особый характер. Первая половина – восходящая, вторая – нисходящая… В первую половину цикла государство растет и крепнет и ровно к концу 200 года достигает максимума своего благополучия, а потому этот год можно назвать вершиной подъема. Начиная отсюда, в последние 200 лет цикла, государство клонится к упадку, пока не достигнет в конце концов вершины упадка. Затем начинается первая восходящая половина нового цикла и т. д.» [6]. Цикл по аналогии с древними преданиями В. Мошков разделил на 4 периода по 100 лет: I век – золотой; II век – серебряный; III век – медный; IV век – железный.

Самое интересное то, что в своей книге В. Мошков предугадал общую канву трагичных событий ХХ века в России, т.к. определил, что последний российский исторический цикл начался с золотого века в 1612 г. (год конца «смутного времени»), а с 1912 по 2012 гг. Россия будет находиться в железном веке, соответствующем наибольшему упадку. После 2012 г., по его мнению, в России начнется постепенный подъем и переход к золотому веку. Он писал так: «Между 2000 годом и 2012 надо ожидать периода полной анархии, соответственной блаженной памяти «Смутному времени», которым и закончится текущий исторический цикл. Так как вслед за тем наступит Золотой век и его худшая половина, то настоящего подъема при нормальном течении общественной болезни не будет до 2062 года» [6].

Если по аналогии за начальную точку отсчета исторического цикла США взять 1776 г. – время провозглашения «Декларации независимости», то американцы уже прошли золотой и серебряный века, достигли наивысшей точки подъема и с конца 1970-х годов вошли в медный век, что соответствует началу исторического спада. Политический вес США на международной арене до этого момента постоянно рос. Вторая мировая война, принесшая американскому капиталу невиданные дивиденды, пришлась на восходящую половину серебряного века. К 1970-м годам экономика США достигла небывалого подъема, однако сейчас многие политологи и экономисты говорят о «закате Америки».

Вместе с тем народы, стоявшие у истоков формирования объединенной Европы, в данный момент находятся на подъеме. По всей видимости, в прошлом столетии Европа вошла в золотой век, начало которого ознаменовалось образованием в 1957 г. Европейского экономического сообщества, а середина – последним расширением ЕС (присоединением Болгарии и Румынии) и подписанием Лиссабонского договора о реформировании институтов управления Евросоюза в 2007 г.

Совокупный годовой ВВП 27 стран-членов ЕС по данным Международного валютного фонда достиг в 2009 г. 16,45 трлн. долл., в то время как у США он на уровне 14,26 трлн. долл., затем со значительным отрывом идут Япония (5,07 трлн. долл.) и Китай (4,91 трлн. долл.) [7].

Если взять список 20 самых крупных по капиталу компаний мира, то в 2001 г. 14 из них были американскими, 5 – европейскими и одна японская. Через 8 лет ситуация кардинально изменилась. В 2009 г. по данным журнала «Fortune» в двадцатку самых крупных компаний мира входили 8 европейских, 7 американских, 3 китайские и 2 японские. Причем первой в списке находилась британо-нидерландская нефтегазовая компания Royal Dutch Shell с рыночной капитализацией 458,361 млрд. долл. и лишь на втором американская нефтяная компания Exxon Mobil с капитализацией 442,851 млрд. долл. Американская машиностроительная корпорация General Electric, бывшая в 2001 г. на первом месте в мире, сегодня оказалась на двенадцатом [8].

Чем же европейская политико-экономическая система отличается от американской? Прежде всего тем, что в ней больше социальной ответственности и одна из ее основ – принцип солидарности. Именно европейцы подняли вопрос об обуздании спекулятивного капитала в условиях кризиса. В октябре 2009 г. в Брюсселе состоялись ежегодные Европейские дни развития, в ходе которых обсуждались вопросы роли Европы в мире в преддверии ратификации Лиссабонского договора, еще больше укрепившего ЕС. Открывая Европейские дни развития, президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил: «Я верю в Европу, которая открыта и исповедует ценности развития, свободы и солидарности. Есть три тезиса, которые я хочу подчеркнуть. Первый – солидарность с нашими партнерами в развивающихся странах. Второй – управление, особенно вопросы переформатирования глобализации в такую, которая базируется на универсальных ценностях. Третий – надлежащее отношение к окружающей среде. Европейская Комиссия последовательно провозглашает на саммитах «большой двадцатки» и везде, что нам необходимо избежать двухскоростного восстановления экономики: когда станы с низким доходом двигаются медленнее… Вместе станы-члены и Еврокомиссия предоставляют около 60% помощи на развитие в мире. В течение последних 50 лет мы приобрели европейский опыт в развитии работающей модели европейской интеграции. Думаю, можем дать в этом определенные советы другим странам. Евросоюз может служить лабораторией для глобального управления (подчеркнуто мной – П.Ч.). По моему мнению, этот опыт делает нас естественными адвокатами глобального управления» [9].

Таким образом, Европейский Союз вполне открыто заявляет о желании глобального управления, но не путем силового давления, а на принципах универсальных ценностей: развития, свободы и солидарности. Мы видим постепенный переход политико-экономического доминирования в мире от последней империи ХХ века США к новому центру мирового влияния – ЕС.

Выводы. Глобальный экономический кризис является следствием кризиса духовности. Чтобы выйти из него с достоинством, человечеству нужно измениться – возродить нравственные ценности, выйдя на новый цикл развития.

Необходимо духовное возрождение – осознание большинством людей приоритета духовных ценностей, интересов общества, принципов чести над корыстными личными, групповыми и другими более низкими интересами, что практически означает последовательную и предсказуемую политику, социальную справедливость и ответственность, чистые правила игры в бизнесе, разумное потребительское самоограничение, уважение свободы и защищенность каждой личности.

Вероятнее всего, в соответствии с историческими циклами, это будет сопряжено с переходом мирового политико-экономического доминирования вначале от США к Европейскому Союзу, а затем – к России либо возможному альянсу Россия – Китай.

В результате в обществе укоренится новая, следующая за концепцией устойчивого развития, неоэкономическая модель развития, ставящая приоритет духовности над материально-практическими технологиями [10]. Она предполагает, что успех в развитии общества зависит не столько от решения конкретных экономических и технических задач, а прежде всего от той системы ценностей, которая определяет мышление и поведение людей данного общества, от тех духовных идей, которые способны объединить, возродить дух созидания и проявить лучшие качества людей. Иными словами, в этой модели раскрытие духовного потенциала каждого человека в конечном итоге определяет развитие общества, его культурный и духовный уровень, а также силу и богатство страны и региона.
^ Список использованных источников: 1. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности // http://capitalizm.narod.ru. 2. Яковец Ю.В. Исторические циклы // http://abuss.narod.ru/Biblio/jakovets.htm. 3. Шпенглер О. Закат Европы // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng/index.php. 4. Тойнби А. Дж. Постижение истории // http://www.kulichki.ru/~gumilev/Toynbee/index.html. 5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли // http://gumilevica.kulichki.net/EBE/index.html. 6. Мошков В.А. Механика вырождения // www.velesova-sloboda.org/antrop/moshkov2.html. 7. List of countries by GDP (nominal) // http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_GDP_(nominal). 8. Fortune. Global 500 // http://money.cnn.com/magazines/fortune/global500/2009/index.html. 9. Фундаментальними для нас у допомозi на розвиток є солiдарнiсть, управлiння та довкiлля // Євробюлетень. – 2009. – № 11. – С. 19. 10. Голиков А.П., Черномаз П.А. Международные экономические термины: словарь-справочник. – Х.: ХНУ им. В.Н. Каразина, 2007. – С. 183.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків, 4-5 листопада 2010 р.). Х.: Харк нац ун-т ім. В. Н. Каразіна, 2010. С. 53-57 iconРеабілітація та ресоціалізація осіб зі станами залежності різного...
Довженківські читання: Реабілітація та ресоціалізація осіб зі станами залежності різного походження. Матеріали ХІІI української науково-практичної...

Матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків, 4-5 листопада 2010 р.). Х.: Харк нац ун-т ім. В. Н. Каразіна, 2010. С. 53-57 iconРеабілітація та ресоціалізація осіб зі станами залежності різного...
Довженківські читання: Реабілітація та ресоціалізація осіб зі станами залежності різного походження. Матеріали ХІІI української науково-практичної...

Матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків, 4-5 листопада 2010 р.). Х.: Харк нац ун-т ім. В. Н. Каразіна, 2010. С. 53-57 iconЗдоров'я сучасної людини у духовно-соціальному та фізічному вимірі....

Матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків, 4-5 листопада 2010 р.). Х.: Харк нац ун-т ім. В. Н. Каразіна, 2010. С. 53-57 iconМатеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю «Урологія,...

Матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків, 4-5 листопада 2010 р.). Х.: Харк нац ун-т ім. В. Н. Каразіна, 2010. С. 53-57 iconМатеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю «Урологія,...

Матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків, 4-5 листопада 2010 р.). Х.: Харк нац ун-т ім. В. Н. Каразіна, 2010. С. 53-57 iconМатеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю «Урологія,...

Матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків, 4-5 листопада 2010 р.). Х.: Харк нац ун-т ім. В. Н. Каразіна, 2010. С. 53-57 iconМатеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю «Урологія,...

Матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків, 4-5 листопада 2010 р.). Х.: Харк нац ун-т ім. В. Н. Каразіна, 2010. С. 53-57 iconУкраїнсько-російське порубіжжя: стан та перспективи співробітництва:...
Мадридской конвенции // Українсько-російське порубіжжя: стан та перспективи співробітництва: Матеріали науково-практичної конференції...

Матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків, 4-5 листопада 2010 р.). Х.: Харк нац ун-т ім. В. Н. Каразіна, 2010. С. 53-57 iconЗдоров'я сучасної людини у духовно-соціальному та фізічному вимірі....
В последнее время в психиатрической литературе широко используется понятие стигматизации больных, которое подразумевает широкий спектр...

Матеріали науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Харків, 4-5 листопада 2010 р.). Х.: Харк нац ун-т ім. В. Н. Каразіна, 2010. С. 53-57 iconНаукове видання Матеріали ХVIII міжнародної науково-практичної конференції...
...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don