Ограничение монополизма и защита экономической конкуренции в Украине




Скачать 51.33 Kb.
НазваниеОграничение монополизма и защита экономической конкуренции в Украине
Дата публикации04.03.2013
Размер51.33 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы
Ограничение монополизма и

защита экономической конкуренции в Украине.
Прежде чем раскрыть содержание настоящей статьи, необходимо определить понятие монополия. Как отмечает экономист Нуреев Р.М. (в публикации «Курс микроэкономики» Изд. «Норма» 2000) монополия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю), — это фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товары и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей. Таким образом, монополистическая конкуренция – это рынок с большим количеством продавцов, которые предлагают подобные, но не идентичные товары.

В большинстве стран мира, как указывается многими экономистами, монополии противозаконны. Однако закон разрешает существование монополий в таких сферах как связь, коммуникации, патентная система, авторские права и товарные знаки. Это естественные монополии, то есть дозволенные государством. Они создаются в тех случаях, когда одна фирма может обеспечить весь рынок при этом имея более низкие затраты, чем несколько конкурирующих фирм. Например, конкуренция нерентабельна в водо-, энерго-, газоснабжении. Регулятором поведения таких монополий является государственная собственность и государственное регулирование. Объектами государственной собственности на местном уровне является транспорт, водоснабжение, уборка и вывоз мусора.

Как замечает Нуреев Н.М., монополий в мире не так много, но они всё же есть. Например, фирма «Дебирс» – алмазный синдикат, принадлежащий ЮАР, контролирует 85 % алмазных предложений в мире.

Говоря о положении в Украине, следует отметить, что в 1996 году (07.06.1996 г.) был принят Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» № 236/96-ВР, который направлен на установление, развитие и обеспечение торговых и других честных методов ведения конкуренции при осуществлении хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Недобросовестной конкуренцией, согласно статье 1 Закона № 236/96-ВР, являются любые действия в конкуренции, противоречащие торговым и другим честным обычаям в хозяйственной деятельности. Совершение действий, определённых Законом № 236/96-ВР, как недобросовестная конкуренция, влечёт за собой ответственность, предусмотренную законодательством. Например, к субъекту правонарушения может применяться наложение штрафа, порядок применения которого регулируется частями третьей - седьмой статьи 52 Закона «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III. Лица, которым причинен вред вследствие совершения действий, определенных Законом как недобросовестная конкуренция, могут обратиться в суд с иском о его возмещении. В случае признания совершения нарушений, предусмотренных статьёй 4 (неправомерное использование обозначений – использование имени, коммерческого (фирменного) наименования, торговой марки (знака для товаров и услуг), рекламных материалов, оформления упаковки товаров и периодических изданий, других обозначений без разрешения (согласия) субъекта хозяйствования, который ранее начал использовать их или похожие на них обозначения в хозяйственной деятельности, что привело или может привести к смешиванию с деятельностью этого субъекта хозяйствования) и статьёй 6 (копирование внешнего вида изделия – воспроизведение внешнего вида изделия другого субъекта хозяйствования и введение его в хозяйственный оборот без однозначного указания производителя копии, что может привести к смешиванию с деятельностью другого предприятия) Закона № 236/96-ВР, органы Антимонопольного комитета Украины или лица, права которых нарушены, вправе обратиться в суд с иском об изъятии соответствующих товаров с неправомерно использованным обозначением, копий изделий другого субъекта хозяйствования и у производителя, и у продавца. Указанные товары также могут быть изъяты и у другого субъекта хозяйствования.

Лица, права которых нарушены действиями, определенными Законом как недобросовестная конкуренция, могут в течение шести месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, обратиться в Антимонопольный комитет Украины, его территориальные отделения с заявлением о защите своих прав. Истечение срока обращения с заявлением является основанием для отказа в принятии заявления, если орган Антимонопольного комитета Украины не признает уважительными причины пропуска срока обращения с заявлением (ст. 28 Закона № 236/96-ВР). Органы Антимонопольного комитета Украины по делам о недобросовестной конкуренции принимают обязательные для исполнения решения о: признании факта недобросовестности конкуренции; прекращения недобросовестности конкуренции; официальное опровержение за счёт нарушителя распространенных им неправдивых, неточных или неполных сведений; наложение штрафов; закрытие производства по делу (ст. 28 Закона № 236/96-ВР).

Таком образом, Антимонопольный комитет является важнейшим органом, регулирующим монопольную деятельность в Украине. Согласно Закону Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26.11.93 № 3659-XII, Антимонопольный комитет Украины является государственным органом со специализированным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности и в сфере государственных закупок. Антимонопольный комитет подконтролен Президенту Украины и подведомственен Верховной Раде Украины.

Основной задачей Антимонопольного комитета Украины является участие в формировании и реализации конкурентной политики в части:


  • осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на принципах равенства субъектов хозяйствования перед законом и приоритета прав потребителей, предотвращения, выявления и пресечения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции;

  • контроля за концентрацией, согласованными действиями субъектов хозяйствования и регулированием цен (тарифов) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий;

  • содействия развитию добросовестной конкуренции;

  • методического обеспечения применения законодательства о защите экономической конкуренции;

  • осуществления контроля по созданию конкурентной среды и защиты конкуренции в сфере государственных закупок.



Антимонопольный комитет Украины, согласно статье 4 Закона Украины «Об антимонопольном комитете Украины» строит свою деятельность на принципах: законности; гласности; защиты конкуренции на основах равенства физических и юридических лиц перед законом и приоритета прав потребителей.

Господство монополий, как отмечено, как отмечено Нуреевым Р.М., приводит к тому, что отдельная группа (определённая монополия) может определять ситуацию на рынке. В данном случае, речь не идёт о естественных монополиях, где монополия — единственный способ предотвращения «смерти» отрасли в целом. Например, метро. Таким образом, чтобы избежать негативных последствий монополий активно ведётся антимонопольная деятельность государства – комплекс мер, направленных на ограничение деятельности монополий и создание соответствующего законодательства. Многие страны используют такие способы ограничения монополий как ликвидация фирмы (в США это происходит, когда монополизировано более 60 % продажи какого-либо товара); высокое налогообложение монопольной прибыли; контроль за ценами, – указывает Нуреев Р.М.

Украина, как считают многие учёные, пытаясь приблизится к ЕС, должна понимать, что активная антимонопольная деятельность является важнейшим направлением деятельности каждого стремящегося к стабильности государства.
Данная статья подготовлена по состоянию на 01 июня 2011 года.
При написании данной статьи были использованы следующие источники: Нуреев Р. М./Курс микроэкономики/изд. «Норма», 2000; Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.1996 г. № 236/96-ВР; Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001г. № 2210-III; Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26.11.93 № 3659-XII.

Главный специалист

Симферопольского районного

управления юстиции О.А. Моисеенко

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ограничение монополизма и защита экономической конкуренции в Украине iconВ конкурсе имеют право принять участие субъекты хозяйствования всех форм собственности
Целью проведения конкурса является развитие конкуренции, ограничение монополизма в мелкорозничной торговой сети и выбор на конкурсной...

Ограничение монополизма и защита экономической конкуренции в Украине iconВ конкурсе имеют право принять участие субъекты хозяйствования всех...
Целью проведения конкурса является развитие конкуренции, ограничение монополизма в мелкорозничной торговой сети и выбор на конкурсной...

Ограничение монополизма и защита экономической конкуренции в Украине iconВ конкурсе имеют право принять участие субъекты хозяйствования всех...
Целью проведения конкурса является развитие конкуренции, ограничение монополизма в мелкорозничной торговой сети и выбор на конкурсной...

Ограничение монополизма и защита экономической конкуренции в Украине iconВ конкурсе имеют право принять участие субъекты хозяйствования всех...
Целью проведения конкурса является развитие конкуренции, ограничение монополизма в мелкорозничной торговой сети и выбор на конкурсной...

Ограничение монополизма и защита экономической конкуренции в Украине iconКонкурс на право размещения (пользования) объектами целью проведения...
Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности», «Порядком размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской...

Ограничение монополизма и защита экономической конкуренции в Украине iconКонкурс на право размещения временных сооружений для ведения предпринимательской...
Целью проведения конкурса является развитие конкуренции, ограничение монополизма в мелкорозничной торговой сети и выбор на конкурсной...

Ограничение монополизма и защита экономической конкуренции в Украине iconВ. В. Предборский (Хмельницкий Национальный Университет) Свобода языка и свобода слова в Украине
Ограничение возможности использования языка означает, поэтому ограничение свободы субъекта. И это важная причина социальной напряженности,...

Ограничение монополизма и защита экономической конкуренции в Украине iconКонкурсные предложения должны содержать следующую информацию
Целью проведения конкурса является развитие конкуренции, ограничения монополизма на рынке предоставления услуг по парковке автотранспорта...

Ограничение монополизма и защита экономической конкуренции в Украине iconПрограмма курса «Налоги»
Правовое регулирование защиты экономической конкуренции в сфере предпринимательства

Ограничение монополизма и защита экономической конкуренции в Украине iconРешени е
Целью проведения конкурса является создание безопасных и комфортных условий пассажирских перевозок на основе развития конкуренции,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<