Молодежи и спорта украины




НазваниеМолодежи и спорта украины
страница1/18
Дата публикации22.02.2013
Размер2.72 Mb.
ТипУчебное пособие
uchebilka.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

Государственное высшее учебное заведение

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии

Муза Д.Е.


ЭТИКА И ЭСТЕТИКА




Учебное пособие




Рекомендовано
Министерством образования и науки Украины
как учебное пособие
для студентов высших учебных заведений


Донецк: ДонНТУ, 2011

УДК 17 (075.8) + 111. 852 (075.8)

ББК Ю7я7+Ю8я7




М-89 Муза Д.Е. Этика и эстетика: Учебное пособие (для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения). – Изд. 2-е, испр. и доп. – Донецк: ДонНТУ, 2011. – 188 с.
Рекомендовано Министерством образования и науки Украины
как учебное пособие для студентов высших учебных заведений


(письмо № 1/11 от 05. 12. 2005 года).
Предлагаемое пособие написано в соответствии с требованиями высшей школы в области гуманитарной подготовки и базовой программой курса «Этика и эстетика», который читается студентам
ДонНТУ. В систематической форме, в пособии изложены основы этических и эстетических знаний, необходимых для формирования мировоззренческой культуры личности современного человека.

Издание рассчитано на студентов, но может быть полезно всем тем, кто заинтересован в решении проблемы индивидуального и общественного духовно-нравственного совершенствования, находится в поиске ценностных ориентиров и эстетических критериев в современной жизни.

Рецензенты: Шкепу М.А., доктор философских наук, профессор
(кафедра философских и социальных наук Киевского
национального торгово-экономического университета; Институт проблем современного искусства Национальной Академии Искусств Украины)

Емельянова Н.Н., доктор философских наук, профессор (кафедра философии Донецкого национального
университета)

Шелюто В.М., доктор философских наук, профессор (кафедра мировой философии и эстетики
Восточноукраинского национального университета им. В. Даля).

ISBN 966 -7917-55-Х  Муза Д.Е., 2011


ВВЕДЕНИЕ
В жизни многих народов огромную созидательную роль играли и продолжают играть такие сферы духовной сосредоточенности как религия, философия и искусство. Давно подмечено, что именно с ними связываются наивысшие идеалы и надежды, чувства и настроения, идеи и ценности людей; именно на языке этих пневмосозидающих компонентов культуры даются универсальные ответы на предельные (мировоззренческие) вопросы бытия; именно в зеркале образов, понятий и теорий, – возникающих в них, – отражены и целые эпохи, и жизненный путь отдельного человека.

При этом, из всей совокупности создаваемых в ходе духовной деятельности представлений, в особую группу выделяются те, которые акцентированы на: проблеме блага человека (т.е. его добродетельного существования, его адекватного отношения к миру природы и социуму, к себе самому, наконец, его счастья и достоинства) и на феномене красоты (проявление которого встречаются в природе, в созидательной деятельности людей, различных видах искусства, внутреннем мире человека и межличностных отношениях). Оба эти представления аккумулировали в себе содержание деятельности людей, выступая в качестве ее фундирующих моментов (как момент нравственный и как момент эстетический). Так два вида практик - моральной и эстетической, – поначалу стихийные и непрозрачные для разума, стали нуждаться в четких концептуальных представлениях. Ранее нравственные и художественно-эстетические предметы были прерогативой религии как области их синтеза. Позже разработкой названных сюжетов занялись две специальные философские дисциплины – этика и эстетика, в чьи задачи входило теоретическое осмысление и методологическое обоснование норм и критериев, канонов и законов, к ним относящихся. Упорядочение моральной деятельности и приведение к некоторому идеалу красоты всего объема жизненных устремлений человека – те фундаментальные проблемы, которые решали мыслители в Древнем Китае и Древней Греции, в Византии и империи Карла Великого, в Святой Руси и на современном Западе.

Не секрет, что для современного общества, как и культуры в целом, характерен кризис моральных и ценностных оснований жизни (идеи добра, свободы, долга, совести, ответственности и т.д.), девальвация эстетических и художественных стереотипов (образов, форм, стилей, методов и т.д.), подмена подлинных идеалов и критериев – «рыночными» идолами и эрзацами. В сложившейся ситуации обращение к тем универсальным знаниям, которые по своей природе и значимости превосходят «рынок» (т.е. гамму рыночных отношений), или не проходят утилитарный отбор по меркам информационного (постиндустриального) общества, - вполне оправдан. Ведь именно эти знания составляют тот твердый и нерушимый остов культуры, на котором формировали свою жизнь многие прежние общества и цивилизации. Для человека же современной культуры, живущего: а) в ситуации «после добродетели» (Э.Макинтайр), т.е. полной разочарованности в нормах и ценностях прежних эпох и невозможности их компенсации чем-то по-настоящему важным и значимым; б) в ситуации «принудительной эстетики» (Б.Хюбнер), т.е. будучи «прижатым к стенке» машиной СМИ, рекламой, модой и т.д., с их навязчивой идеей полисмысловой, релятивной, децентрализованной реальности / ирреальности, – без четких критериев эстетического вкуса и идеала, - знакомство с историей и теорией морали и художественно-эстетической деятельности, - одна из важных задач формирования духовного ядра его личности.

Предлагаемое пособие написано на основе одноименного курса, читаемого студентам ДонНТУ с 2002 года. ^ Основная цель, которую ставит высшая школа перед изучающими основы этических и эстетических знаний, – ввести студента в обширный мир этической и эстетической мысли, а вслед за этим, познакомить с той фактурой деятельности, которая является проекцией в материальный мир этой универсальной по содержанию, мыследеятельности и «жизни» чувств. Элективное погружение в материал, нужно надеяться, станет первым опытом знакомства и осмысления нормативной моральной базы общественных и личных отношений, формирования элементарных эстетических реакций на природные, социальные и собственно художественные процессы и явления. Кроме того, этот опыт должен помочь становлению личностного «я», а значит, способствовать позитивному росту морального и эстетического сознания индивида.

В предлагаемом издании автор подает свой голос в защиту традиционной морали и нравственности, в пользу восстановления адекватного трагическому опыту человечества, и славянских народов, в частности, критериев добра и зла, высокого и низкого, хорошего и плохого. Напротив, все игры «по ту сторону добра и зла» здесь ставятся под вопрос, равно как под вопрос подпадают релятивно-эстетические практики постмодерна.

Вниманию студентов: материал курса подан в проблемно-ориентирующем ключе, что влечет за собой как теоретический охват проблемных ситуаций, так и разработку вариантов их адекватного решения. Поэтому в тексте пособия имеются ссылки на соответствующие источники, без знакомства с которыми, продвижение по пути: от незнания – к знанию, будет не столь быстрым и эффективным. В конце каждой темы помещены вопросы для самоконтроля и список рекомендуемой справочной и учебно-методической литературы, служащей совокупным источником для всего круга изучаемых в курсе проблем и затрагиваемых вопросов.

Пользуясь случаем, автор выражает благодарность доктору философских наук, профессору Шкепу М.А., доктору философских наук, профессору Емельяновой Н.Н. и доктору философских наук, доценту Шелюто В.М. за заинтересованное и профессиональное отношение к рукописи настоящего учебного пособия.

^ РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ЭТИКА
ТЕМА 1. ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА О МОРАЛИ И КОМПОНЕНТ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Мораль: происхождение, свойства и функции.

2. Этика: предмет, структура и специфика этического знания.

3. Функции этики.
1. Мораль: происхождение, свойства и функции. Как и всякая наука, тем более наука социогуманитарного профиля, – этика или моральная философия, нуждается в первичном определении. Это определение возможно как самоопределение, ибо «этика» обнаруживает себя, свой предмет, свою специфику и функции, в первую очередь, – через содержание самого термина. Поэтому, проделаем небольшой экскурс в терминологическое поле изучаемой науки. Для этого необходимо уяснить этимологию слов «этика», «этический» и «этос» (происхождение и дальнейшее функционирование слов в пространстве культуры).

При знакомстве с основными значениями термина «этика», выясняется, что в древнегреческой культуре (начиная с языка поэм Гомера, через «греческое просвещение», диалоги Платона и трактаты Аристотеля) употребляется слово «этос», от которого впоследствии и будет образован термин «этика». Итак, под -ом (греч.) древние греки понимали: навык, привычку, обыкновение, образ действий, порядок, наконец, характер человека. «Этос» ассоциировался с поведенческим механизмом людей, который, как считали древние, или достался им от природы, или унаследован из культурных традиций – путем воспитания. Отметим, что история этики и есть теоретико-нормативная разработка обоих вариантов поведения людей.

Поэтому, «этос» – это коренная черта характера и человека, и социальной группы, которая приобретается (путем воспитания), используется (в качестве стереотипов деятельности) и передается (в качестве действенного внутренне / внешнего регулятива) последующим поколениям. Проще говоря, «этос» – это оптимальный способ поведения человека, вырастающий из его облагороженных чувств и мыслей. Сам поведенческий оптимум определялся для греков вначале мифологическим, а по мере развития знания, естественным и социальным порядками, органической частью которого и являлся человек. Можно также отметить, что «этос» – суть поиск, закрепление и реализация нормы индивидуального и социального поведения. При этом считалось, что исполнение нормы обеспечивало реальное повышение положительных качеств и свойств личности (добро, мужество, мудрость, умеренность, справедливость), – на фоне неприятия и осуждения отрицательных (зло, трусость, неумеренность, неразумность, стяжательство и т.д.).

В качестве иллюстрации к содержанию понятия этос хотелось бы привести известную историю о пастухе Гиге из диалога «Государство» Платона. Гиг нашел кольцо, дарующее хозяину невидимость. Однако он использовал это кольцо в неправедных целях: совратил жену царя, вместе с ней напал на самого царя и убил его, и наконец, захватил власть в стране. Тем не менее, эта история служит поведенческой моделью для некоторых людей, считающих, что «нравственность – удел слабых». Более того, как утверждает один из персонажей диалога Главкон, если бы два таких кольца невидимости оказались у праведного и неправедного, то рано или поздно и благочестивый уступит отрицательной силе кольца. Но Платон устами Сократа опровергает этот довод: аморальный образ жизни разрушает душу человека, а именно, приводит к абсолютному несчастью: психическим расстройствам, потере друзей и любимых, эмоциональной несостоятельности1.

Подобную задачу, т.е. задачу нахождения, фиксации и адаптации норм и правил поведения, решали и в Древнем Риме. Известное нам слово «мораль» является калькой древнегреческого «этос», но с поправкой на развитую формальную сторону регулирования поведения посредством писанных законов. Поэтому, mos, mores (лат.) – это закон, правило, предписание, обычай, общественные нравы. Именно на эти смысловые структуры и должна быть сориентирована деятельность граждан Рима. Тех же из них, кто не просто знал законы и правила, но чтил их, а значит, поступал в соответствии с ними, называли моральными (moralitas) или нравственными людьми. Тем самым, человек приобрел одно из важнейших качеств личностного бытия – нравственность.

Таким образом, на греко-римской культурно-исторической основе сложилось обыденное понимание морали как: а) области нормативных требований к поведению людей, данных им «извне», т.е. в виде писанных (реже – неписаных) законов, правил, обычаев, предписаний, повелений; б) как «внутреннего» регулятора или «барометра» поведения, существующего в виде воспитанных в человеке черт его характера и оптимизирующих его жизненную позицию.

В иных культурных ареалах древности также наблюдается формирование подобных механизмов регуляции человеческого поведения. Так, в Древнем Китае мы встречаем представление о «дао» - законе социоприродного бытия; учение о «цзюнь-цзы» («благородном муже») как носителе знания этого закона и медиаторе всей социальной системы; о ритуале – «ли» как способе, обеспечивающем передачу традиции и нравов; об основном нравственном качестве человека – «жень» (человеколюбии), гарантирующем состояние внутриличностной и социальной гармонии, и т.д.

В религиозно-философских системах Древней Индии, прежде всего, в брахманизме, джайнизме и буддизме, имел место способ упорядочивания отношений людей, низших и высших существ, опирающийся на представление о воздаянии за злые и добрые поступки. Идея «кармы» тут выступала нравственно-организующей идеей для всего бытия, с которой не просто необходимо считаться, но которую важно оптимизировать, - вплоть до полного освобождения. Древний Египет и Палестина имеют не менее иллюстративный пример нравственной регуляции деятельности людей, оформленной в виде культовых предписаний и религиозных заповедей. Так, «Египетская книга мертвых», «Моисеев закон» и обличительные речи библейских пророков дают серьезный повод для уяснения важности задачи гармонизации отношений человека с Богом и другими людьми.

Итак, «этика», «этический», «этос», «нравы», «нравственность», «мораль» – различные слова для выражения одного и того же феномена. Их употребление возможно как в обыденной речи, так и в рамках специальной науки – этики, - занятой теоретическим изучением происхождения, функционирования и развития морали как таковой.

Для удобства дальнейшего изложения дадим рабочее определение морали:

мораль – это такой практически-оценочный способ отношения человека к действительности, в рамках которого осуществляется категоризация мира на первичные структурные компоненты – добро и зло, и обеспечивается регуляция человеческого поведения в системе противостояния добра и зла при помощи ориентации на универсальный образец, идеал, Абсолют, или культивирование такового.

Как видим, в этом определении обозначено фундаментальное условие бытия мира и человеческого бытия, которое для этики как теории морали имеет первостепенное значение: наличие трещины в бытии; раскол мира и человеческого сердца на добрую и злую грани, стороны, тенденции. С другой стороны, противостояние добра и зла выявляется в рамках практически-оценочного отношения (которое варьируется от агрессии и равнодушия по отношению к миру, до тактики «малых (добрых) дел» и абсолютного участия, попечения о судьбах мира и человечества).

Однако этот практически-оценочный способ прошел длительную историческую эволюцию, в рамках которой одни нормы (регулятивы) складывались спонтанно, другие вырабатывались в виде религиозных предписаний, третьи – этно-культурных стереотипов, четвертые, – как собственно социальные нормы. Однако, по мере развития философской рефлексии над социальными отношениями (Конфуций, Будда, софисты, и в особенности, Сократ), мораль попадает в ее фокус, становясь предметом изучения. При этом, появлением этики как науки о морали, мы обязаны Аристотелю, который заложил теоретический фундамент для всестороннего охвата, анализа и оценки феномена морали. Теоретизирование над общественной и индивидуальной моралью продолжается и поныне. Оно важно постольку, поскольку люди стремятся сделать свои отношения прозрачными и понятными, безущербными и прогнозируемыми, оптимальными и одухотворенными. Во всем этом им и помогает наука «этика», для которой основным вопросом является вопрос о критерии (различения) добра и зла1.

Естественно, этика заинтересована в прояснении времени и причин появления морали, которая, наряду с правом и политикой регулирует внутрисоциальные отношения. Поэтому, кратко остановимся на проблеме происхождения морали.

В решении этой проблемы этика выработала и предложила несколько версий:

1) так, сторонники теологической концепции (блаж. Августин, Фома Аквинский) уверены в том, что моральный закон дан людям Богом, т.е. имеет божественное происхождение, но помещен им в сердца (см. напр. слова ап. Павла в: Рим 2: 13 - 15), и выступает в виде непререкаемого набора норм и заповедей;

2) биологическая гипотеза основывается на признании за человеком статуса природного существа, а значит, его поступки можно объяснить либо генной обусловленностью поведения, либо «механизмом» естественного отбора, либо «отбором на альтруизм» (Ч.Дарвин, П.Кропоткин, К.Лоренц);

3) социально-договорная теория апеллирует к идее выхода человека из «естественного» состояния (инстинктивная программа деятельности), путем создания новых отношений (отношения личного интереса), а значит погружения в стихию «войны всех против всех» (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк). Нарастающие противоречия (частично) упраздняются в тот момент, когда заключается молчаливый (или официально оформленный) договор в пользу общей безопасности и свободы. Государство, институт права и мораль как раз и выступают тем общим знаменателем, который делает жизнь людей возможной;

4) социологическая теория (Конфуций, Сократ, Дж.Ст.Милль, К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм) признает за моралью статус особого, хотя и внеинституционального, социального элемента, «отвечающего» за организованность и дисциплину всех членов общества;

5) антропологическая версия (Демокрит, Аристотель, Ж.-Ж.Руссо, К.Гельвеций, М.Шелер) происхождения морали дает повод видеть в морали реализацию «природы человека», отождествляя ее с главным атрибутом человеческого бытия;

6) супранатуралистическая гипотеза (Платон, Вл.Соловьев, И.Ильин, П.Тейяр де Шарден) усматривает в морали и нравственности реализацию высших начал (законов) бытия, их проекцию в ткань человеческой жизни;

7) перфектционистский взгляд (Б.Спиноза, И.Кант, Н.Бердяев) связывается с чаяниями людей быть совершенными, идеальными, со стремлением воплотить совершенство (насколько это возможно) – в самой действительности;

8) гуманистическая концепция (А.Шопенгауэр, Ф.Достоевский, Э.Фромм) своим главным аргументом делает человека гуманного (homo humanus), олицетворяющего своей жизнедеятельностью гармонию и полноту бытия.

При том, что все названные теории происхождения морали имеют свою долю объективности, ныне доминирует представление о зарождении морали в условиях раннеродового общества. Удовлетворение потребности в социальной регуляции поведения людей не исчерпывалась обычаями, традицией, насильственными формами воздействия на членов племени. В числе первейших социальных регулятивов возникают такие, которые ориентируют на внутреннее приятие или неприятие некоторых правил-образцов поведения (напр. экзогамный запрет). Можно сказать, что мораль развивалась по пути: от норм-запретов (табу) – к нормам образцам. Этому процессу способствовала произошедшая социальная дифференциация, повлекшая за собой усложнения функций человеческой деятельности и коммуникации. Впоследствии, моральная регуляция вобрала в себя как ограничивающие, так и ориентирующие (на образец, идеал) поведение, правила. Но если требования соблюдения каких-либо ограничений известны и религии, и праву, и обычаям, то «зрелая» мораль предлагает ориентации, преодолевающие привычный образ жизни, вносит в бытие образ идеала и совершенства. Эта существенная черта морали указывает на дихотомию: «сущее – должное», где «сущее» – это реальность, противоречивая и несовершенная действительность, а «должное» – предпочтительный (для индивида, социальной группы или общества) образ действительности, страстно желаемый абсолют.

В этой связи принято считать, что мораль – это целиком социальное явление, а ее сущность связана с той оптимальной мерой человеческого (благого, доброго, справедливого и т.д.), которая выявляется в многообразных формах совокупной общественной практики. Поэтому признается, что мораль – родовая характеристика, внутреннее свойство процесса жизнедеятельности людей, совокупность общезначимых норм и ценностей (добра, правды, справедливости, чести и т. д.), универсальный эталон отношения людей к миру, гармоничного способа бытия в нем. Ее масштаб, - это масштаб, связывающий индивида с родом, т.е. «я» – «мы».

Нравственность же, чаще всего, трактуется как сфера личной свободной активности: область, где сопрягаются внутренние мотивы и практические действия (результаты), где находят реализацию моральные чувства и моральная рефлексия (над миром и собой), смысложизненные устремления и самооценки, взятые в перспективе абсолютного блага. Масштаб ее реализации хотя и кажется более узким (отношения в системе «я» – «другой»), но он, включает в себя, в качестве актуальной величины, понятие морального закона. Как законы физики, химии или биологии, законы нравственности объективны и не терпят нигилистического к ним отношения. Их исполнение для конкретного человека обязательно, ведь выходя из-под «опеки» морали (игнорируя универсальные представления о добре и зле, пользе и справедливости, счастье и достоинстве и т.д.) он рискует утратить и саму нравственность, как атрибут собственно человеческого бытия. Но самое важное то, что мироотношение, которое выстраивает человек в процессе своей жизнедеятельности, может так и не состояться: в нем не будет представлен полноценный субъект (человеческая личность), объект (мир, природа, общество, «другой» и т.д.) и полноценная связь обоих элементов. Для уяснения объективной значимости морали перейдем к характеристике ее свойств.

Итак, мораль как способ утверждения человеческого в человеке имеет ряд свойств, которые отличают ее от иных вариантов регуляции человеческого поведения. Первым свойством морали является императивность (от лат. imperativum – повелевать), т.е. ее существование в виде предписаний-сценариев поведения, например – «делай добро!», «не лги!» и т.д. Второе свойство – ее всепроникающий характер или интегрированность морали во все сферы общественного бытия: политическую, производственно-хозяйственную, социальную, семейно-бытовую, досуговую и т.д. Затем, мораль выражает себя в незаинтересованной, неутилитарной мотивации поведения. Она важна сама по себе: критерий ее собственной специфики находится в ней самой. Это свойство можно проиллюстрировать требованием: творить добро ради добра, а не ради пользы, имиджа, «политических дивидентов» и пр. К свойствам морали также относиться реализуемая ею свободная причинность. И.Кант полагал, что добро, творимое человеком – это настоящее чудо, которого нет в природе (мире необходимости). Избирая добро (в виде долга), человек становится законодателем нравственности, нового бытия. Проще говоря: «тот, кто добр – свободен» (И.-В.Гете). Наконец, мораль отличается своей рестриктивностью (от лат. restrictio – ограничивать), ибо «механизм» ее реализации проникает в замыслы, действия, оценки и их критерии, ставя заслон девиантному (отклоняющемуся) поведению.

Разобраться в указанных тонкостях помогает наука этика, изучающая феномен морали во всех реальных аспектах его функционирования и развития.
2. Этика: предмет, структура и специфика этического знания. Итак, предмет этики – это мораль. Однако мораль как сложный социальный феномен имеет определенное внутреннее строение. Уже Аристотель, как создатель этой области знания (о морали, ее природе и функциях) усматривал место этики в пространстве между политикой и психологией. При этом он относил этику в разряд практических (прикладных) наук. За счет того, что этика – в отличие от теоретических наук, - интересуется не самими вещами, а отношением человека к ним, то ее главная задача состоит в разграничении добра и зла. Но поскольку, стихийная нравственная жизнь людей (за счет состава их души) и разумна, и неразумна – одновременно, то этика – апеллирующая к разуму, обязана подвести их к добродетельному, счастливому существованию, к сознательному усвоению добродетелей и их культивированию в социально-политическом процессе.

Можно сказать и о том, что потребность в этическом знании возникает тогда, когда люди начинают четко дифференцировать: нравственные и безнравственные явления (нравы, качества, мотивы, поступки), – с одной стороны; нравственные и вненравственные (нейтральные) – с другой. Желание найти четкие моральные критерии, подлинные основания, духовные законы социоприродного бытия, и с их помощью – перестроить как внутренний мир человека, так и окружающий мир, – созидают этику как науку. Подобным желанием были движимы Платон, блаж. Августин, Кант, Маркс, Ницше, Вл.Соловьев, Э.Фромм и многие другие мыслители-моралисты. История этики – в этом смысле, – и является историей формирования, уточнения, расширения и углубления знаний о предмете. Общим знаменателем этих поисков служит фиксация «пространства морали» как отношения между людьми по определенному поводу и в связи с реализацией ими определенных целей. Причем, отношения взятого не только в аспекте актуального времени существования людей, но и в иных бытийных аспектах: настоящее – прошлое, настоящее – будущее, прошлое – будущее.

Характеризуя предмет этики, укажем на то, что нравственные отношения, предстающие в качестве системы, «разложимы» на следующие элементы: 1) личностей, наделенных нравственным сознанием, волей, свободой выбора (добра и зла); 2) их нравственную деятельность, включающую в себя помимо цепочки: цель – средство – результат, ее поэтапную и совокупную оценку; 3) собственно моральные отношения, выступающие мерой социо-природной гармонии, духовной зрелости индивида и общества, их полноты и совершенства. В таком виде предмет этики максимально «расширен», ибо в нем динамически связано личностное бытие человека и бытие мира. Прояснение столь масштабного способа взаимосвязи личности и мироздания, – задача решаемая этикой.

Возможен и другой, «узкий» подход к предмету, а именно через нравственные нормы и ценности, которые аккумулируют в себе конкретный социокультурный опыт, преломляющийся в поступке конкретного человека. Акцентирование внимания на нормативно-ценностных параметрах бытия человека и общества, является важным ориентиром в предметной сфере этики. Поэтому выявление этикой содержания моральных норм на фоне анти-норм, - составляет важную задачу этой науки. Кроме того, этика пытается «связать» нормы морали с любой деятельностью людей, тем самым, пытаясь увидеть эти виды деятельности (напр. защиту Родины, врачебную практику, инженерную и журналистскую деятельность, предпринимательство и адвокатуру) в фокусе общезначимых требований. Наконец, этика проявляет свой интерес к сфере человеческого общения, рассматривая его как важнейшую компоненту бытия людей, компоненту, пронизанную нравственносозидающими и/или нравственноразрушающими импульсами.

Для уяснения того, как именно осваивается предмет науки этики, укажем на уровни его рассмотрения. Во-первых, этика является описательной наукой, ибо она стремиться охватить собственный предмет в развитии, т.е. представляя историю морали (нравов) и историю этических учений в хронологически и логически связной форме. Во-вторых, этика берет на себя функцию теоретической разработки (рационализации) моральных требований, ценностных и смысложизненных ориентаций. В-третьих, этика концептуализирует нормативную сторону морали, «достраивая» мораль до универсально-приемлемых моделей поведения. Наконец, этика призвана обеспечить профессиональную деятельность людей такими регулятивами, без использования которых процесс и результат этой деятельности теряют свою человекоразмерную привлекательность. То есть она выступает в роли целого ряда прикладных этик (инженерной, врачебной, спортивной, судебной, этики науки и т.д.).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Молодежи и спорта украины iconФизического воспитания и спорта украины тумилович анна геннадьевна
Работа выполнена в Днепропетровском государственном институте физической культуры и спорта, Министерство образования и науки, молодежи...

Молодежи и спорта украины icon: 37. 035. 91 Дифференциация лидерских качеств спортсменов в мужских...
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи...

Молодежи и спорта украины iconУниверситет физического воспитания и спорта Украины л и б о удк:
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи...

Молодежи и спорта украины icon8 Мая Президент Украины Виктор Янукович посетил «Артек». Вместе с...
Льства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадий Темник, руководитель Государственного управления делами Андрей Кравец,...

Молодежи и спорта украины iconФедерация Танцевального Спорта Украины Отдел по делам семьи и молодёжи...
Управление по делам семьи, молодёжи и спорта исполнительного комитета Полтавского городского совета

Молодежи и спорта украины iconФедерация Танцевального Спорта Украины Отдел по делам семьи и молодёжи...
Управление по делам семьи, молодёжи и спорта исполнительного комитета Полтавского городского совета

Молодежи и спорта украины iconУдк: 796. 071. 5:
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство Украины по делам семьи, молодежи...

Молодежи и спорта украины icon: 618. 3-085+616. 155.
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи...

Молодежи и спорта украины iconОбразования и науки, молодежи и спорта украины национальный университет...
Детерминанты психологической сплоченности в спортивной команде (на примере футбола)

Молодежи и спорта украины iconСовершенствование подготовки в соревновательном периоде квалифицированных...
Работа выполнена в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины, Министерство образования и науки, молодежи...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don