Урок №2 – 3 тема: ранние произведения м. Горького




Скачать 121.5 Kb.
НазваниеУрок №2 – 3 тема: ранние произведения м. Горького
Дата публикации31.10.2013
Размер121.5 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Философия > Урок
УРОК № 2 – 3
ТЕМА: РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО.
ЦЕЛЬ: дать представление о художественном мире писателя, охарактеризовать основные принципы романтических произведений, проанализировать тематику и проблематику романтических произведений.
Есть только две формы жизни: гниение и горение.

Трусливые и жадные изберут первую,

мужественные и щедрые – вторую.

М. Горький «Часы»
ХОД УРОКА.

1. Поверка д/з: письменный блиц – опрос по биографии писателя ( по материалам учебника),

выборочная проверка биографических таблиц в тетрадях .

2. Работа с учебником: выделить из статьи учебника (С. 123) о художественном мире писателя

основные мысли, относящиеся к ранним произведениям (дома проработать до конца)

3. Вступительное слово учителя.


  • В ранних романтических произведениях отражается тоска Горького по светлой прекрасной жизни. Горький противопоставляет современную «серую» эпоху эпохе 60-х гг. Вот что он пишет в рассказе «Встреча»: «Теперь и тогда – какие эпохи! Одна – вся в ярких огнях, полная энергии, самозабвения, достоинства. Эпоха великих реформ, великих надежд, великих ошибок: трагическое, смешное, доброе и мечтательное – всё перепутывалось в ней. И всё было крупно, по меньшей мере».

  • Горький часто обращается к революционной эпохе 60-х. В рассказе «О Чиже…» Горький хотя и не прямо, но сталкивает эти два времени. Когда маленький Чиж запел свою песню о тех, кто честно пал в бою, но не побеждён. Обитатели рощи почувствовали «нечто хорошее и сильное», и доже покрытые лишаями деревья задумались о прошлых днях: « То были славные весенние дни, когда только в роще начинали расцветать цветы и надежды, птицы пели свободные и звучные гимны солнцу, а свободное от туч небо казалось бесконечно глубоким. То были хорошие дни, когда не нужно было принуждать себя жить, потому что жить хотелось».

?^ Что за литературный приём использует автор в данном тексте?

  • Окружающая жизнь была далека от писательской мечты, в ней было много пошлости, жестокости и грязи. И герои по-разному относились к этой жизни. «Жизнь всегда сильнее человека,» - утверждает прохожий из рассказа «Встреча»; «В жизни всегда есть место подвигам,» - говорит старуха Изергиль. Между этими двумя полюсами человеческого жизнеопределения происходит постоянное движение героев ранних рассказов Горького.

?^ Каким методом изображения действительности пользуется Горький в своих ранних произведениях?

Каковы основные принципы романтизма?

  • Главная тема ранних романтических произведений Горького – рождение нового героического характера, который раскрывается им во всей сложности и драматичности.

  • У раннего Горького господствуют мотивы жадности к жизни, жажды и культа силы, страстного стремления выломиться за привычные рамки жизни. Скитания горьковских героев по бескрайней стране, их неожиданные. Удивляющие окружающих поступки, даже преступления – что угодно, только не обыденная. Скучная жизнь среди скучных, ходящих ежедневно на службу людей. Всё это прочитывалось российским обществом как пафос «восстания личности против всякого рода давящих её тисков.

  • Истоки романтических произведений Горького ясны: романтический герой живёт среди несовершенных, а то и трусливых, жалких людей, но всё отсутствующее в реальности воспето в легендах.

  • Очень многие свободолюбивые герои Горького – индивидуалисты по своей натуре. От рассказа к рассказу меняется горьковский романтический герой: от свободного индивидуалиста – к свободе, которая сочетается со служением людям

4. Анализ рассказа «Макар Чудра»

? Как создаёт Горький романтический характер?

- пейзаж и портрет как средство романтизации: с первых строк любуемся мы природой, которая однозначна в своей красоте и гармонична, в то время как люди не однозначны, т.к. в них присутствует и злое, и доброе начало.
^ Каковы жизненные ценности героев? – Рассказчик – Макар Чудра – свободный цыган. Он выражает созерцательную философию. Она выражается в проповеди невмешательства в жизнь: «…ходи и смотри; насмотрелся – умирай.» Макар Чудра сознательно противопоставляет себя людям, тем самым изолируясь от них: «Жизнь? Иные люди? А тебе что до этого? Разве ты сам - не жизнь? Другие люди живут без тебя проживут без тебя. Разве ты думаешь. Что ты кому-нибудь нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому».

^ Как называется такая позиция? – индивидуализм. Макар Чудра считает, что человеку достаточно своих забот.

Соглашается ли с ним автор? – Нет! Авторские слова не звучат в произведении открытым текстом, но Макар Чудра пересказывает их. Учиться и учить – вот позиция автора.

^ Как относится Макар Чудра к людям, работающим на земле?- Рабы, а Макар – свободный человек. Отсюда и негативное отношение к любви: «Полюбишь – умерла воля в твоём сердце!»

^ ЛЕГЕНДА О ЛОЙКЕ ЗОБАРЕ И РАДДЕ

? Каков Лойка Зобар? – Он готов отдать ради людей всё: свободу, талант: « У него не было заветного… С таким человеком ты и сам лучше становишься» - душа у него широкая, как мелодия скрипки.

^ Какова Радда? - Обладает священным даром красоты, но не согласится отдать свой дар другим. Красота для неё собственность: «Девка как ни хороша, да в ней душа узка и мелка…»

Каковы жизненные ценности героев легенды?

Какой конфликт лежит в основе легенды и как он разрешается?

^ Каково понимание свободы героями легенды?

! Горьковский Лойка Зобар близок к идеалу автора. Но судьба его трагична, т.к. Горький отказывает герою в полной гармонии: Забар утверждает любовь к свободе, но к свободе свей личной, которая не может сочетаться с беззаветной любовью. Поэтому Лойка убивает Радду, не желая быть рабом даже любви.
^ Как раскрывает легенда мировоззрение Макара Чудры?

Каков смысл финала рассказа?

5. Анализ рассказа «Старуха Изергиль»
? Каково назначение трёхчастной композиции рассказа?

Как воплощается в легендах идея романтического двоемирия?

Какую роль играет романтический пейзаж?

Как проявляется в пейзажной живописи романтическая гиперболизация?

Что важнее для Горького конкретность или экспрессивность образа?

Кто является главным героем этого рассказа? Каково значение этого образа?

Каковы взгляды Изергиль на жизнь? – любит жизнь, красивых и сильных людей (противопоставлена Ларре); ненавидит ложь, неискренность. Восхищается людьми, которые совершают подвиги ( см. эпиграф)

Как раскрывает история жизни Изергиль её устремлённость к романтическому идеалу?

Как соотносится её портрет с рассказом о поисках высокой любви?

Что говорит Изергиль о современной жизни? – « не живут люди, а всё примеряются..»

Что прекрасного видит Изергиль в современных людях? – молдаване поют…

Какова роль повествователя в рассказе?

^ ЛЕГЕНДА О ЛАРРЕ И ДАНКО.

? Чем мотивирован характер Лары? – Сын орла и женщины, сильный смелый, красивый. но любит только себя. Это типичный романтический герой. Противопоставленный обществу. Но не вызывает у читателя симпатии, т.к. он жесток и с презрением относится к людям. А главными чертами характера являются гордость и эгоизм.

^ Какое понимание свободы воплощает Ларра?

В чём смысл наказания Ларры?

Каков Данко? В чём смысл его противопоставления Ларре? Что общего между этими героями?

^ Каковы люди в легендах?

Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?

Что сближает Изергиль с героями легенд?

В чём, по мнению автора, сила Данко? Кто из героев авторский идеал?
ВЫВОД. Все романтические герои Горького одиноки, и все они гибнут во имя своих представлений о свободе. Это осознанные жертвы. Другого выхода писатель в то время не видел, но в более поздних произведениях горьковский герой потеряет эту черту.
6. Анализ рассказа «Челкаш».
Вступительное слово учителя.

Непосредственной предшественницей горьковской прозы была проза Чехова. Чеховских героев «беспощадно засасывает житейская тина», они жалуются, что «надорвались». «Взамен этих… минорных мелодий, Горький дал нам мажор, …он нарисовал фигуры людей «дна», которые назло горю – злосчастью забавляются удалою напевочкой: « Когда у меня нет ничего, то и терять мне нечего», а головы не вешают; напротив, у них своеобразная босяцкая философия с привкусом модного ницшеанства».

Горький ввёл в литературу новую фигуру – босяка, который до Горького в жизни и сознании общества считался общественной язвой, отравляющей общественный организм… принималось за истину, что общество живёт в главных принципах правильной жизнью и что уклонения от его законов способны порождать дикообразные явления, каково босячество. После «откровений» Горького стало видно, что общество всё сгнило и в нём только и осталось здорового, что «босяк».

Босяк – человек без постоянного места жительства, не связанный постоянным трудом, семьёй, не владеющий собственностью и поэтому не заинтересованный в сохранении мира и спокойствия в обществе. В годы, когда писался рассказ « Челкаш», на 120000 населения приходилось 20000 босяков.

Горький прекрасно знал пёстрый социальный состав босяков, обитателей трущоб и ночлежек, страшное «дно» портовых и промышленных городов, и потому в произведениях, написанных в 90-е гг. XIX века изображает людей. Опустившихся на «дно» жизни, но сохранивших в себе человеческие чувства.

Писатель объяснял свой интерес к босякам тем, что он видел перед собой людей, единственным стремлением которых было « жульнически высасывать кровь человека, сгущая её в копейки», он возненавидел этих мещан, « похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года"

«Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни обывателей говорили насмешливо, иронически» ( М.Горький)

«Челкаш» - это одно из первых реалистических произведений Горького, в котором автор использует приём типизации характеров вместе с романтическими приёмами создания образов.
1. Работа над композицией рассказа, ее структурными компонентами.

- Как построен рассказ? (Вступление и три главы).
-В чем заключается их основное содержание?

- Как начинается произведение и что начинается таким началом
или экспозицией?

Экспозиция - это вступительная часть произведения, в которой из­лагаются обстоятельства, предшествующие основному событию.

(Во вступлении перед читателем разворачиваются картины жизни южного порта: огромные машины, созданные человеком и поработившие его, маленькие фигурки обезличенных людей, рабов созданного их же рука­ми - резко контрастирует с картиной свободной морской стихии. Карти­на порта и его жизни вырастает до символа капиталистического мира в целом, где неизбежно порабощение человека и человеческого труда капи­талом. В общей системе образов образ порта существенно важен, так как он объясняет причину существования челкашей. В описании морской стихии угадывается приближение очистительной силы.)

- Какие художественные приемы использует автор при создании
образа порта?

(Например, звукопись: «Звон якоРных цепей, гРохот сцепления ваго­нов, подвоЗящих гРуЗ, металлический вопль желеЗных листов, дРебеЗжа-ние иЗвоЗчичьих телег...»; эпитеты: «дикая музыка труда», «звонкий воз­дух», «страстный гимн»; сравнения: «жаркое солнце смотрит в зеленова­тое море, точно сквозь тонкую серую вуаль».)

- Как связано описание морского порта с основным сюжетом рас­сказа? Определите яркие контрасты рассказа.

(Описание морского порта - это та самая рамка, в которую «оправлен» сюжет: столкновение старого портового волка, контрабандиста Гришки Челкаша, похожего на хищную птицу, вольного, любящего море и опасности, с крестьянским парнем Гаврилой, с наивными голубыми глазами, мечтающе­го заработать деньги и завести собственное хозяйство. Острая конфликт­ность сюжета определяет резкую контрастность изображаемого: порт и порабощенные им люди, вольный Челкаш и раб денег Гаврила.)

- Какую роль играет пейзаж в произведении? В какой степени
море вообще является своеобразным действующим лицом в
рассказе? Какое настроение создают картины моря?

(Пейзаж принимает активное участие в произведении. Так, босяк Чел­каш любит море, а Гаврила боится его. И море, вначале спокойней, начинает волноваться по мере обострения конфликта между героями. Пейзаж моря дан в живописно-романтической манере. Он придает и образу Челкаша некоторую романтическую окраску, помогает раскрыть положительные

качества Челкаша; с другой стороны, этот же пейзаж резче оттеняет ни­чтожество Гаврилы. Море является как бы участником рассказа: оно меня­ет психику и настроение героев, оно вызывает определенный строй чувств и мыслей человека, влияя на исход дела. Наконец, описание бурного моря имеет в какой-то степени и символическое значение и говорит о той грядущей бу­ре, которая очистит жизнь.)

Таким образом, в описании природы звучит радость жизни, величие красоты мира. Природа пробуждает лучшие чувства в человеке.

- Чем отличается отношение к морю Челкаша и Гаврилы? Под­твердите свои мысли текстом.

(Как говорит Горький, герой преображается, глядя на море, приобща­ясь к его могучей красоте: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная на­тура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной... На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны». У Гаврилы другой взгляд. На вопрос Челкаша: «Хорошо море?» Гаврила тупо отвечает: «Ничего, только боязно в нем...» Со стороны Челкаша это вызывает презрительную ус­мешку: «Боязно! Экая дура!» Герои, у которых пробуждается сознание и сильно чувство человеческого достоинства, особенно глубоко и радостно воспринимают красоту и величие окружающего их мира.)

2. Характеристика героев. Сопоставьте образы Челкаша и Гаврилы

а)портретная характеристика;

б)их цели в жизни, их мечты;

в)поведение в «деле»;

г) отношение к деньгам.

Бродяга и вор Челкаш противопоставлен Горьким батраку Гавриле, ( одному из тех сотен тысяч крестьян, которые уходили в 90-х годах из ра­зоренных деревень на заработки. Челкаш давно покинул деревню и на­всегда освободился от страсти к накоплению, наживе. Деньги нужны ему для того, чтобы пить, веселиться, забыть на время о том, что он отвер­женный, босяк. А безземельный, обнищавший крестьянин Гаврила меч­тает только об одном - о своем хозяйстве, о сытой жизни, и для достиже­ния цели он готов идти на преступление. В стремлении стать хозяином (иначе не прокормиться) Гаврила приходит к преступной позиции: день­ги оказываются важнее чужой человеческой жизни. «Старый травленый волк» Челкаш прекрасно чувствует себя среди «гранита и железа», где голоса людей «слабы и смешны», а сами люди «смешны и жалки», так как презирает их, ценя лишь волю «ловкого, смелого вора». Мнимая свобода Челкаша - результат разрыва всех уз и с городом, и с деревней. При вос­поминании о матери, отце, матушке-земле Челкаш, однако, ощущает себя «одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах». В разру­шении связей между людьми Горький видел утрату смысла жизни.

3. Анализ последней сцены-драмы, разыгравшейся между Челкашом и Гаврилой (чтение по ролям и беседа).

  • Каким в этой ситуации предстает каждый их них?

  • Кому сочувствует автор, кого обвиняет?

  • Кто, по-вашему, виновен в ссоре героев?

- Почему Челкаш отдал деньги Гавриле?

- Чем объяснить пренебрежи­тельное отношение Челкаша к своему напарнику?

- Какие средства использует Горький для романтизации образа центрального героя? Ещё раз про­анализируйте портрет Челкаша, его образ жизни.

- Каким образом автор снижает образ Челкаша?

- В каких отношениях находится Челкаш с окружаю­щими его людьми?

- В чем отличие понимания свободы Челкашом (свобода от социума) и Гаврилой (свобода хозя­ина на своей земле)?

- Каково отношение Горького к крестьянину?

- Можно ли считать, что Челкаш и Гаврила воспринимают человека лишь как средство для достижения своих целей? Докажите свою точку зрения.

- Какой мо­мент рассказа можно считать кульминационным?

- В чем смысл финальных строк рассказа, как они проявляют авторскую позицию? Как изменяется она по сравнению с рассказом «Макар Чудра»?

  • В каких строках, по-вашему, заключена главная идея произве­дения? Докажите свою мысль.

(«Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искажен­ное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, ото­рванный от всего родного, - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!»

В психологической драме, разыгрывающейся между Челкашом и Гаври­лой, вор Челкаш выглядит неизмеримо человечнее, благороднее крестьянско­го парня Гаврилы. Но эти человечность и благородство относительны. Чел­каш нравственно вырастает только в сопоставлении с мелким собственни­ком и себялюбцем Гаврилой. Горьковские герои, подобно Челкашу, красивы, когда они противостоят трусам и собственникам. Не случайно сила приро­ды противостоит порочной жизненной практике обоих героев.)

- Какое настроение создается рассказом? Можно ли сказать, что в рассказе есть и радость, и горе, и страдание, и ощущение сво­боды и широты и одновременно горестной жизни, в которой существуют горьковские герои?

(Горький не только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в их психологию, раскрыл индивидуальное своеоб­разие личности каждого, даже самого забитого человека, тяжесть жиз­ни и борьба за существование уродуют психику людей, порождают в них злобу, жестокость, хитрость. Им писатель противопоставляет людей, отличающихся благородством, чувством собственного достоинства. Но Челкаш не герой, избранник судьбы, а скорее такая же жертва бездушного и алчного мира, как Гаврила.)

- Какие размышления возникли у вас при чтении рассказа?

ВЫВОД:

В этом романтико-реалистическом рассказе стал­киваются два понимания свободы: свобода мелкого собственника и свобода босяка, порвавшего связи с породившей его средой. Стремление стать хозяином на своей земле будит в Гавриле темную страсть, тол­кающую его на жалкие и подлые поступки по отно­шению к человеку, которым он готов восхищаться. Свобода Челкаша, свобода от социума, от собственни­ческих инстинктов оборачивается драмой ненужно­го человека, утратившего свои корни, потерявшего имя, порождает жажду мести и отчаяние. Таким об­разом, Горький уже в раннем творчестве приходит к глубоким сомнениям в истинности индивидуальной свободы. Вполне логично, что следующий шаг писа­теля — утверждение необходимости организованной борьбы за всеобщую свободу
ДОМ. ЗАД. Выписать основные мысли из статьи «Художественный мир писателя», прочитать учебник о пьесе «На дне», прочитать саму пьесу, кто не работал на уроке – таблицу по биографии Горького в тетради.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №2 – 3 тема: ранние произведения м. Горького iconУрок литературы в 7 классе Тема: М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» (1839):...
Тема: М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» (1839): история создания произведения, тема и композиция поэмы

Урок №2 – 3 тема: ранние произведения м. Горького iconУрок русской литературы в 11 классе. Тема: Урок диспут по повести...
Цели урока: вызвать интерес ребят к творчеству писателя, учить самостоятельно мыслить, анализируя художественные произведения, делать...

Урок №2 – 3 тема: ранние произведения м. Горького iconТема Мы помним (урок, посвященный Дню Победы) Цели
Познакомить с творчеством поэтов и композиторов, посвятивших свои произведения этой теме

Урок №2 – 3 тема: ранние произведения м. Горького iconУрок по чтению 3 класс Тема: И. Дешкова «Загадки Терпсихоры»
Совершенствовать технику чтения вслух и молча, понимание логического и образного содержания произведения

Урок №2 – 3 тема: ранние произведения м. Горького iconУрок музыки. 8 класс Тема
Оборудование: портрет Чайковского, фонограммы, карточки для составления модели музыкального произведения, фильм «Доживем до понедельника»,...

Урок №2 – 3 тема: ранние произведения м. Горького iconЛитература 9 класс тема: мой пушкин
Тема: " мои пушкин". Итоговый урок по изучению творчества A. C. Пушкина. Цель: Помочь учащимся осознать величие творчества поэта...

Урок №2 – 3 тема: ранние произведения м. Горького iconЛитература Урок №2 Тема урока: Народная основа творчества Сергея Есенина
С. Есенина, раскрыть народную основу творчества поэта, продолжить обучение анализу поэтического произведения

Урок №2 – 3 тема: ранние произведения м. Горького iconУрок №32 Тема урок
Тема уроку. Захист довкілля від забруднення синтетичними мийними засобами. 11 клас. Рівень стандарту

Урок №2 – 3 тема: ранние произведения м. Горького iconУрок тема №3
Технология интерактивного обучения. Заключительный урок тема №3. Тематическое оценивание знаний. Подведение итогов (рефлексия тематического...

Урок №2 – 3 тема: ранние произведения м. Горького iconУрок 28 Тема: Симфония огненных годов
Закрепить знания учеников о симфонии. Развивать способность чувствовать жизненное содержание музыки, понимать главную мысль музыкального...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don