Реферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература Твардовского Преподаватель: Гостюхина Фаина Михайловна




Скачать 165.77 Kb.
НазваниеРеферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература Твардовского Преподаватель: Гостюхина Фаина Михайловна
Дата публикации18.12.2013
Размер165.77 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Философия > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Философская лирика Твардовского

Общеобразовательное учреждение МОУ № 55 РЕФЕРАТ по предмету: Литература. На тему: Философская литература Твардовского Преподаватель: Гостюхина Фаина Михайловна Выполнил: Алексеев Павел. 11б Нижний Тагил 2003 г. Содержание:1. Введение………………………………………………………...3 стр.2. Основная часть……………………………...……………….....7 стр. 1. Твардовский лирик (общая характеристика творчества поэта 60х годов.)……………………………………………….….7 стр. 2. Связь времен (характерная черта общества позднего Твардовского)…………………………………………...……….…..9 стр. 3. Стиль Твардовского, совершенство и простата…...….….9 стр. 4. Неизбежности смерти, философские рассуждения….....14 стр.3. Заключение ………………………………..………………….17 стр.4. Список литературы………..………………………………….18 стр. 1. Введение Цельная личность поэта, мудрого и гражданский зрелого, беспощадного ксебе, гневного и неукротимого, нежного и усталого, встает за каждыммаленьким шедевром поздней лирики А. Т. Твардовского. Для любителей «поверять алгеброй гармонией» она представит немалыезатруднения: столько написано им за последние годы стихотворений, неукладывающихся ни на одну из привычных полочек. Где у него грань междулирикой философской и гражданской, пейзажной и политической? Ее почти, апорой и вовсе нет. Но все стихи последнего десятилетия – свидетельствотого, что Твардовский – лирик поднялся до самых вершин поэзии. Иногда те или иные картины природы вызывают у поэта по ассоциацийвосполнения далекого детства, воскрешают в памяти давние события, ихзрительную и звуковую окраску. И тогда «шум сонливый и неусыпный полевой»,«невнятный говор или гомон в вершинах сосен вековых» – …эти памятные шумы – Иной порой, в краю другом, - Как будто отзвук давней думы, Мне в шуме слышались морском. Этот «отзвук давней думы», постоянное ощущение «связи времен»чрезвычайно характерен для позднего Твардовского. Это неотъемлемое свойствоего натуры, свойство, которое окрасило все его творчество, особенно сильно– в послевоенное время. Даже такое, казалось бы, ультрасовременное творениерук человеческих, как скоростной воздушный многоместный лайнер, который«тянул в пустыне поднебесной свою тяжелую страну», и то по каким – тоассоциациям вызывает у поэта «отзвук» тех времен, когда он еще «ребенкоммалым» увидел Днепр и вместе с отцом, конем и возом взобрался на паром. И, как канат на переправе, Брунжала басом та струна. Чем вызвано это неожиданное сравнение – чисто ли звуковым сходствомили, может быть, тем, что когда-нибудь и над днепровским паромом небо«синело кой-где в разрывах облаков»? Об этом мог бы сказать лишь самТвардовский. Вновь и вновь вспоминает поэт свою юность, свое детство, с высотыпрожитых лет всматривается в прошлое: … И жаворонок, сверлящий небо В трепещущей голубизне, Себе и миру на потребу Оповещает о весне. Все, как тогда. И колокольня Вдали обозначает даль, Окрест лежащую раздельно… «Все, как тогда»… Но не он ли сказал: «Все та же, та же, да другая идаль, и близь, и все вокруг»? Внешне все то же: и голубое небо весеннее, ипеснь жаворонка, и неоглядные дали. И только нету сумки школьной, Да мне сапог почти не жаль – Не то, что прежних, береженых, Уже чиненных не впервой, Моих заветных сапожонок, Водой губимых снеговой. Оказывается, изменился сам автор. Сейчас, в его годы, ему «сапогпочти не жаль» – жаль утраченных навек детства и юности. Но какая бы нибыла грусть и жалость, поэта бесстрашно приближается к своей последнейчерте, более того, он обрел на склоне лет высшую мудрость, которой щедроделится с читателем. Как никогда, зорко отличает он теперь подлинныеценности от мнимых, иллюзий – то реальности. С тропы своей ни в чем не соступая, Не отступая – быть самим собой. Так со своей управится судьбой, Чтоб в ней себя нашла судьба любая И чью-то душу отпустила боль. Даже в самом сознаний неизбежности смерти Твардовский, как это нипарадоксально, видит ничем не заменимое благо, потому что, надейся человекна бессмертие, он не в состояний был бы оценить прелесть жизни, а значит,лишился бы единственного источника творческих сил: Не знаю, как горел бы жар Моей привязанности кровной, Когда бы я не подлежал, Как все, отставке безусловной. Тогда откуда бы взялись В душе, вовек не омраченной, Та жизни выстраданной сласть, Та вера, воля, страсть и власть, Что стоит мук и смерти черной! Правда, это было написано в 1957 году, когда поэту до «отставкибезусловной» оставалось еще 14 лет. Но и во всей последующей лирике мы ненайдем не только опровержения этой мысли, но даже и малейшей поправки. «Вера, воля, страсть и власть»… Вера в свои силы, в могущество народа, в человечество. Воля к победе над строкой. Не остывающая страсть гражданина – борца.Власть над своими минутными слабостями, над усталостью, старческиминедругами. Конечно, лучше, если бы их не было. Как пот, остывает горячего лета усталость Ах, добрая осень, такую бы добрую старость: Чтоб вовсе она не казалась досрочной, случайной, И все завершалось, как нынешний год урожайный; Чтоб малые только ее возвещали недуги И шла бы она под уклон безо всякой натуги. Вся эта благостная картина мыслима, однако, только в сослагательномнаклонений. Тешить себя подобными иллюзиями – значит, расслабляться, небыть готовым выдержать новые испытания. И автор завершает начатое строкамигорькой и мужественной правды: Но только в забвены тревоги и боли насущной Доступны утехи и этой мечты простодушной. Готовясь к «отставке безусловной», Твардовский сумел преодолеть исобственное искушение заново «отредактировать» свой творческий путь, дабыостаться в восприятии потолков во всем блеске своего таланта и дабы каждое,даже юношеское, стихотворение представляло собой верх совершенства. В 1965году, перебирая старые рукописи, поэт поймал себя на том, что на какое-товремя его внимание приковал «чернил давнишних блеклый цвет и разный почеркразных лет». Но, отметив про себя, как, менялись с годами, почеркстановился все неразборчивее и, наконец, сделался таким, что «строки неразобрать последней», Твардовский с убийственной самоиронией заключил: Да есть ли толк и разбирать, Листая старую тетрадь С тем безысходным напряжением, С каким мы в зеркале хотим Сроднится как-то со своим Непоправимым отраженным?.. Прошло три года. Еще три осталось прожить. Может быть, стоит вернутсяк старым тетрадям, подвергнуть их последней, ювелирной отделке? Нет. Допустим, ты свое уже оттопал И позади – остался твой предел, Но при тебе и разум твой, и опыт, И некий срок еще для сдачи дел Отпущен – до погрузки и отправки. Ты можешь на листах ушедших лет Внести еще какие-то поправки, Чертой ревнивой обводя свой след; Самозащите доверяясь шаткой, Невольно прихорашивать итог… Но вдруг подумать: Нет, спасибо в шапку, От этой сласти береги нас бог. Нет, лучше рухнуть нам на полдороге, Коль не по силам новый был маршрут. Без нас отлично подведут итоги И, может, меньше нашего наврут. 2. Основная часть. 2.1. Твардовский лирик (общая характеристика творчества поэта 60-х годов.) Русская философская лирика знает не мало строк – раздумий великихпоэтов о земном бытии. В эту поэтическую «антологию» органично входятлучшие стихи поэтов нашего времени и среди них – стихи А. Т. Твардовского,в которых он стремился по-своему ответить на вечные вопросы. Глубоко философские по своей сути произведения А. Т. Твардовского,написанные им в последние годы жизни (часть из них опубликована лишь послеего смерти), подчеркнуто незамысловаты. «Заветные слова лирикеТвардовского, мудрые, волнующие по своему содержанию, всегда просты ипрозрачны, без капли лингвистической эквилибристики и образнойнарочитости». (Шанский Н. М. «О лирике А, Т. Твардовского»). Кажется, что отаких высоких, волнующих каждого человека понятиях, как жизнь, старость,смерть, с читателем говорит не создатель широко известных поэм, неавторитетны редактор «Нового мира», а добрый знакомый, - настолько тепла ичеловечна его философская лирика. Искреннее, доброе слово поэт предпочитаеттому суррогатному словесному материалу, которым порой маскируется скудостьмысли и нарочитость чувства. Тропы у Твардовского просты, даже аскетичны,но при этом отличаются необыкновенной живостью и естественностью, эпитетникогда не доминирует над предметным словом. Реалистические детали обращены не только к зрительной памятичитателя, а потому воссоздаются в сознаний едва ли не всеми органамичувств, каждое из которых порождает определенные ассоциаций. Один лишь«Запах свежей натоптанной хвой – запах праздников и похорон» в серомсумраке вложенной мартовской ночи делает зримыми, почти осязательнымиеловые веточки, втоптанные в раскисший мартовский снег множеством ног. Иони, эти веточки, тревожат память, будоражат воображение. Хочется поточнееосмыслить жгучую антонимическую пару: праздники – похороны. Хочетсяотыскать ответ на вопрос, почему в стихотворений «День прошел…» еловымиветочками усыпан весенний снег, а не зимний посленовогодний, что было бытак естественно. Мы сопоставляем, анализируем, ищем ответ. И дляразбуженной памяти завершающий стихотворение риторический вопрос: Что за ним – за рассветной чертой – Просто день или целая эра Заступает уже на постой, - который терзал страну в марте 1953 года, утрачивает своюриторичность. Вернувшись в сознание тринадцать лет спустя (стихотворение«День прошел…» написано в 1966 г.), вопрос становится ответом,свидетельством затянувшихся ожиданий «праздничных», эпохальных перемен и всудьбе отдельного человека, и в судьбе страны. Нередко в стихах Твардовского не только узнаваемый предмет, но ирядовая житейская ситуация становится для рассуждений, философскихобобщений. Из дежурной фразы обычного праздничного поздравления («Когдаобычный праздничный привет…») внимательный взгляд адресата выделяетпожелание долгих лет. И тут же скептический ум вскрывает очевиднуюбессмыслицу этой трафаретной фразы, ее узаконенную бестактность и дажежесткость. Горечь и раздражения маскируются в апелляций к всеобщему опыту,который …всем одно твердит, Что долгих лет, их не бывает просто, И девятнадцать или девяносто – Не все ль равно, когда их счет закрыт. Воображаемый диалог с «поздравителем» перерастает в спор ссобственными горестными мыслями. Эмоциональное междометие «но, боже мой»предваряет найденный аргумент. В нем – и прорвавшаяся досада, и радость оттого, что одержана маленькая победа над грустной арифметикой, отысканочевидный, а потому особенно убедительный довод. Однако поэт не спешитпредставить этот довод. Вначале он четко формирует то, что нужно оспорить: Но, боже мой, и все–таки неправда, Что жизнь с годами сходит вся на клин, Что есть сегодня, да, условно, завтра, Да, безусловно, вздох в конце один. Категорическое несогласие с тем, что «жизнь с годами сходит вся наклин», заключено в анафорическом «нет», которое, начиная последнеечетверостишье, возвращает к эмоциональному, «Но, боже мой, и все-такинеправда». И хотя очевидно, что человеку не дано задержать быстротекущеевремя, все же память не подвластна этому закону: Нет, был бы он не выносимо страшен, Удел земной, не будь всегда при нас Ни детства дней, ни молодости нашей, Ни жизни всей в ее последний час. Осознание того, что рождение и смерть разделяет целая жизнь,понимание того, что вспоминания о самых светлых днях жизни – и о детстве,прежде всего, – остаются с человеком всегда, вера в то, что силой мысли ивоображения можно вернуть прекрасные мгновения бытия в самый страшный часего, - все это без высоких слов и трескучих фраз о смысле жизни ипредназначении человека освобождает думы о конечности земного бытия отбезысходной тоски. 2.2 Связь времен (характерная черта общества позднего Твардовского) Подобные отношения к памяти, к детству, подобная оценка его в жизничеловека, роднят размышления Твардовского с размышлениями и оценками егопоэтических предшественников, - Лермонтова, Некрасова, Сурикова, Тютчева: Играйте же дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно. Храните свое вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой – И пусть обаянные поэзии детства Проводит вас в недра землицы родной!… (Некрасов); Весело текли вы, Детские года! Вас не омрачили Горе и беда. (Суриков) Сравнение с тютчевскими: Как ни тяжел последний час – Та непонятная для нас Истома смертного страданья, - Но для души еще страшней Следить, как вымирают в ней Все лучше воспоминанья … Очевидное следование традициям русской поэзии – это принципиальнаятворческая позиция А. Т. Твардовского. И она проявляется не только всхожести оценок и акцентов, но и в тематической и образованнойпреемственности, роднящей лирику Твардовского с лирикой егопредшественников. 2.3 Стиль Твардовского, совершенство и простата. В русской поэзии философские размышления традиционно связаны сприродой, с которой, в свою очередь, тесно связана жизнь человека, егодуши. Рассказ о природе часто является исходным звеном философской лирики.Особенно любила в русской поэзии осень. Но у каждого поэта осень своя,неповторимая. В пушкинской лирической новелле осень с ее «пышным природы увяданием»напоминает кратковременное лихорадочное цветение «чахоточной девы, котораяна смерть осуждена». Удивительно, но подобное описание ничуть неконтрастирует с рассказом о творческом вдохновении, которым охваченлирический герой Пушкина. Для Некрасова осень – «славное» время, когда …здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит. Для Тютчева осенние дни – это пора, когда Ущерб, изнеможение – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья. Касочные, ослепительные осенние пейзажи Бунина выполнены, почни напределе естественности, на грани натуральности. Полыхающая бунинская осеньсловно списана с полотен импрессионистов. Осенний лес в стихотворений«Листопад» – …точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной. Этот лес, объятый «мертвым молчанием», воплощает «последние мгновениясчастья» Осенние пейзажи Бунина, как и многие пейзажи Тютчева, изящны и вто же время размашисты, пространственны. Они выполнены такими яркимипоэтическими цветообозначениями (блеск лазури голубой, блеск серебраосенней паутины, зловещий блеск и пестрота дерев, пожар заката, пурпурныйблеск огня и золота, хрустальный день, лучезарный вечер, чистая и светлаялазурь неба), что это делает почти невозможным присутствие в подобномпейзаже человека. У Твардовского осенняя природа не блещет, не ослепляет своимикрасками, не страшит своей предсмертной красой, потому что осенние картинывыполнены приглушенными матовыми красками. И по масгитабу его пейзажискромнее, камернее. Осенний лес перестает ощущаться как некиймногокрасочный массив, он предстает то в виде уютной, прогретой солнцемполянки, где «На дне… жизни, на самом донышке» хорошо посидеть «насолнышке, на теплом пенушке», то в виде осинника с настоявшимся запахом,«горьковатым и легкоморозным», то в виде садика, который без листьев стал«беднее, светлей и смирней». И отдыхающее поле в изображений Твардовского –это в поздней лирике – всего лишь дачный огород, где ощутим «дымок садовогокостра», а «земля с дернинкою сухой не отдает нимало духом тленья». В осенних зарисовках Твардовского осень всегда добра, тепла. Ощущениетеплоты создается концентрацией лексики, либо прямо связанной собозначением тепла (Безветренны, теплы – почти что жарки, один другогокраше, дни – подарки), либо косвенно свидетельствующей о тепле. Такойтеплый пейзаж лишен односторонней временной перспективы. Он не обращает ужемысль только к будущей зиме. Спокойные, естественные, предельнореалистические осенние картины Твардовского не воспринимаются как сезоннаягибель зеленого мира. Его осенние пейзажи – это рассказ о жизни природы сэкскурсом в прошлое (Как пот, остывает горячего лета усталость) и взглядомв будущее (Перед какой безвестною зимой так свеж и ясен этот мир осенний). Наполненный конкретными бытовыми реалиями, насыщенный атрибутаминезримого присутствия человека, пейзаж у Твардовского становится рассказомне только о жизни природы, но и рассказом о жизни человека. Внимательновсматриваясь в картины осени, поэт видит в ней важнейший итоговый период вкруговороте природы и естественно и закономерно переходит к размышлениям очеловеческом бытии: Как пот, Остывает горячего лета усталость. Ах, добрая осень, Такую бы добрую старость: Чтоб вовсе она не казалось досрочной, случайной И все завершилось, как нынешний год урожайный; Чтоб малые только ее возвышали недуги. И шла бы она под уклон безо всякой натуги. Осенние мысли и настроения лирического героя Твардовского во многомсозвучны мысли, которые мы находим в классической русской поэзии. Сравнениеу Е. Баратынского: А ты, когда вступаешь в осень дней, Оратай жизненного поля, И перед тобой во благостыне всей Является земная доля; Когда тебе жительские образы, Труд бытия вознаграждая, Готовится подарить свои плоды И спеет жатва дорогая, И в зернах дум ее собираешь ты, Судеб людских достигнув полноты, - Ты так же ли, как земледел, богат? Герой Твардовского в осеннем лесу, «в наклонных лучах недалекоговечера», часто предается итоговым размышлениям: И пусть оно так, что морская немалая – Твой век целиком, да об этом уж нечего. Я думу свою без помехи под случайную, Черту подведу стариковской палочкой: Нет, все – таки нет, ничего, что по случаю Я здесь побывал… Умиротворенность осенней природы преображает человека: осенью утихаютдушевные бури, приглушаются страсти, появляется желание следовать природнойгармоний. Но герой Твардовского понимает, что мечта о «доброй старости»часто так и остается всего лишь мечтой, что …только в забвенье тревоги и боли несущей Доступны утехи и этой мечты простодушной. Однако гораздо чаще, замечая, как «не впервые дожди в теплой листвешевелят», герой Твардовского испытывает иное чувство: Не пропускай, отмечай Снова и снова на свете Легкую эту печаль, Убыли – прибыли. Все их приветствуй с утра Или под вечер с устатку… Здравствуй, любая пора, И проходи по порядку. Эти простые строки с глаголами в форме повелительного наклонениялишены назойливого дидактизма. С ними несовместимы и глутливое «с устатку»,и «бухгалтерское» «убыли-прибыли». И все же эти строки внушают спокойноеосознание естественности и неизбежности возрастных перемен, в которыхвсегда сосуществуют вместе и приобретения, и потери. Представляя противоречивый и многогранный мир современного человека,Твардовский словно хочет сказать, что и его героя заботит то, что заботилогероя А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева,С. А. Есенина. Потому мы и не воспринимаем Твардовского таким поэтом,который всегда стремиться говорить только о том, о чем еще не сказано,высказаться так, как до него еще никто не говорил. Твардовский говорит овечном, говорит – на первый взгляд – просто, открыто. Вот потому в еголирике уживаются и меткое народное словцо, и пословицы, и поговорки, вотпотому в ритмике Твардовского угадывается живая разговорная интонация, а вмыслях его узнается народная философия. Умелые, береженые «заимствования»из народной речи помогают А. Т. Твардовскому переложить на свой ладтрадиционные мотивы русской философской лирике. Язык Твардовского при всей его кажущейся простоте - сложное явление.И проникнуть в эту сложную простоту нелегко. «Как будто современнобесхитростный, безыскусственный язык лирики Твардовского построен на самомделе очень хитро и искусно и тщательно скрывает большую творческую работупоэта над словом. Это по своему существу золотой сплав наиболеевыразительных средств живого народного слова и самых дорогих ценностейрусской художественной речи». Лирика Твардовского нуждается в «замедленномчтений», «чтобы за фасадом хорошо известных нам фактов современногорусского языка не просмотреть полученные или под пером поэта смысловые истилистические приращения, их стилистическую новизну и свежесть». Источником образности в поэтическим языке Твардовского нередкостановится хорошо известная пословица, поговорка, фразеологизм. Будучиважными деталями, в поэтическом арсенале Твардовского, эти единицы невыглядят в его стихах как иностилевые разговорные «цитаты». Они органичновходят лирическую строку, даже если речь в ней идет о самом высокомпоэтическом предмете. Особая выразительность и одновременно экономиястихового пространства достигаются за счет структурной контаминациинескольких устойчивых языковых единиц. Так, в восклицаний «Но, боже мой, ивсе-таки неправда, что жизнь с годами сходит вся на клин» немногословно ипотому энергично отрицается семантика безысходности пословицы – «куда никинь – везде клин» (нет выхода из создавшегося положения) и фразеологизма«сойти на нет» (исчезнуть вовсе, до конца) Поэт использует стилистические контрасты, чтобы с их помощью выделитьглавное. В его стихах органично соединяются поэтические тропы и прозаизмы.Вот запоминающаяся характеристика ранней осени: Еще земля с дернинкою сухой Не отдает нимало духом тленья, Хоть, наизнанку вывернув коренья, Ложиться под лопатой на покой. Еще не время непогоди сонной, За сапогом не волочится грязь… А глубоко философскую, по сути, зарисовку сосен, стонущих от ветра вбольничном парке, поэт завершает строками, в которых не выглядят грубымиили неуместными ни разговорное слово «мычать», ни просторечное «психи»: Еще они, былую вспомнив пору, Под ветром вдруг застонут, заскрипят, Торжественную песнь родного бора Затянут вразнобой и невпопад. И оборвут, постанывая тихо, Как пьяные, мыча без голосов… Но чуток сон сердечников и психов За окнами больничных корпусов. Самые высокие рассуждения, самые возвышенные картины в стихахТвардовского отмечены скромностью, даже какой-то застенчивостью.Неизбежный, казалось бы, пафос, поэтическая торжественность – производныеот жанра философской лирики незаметно устраняются легкой шутливостью,мудрой усмешкой человека, не боящегося самоиронии. Так, кажущаясясентиментальность строк, на сыщенных словами с уменьшительно-ласкательнымисуффиксами: На дне моей жизни, На самом донышке. Захочется мне посидеть на солнышке, На теплом пенушке, - Устраняется официально – деловитыми, почти протокольнымифразеологизмами «подвести черту», «отметиться галочкой». Такойстилистический диссонанс придает легкую ироничность всему высказыванию,маскирует прорвавшуюся грусть и одновременно оттянет фольклорную основуначальных строк стихотворения. 2.4 Неизбежности смерти, философские рассуждения. Народная языковая стихия по-разному проявляется в каждом произведенийТвардовского. Фольклорные традиций в его философской лирике ощущаются,например, а том, что в ней редко встречается прямые номинации такихпонятий, как старость или смерть. (Но все же встречаются: «Ты дура,смерть…») Глубоко национальный поэт помнит о традиционных табу, потому иприбегает к таким обычным эвфелизмам, как «человек в летах», «возрастпенсионный»; высокое «последний час» соседствует с ироническийпереосмысленным медицинским термином «летальный исход», превратившийся в«час летальный». Так, с помощью этого трансформированного термина иоднокоренного слова «отлет» поэт обыгрывает библеизм «душа отлетела» вслегка озорных строках: Хоть про сейчас, хоть про запас, Но делать так работу, Чтоб жить да жить, Но каждый час Готовым быть к отлету. И не терзаться – ах да ох, - Что, близкий или дальний, - Он все равно тебя врасплох Застигнет, час летальный. По словам многих людей, близко знавших Твардовского, он говорил, чтоо самом высоком, даже о трагичном надо писать спокойно, не надрываясь, ненадсаживаясь, не вставая на цыпочки, не вытягиваясь даже перед смертью.Поэтому его поэтические рассуждения о жизни и смерти нередко закачиваютсяшутливыми строчками, например такой: Аминь! Спокойно ставь печать…В этой фразе намеренно сочетаются церковное «Аминь» и канцелярское «ставьпечать». В таком отношений к смерти демонстрируются не безрассудство, непоказное, граничащее с глупостью, ухарство, не бесшабашность, не шутовство,а повторяется запечатленное в фольклоре и подтверждающее всем жизненнымукладом народа отношение к «безносой», к неумолимой «старухе с косой».Глубинная связь поэзии Твардовского с устным народным творчествомпросматривается и в выборе рифмы. Поэт признавался: я люблю рифмы типа«реки – орехи». Не «реки – веки», а так чтобы аукался звук не тождественныйи равный по происхождению: «к – х».Отмечая связь лирики Твардовского с традициями не только фольклора, но ирусской философской лирике, многие упрекали поэта в традиционализме, дажеконсерватизме. Например, И. Сельвинский начисто отказывал стихуТвардовского, в какой либо новизне, считал, что он всего лишь повторяетпоэтов прошлого и вообще ему «бог не дол смелости». На самом делебезусловная творческая смелость А. Т. Твардовского состоит в том, что осамых серьезных проблемах, о самых сокровенных и жгучих мыслях и чувствах,о самых высоких поэтических «предметах» он сумел сказать, не прибегая квычурным литературным формулам. О старости, о жизни и смерти, о смыслебытия поэт рассуждал без позерства, без желанного нытья, а просто, мудро,мужественно.Поэзия Твардовского приблизила к человеку темы, проблемы, образыклассической философской лирики, ничуть не обеднив ее содержания, непревратив высокое поэтическое обобщение в прозаическое бытописательство.Следуя традициям русской классической литературы, обращаясь к народномуопыту, закрепленному в метком слове, наш современник А. Т. Твардовскийвыполнил высокое предназначение поэта: в своих стихах он сумел Так со своей управится судьбой, Чтоб в ней себя нашла судьба любая И чью-то душу отпустила боль.3. Заключение.Путь Твардовского – лирика не был триумфальным. На протяжении тридцати летсвоей творческой деятельности, при неуклонном росте своего мастерства поэт,наряду с созданием шедевров, бывало, опускался до среднего (а случалось – иниже) уровня, но он шел по своей стезе с редким упорством, работал надсловом неутомимо и долго, познал и муки, и радость творчества, знал спады иподъемы, мучительные сомнения и – на четвертом десятке своей писательскойжизни достиг того высокого поэтического искусства, каким отмечена еголирика 60-х годов.Поэзия Твардовского продолжает свою жизнь не только в его собственныхстихах: подобно тому как Шолохов, не гадая о том специально, создал целуюплеяду видных поэтов, «хороших и разных», считающих себя прямыми ученикамиАлександра Трифоновича Твардовского.4. Список используемой литературы:Шанский Н. М. «О лирике А. Т. Твардовского», РЯШ №3, 1980Паперный З. «Поэтическое слово у Твардовского», Вопросы литературы №7, 1979Кондратович А. «Уроки Твардовского», Молодая гвардия №2, 1979Бортник Г. В. «Но пусть все пето, – перепето» (Традиций и новаторство вфилософской лирике А. Т. Твардовского), РЯШ №3, 1995

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература Твардовского Преподаватель: Гостюхина Фаина Михайловна iconРеферат По предмету: Литература На тему: Великая Отечественная война в литературе ххвека

Реферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература Твардовского Преподаватель: Гостюхина Фаина Михайловна iconРусскоязычные литературные интернетресурсы
...

Реферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература Твардовского Преподаватель: Гостюхина Фаина Михайловна iconРабочая программа по предмету «Русская литература» для 9 класса
«Русский язык и литература 5-9 классы национальной школы рф» (составители: Никольская Г. Н., Бирюкова С. К., Хайруллин Х. З. –М:...

Реферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература Твардовского Преподаватель: Гостюхина Фаина Михайловна iconЛитература по психологии,классическая литература,компютерное железо,документация,языкипрограммирования,религия,философия,самые...
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...

Реферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература Твардовского Преподаватель: Гостюхина Фаина Михайловна iconРелигиозно-суфийская литература Крымского ханства
Мусульманская религиозная литература распространилась в Крыму вместе с исламом. Данная литература ставит перед собой целью популяризирование...

Реферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература Твардовского Преподаватель: Гостюхина Фаина Михайловна iconЛитература, рекомендованная при изученнии неонатология Основная литература...
Неонатология под ред. Н. П. Шабалова в ІІ томах Санкт-Петербург-Специальная литература. 493, 504с

Реферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература Твардовского Преподаватель: Гостюхина Фаина Михайловна iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Литература Древней Руси...
Киеве и во Владимире, в Полоцке и в Новгороде, в Чернигове и в Ростове. Позднее на этой территории складываются три разные восточнославянские...

Реферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература Твардовского Преподаватель: Гостюхина Фаина Михайловна icon8. Литература
Догадава Н. Н. преподаватель общественных дисциплин, заслуженный учитель школы РФ

Реферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература Твардовского Преподаватель: Гостюхина Фаина Михайловна iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua География в жизни и творчестве...

Реферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература Твардовского Преподаватель: Гостюхина Фаина Михайловна icon1-й курс. Рекомендованная литература. Художественная литература


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don