Научно-исследовательская работа Тема: Философская направленность сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»




Скачать 263.9 Kb.
НазваниеНаучно-исследовательская работа Тема: Философская направленность сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Дата публикации26.12.2013
Размер263.9 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
uchebilka.ru > Философия > Научно-исследовательская работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Философская направленность сказки Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц

Научно-исследовательская работа Тема: Философская направленность сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Студентка: Тиунова О.М. 4 курс группа 3 Филологический факультет Москва, 2000 год.Французский лётчик, героически погибший в воздушном бою с фашистами,создатель глубоко лирических философских произведений Антуан де Сент-Экзюпери оставил глубокий след в гуманистической литературе 20-ого века.Человек необычайно яркой одарённости, он с детских лет увлекалсярисованием, музыкой, стихами и техникой. «Детство - вот огромный край,откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом измоего детства, словно из какой-нибудь страны». В его творчестве, пожалуй,нет книги, где бы он не вспомнил бы о своём детстве. Детские игры в рыцарейи королей сменяются внезапным интересом к машинисту и тайнам его паровоза.Экзюпери всегда умел ценить дружбу, считая это чувство самым драгоценным,что есть на земле. Последующая его жизнь полна драматических событий. Онпопадал в тяжёлые авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанскихреспубликанцев, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он неувиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на всё!» И всё-таки полнее всего этот человек раскрывался в своих письмах,рукописях, романах. Авиация и литература вошли в жизнь Антуана почтиодновременно. На вопрос, что он предпочитает - летать или писать - онответил: «Для меня летать и писать - одно и то же». Самую жизнь он ощущалкак полёт, движение. Писатель мечтал о спасении всего человечества на путяхморального усовершенствования, он неустанно утверждал: «Мы жители однойпланеты, пассажиры одного корабля». «Мне всегда была ненавистна рольнаблюдателя», - писал Экзюпери. Рапорт за рапортом подавал он в годыфашистской оккупации Франции с просьбой принять его в истребительнуюавиацию. «Я не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когдадругие рискуют жизнью... В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нетместа... Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям». 31 июля1944 г. военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевоезадание. Читая книги Сент-Экзюпери, словно заново открываешь для себя красотумира и природы, восходов и закатов, каждого цветка. Его мысли доходят донас, подобно свету далекой звезды. Писатель-летчик, каким был Сент-Экзюпери, созерцает землю из точки, находящейся вне земли. С этой позицииуже не страна, а земля представляется родиной людей — прочным, надежнымместом в космосе. Земля — дом, который покидаешь и в который возвращаешься,«нашенская» планета, «земля людей». В книгах Экзюпери находишь радость открытия все новых великолепныхкачеств людей, когда они ищут пропавшего друга над Кордильерами или когдарисуют барашка для маленького гостя с другой планеты. Неоскудевающийинтерес к произведениям писателя связан прежде всего с их нравственнымсодержанием. Экзюпери ждет, что человечество очнется от духовной спячки, ион зовет всех людей объединиться под знаменем Человека. Таков заряд егокниг: «Ночной полет», «Южный почтовый» и в особенности «Планеты людей». Одним из сюжетов «Планеты людей» является история вынужденной посадкисамого писателя и его механика Прево в пустыне, которая составит основунаписанной позднее повести «Маленький принц». Поиски источника водыизнемогающими от жажды летчиками, их физические муки и чудесное спасениедает возможность Экзюпери развернуть ряд ключевых образов-символов. Вода,утоляющая жажду затерянных в песках людей, не просто вода, а символ жизни,источник всякого существования, способности к возрождению. В «Маленькомпринце» Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием.Вода как первооснова жизни, одна из вечных истин. Соответственно пустынястановится символом мира, опустошенного войной, человеческой черствостью иэгоизмом, символом мира, в котором человек умирает от духовной жажды. В «Планете людей» писатель развивает одну из основных своих тем —спасение человечества от надвигающейся катастрофы. В «Маленьком принце» этатема получает свое развитие и углубление. Ни одно законченное произведениеСент-Экзюпери не вынашивалось им так, долго» как «Маленький принц». Уже влюбви Берниса и Женевьввы из «Южного почтового» намечены отношения междуМаленьким принцем и розой. Тема отношений между взрослым летчиком иребенком, каким он был когда-то, между миром взрослых, где прекрасно толькомужество, и праздничным миром ребенка, где прекрасно все, с одинаковойсилой звучит и в «Южном почтовом», и в письмах к Ренэ де Соссин, и вписьмах к матери, и в последнем эпизоде «Планеты людей», и в заметках из«Записных книжек». Только «Ночной полет» выпадает из этой постоянной у Сент-Экзюпери темы, да и то потому что она «не уложилась» в композицию книги, иписатель просто вычеркнул ее. Взрослые дети, позабывшие о своей «внутреннейродине», возникают в теме «блудного сына» из «Письма к заложнику».Воспоминания детства в «Военном летчике» — мальчик, расспрашивающий ослужанке Пауле, и смерть Франсуа, младшего брата писателя, — смерть нестрашная, благостная, — очень близки по чувству к «Маленькому принцу».Небольшие эпизоды в «Цитадели» — три белых камешка ребенка, которые толькои составляют настоящее богатство, девочка в слезах, которую нужно утешить,ибо только тогда в мире будет восстановлен порядок, — это тоже отзвуки тем«Маленького принца». Еще в «Планете людей» автор замечает прелестного ребенка, подобного«золотому плоду» или «маленькому принцу», в котором, возможно таилсябудущий Моцарт. Умирающий старый садовник в этой книге до последней минутыдумает о любимом деле: «Ведь копать — это так прекрасно! Человек свободен,когда он копает». Не случайно и Маленький принц из сказки тоже садовник. Оннежно и заботливо оберегает свою Розу от всяких бед и тщательно выпалываетсорняки на своей крохотной планете. «Я был создан, чтобы стать садовником»,— говорил о себе и Экзюпери. «Но для людей нет садовников», — с горечьюзамечает писатель-философ. Какой путь спасения видится Антуану де Сент-Экзюпери? «Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть водном направлении» — эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.«Маленький принц» был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второймировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированнойФранции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустнойи мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру вдушах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого путиписателя, философским, художественным его осмыслением. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться кжанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность,характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволилиписателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемывремени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери надсущностью человеческого бытия. Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Онаучит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжестводобра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымыславсегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказкевсегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча«Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которыееще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взглядна мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детскивострым зрением. То, что «Маленький принц» — сказка, мы определяют по имеющимся в повестисказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи(Лис, Змея, Роза). «Прообразом» литературной сказки «Маленький принц» можно считатьфольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-занесчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам впоисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить темсамым неприступное сердце принцессы. Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий откапризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале сосвадьбой не идет и речи. В скитаниях маленький принц встречается не сосказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами,эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философскаясказка. И, следовательно, за казалось бы простым и незатейливым сюжетом ииронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном видечерез иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра изла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственнойкрасоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпыи многие другие. Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинноевидение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелымидушами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнеесказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чемотношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради РозыМаленький принц жертвует материальной оболочкой – он выбирает телеснуюсмерть. В сказке сильны романтические традиции. Во-первых, это выбор именнофольклорного жанра – сказки. Романтики обращаются к жанрам устногонародного творчества не случайно. Фольклор – это детство человечества, атема детства в романтизме является одной из ключевых тем. Немецкие философы-идеалисты выдвинули тезис – человек равен Богу в том,что он может, подобно Всевышнему, может продуцировать идею и реализовыватьее в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забываето том, что он подобен Богу. Человек начинает жить только ради материальнойоболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душаХудожника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу.Отсюда в творчестве романтиков прослеживается культ детства. Но главная трагедия «взрослых» героев Сент-Экзюпери не столько в том,что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли»все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полномсмысле этого слова. Поскольку это философское произведение, то автор ставит глобальные темыв обобщенно-отвлеченном виде. Он рассматривает тему Зла в двух аспектах: содной стороны – это «микрозло», то есть зло внутри отдельно взятогочеловека. Это омертвелость и внутренняя опустошенность жителей планет,которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитателипланеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленькимпринцем. «Земля – планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцатькоролей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов,девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, тристаодиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых».Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный емумир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество,подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдетсвою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь. Второй аспект темы зла можно условно озаглавить «макрозлом». Баобабы –это персонифицированный образ зла вообще. Одно из толкований этогометафорического образа связано с фашизмом. Сент-Экзюпери хотел, чтобы людизаботливо выкорчевывали несущие в себе зло «баобабы», грозившие разорватьпланету на части. «Берегитесь баобабов!» — заклинает писатель. Он самиллюстрировал сказку, и когда смотришь на корни этих деревьев, опутавшихмаленькую планету, невольно вспоминаешь знак фашистской свастики. Самасказка была написана потому, что это было «страшно важно и неотложно».Писатель часто повторял, что семена лежат в земле до поры до времени, апотом прорастают, и из семян кедра — вырастает кедр, а из семян терновника— терновник. Нужно, чтобы прорастали добрые семена. «Ведь все взрослыесначала были детьми...». Люди должны сохранить и не растерять на жизненномпути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными козлу и насилию. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовномусамосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению,обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине иуподобились бездумной и безликой толпе. Впервые тему личности и толпы в философии выделил немецкий философ-романтик И. Фихте. Он доказывает, что все люди делятся на обывателей(толпа) и художников (личность), по их отношению к материальному (зло).Конфликт между личностью и толпой изначально неразрешим. Так же неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет(«странными взрослыми»). Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Оничужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Ихтрагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди»живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись отостальных (у каждого своя планета!) и считают его истинным смыслом бытия!Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба икрасота. Из этой темы вытекает основной принцип романтизма – принцип двоемирия.Миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника(Маленький принц, автор, Лис, Роза), которому присущи нравственныекачества, никогда не соприкоснуться. Только Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту игармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принцзамечает: «Когда он зажигает фонарь – как будто еще рождается одна звездаили цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают.Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главныйгерой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке.Человеческий труд должен иметь смысл, а не просто превращаться вмеханические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутреннепрекрасно. В разговоре с географом затрагивается еще одна важная эстетическая тема– эфемерность прекрасного. «Красота недолговечна», - горестно замечаетглавный герой. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнееотносится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудномжизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца. Но самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешнекрасивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя,автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием иглубоким смыслом. Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философскаятема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым иребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе. Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит одругих только по «внешней оболочке», не видя главного в человеке – еговнутренней нравственной красоты: «Когда взрослым говоришь: «Я виделкрасивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крышиголуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Явидел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают: «Какая красота!» Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-занеспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы: «Где же люди?– вновь заговорил наконец Маленький принц. – В пустыне все-таки одиноко… -Среди людей тоже одиноко, - заметила змея». Одиноким, никем не понятым чувствует себя и автор. Его одиночество средилюдей близко одиночеству Маленького принца. Истинное дарование человека,его талант под силу понять лишь людям с открытым и чистым сердцем. Именнопоэтому так легко и быстро Маленький принц обретает друга в лице автора,именно поэтому принц понимает автора без слов и готов открыть другу всетайники собственного сердца. Одна из ключевых философских тем сказки «Маленький принц» - тема бытия.Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность.Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное.Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимальноприблизиться к сущности. «Серьезные люди» с Земли и с планет-астероидов растворены в реальномбытии и не стремятся постичь сущность непреходящих ценностей. А душа автораи маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому имоткрывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви икрасоты. Это тема «зоркости» сердца, умения «видеть» сердцем, понимать безслов. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает собственнуюпланету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах,окажется так близко – на его родной планете. Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубокосимволичны. Образы именно символичны, так как мы можем только угадывать,что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личноговосприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис,Роза и пустыня. Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущегоскрытый смысл вещей и собственной жизни. Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятсяродники, найти которые человеку помогает только сердце. Рассказчик терпит аварию в пустыне — такова одна из сюжетных линий вповести, ее фон. В сущности, сказка и родилась в пустыне. Сказки, которыемы знаем и любим, родились в лесу, в горах, на берегу моря — там, гдеобитают люди. В сказке Сент-Экзюпери лишь пустыня и звезды. Почему? Давнозамечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на гранижизни и смерти, словно заново переживает, переосмысливает свою жизнь, даетей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее и отместимишуру. Человек по новому воспринимает и саму жизнь: что в ней главное, ачто случайно. Рассказчик оказывается один на один с мертвой пустыней,песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленькийпринц, пришелец с «планеты детства». Поэтому значение этого образа впроизведении особое — он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человекуувидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Поэтому тема детства с егонезамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестьючувств занимает центральное место в повести. Поистине — «устами ребенкаглаголет истина». В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема миравзрослых людей и — линия Маленького принца, история его жизни. Первая глава повести является вводной, ключевой к одной из важныхпроблем произведения — проблеме «отцов» и «детей», к вечной проблемепоколений. Летчик, вспоминая свое детство и неудачу, которую он потерпел срисунками № 1 и № 2, рассуждает так: «Взрослые никогда ничего не понимаютсами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять ирастолковывать». Эта фраза служит исходным моментом в последующем развитиитемы «отцов» и «детей», в сложном пути взрослого летчика к пониманиюребенка, к возвращению автора в свое детство. Взрослым не дано было понятьдетский рисунок рассказчика, и только Маленький принц смог быстрораспознать слона в удаве. Благодаря этому рисунку, который летчик всегданосил с собой, устанавливается взаимопонимание между ребенком и взрослым. Малыш, в свою очередь, просит нарисовать ему барашка. Но каждый разрисунок получается неудачным: барашек был то «слишком хилым», то «слишкомстарым»... «Вот тебе ящик, — говорит рассказчик ребенку, — а в нем сидиттакой барашек, какого тебе хочется». Мальчику эта выдумка понравилась: онмог фантазировать сколько угодно, по-разному представляя себе барашка.Ребенок напомнил взрослому его детство, они обретают способность пониматьдруг друга. Умение войти в мир ребенка, понять его и принять — вот чтоможет сблизить мир взрослых и мир детей. Маленький принц немногословен — о себе и своей планете он говорит оченьмало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчикузнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной сдом» и называется «астероид Б-612». Маленький принц рассказывает летчику отом, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильныекорни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первыеростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть«твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок — исразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистотеи красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнутьвсему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще однаважная тема — экологическая, которая является очень актуальной для нашеговремени. Создается впечатление, что автор сказки «предвидел» будущиеэкологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной илюбимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка нашапланета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас ксегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людейможет исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своейактуальности и по сей день; потому и жанр ее — философский, ибо онаобращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви кнежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнцасорок три раза!» — говорит он летчику. И немного погодя добавляет:«Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходитсолнце...» Ребенок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней онпризывает взрослых. Установившаяся было гармония взаимоотношений взрослого и ребенка едва ненарушается в главе седьмой. Малыша волнует мысль о барашке и розе: сможетли он съесть ее и если да — тогда зачем цветку даны шипы? Но летчик оченьзанят: в моторе заело гайку, и он старался ее отвернуть, поэтому отвечал навопросы невпопад, первое, что приходило в голову, раздраженно бросая: «Тывидишь, я занят серьезным делом». Маленький принц изумлен: «Ты говоришь,как взрослые» и «ничего не понимаешь», как тот господин «с багровым лицом»,что живет один на своей планете. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка,ни разу не посмотрел на звезду, никогда никого не любил. Он толькоскладывал цифры и с утра до вечера твердил одно: «Я человек серьезный! Ячеловек серьезный!.. Совсем как ты». Маленький принц, побледневший отгнева, объясняет рассказчику, как это важно — уберечь единственный в мирецветок, который растет только на его планете, от маленького барашка,который «в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будетзнать, что он натворил». Малыш объясняет взрослому, как важно думать изаботиться о том, кого ты любишь, и чувствовать себя от этого счастливым.«Если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разомпогасли! И это, по-твоему, не важно!» Ребенок преподает урок взрослому человеку, становится его мудрымнаставником, отчего тот устыдился и почувствовал себя «ужасно неловким инеуклюжим». Далее по повести следует рассказ о Маленьком принце и его планете издесь особое место занимает история Розы. Роза была капризна и обидчива, ималыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что духзахватывало!», и он прощал цветку его капризы. Однако пустые словакрасавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себяочень несчастным. Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц несразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора сЛисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной,когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, -продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно,случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же,как вы. Но для меня она дороже всех вас…» Рассказывая эту историю о розе, маленький герой признается, что ничеготогда не понимал. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дариламне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этимижалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы такнепоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!» Это ещераз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать другдруга. Истинную сущность можно «увидеть» только сердцем. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал сней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давалибольше тепла, выпалывал сорняки... И все же он чувствовал себя оченьодиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он иотправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечнойокружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самогои мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из нихсталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателяхэтих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... По мнениюСент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболеераспространенные человеческие пороки. Не случайно именно здесь у героявозникают первые сомнения в правильности человеческих суждений. На планете короля Маленький принц не может понять, зачем вообще нужнавласть, но испытывает к королю симпатию, ибо тот был очень добр, а потомуотдавал только разумные приказания. Экзюпери не отрицает власть, он простонапоминает сильным мира сего о том, что правитель должен быть мудр и чтовласть должна опираться на закон. На следующих двух планетах Маленький принц встречает честолюбца ипьяницу — и знакомство с ними повергает его в растерянность. Их поведениедля него совершенно необъяснимо и вызывает только отвращение. Главный геройвидит насквозь всю бессмысленность их жизни, поклонение «ложным» идеалам. Но самым страшным в нравственном аспекте оказывается деловой человек.Его душа настолько омертвела, что он не видит ту красоту, которая егоокружает. Он смотрит на звезды не глазами художника, глазами дельца. Авторне случайно выбирает звезды. Этим он подчеркивает полную бездуховностьделового человека, его неспособность созерцать прекрасное. Единственный, кто делает свое дело, — это фонарщик: «...вот человек,которого все стали бы презирать — и король, и честолюбец, и пьяница, иделец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть,потому, что он думает не только о себе», — так рассуждает малыш. Но«верность обычаю» бедного фонарщика, который обречен на то, чтобы безотдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, так же нелепа игрустна. Бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупыепритязания на власть, богатство, на особое положение или почести — все этосвойства людей, воображающих, что они обладают «здравым смыслом». Планеталюдей кажется герою черствой и неуютной: «Какая странная планета!.. Совсемсухая, вся соленая и в иглах. У людей не хватает воображения. Они толькоповторяют то, что им скажешь». Если этим людям рассказываешь о друге, ониникогда не спросят о самом главном — их вопросы касаются совершеннонесущественного: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько онвесит? Сколько зарабатывает его отец? И после этого воображают, что узналиЧеловека». Заслуживает ли доверия «здравомыслящий» человек, спутавший«удава, проглотившего слона» с обыкновенной шляпой? Что дает истинноепредставление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом срозовыми колоннами? И наконец — перестала бы существовать планетаМаленького принца, если бы открывший ее турецкий астроном отказалсяпереодеваться в европейский костюм, а его открытие так и не получило быпризнания? Слушая звонкий и печальный голосок Маленького принца, понимаешь, что во«взрослых» людях отмерла естественная щедрость сердца, прямота иискренность, хозяйская заботливость о чистоте планеты. Вместо того чтобыукрашать свой дом, возделывать свой сад, они ведут войны, иссушают мозгицифирью, оскорбляют суетой и алчностью красоту восходов и закатов. Нет, нетак надо жить! За недоумением маленького героя скрывается горечь самого писателя поповоду того, что происходит на земле. Сент-Экзюпери заставляет читателяпосмотреть на привычные явления под иным углом зрения. «Главного глазами неувидишь. Зорко только сердце!» — утверждает автор. Не найдя того, что искал малыш, на маленьких планетах, он по советугеографа отправляется на большую планету Земля. Первой, кого встречаетМаленький принц на Земле, была Змея. Согласно мифологии Змея стережетисточники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы,появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке онасоединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбычеловеческой: «Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой онвышел». Она предлагает герою познакомиться с жизнью Земли и указывает емудорогу к людям, уверяя при этом, что «среди людей тоже одиноко». На Землепринцу предстоит проверить себя и принять самое важное в его жизни решение.Змея сомневается, что он сумеет сохранить свою чистоту, пройдя черезиспытания, но как бы то ни было она поможет малышу вернуться на роднуюпланету, дав ему своего яда. Самое сильное впечатление переживает Маленький принц, попав в сад роз.Он почувствовал себя еще более несчастным: «его красавица говорила ему, чтоподобных ей нет во всей вселенной», а перед ним «пять тысяч точно таких жецветов». Выходит, у него была самая обыкновенная роза да еще три вулкана«ростом мне по колено», какой же он после этого принц... Вот тут-то и приходит на помощь герою Лис. Издавна в сказках Лис (нелиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принцас этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо вних герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченныебыло ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви идружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потерялиспособность любить. Не даром цветок говорит о людях: «Их носит ветром». Астрелочник в разговоре с главным героем, отвечая на вопрос: куда же спешатлюди? Замечает: «Даже сам машинист не знает этого». Это иносказание можноистолковать так. Люди разучились смотреть ночью на звезды, любоватьсякрасотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания розы. Ониподчинились суетности земной жизни, забыв о «простых истинах»: о радостиобщения, дружбы, любви и человеческом счастье: «Если любишь цветок –единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звезд, -это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым». И авторуочень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают своюжизнь в бессмысленное существование. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленькихмальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч.«Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меняединственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если тыменя приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стануразличать среди тысяч других...» Лис открывает Маленькому принцу тайнуприручения: приручать — значит создать узы любви, единения душ. Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучшепонимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще одинсекрет открывает Лис малышу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главногоглазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ейвсю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда вответе за всех, кого приручил». Приручить — значит связать себя с другимсуществом нежностью, любовью, чувством ответственности. Приручить — значитуничтожить безликость и равнодушное отношение ко всему живому. Приручить —значит сделать мир значительным и щедрым, ибо все в нем напоминает олюбимом существе. Эту истину постигает и рассказчик, и для него оживаютзвезды, и он слышит в небе звон серебряных колокольчиков, напоминающий смехМаленького принца. Тема «расширения души» через любовь проходит сквозь всюсказку. Маленький принц постигает эту мудрость, а вместе с ним она открывается ипилоту-рассказчику, и читателю. Вместе с маленьким героем мы зановооткрываем для себя то главное в жизни, что было скрыто, погребено всяческойшелухой, но что составляет единственную ценность для человека. Маленькийпринц узнает, что такое узы дружбы. О дружбе говорит и Сент-Экзюпери еще на первой странице повествования –в посвящении. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно изглавных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества иотчужденности, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии ивзаимопомощи. «Это печально, когда забывают друзей. Не у всякого есть друг», —говорит герой сказки. Маленькая героиня из рассказа А. Гайдара «Голубаячашка». Светланка, подобно Маленькому принцу, обладает способностью видетьистинную сущность окружающего мира. Она смотрит на мир не предвзято. А ееотец схож с автором. Среди вечной суеты «взрослой» жизни он не вспоминает очеловеческом счастье. Постоянно руководствуясь разумом, он забываетприслушаться к самому главному - к голосу собственного сердца. А маленькаядевочка, независимо от своего желания, сумела показать своему отцусовершенно новый мир человеческих взаимоотношений, отношений детства; миртоже сложный, но более богатый чувствами и каким-то внутренним пониманиемкрасоты окружающих людей и природы. В начале сказки Маленький принц покидает свою единственную Розу, потомон оставляет на Земле своего нового друга Лиса. «Нет в мире совершенства»,— скажет Лис. Но зато есть гармония, есть человечность, естьответственность человека за порученное ему дело, за близкого ему человека,есть еще ответственность за свою планету, за все, что на ней происходит. Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которуювозвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ домачеловеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека естьсвоя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку нестоит забывать. «Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчивосказал он /Маленький принц/. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждыймог вновь отыскать свою». Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели своюзвезду ,и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду. Сказка «Маленький принц» воспринимается как романтическая мечта, неисчезнувшая вовсе среди людей. Словно само детство вдруг подошло и сталорядом в тихий час полного одиночества, спросило, с любопытством глядя наразбитый самолет: «А что это за штука?» — и вернуло взрослому человеку тубесстрашную прямоту суждений и оценок, какая бывает у детей. «...Знаешь, отчего хороша пустыня?» — спрашивает Маленький принц улетчика. И сам отвечает: «Где-то в ней скрываются родники...» Колодец впустыне, вода — вот еще один важный для Сент-Экзюпери образ-символ,исполненный глубокого философского содержания. Вода — первооснова жизни,источник всякого существования, способность к восстановлению, возрождению,источник силы, дающий бессмертие. В преданиях воду стерегли драконы, у Сент-Экзюпери ее стережет пустыня. Автор верит, что в каждом человеке«скрываются родники», нужно только уметь найти их и открыть. Вода, которую находят герои, оказывается не простой водой: «Она родиласьиз долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилии рук... Она былакак подарок сердцу...» Это иносказание нетрудно понять: нас всех движетвера и желание найти этот чистый родник, эту жизненную истину, которуюоберегают автор и Маленький принц — каждый в своем роде. Тема скрытых родников, вера автора в их существование придают финалусказки-притчи оптимистическое звучание. Повесть заключает в себе мощныйсозидательный, возвышенный пафос, нравственное начало в ней не противостоитжизненным устремлениям героев, а напротив, сливается с общейнаправленностью произведения. О жанровых особенностях повести уже шла речь в начале. В качествеитогового обобщения следует подчеркнуть, что «Маленький принц» не простосказка-притча в традиционном виде, а модернизированный, приспособленный кпроблемам нашего времени ее вариант, содержащий множество деталей, намеков,образов, взятых из реалий XX столетия. Своеобразно и композиционное построение произведения. Как и во всякойпритче, оно имеет вид параболы: повествование исходит от конкретноговремени и конкретной обстановки, а затем, двигаясь по кривой и достигаяапогея, вновь возвращается к исходной точке, но в качественно новом,философско-этическом осмыслении. Так, начало и конец повести связаны сприбытием героя на Землю и расставанием его с Землей, летчиком, Лисом.Маленький принц вновь возвращается на свою планету, к своей Розе. За товремя, что взрослый и ребенок были вместе, они открыли для себя многонового и в жизни, и в друг друге, и расстаются они уже иными — обновленнымии умудренными. Язык повести привлекает удивительным богатством и разнообразием приемов.Он мелодичен («...А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсотмиллионов бубенчиков...»), прост и необычайно точен. Это язык воспоминаний,грез и раздумий: «...Когда мне было шесть лет... я увидел однажды удивительнуюкартинку...» или: «...Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашкомменя покинул». Это язык предания, легенды, притчи. Стилистическая манера —переход от образа к обобщению, от притчи к морали — характерная чертаписательского таланта Сент-Экзюпери. Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник впустыне», «пятьсот миллионов бубенцов». Казалось бы, обыденные, привычныепонятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл: «вода»,«огонь», «дружба» и т. д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры:«они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумаетпроснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие вобычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны квзрослым», «если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь...» или «у людейуже не хватает времени что-либо узнавать». Благодаря таким особенностям языка известные истины воспринимаются по-новому, открывается их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься:всегда ли привычное это лучшее и правильное. В языке сказки можно найти немало традиционных понятий о добре,справедливости, здравом смысле, свойственных народному фольклору, в немприсутствует древний мифологический подтекст. Так, Змея таит в себе загадкужизни и смерти, свет — круг человеческого тепла, общения и близости. Своеобразна и повествовательная манера повести. Автор словно ведет считателем беседу, доверительную и искреннюю, размышляя о сущностичеловеческого бытия. Мы чувствуем постоянное незримое присутствие автора,страстно желающего изменить жизнь на земле и верящего, что царство добра иразума наступит. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования,грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезнымраздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельнымиллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемойчастью художественной ткани произведения. Постигая мудрость жизни, маленький герой одновременно преподаетнравственный урок взрослым, всем людям вообще. Нравственная красота любви,дружбы, счастья и человеческой жизни открывается героям и читателям к концуповествования. В сущности, перед нами переосмысленный сюжет притчи о блудном сыне, вкотором заблудшие взрослые люди внимают словам ребенка. Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых онапрочно вошла в круг детского чтения. Не все доступное взрослым откроется сразу детям. Но дети читают этукнигу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения,рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферойдуховности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни. Так же детям близко видение авторского идеала в детской душе. Только вдетях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основучеловеческого бытия. Ибо только дети умеют видеть вещи в их истинном свете,не считаясь с их «практической пользой»! Экзюпери как бы заставляет читателя изменить угол зрения на привычныеявления. Он подводит к постижению очевидных истин: нельзя прятать звезды вбанке и бессмысленно их пересчитывать, нужно беречь тех, за кого ты вответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто иодновременно сложно. « — На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают водном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут… — Не находят, - согласился я. — А ведь то, чего они ищут можно найти только в одной единственной розе, глотке воды…» Важно, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного – надобыть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзябыть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относитсяко злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другогочеловека. План. 1. Особенности творчества А. Де Сент-Экзюпери. а) мировоззрение автора. б) «Маленький принц» - философский итог творчества писателя. 2. Жанровые особенности произведения. а) жанр притчи. б) жанр сказки. 3. Романтические традиции и философская тематика сказки. 4. Анализ текста. 5. Особенности композиции, языка и повествовательной манеры автора. 6. Заключение. а) «Маленький принц» как произведение, вошедшее в круг детского чтения. б) вывод. Библиография. 1. Кубарева Н.П. Современная зарубежная повесть в школьном изучении. М. : Московский лицей, 1999. 2. Буковская А. Сент-Экзюпери или парадоксы гуманизма. М.: Радуга, 1983. 3. Григорьев В.П. Антуан де Сент-Экзюпери. Л.: Просвещение, 1973. 4. Смирнова В. А. Книги и судьбы. Статьи и воспоминания. М.: Советский писатель, 1968. 5. Грачев Р. Писатели Франции. М.: Просвещение,1964. 6. Мижо М. Сент-Экзюпери. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1963. 7. Моруа А. Сент-Экзюпери. // Моруа А. Литературные портреты. М.: Прогресс,1970. 8. Губман Б.Л. «Истина для человека – это то, что делает его человеком». [Предисл.] // Сент-Экзюпери А. Маленький принц и другие проивед. М.: Высшая школа, 1992. 9. Полторацкая Н.И. Французская литературная сказка в XX веке. [Предисл.] // Сказки французских писателей. Л.: Лениздат, 1988. 10. Лунгина Л.З. Живое чудо сказки. [Предисл.] // Родари Дж. Приключение Чиполлино и др. Минск: Наука и техника, 1986. 11. Вайсман Н. И., Гарват Р.Ф. «Зорко одно лишь сердце». // Литература в школе, 1992, №1. 12. Филатова М. Маленький принц, больной любовью. // Культура, 1993, №31. 13. Зверев А. Поэзия и жестокость испытания. // Книжное обозрение, 1997, 4 марта. 14. Коротков А. Сент-Экс, разрушитель машин: о летчике, который сочинил великую сказку. // Первое сентября, 1995, 11 марта. 15. Соломно Н. …И Маленький принц приручил Лиса. // Пионер, 1983, №2.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-исследовательская работа Тема: Философская направленность сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconАнтуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц
Вычитка и проверка текста: Справочная Служба Русского Языка по изд.: А. де Сент-Экзюпери. Планета людей. Маленький принц. Фрунзе,...

Научно-исследовательская работа Тема: Философская направленность сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconСказка А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц” одно из его последних...
Ф. Ницше. Исходя из вышеуказанного, мы ставим своей задачей исследование философской основы сказки французского писателя “Маленький...

Научно-исследовательская работа Тема: Философская направленность сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconВ плену Олешковской пустыни
Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники " (А. де Сент-Экзюпери "Маленький Принц")

Научно-исследовательская работа Тема: Философская направленность сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» icon«Маленький принц» Цель:- познакомить с основными фактами биографии...
«Сент – Экзюпери написал о Маленьком принце незадолго до своего конца наверное, людские души (отдельные, редкие) всегда издают свой...

Научно-исследовательская работа Тема: Философская направленность сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconПрограмма круиза
Лион столица провинции Рона Альпы и второй по величине город Франции, родина Антуана де Сент-Экзюпери и братьев Люмьер

Научно-исследовательская работа Тема: Философская направленность сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconСказка-притча «Маленький принц»
Чудесному златовласому персонажу посвящены сотни песен и мультфильмов, до сих пор снимаются кинофильмы по мотивам сказки, а само...

Научно-исследовательская работа Тема: Философская направленность сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconАнтуан Сент-Экзюпери Маленький принц
И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу эту книжку тому мальчику, каким был когда-то мой...

Научно-исследовательская работа Тема: Философская направленность сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconЭссе «Современный урок»
Антуана де Сент-Экзюпери, как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы ученики смогли проявить свои дарования,...

Научно-исследовательская работа Тема: Философская направленность сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconМетодические указания к выполнению лабораторных и самостоятельных...
«Научно-исследовательская работа студентов» (для студентов 4 курса дневной формы обучения, направление подготовки 060101 Строительство)...

Научно-исследовательская работа Тема: Философская направленность сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» iconСценарий выступления агитбригады: «Об экологии в шутку и серьезно»
Агитбригада «Исток» представляет современный суперблокбастер по мотивам сказки А. Экзепюри «Маленький принц» «Об экологии – в шутку...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don