Подласый И. П. П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ сред спец учеб, заведений. М.: Гуманит изд




НазваниеПодласый И. П. П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ сред спец учеб, заведений. М.: Гуманит изд
страница1/30
Дата публикации25.02.2013
Размер4.91 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
ББК

74.3я723 П44

Подласый И.П.

П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 352 с. — (Коррекционная педагогика).

18ВК 5-691-00933-8.
В учебном пособии рассмотрены причины возникновения отклонений поведения у детей, определены типичные признаки и особенности отклонений, представлены практические методики коррекции различных видов школьных и социальных аномалий. Студенты и учителя-практики найдут в пособии конкретные советы по организации и осуществлению коррекционного воспитания детей с неорганическими расстройствами, обучающимися в обыч­ных школах.

Пособие адресовано студентам средних специальных учебных заведений и педагогических колледжей, будет полезно учителям, методистам и родителям.

ББК74.3я723

18ВМ 5-691-00933-8

Подласый И.П., 2002 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002 Серийное оформление обложки. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002
ОГЛАВЛЕНИЕ

К студентам.....................з

Глава 1

^ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ . . 7

Жизнь, общество, школа, дети...................8

Задачи коррекционнои педагогики.................13

Из истории коррекционнои педагогики..............18

Понятие «норма» в воспитании..................22

Как изучать ребенка........................32

Комплексная диагностическая программа.............42

Глава 2

^ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ. 49

Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения.......50

Гуманистическая основа воспитания................54

Общие методы коррекционнои работы...............65

Специальные методы педагогической коррекции..........80

Отношения между учителем и учениками.............91

Глава 3

^ СНИЖЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ ... 99

Эмоциональные состояния школьника.............. ЮО

Коррекция тревожности..................... Ю7

Импульсивный ребенок ..................... цз

Помощь депрессивным детям................... 121

Преодоление депривации и фрустрации.............. 127

Профилактика эмоциональных перегрузок............ 139

Глава 4

КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ..... 149

Причины и следствия аномального поведения........... 150

Классификация отклоняющегося поведения............ 155

Формы и уровни отклоняющегося поведения........... 165

«Кризис-7»: поведение учителя.................. 171

Проблемы адаптации детей к школе................ 178

Коррекция группового поведения................. 185

349 Глава 5

СОЦИАЛЬНО ЗАПУЩЕННЫЕ ДЕТИ..........191

Асоциальное поведение школьника................192

Выявление и коррекция нечестности...............203

Преодоление грубости и сквернословия..............209

Борьба с курением........................214

Профилактика алкоголизма и наркомании............217

Аффективные дети........................224

Дети из неполных семей.....................227

Глава 6

ПОМОЩЬ НЕУСПЕВАЮЩИМ ШКОЛЬНИКАМ......235

Почему они плохо учатся..................... 236

Какие бывают отстающие ученики................ 244

О школьной зрелости....................... 251

Коррекция неуспеваемости.................... 259

Помощь в обычном классе.................... 264

Инфантильные дети....................... 274

Глава 7

^ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ... 281

Причины детской агрессивности................. 282

Агрессивное поведение педагогов................. 289

Диагностика агрессивного поведения............... 292

Ослабление агрессивности.................... 296

Глава 8

УЧИТЕЛЬ И СЕМЬЯ ШКОЛЬНИКА..........309

Труд и ответственность учителя.................. 310

Советы учителю......................... 320

Воспитание детей в семье..................... 329

Виды семейного воспитания................... 331

Содержание и методы...................... 333

Педагогическая поддержка семьи................. 337

^ Учебное издание Подласый Иван Павлович
К студентам

Отклоняющееся поведение большинства детей — вызов наше­го времени, разорвавший долгую тишину благополучия..

Писать книгу о детях с отклонениями в развитии и поведе­нии нелегко, слишком много отрицательных эмоций ложится на душу. Нелегко и вам будет изучать эту проблему — за ней всегда трудные судьбы, искалеченные жизни. Но что делать, если число детей с отклонениями в поведении, тревожных, эмо­ционально неустойчивых, неуравновешенных и агрессивных растет. Каждый день школьные учителя озабочены вопросом, как поступать с детьми, поведение которых вышло из общепри­нятых норм.

Картины школьного насилия нового века ужаснули людей во всем мире.

Коллегия Министерства образования РФ (1997), рассмотрев проблемы школьной дезадаптации, воспитания детей с отклоне­ниями в развитии и поведении, констатировала:

— от 15 до 50 % здоровых детей испытывают различные трудно­сти в школе;

— 40 % детей подвергаются насилию в семьях и столько же — в школах; •

— 95 % социально дезадаптированных детей имеют психические отклонения;

— лишь 10 % детей, нуждающихся в психокоррекционной помо­щи, могут ее получить;

— около миллиона детей школьного возраста в РФ оказались вне образовательной системы; возвратиться в нормальное русло и стать полноценными гражданами они смогут лишь после эф­фективной педагогической реабилитации.

Всем нашим детям, каждому даже благополучному ребенку, не совершившего пока ничего предосудительного, нужна немедлен­ная и квалифицированная педагогическая помощь. Не поможет ему врач. Он наблюдает больного, страдающего физически и ду­шевно ребенка в специфических условиях больничной палаты.

3 Его приборы скажут о содержании гемоглобина в крови, темпера­туре тела и подвижности нервных процессов. О состоянии души они ничего не скажут, равно как и об отношениях с людьми, по­ведении в этом сложном мире.

Не поможет ребенку психолог. Своими тестами он распознает нарушения речи, внимания, памяти или мышления. И в его на­блюдениях ребенок будет вырван из своей среды, из нормальной жизни. Он нервничает и ошибается, снижая свои показатели. Об истинной сущности ребенка, мотивах его деятельности и поведе­ния тесты ничего не скажут. Нет пока тестов для целостного, жи­вого, деятельного в естественной ситуации ребенка.

Увы, мало помогают ребенку и родители. Видели ли вы, как изменяется поведение ребенка в их присутствии? Ребенок на глазах демонстрирует двойные стандарты поведения. Семья вы­рабатывает свои правила поведения, создает свою атмосферу, рождает и воспитывает особые отношения. Ребенок здесь не та­кой, какой он в реальной жизни, вне дома, в окружении других людей.

^ Только учитель видит ребенка в реальной обстановке и его на­стоящих отношениях — в обыденных заботах, труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими. Только учи­тель видит, как трудится ребенок, как он думает и переживает, как ходит, стоит, бегает, дружит, как выражает свою внутреннюю позицию. Только учитель видит настоящего ребенка в реальных жизненных ситуациях. Он ближе всех стоит к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И следовательно, только учитель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суж­дение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий.

Не всякий учитель сможет помочь ребенку, но только тот, кто хорошо овладел необходимыми знаниями специальной психоло­гии, специальной педагогики, а также практическими навыками. Многим специалистам видится выход в необходимости дать педа­гогу второе специальное образование, чтобы он умел работать и с проблемными, исключительными детьми.

Нельзя не согласиться и с тем, что не дети виноваты, а наша несовершенная и неоперативная образовательная систе­ма, которая неспособна помочь им преодолеть эти трудности. Как подтверждает практика, школа по причине недостаточной педагогической грамотности учителей зачастую не только не может помочь ребенку выйти из тупика тревожного, эмоцио­нально неустойчивого состояния, но- иногда даже усугубляет его душевный дискомфорт, подталкивает его к отклоняющему-

4

ся поведению. Да и сам характер школьных отношений в том виде, в каком они имеют место, содержит целый набор факто­ров, способных вызвать, развить и углубить девиантное поведе­ние.

Уже на студенческой скамье будущий педагог должен усвоить, что главная ценность школы — дети, их жизнь. Ребенок не сред­ство, а цель воспитания, поэтому не ребенка следует приспосаб­ливать к школе, а наоборот — школа, учителя будут приспосабли­ваться к нему, чтобы, не ломая природу ребенка, поднимать его на максимально доступный для него уровень.

Сегодня остро стоит проблема развития особой педагогики — педагогики помощи, защиты детей, так называемая коррекционная педагогика, наука педагогической заботы и доброты, которая раскрывает общие и конкретные зависимости между причинами возникновения отклоняющегося поведения, его следствиями, способами преодоления. Она объясняет, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных за­труднений.

Учебное пособие поможет вам, будущим учителям, научиться распознавать проявления действительно отклоняющегося пове­дения ребенка, чтобы не ругать его за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить. Опи­раясь на коррекционную педагогику, вы будете осуществлять по-настоящему индивидуальный подход к каждому ученику, смо­жете реализовать на практике гуманное личностно-ориентиро-ванное воспитание.

В пособие вы найдете основные теоретические положения, не­обходимые для понимания сущности, содержания, организации многотрудного процесса помощи детям. Главное внимание в нем уделено практическим вопросам коррекционного воспитания в обычном школьном классе. Каждая глава завершается вопросами для самопроверки, списком литературы для дополнительного изучения. Краткие выводы по каждой главе подытожены в опор­ных конспектах. Они служат основой для сознательного воспро­изведения главных понятий и терминов, позволяют вам быстро вспоминать основные положения и структуру изученного мате­риала, облегчают понимание сложных зависимостей, системати­зируют и закрепляют их.

Успеха вам!

ГЛАВА 1

^ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

КОРРЕКЦИОННОЙ

ПЕДАГОГИКИ

Жизнь, общество, школа, дети

Задачи коррекционной педагогики

Из истории коррекционной педагогики

Понятие «норма» в воспитании

Как изучать ребенка

Комплексная диагностическая программа ^ Жизнь, общество, школа, дети

Жизнь ребенка не рай, а драма. Я. Корчак

Современная жизнь, отношения между людьми характеризуются" повышенной напряженностью. Среди общих причин, ее породивших, выделяются экологические, техногенные, социаль­ные, экономические, информационные, моральные, бытовые и др.

Их сильное и одновременное воздействие приводит к: тому, что обычный человек чувствует себя незащищенным, испуганным, зависимым. Он не может ничего изменить, ни на что повлиять, ему приходится во всем подчиняться, ко всему приноравли­ваться. Жестокие вспышки насилия, бунты, терроризм, рели­гиозная и межнациональная нетерпимость — закономерный результат распрямления туго сжатой пружины человеческой психики.

Огромное влияние на состояние психики имеет экологическая напряженность, которая становится главным источником воз­никновения острых социальных проблем. Люди живут в загряз­ненных районах, у них рождаются больные дети, из-за стихийных бедствий многие покидают родные места.

Войны, бандитизм и терроризм — это уже почти повседневная норма нашей жизни. Дети, испытавшие силу разрушительной стихии, побывавшие заложниками у террористов, вкусившие хле­ба беженца, обездоленные и беспризорные, — они воспринимают мир совсем по-другому, смотрят на жизнь недетскими глазами. Долгая реабилитация и коррекция требуется для их возвращения к нормальной жизни.

Рассмотрим факторы усиления напряженности:

1. ^ Общее состояние общества. В переходный период оно зна­чительно ухудшилось. И хотя непосредственной угрозы жизни людей нет, они испытывают дискомфорт, напрягают свою жизнь. В этом видятся и недостатки прошлого воспитания, не сумевшего

сформировать у людей главное — разумные потребности, управ­ление своими инстинктами.

2. ^ Забвение норм христианской морали. Мы грубо растоптали нсчный кодекс гуманизма, разрушили основы духовной жизни, нравственного здоровья. Рано или поздно людям придется возро­ждать забытые ценности — долг, грех, срам — без них не выжить и трудно рассчитывать на улучшение ситуации.

3. ^ Перегруженность негативными эмоциями. Человек больше не чувствует удовольствия от жизни. Его дни проходят в повсе­дневном ожидании худшего. Тревожность, обеспокоенность, нер-нозность стали обычными спутниками нашего существования. Частые и резкие колебания эмоциональных состояний создают реальную угрозу здоровью.

4. ^ Разобщенность людей. Напряженность исчезает или суще-с гвенно снижается, когда люди объединены, защищают и поддер­живают друг друга. Расслоение общества по многочисленным признакам ведет к обособленности социальных групп, их взаим-I юму отчуждению.

5. ^ Несогласованность воспитательных влияний. Цели, которые ставят социальные институты, формирующие человека, не совпа­дают и плохо согласуются между собой. Школа, семья, средства массовой информации, органы власти, правосудия, политические и религиозные организации действуют разобщенно, вызывая су­мятицу в умах, раздоры и противоречия.

Давно известно: школа — зеркальное отражение общества. Все процессы и их последствия, как положительные, так и отрица­тельные, происходящие в общественной жизни, немедленно пе­реносятся на школу, оседают и в ней закрепляются. Хорошо взрослым, хорошо детям. Любые неблагоприятные перемены в жизни взрослых больнее всего бьют по детям, по школам, где соз­дают комплекс условий для возникновения и увеличения напря­женности. Пока будет плохо в обществе, в семье, будет плохо и в школе. Не бывает, чтобы в замкнутой системе в одном месте было хорошо, а в другом нет. Вот почему общее «загрязнение» общест­ва, человека, общий упадок нравственности, отражаются и на де­тей, создают бесчисленные проблемы.

Общественная напряженность неизбежно порождает школь­ную. Она ощущается как состояние неуравновешенности, неоп­ределенности, неустойчивости, незащищенности. Ей в одинако­вой мере подвержены и учителя, и ученики. Если отношения ме­жду ними вместо стабильного и безопасного состояния балансируют на грани разрушения и неизвестно, куда повернут и повлекут их завтрашние события, — это и есть напряженность.

9 Неуютно в такой школе всем. Дети острее всех ощущают свою не­защищенность, непрочность отношений, и только одному Богу известно, куда толкнут их переживания. Поведение школьников становится все более неуправляемым и непредсказуемым.

Дети все остро чувствуют и переживают. Не понимая умом со­держания и сложности проблем, они интуитивно ощущают об­щую атмосферу, реагируют на ситуацию так, как подсказывают им их чувства. Напрасно хотим мы видеть их другими. Дети, как это было и будет всегда, соответствуют сложившимся условиям жизни. Они, как принято говорить, отражение, продукт своей эпохи. Винить их в чем-то и неразумно, и негуманно. Как следст­вие, показатели психических расстройств и заболеваний в группе 7—15-летних школьников постоянно повышаются и в некоторых регионах достигли уже угрожающих величин. За последние 5 лет возросла смертность подростков от суицидов (самоубийств). Большинство подростков употребляют наркотические и токсико-соматические средства, алкоголь. Стремительно растет число де­тей с отклоняющимся поведением. Для многих это причина неудав­шейся жизни, искалеченной судьбы.

Отклоняющееся поведение — естественная защитная реакция ребенка в мире жестокости и безнравственности.

В общем педагогическом смысле отклоняющееся поведение детей — это нарушение установленных норм, принятых правил поведения. Но не только видимыми и неблаговидными действия­ми оно характеризуется. Отклоняющееся поведение детей — это прежде всего нравственное отношение к жизни, ее стиль и стер­жень, переживание, моделирование, построение.

На рост школьной напряженности сильно влияет ускорение темпа жизни. Стремление взрослых успеть, опередить в конку­рентной борьбе за выживание жестоко калечит детскую жизнь. Непомерные нагрузки с раннего детства, конечно же, не способ­ствуют плавному развитию.

По данным профессора С.Р. Вершловского, проводившего со­циологическое обследование по заказу Министерства образования РФ, очень многие ученики испытывают серьезные психофизиоло­гические нагрузки в школе, жалуются на различные физические недомогания: сонливое состояние, раздражительность, головные боли, боли в желудке, бессонницу. Учатся с интересом и стараются учиться как можно лучше лишь около 26 % детей. Ходят в школу только по необходимости — 30 %. Для многих учеников школа, по их выражению, — «мука», «казарма», «тюрьма».

Более ста лет назад К.Д. Ушинский написал: «Ни одно воспи­тание не нарушает так страшно равновесие в детском организме,

10

ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наше рус­ское». Теперь уже совершенно очевидно, что именно школьная напряженность есть главная причина возникновения всевозмож­ных отклонений детского поведения.

Появившиеся исследования (Б. Спок, 1990; А. Гармаев, 1999) связывают отношение ребенка к миру уже с его внутриутробным развитием. Это прежде всего запечатление зародышем душевных сил матери, ее морального состояния, которое проявляется в от­ношениях к отцу, собственным родителям, ко всем людям. Мама либо добра и приветлива, либо у нее уже нет сил терпеть, и тогда она срывается в досаду, обиду, раздражение, гнев. Все эти состоя­ния запечатлеваются ребенком в неспособности любить, забо-I иться, терпеть. Естественно, что такие дети легко будут срывать­ся в истерику, злобу. Едва задень — начинается плач, чуть потребуй — в ответ упрямство или гнев. У ребенка нет сил быть в добром расположении к людям. В возрасте 5—7 лет такие дети проявляют сильную неврастению, выставляют свое «я сам» и упорствуют в нем, часто капризничают, обижаются.

Причин возникновения напряженности множество — от внут­ренних до внешних, от врожденных до приобретенных. И все они, скрытые и явные, действуют сообща. Всех детей с отклоняю­щимся развитием и поведением разделим на две большие группы: I) тех, у кого это отклонение вызвано болезнью и 2) тех, у кого оно вызвано приобретенными скверными привычками.

Дети с органическими повреждениями (так называемые орга­ники) — это больные, страдающие от разнообразных поврежде­ний мозга и отягощенной наследственности. Их отклоняющееся поведение — следствие болезни. Таких детей лечат, обучают и воспитывают в специальных учреждениях, но спецшколы и спе­циальные профессиональные училища уже не могут обеспечить потребности России в их воспитании. С легкой, иногда даже средней формой органических нарушений дети воспитываются в обычных школах, и тут их отклонения в развитии и уже заранее и жестко запрограммированы.

Вторая, самая многочисленная группа учеников с отклоняю­щимся поведением — это здоровые, не имеющие органических повреждений, но испорченные дети, которые уже приобрели пло­хие привычки, и их поведение «выпадает» из рамок нормы. К со­жалению, неорганические причины отклоняющегося поведения более опасны, так как усвоенные ими в детстве привычки нега­тивного поведения являются причиной искалеченных судеб.

Органические повреждения центральной нервной системы вы­званы в основном физиологическими и физическими причинами:

И патологией беременности матери, частыми болезнями, ушибами головы и др. Неорганические повреждения связаны с расстрой­ствами души — нравственности, эмоций, характера.

Каждый ребенок — центр, обнесенный концентрическими окружностями. Самый близкий к нему круг — родители, бабуш­ки и дедушки, братья и сестры; второй круг — родственники и близкие люди; третий — класс, друзья во дворе и в школе; чет­вертый — школа, улица, микрорайон; пятый — поселок, дерев­ня, город; шестой — страна; седьмой — все человечество. И ка­ждый из них является источником напряженности и одновре­менно источником борьбы с нею. Эти круги генерируют настолько противоречивую информацию, оказывают такое вза­имно противоположное давление, что взрослые теряются в этом поле так же легко, как и дети.

Мы и раньше знали, что ребенок опутан многими сферами, но представляли себе их действие сплошь положительным. Но это не всегда так. В равной степени оно может быть и отрицательным. Вопрос в том — чего больше в каждый конкретный момент — на­пряженности или умиротворения. Если мы сумеем ответить на него, то скажем, каким вырастет ребенок.

Ребенок постоянно находится в силовом поле, созданном про­тивоположными, противонаправленными силами. Что делать? К какому берегу пристать? Трудно ему. Не получая поддержки, объяснений, любви и заботы, он часто совершенно случайно ока­зывается там, где ему никогда не хотелось быть, где он себя не мог представить. Но шаг сделан, и возврата нет. Своими неокрепши­ми силами ребенок неспособен разорвать опутавшую против его воли паутину дурного.

Механизм распространения всего дурного в школе известен — это заражение. Это как грипп: один чихнул, десять заболели. Точ­но так же распространяются в классах вредоносные вирусы куре­ния, сквернословия, хулиганства, неуважения к старшим и др. Когда-то с этим боролись: чтобы предотвратить опасное распро­странение вредоносных действий, от зачинщиков тут же избавля­лись. Теперь мы не можем и не должны так поступать.

Подведем краткий итог. Повышенная напряженность об­щественной и школьной жизни является общей причиной не- : эавильного течения воспитания, сбоев и отклонений в пове-1 ении школьников, возникновения многочисленных и ильных препятствий на пути становления личности, низкой | ффективности педагогического влияния.

12
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подласый И. П. П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ сред спец учеб, заведений. М.: Гуманит изд iconСтребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб для студ высш...
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб для студ высш учеб, заведений. — М.: Гуманит изд центр владос,...

Подласый И. П. П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ сред спец учеб, заведений. М.: Гуманит изд iconБенин В. Л десяткина М. В; Учебное пособие по социальной философии...
...

Подласый И. П. П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ сред спец учеб, заведений. М.: Гуманит изд iconПетров П. К. Пзо методика преподавания гимнастики в школе: Учеб для студ высш учеб заведений
Пзо методика преподавания гимнастики в школе: Учеб для студ высш учеб заведений. — М.: Гуманит изд центр владос, 2000. — 448 с

Подласый И. П. П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ сред спец учеб, заведений. М.: Гуманит изд iconМарцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений
М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 544 с

Подласый И. П. П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ сред спец учеб, заведений. М.: Гуманит изд iconБогоявленская Д. Б. Б 74 Психология творческих способностей: Учеб...
Б 74 Психология творческих способностей: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320...

Подласый И. П. П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ сред спец учеб, заведений. М.: Гуманит изд iconЗахарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб...
Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003....

Подласый И. П. П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ сред спец учеб, заведений. М.: Гуманит изд iconДубровский В. И. С50 \ Физиология физического воспитания и спорта:...
С50 \ Физиология физического воспитания и спорта: Учеб для студ сред, и высш учебных заведений. — М.: Изд-во владос-пресс, 2002.—...

Подласый И. П. П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ сред спец учеб, заведений. М.: Гуманит изд iconНоскова О. Г. Н84 Психология труда: Учеб пособие для студ высш учеб,...
Н84 Психология труда: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004....

Подласый И. П. П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ сред спец учеб, заведений. М.: Гуманит изд iconЗмановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):...
Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы Пер.: Воронин В. В. М.: Прогресс, 1972. 392 c

Подласый И. П. П44 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб пособие для студ сред спец учеб, заведений. М.: Гуманит изд iconСитаров В. А., Пустовойтов В. В. С 41 Экология: Учеб. Пособие для...
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<