Контрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система воспитания как условие становления личностипо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в социологиюпреподаватель, консультант : Туленков Н.




Скачать 260.4 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система воспитания как условие становления личностипо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в социологиюпреподаватель, консультант : Туленков Н.
Дата публикации29.03.2014
Размер260.4 Kb.
ТипКонтрольная работа
uchebilka.ru > Философия > Контрольная работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Система воспитания как условие становления личности

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине “Введение в социологию” Система воспитания как условие становления личностипо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в социологиюпреподаватель, консультант : Туленков Н.В. План 1. Формирование личности - процесс управляемый. 2. Процесс воспитания детей - целенаправленное развитие личности. 3. “Проектирование” будущей личности. 4. Цели и потребности как стимул к развитию 5. Детские коллективы - формирование самосознания Воспитание растущего человека как формирование развитой личностисоставляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности,формирование духовно развитой личности в процессе исторического развитияобщества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей,объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждомисторическом этапе новых возможностей для духовно-нравственногосовершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможностьразвития человека как личности обеспечивается всей совокупностьюматериальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачуформирования развитой личности. Необходима организация систематического,базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развитияличности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщейформой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность,что требует не только умственного развития детей, не только развитияих творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять ирасширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений,взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной,культурной и политической жизни, личностно-общественного становления,развития многообразных способностей, центральное место в которых занимаетспособность быть субъектом общественных отношений, способность иготовность участвовать в социально необходимой деятельности. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественнойпрактики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательноевоздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ееформы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целямивоспитания. Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечиваетприсвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм идуховных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, нопостепенно средства и способы организации становятся непродуктивными. И если данному обществу требуется формирование у детей нового кругаспособностей и потребностей, то для этого необходимо преобразованиесистемы воспитания, способной организовывать эффективное функционированиеновых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системывоспитания при этом выступает открыто , делаясь объектом специальногообсуждения, анализа и целенаправленной организации. Формирование человека как личности требует от общества постоянногои сознательно организуемого совершенствования системы общественноговоспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихсяформ. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслимабез опоры на научно-теоретическое психологическое знаниезакономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры натакое знание существует опасность возникновения волюнтаристского,манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлиннойчеловеческой природы, техницизм в подходе к человеку. Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенкавыражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объектапроцесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимоеусловие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы еепроявления и, главное, уровень осуществления, определяющий еерезультативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основеисторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения,а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобывоспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активноесамовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственныхпоступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человекупройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой неприспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социальногобытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоенияобщественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности,самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. “Условиеэффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятиедетьми содержания и целей деятельности”. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждогорастущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности,обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этогочеловека, через построение такой общественной практики, в условияхкоторой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока толькосоставляет возможность, превращается в действительность. “Воспитывать -это значит направлять развитие субъективного мира человека”, с однойстороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом,который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другойстороны, преследуя цель максимального развития индивидуальныхособенностей каждого ребенка. Как указывал Л.С.Выготский, “учитель снаучной точки зрения- только организатор социальной воспитательной среды,регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”. Такой подход к построению процесса воспитания - как активногоцеленаправленного формирования личности - согласуется с нашейметодологической установкой на оценку роли общества и места генотипарастущего человека в становлении его личности. Достижения современнойнауки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогови физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только всоциальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходитдейственная выработка программ социального поведения человека,формируется человек как личность. Причем социальная обусловленностьразвития личности носит конкретно-исторический характер. Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивногоотражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатомобщественных отношений, личность формируется через ее активныеобщественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и самусебя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессецеленаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая,определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. Показательно, что накопительница психологического опыта-литератураустами виднейших своих представителей многократно провозглашала этуистину. Так, Л.Н.Толстой полагал, что признание права “другого” непростона участие в “борьбе за существование”, а на событие с самим собой и,более того, утверждение собственной жизнью бытия этого “другого” становитсяосуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственнымкритерием нравственного прогресса. “...Допустив только возможность заменыстремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал онв трактате “О жизни”, - человек не может невидеть и того , что что это- то самое постепенное, большее и большее отречение его личности иперенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть вседвижение вперед человечества”. По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировался наборьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткойсведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших -это его нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическомусуществованию. Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма исовременных социобиоло гических теорий Л.Н.Толстой с гениальнойпрозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущностичеловека. На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил перед всемчеловечеством чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что жепроисходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основыего жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к нейотношение, сострадание к человеку и др.) вдруг начинают терять для неговесь свой смысл и значение? Что же такое эта самая “цивилизованность”современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостностьнравственного сознания и начинает стремиться к самым варварским формамсаморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель какпредчувствовал, какие чудовищные формы примет в “массовом” сознанииобывателя XX столетия эта “эмансипированная” стихия “животности”. Пытаясь разобраться во всем этом, Л.Н.Толстой вскрыл противоречиянравственного бытия человека современного общества, указав, что главнаяпричина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется вслепом эгоизме, извратившем духовноценностную природу познания. Отвергая представление о существовании человека исключительно какбиологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов,писатель полностью не отрицал власть “природы” над человеком, а также невозлагал все надежды по усовершенствованию человеческого бытия надеятельность его разума. Наоборот, писатель подчеркивал неоднократно, чточрезмерная рационализация бытия человека ни в коей мере не приблизит его кпостижению смысла жизни. Только способность личности возвышаться над своиместеством и опираясь на него как на необходимое условие существования,утверждать разумные, истинно человеческие основания бытия, по убеждениюЛ.Н.Толстого, есть единственный критерий осмысленности ее жизни. Обессмысливание представления о жизни, происходящее в результатеполного порабощения человека “плотью”, служит , по Л.Н.Толстому,самым главным препятствием на пути постижения им смысла своей жизни, в товремя как освобождение из-под ее власти вновь возвращает его к самому себекак духовному и нравственному, человеческому существу-Homo moralis. Этооткрытие человека в себе бесконечности своей сущности, которая истановится единственным реальным основанием бесконечности своейсуществования, и есть, как утверждал писатель, тот высший смысл жизни,который может стать доступен каждому человеку. Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания,среди которых главной он считал формирование потребности принести благодругому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путяхдостижения этой цели. Л.Н.Толстой, как известно, отводил основную рольнравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIIIв.Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когдаразрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знаниемнравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов ипедагогов фактом. Просветительская ориентация в педагогике уступила место болеереалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения изнания как такового в процессе духовного развития личности. Однако нравственное формирование личности не равно нравственномупросвещению. Установлено, что ценностно ориентированная внутренняя позицияребенка возникает не как итог некоторых “педагогических воздействий” илидаже их системы, а в результате организации общественной практики, вкоторую он включен. Однако организация общественной практики воспитанияличности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен навоспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типуорганизации соответствует приспособление педагогического процесса под ужедостигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организациявоспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманногообщества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразованиясознания человека. В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят изтого, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись “в хвостедетского развития”, ориентируясь на его вчерашний день, а должносоответствовать “завтрашнему дню детского развития”. В этом тезисе четкоотражается принцип подхода к психическому развитию личности как куправляемому процессу, который способен создавать новые структурыличностных ценностей растущих людей. Управление процессом воспитания, осуществляемое какцеленаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановойдеятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в “зонуближайшего развития”. Это означает, что на определенном этапе развитияребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, но под руководствомвзрослых и в сотрудничестве с более умными “сотоварищами”, а уж затем ивполне самостоятельно. Целенаправленное формирование личности человека предполагает еепроектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а всоответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающимего конкретные физиологические и психологические особенности. Не можетбыть колебаний, писал А.С.Макаренко, - стремиться ли к воспитанию смелых,честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых. При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительныхсил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этойбазе появляется возможность и правильно оценить личность и построитьэффективную систему ее воспитания через специально задаваемуюдеятельность. Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, впроцессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формыобщественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии снравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающихдеятельность и регулирующих взаимоотношения детей. “Искусство воспитания”, приходит к обоснованному выводу,заключается в использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание правильного сочетания “понимаемых мотивов” и мотивов “реальнодействующих”, а вместе с тем в умении вовремя придать более высокоезначение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход ик более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового возраста знают о наличии важной и общественноответственной жизни взрослого члена общества. Но лишь включение всоциально признаваемую деятельность превращает эти “понимаемые” мотивы вреально действующие. Главная цель развития личности - возможно более полная реализациячеловеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно болееполное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны безучастия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу,без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие вэтом процессе. Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими восновании развитой личности, являются активность, стремление к реализациисебя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоколичные для данного человека ценности, убеждения, потребности. Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитиепотребностно-мотивационной сферы определяют характер формированияконкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности,которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность ичувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства(самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость;готовность к социально необходимому труду и стремление к нему;критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотруидеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность;желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе идругим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовностьдействовать, смелость, готовность идти на определенный риск иосторожность, избегание ненужного риска. Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этимподчеркивается, что нет качеств “абсолютных”. Самое лучшее качестводолжно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремитсянайти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношенияэтих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя,сложившись и сформировавшись как целостностная личность, он способен статьполноценным и полезным членом общества. Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в едиойличности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления,служит мотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную ивзаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека. Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобысформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности.Это значит , что в мотивационно-потребностной сфере личности общественныепобуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчивопреобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы нидумал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление обобществе, о другом человеке.Формирование такой гуманистической направленности личности проходитнесколько этапов. Так, для младших школьников носителями общественныхценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; дляподростков в их число входят также и сверстники; для подростков в ихчисло входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимаетидеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их сконкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями).Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастныхособенностей. Она должна также быть ориентированной на “завтрашний день” развитиядетей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в системувзаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущихдеятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждаяиз них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в не новыхобразований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникшихмотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностьюмотивов. Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - этоформирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценноевоспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности,которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, нои на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личномопыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, можетоткрывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события ипроверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытуюоснову, казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радостьсобственного творчества превращает первоначальное любопытство влюбознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой.Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или инойобласти действительности, т.е. начинает относиться к тому или иномуучебному предмету (циклу предметов - естественнонаучному, гуманитарному ит.д.). Возникает потребность не только в интеллектуальном познании тех илииных сторон действительности, но и в их практическом освоении ипреобразовании. Эта потребность опредмечивается в возникновении мотивовразнообразной трудовой деятельности, которая, позволяя сохранить особуюпознавательную направленность, идущую от игры и имеющую много общего с такназываемыми интеллектуальными играми, трансформирует её в осознаннуюпотребность “всерьез” трудиться. Таким образом, на определенном возрастном этапе (сейчас этопроисходит в период окончания неполной средней школы) в развитиимотивационно-потребностной сферы происходит новый качественный сдвиг,связанный с возникновением планов и намерений, поиском путейсамореализации в трудовой деятельности. Такая дифференциация мотивовприводит к образованию в структуре мотивационно-потребностной сферыпрофессиональны намерений. Отношение к профессии - существеннейший элемент в воспитаниичеловека. Самое главное здесь - общая сознательная мотивация на труд,желание и готовность трудиться на свое благо и благо общества. Для этогодолжны быть воспитаны два взаимосвязанных чувства - уважение клюдям труда и презрение к бездельникам. Важно, чтобы эти общие установкиребенок, подросток умел “оборачивать на себя”, т.е. ценить самого себя засвой труд, находиться “в согласии с самим собой”, если он занят трудом, ичувствовать внутренний конфликт, внутреннюю неудовлетворенность собой,стыд, если он не работает. К числу важнейших моментов в этом комплексеотносится понимание социальной значимости своего труда, чувство, чточеловек находится в гармонии с обществом, что он занят почетным делом.Отсюда важность соединения обучения детей с разнообразным социальноодобряемым трудом, который только и делает ребенка членом общества,вводит его в жизнь общества. Именно в форме утверждения себя в общественномтруде происходит утверждение ребенком себя как личности, формируетсяпотребность в труде, как содержательная форма отношений человека кчеловеку. Психологический анализ показывает, что дети, представляя неотъемлемую часть общества, младших его членов, стремятся жить общей жизнью совзрослыми. Универсальной формой этой жизни выступает социально значимый труд,участие в котором обеспечивает детям необходимую жизненную позицию.Характер, объем, функции трудовой деятельности, ее роль и степеньвоздействия различна в разных возрастах, но на всех этапах психическогоразвития личности именно эта деятельность определяет отношение детей,развития их сознания и самосознания. Поэтому при всей непреходящей важностиформирования ведущей деятельности, характерной для каждого периодаонтогенеза, следует особое внимание обращать на включение всех детей впосильные виды социально полезной деятельности. Психологический смыслпросоциального труда дети осознают и сами, они замечают, что от работы уних зависит настроение, им приятно сознавать, что они делают полезное себеи людям, они познают радость от социально важного труда. Психологическиэто обосновано тем, что такой труд ставит подростков в позициюравноправного члена общества, принося ему удовлетворение от созданияреального продукта, воспитывая желание трудиться. Структурным стержнем мотивационно-потребностной сферы является еевременная ориентация. Временная перспектива - не просто знания,представления или мечты о будущем, эта совокупность взаимосвязанных изначимых для личности цели в жизни, ориентирующая мысли, переживания идействия ребенка, подростка, юноши (девушки) как на ближайшее (неделя,месяц), так и на отдаленное (годы,десятилетия) будущее. Временнаяперспектива включает в конкретные жизненные планы и то, что называетсяцелью и смыслом жизни. Для того, чтобы быть полноценной, социальноактивной личностью, полезным членом общества, для того, чтобы в течениежизни развиваться, человек должен ставить перед собой крупные, социальнозначимые, привлекательные для него и не простые идеи. Только серьезныецели могут послужить действенным стимулом в жизни, позволяя человекуне “размениваться на мелочи”, и не “плыть по течению”. Отсутствие такихцелей, суженность временной перспективы делают человека максимальнозависимым от внешних обстоятельств. Наконец, важнейшая характеристика мотивационно-потребностной сферы -наличие у человека твердой воли, т.е. реальной способности превратитьсвои мысли и намерения в дела, поступки. Воспитание воли - один из основных моментов в процессе воспитания.Воля человека воспитывается постепенно - он должен научиться выполнятьдела и поступки, которые ему совершать не хочется, но надо. От умениявыполнять требования окружающих к способности самому формулировать ивыполнять их - таков путь развития воли у человека. Сформированность указанных качеств личности растущего человекаопределяет его поведение в массе конкретных случаев и ситуаций, с которымион сталкивается в жизни и которые, разумеется, нельзя предусмотреть домельчайших деталей в процессе воспитания. Самое главное нравственное качество, которое должно бытьсформировано у каждого растущего человека, - действенность егомировоззрения,морально-нравственных идеалов, убеждений. Ребенок, подросток,юноша (девушка) должен не только думать, но и действовать по совести, всоответствии со своим мировоззрениям. Такой “школой действия” служат все формы общественной работы, всевиды производительного труда, все типы разнообразной индивидуально-предпринимательской деятельности. В этих деятельностях у школьникавоспитываются умение подчинять свои интересы и свою волю решениямдругих и убеждать других в своей правоте, отстаивать в деле свои взгляды,ставить цели и решать их. Для того, чтобы социально признаваемаядеятельность (включая учебную, трудовую, организационную,художественную, спортивную и другие виды) выступала действительной“школой” для проверки и укрепления школьником своих убеждений, онаобязательно должна быть: - интересной и “честной” деятельностью, т.е. не сводиться кформальному выполнению; - деятельностью, важной для детей, определенным образом затрагивающейих реальные, существенные интересы; - свободной деятельностью, т.е. обеспечивающей ребенку возможностьреализоваться в ней, испытывать все свои способности; - трудной деятельностью, т.е. успешное ее выполнение должнотребовать, прежде всего, напряжения воли (и вместе с тем быть такой,чтобы всякий ребенок мог выполнить ее таким образом, чтобы она имела длянего положительный эффект); - деятельностью, в которой молодой человек оказывается передреальной альтернативой: поступить “по совести”, согласно своемумировоззрению, или “не по совести”, против своих взглядов. В первомслучае может быть труднее, но такое поведение должно вызвать и поощрениеизвне (от товарищей, воспитателя), а главное вызвать внутреннееудовлетворение, увеличить самоуважение. Во втором случае, когдасовершение поступка облегчено, ребенку, подростку, юноше должно бытьстыдно, он должен терять уважение к себе. Особенно важно, чтобы это былчестный, свободный выбор. Ибо кто самостоятельно, свободно выбралчестный поступок, тот одним этим сильно укрепил свой нравственный костяк,свое действенное мировоззрение, свою актуальную жизненную позицию.Человек, узнавший на своем опыте, как приятно преодолеть себя, добитьсяуважения друзей, согласия со своими убеждениями, сохранит этот опытнадолго. Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условиесамоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватностьмотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной напользу общества, забота об общем результате, определенные организация ихарактер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитыеформы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленнойорганизации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом приданиеосновным типам деятельности детей определенной целевой направленности,социальной значимости позволяет не только формировать отношения детейвнутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетаниевзаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимостипроявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальнойдеятельности обеспечивает условия для развития подлиннойсамостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детейвыступает определяющим признаком развитого детского коллектива. Социально признаваемая деятельность как средство формированиядетского коллектива и определенных отношений его членов может бытьреализована в том случае, если она соответствующим образом организована. Это должна быть такая организация, при которой: а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е.осуществляется возрастное разделение; б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так иличностный смысл; в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позициякаждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов); г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности,причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позицииее активного участника, действующего вначале для “контактного”коллектива,потом для общешкольного,а затем для района, города, общества; д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу.Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируетсяумение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека исоответственно этому ориентироваться в своем поведении. Как инструмент воспитаний детский коллектив организуетсявзрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: 1)потребности детей в общении и 2) задач, поставленных перед этимколлективом. Практически в любом организованном детском объединении реальносуществует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболееширокие возможности их взаимодействия создаются в условияхсформированного детского коллектива. Активно включая детей в решениесоциально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формыобщения, обусловливает возможности развития индивида как личности.Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобыдетский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы вглазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй планперед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательноевоздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных,неформальных детских объединений. Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательнойшколе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могутбыть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываютсямежду детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений,что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей,формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создаваяразвернутую сеть разнообразных связей, отношений. Особое место в креплении межколлективных связей занимаетцеленаправленное создание временных объединений, позволяющих организоватьдеятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнениекратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том,что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколькодетей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищейи не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того детям легчеосуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. Ноглавное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором онспособен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникаетвозможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, внаибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям. К числу важных моментов в организации детского коллективаотносится разновозрастное построение контактных объединенийшкольников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелирует обычносуществующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругугрупповых интересов. Ребенок испытывает влияние каждой такой группы и,занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует наокружающих, оптимизируя собственное развитие. Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе детскогоколлектива школы в целом, где в сложных структурных связях находятсяконтактные коллективы, разные по длительности существования, объему исодержанию деятельности. В общешкольном коллективе складывается совершенноособая психологическая ситуация. Наличие для детей разных возрастов изанятых разными видами деятельности общих интересов: общешкольные дела,взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков - создаетвозможности для установления между детьми развернутых типов отношений. В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу,товарищество старших и младших школьников. Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же времясвои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он являетсяпостоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать,развивать интересы контактных коллективов. Чем больше выражены коллективныеначала в общешкольном коллективе, тем прочнее спаяны контактныеобъединения детей; чем значимее, обширнее общая цель, зримее ееобщественный характер, тем прочнее связи всех детских коллективов в ихобщей иерархии. Целенаправленная организация разветвленного детскогоколлектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условияформирования коллективистских качеств личности каждого ребенка. Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ееконкретной деятельности - творческое отношение к общественной делу,выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребностьнельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном лишь надостижении своих целей, что таит опасность развития групповщины. Нередкодети, проявляя внутри своего коллектива отношения товарищества,взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качеств коллективиста запределами своего коллектива. В чем причина слабой сформированности коллективистских качеств? Вкачестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнююзамкнутость ребенка в коллективе. Формирование коллектива класса, ученической бригады, несомненно,способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношенияделовой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистскимкачествам личности отдельных детей, составляющих коллектив.Коллективизм не может основываться лишь на делах своего коллектива,потому что быть коллективистом - значит болеть не только за дела своегоколлектива. Главное в коллективизме - общественная ориентациядеятельности, творческое отношение к любому другому человеку как к цели, ане как к средству деятельности. Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств личностипредполагает “абстрагирование” от дел и целей конкретного коллектива,связь этих дел и целей с более широкими задачами других коллективов,образующих общество, именно на этом пути у подростка, юноши формируетсяличная ответственность за общие дела. В этом плане показательны данные,полученные в исследовании по выявлению условий формированияколлективистских качеств личности детей подросткового возраста. Схематичноэти исследования выглядят следующим образом: 1. 214 подростков в ряде детских коллективов (это были коллективыклассов школ, воспитательных групп школ-интернатов, спецшкол) былизаняты деятельностью в рамках своих коллективов. Эта деятельность имелачетко выраженные общественно полезные цели, достижение которых продуманновознаграждалось (например, поездкой на пограничную заставу). При этом 187таких подростков, как это обычно складывается в школьной практике,участвовали и в работе кружков, секций, бригад и др., но без специальноговмешательства в организацию их деятельности в разных коллективах. 2. В других школах осуществлялось направленное включение всехподростков (данный вариант эксперимента охватывал 225 детей 10-15-летнеговозраста) одновременно в разные коллективы - класса, клуба, кружка,секции, бригады и т.д. При этом деятельность каждого коллектива имела своюобщественно значимую цель, достижение которой также вознаграждалось. 3. В третьих школах обеспечивалось вовлечение подростков (219учащихся IV-VIII классов) в специально организованную системуразноплановых коллективов при соподчиненности общественно значимых целейих многообразной деятельности по решению социально важных задач. Затем перед всеми названными коллективами ставилась задача, имевшаяважный общественный смысл, значимость для города, республики. Но выполнение этой задачи отвлекало от работы в конкретномколлективе, наносило ему известный ущерб. В результате 89% подростков,входящи в систему многопланового коллектива деятельность которогосодержательно детерминировалась решением общей задачи (третий вариант), проявили настойчивость, инициативу в значительно большей степени, чемшкольники (второй вариант), члены разных коллективов (61%), инесравненно больше, чем те подростки, которые замыкались на делах своихколлективов (43%), хотя их цели и были тоже общественно значимы не толькодля своего коллектива (первый вариант). Возник, однако, вопрос о степени сформированности коллективистскихкачеств личности детей. Для выяснения этого был проведен дополнительныйэксперимент. Смысл его состоял в коссвенной проверке того, как поведетсебя каждый подросток в ситуации выбора между личной и социально значимойцелью. Оказалось, что те дети, которые длительно действовали вмногоплановом коллективе, ориентируясь не на конкретные, хотя общественноважные цели контактных коллективов, а на общее, общественно значимое дело,обладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами. Деятельность,выполняемая для общества, была для них важна потому, что это было связанос определением своего места в обществе, с формированием самосознания. Следовательно задача взрослых заключается в такой организациипросоциальной деятельности в условиях детского коллектива, котораяобеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане.Именно в этом случае происходит становление личности ребенка, длякоторого общественное дело - потребность. Поэтому необходимо, развиваясамоуправление детского коллектива, формировать отношения детей не толькок цели данного коллектива (при сохранении ее конкретной значимости), но ик общему делу вообще. Полученные данные убеждают в необходимости одновременноговключения детей в специально организованную “скользящую сеть” различныхколлективов: а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художественных,спортивных, игровых; б) постоянных, сезонных, временных; в) одно- и разновозрастных; г) малочисленных и многочисленных. Такая подвижная сеть многоплановых коллективов при условиисоподчинения социально значимых целей деятельности всех коллективов иподчинения решению общей задачи не позволяет ребенку замкнуться в кругублизких товарищей. Она непрерывно включает малый коллектив в большой, группы детейодного возраста в разновозрастный коллектив, создавая переплетениевзаимозависимостей, разрывая рамки своего конкретного, “нашего”коллектива, выводя детей в целом на общество. Причем это не формальныйразрыв,когда ребенок участвует “то там, то тут”, а система, которая, содной стороны, способствует формированию непосредственно-личностногообщения детей в коллективе, а с другой - обеспечивает осознание ребенкомего включенности не только в данный коллектив, но и в общество. В частности, большое число коллективов, в состав которых ребенокодновременно входит, не дает ему возможности стать в известную оппозицию,а скользящие формы разнопланового коллектива эту возможность исключают,создавая условия для разнообразного общения, общения в чистом виде, дляпостроения отношений дружбы, сотрудничества, общих взглядов, интересовдетей. Итак, формирование личности человека-коллективиста требуеторганизации системы многопланового детского коллектива, системы, а неконгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важнонаправленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемуюдеятельность в системе именно такого специально заданного многоплановогоколлектива при соподчиненности целей каждого конкретного коллективарешению общих социально значимых задач. Необходимо подчеркнуть, чтовоспитание детей в коллективе, основу которого составляет системапросоциальной деятельности - это не один из ряда важных воспитательныхпринципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированиюрастущего человека как личности. Литература :1. Андреев И.Л.” Происхождение человека и общества”- М.:Мысль, 19882. Милтс А.А. “Гармония и дисгармония личности” - М.:Политиздат, 19903. Давыдов В.В. “Проблемы развивающегося обучения”-М.,1986.4.Фельдштейн Д.И.”Формирование личности ребенка в подростковом возрасте.ПВП,1978.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система воспитания как условие становления личностипо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в социологиюпреподаватель, консультант : Туленков Н. iconКонтрольная работа по дисциплине "Введение в философию" Учение Платона...

Контрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система воспитания как условие становления личностипо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в социологиюпреподаватель, консультант : Туленков Н. iconКонтрольная работа по дисциплине "Религиеведение" Украинская православная...

Контрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система воспитания как условие становления личностипо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в социологиюпреподаватель, консультант : Туленков Н. iconКонтрольной работыпо специальности : Менеджмент в производственной...

Контрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система воспитания как условие становления личностипо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в социологиюпреподаватель, консультант : Туленков Н. iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Философский взгляд на сущность человека. Система воспитания как условие становления личности

Контрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система воспитания как условие становления личностипо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в социологиюпреподаватель, консультант : Туленков Н. iconКонтрольная работа по дисциплине: «Введение в связи с общественностью»...

Контрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система воспитания как условие становления личностипо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в социологиюпреподаватель, консультант : Туленков Н. iconКонтрольная работа по дисциплине: «Инновационный менеджмент»

Контрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система воспитания как условие становления личностипо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в социологиюпреподаватель, консультант : Туленков Н. iconКонтрольная работа по дисциплине: «Логика» Тема: «Менеджмент»

Контрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система воспитания как условие становления личностипо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в социологиюпреподаватель, консультант : Туленков Н. iconКонтрольная работа По дисциплине: «Менеджмент» Тема: «Моя организация»

Контрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система воспитания как условие становления личностипо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в социологиюпреподаватель, консультант : Туленков Н. iconКонтрольная работа по дисциплине: «Административная деятельность»...
Система милиции и её подчинённость (контрольная по административной деятельности)

Контрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система воспитания как условие становления личностипо специальности : Менеджмент в производственной сферепо розделу учебного плана : Введение в социологиюпреподаватель, консультант : Туленков Н. iconПрограмма и методические указания по прохождению преддипломной и производственной практики
Преддипломная практика студентов магистратуры, которые обучаются в соответствии с программой подготовки по специальности 050. 107....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<