Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 211.73 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации01.05.2014
Размер211.73 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Философия > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Философский взгляд на сущность человека. Система воспитания как условие становления личности

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Реферат на тему: "Философский взгляд на сущность человека. Система воспитания как условие становления личности" 1997 г. Введение. Являясь высшей ступенью живых организмов на Земле, человек, с однойстороны, зависит от природы, с другой, обладает духовно-культурнымвозвышением над ней. Все это привело к различным с философской точки зрениятолкованиям сущности человека и его целей. Если взглянуть на историюфилософии, то мы увидим, что проблема человека решалась в ней в основном спомощью методов, образующих преобладание идеалистических,абсолютизирующих духовное начало в человеке, и натуралистических, придающихпервостепенное значение природно-биологическим его особенностям. Этотдуализм души и тела - извечная тема философских трактатов о человеке. Крометого, в истории философии проблема человека ставилась еще и как вопрос овнутренних и внешних факторах, определяющих само существо человека (вчастности, воспитания). Однако влияние этих факторов не было глубокопроанализировано в рамках существовавших ранее философских направлений. Античность и особенно христианство видели сущность человека в егоразуме, в его способности к образованию политической общности. Человекрассматривался, с одной стороны, как органическая часть природы, космоса ,а с другой - либо как существо производное от объективного бытия вечныхидей и сущностей, либо как нечто самоценное и первоосновное. Гераклитсчитал, что человек может жить лишь в соответствии с космическим разумом икосмической гармонией. Софисты считали человека центром культуры, “меройвсех вещей” (Протагор). Христианское средневековье видело в человеке, с одной стороны, подобиеБога, а с другой - творение земных демонических сил. Христианская идеябессмертия души, однократности и самоценности человеческой личности и,вместе с тем, духовной общности человечества получает свое развитие внутрихристианской философии, прежде всего в учении Августина Блаженного. В 18 веке в человеке различали чувственное явление и “сверхчувственную”разумную сущность. Для мышления, идеологии и культуры Ренессанса главнымявляется переход от теоцентрического к антропометрическому пониманию мира.В борьбе со средневековым теократизмом на первый план выступаютгуманистические мотивы. Презрение к земному естеству заменяется признаниемтворческих способностей человека, стремлением к земному счастью. Реализациячеловечности предполагает освоение достижений культурного богатствапрошлого, поэтому гуманизм Ренессанса побуждает интерес к античномукультурному наследию, к овладению богатством древней философии. Руссо, в свою очередь, пытался доказать, что рука об руку с прогрессомкультуры идет падение нравственности. Поэтому большое внимание всоциальной философии Руссо уделялось воспитанию, которое рассматривалоськак важнейшее средство утверждения и поддержания в обществе необходимыхгражданских добродетелей. Заявляя, что “родина не может существовать безсвободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан”, Руссовысказывал убеждение, что “у вас будет все, если вы воспитаете граждан, безэтого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкимирабами.” Кант утверждает, что “в каждом звене цепи поколений, в котором я, (какчеловек вообще) нахожусь, я обязан так воздействовать на потомство, чтобыоно становилось все совершеннее. Конец Х1Х - начало ХХ столетия - расцвет философско-гуманистическоймысли, поиск новых путей постижения человека. Неослабевающий интерес к проблеме человека наблюдается на протяжениивсей истории человеческого общества. В настоящее время сущность человекавидится в том, что он может отличить ценностное от целесообразного,полезного, приятного. Он способен схватывать существо дела с помощьюпонятий и делать его наглядным средствами искусства. Система воспитания как условие развития личности . Воспитание с философской точки зрения определяется как воздействиеобщества на развивающегося человека. Целью воспитания являетсяспособствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований илисдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью (“идеалвоспитания”). Средством воспитания является прежде всего пример, которыйвоспитатель подает воспитаннику, затем - приказ (требование и запрет),убеждение, приучение и обучение. Воспитание растущего человека как формирование развитой личностисоставляет одну из главных задач современного общества. Преодолениеотчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовноразвитой личности в процессе исторического развития общества не совершаетсяавтоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилиянаправляются как на создание материальных возможностей, объективныхсоциальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждомисторическом этапе новых возможностей для духовно-нравственногосовершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможностьразвития человека как личности обеспечивается всей совокупностьюматериальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачуформирования развитой личности. Необходима организация систематического,базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развитияличности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формойэтого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том,чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, чтотребует не только умственного развития детей, не только развития ихтворческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширятьсвои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов,чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной иполитической жизни, личностно-общественного становления, развитиямногообразных способностей, центральное место в которых занимаетспособность быть субъектом общественных отношений, способность и готовностьучаствовать в социально необходимой деятельности. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; иесли отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействиена ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результатдействия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоениедетьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовныхориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенносредства и способы организации становятся непродуктивными. И если данному обществу требуется формирование у детей нового кругаспособностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системывоспитания, способной организовывать эффективное функционирование новыхформ воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания приэтом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа ицеленаправленной организации. Формирование человека как личности требует от общества постоянного исознательно организуемого совершенствования системы общественноговоспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима безопоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностейразвития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знаниесуществует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивноговоздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческойприроды, техницизм в подходе к человеку. Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена втезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процессавоспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условиевоспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и,главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должныбыть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихсяобразцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческогоиспользования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобывоспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активноесамовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.Педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегдауникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социальногоразвития. Воспитание представляет собой не приспособление детей,подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку подопределенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанныхформ и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формированиеориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решениисложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания -самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целейдеятельности". "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мирачеловека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственнымобразцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущемучеловеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развитияиндивидуальных особенностей каждого ребенка. Как указывал Л.С.Выготский, "учитель с научной точки зрения - толькоорганизатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер еевзаимодействия с каждым учеником". Такой подход к построению процесса воспитания - как активногоцеленаправленного формирования личности - согласуется с нашейметодологической установкой на оценку роли общества и места генотипарастущего человека в становлении его личности. Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философови психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуюто том, что только в социальной среде в процессе целенаправленноговоспитания происходит действенная выработка программ социального поведениячеловека, формируется человек как личность. Причем социальнаяобусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер. Но социально-историческое формирование личности не представляет собойпассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, ирезультатом общественных отношений, личность формируется через ее активныеобщественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и самусебя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессецеленаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая,определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. Показательно, что накопительница психологического опыта - литератураустами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину.Так, Л.Н.Толстой полагал, что признание права "другого" непросто на участиев "борьбе за существование", а на событие с самим собой и, более того,утверждение собственной жизнью бытия этого "другого" становитсяосуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственнымкритерием нравственного прогресса. "...Допустив только возможность заменыстремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал он втрактате "О жизни", - человек не может не видеть и того , что это - тосамое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесениецели деятельности из себя в другие существа и есть все движение впередчеловечества". По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировался наборьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткойсведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из важнейших - этоего нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическомусуществованию. Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма исовременных социобиологических теорий Л.Н.Толстой с гениальнойпрозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущностичеловека. На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил перед всемчеловечеством чрезвычайно простой и одновременно архисложный вопрос: что жепроисходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основыего жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное к нейотношение, сострадание к человеку и др.) вдруг начинают терять для неговесь свой смысл и значение? Что же такое эта самая "цивилизованность"современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостностьнравственного сознания и начинает стремиться к самым варварским формамсаморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель какпредчувствовал, какие чудовищные формы примет в "массовом" сознанииобывателя XX столетия эта "эмансипированная" стихия "животности". Пытаясь разобраться во всем этом, Л.Н.Толстой вскрыл противоречиянравственного бытия человека современного общества, указав, что главнаяпричина утраты им веры и осмысленности своего существования кроется вслепом эгоизме, извратившем духовно-ценностную природу познания. Отвергая представление о существовании человека исключительно какбиологического существа, всецело подчиненного диктату инстинктов, писательполностью не отрицал власть "природы" над человеком, а также не возлагалвсе надежды по усовершенствованию человеческого бытия на деятельность егоразума. Наоборот, писатель подчеркивал неоднократно, что чрезмернаярационализация бытия человека ни в коей мере не приблизит его к постижениюсмысла жизни. Только способность личности возвышаться над своим естеством иопираясь на него как на необходимое условие существования, утверждатьразумные, истинно человеческие основания бытия, по убеждению Л.Н.Толстого,есть единственный критерий осмысленности ее жизни. Обессмысливание представления о жизни, происходящее в результате полногопорабощения человека "плотью", служит, по Л.Н.Толстому, самым главнымпрепятствием на пути постижения им смысла своей жизни, в то время какосвобождение из-под ее власти вновь возвращает его к самому себе какдуховному и нравственному, человеческому существу-Homo moralis. Этооткрытие человека в себе бесконечности своей сущности, которая и становитсяединственным реальным основанием бесконечности своей существования, и есть,как утверждал писатель, тот высший смысл жизни, который может статьдоступен каждому человеку. Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания, средикоторых главной он считал формирование потребности принести благо другому,однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях достиженияэтой цели. Л.Н.Толстой, как известно, отводил основную роль нравственномупросвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIIIв. Данное положениепозднее подверглось критическому переосмыслению, когда разрыв междуреальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием нравственных норми императивов действия стал очевидным для философов и педагогов фактом.Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной,хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания кактакового в процессе духовного развития личности. Однако нравственное формирование личности не равно нравственномупросвещению. Установлено, что ценностно ориентированная внутренняя позицияребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий"илидаже их системы, а в результате организации общественной практики, вкоторую он включен. Однако организация общественной практики воспитанияличности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен навоспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типуорганизации соответствует приспособление педагогического процесса под ужедостигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организациявоспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманногообщества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознаниячеловека. В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят изтого, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвостедетского развития", ориентируясь на его вчерашний день, а должносоответствовать "завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четкоотражается принцип подхода к психическому развитию личности как куправляемому процессу, который способен создавать новые структурыличностных ценностей растущих людей. Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленноепостроение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельностиребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшегоразвития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок можетпродвигаться дальше не самостоятельно, но под руководством взрослых и всотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполнесамостоятельно. Целенаправленное формирование личности человека предполагает еепроектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а всоответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающимего конкретные физиологические и психологические особенности. При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил,потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базепоявляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективнуюсистему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включениеребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которойразвертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественногоповедения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственнымиобразцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность ирегулирующих взаимоотношения детей. "Искусство воспитания", приходит к обоснованному выводу, заключается виспользовании такого важнейшего психологического механизма, как созданиеправильного сочетания "понимаемых мотивов"и мотивов "реально действующих",а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешномурезультату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокомутипу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подростковоговозраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослогочлена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельностьпревращает эти "понимаемые"мотивы в реально действующие. Главная цель развития личности - возможно более полная реализациячеловеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно болееполное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны безучастия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям,они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, безобращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этомпроцессе. Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими восновании развитой личности, являются активность, стремление к реализациисебя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоколичные для данного человека ценности, убеждения, потребности. Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитиепотребностно-мотивационной сферы определяют характер формированияконкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности,которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность ичувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение)и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социальнонеобходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличиетвердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать другихлюдей и требовательность к себе и другим; способность размышлять,взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти наопределенный риск и осторожность, избегание ненужного риска. Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этимподчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должноуравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найтисоциально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этихкачеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившисьи сформировавшись как целостностная личность, он способен стать полноценными полезным членом общества. Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единой личности.Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служитмотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную ивзаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека. Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать урастущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит ,что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения,мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать надэгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, вмотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другомчеловеке. Формирование такой гуманистической направленности личности проходитнесколько этапов. Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеаловвыступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их числовходят также и сверстники; для подростков в их число входят также исверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценностидостаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями(людьми или микросоциальными организациями). Соответственно системавоспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей. Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развитиядетей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в системувзаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущихдеятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая изних вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в не новыхобразований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникшихмотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностьюмотивов. Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование ихустойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитаниепредполагает развитие у детей познавательной потребности, котораянаправлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всюокружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опытеубедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открыватьзаконы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять,произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалосьбы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственноготворчества превращает первоначальное любопытство в любознательность,присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потомконкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной областидействительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебномупредмету (циклу предметов - естественнонаучному, гуманитарному и т.д.). Возникает потребность не только в интеллектуальном познании тех или иныхсторон действительности, но и в их практическом освоении и преобразовании.Эта потребность опредмечивается в возникновении мотивов разнообразнойтрудовой деятельности, которая, позволяя сохранить особую познавательнуюнаправленность, идущую от игры и имеющую много общего с так называемымиинтеллектуальными играми, трансформирует её в осознанную потребность"всерьез" трудиться. Таким образом, на определенном возрастном этапе (сейчас это происходит впериод окончания неполной средней школы) в развитии мотивационно-потребностной сферы происходит новый качественный сдвиг, связанный свозникновением планов и намерений, поиском путей самореализации в трудовойдеятельности. Такая дифференциация мотивов приводит к образованию вструктуре мотивационно-потребностной сферы профессиональны намерений. Отношение к профессии - существеннейший элемент в воспитании человека.Самое главное здесь - общая сознательная мотивация на труд, желание иготовность трудиться на свое благо и благо общества. Для этого должны бытьвоспитаны два взаимосвязанных чувства - уважение к людям труда и презрениек бездельникам. Важно, чтобы эти общие установки ребенок, подросток умел"оборачивать на себя", т.е. ценить самого себя за свой труд, находиться "всогласии с самим собой", если он занят трудом, и чувствовать внутреннийконфликт, внутреннюю неудовлетворенность собой, стыд, если он не работает.К числу важнейших моментов в этом комплексе относится понимание социальнойзначимости своего труда, чувство, что человек находится в гармонии собществом, что он занят почетным делом. Отсюда важность соединения обучениядетей с разнообразным социально одобряемым трудом, который только и делаетребенка членом общества, вводит его в жизнь общества. Именно в формеутверждения себя в общественном труде происходит утверждение ребенком себякак личности, формируется потребность в труде, как содержательная формаотношений человека к человеку. Психологический анализ показывает, что дети, представляя неотъемлемуючасть общества, младших его членов, стремятся жить общей жизнью совзрослыми. Универсальной формой этой жизни выступает социально значимый труд,участие в котором обеспечивает детям необходимую жизненную позицию.Характер, объем, функции трудовой деятельности, ее роль и степеньвоздействия различна в разных возрастах, но на всех этапах психическогоразвития личности именно эта деятельность определяет отношение детей,развития их сознания и самосознания. Поэтому при всей непреходящей важности формирования ведущейдеятельности, характерной для каждого периода онтогенеза, следует особоевнимание обращать на включение всех детей в посильные виды социальнополезной деятельности. Психологический смысл просоциального труда детиосознают и сами, они замечают, что от работы у них зависит настроение, имприятно сознавать, что они делают полезное себе и людям, они познаютрадость от социально важного труда. Психологически это обосновано тем, чтотакой труд ставит подростков в позицию равноправного члена общества,принося ему удовлетворение от создания реального продукта, воспитываяжелание трудиться. Структурным стержнем мотивационно-потребностной сферы является еевременная ориентация. Временная перспектива - не просто знания,представления или мечты о будущем, эта совокупность взаимосвязанных изначимых для личности цели в жизни, ориентирующая мысли, переживания идействия ребенка, подростка, юноши (девушки) как на ближайшее (неделя,месяц), так и на отдаленное (годы,десятилетия) будущее. Временнаяперспектива включает в конкретные жизненные планы и то, что называетсяцелью и смыслом жизни. Для того, чтобы быть полноценной, социально активнойличностью, полезным членом общества, для того, чтобы в течение жизниразвиваться, человек должен ставить перед собой крупные, социальнозначимые, привлекательные для него и не простые идеи. Только серьезные целимогут послужить действенным стимулом в жизни, позволяя человеку не"размениваться на мелочи", и не "плыть по течению". Отсутствие таких целей,суженность временной перспективы делают человека максимально зависимым отвнешних обстоятельств. Наконец, важнейшая характеристика мотивационно-потребностной сферы -наличие у человека твердой воли, т.е. реальной способности превратить своимысли и намерения в дела, поступки. Воспитание воли - один из основных моментов в процессе воспитания. Волячеловека воспитывается постепенно - он должен научиться выполнять дела ипоступки, которые ему совершать не хочется, но надо. От умения выполнятьтребования окружающих к способности самому формулировать и выполнять их -таков путь развития воли у человека. Сформированность указанных качеств личности растущего человекаопределяет его поведение в массе конкретных случаев и ситуаций, с которымион сталкивается в жизни и которые, разумеется, нельзя предусмотреть домельчайших деталей в процессе воспитания. Самое главное нравственное качество, которое должно быть сформировано укаждого растущего человека, - действенность его мировоззрения, морально-нравственных идеалов, убеждений. Ребенок, подросток, юноша (девушка) долженне только думать, но и действовать по совести, в соответствии со своиммировоззрениям. Такой "школой действия" служат все формы общественной работы, все видыпроизводительного труда, все типы разнообразной индивидуально-предпринимательской деятельности. В этих деятельностях у школьникавоспитываются умение подчинять свои интересы и свою волю решениям других иубеждать других в своей правоте, отстаивать в деле свои взгляды, ставитьцели и решать их. Для того, чтобы социально признаваемая деятельность(включая учебную, трудовую, организационную, художественную, спортивную идругие виды) выступала действительной "школой" для проверки и укрепленияшкольником своих убеждений, она обязательно должна быть:. интересной и "честной" деятельностью, т.е. не сводиться к формальномувыполнению;. деятельностью, важной для детей, определенным образом затрагивающей ихреальные, существенные интересы;. свободной деятельностью, т.е. обеспечивающей ребенку возможностьреализоваться в ней, испытывать все свои способности;. трудной деятельностью, т.е. успешное ее выполнение должно требовать,прежде всего, напряжения воли (и вместе с тем быть такой, чтобы всякийребенок мог выполнить ее таким образом, чтобы она имела для негоположительный эффект);. деятельностью, в которой молодой человек оказывается перед реальнойальтернативой: поступить "по совести", согласно своему мировоззрению, или"не по совести", против своих взглядов. Особенно важно, чтобы это былчестный, свободный выбор. Ибо кто самостоятельно, свободно выбрал честныйпоступок, тот одним этим сильно укрепил свой нравственный костяк, своедейственное мировоззрение, свою актуальную жизненную позицию. Человек,узнавший на своем опыте, как приятно преодолеть себя, добиться уважениядрузей, согласия со своими убеждениями, сохранит этот опыт надолго. Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условиесамоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивовпредметно-практической совместной деятельности, направленной на пользуобщества, забота об общем результате, определенные организация и характеробщения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формывзаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации ихсоциально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной,трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типамдеятельности детей определенной целевой направленности, социальнойзначимости позволяет не только формировать отношения детей внутривозрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетаниевзаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимостипроявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальнойдеятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности.Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющимпризнаком развитого детского коллектива. Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ееконкретной деятельности - творческое отношение к общественной делу, выражаяпотребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзясформировать в замкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижениисвоих целей, что таит опасность развития групповщины. Нередко дети,проявляя внутри своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи,ответственности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами своегоколлектива. Заключение. Итак, формирование личности человека-коллективиста требует организациисистемы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломератаклассов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включениекаждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность в системеименно такого специально заданного многопланового коллектива присоподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общихсоциально значимых задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей вколлективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности -это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественносвоеобразный подход к формированию растущего человека как личности. Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.1968. 2. Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 1990. 3. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.,Мысль, 1984. 4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.,1993. 5. Бим Бад Б.М. Путь к спасению: педагогическая антропология И.Кантасегодня. М., 1994. 6. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании.- М.,1996. 7. Выготский Л.С. Собр. соч.,т.2. 8. Газман О.С. Гуманизм и свобода. //Гуманизация воспитания всовременных условиях.- М.,1995. 9. Гегель Г. Работы разных лет. М., 1970. 10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986. 11. История философии в кратком изложении. М.,Мысль, 1991. 12. Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование.-М.,1996. 13. Развитие личности. Опыт. Проблемы. Поиски.- М., 1994. 14. Теория и практика развития новых и передовых технологийобразования.- М.,1996. 15. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.,т.26. М.,1936. 16. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - Москва-Воронеж, 1996. 17. Феномен человека. Антология. М., Высшая школа, 1993. 18. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М., Политиздат,1989.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<