Философская жизнь




НазваниеФилософская жизнь
страница1/6
Дата публикации22.02.2013
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6
534

ФИЛОСОФСКАЯ ЖИЗНЬ

В г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ1
Пусть не удивится читатель названию нашего письма: мы попытаемся ознакомить советскую философскую обще­ственность с деятельностью ее отряда в г. Ростове-на-Дону. Сорок пять лет назад наш город, насчитывавший тогда около 200 тысяч жителей, мог «похвастаться» только та­ким научно-культурным учреждением, как Музей церков­ных древностей. В 1915 году здесь не было ни одного выс­шего учебного заведения, ни одного человека с ученой сте­пенью и званием.

Изменения, которые с тех пор произошли в культур­ной жизни города, являются ярким примером грандиозной культурной революции, совершенной советским народом под руководством Коммунистической партии. Теперь Рос­тов нельзя представить себе без восьми вузов, десятков театров, Домов культуры и других культурных центров. В стенах вузов и научно-исследовательских институтов пло­дотворно трудятся сотни научных работников – профессо­ра и доценты, доктора и кандидаты наук, преподаватели и аспиранты, готовятся высококвалифицированные специа­листы для различных отраслей народного хозяйства, на­уки и культуры.

В многосторонней работе ростовской партийной органи­зации по пропаганде марксистско-ленинского мировоззре­ния и коммунистическому воспитанию трудящихся, особен­но молодежи, важную роль играет коллектив философов, насчитывающий более 40 человек. На кафедрах университе­та, Высшей партийной школы и шести институтов в настоя­щее время работают 29 кандидатов философских наук, из которых 12 являются доцентами. В основном этот коллек­тив сложился за последние 10 лет. Только 5 человек из его состава начали работать в вузах города до 1949 года. Боль­шая часть философов (24 человека) сосредоточена на имею­щихся в городе трех философских кафедрах: в университете, педагогическом институте и в Высшей партийной школе.

———

1 Письмо опубликовано в журнале «Вопросы философии», 1960, № 6, с.157-160, как отклик на предложение редакции жур­нала ко всем философам страны рассказать о научной и пропа­гандистской деятельности своих коллективов. Письмо написано в соавторстве с И.Т. Якушевским.

535

Ростовские философы проводят большую учебно-педа­гогическую работу в вузах города. Объем этой работы ха­рактеризуется следующими цифрами: за 1958-1959 учеб­ный год только в трех вузах: РГУ, РПИ и ВПШ – было прочитано около 60 курсов лекций (всего – 1740 лекций), которые систематически слушали более шести тысяч чело­век. Учащиеся проявляют большой интерес к марксистс­ко-ленинской философии. Например, в РГУ в текущем учеб­ном году ряд студентов пишет дипломные работы по фило­софии, а студенты геолого-географического факультета охотно посещают факультативный курс основ марсистско-ленинской эстетики. В ВПШ несколько слушателей подго­товили научные доклады на тему «Ленинский этап разви­тия марксистской философии », с которыми они выступи­ли на юбилейной конференции.

Ростовские философы активно пропагандируют марк­систско-ленинскую теорию, участвуют в распространении политических и научных знаний среди населения. Они выступают со статьями в городских и областных газетах (за последние 2 года опубликовано около 20 таких ста­тей), а также с публичными лекциями в самых различ­ных аудиториях: перед рабочими, колхозниками, интел­лигенцией, воинами Советской Армии, учащимися школ, техникумов и училищ. Например, коллектив кафедры ди­алектического и исторического материализма университе­та прочитал в 1959 году для населения города и области свыше 200 лекций. Большинство лекций было посвяще­но актуальным темам. Так, об итогах XXI съезда КПСС и поставленных съездом теоретических проблемах про­читано свыше 40 лекций; на тему «Исторический визит Н. С. Хрущева в США» – 32 лекции, по вопросам ком­мунистической морали – 18, по проблемам марксистско-ленинской эстетики – 30, по философским проблемам есте­ствознания – 13, по научно-атеистическим темам – 22, по вопросам борьбы против буржуазной философии и совре­менного ревизионизма – 10 лекций.

В вузах города, при городском Доме партийного про­свещения и кабинетах РК КПСС, на заводах и в учрежде­ниях работают философские кружки и семинары, которые возглавляются преподавателями философии. Ведущим среди них является общегородской семинар философов, которым руководит доцент B.C. Сутягин. В 1959 году на этом семи­наре были обсуждены следующие темы: «XXI съезд КПСС о закономерностях перехода от социализма к коммунизму»,

536

«50-летие работы В.И. Ленина «Материализм и эм­пириокритицизм», «Некоторые философские вопросы ки­бернетики»; «О кругообороте в развитии материи». Работа семинара способствует повышению уровня научных иссле­дований наших философов.

Большой интерес представляют занятия философских кружков и семинаров на заводах. Так, во втором инстру­ментальном цехе завода «Ростсельмаш» второй год рабо­тает философский кружок по изучению основ марксистско-ленинской философии (руководитель – доцент Н.П. Дроз­дов). Примечательно, что из 20 слушателей около половины составляют рабочие цеха, среди них делегат XXI съезда КПСС контрольный мастер М.М. Дубинина. Участники кружка в прошлом году изучали диалектический материа­лизм, а в текущем — исторический материализм. Стремясь найти в марксистской философии ответы на вопросы, выд­вигаемые самой жизнью, они рассматривают теоретичес­кие проблемы в органической связи со своей производствен­ной деятельностью, с практикой строительства коммуниз­ма. Философский семинар организован и на другом крупном заводе – «Красный Аксай» (руководитель – С.К. Каргин).

Несмотря на сравнительную молодость коллектива фи­лософов, на кафедрах ведется активная научно-исследова­тельская работа, которая особенно оживилась после XX съезда КПСС. За 1956-1959 годы философы города опуб­ликовали в виде отдельных изданий или статей в цент­ральных журналах, ученых записках вузов, различных сборниках и других изданиях около 100 работ объемом более 100 печатных листов.

Исследованию ленинского теоретического наследия по фи­лософским вопросам естествознания посвящены работы кан­дидата философских и химических наук, доцента Ю.А. Жда­нова («Ленин и развитие естествознания». Ростов н/Д, 1957; «Ленин и естествознание». Госполитиздат, 1959). Заслу­живает внимания книга доцента Института сельхозмаши­ностроения И.А. Негодаева «Современный ревизионизм -оружие реакции» (Соцэкгиз, 1959).

В центральных журналах опубликовано 10 статей на­ших философов. Статья Ю.А. Жданова о кризисе естествоз­нания в капиталистических странах напечатана в журнале «Коммунист». Его же статьи «О переходе качественных из­менений в количественные» и «Диалектика тождества и различия в химии» — в журналах «Вопросы философии» и «Философские науки». Статьи доцента М.М. Карпова «О внутренних закономерностях развития естествознания» и

537

«Замечания читателя о книге Джона Бернала «Наука в истории общества» помещены в журнале «Вопросы фило­софии». Его же статья «Что такое религия» опубликована в сборнике «Естествознание и религия» (1956). Статья до­цента A.M. Минасяна «Внутренние противоречия – источ­ник развития социалистического общества» напечатана в «Вопросах философии». Рассмотрению методических про­блем преподавания истории философии посвящены статьи доцента Н.И. Вронского, опубликованные в журналах «Воп­росы философии» и «Вестник высшей школы». Кандидат философских наук Э.Л. Косаковская опубликовала в «Фило­софских науках» статью «О философских взглядах Генриха Гейне». Статья кандидата философских наук И.Т. Якушев­ского «О диалектико-материалистическом понимании прак­тики» напечатана в «Философских науках». В юбилейном сборнике научных работ МГУ напечатана статья доцента В.Н. Голованова «В.И. Ленин о материи».

Местными издательствами было издано несколько лек­ций и брошюр по различным проблемам марксистской фи­лософии. О реакционной сущности сектантства, лживых проповедях мракобесов и их неблаговидных делах расска­зывается в брошюре В.Н. Голованова и Ю.В. Фадеева «За дверьми молитвенных домов» (Ростовское книжное изда­тельство, 1959). Издательство Ростовского университета выпустило в свет лекции преподавателей пединститута до­цента В.Д. Кивенко («О материальном субстрате жизни и ее сущности»), кандидата философских наук Д.П. Зерки­на («Закон единства и борьбы противоположностей»), кан­дидата философских наук Б.И. Иванова («Философский материализм Белинского»), кандидата философских наук В.В. Журавлева («Искусство как форма общественного со­знания»), доцента Л.И. Флореновой («Политические и пра­вовые взгляды»), а также преподавателей Высшей партий­ной школы доцента В.Н. Голованова («Критика основных направлений современной буржуазной социологии») и кан­дидата философских наук С.А. Школьникова («Закон пе­рехода количественных изменений в коренные качествен­ные»). Свыше 40 работ было опубликовано в ученых за­писках и сборниках вузов. Наиболее значительными из них являются «Ученые записки» пединститута, изданные в 1957 году. (Рецензия на них помещена в № 11 журнала «Вопросы философии» за 1958 год.)

Ростовские философы приступили к созданию коллек­тивных трудов, обобщающих опыт их учебно-педагогичес­кой и научно-исследовательской работы. Так, большая группа

538

философов (в основном работников кафедры университета) под руководством доцентов Ю.А. Жданова и B.C. Сутягина готовит учебное пособие по диалектическому и историческо­му материализму для естественнонаучных факультетов уни­верситетов, технических и сельскохозяйственных вузов объе­мом 30 печатных листов. Другой философский коллектив под руководством доцентов Ф.А, Сидоренко и В.Д. Кивенко завершает работу над учебным пособием по историческому материализму для педагогических институтов объемом 12 печатных листов.

Уже этот краткий обзор печатной продукции филосо­фов Ростова показывает, что наряду с известными дости­жениями в организации научно-исследовательской работы имеются существенные недостатки. Бросается в глаза тот факт, что в течение десяти лет не было опубликовано ни одной монографии. А ведь именно создание монографий является одним из показателей высокого уровня научно-исследовательской работы и зрелости самих научных ра­ботников.

Недостатки партийной пропаганды, вскрытые в поста­новлении ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», имеют место и в деятельности ростовских философов. До сих пор еще не преодолены пол­ностью догматизм и начетничество, многие работы страда­ют абстрактностью в постановке и раскрытии рассматри­ваемых вопросов. Философы еще не написали ни одной серьезной работы, в которой обобщался бы опыт борьбы рабочего класса, крестьянства и интеллигенции Ростовс­кой области за построение социализма и коммунизма.

Над чем же работают ростовские философы в текущем семилетии? Основное внимание уделяется проблеме «Зако­номерности развития социалистического общества» (над этой темой работают 11 человек); ряд товарищей исследует от­дельные вопросы исторического материализма, теории по­знания, вопросы философии естествознания и критики бур­жуазной философии. В связи с постановлением ЦК КПСС о задачах партийной пропаганды на кафедрах обсуждаются вопросы о конкретизации тематики, о необходимости изу­чения проблем, связанных с жизнью г. Ростова и области.

Обратившись к исследованию конкретных процессов, протекающих в жизни области, философы могут оказать существенную помощь областной партийной организации в решении больших хозяйственных и культурных задач. Философская общественность города выдвигает для иссле­дования следующие темы: «Становление рабочего коллектива

539

на вновь создаваемых крупных предприятиях», «Улучшение методов воспитательной работы со студенче­ством в связи с перестройкой высшей школы», «Причины оживления деятельности церковных и сектантских орга­низаций на Дону и Северном Кавказе и необходимость уси­ления борьбы с влиянием религиозной идеологии», «Про­цессы, характеризующие преодоление существенных раз­личий между умственным и физическим трудом на предприятиях города Ростова-на-Дону» и другие.

Нашими философами могут успешно разрабатываться темы, отражающие борьбу советского народа за торжество коммунизма, так как навстречу нам идут областная и го­родская партийные организации. Городской комитет КПСС рекомендовал кафедрам общественных наук вузов связать­ся с партийными организациями крупных заводов и фаб­рик с тем, чтобы, с одной стороны, помочь им в разверты­вании пропаганды марксизма-ленинизма, а с другой сторо­ны, нацелить эти кафедры на исследование реального процесса строительства коммунизма.

Ростовские философы принимают активное участие во всесоюзных философских совещаниях и межвузовских кон­ференциях. Так, в мае 1958 года наши товарищи участво­вали во всесоюзной конференции по вопросам критики со­временного ревизионизма, осенью 1958 года пять человек приняли участие во всесоюзном совещании по философс­ким проблемам естествознания. М.М. Карпов подготовил выступление, которое было опубликовано в трудах сове­щания; в марте 1959 года на конференции по проблемам марксистско-ленинской этики в обсуждении программы «Ос­новы марксистско-ленинской этики» участвовал С.С. Ут­кин; в январе 1960 года на межвузовской конференции юри­стов в Воронеже выступила с докладом П.М. Хахалева; в работе Ленинградской межвузовской научной конференции по борьбе с современной буржуазной философией, ревизио­низмом и догматизмом (январь 1960 г.) приняли участие девять наших философов. На конференции выступил В.В. Журавлев. Однако для осуществления связи между фило­софскими коллективами страны этого, конечно, недостаточ­но. Для улучшения координации исследовательской дея­тельности философов, на наш взгляд, необходимо: 1) выяс­нить научную проблематику, которой занимаются философы в различных районах страны; 2) проводить всесоюзные, рес­публиканские и межвузовские конференции не только в со­юзных или республиканских, но и в периферийных цент­рах, прежде всего в городах, где создаются филиалы научно-

540

технических советов; 3) провести в 1960 году в Росто­ве-на-Дону одну из запланированных межвузовских кон­ференций философов.

В своей исследовательской работе ростовские филосо­фы испытывают ряд трудностей, связанных с публикацией результатов своей работы. Реальные факты убеждают, а простой подсчет показывает, что далеко не каждый фило­соф может в течение даже трех – пяти лет опубликовать свою работу в одном из центральных журналов. На местах же возможности публикации очень незначительны, так как областное книжное издательство почти не издает философ­ской литературы. За 1956-1960 годы им издано всего 3 работы по философии общим объемом около 10 печатных листов. Каковы же средства преодоления трудностей пуб­ликации и улучшения научной и пропагандистской рабо­ты? Конкретный ответ на этот вопрос дал Центральный Комитет КПСС в своем постановлении «О задачах партий­ной пропаганды в современных условиях», подчеркнув, что необходимо покончить с вредной практикой участия в пе­чатной пропаганде лишь узкой группы авторов. В этой связи, на наш взгляд, назрела необходимость проведения ряда мероприятий: 1) редакции журнала «Вопросы фило­софии» следует провести в Ростове-на-Дону выездное засе­дание редколлегии, на которое нужно пригласить филосо­фов, работающих на юге Российской Федерации. Такая встре­ча, безусловно, поможет расширить авторский коллектив журнала и укрепить его связи с периферией; 2) журналы «Вопросы философии», «Политическое самообразование», «Философские науки» должны внимательно изучить воз­можности различных периферийных коллективов филосо­фов и смелее выдвигать молодых авторов; 3) чаще практи­ковать заказы статей периферийным авторам. Размещение таких заказов будет, бесспорно, важным стимулом в рабо­те философов периферии; 4) необходимо поставить вопрос о расширении возможностей публикации научных трудов по философии в областных издательствах; 5) назрела так­же необходимость открытия при зональных филиалах на­учно-технических советов Министерства высшего и средне­го специального образования РСФСР периодических изда­ний по общественным наукам – журналов или вестников. Издательско-полиграфическая база для такого органа у нас имеется – Издательство Ростовского университета и мест­ные типографии.

Осуществление всех этих мероприятий значительно улуч­шит качество научно-исследовательской и пропагандистской
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философская жизнь iconФормирование самообразовательной компетентности учителя
Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа профессии и технологии нашего труда: чтобы дать...

Философская жизнь iconРеферат по философии Тема: Человек как философская проблема

Философская жизнь iconУрок №1 Тема: Жизнь не эксперимент
Нет. Рождение человека это есть осуществление Божьего промысла, в котором жизнь человека на земле имеет Богом определенную цель....

Философская жизнь iconНаучно-исследовательская работа Тема: Философская направленность...

Философская жизнь iconМодуль Философская гносеологія
Укажите правильный ответ. Как в украинской философской традиции характеризуют мировосприятие Т. Г. Шевченко?

Философская жизнь iconВопрос ы по философии для вступительного экзамена в аспирантуру
В. С. Соловьев как философ и мыслитель. Философская система и этическая концепция

Философская жизнь iconКерченский экономико-гуманитарный институт Каталог электронной библиотеки
Бычков В. В. Авангард опубликовано в: Новая Философская Энциклопедия. Т. М., Мысль, 2000. С. 27-34

Философская жизнь iconМодуль Философская онтология и антропология
Мир единство действительности и „существование человеческих сущностных сил”, которые имеют конкретно исторический характер

Философская жизнь iconРеферат по предмету: Литература. На тему: Философская литература...

Философская жизнь iconТема 14: Философская антропология: проблема человека
...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don