Проблема нравственного выбора. Оригинальная философская трактовка Библейских сюжетов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»




Скачать 106.61 Kb.
НазваниеПроблема нравственного выбора. Оригинальная философская трактовка Библейских сюжетов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Дата публикации23.02.2013
Размер106.61 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
Тема: Проблема нравственного выбора. Оригинальная философская трактовка Библейских сюжетов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели:

  • расширение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся;

  • приобщение к культуре исследования;

  • воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно оценивать собственную работу, представлять продукт своей деятельности.

Тип урока: защита проектов

(Работа велась в пяти группах, сформированных по принципу психологической совместимости)

Оборудование: текст романа М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита», отдельные главы из книги Л. А. Левиной «Нравственный смысл кантильных мотивов в философии романа «Мастер и Маргарита» - М., «Высшая школа», 1991 г.; «Репродукция картин Н. Ге «Что есть истина?» маркеры на каждого учащегося, 2-3 ватмана для рекордеров, таблица наблюдений за ходом защиты для каждого, критерии оценки выступлений других групп.

Характеристика проекта, подготовленного к защите

По характеру доминирующей в группе деятельности:

  • исследовательский;

  • творческо-исследовательский;

  • роле-игровой;

  • творческо-информационный;

  • практико-ориентированный.

По предметно – содержательной области: межпредметный (литература – история)

По количеству участников: коллективно-групповой

По продолжительности: средней продолжительности

Этапы работы над проектом

  1. Замысел проекта

  • разрабатывается по совместной инициативе учащихся и учителя;

  • проект стал значимым для учащихся старшей школы

  1. Постановка проблемы

  • когнитивный метод – ведущий;

  • выяснение актуальности поставленной проблемы

Актуальность темы обусловлена возрастающей социальной значимостью воспитания поколения высоконравственного, творческого, способного к личной самореализации.

  1. Этап выдвижения гипотез

  • коллективное конструирование версий на вопрос и проблему;

  • разделение на группы;

  • постановка частных задач внутри каждой группы;

  • определение основных методологических понятий исследования

4. Планирование

  • составление плана работы над темой;

  • распределение заданий между членами группы.

5. Выполнение

  • сбор информации, создание «информационного багажа»

6. Пошаговый анализ материала

  • синтез и анализ найденной информации;

  • обоснование практического применения результатов;

  • оформление проектных частей

7. Специализация – защита выполненной работы

Он (Иешуа Га-Ноцри) сказал, …

что в числе человеческих пороков

одним из главных он считает трусость.

М.А. Булгаков
Деятельность учителя при защите групп:

  • контролирующая,

  • консультирующая,

  • обучающе-информативная

Краткое содержание выступления

Роман «Мастер и Маргарита» занимает центральное место в творчестве М.А. Булгакова. Поначалу в задуманном произведении не было Мастера и Маргариты. Рассказ об Иешуа и Пилате был врезан в сцену на Патриарших прудах.

При самом зарождении замысла существовали две темы – «роман о дьяволе» и «евангельская легенда». Выбор тематики не случаен: он связан с крушением в России религии как целого пласта духовности и культурной жизни.

Роман «Мастер и Маргарита» не укладывается в обычные жанровые схемы. Литературовед Б.М. Гаспаров говорит о произведении как о романе-мифе. Роман-миф обращается к древним сюжетам (в нашем случае к новозаветным ) и зачастую вступает с ним в полемические отношения.

Булгаков в своих библейских главах поставил извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» И нашей целью является проанализировать и понять суть ершалаимских глав, разобраться в проблеме нравственного выбора и научиться его делать.

І. Оргмомент. Вступительное слово учителя

Деятельность учащихся: запись темы, эпиграфа, внимательное прослушивание инструкции по защите и выполнению работы во время урока.

^ II. Инструкции

Сегодня мы представляем большую работу, где каждый из вас попытался проявить себя как литературовед-исследователь, и результат деятельности в группе представить в форме литературного проекта избранного типа. Представляемые группами исследования должны вами оформляться в виде основных тезисов в предложенной таблице, имеющейся на столе у каждого. Также вам предстоит оценить проекты своей и других групп по предложенным критериям:

1. Глубина знаний по предлагаемому вопросу:

  • умение анализировать материал, логически выстраивать доказательства;

  • умение выделять главное;

  • умение аргументировано доказывать свое мнение;

  • умение самостоятельно делать выводы;

  • умение уместно цитировать.

2.Оценка уровня творчества при защите; умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственным исследованием; в) оригинальность защиты.

3. Оценка наглядности:

  • полнота доказательств;

  • уместность отраженного;

  • грамотность;

  • эстетика.

4. Оценка ораторского искусства:

  • умение вести дискуссию; грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников;

Оценочные бланки на столе у каждой группы.

В конце урока мы должны подвести итоги сказанного и прослушанного на уроке; разобраться в проблеме нравственного выбора и научиться делать его; уметь интегрировать полученные знания в современных условиях, аргументировать и доказываться свою точку зрения.

^ III. Создание проблемной ситуации

Эпиграфом к уроку взяты слова М.А. Булгакова. Был ли выбор у Понтия Пилата? Что является, по мнению Иешуа Га-Ноцри, одним из самых главных человеческих пороков? Какие качества должны преобладать в человеке.

^ IV. Этапы поиска решения проблемы. Защита

Первая группа – исследователи-теоретики, они же сегодня рекордеры класса (учащиеся, отвечающие за память класса, призванные в течении урока фиксировать на бумаге представляемые выводы по проводимому исследованию).

^ Вторая группа – исследователи ершалаимских глав.

II глава романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

- Что предшествует в романе встрече Пилата и Иешуа?

- На какие две части распадается диалог между прокуратором и «бродячим философом» Га-Ноцри?

- Почему в процессе допроса судья и обвиняемый как бы меняются местами? Как и когда это происходит? С чем впервые сталкивается Пилат?

- Что происходит с Пилатом, как он попадает под влияние Иешуа?

- Как вы понимаете смысл слов: «Прокуратор поднял глаз на арестанта и увидел, что возле того столбом загорелась пыль»?

- Пилат сделал свой выбор. Какой? Как приступает он к допросу? Как Пилат ищет способ спасти подсудимого без риска для себя?

Ответы учащихся.

^ Третья группа – историки.

При создании ершалаимских глав Булгаков опирался на четыре канонических Евангелия, но в романе евангельская легенда как будто преодолевается.

В Евангелиях у Христа есть ученики – 12 апостолов, на казни присутствуют женщины, плачущие у креста.

У Иешуа есть один ученик – Левий Матвей.

Евангелист Матфей описывает: «около девятого часа возопил Иисус: «Боже мой, Боже мой..! Для чего ты меня оставил?» У Иоанна Иисус сказал: «свершилось».

Последнее слово, которое произносит перед смертью Иешуа, это слово «игемон», т.е. титул того, с кем последним говорил казнимый, кем был предан.

Учащиеся оставляют на доске «память группы» - рекордеры за отдельными столами фиксируют «память класса».


Столб света отделяет вторую часть диалога Прокуратора и Иешуа от первой. Возникла альтернатива: либо Прокуратор спасает обвиняемого, нарушив закон, либо отправит на крест «ни в чем не виновного безумного мечтателя и врача».



^ Вторая группа

- Что вы думаете о Понтии Пилате? Какие чувства у вас вызывает прокуратор Иудеи?

- В каком состоянии находится Пилат, когда к нему приводят арестанта?

- О чем беседуют двое – прокуратор и арестант? Что необычного в беседе?

- Почему, по-вашему, «секретарь смертельно побледнел и уронил свиток»?

- О чем говорил арестант? Как он вел себя при грозном Пилате?

Какие отношения складываются между Понтием Пилатом и Иешуа? Как пытается прокуратор «помочь» арестованному?

Ответы учащихся.

^ Третья группа – историки

Булгаковский Пилат называет себя «Всадник Золотое Копье». Известно, что Пилат перешел на сторону римлян «за золото и блеск» и получил свое имя за «меткий глаз и искусство в ратном деле». В тексте романа мы читаем – сын короля-звездочета и мельничихи Пилы. Бытовала средневековая легенда о том, что отцом Пилата был германский король Ат, умевший по звездам определять судьбу людей. Будучи на охоте, он прочел по заездам, что если сейчас же от него зачнет женщина, то ребенок вырастет могущественным и знаменитым. Из женщин поблизости оказалась лишь дочь мельника Пила – она и стала матерью будущего прокуратора Иудеи, само имя которого будто бы образовалось путем соединения имен его родителей.

«Представший перед Пилатом молодой человек вызывает смутную тревогу. Так с прокуратором еще никто не говорил, никто не смел произносить подобные вещи о том, что настанет время, когда «не будет ни власти цесаря, ни какой-либо другой власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть…» Понтий Пилат знает, что каждое сказанное здесь слово фиксируется добросовестным секретарем, и начинает подсказывать Иешуа, какие ответы он хочет от него услышать.


«Память группы»

Пилат показан в противоборстве дух ипостасей: должностной и человеческой. Диалог между человеком – Пилатом и человеком – Иешуа возможен, но диалог между государственным чиновником и возмутителем спокойствия – нет.


^ Вторая группа

25-я глава романа

- Чем был занят Пилат после того, как казнь свершилась?

- Каково было душевное состояние прокуратора? Что выдавало его?

- Кого ожидал прокуратор?

- О чем говорил Понтий Пилат с ночным гостем?

- Какую информацию получил прокуратор? Почему из троих казненных его интересовал один Иешуа?

- Какая фраза, произнесенная Афранием, вновь нарушила душевное равновесие Пилата?

- Как вы думаете, почему, задавая третий вопрос, Пилат делает вид, что забыл имя Иуды? Случайно ли это?

- Куда и зачем посылает Пилат Афрания?

Ответы учащихся

Третья группа – историки

Образ Иуды является символом предательства. Из Евангелия мы знаем, что Иуда своим лобзанием в Гефсиамском саду предает учителя. Предательство – это величайшая вина перед человеком, но неизмерима вина, того, кто предал Иисуса. У Булгакова Иуда, в отличие от евангельской традиции, не ученик и не последователь. Отсутствует и «предательское лобзание».


«Память группы»

Прокуратор в романе не просто злодей, осудивший на казнь человека за инакомыслие. В душе он симпатизирует нищему проповеднику и хочет отмстить Иуде и Каифе за свою трусость.


^ Вторая группа

Глава 26

- Как Булгаков дает понять, что возврата к прежней жизни у Пилата нет, что сегодня днем навсегда утрачено что-то такое, без чего жизнь потеряла смысл?

- Прочитайте и прокомментируйте фрагмент от слов: «Банга, Банга, - слабо крикнул прокуратор…» и до слов: «…встретили праздничную ночь на балконе.»

- Куда и зачем отправился Афраний?

- Кто предает Иуду? Как это происходит?

- Что узнаем мы из доклада Афрания Понтию Пилату об убийстве Иуды?

^ Третья группа – историки

В Евангелии от Матфея сказано: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать Серебренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную». У Булгакова люди Афрания, начальника тайной стражи, перебросили пакет с деньгами во двор при дворце Каифы.

В Евангелии от Матфея: «И, бросив серебряники в храм, он вышел, пошел и удавился». У Булгакова Пилат высказывает предположение, что Иуда покончил самоубийством. Афраний разуверяет прокуратора в этом, но тот настаивает: «Я готов спорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу».

Итак, самоубийство Иуды – вымысел, слух, инспирированный людьми Афрания по негласному приказу Пилата.

Что совершил Иуда? Об этом Иешуа рассказывает Пилату во второй главе. Иуда был орудием в руках первосвященника и воистину «не ведал, что творил». Он оказался между Каифой и Пилатом, игрушкой в руках людей, наделенных властью и ненавидящих друг друга. Булгаков снимает с Иуды вину, возлагая ее на Понтия Пилата.

Четвертая группа

Роле-игровой, творческий проект

Инсценирование встречи Пилата с Левием Матвеем:

  • предложение Понтия Пилата Левию Матвею;

  • отказ Левия;

  • упрек Пилата Левию;

  • сообщение прокуратора о том, что зарезал Иуду;

  • реакция бывшего сборщика налогов.




«Память группы»

Трусость – самый страшный порок. Отправляя на казнь Иешуа, Пилат предает человеческую сущность.


^ Заключительное слово учителя

Пилат был на стороне Христа. Феррар – английский религиозный писатель – давал примечательную по своей многозначности характеристику прокуратора, который «со всею силою слабосильной гордости, со всею смелостью преступления и трусости, со всею снисходительностью, к которой была способна залитая кровью натура, стремился освободить его. Последний суд полон страстности и движения» и демонстрирует многократные усилия со стороны Пилата, «делавшиеся со всевозрастающей энергией и все более и более глубоким волнением, расстроить план обвинителей и освободить подсудимого». Но в конце концов страх за свою жизнь, за свою карьеру преодолел желание освободить невиновного человека. Прокуратор испытывает страшные муки совести. Оттого и не спится ему, оттого не знает Пилат, куда деть себя: бунтует в нем совесть. Оттого и хочет продолжать разговор со своим неожиданным собеседником и поверить в то, что казни не было.

Нет, не было казни! Пилат плачет и смеется от радости, потому что бродячий философ жив, значит, сумел Пилат преодолеть свой страх.

Мука Пилата кончается только после заверения Иешуа о том, что казни не было. Сверхчеловеческой силой любви, которая и осуществляет милосердное прощение, сотворяется чудо, которое остается для нас загадкой тайной (как это может не быть того, что было?) Поднявшись со своего каменного кресла, Понтий Пилат уходит вместе со своим собеседником по лунной дороге…

^ V. Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и полноты учебной деятельности.

Деятельность учителя: вовлечение в беседу, комментирование (по необходимости)

Деятельность учащихся: окончание работы с таблицей, окончательное утверждение групповых защит, подготовка рекордеров к обобщению материала – представление «память класса».

VI. Этап формирования вывода

Учащиеся: у каждого человека всегда есть выбор. От степени нравственности любого из нас зависит наше решение. Недопустимо, чтобы страх овладел нашими душами и предопределял наши действия и поступки. Человек не имеет права на предательство. И в наших сердцах должно жить милосердие, любовь и умение прощать.

VII. Домашнее задание

Написать эссе на тему «Как вы думаете, о чем будут говорить Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат, идя по лунной дороге?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проблема нравственного выбора. Оригинальная философская трактовка Библейских сюжетов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Булгаков. Мастер и Маргарита...

Проблема нравственного выбора. Оригинальная философская трактовка Библейских сюжетов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Дьявол и его свита в романе...

Проблема нравственного выбора. Оригинальная философская трактовка Библейских сюжетов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconРеферат Хотя в романе М. А. Булгакова нет сцены в Гефсиманском саду,...
Под знаком «Моления о чаше». Опыт прочтения романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (культурологический аспект)

Проблема нравственного выбора. Оригинальная философская трактовка Библейских сюжетов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconРеферат Тема: Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита» М....

Проблема нравственного выбора. Оригинальная философская трактовка Библейских сюжетов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua К анализу романа Булгакова...

Проблема нравственного выбора. Оригинальная философская трактовка Библейских сюжетов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconСимволика лунного цвета в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тайна М. А. Булгакова ещё не раскрыта. Поэтому она будет тревожить людей во все времена. Многие, как и раньше, попытаются понять...

Проблема нравственного выбора. Оригинальная философская трактовка Библейских сюжетов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconНравственные проблемы и библейские сюжеты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Воспитание индивидуальной, творчески активной личности, способной к самообучению и саморазвитию, умеющей контролировать и объективно...

Проблема нравственного выбора. Оригинальная философская трактовка Библейских сюжетов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconИстория изучения творчества М. А. Булгакова в современной школе
«Мастер и Маргарита» в гуманитарном классе с зачетной системой преподавания литературы: анализ произведения, формы и методы коллективной,...

Проблема нравственного выбора. Оригинальная философская трактовка Библейских сюжетов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПо повести Ч. Диккенса «Рождественская песня в прозе» и роману М....
Ч. Диккенса «Рождественская песня в прозе» и роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Проблема нравственного выбора. Оригинальная философская трактовка Библейских сюжетов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconЗадания к итоговому уроку по творчеству Булгакова
Данный материал составлялся с целью проверить знания учащихся сведений о жизни и творчестве М. Булгакова, текста романа «Мастер и...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don