Учебное пособие для духовных православных школ Составитель доц. Кобяков А. Н




НазваниеУчебное пособие для духовных православных школ Составитель доц. Кобяков А. Н
страница1/48
Дата публикации16.04.2013
Размер6.7 Mb.
ТипУчебное пособие
uchebilka.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48



Платоно-аристотелевский

пролог

к святоотеческому богословию


Сочинение греческой дохристианской и христианской философской мысли в кратком изложении
Учебное пособие для духовных православных школ

Составитель доц. Кобяков А. Н.

Сумы

2010
«Не с такой силой, как в народе Божием, но проявление Духа Божьего действовало и в язычниках, не ведавших Бога истинного, потому что и из их среды Бог находил избранных Себе людей… Так же и философы языческие, которые хотя и во тьме неведенья Божественного блуждали, но, ища истины, возлюбленной Богу, могли быть по самому этому Боголюбезному ёё исканию не непричастными Духу Божьему, ибо сказано: «языки, неведующие Бога, естеством законная творят» (Рим. 2,14) и угодная Богу соделывают…»

^ Из бесед преп. Серафима Саровского

(Из кн. С. Нилуса «Великое в малом»)
«История религий и философских систем есть история поиска единого Бога»

Св. Иларий Пиктавийский (315-366)
«Внешняя мудрость была бы мудростью, если бы приняла Духа»

^ Св. Иоанн Златоуст (347-407)
«Если мы сможем получить что-либо полезное для себя из внешних писаний, то и это не запрещено. Будем только искусными менялами, накопляя лишь настоящее и чистое золото, поддельного же избегая. Наилучшие мысли возьмем себе; богов же, достойных посмеяния, нелепые басни бросим псам, ибо из этих писаний мы могли бы приобрести весьма большую силу защиты против них же самих»

^ Преп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», кн. 4, гл.17

Предисловие

Настоящая книга не является ни конспектом лекций по античной и христианской философии, ни хрестоматией произведений Платона, Аристотеля, Плотина и некоторых христианских мыслителей. Она являет собой нечто среднее между тем и другим.

Духовное богословское образование включает в себя изучение философии. Понимание и признание этого находит своё воплощение в современных учебных планах духовных православных школ. Однако изучение истории философии не носит прикладного характера. Это проявляется в том, что программы по истории философии построены по пропорционально-хронологическому принципу: древняя философия излагается не в большем объеме, чем, к примеру, средневековая, а Гегель и Кант изучаются примерно столько же, сколько Платон и Аристотель. Такой подход целесообразен и правилен, но не в богословских школах, а на философских факультетах светских университетов. Если рассматривать философию как базу для изучения догматического богословия и патристики, как вообще базу для изучения святоотеческого богословия (конечно не наряду, а после дисциплин библейского и литургического цикла), то имеется смысл и даже необходимость отдать предпочтение – и временное, и по степени глубины и детализации – философии античной перед, скажем, философией Нового времени или китайской философией. Святые отцы и учители Церкви не знали Шопенгауэра или Хайдеггера, но многие из них штудировали и , главное, творчески использовали Платона и неоплатоников, Аристотеля и стоиков. Греческая философия явилась своеобразной «математикой» догматической и экзегетической науки отцов-учителей вселенского Православия подобно тому, как математика является аналитико-формальной базой для большинства современных физических и технических наук. Нельзя глубоко понимать ни Григория Нисского, ни Дионисия Ареопагита, ни блаженного Августина, ни Максима Исповедника, ни Иоанна Дамаскина без элементарных знаний греческой философии. И поэтому в курсе истории философии нужно, на наш взгляд, акцентировать главное внимание на усвоение азов античного любомудрия, особенно если время, выделяемое на изучение этого, курса ограниченно. Таково первое соображение, составившее идейный мотив настоящего пособия.

Во-вторых, изучать наследие мыслителей лучше по «живым» первоисточникам, а не по «мертвым» учебникам, принимая во внимание хотя бы идеологическую тенденциозность многих из них, какого бы толка такая идеология не была бы. Такой путь тернистый, но царский.

И, наконец, современному семинаристу зачастую не хватает и времени, и подготовки для чтения первоисточников, пусть даже в переводах. Возникает потребность в хрестоматиях. Поскольку же хрестоматии фрагментированы и составлены, как правило, субъективно, то логически вызывается к жизни необходимость конспективного изложения произведений того или иного мыслителя. Конечно, и такое изложение чревато субъективностью, и , тем более, оно не может заменить собой полного текста. Но такие конспекты произведений могут служить «проводником» студента-богослова в дебрях творения, написанного его автором двадцать-двадцать пять столетий назад. Прочитанный до прочтения самого произведения, конспект «возбуждает аппетит» к изучению полного текста; прочитанный после ознакомления с «оригиналом», он позволяет систематизировать и упорядочить весьма порой хаотичное впечатление от прочитанного.

Настоящее пособие не охватывает всего материала античной философии и христианского платонизма, необходимого для обеспечения изучения в дальнейшем святых отцов. Так, в пособии совершенно опускается тема стоицизма, хотя общеизвестно влияние этой философской системы на творения, скажем, Тертуллиана или Иустина Философа. Из произведений христианского платонизма в пособии в сжатом виде дается лишь «О началах» Оригена. Ограниченный объем пособия и принцип отбора главного явились причинами такой сознательной селекции. Но и помещённый в книгу материал дает читателю некое системное представление озаглавленной темы. С упованием на это хочется представить настоящий труд на суд изучающих античную и христианскую философию.

Составитель

Введение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для духовных православных школ Составитель доц. Кобяков А. Н iconОпыт конспекта лекций по патристике Составитель доц. Кобяков А. Н
Естественного Откровения и детоводительницей ко Христу в античном языческом мире. Конспект адресуется студентам духовных школ и всем...

Учебное пособие для духовных православных школ Составитель доц. Кобяков А. Н iconУчебное пособие по спецкурсу Пермь 2003 Составитель: канд философ,...
В издании дается анализ основных категорий и ключевых понятий системы культуры, дается представление об основных закономерностях,...

Учебное пособие для духовных православных школ Составитель доц. Кобяков А. Н iconУчебное пособие к спецкурсу «змеенавтика в учебно -воспитательном...
Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского облАстного совета

Учебное пособие для духовных православных школ Составитель доц. Кобяков А. Н iconПредседатель оргкомитета
Осипова Л. М., доц., к б н. Лялюк Н. М., доц., к б н. Попов В. Ф., доц., к б н. Машталер А. В., доц., к б н. Сафонов А. И., доц.,...

Учебное пособие для духовных православных школ Составитель доц. Кобяков А. Н iconБенин В. Л десяткина М. В; Учебное пособие по социальной философии...
...

Учебное пособие для духовных православных школ Составитель доц. Кобяков А. Н iconУчебное пособие для вузов         предисловие
Данное учебное пособие является попыткой подойти к обучению студентов дидактике с новых позиций

Учебное пособие для духовных православных школ Составитель доц. Кобяков А. Н iconПереработка мяса птицы учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов биотехнологического факультета очной и заочной формы обучения

Учебное пособие для духовных православных школ Составитель доц. Кобяков А. Н iconI : Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной
...

Учебное пособие для духовных православных школ Составитель доц. Кобяков А. Н iconУчебное пособие иркутск 2009 Печатается по решению редакционно-издательского...
Учебное пособие предназначено для студентов 3-4 курсов специальности «Менеджмент организации» лингвистического университета. Пособие...

Учебное пособие для духовных православных школ Составитель доц. Кобяков А. Н iconУчебное пособие Издательство нуа народная украинская академия
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030504 – Экономика предприятия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<