Курсовая работа по дисциплине эстетика Тема: «Вкус как эстетическая категория»




Скачать 233.81 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине эстетика Тема: «Вкус как эстетическая категория»
Дата публикации03.05.2013
Размер233.81 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Философия > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Вкус как эстетическая категория

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий Кафедра философии и политологии Курсовая работа по дисциплине эстетика Тема: «Вкус как эстетическая категория» Выполнила: по специальности философия Научный руководитель: Дата сдачи работы:_____________ Дата защиты работы:_____________ Оценка:_____________ ОглавлениеВведениеОпределение эстетического вкуса1. История появления термина2. Определение вкуса с точки зрения различных философов1.3 Основные задачи эстетики, связанные с проблемой вкусаГлава 2 Классификация вкуса и его формирование в процессе развития личности2.1 Художественный вкус a) Понятие художественного сознания, его эволюция и соотношение с общественным сознанием. b) Художественный гений как создатель художественного творения или эстетический вкус творческой личности c) К проблеме социокультурной детерминации музыкально-художественного вкуса2.2 Эстетический вкус a) Эстетическое воспитание b) Эстетическое формированиеГлава 3 Оценка вкусом и оценка вкуса – работа Канта «Критика способностисуждения» 3.1 Аналитика прекрасного. I. Суждение вкуса по его качеству и количеству. II. Суждение вкуса по отношению к целям. III. Суждение вкуса по модальности удовольствия от предмета. 2. Аналитика возвышенного. I. Характеристика чувства возвышенного. II. Возвышенное в природе. 3.3 Дедукция чистых эстетических суждений. I. Субъективный принцип способности суждений вкуса. II. Эмпирический и интеллектуальный интерес о прекрасном III. Характеристика изящных искусств и гения 3.4 Диалектика эстетической способности суждения. I. Антиномия вкуса. II. Об идеализме природы и искусства.Глава 4 Критика вкуса и вкус критика4. Проблема изменения вкуса в эстетике модернизма, постмодернизма и постпостмодернизма2. Мотивы деструкции в русской литературе XIX - XX веков, а также модернизм в зар. лит-ре(Дудова)Глава 5 Формирование эстетического вкуса в контексте современной массовойкультуры Формирование эстетического сознания в контексте современноймассовой культуры (некоторые западные теории последних лет).ЗаключениеСписок литературыВведение Выбор данной темы неслучаен, ибо для нас невероятно важен вопросвкуса! В данной работе вкус будет рассматриваться в качестве эстетическойкатегории. Следует заметить, что эта тема является довольно обширной,поэтому определение может быть неоднозначным. Предварительно эстетическийвкус можно определить как способность судить о том является нечтопрекрасным или нет. Таким образом, эстетический вкус это способность судитьо предмете на основе благорасположения к нему или не благорасположениясвободного от всякого интереса. Мне всегда был интересен ответ на вопрос:почему одни люди предпочитают одно, а другие другое, поэтому я и взялась зарассмотрение данной темы. К тому же, с категорией эстетического вкусасвязано несколько очень сложных вопросов философской теории искусства.Прежде всего, это основание эстетического вкуса. Задавая вопрос о том,является ли вещь прекрасной, мы не имеем в виду то значение, которое можетиметь для нас или для кого-то другого существование этой вещи, мы задаемвопрос о том какой она является сам по себе, в том виде в каком онапредстает нашему незаинтересованному восприятию, созерцанию. Сказать, чтопредмет прекрасен, значит подчеркнуть свою полную независимость от этогопредмета, свою незаинтересованность в нем. Суждение о красоте к которомупримешивается какой-то интерес уже не объективно и не является суждениемэстетическим. Безусловно, существует множество точек зрения, всяческихтеорий по этому поводу, поэтому тема эта остаётся традиционной в эстетике,ведь именно в ней изучается преобразование мира по законам красоты.Проблематика вкуса рассматривалась более подробным образом ИммануиломКантом в работе «Критика способности суждения», поэтому это произведениеберётся за основу работы. Но как и принято сначала следует рассмотретьтеоретическую сторону эстетического вкуса, сравнить точки зрения,изложенные в различных статьях некоторых философов, преподавателей, да ивообще тех, кто не обходил стороной столь интересного вопроса. В работетакже следует осветить не только теоретическую сторону взятого вопроса, нои обратить внимание на проявление вкуса в различных сферах эстетики. Ибовопрос вкуса в нашем обществе занимает довольно важное место, даже не наподсознательном уровне. Глава 1 Определение эстетического вкуса Поскольку тема вкуса затрагивалась многократно философами-исследователями, то однозначно трудно дать чёткое определение данномупонятию, поэтому для выявления его следует обратиться к истории егоформирования. На мой взгляд, только лишь проследив определение термина сразличных точек зрения, мы сформируем тем самым собственную точку зрения овкусе1. История появления термина. Вопрос об эстетическом вкусе, тесно связанный с нашейповседневностью, с проблемами художественного творчества, мастерства,эстетической теории и практики, приобрёл в наше время дискуссионныйхарактер. Ему посвящены статьи, брошюры и соответствующие разделы всловарях и книгах по эстетике. У теоретических проблем – как и у художественных – бывает причудливаясудьба, то они популярны, то они отодвигаются в тень, то игнорируются.Также сложилась судьба и с эстетическим вкусом. Рассмотрим историюпоявления этого термина в истории философии. Для реализации эстетического опыта, эстетической коммуникации(гармонии) человека с Универсумом, восприятия красоты и искусства,выявления эстетической ценности субъект должен обладать некоейспецифической особенностью. Это хорошо ощущали многие мыслители сдревнейших времён, так Платон, а затем Плотин связывали восприятие красотыс Эросом, то есть любовью к прекрасному, а Аристотель же в понятиикатарсиса фиксировал психологический момент художественного переживания.Однако адекватное терминологическое закрепление эта способность получилатолько в середине XVII века, когда для её обозначения была выбранакатегория вкуса, до этого употребляется только в качестве обозначенияодного из 5 внутренних чувств, локализованного в ротовой полости. Поаналогии с тем, как вкусовые рецепторы способны различать сладкое, горькое,солёное, понятие вкуса было перенесено в сферу эстетического опыта ираспространено на способность выявлять (чувствовать) прекрасное, высокуюхудожественность искусства, отличать их от пошлого, безобразного, низкогохудожественного уровня в искусстве и т.п. Впервые, в собственно эстетическом смысле, термин «вкус» (gusto)встречается в сочинении испанского мыслителя Бальтасара Грасиана(«Карманный оракул», 1646), обозначившего так одну из способностейчеловеческого познания, специально ориентированную на постижениепрекрасного произведений искусства. От него этот термин заимствоваликрупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIIIв. появляется много трактатов о вкусе, в которых ставятся важнейшиепроблемы эстетики. Следовательно, «вкус» становится одной из центральныхкатегорий эстетической мысли. Как раз в это период эстетика конституируетсякак самостоятельная философская дисциплина, именно в этот период авторитеткрасоты и искусства достигает небывалого уровня, а эстетическое воспитаниеоказывается главным средством гармонизации человека и преобразованиясоциальных отношений. Центральное место занимал анализ вкуса.2. Определение вкуса с точки зрения различных философов Бычков В.В. «Вкус» В истории эстетики интерес к проблеме эстетического вкуса проявилсяуже в XVII-XVIII вв. Французские просветители и теоретики классицизма(Буало, Монтескье, Вольтер и др.) рассматривали её с позиций рационализма инормативизма, представители английской сенсуалистической эстетики(Шефтсбери, Хом и др.) выводили эстетический вкус из человеческих ощущений,но связывали его с нравственностью. В противоположность Хатчесону и Бёрку,утверждавшим всеобщность эстетического вкуса, Юм подчёркивал егосубъективность. Особое место разработка этой проблемы занимает в эстетикеКанта, отметившего противоречивый, общественно-индивидуальный характерэстетического вкуса. Развивая традиции русской революционно-демократическоймысли (Белинский, Чернышевский), марксистско-ленинская эстетикарассматривает эстетический вкус как социально-историческое явление,диалектически сочетающее в себе элементы как классового, так иобщечеловеческого. Индивидуальный эстетический вкус представляет собойэстетическую установку, формирующуюся в новый опыт, опосредствуя каждоеновое эстетическое восприятие и переживание. Эстетический вкус являетсясубъективным критерием эстетической оценки, которая в известной мереинтуитивна, то есть эмоционально предшествует рациональному эстетическомусуждению. Однако качество эстетического вкуса определяется тем, в какоймере выраженная в нём субъективная оценка соответствует объективнойэстетической ценности. Хороший эстетический вкус выражается в способностиполучения наслаждения от подлинно прекрасного и эмоционально отвергатьбезобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создаватькрасоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве. Эстетический вкусявляется плохим, дурным, извращённым, когда человек равнодушно или даже сотвращением воспринимает красоту и получает удовольствие от уродливого.Количественной характеристикой вкуса считается степень его развитости илинеразвитости, широты или узости. Развитость эстетического вкусаопределяется глубиной постижения эстетических ценностей, способностьювыявить богатство значений, которыми они обладают. Неразвитый вкус визвестных пределах может быть хорошим, неиспорченным, но за этими пределамион не может служить надёжным ориентиром в эстетически-ценностном отношении.Широта или узость эстетического вкуса во многом зависит от того, насколькообширна область эстетических ценностей, доступная вкусовой оценке, в какоймере способен человек эмоционально оценить эстетические ценности различныхэпох, национальных культур, создаваемые в разнообразных жанрах и видахискусства. Эстетический вкус как вид эстетической способности и потребностичеловека – существенная особенность личности. Её уникальность определяет исвоеобразие эстетического вкуса. Те или иные вкусовые предпочтения зависятот воспитания, привычек, характера, жизненного опыта, общения человека. Итакое своеобразие в рамках хорошего вкуса вполне допустимо; применительно кнему оправдано выражение « о вкусах не спорят». Иное дело извращённые вкусыили откровенная безвкусица, искажающие саму сущность эстетического. С ними,разумеется, нельзя мириться. Но спор о вкусах, вполне оправданный в этомслучае, требует рационального обоснования вкусовых оценок путём обращения ктакому более обобщённому фактору эстетически-оценочной деятельности, какэстетический идеал. Будучи социально обусловленным, эстетический вкусличности формируется за счёт влияния окружающей среды, образа жизни,большое влияние на него оказывает искусство, которое в качествехудожественного начала включается в быт и труд людей и действуетповседневно, подчас незаметно. Идеалы и мировоззрение человека определяютобщую направленность вкусовых оценок. Несомненна связь эстетического вкусаи с таким социально-психологическим явлением, как мода. Формированиеэстетического вкуса – одна из задач эстетическоговоспитания.(Эстетика:Словарь/Под общ.редакцией А.А.Беляева и др.-М.:Политиздат,1989.-447 стр.) Батё: Известный теоретик искусства Батё в своём трактате «Изящныеискусства, сведённые к единому принципу» (1746) усматривает этот «единый»принцип в специфическом художественном «подражании природе» или «прекраснойприроде». Этим принципом руководствовался гений при создании произведенияискусства и опора на этот принцип при его оценке показывает наличие вкуса.«Поэтому если гений, как мы сказали: творит художественное произведения,подражая прекрасной природе, то вкус, оценивая творение гения, может бытьудовлетворён только хорошим подражанием прекрасной природе». Вкус –врождённая способность человека, подобная интеллекту, но если интеллектинтересует истина, заключённая в предмете, то вкус интересуется красотойтех же предметов, то есть не ими самими по себе, «но в их отношении к нам».Вкус помогает создавать шедевры искусства и правильно оценивать их, исходяиз понятия о «прекрасной природе», которая понимается Батё как нечто,соответствующее «как самой природе, так и природе человека». Отсюда вкус –это «голос самолюбия. Будучи создан исключительно для наслаждения, онжаждет всего, что может доставить приятные ощущения». Таким образом,согласно Батё, вкус является врождённой способностью человека, направленныйна выявление прекрасного в природе и в искусстве, на создание шедевровискусства, «подражающих» «прекрасной природе» (идеализированной природе,сказали бы мы теперь) и на оценку этих произведений искусства на основедоставляемого ими наслаждения. Батё убеждён, что «существует в общем лишьодин хороший вкус, но в частных вопросах возможны различные вкусы»,определяемые как многообразием природы, так и субъективнымихарактеристиками воспринимающего. Определённый итог многочисленным дискуссиям своего времени о вкусеподвёл в середине 17 в. Вольтер, находившийся под обаянием классицистскойэстетики, в статье «Вкус» (1757), которая была написана им для«Энциклопедии» и затем вошла и в его знаменитый «Портативный философскийсловарь»(1764). «Вкус,- писал он, - т.е. чутьё, дар различать свойствапищи, породил во всех известных нам языках метафору, где словом «вкус»обозначается чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах,художественный вкус столь же скор на разбор, предваряющий размышление, какязык и нёбо, столь же чувствен и падок на хорошее, столь же нетерпим кдурному…»(43, Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения.М., 1974с. 267-268). Вкус ( у Вольтера речь везде идёт только охудожественном вкусе, то есть о вкусе к прекрасному в искусстве) мгновенноопределяет красоту, «видит и понимает» её и наслаждается ею. При этомВольтер по аналогии с пищевым вкусом различает собственно «художественныйвкус», «дурной вкус» и «извращённый вкус». Высокий, или нормальный,художественный вкус (или просто вкус) отчасти является врождённым для людейнации, обладающей вкусом, отчасти же воспитывается в течениепродолжительного времени на красоте природы и прекрасных, истинныхпроизведениях искусства (музыки, живописи, словесности, театра). ДляВольтера таковыми были произведения мастеров классицизма. Дурнойхудожественный вкус «находит приятность лишь в изощрённых украшениях инечувствителен к прекрасной природе. Извращённый вкус в искусствесказывается в любви к сюжетам, возмущающим просвещённый ум, в предпочтениибурлескного – благородному, претензионного и жеманного – красоте простой иестественной; это болезнь духа». Обиходную истину «о вкусах не спорят»Вольтер относит только к пище и к явлениям моды, которую порождает прихоть,а не вкус. В изящных же искусствах «есть истинные красоты», которыеразличает хороший вкус и не различает дурной. Вольтер убеждён вобъективности законов красоты и, соответственно, в более или менееобъективной оценке её высоким («хорошим») вкусом. «Наилучший вкус в любомроде искусства проявляется в возможно более верном подражании природе,исполненном силы и грации. Но разве грация обязательна? Да, поскольку оназаключается в придании жизни и приятности изображаемым предметам».(43,Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. М.,1974с.270). Истинным («тонким и безошибочным») вкусом, по Вольтеру, обладаеттолько очень ограниченное число знатоков и ценителей искусства, сознательновоспитавших его в себе. Только им при неприятии искусства «доступныощущения, о которых не подозревает невежда». Основная же масса людей,прежде всего, занятых в сферах производства, финансов, юриспруденции,торговли, представители буржуазных семей, обыватели, особенно в странаххолодных и с влажным климатом, напрочь лишены. «Позор для духачеловеческого, - клеймит Вольтер, - что вкус, как правило, - состояниелюдей богатых и праздных». Другим просто нет времени и реальныхвозможностей воспитывать его в себе. Вкус исторически и географическимобилен. Есть красоты, «единые для всех времён и народов», но естьхарактерные только для данной страны, местности и т. п. Поэтому вкусы людейсеверных стран могут существенно отличаться от вкусов южан (греков илиримлян). Более того, есть множество стран и континентов, куда вкус вообщене проник, - убеждён, стоявший на узкой европоцентристской позициихарактерной для того времени, Вольтер. «Вы можете объехать всю Азию, Африкуполовину северных стран – где встречаете вы истинный вкус к красноречию,поэзии, живописи, музыке? Почти весь мир находится в варварском состоянии.Итак, вкус подобен философии, он – достояние немногих избранных».(43,Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. М., 1974с279). Вкус нации, полагает Вольтер, исторически изменчив и нередко портится.Это бывает обычно в периоды, следующие за «веком наивысшего расцветаискусств». Художники новых поколений не хотят подражать своимпредшественникам, ищут окольные пути в искусстве, «отходят от прекраснойприроды, воплощённой их предшественниками». Их работы не лишены достоинств,и эти достоинства привлекают публику своей новизной, заслоняяхудожественные недостатки. За ними идут новые художники, стремящиеся ещёбольше понравиться публике, и они ещё дальше «отходят от природы». Такнадолго утрачивается вкус нации. Однако отдельные ценители подлинного вкусавсегда сохраняются в обществе, и именно они в конечном счёте правят«империей искусств». Ж.Ж.Руссо полагал, что чувство вкуса присуще всем людям, но развито увсех по-разному, что зависит и от личностных особенностей человека (его«чувствительности»), и от среды, в которой он живёт. Высокого развития вкусдостигает в многолюдных обществах, где возможно многообразие сравнений, гдепреобладают неделовые интересы, но склонность к праздности, увеселениям,удовольствиям. Предметы, формирующие хороший вкус, прежде всего находятся вприроде, но также в поэзии и искусстве. На них и происходит воспитаниевкуса. Много внимания вопросам вкуса уделяли и английские философы 18 в.Шефтсбери, Юм, Хатчесон, Бёрк и другие. Известный философ и психолог ДавидЮм посвятил вкусу специальный очерк «О норме вкуса» (1739-1740), в которомподошёл к проблеме с общеэстетической позиции. Вкус – способность различатьпрекрасное и безобразное в природе и в искусстве. И сложность его пониманиязаключается прежде всего в объекте, на который он направлен, ибо прекрасное– не является объективным свойством вещи. «Прекрасное не есть качество,существующее в самих вещах: оно просто существует в разуме, который этивещи созерцает. Разум каждого человека воспринимает прекрасное по-разному.Один может видеть безобразное даже в том, в чём другой чувствуетпрекрасное, и каждое вынужден держать своё мнение при себе и не навязыватьего другим.» Искать истинно прекрасное бессмысленно. В данном случае вернапоговорка «о вкусах не спорят». Тем не менее существует множество явлений иособенно произведений искусства с древности до наших дней, которые большейчастью цивилизованного человечества считаются прекрасными. Оценка этаосуществляется на основе вкуса, опирающегося в свою очередь на незамечаемые разумом «определённые качества» объекта, «которые по своейприроде приспособлены порождать эти особые ощущения прекрасного илибезобразного. Только изысканный, высоко развитый вкус способен уловить этикачества, испытать на их основе утончённые и самые невинные наслаждения» исоставить суждение о красоте данного объекта. Вкус этот вырабатывается ивоспитывается в процессе длительного опыта у некоторых критиков искусствана общепризнанных человечеством образцах высокого искусства, и оно-то истановится в конце концов «нормой вкуса». Или, как формулирует Юм: «Тольковысоко сознательную личность с тонким чувством, обогащённую опытом,способную пользоваться методом сравнения и свободную от всякихпредрассудков, можно назвать самым ценным критиком, а суждение, вынесенноена основе единения этих данных, в любом случае будет истинной нормой вкусаи прекрасного».(26, История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли:В 5 т. Т. 2. с.153). Ш.Монтескье в сочинении «Опыт о вкусе в произведениях природы иискусства» рассматривает – может быть, слишком рационалистически – вкус какразновидность ума и определяет его как способность чутко и быстроопределять меру удовольствия. Вкус – мерило удовольствия Так, французский мыслитель Жан-Поль сравнивал эстетический вкус ссовестью, так же как нравственная совесть не позволяет возобладатьэгоистическому чувству, личному интересу, так и эстетический вкус позволяетчеловеку оставаться незаинтересованным в своем восприятии прекрасного. Э.Бёрк начинает своё «Философское исследование о происхождении нашихидей возвышенного и прекрасного»(1756) с развёрнутого анализа вкуса, врезультате которого приходит к выводу: «В целом, как мне представляется,то, что называют вкусом в наиболее широко принятом значении слова, являетсяне просто идеей, а состоит частично из восприятия первичных удовольствий,доставляемых воображением, и выводов, делаемых мыслительной способностьюотносительно различных взаимоотношений упомянутых удовольствий иотносительно аффектов, нравов и поступков людей».(43, Вольтер. Эстетика.Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. М., 1974с.59) Вкус хотя и имеетврождённую основу, однако сильно различен у разных людей в силу отличия уних чувствительности и рассудительности, составляющих основу вкуса.Неразвитость первой является причиной отсутствия вкуса, слабость второйведёт к дурному вкусу. Главными же в этом эмоционально-рассудочном союзедля воспитания хорошего и даже изысканного вкуса являются«чувствительность», «удовольствие воображения». Из немецких эстетиков 18 в. необходимо указать на И.-И.Винкельмана,автора «Истории искусства древности», который считал, что вкус(«способность чувствовать прекрасное») дарован всем разумным существамнебом, «но в весьма различной степени».(45, Винкельман И.-И.Избр.произв.М.;Л., 1935(репринт: «Ладомир», М.,1996). с.218). Поэтому егонеобходимо воспитывать на идеальных образцах искусства, в качестве которыхон признавал в основном произведения античности с их благородной простотой,спокойным величием, идеальной красотой.Развёрнутому анализу понятие вкусаподвергнуто в интересной одноимённой статье в четырёхтомной «Всеобщейтеории изящных наук и искусств» (1771-1774) И.Г.Зульцера. Известный«берлинский просветитель» даёт чёткие дефиниции вкуса, как одной изобъективно существующих способностей души. «Вкус – по существу не что иное,как способность чувствовать красоту, так же как разум – это способностьпознавать истинное, совершенное, верное, а нравственное чувство –способность чувствовать добро». (26, История эстетики: Памятники мировойэстетической мысли: В 5 т. Т. 2. с.491). И способность эта присуща всемлюдям, хотя иногда понятие вкуса употребляется и в узком смысле дляобозначения этой способности только у тех, у кого она уже «стала навыком». Зульцер напрямую связывает вкус с удовольствием, испытываемым нами привосприятии красоты, которая доставляет наслаждение не тем, что нравственноечувство одобряет её, но тем, что она «ласкает наше воображение, являетсянам в приятном, привлекательном виде. Внутреннее чувство, которым мывоспринимаем это удовольствие, и есть вкус». Зульцер убеждён вобъективности красоты и, соответственно, считает вкус реально существующей,ото всего отличной способностью души, именно – способностью «восприниматьзримую красоту и ощущать радость от этого познания»(26, История эстетики:Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2. с.491).Немецкий теоретикискусства полагает необходимым рассматривать эту способность с двух точекзрения: активной – как инструмент, с помощью которого творит художник, ипассивной – как способность, дающую возможность любителю наслаждатьсяпроизведением искусства. Особое внимание Зульцер уделяет первому аспекту.«Художник, обладающий вкусом, старается придать каждому предмету, надкоторым он работает, приятную или живо затрагивающую воображение форму». Ив этом он подражает природе, которая тоже не довольствуется созданиемсовершенных и добротных вещей». Так и художник с помощью разума и талантасоздаёт все существенные компоненты произведения, доводя его досовершенства, «но только вкус делает его произведением искусства», т.е.таким образом соединяет все части, что произведение предстаёт в прекрасномвиде(26, История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т.2. с.492). Согласно концепции Зульцера, именно вкус художника является тем,что придаёт произведению эстетическую ценность, делает его в полном смыслепроизведением искусства. При этом вкус, соединяя в себе все силы души, какбы мгновенно схватывает сущность вещи и способствует её выражению впроизведении искусства значительно эффективнее, чем это может сделатьразум, вооружённый знанием правил. Вкус, по Зульцеру, важен не только дляискусства, но в других сферах деятельности, поэтому он считал воспитаниевкуса общенациональной задачей. Как бы полемизируя с Вольтером, приписавшимналичие вкуса только европейским народам, И.Г.Гердер утверждал, чтоэстетический вкус является врождённой способностью и присущ представителямвсех народов и наций. Однако на него оказывают существенное воздействиенациональные, исторические, климатические, личностные и иные особенностижизни людей. Отсюда вкусы их очень различны, а иногда и противоположны.Однако существует и некое глубинное ядро вкуса, общее для всегочеловечества, «идеал» вкуса, на основе которого человек может наслаждатьсяпрекрасным у всех народов и наций любых исторических эпох. Освободить этоядро в себе от узких вкусовых напластований (национальных, исторических,личных и т.п.) и означает воспитать в себе хороший, универсальный,абсолютный вкус. Именно тогда появится возможность, «уже не руководствуясьвкусами нации, эпохи или личности, наслаждаться прекрасным повсюду, где быоно ни повстречалось, во все времена, у всех народов, во всех видахискусств, среди любых разновидностей вкуса, избавившись от всего наносногои чуждого, наслаждаться им в чистом виде и чувствовать его повсюду. Блажентот, кто постиг подобное наслаждение! Ему открыты тайны всех муз и всехвремён, всех воспоминаний и всех творений. Сфера его вкуса бесконечна, какистория человечества. Его кругозор охватывает все столетия и все шедевры, аон, как и сама красота, находится в центре этого круга»(26, Историяэстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2. с.575). Наконец, итог более чем столетним размышлениям крупнейших умов Европынад проблемой вкуса подвёл И.Кант, поставив эту категорию фактически вкачестве главной эстетической категории в своей эстетике – «Критикеспособности суждения». Эстетика у него, как было показано, это наука осуждении вкуса. Вкус же определяется кратко и лаконично: «это способностьсудить о прекрасном», опираясь не на рассудок, а на чувствоудовольствия/неудовольствия. Поэтому, подчёркивает Кант, суждение вкуса –не познавательное суждение, но эстетическое, и определяющее основание егоне объективно, но субъективно.(11, И. Кант Сочинения в шести томах, т.5.с.203). При этом вкус только тогда может считаться «чистым вкусом», когдаопределяющее его удовольствие не подразумевает никакого утилитарногоинтереса. Отсюда одна из главных дефиниций Канта: « Вкус есть способностьсудить о предмете или о способе представления на основании удовольствия илинеудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствияназывается прекрасным».(11, И. Кант Сочинения в шести томах, т. 5.с.212).Постоянно подчёркивая субъективность в качестве основы суждения вкуса, Кантстремится показать, что в этой субъективности содержится и специфическаяобщезначимость, которую он обозначает как «субъективную общезначимость»,или эстетическую общезначимость, то есть пытается показать, что вкус,исходя из субъективного удовольствия, опирается на нечто, присущее многимсубъектам, но невыражаемое в понятиях.В эстетическом объекте этасубъективная общезначимость связана исключительно с целесообразностьюформы. «Суждение вкуса, на которое возбуждающее и трогательное не имеютникакого влияния (хотя они могут быть связаны с удовольствием отпрекрасного) и которое, следовательно, имеет определяющим основанием толькоцелесообразность формы, есть чистое суждение вкуса»(11, И. Кант Сочинения вшести томах, т. 5.с.226). Кант исключает из сферы суждения чистого вкусавсё, что доставляет удовольствие «в ощущении» (например, воздействие красокв живописи), акцентируя внимание на том, «что нравится благодаря своейформе». К последней в визуальных искусствах он относит «фигуру» (Gestalt=образ) и «игру» (для динамических искусств), что в конечном счёте сводитсяим к понятиям рисунка и композиции. Краски живописи или принятые звукимузыки только способствуют усилению удовольствия от формы, не оказываясамостоятельного влияния на суждение вкуса, или на эстетическое суждение, -у Канта эти понятия синонимичны.Основу вкуса составляет «чувство гармонии вигре душевных сил», поэтому не существует никакого «объективного правилавкуса», которое могло бы быть зафиксировано в понятиях: есть некий«прообраз» вкуса, который каждый вырабатывает в себе сам, ориентируясь, темне менее, на присущее многим «общее чувство» (Gemeinsinn), - некийсверхчувственный идеал прекрасного, на его основе и действует суждениевкуса. И окончательный вывод Канта о фактической непостигаемости для разумасущности вкуса гласит: «Совершенно невозможно дать определённый объективныйпринцип вкуса, которым суждения вкуса могли бы руководствоваться и наосновании которого они могли бы быть исследованы и доказаны, ведь тогда небыло бы никакого суждения вкуса. Только субъективный принцип, а именнонеопределённая идея сверхчувственного в нас, может быть указан какединственный ключ к разгадке этой даже в своих истоках скрытой от насспособности, но далее уже ничем нельзя сделать его понятным». Нам доступнотолько знать, что вкус – это «чисто рефлектирующая эстетическая способностьсуждения» и все(11, И. Кант Сочинения в шести томах, т. 5.с.361). В более позднем сочинении «Антропология с прагматической точкизрения»(1798), размышляя о проблеме удовольствия/неудовольствия, Кантпредпринимает попытку осмыслить вкус с диалектической позиции, подчёркиваяналичие в нём наряду с субъективностью и всеобщности, наряду с чистоэстетическим суждением и сопряжённого с ним рассудочного суждения, однакодостаточного теоретического развития эти идеи там не получили, осталисьтолько на уровне дефиниций, которые тем не менее обладают несомненнойзначимостью хотя бы потому, что ещё раз подчёркивают сложность проблемывкуса. Здесь вкус рассматривается как компонент эстетического суждения,некоторым образом выходящий за пределы этого суждения; он определяется как«способность эстетической способности суждения делать общезначимый выбор».А именно на общезначимости делает теперь акцент немецкий философ:«Следовательно, вкус – это способность общественной оценки внешнихпредметов в воображении. – Здесь душа ощущает свою свободу в меревоображения (следовательно, в чувственности), ибо общение с другими людьмипредполагает свободу: и это чувство есть удовольствие». Представление овсеобщем предполагает участие рассудка. Отсюда «суждение вкуса есть иэстетическое, и рассудочное суждение, но мыслимое только в объединенииобоих»(46,Кант. Сочинения в 6 томах, т.6 с 484-485). Фактически Канту удалось убедительно показать, что вкус какэстетическая способность суждения является субъективной способностью,опирающейся на глубинные объективные основания бытия, которые не поддаютсяпонятийному описанию, но всеобщи (т.е. присущи всему человечеству) по своейукоренённости в сознании. Собственно эту главную проблему вкуса – егосубъективно-объективную антиномичность – ощущали почти все мыслители 18 в.,писавшие о вкусе, но не умели достаточно ясно выразить её в дискурсе. Вполной мере не удалось это и Канту, хотя он, кажется, подошёл к пониманиювкуса (пониманию объективных границ понимания) ближе всех, писавших о нём вего время. Да, собственно и в последующий период. После Канта в силу социально-исторических причин, о которых уже шла речь выше, проблема вкуса (как иблизкие к нему проблемы «изящных искусств» и эстетического наслаждения) иэстетике начинает отходить на задний план, утрачивает свою актуальность. Вдемократически и позитивистски ориентированной эстетике вкус какпринадлежность «набранных» или «праздных» персон вообще снимается срассмотрения, а в эстетике романтизма он возводится (традиция, такжевосходящая к Канту) напрямую к гению, который рассматривается единственнымзаконодателем вкуса. Психологическая эстетика рассматривает вкус как чистофизиологическое действие нервной системы на соответствующие раздражители. В20в. проблемой вкуса отчасти занимаются представители социологическойэстетики, изучающие, в частности, проблемы формирования вкусов масс,потребителей, элитарных групп и т.п.. Однако ничего существенного о егоприроде или механизме действия им добавить не удаётся: дело ограничиваетсявопросами формирования вкуса. В целом же в системе глобальной переоценкиценностей, начавшейся с Ницше в прогрессировавшей во второй половине 20столетия, проблема вкуса, как и других категорий классической эстетики,утрачивает свое значение, точнее уходит в подполье коллективногобессознательного. Объективно она, как уже понятно из предыдущего изложения, не можетбыть снята в человеческой культуре до тех пор, пока остаётся актуальнымэстетический опыт. А так как этот опыт, в чём мы ещё неоднократно будемубеждаться в процессе изучения его отдельных форм и компонентов,органически присущ человеческой природе, как единственно позволяющийактуализировать гармонию человека с Универсумом, то нет оснований полагать,что 20в., вступив в активный переходный период от Культуры к чему-топринципиально иному, практически отказался и от создания произведений,отвечающих понятию искусства, и от традиционных эстетических категорий идискурсов и утвердил некие новые конвенциональные правила игры в сфере арт-пространства со своей паракатегориальной лексикой, в которой отсутствуеттермин для понятия вкуса. Этим, однако, сам феномен вкуса ни в коей мере неможет быть аннигилирован. Просто способность полноценно реализовыватьэстетический опыт (воспринимать эстетическое во всех его модификациях,наслаждаться произведениями искусства прошедших эпох и всех народов,обладать острым чувством стиля, цвета, формы, звуковой полифонии и т.д.)временно (хотелось бы надеяться) переходит на уровень крайне ограниченнойэлитарности (что, кстати, в истории культуры наблюдалось неоднократно).Пристальное же направление не только в массовой культуре для которой этоорганично), но и в сфере того, что до середины 20 в. относилось к искусству(«изящным искусствам»), занимают принципиальная «безвкусица», некаяконвенциональность, отказывавшаяся от вкуса, его воспитания и,соответственно, практически лишившаяся его.3. Основные задачи эстетики, связанные с проблемой вкуса В последнее время о вкусе написано не так уж и мало, то естьсуществуют монографии, брошюры, главы в учебнике по эстетике, наконец, вкусвведён в систему категорий, которая охватывает эстетическое ихудожественное восприятие как сложное, но и внутреннее организованноецелое. По идее, о вкусе известно достаточно, то есть наличие его впсихической деятельности человека, его формирование в процессеэстетического воспитания личности; диалектическая связь эмоционального ирационального, субъективного и объективного, индивидуального и социального;и предпочтительность хорошего вкуса с плохим; и правомерность существованияразличных вкусов – «хороших и разных»… Эти же проблемы рассматриваются нетолько у нас, но и на Западе, там тоже существуют различные подходы кразрешению данной проблемы. В связи с этим возникают следующие вопросы: 1) Является ли вкус необходимым элементом психологии восприятия красоты и искусства? 2) Если вкус всё-таки существует, то каковы его психологический субстрат и его связь с другими психическими способностями человека? 3) Эстетический и художественный вкус – это разные наименования одного и того же явления или это разные модификации некоего психического механизма. Если второе верно, то чем художественный вкус отличается от эстетического? Может они реально существуют в многообразии конкретных вариаций. Поэтому ответ на этот вопрос дело определённой группы наук, это дело учёных, занимающихся прежде всего эстетикой. Вообще это дело эстетики. Таким образом, мы можем сформировать основные задачи по проблеме вкуса, которые непосредственно стоят перед эстетикой. Самая всеобъемлющая задача эстетики заключается в том, чтобы датьцелостное представление о вкусе, применив в его исследовании основныепринципы системного подхода, предполагающего единство трёх аспектовисследования – предметного, функционального и исторического. Соответственноперед эстетикой лежат три основные задачи: 1) Выявление элементов, составляющих вкус как психический механизм, и их взаимоотношение. 2) Выяснение функционирования в структуре целого этих элементов, а также каковы общие функции вкуса в более широкой системе эстетического сознания и художественного восприятия. 3) Постижение закономерностей процесса развития вкуса как в онтогенезе, так и в филогенезе. Для начала рассмотрим проблему соотношения эстетического ихудожественного вкуса, ведь она является базовой, потому что, как мнекажется, нужно сначалша определиться о каком вкусе мы вообще ведём речь.[pic]

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине эстетика Тема: «Вкус как эстетическая категория» iconКурсовая работа по дисциплине «Основы экономической теории»
Предложение как экономическая категория, функция предложения, факторы, определяющие предложение

Курсовая работа по дисциплине эстетика Тема: «Вкус как эстетическая категория» iconКурсовая работа по дисциплине «политология» Тема: «Екатерина II как политик»

Курсовая работа по дисциплине эстетика Тема: «Вкус как эстетическая категория» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Фондовый...

Курсовая работа по дисциплине эстетика Тема: «Вкус как эстетическая категория» iconКурсовая работа по дисциплине «экономическая теория» тема: «инфляция»

Курсовая работа по дисциплине эстетика Тема: «Вкус как эстетическая категория» iconКурсовая работа по дисциплине: менеджмент Тема: «Формирование и анализ организационных структур»

Курсовая работа по дисциплине эстетика Тема: «Вкус как эстетическая категория» iconКурсовая работа по дисциплине: «Гражданское право» Тема: «Гражданско-правовой договор»

Курсовая работа по дисциплине эстетика Тема: «Вкус как эстетическая категория» iconКурсовая работа по дисциплине: «Финансовый менеджмент» Тема: «Управление активами предприятия»

Курсовая работа по дисциплине эстетика Тема: «Вкус как эстетическая категория» iconКурсовая работа по дисциплине : «Информатика» тема: «Особенности операционной системы unix»

Курсовая работа по дисциплине эстетика Тема: «Вкус как эстетическая категория» iconКурсовая работа по дисциплине: «География и рекреалогия туризма» Тема: «Калиниградская область»

Курсовая работа по дисциплине эстетика Тема: «Вкус как эстетическая категория» iconКурсовая работа по дисциплине «Гражданское право» Тема: «Ответственность...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<