Начало учебы в 5-м классе особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных




Скачать 284.36 Kb.
НазваниеНачало учебы в 5-м классе особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных
страница1/3
Дата публикации18.08.2013
Размер284.36 Kb.
ТипЗадача
uchebilka.ru > Философия > Задача
  1   2   3
Начало учебы в 5-м классе — особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных предметов, новые учителя и т. п. Этими причинами, в первую очередь, обусловлена относительно высокая тревожность пятиклассников, некоторое снижение успеваемости, проблемы в поведении. Кроме того, приближается «трудный» возраст, когда дети превращаются в подростков. Ведущей деятельностью становится межличностное общение, при этом основным занятием остается учеба. Это еще одна причина внутреннего конфликта, переживаемого учащимися 5-х классов.
Предлагаемый цикл тренингов «Я и Мы» призван оказать пятиклассникам помощь в период адаптации: снизить тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих и, в свою очередь, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать. Часть занятий посвящена развитию навыков здорового жизненного стиля и профилактике вредных привычек, что становится особенно актуально в последнее время. Социальный опыт детей этого возраста постепенно расширяется, хотя еще не велик; ближайшее окружение — преимущественно дружественное, обозначаемое понятием «Мы». В ходе занятий дети смогут почувствовать себя, свое формирующееся «Я» как часть общего «Мы» (семьи, класса, группы друзей), увидеть и суметь воспользоваться ресурсами, которые дает человеку ближайшее окружение. Приобретенный в тренингах опыт станет профилактикой трудностей пубертатного периода.
Каждое занятие заканчивается ритуалом, поэтому авторы сочли возможным не указывать это постоянно в сценарных планах. То же самое относится и к ритуалу приветствия, вводимому со второго занятия.

ЗАНЯТИЕ 1.
Давайте познакомимся
Цель. Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала прощания.
Задачи. Формирование представлений или актуализация имеющихся знаний о психологическом тренинге; обсуждение и принятие правил психотренинга (совместной деятельности).
Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги, в том числе с надписью «Нам нужны правила», ватманский лист с надписью «На психологическом тренинге:» (в каталоге именуемый «Правила поведения на тренинге»*), фломастеры.
Ход занятия
Вводная часть. После обычного приветствия ведущий предлагает участникам выполнить упражнение «Имя и качество»: участники сидят в кругу (желательно, чтобы и все последующие тренинги проводились в кругу) и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или в отчестве. Можно выполнять это упражнение в технике «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него, и прибавляет свое имя и качество. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то, что все они очень разные, им предстоит совместная работа.
Ведущий задает вопрос: что необходимо собравшимся вместе очень разным людям для успешности их совместной работы. Подводя итоги обсуждения, ведущий побуждает участников подумать о необходимости соблюдать определенные правила. На столе, на доске или в центре круга укрепляется лист бумаги с надписью «Нам нужны правила». Ведущий подчеркивает, что, для того чтобы разработать правила, надо понять, чем предстоит заниматься на психологическом тренинге.
Далее проводится обсуждение в форме ответов на вопросы, при этом ведущий просит участников высказываться по очереди и не перебивать друг друга:
- зачем ученики ходят на уроки?
- есть ли правила поведения на уроках и в чем они состоят?
- чем отличается наше сегодняшнее занятие от урока?
- будут ли отличаться ли правила поведения на психотренинге от правил поведения на уроке, почему?
- какие есть идеи о том, что мы будем делать на психотренинге? (Подчеркнуть самые интересные идеи.)
Основная часть. Ведущий сравнивает дискуссию, которая проходила в начале урока в свободной форме, и обсуждение, когда все высказывались по очереди. Предлагая участникам оценить, когда им было удобнее, поддерживает защитников второго варианта. Для закрепления убеждения в его преимуществах можно выполнить упражнение «Мой адрес»: все одновременно называют свои домашние адреса, при этом каждый должен стараться, чтобы именно его адрес услышали окружающие; далее ведущий предлагает любому участнику повторить адрес кого-либо, находившегося в отдаленной части помещения. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, предлагается сформулировать правило, которое записывается на «черновике»: нельзя перебивать друг друга. После дальнейшего обсуждения записывается второе правило: нельзя мешать друг другу.
Ведущий сообщает, что на тренингах будут обсуждаться самые различные жизненные вопросы, мнение по которым у каждого может быть свое. Задает вопрос, должны ли у всех быть одинаковые мнения, и подчеркивает, что на тренинге нет правильных и неправильных ответов и мнений. Даже если участники будут спорить друг с другом, они постараются не ругаться. Формулируется третье правило — нельзя оскорблять друг друга.
Ведущий демонстрирует черновик, на котором три записи: «нельзя перебивать друг друга», «нельзя мешать друг другу», «нельзя оскорблять друг друга». Подчеркивает, что правил может быть очень много, но основные уже записаны, правда, звучат они как-то слишком строго. Почему? В ответах подчеркивает, что строгость придает слово «нельзя». Предлагает подумать, как его заменить на слово «можно». После обсуждения предлагает свой вариант (или записанный со слов участников), при этом каждое правило записано на отдельном листке.
«Можно быть уверенным, что когда ты говоришь, тебя не будут перебивать».
«Можно делать все, что не мешает никому из присутствующих».
«Можно твердо надеяться, что тебя никто не оскорбит».
После обсуждения формулировок участникам предлагается расположить правила в любом порядке. Правила закрепляются на листе ватмана, на котором вверху написано «На психологическом тренинге:» (этот лист заменяет собой надпись «Нам нужны правила»). Один из участников или трое по очереди читают правила вслух.
С этого момента «Правила» должны все время находиться в аудитории, где проходит тренинг.
Заключительная часть. Осмысление полученного опыта. Ведущий предлагает участникам обменяться впечатлениями о первом занятии: выполняется упражнение «Цвет моего настроения». Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение. Далее обращается внимание участников на то, что занятие подходит к концу и надо будет прощаться. Зачем люди прощаются? При обсуждении ведущий побуждает детей соблюдать принятые правила. По ходу высказываний подчеркивает наиболее интересные идеи, предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-МЫ»; на последнем слоге, не разнимая рук, поднимают их вверх и делают шаг к середине круга. Повторить несколько раз.
Ведущий обращает внимание, что пока еще не придумано, как здороваться, — это будет домашнее задание. Кроме того, предлагает обсудить с родителями правила поведения на тренинге и подумать, нужно ли что-нибудь к ним добавить.
Ведущему на заметку. В вводной части при обсуждении, которое должно идти в свободной форме, может возникнуть шум в аудитории. Рекомендуется не одергивать участников — они сами почувствуют неудобство, говоря одновременно и не слыша друг друга.

ЗАНЯТИЕ 2
Что такое 5-й класс?
Цель. Профилактика проблем адаптации; мобилизация внутреннего ресурса, умения находить и оказывать поддержку
Задачи. Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы; формировать позитивное отношение к своим возможностям, убеждение в реальности получения помощи при преодолении возникающих трудностей и необходимости оказания поддержки другим», помочь осмыслению себя как члена группы, способной оказывать поддержку.
Оборудование. Лист ватмана с изображением «Школьного пути», мягкая игрушка или мяч.

Ход занятия
Вводная часть. После обычного приветствия проводится игра «Коллективный счет». Участники стоят в кругу, опустив головы и не глядя друг на друга. Необходимо называть по порядку числа натурального ряда, стараясь как можно быстрее добраться до больших чисел. При этом должны выполняться три условия участникам неизвестно, кто начинает счет и кто называет следующее число; один участник не может называть два числа подряд; если следующее по порядку число назовут одновременно несколько участников, счет начинается сначала, с единицы. Запрещается каким-либо способом договариваться между собой. Ведущий подчеркивает, что каждый должен постараться уловить настроение других и решить, стоит ли ему говорить или лучше промолчать. Особо подчеркивается, что чем сплоченнее группа, тем до больших чисел она досчитывает. По завершении игры ведущий предлагает выполнить упражнение «Те, кто»: делают шаг вперед те, кто любит сладкое ..., поднимают правую руку те, у кого есть кошки..., приседают те, кому нравится играть в футбол, и т. п. Завершается данное упражнение предложением взяться за руки всем тем, кто является учеником 5-го класса. При этом ведущий подчеркивает, как много общего у участников.
Один из учащихся читает принятые на прошлом занятии правила поведения на тренинге. Ведущий предлагает добавить какие-либо правила, если это необходимо. Можно подчеркнуть, что много правил сложнее соблюдать; принятые на прошлом занятии правила могут быть достаточно универсальны, чтобы охватывать все возможные ситуации.
Напомните, что необходимо принять ритуал приветствия. При его обсуждении выясните, зачем люди здороваются, в чем смысл приветственных жестов и слов (отдания воинской чести, рукопожатия, пожелания здоровья и успехов), при ответах подчеркните наиболее интересные высказывания. Если участники долго не смогут выбрать вариант приветствия, ведущий может предложить такой: все становятся в круг, левую руку поворачивают ладонью вверх, а правую ладонью вниз, каждый соединяет свои руки с руками соседей, хором произносят слово «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ», при этом на последнем слоге руки разъединяют и хлопают в ладоши.
На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь» (изображение горы: левый склон изображен в виде крутого подъема. Это 1—4-й классы. Они могут быть изображены уступами, каждый из которых необходимо подписать на рисунке. Далее изображен участок пути в районе вершины. Он более пологий, почти плато: 5—6-й классы — небольшой подъем, 7-й класс — чуть заметная вершина, 8—9-й классы — начало пологого спуска. 10-й и 11-й классы — правый склон горы, спуск. Расстояния между классами должны быть одинаковыми, их необходимо обозначить флажками или стрелками). Участникам нужно на этой линии найти свое нынешнее место на «Школьном пути». Ведущий предлагает им представить, что они путешественники, за плечами которых трудный подъем. Преодолев самую трудную часть своего пути, они почти достигли его середины и решили сделать привал. Путники на отдыхе вспоминают пройденный путь и обдумывают предстоящую дорогу. Что запомнилось, какие встречались трудности, что помогло их преодолеть (можно предложить продолжить фразу: «В начальной школе мне больше всего запомнилось...»), высказываются все по кругу, передавая друг другу мяч или игрушку. Отметив наиболее интересные высказывания, обратите внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет? Снова все высказываются по кругу: «В пятом классе мне хотелось бы...». В высказываниях подчеркните оптимистические ожидания.
Ведущий предлагает вспомнить: что нового появилось в школьной жизни в связи с переходом в 5-й класс. Обобщите высказывания и предложите подумать: все новое, что появилось в 5-м классе, — это интересно или трудно? После высказываний подведите к мысли, что и трудно и интересно, при этом у каждого пятиклассника уже есть достаточный опыт для преодоления трудностей (вы — опытные путешественники, преодолевшие почти половину дороги).
Основная часть. Ведущий обращает внимание участников на отрезок «Школьного пути» с 5-го по 9-й и сообщает, что это самый важный отрезок пути, который и называется «Основное звено школы». Что значит основное звено, объясняют желающие, передавая мяч друг другу (подчеркните, что основное — это главное, то, от чего зависит все остальное). Ведущий сообщает, что все участники приступили к преодолению основной части своего школьного пути, и предлагает подумать, как поступают при этом опытные путешественники. Высказываются все желающие (проверяют, все ли взяли с собой, надежные ли рядом товарищи, чем могут помочь другим). По аналогии предлагается сказать, какой багаж взяли с собой пятиклассники — высказываются желающие (знания, опыт школьной жизни и т. п.), в чем надежность одноклассников (выполняется упражнение «Комплименты»: участники, сидя в кругу, по очереди берут в руки мяч или игрушку, остальные должны назвать наиболее привлекательные черты того участника, у которого в руках в данный момент находится мяч или игрушка), чем ты сам можешь помочь другим (можно выполнять в технике «Продолжи фразу»: «Лучше всего мне удается...»). Подводя итог упражнения, ведущий подчеркивает наиболее удачные высказывания участников. Делается вывод, что каждый, обладая какими-либо преимуществами, может оказывать поддержку другим и, в свою очередь, полагаться на их помощь в трудной ситуации.
Заключительная часть. Выполняется упражнение «Путешествие на газете»: участники делятся на небольшие группы (не более 4—5 человек), задача которых — разместиться на развернутой стандартной газете; если это удалось, газета складывается пополам и так далее; побеждает та команда, которая уместилась на самом маленьком куске газеты. После проводится краткое обсуждение впечатлений, при этом ведущий подчеркивает, что чем теснее сплоченность группы, тем успешнее проходит упражнение — точно так же будет и в школьной жизни.
Домашнее задание. Подумать и обсудить с родителями, какая помощь тебе может понадобиться в 5-м классе (не обязательно только в учебе) и чем бы ты сам мог помочь другим (не только одноклассникам)
Ведущему на заметку. В вводной части выбор того, кто будет читать правила, может привести к спорам, поэтому ведущий выбирает сам, например, при помощи любой считалки или условия, у кого в самое ближайшее время будет день рождения, кто совсем недавно отмечал свой день рождения и т. п.
При выборе ритуала приветствия необходимо настаивать на соблюдении принятых правил. Для удобства участников предложите им, чтобы говорил только тот, у кого в руках будет мяч или игрушка, — этот прием можно использовать на всех занятиях.
Примечание. Схема рисунка «Школьный путь» — верхняя часть горы (с 5-го по 9-й класс) должна быть более пологой.

ЗАНЯТИЕ 3.
Мы и наши близкие
Цель. Осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки.
Задачи. Развивать представления о роли близких в жизни человека; формировать убеждения в том, что близкие могут быть опорой в жизни; помогать осмыслить свои возможности по оказанию поддержки близким людям.
Оборудование. Мягкая игрушка или мяч, лист ватмана, писчая бумага, цветные карандаши или фломастеры по количеству участников.

Ход занятия
Вводная часть. Ритуал приветствия, принятый на втором занятии. Проводится игра «Шестерка»: каждый участник по очереди называет число натурального ряда по порядку (1,2,3,4,..). Тот, кому достается число 6, кратное ему или содержащее в своем написании цифру б, должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Допустившие ошибку выбывают из игры. По ее завершении проходит упражнение «Ассоциации»: участники по кругу, передавая друг другу игрушку или мяч, называют ассоциации с предложенным словом (школьная тематика, увлечения детей, время года и т. п.).
Обсуждение домашнего задания: желающие отвечают на вопрос, какая помощь им может понадобиться в типичных жизненных ситуациях. Высказывания записываются на одной половине доски или на листе бумаги. Далее желающий говорит, чем он готов помочь окружающим его людям — эти высказывания записываются на другой половине доски или листа. По завершении ведущий, сравнивая записи, обращает внимание участников, что почти в любой жизненной ситуации мы можем получить помощь окружающих.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Начало учебы в 5-м классе особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных iconСекція 2 формування мовної особистості в новому полікультурному просторі
Перед принимающей стороной стоит задача обеспечения оптимальных условий жизни и учебы иностранных студентов с учетом сложного процесса...

Начало учебы в 5-м классе особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных iconИсследование динамики процесса адаптации иностранных студентов подготовительного...
Проблема исследования особенностей адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в нашей стране является особенно актуальной...

Начало учебы в 5-м классе особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных iconИнформационная культура школьников в условиях современной школьной библиотеки
Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации,...

Начало учебы в 5-м классе особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных iconПрограмма психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников...
В связи с этим цель, стоящая перед педагогическим коллективом техникума в первые месяцы учебного года способствовать успешной адаптации...

Начало учебы в 5-м классе особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных iconНикогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то...
Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать,...

Начало учебы в 5-м классе особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных iconКак подготовить ребенка к школе
Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку...

Начало учебы в 5-м классе особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных iconАкклиматизация приспособление живых организмов к новым,непривычным...

Начало учебы в 5-м классе особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных iconФормирование у дошкольников системы валеологичкских знаний : основа здорового образа жизни
В настоящее время перед педагогами стоит задача,о сохранении здорового образа жизни детей уже в детском саду. В связи с этим актуальной...

Начало учебы в 5-м классе особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных iconОпределение школьной мотивации в 4 классе Диагностика школьной мотивации
Познакомьтесь с анкетой, специально предназначенной для определения школьной мотивации у учащихся начальной школы). Анкета для определения...

Начало учебы в 5-м классе особый этап в школьной жизни. Перед каждым ребенком стоит задача адаптации к непривычным пока еще условиям: множество учебных iconБиблиотечные уроки
Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<