Закон Украины "Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы" (№1869-іv от 24.




НазваниеЗакон Украины "Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы" (№1869-іv от 24.
страница1/9
Дата публикации23.02.2013
Размер1.67 Mb.
ТипЗакон
uchebilka.ru > Финансы > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Введение
Одно из центральных мест среди многих проблем, которые нуждаются в неотложном решении, занимает задача качественного обновления жилищно-коммунальной сферы. Именно от состояния ЖКХ в решающей степени зависит то, что называют качеством сферы жизнедеятельности, иначе говоря - проживание наших граждан в конкретном городе (поселении).

Закон Украины "Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы" (№ 1869-ІV от 24.06.2004г.) нацелен на повышение эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.

Главными направлениями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:

- усовершенствование системы управления предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства всех форм собственности, размежевание функций органов власти, предприятий-производителей услуг, потребителей жилищно-коммунальных услуг, развитие рыночных отношений;

- углубление демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, создание и развитие конкурентной среды и рынка услуг, реструктуризация предприятий и организаций, формирование единой социальной и финансовой политики на территории самоуправления, создание и развитие сельской коммунальной службы в единой системе ЖКХ;

- социальная защита населения через систему адресных жилищных субсидий, государственных социальных нормативов и стандартов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- уменьшение потерь и удельных затрат ресурсов в ЖКХ, проведение эффективной энергосберегающей политики.

Становление и развитие в Украине рыночной инфраструктуры существенно изменяют экономическую, информационную и правовую среду функционирования предприятий, содержание их финансовой деятельности. В этих условиях необходима современная, адекватная рыночной экономике организация финансовой деятельности каждого предприятия. Для этого необходима подготовка финансистов, которые имеют глубокие теоретические и практические знания, могут обобщать опыт стран с развитой рыночной экономикой, разработать план действий относительно выхода предприятия (отрасли) из финансового затруднения.

Подготовка специалистов, владеющих знаниями о финансовой деятельности предприятий городского хозяйства в новых условиях хозяйствования, усложняется недостаточностью учебной литературы, которая бы учитывала специфику переходного периода экономики ЖКХ, законодательное и правовое поле, в котором работают украинские предприятия жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим целью настоящего учебного издания является предоставление помощи студентам при самостоятельном изучении важнейших вопросов курса "Финансы предприятий жилищно-коммунального хозяйства", получение ими необходимых знаний и умений, которые они могут использовать в своей практической деятельности.


раздел 1

Сущность и содержание финансов городского хозяйства

    1. Сущность финансов предприятия.

    2. Функции финансов предприятия.

    3. Организация финансовой работы на предприятиях городского хозяйства.

    4. Задачи и функции финансовой службы предприятия.

    5. Особенности финансов в различных отраслях городского хозяйства.


1.1. Сущность финансов предприятия

Финансы предприятия – специфические экономические отношения по распределению совокупного общественного продукта (в пользу государства) путем формирования и использования фондов денежных средств.

Финансы предприятия – основная составляющая часть финансов государства. Они играют ведущую роль в составе финансов государства, так как именно на предприятиях создается совокупный общественный продукт (выручка от реализации), а на предприятиях материальной сферы производства и национальный доход и там же начинается распределение . Финансы предприятия осуществляются с помощью денег. Но не любые денежные отношения являются финансами, а только те, в результате которых образуются и расходуются фонды денежных средств. В условиях товарного производства и рыночных отношений роль финансов повышается, так как распределительные процессы осуществляются с помощью финансов. Каждая хозяйственная операция имеет денежную сторону (приобретение основных фондов, сырья, материалов и т.п. – имеет денежное выражение), все составляющие производственного процесса имеют стоимостное выражение. Таким образом, финансы являются как бы кровеносной системой любого бизнеса (производственного процесса). Осуществление последнего можно описать следующей схемой





Денежные

средства (Д)



Основные фонды


Производство . . . Т --- Д/


Оборотные средства

Трудовые ресурсы


Рис. 1 − Схема осуществления производственного процесса

Таким образом для осуществления хозяйствования необходим первоначальный капитал (Д) на приобретение орудий труда – основных фондов (ОФ), оборотных средств − предметов труда (Ос), наем трудовых ресурсов (Тр). Имея все необходимые ресурсы, организуется производственный процесс (П), в результате которого выпускается продукция, предназначенная для реализации, т.е. товар (Т). В результате реализации предприятие получает выручку от реализации Д/.

Задачей каждого предприятия является производство товаров и получение при этом выручки от реализации, которая была бы достаточной для обеспечения воспроизводственного процесса и получения прибыли, т.е.

Д/ – Д = ΔД.

При этом прибыль предприятия должна стремиться к максимуму ΔД  max.

Такое условие (требование) обеспечит предприятию расширенное воспроизводство, достаточно высокие платежи в бюджет и позволит создать фонд потребления.

Как видно из схемы рис. 1, для выполнения поставленных задач в процессе хозяйственной деятельности предприятие вступает в ряд финансовых отношений. Двухсторонние финансовые отношения возникают у предприятия в следующих случаях:

  • с поставщиками сырья, материалов, топлива и т.п., необходимыми для организации производственного процесса;

  • с потребителями продукции (услуг) предприятия;

  • с работниками, занятыми на предприятии;

  • с органами страхования по производственным и др. рискам;

  • с органами социального страхования;

  • с финансовыми органами (по взаимоотношениям с бюджетом);

  • с аудиторскими фирмами;

- с институтами инвестирования и др.

Перечисленные финансовые взаимоотношения и являются предметом изучения курса «Финансы предприятия». Для его усвоения необходимо знать ряд других дисциплин: экономика предприятия, бухгалтерский учет, статистика, планирование, анализ хозяйственной деятельности, финансовое право, ЭВМ и др.
^ 1.2. Функции финансов предприятия

Сущность финансов предприятия проявляется в их функциях. По поводу количества функций финансов ученые-экономисты не имеют единодушного мнения. Ряд ученых утверждает, что финансы предприятия выполняют две функции:

  • распределительную;

  • контрольную.

Другие ученые считают, что финансы предприятия помимо этих функций выполняют и третью – формирование денежных средств на расчетных счетах предприятий. В современных условиях рыночных отношений в отличие от административно-командной системы поступление денежных средств на расчетные и текущие счета предприятий и в результате операционной деятельности предполагает наличие ряда действий (операций финансовой службы), т.е. выполнение плана производственной программы предприятием не обеспечивает механическое поступление выручки на расчетный или текущий счет. На современном этапе развития экономики Украины финансовой службой прилагается ряд усилий для обеспечения поступления такой выручки. Быстрые темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности, нестабильное финансовое состояние большинства предприятий обусловили вывод ученых-экономистов о выделении третьей функции финансов.

^ Сущность распределительной функции заключается в распределение и перераспределении валового и чистого дохода предприятия. Выручка от реализации (ВД) – основной источник денежных поступлений предприятия и используется на следующие цели:

  • воспроизводство потребленных в процессе производства средств производства (т.е. воспроизводство основных и оборотных средств);

  • оплату труда;

  • начисления на фонд оплаты труда;

  • платы на погашение банковских кредитов и процентов по ним;

  • отчисления органам страхования (производственные и финансовые риски);

  • платежи в бюджет;

  • прочие платежи из выручки;

  • часть выручки в виде чистой прибыли остается в распоряжении предприятия.

Как видно из названных направлений расходования выручки, государством регламентируется распределение не всей, а только части выручки. А именно, в законном порядке в бюджет изымается часть выручки в виде платежей в бюджет. Основная сумма выручки распределяется самим предприятием по его усмотрению и в соответствии с ходом воспроизводственных процессов.

^ Вторая функция финансов предприятияконтрольная – тесно связана с распределительной, вытекает из нее и заключается в предоставлении денежных средств или их непредоставлении, предоставлении льгот или применении санкций.

Финансовый контроль осуществляют как специализированные финансовые органы, так и финансовые органы (службы) предприятия. В Украине основной финансовый контроль осуществляется контрольно ревизионным управлением (КРУ), налоговой службой, казначействами, кредитными учреждениями, а также аудиторскими фирмами. Каждый из этих органов имеет цели и задачи в основном сходные: контроль за правильным (законным) формированием денежных фондов и эффективным их использованием.

Методы контроля у них неодинаковые, что обусловлено наличием объема информации, а также конкретизацией поставленных целей контроля.

Контролирующие организации осуществляют как контроль за всей финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, выполняя комплексную ревизию деятельности за длительный период времени, так и контроль по отдельным вопросам (эффективность использования фонда оплаты труда, энергосбережение и т.п.), осуществляя тематические проверки.

^ Третья функция – обеспечение наличия денежных средств на расчетном счете и текущем счете производится финансовой службой предприятия путем использования бухгалтерских и финансовых приемов. Для обеспечения поступления выручки от реализации необходимо своевременное и правильное оформление договора с потребителями, правильное оформление документации на отгрузку продукции и платежных документов. Важно правильно выбрать форму безналичного расчета за реализуемую продукцию (услуги), а также своевременно осуществлять контроль за поступлением денег на расчетный и текущий счета.
^ 1.3. Организация финансовой работы на предприятиях городского хозяйства

Для осуществления финансовой работы на предприятиях, т.е. для управления финансами предприятия необходима финансовая служба.

^ Финансовая служба (ФС) - самостоятельное структурное подразделение управления, имеющее определенные задачи и функции.

Городское хозяйство не имеет единообразия в организации ФС. Далеко не все предприятия городского хозяйства в структуре управления имеют специальное подразделение (отдел ФС). Наличие и размер (численность персонала отдела) обусловлены объемом финансовой работы и отраслевыми особенностями предприятий. Состав предприятий городского хозяйства разнообразен: ЖКХ является многоотраслевым; включает предприятия с различными объемами деятельности (от гигантов в крупных городах) до небольших в поселках городского типа (ПГТ). При этом большинство городов и ПГТ имеет небольшую численность населения, а отсюда и количество небольших и средних предприятий городского хозяйства занимают наибольший удельный вес. Городское хозяйство по отдельным отраслям имеет различную социальную структуру. При этом практически все подотрасли имеют в своем составе: муниципальные (коммунальные) предприятия, арендные, акционерные, частные и др. Исходя из перечисленного и требований, изложенных выше, ФС как самостоятельное подразделение имеют в своем составе крупные муниципальные (коммунальные) предприятия – тресты, управления.

Коммунальные предприятия средние по объемам деятельности для выполнения финансовой работы в составе управления имеют отдельных исполнителей – финансистов-экономистов. Большинство же предприятий всех форм собственности (мелкие и средние по объемам деятельности) специальных подразделений в управленческой структуре не имеют. В них финансовую работу выполняют бухгалтера и экономисты, при этом закрепление функций ФС за бухгалтером или экономистом осуществляется приказом по предприятию.

В современных условиях, когда требования к качеству финансовой работы повышаются, а в штатном расписании специалисты-финансисты отсутствуют, экономисты городского хозяйства должны владеть вопросами финансирования на высоком уровне.
^ 1.4. Задачи и функции финансовой службы предприятия

Основные задачи ФС:

мобилизация, т.е. привлечение денежных средств в оборот, как собственных источников, так и заемных, и эффективное их использование.

Для решения этих задач ФС выполняет множество функций, основными из них являются:

  1. финансовое планирование;

  2. текущая финансовая работа;

  3. контрольно-аналитическая.

Функция финансового планирования представляет собой работу по разработке финансовых планов предприятия. На предприятиях городского хозяйства разрабатываются 3 вида планов:

    • перспективные;

    • текущие;

    • оперативные.

Перспективные финансовые планы составляются на длительный период времени (5 - 10 лет). В этих планах отражается стратегия развития предприятия, поэтому количество финансовых показателей невелико. Основные из них: валовый доход; сумма прибыли; объем капитальных вложений и платежи в бюджет.

Задачей перспективного плана является определение суммы прибыли на конец перспективного периода и необходимых единовременных затрат (капитальные вложения) для достижения планируемого объема производства.

Текущие финпланы разрабатываются на предстоящий плановый год с поквартальной разбивкой. Текущий финплан разрабатывается по установленной форме в виде баланса доходов и расходов. В текущем финансовом плане отражается вся финансово-хозяйственная деятельность предприятия, поэтому для его разработки используется значительно большее количество показателей, чем в перспективном финансовом плане. Ряд показателей рассчитывается нормативным методом (методом прямого счета).

Оперативные финансовые планы разрабатываются на короткие промежутки времени: квартал, месяц, декаду. В них отражается не вся финансово-хозяйственная деятельность, как в текущем, а решается какая-либо конкретная задача. Предприятия городского хозяйства разрабатывают 3 вида оперативных планов:

а) платежный календарь – для управления денежными потоками;

б) план краткосрочного кредитования;

в) кассовый план.

Платежный календарь составляется на каждый месяц с разбивкой по декадам. Как и большинство финансовых планов он разрабатывается балансовым методом. В доходной части по датам записывают все поступления денежных средств, а в расходной – также по датам, все предстоящие обязательства. Балансирование производится подекадно, т.е. каждую декаду определяют сальдо поступления или расходования денежных средств. Платежный календарь является инструментом управления денежными потоками.

План краткосрочного кредитования разрабатывается на квартал в виде кредитной заявки. Этот план представляет собой кредитные взаимоотношения предприятия по краткосрочным ссудам. В этом финансовом плане отражается потребность в краткосрочной ссуде и ее обоснование, указываются источники и сроки погашения ссуды, определяется сумма процентов за банковский кредит.

Кассовый план также составляется на квартал по установленной форме. Его основными задачами является контроль за поступлением, расходованием денежной наличности. Поэтому в нем отражаются все поступления наличных денежных средств по источникам, расходование наличных денег по видам затрат. Кроме того, в кассовом плане отражают дату выдачи заработной платы и примерную ее сумму, и лимит наличных денег в кассе. Составление кассового плана обусловлено необходимостью использования его данных, как на самом предприятии, так и в банке, обслуживающем данное предприятие.

Функция текущей финансовой работы заключается в выполнении ряда операций по обеспечению выполнения (исполнения) предусмотренных финансовым планом показателей. Так, например, для выполнения запланированной выручки от реализации (ВР) финансовая служба (ФС) производит ряд операций: заключает договора, оформляет платежные и другие документы и т.п. Для выполнения предусмотренного в финансовом плане показателя прибыли финансовая служба помимо операций по выполнению ВР выполняет ряд операций, связанных с расходами, т.к. прибыль – это разность между доходами и расходами.

Контрольно-аналитическая функция заключается в том, что ФС периодически производит финансовый анализ, который осуществляется по данным бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности и используется службой для принятия управленческих решений. Анализ производится как с целью выявления эффективности использования отдельных видов ресурсов, так и с целью выявления экономического эффекта деятельности предприятия в целом. Периодичность проведения анализа зависит от многих факторов, основными из которых являются:

1) уровень квалификации работников финансовой службы;

2) наличие и объем данных для анализа.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон Украины \"Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы\" (№1869-іv от 24. iconО программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства...
Ии Автономной Республики Крым, Законом Украины "Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального...

Закон Украины \"Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы\" (№1869-іv от 24. iconМероприятия по реализации Программы реформирования жилищно-коммунального...
О внесении дополнений и изменений в городскую Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства города на период 2004-2010...

Закон Украины \"Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы\" (№1869-іv от 24. iconЛуганской области
Краснодона на 2011-2014 годы», в соответствии с Общегосударственной программой реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства...

Закон Украины \"Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы\" (№1869-іv от 24. iconПрограмма реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства...
Уровень развития жилищно-коммунального хозяйства является одной из составляющих качества жизни населения

Закон Украины \"Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы\" (№1869-іv от 24. iconОдним из главных направлений реформирования жилищно-коммунального...
«Программой реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2005-2010 годы», утвержденной решением Донецкого областного...

Закон Украины \"Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы\" (№1869-іv от 24. iconК решению городского Совета
Изменения в Приложение 2 к Программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства г. Севастополя на 2010-2014 годы

Закон Украины \"Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы\" (№1869-іv от 24. iconРешение №22/6 от 27. 09. 07
«О ходе выполнения решения городского совета от 15. 04. 04. №21/2 «Об утверждении Программы реформирования жилищно-коммунального...

Закон Украины \"Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы\" (№1869-іv от 24. iconР ешение №3/8 от 29. 06. 06
«О ходе выполнения решения городского совета от 15. 04. 04 №21/2 «Об утверждении «Программы реформирования жилищно-коммунального...

Закон Украины \"Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы\" (№1869-іv от 24. iconПояснительная записка к проекту решения 23-й сессии Белогорского...
Программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Белогорского района на 2011-2014 годы утверждена решением 4-й...

Закон Украины \"Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 годы\" (№1869-іv от 24. iconУкраина автономная Республика Крым
О ходе выполнения Программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства в Ленинском районе аркрым на 2010-2014 годы...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don