Виктор Ермак, "Квазар-Микро": "Любая компания должна быть предсказуемой"




Скачать 59.27 Kb.
НазваниеВиктор Ермак, "Квазар-Микро": "Любая компания должна быть предсказуемой"
Дата публикации28.07.2013
Размер59.27 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Финансы > Документы

Виктор Ермак, "Квазар-Микро":
"Любая компания должна быть предсказуемой"


Источник: http://www.bit.prime-tass.ru/news/show.asp?topicid=200&id=34389&ct=interviews
Директор по развитию бизнес-практики компании "Квазар-Микро" Виктор Ермак беседует с корреспондентом ПРАЙМ-ТАСС о понятии "внутренняя контрольная среда компании" и практике внедрения таких систем.

Корр. Расскажите, пожалуйста, что такое внутренняя контрольная среда и как она возникла?

^ Виктор Ермак: Все началось в США в 2002 г., когда в связи со скандалами, развернувшимися вокруг публичных компаний вроде WorldCom и Enron, был принят специальный закон, который обязывал топ-менеджмент коммерческих компаний нести личную ответственность за финансовые результаты вверенных им предприятий. Целью этого закона явилось повышение доверия общественности к деятельности публичных компаний и предотвращение неприятных случаев, связанных с мошенничеством внутри компаний, со стороны менеджмента и держателей акций. Одним из механизмов обеспечения такого доверия и стало создание внутренней контрольной среды компании ICM (Internal Control Manager). Система ICM состоит из нескольких компонентов, которые включают в себя управление окружением, оценку рисков, контроль, информационное взаимодействие, мониторинг. Как известно, список рисков, которым может подвергнуться компания, достаточно типичен. Эти риски систематизируются в зависимости от сферы деятельности данной компании, на их основе создается библиотека рисков и выстраивается определенная модель бизнес-процессов компании. Это означает, что к каждому бизнес-процессу, имеющему место в компании, привязывается определенный риск. Например, при оплате счета компания рискует тем, что оплаченная сумма будет больше выставленной, и часть денег просто уйдет "налево". К каждому такому риску в рамках ICM привязаны собственные контроли, которые курируют именно этот риск. Контроли — это действия, позволяющие обеспечить элиминацию рисков. К каждому контролю привязана процедура аудита, с помощью которой делается вывод о том, насколько эффективно этот контроль обеспечивает элиминацию рисков. Все это предполагает, что на предприятии постоянно должна работать группа внутренних аудиторов, которые будут постоянно проверять бизнес-процессы, вычисляя риски. Таким образом, на выходе получается, что финансовый директор, подписывая некий счет, легко может проследить весь путь этого счета, начиная от бизнес-процесса, который его сформировал и до его стола. Одновременно с этим он может удостовериться в правильности его составления. В этом и заключается главный смысл всей системы внутреннего контроля.

^ Корр.: Какими решениями аудиторы чаще всего пользуются в своей работе?

В. Е.: В своей работе аудиторы пользуются самыми разными вещами: слухами, провокациями, расследованиями, анализом финансовых процессов и т. д. То есть проводят какую-то внутреннюю оперативную работу. Часто их работа начинается только по факту какого-нибудь происшествия. Учитывая крайнюю трудоемкость этой деятельности, постоянно предпринимаются попытки ее автоматизировать, и многие ведущие производители софта, такие как Oracle, SAP, People Soft, выводят на рынок решения, позволяющие автоматизировать работу с внутренней контрольной средой. Тем не менее какого-то определенного набора решений на уровне софта, которые могли бы претендовать на роль общепринятого инструмента контроля, сейчас не существует. Ведь помимо решений от крупных вендоров, которые пока еще не слишком известны, в распоряжении самих аудиторов есть какие-то программы, сделанные буквально "на коленке". Часто всего они представляют собой нечто вроде Exсel-таблицы, куда зашита определенная библиотека рисков, характерная для конкретной компании. Эти решения аудиторская фирма и продвигает среди своих клиентов. Что же касается популярности тех или иных промышленных систем, пока об этом говорить еще рановато — слишком новое это направление. Ведь распространение подобных систем связано еще и со способом ведения бизнеса в разных странах. Как известно, в Америке к бизнес-процессам подходят более формально, в то время как в Европе практикуется большая свобода. Именно поэтому в Соединенных Штатах системы ICM принимаются с гораздо большим воодушевлением, чем в Европе. Там они связаны с политикой, с борьбой с терроризмом и прочими вещами. Поэтому, на мой взгляд, самое большое развитие подобных систем будет именно там. В Европе, скорее всего, в ближайшие два года ситуация останется такой же, как сейчас. В ЕС еще до конца не определились, стоит ли так жестко контролировать бизнес, как это делается в США. Тем не менее определенные законодательные акты уже есть.

^ Корр.: Насколько такие решения применимы в наших условиях и какие компании могут ими воспользоваться?

В. Е.: Есть два класса компаний, которые могут воспользоваться ICM. Прежде всего, это компании, которые выходят на IPO. Причем не только в США, но и в Европе. Дело в том, что в Европе также существуют законы, которые обязывают топ-менеджмент отвечать за свои действия, просто они гораздо мягче и либеральнее американских. Во всем мире начиная с 2002 года на создание систем внутреннего контроля уже потрачены сотни миллионов долларов. И сейчас мы наблюдаем определенное движение в этом направлении и в России. Уже около десятка российских компаний наняли консультантов, которые должны обосновать создание систем внутреннего контроля. В некоторых компаниях, которые внедряют решения Oracle, собираются также внедрять и решения ICM. Размах внедрения пока не слишком велик, но он отражает определенную тенденцию. Второй класс компаний, для которых применимо решение по созданию ICM, это те компании, которые просто хотят навести порядок в своих внутренних бизнес-процессах, понять, насколько правильно ведется у них учет и насколько можно доверять менеджменту. То есть внутренняя контрольная среда превращается в еще один инструмент контроля за компанией. В российских условиях системы ICM вполне применимы. Ведь российские компании в настоящее время активно продвигаются на западные рынки, а это означает, что они вынуждены играть по правилам. У нашей компании есть несколько примеров успешного внедрения ICM, самый известный из которых — МТС.

^ Корр.: Есть ли особенности внедрения ICM в России?

В. Е.: Никаких особенностей при внедрении систем внутреннего контроля в России мы не наблюдаем. Возможные сложности тут следует искать в организационной структуре самой компании. Некоторые проблемы могут возникнуть на этапе формализации бизнес-процессов в компании. Часто бывает, что они не формализованы, а если какая-то формализация бизнес-процессов и наблюдается, то их трудно поддерживать в актуальном состоянии. Проходит какое-то время, бизнес меняется, прежняя модель бизнес-процессов устаревает, и о них как-то забывают. В этом основная проблема.

^ Корр.: А каковы стадии разработки решений для внедрения ICM?

В. Е.: Здесь мы следуем стандартной методике Oracle. Первая стадия — это планирование самого процесса, когда оценивается готовность компании к введению системы внутреннего контроля. Потом составляется план внедрения, создается рабочая группа со стороны компании. Вторая стадия включает в себя анализ бизнес-требований, которые предъявляются к каждому бизнес-процессу. Потом идет стадия реализации или проектирования, на которой эти бизнес-процессы вводятся в систему, то есть происходит наполнение самой системы. Потом следует переход — стадия обучения конечных пользователей, инсталляции продуктивной части системы. В конце перехода происходит запуск системы, и пользователи начинают с ней работать.

^ Корр.: А вот если оценивать степень готовности российских компаний к внедрению ICM по десятибалльной шкале?

В. Е.: Для наших компаний, которые являются более-менее публичными, я бы оценил степень готовности к внедрению ICM на 6–7 баллов. Готовность остальных, в том числе и тех, которые уже приблизились к внедрению ERP, я оцениваю, пожалуй, в 4–5 баллов. То есть когда у менеджмента появляется понимание необходимости работы в более формальном поле, это можно считать первым шагом к внедрению ICM. При этом наличие системы ERP у компании не является обязательным условиям для внедрения системы ICM.

Корр.: Не кажется ли Вам, что в будущем системы ICM могут стать чем-то вроде "большого брата", своеобразным "оком государевым" в компаниях, позволяя заинтересованным лицам из власти полностью контролировать деятельность компании?

В. Е.: В принципе, я не исключаю такого развития, однако, сама по себе система тут ни при чем. Все будет зависеть от политической воли официальных органов и политики самой компании. Между прочим, для этого можно использовать и ERP-системы, которые сейчас внедряются повсеместно. Сейчас везде в мире мы наблюдаем действия двух противоположных тенденций. С одной стороны государство, каким бы оно ни было, стремится максимально контролировать бизнес, с другой стороны, у бизнеса своя политика, которая может и не нравиться государству. Поэтому бизнес всячески пытается нивелировать неоправданный контроль со стороны госорганов, и возможности информационных систем на современном техническом уровне позволяют компаниям противостоять внешнему воздействию. Но я не исключаю возможности введения в будущем на законодательном уровне некоего "ключа от всех дверей", с помощью которого государство сможет получать доступ к бизнес-процессам внутри компании. Ведь чем сильнее формализована внешняя и внутренняя среда, тем легче получить точку входа. В конце концов, любая компания должна быть предсказуемой.

Беседу провел Дмитрий Симонов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Виктор Ермак, \"Квазар-Микро\": \"Любая компания должна быть предсказуемой\" iconКомпания «Квазар-Микро» вступила во всемирную организацию TeleManagement Forum
Компания «Квазар-Микро» вступила во всемирную некоммерческую организацию TeleManagement Forum (tm forum). Об этом сообщила пресс-служба...

Виктор Ермак, \"Квазар-Микро\": \"Любая компания должна быть предсказуемой\" icon"Наш подход — инновации в сочетании с консерватизмом"
Ит-рынка, а также уникальный опыт управления качеством продукции. О перспективах развития бизнеса "Фабрики Квазар-Микро" редактору...

Виктор Ермак, \"Квазар-Микро\": \"Любая компания должна быть предсказуемой\" iconСпасательный круг для украинского бизнеса
Квазар-Микро" провел исследование этого рынка, целью которого было получение точных данных о его состоянии и потребностях потенциальных...

Виктор Ермак, \"Квазар-Микро\": \"Любая компания должна быть предсказуемой\" icon«Сейчас у нас происходит смена имиджа» — Богдан Купич, генеральный...
Меньше года назад практически все деловые издания писали о нашумевшей продаже контрольного пакета акций (51%) корпорации «Квазар-Микро»...

Виктор Ермак, \"Квазар-Микро\": \"Любая компания должна быть предсказуемой\" iconКак, по вашему мнению, распределён украинский рынок брандмауэров между производителями?
Владимир Гонцул, начальник отдела информационной безопасности и планирования систем, корпорация "Квазар-Микро"

Виктор Ермак, \"Квазар-Микро\": \"Любая компания должна быть предсказуемой\" iconМолодежный Центр "Кролик и компания"
Внимание! Копия паспорта должна быть поверху подписана для умц «Кролик и компания»!!!

Виктор Ермак, \"Квазар-Микро\": \"Любая компания должна быть предсказуемой\" iconСколько времени ушло на проведение переговоров и во что вкладывались...
«Необходимо ставить перед собой достижимые цели», — считает генеральный менеджер «Фабрики Квазар-Микро» Александр Бобарчук

Виктор Ермак, \"Квазар-Микро\": \"Любая компания должна быть предсказуемой\" iconКурсы и повышения квалификации (сертификаты): «Операционная система...
«M2279: Planning, Implementing, and Maintaining a Microsoft Windows Server 2003 ad infrastructure» Квазар Микро, 2007 год

Виктор Ермак, \"Квазар-Микро\": \"Любая компания должна быть предсказуемой\" iconВышивка логотипа: некоторые секреты мастерства
Логотип – это своеобразный фирменный знак, которым должна обладать любая уважающая себя компания. Он может символизировать миссию...

Виктор Ермак, \"Квазар-Микро\": \"Любая компания должна быть предсказуемой\" iconВосточной Европы" и нтервью агентству прайм-тасс президента компании "
Интервью агентству прайм-тасс президента компании "Квазар-Микро" Максима Агеева, только что назначенного на эту должность

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<