Практикум по менеджменту




НазваниеПрактикум по менеджменту
страница1/10
Дата публикации23.02.2013
Размер1.25 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ПРАКТИКУМ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ




(для студентов и слушателей ФПО и ЗО спец. 8.050107 «Экономика предприятия»,8.050201 «Менеджмент организации», 8.050106 «Учет и аудит»)



Харьков – 2005
УДК 658

Практикум по менеджменту, (для студентов и слушателей ФПО и ЗО спец. 8.050107 «Экономика предприятия», 8.050201 «Менеджмент организации», 8.050106 «Учет и аудит»). Автор К.А.Фисун. – Харьков :ХНАГХ, 2005. - 78 с.



Рассмотрены методологические основы разработки, принятия и реализации управленческих решений. Определены основные вопросы тем практических занятий, которые являются предметом обсуждения на семинарах. Приводятся базовые понятия, принципы, категории, модели общей теории менеджмента. Предложены варианты самостоятельной подготовки к практическим занятиям по менеджменту. Каждое занятие предполагает перечень контрольных вопросов, общие рекомендации по самостоятельной работе и список рекомендуемой литературы. Показана связь управленческих и функциональных решений.

Рецензент: Н.Е. Лелюк
Утверждено кафедрой ЭУС и ГХ при ФПО и ЗО, протокол № 1 от 31.08.2004г.


© Харьковская национальная академия

городского хозяйства, К.А. Фисун, 2005

Предисловие
В условиях развития современных информационных технологий, широкого доступа к научно-методическим изданиям и учебным базам данных с анализом практических примеров деятельности организаций возникает необходимость перехода от чисто теоретического изложения материала к увеличению объема практических занятий. При этом основной акцент делается на предварительную самостоятельную подготовку участников семинара. Цель настоящего учебно-методического пособия заключается в разъяснении, рекомендациях и указании на литературу по материалам для самостоятельной подготовки к каждому семинарскому занятию. Безусловно, в полном объеме материал по каждому вопросу здесь не приводится, да и такая цель не преследовалась. Даются основные понятия, определения, принципы, категории, модели, которые позволят слушателям самостоятельно на базе литературных источников разобраться в приведенных вопросах.

Перечень рекомендуемой литературы можно существенно пополнить (это уже будет творческий поиск слушателя), однако все главные положения и материалы по вопросам тем семинарских занятий в приведенных изданиях можно найти.

В данном пособии 10 тем семинарских занятий, материалы по каждой теме идентичны по структуре. Восемь основных вопросов темы являются предметом обсуждения на занятии. Проведение занятий по теме предполагает предварительную самостоятельную подготовку слушателей. На изложение сути вопроса докладчику выделяется 5 минут, еще 5 минут на обсуждение спорных моментов. Время проведения занятий по каждой теме составляет два академических часа, в конце подводится итог по всей теме. Общий цикл практических занятий составляет 20 академических часов.

Работа с данным пособием, его внимательное изучение, чтение рекомендованной литературы дадут обучающимся больше возможности для глубокого освоения профессии менеджера с теоретической и практической точек зрения.


ЗАНЯТИЕ 1

Общие понятия о менеджменте

Основные вопросы

  1. Менеджмент и предпринимательство, общие черты и различия.

  2. Функции менеджера и их содержание.

  3. Основные концепции менеджмента как науки о хозяйственном управлении.

  4. Применение общенаучных методов в исследовании менеджмента.

  5. Ситуационный и комплексный подходы при исполнении управленческих функций.

  6. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в процессе управления.

  7. Уровни управленческой структуры и функциональные зоны.

  8. Основные тенденции в теории и практике управления на современном этапе.


^ Рекомендации к самостоятельной подготовке

В ходе подготовки к практическому занятию необходимо прочитать рекомендованную литературу и уяснить основные категории и понятия: менеджмент, менеджер, предпринимательство, предприниматель, управление, субъект и объект управления, управленческие подходы, функции, принципы, методы менеджмента и др.

Работа менеджера охватывает самые различные стороны производственной деятельности людей, приборов и оборудования, средств связи и др. Следует провести условное разграничение таких понятий, как управление персоналом и управление непосредственно материально-технической базой производства.

Управление персоналом — это деятельность, охватывающая социально-экономические вопросы, экономические отношения людей, а также социально-психологические, моральные, этические, национальные, религиозные и другие вопросы взаимоотношений работников. Менеджер должен знать, что управление людьми невозможно без управления собой как личностью, поэтому важное значение имеет выработка качеств, необходимых руководителю, навыков управления, умения обучать подчиненных, использовать в работе передовые достижения управленческой науки и практики, силу личного примера и власть.

Управление материально-технической базой производства — это работа менеджеров по выработке технической и технологической политики, управлению поставками и сбытом, финансами, по снижению издержек, эффективному использованию управленческой информации и адекватное принятие решений.

Работа с техникой и технологиями ведется не только - «напрямую», но и через управление сотрудниками. Под руководством менеджера осуществляется научное прогнозирование, планирование и создается система контроля за деятельностью работников, деловых партнеров и конкурентов. Поэтому деление управленческого труда на управление персоналом и техникой принято лишь в учебных целях. В действительности в повседневной работе менеджер занимается этими вопросами одновременно. Он организует разработку бизнес-плана и его реализацию, планирует и осуществляет меры по сертификации продукции и контролю качества, управляет нововведениями и изменениями, связанными с внутренними и внешними условиями работы, жизненным циклом продукции и т. д.

В самом общем виде работа менеджеров представлена в учебной литературе как функции менеджмента. Назовем некоторые из них.

Планирование. Его сущность состоит в том, что руководство определяет цели и задачи предприятия, принимает решения по ним, вырабатывает стратегию, устанавливает способы и сроки достижения запланированного, а также исполнителей и ответственных лиц за использование материальных, финансовых и трудовых резервов и ресурсов. Планирование включает следующие виды: финансовое, кадровое, технико-технологических показателей, поставок и сбыта (маркетинговое), инновационное.

Организация. Организация рассматривается как процесс и охватывает деятельность менеджера, связанную с определением управленческих структур, решением кадровых вопросов, распределением полномочий и ответственности, организацией работы отделов и служб, ведением деловых переговоров, представительством, приемом делегаций, организацией рекламы и т. д.

Мотивация. Хорошо спланированная и организованная работа предприятия не даст желаемого результата, если сотрудники не будут иметь должных мотивов к труду. Известным стимулом к труду является высокая заработная плата и премии. Но более высокая мотивация предусматривает для работников моральное поощрение, духовный комфорт, возможность самоутверждения, справедливое распределение работы и ее оплаты, удовлетворение процессом труда и т. д. Менеджер должен постоянно следить за этими процессами и совершенствовать мотивационную деятельность.

Контроль. Перечисленные выше функции менеджмента останутся благими пожеланиями и намерениями, если не будет обеспечен надлежащий контроль на предприятии. Контроль бывает внутренний и внешний, общий и частный, периодический и постоянный и т. д. Контролируют нормы расходования материальных и финансовых средств, осуществляют технический и технологический контроль, контроль качества продукции, проверяют нормативы и соответствие им конкретных видов работ. Однако контроль становится действенным лишь тогда, когда по итогам или в ходе его проведения принимаются меры по устранению недостатков и причин порождающих нежелательные явления.

Таковы функции менеджмента в общих чертах. В действительности деятельность менеджера намного сложнее и содержательнее. Он анализирует информацию, принимает решения, координирует действия сотрудников, отлаживает систему коммуникаций, обучает и воспитывает подчиненных. Он творчески применяет экономические, правовые, психологические и педагогические знания, исходя из конкретной сложившейся обстановки.

Изучив сущность и функции менеджмента, можно приступить к подготовке вопросов о менеджменте как науке и общенаучной методологии в исследовании менеджмента, т.е. о его предмете и методе.

Менеджмент — сравнительно молодая наука, поэтому трудно в полной мере охватить в одном кратком определении все многообразие подходов ученых к данному вопросу. К тому же не прекращается полемика по поводу того, что такое менеджмент: наука об управлении или искусство управления, или и то и другое, или это синтез многих научных знаний об управлении. Единого мнения у ученых пока нет.

Менеджмент действительно вобрал в себя научные знания и практический опыт экономики, правовых и технических наук, социологии, педагогики, математики, кибернетики, информатики, статистики, медицинских знаний и других наук, касающихся проблем управления. Но у каждой из них есть свой предмет и метод. Что же является объединяющим началом?

Среди ученых нет единства и по вопросу о методах менеджмента. Здесь происходит объединение методологии науки с конкретными методами управленческой деятельности, перечисление принципов и методов управления.

^ Предмет менеджмента — это изучение законов и закономерностей жизнедеятельности организаций, отношений людей в процессе управления. Это законы онтогенеза, синергии, пропорциональности, реальных условий, административной емкости, закономерности ритмичности работ, фронта работ и т.д.

^ Методология менеджмента — это учение об основных функциях, принципах и методах управленческой работы, системе важнейших ее показателей и результатов. Основой учения являются общие для всех наук методы — исторический и логический, анализ и синтез, диалектика, конкретный и абстрактный, взаимосвязь условий и явлений и т. д.

^ Методы и принципы менеджмента — это правила и способы управления деятельностью организаций. К методам менеджмента относят организационные, административные, экономические и социально-психологические. Принципами менеджмента являются: единоначалие, внутрипроизводственное планирование и разделение труда, нормирование и учет, дисциплина и ответственность, уважение и признание права всех форм собственности, честность, правдивость, верность слову, целеустремленность

Обратите внимание на современные условия, в которых находятся наши предприятия. Материал по истории развития науки и практики управления рекомендуется изучать по направлениям, «школам» и концепциям менеджмента. Важно учесть, что новые взгляды на проблемы управления производством возникают не сами по себе, а вследствие изменений в общественном производстве, экономических отношениях и социальной среде. Эволюция взглядов на управление тесным образом связана с открытиями и изобретениями в области техники и технологии, использованием новых источников энергии, новыми сферами человеческой деятельности, расширением международных связей и т. д.

^ Рационалистический подход. Управление производством на основе изучения трудовых операций на рабочих местах, хронометраж, выявление приемов и способов работы, ведущих к росту производительности и интенсивности труда. Применение оплаты рабочей силы по двум ставкам: меньшей — при недовыполнении нормы и значительно большей — при ее перевыполнении. Расстановка рабочих в зависимости от способностей и физической силы. Это механический подход к роли и месту человека в процессе производства.

^ Процессный подход. Один из ранних подходов к управлению, применяемый и в настоящее время. В нем функции управления рассматриваются не отдельно, а как взаимосвязанные между собой. Таких функций управления несколько: планирование, организация, распорядительство, мотивация, координация, контроль, коммуникация, исследование, принятие решений, подбор кадров, заключение сделок и т. д. Такой подход базируется на основных положениях административной школы управления, признающей необходимость разделения труда, власти и ответственности, дисциплины, единоначалия, иерархии и т. д.

^ Рациональная бюрократия. Это завершающая концепция классической школы менеджмента. Модель рациональной бюрократии в управлении включает положения из рационалистического и процессного подходов, но более развитые под влиянием совершенствования военного производства в годы перед Первой мировой войной. В эту концепцию входят положения: о необходимости глубокого разделения труда по функциональному признаку, строгая иерархия, четко очерченные права и обязанности на базе принятых норм и правил, формальный подход к работникам без учета их личных качеств, конкурсная система подбора сотрудников и сложная бюрократическая система их продвижения по службе и увольнения.

^ Школа человеческих отношений. Подход к управлению ориентированный не только на технику и функции организации, но и на человека. Учитываются возможности коллектива, поведение в нем работника, его роль, свойства личности и создание условий, удовлетворяющих потребности людей. Кроме того, используется интеллектуальный потенциал человека в интересах организации, создание обстановки, способствующей раскрытию его индивидуальных способностей, творчества, изобретательности, стремления к достижению целей организации, гибкость и гармония в отношениях между менеджером и работниками, управление не на основе формальных инструкций, а руководствуясь конкретными условиями и обстановкой.

^ Системный подход. Это управление, ориентированное на комплексный подход к решению проблем организации. При таком подходе предприятие рассматривается как сложная система с внутренними и внешними связями. Главная роль в управлении организацией отводится ее лидерам, элите руководителей. Вместе с тем в зависимости от обстановки действуют не только менеджеры, но и весь коллектив. В рамках системного подхода создана концепция управления «7—5». В нее вошли главные направления деятельности менеджеров: стратегия, структура, системы и процедуры, сотрудники, стиль управления, квалификация, ценности. Такой подход указывает на многомерность организации и необходимость учета множества внутренних и внешних переменных.

^ Ситуационный подход. Данная концепция разработана в конце 60-х гг. Это способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации. Ситуационный подход не отвергает прежних достижений управленческой науки. Конкретные условия и ситуации требуют от менеджера творческого применения тех или иных подходов в менеджменте, так как одни и те же действия в различных условиях могут дать прямо противоположные результаты. Ситуационный подход предполагает знание средств профессионального управления, их сильных и слабых сторон. Менеджер должен правильно оценивать ситуации и принимать конкретные меры для эффективного управления. Таким образом, это не набор каких-то конкретных мер, а скорее способ мышления, охватывающий организационные проблемы и методы их решения.

Список рекомендуемой литературы

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989

  2. Ансофф И., Макдоннел Эдвард Дж. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: ПитерКом, 1999

  3. Друкер П. Рынок : Как выйти в лидеры. Практика и принципы.- М.: Дело, 1992.

  4. Друкер П. Задачи менеджмента в 21 веке .- М.: ИНТЕР, 2002

  5. Зайцева О.А., Радугин А.А, , Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента. – М.: Цент, 1998

  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1994.

  7. Мэри Коултер , Стивен П. Робинс. Менеджмент. – СПб. : Вильямс, 2002.

  8. Пирсон Барри, Томас Нил. Магистр делового администрирования: Краткий курс. – М.: Альпина, 2002.

  9. Яккока Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1990.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по менеджменту iconКембридж Английский на каникулах
Школа выдает специализированные дипломы/сертификаты по менеджменту, если человек прошел 10- или 20-недельный курс обучения по бизнес-менеджменту,...

Практикум по менеджменту iconКембридж Английский на каникулах
Школа выдает специализированные дипломы/сертификаты по менеджменту, если человек прошел 10- или 20-недельный курс обучения по бизнес-менеджменту,...

Практикум по менеджменту iconК абаков Юрий Борисович
Сертифицированный аудитор по менеджменту качества и экологическому менеджменту Европейской организации качества (eoq)

Практикум по менеджменту iconОснови менеджменту
Т и п о в а т а р о б о ч а п р о г р а м и навчальної дисципліни «Основи менеджменту» для студентів спеціальностей «Туризм», «Готельно-ресторанна...

Практикум по менеджменту iconТест Менеджмент, тест по менеджменту
При ответе на вопросы теста по менеджменту пометьте один или несколько правильных ответов, означающий, что вы согласны либо не согласны...

Практикум по менеджменту iconПрактикум построение мотивационного профиля персонала
Примечание: практикум подготовлен с использованием материалов Ю. К. Балашова и А. Г. Коваля (опубликованы в журнале Кадры предприятия...

Практикум по менеджменту iconProject Management Обучение проектному менеджменту проходит в режиме...
Практическую отработку полученных на курсе технологий по проектному менеджменту и методов управления проектом (практика – 60%)

Практикум по менеджменту iconПрактикум по гештальттерапии петербург
Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин практикум по гештальттерапии: пер с англ

Практикум по менеджменту iconПрактикум
Методика виховної роботи. Практикум : навчально-методичний посібник для студ пед ун-тів / кол авт.; ред. О. О. Лаврентьєва. – Кривий...

Практикум по менеджменту iconПрактикум по управлению временем
К17 Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. — Спб.: Речь, 2006. 371с. Isbn 5-9268-0424-8


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don