Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Технология использования воды, топлив и смазок»




НазваниеМетодические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Технология использования воды, топлив и смазок»
страница1/3
Дата публикации20.12.2013
Размер0.53 Mb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Физика > Методические указания
  1   2   3
Министерство образования и науки Украины
АЗОВСКИЙ МОРСКОЙ ИНСТИТУТ

Одесской национальной морской академии
Кафедра эксплуатации судовых энергетических установок

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВ И

СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА СУДАХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для выполнения лабораторных работ по дисциплине

«Технология использования воды, топлив и смазок»

Утверждено

Ученым советом АМИ ОНМА

протокол №4 от


Мариуполь 2010

УДК 662.6/8:621.892:629.12

К 84

ББК 39.455.5 – 047

Технология использования топлив и смазочных материалов на судах: методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Технология использования воды, топлив и смазок» / Сост. Е.Н.Крючкова. – Мариуполь: АМИ ОНМА, 2010. - 34с.


Составитель: Е.Н.Крючкова, канд. хим. наук, доцент кафедры ЭСЭУ.

Изложены методики определения физико-химических характеристик нефтепродуктов в судовых условиях. Даны темы и задания лабораторных работ, рекомендации по составлению отчета. Практическую часть предваряют теоретические сведения о технологии использования топлив и масел. Разработаны для студентов 3 курса специальности эксплуатация судовых энергетических установок Азовского морского института Одесской национальной морской академии.

Викладенi методикi визначення фiзико-хiмiчних характеристик нафтопродуктiв в суднових умовах. Наданi теми та завдання на лабораторнi роботи, рекомендацii щодо складання звiту. Практичну частину попереджають теоретичнi знання з технологii використання палив та мастил. Розроблено для студентiв 3 курсу спецiальностi експлуатацiя суднових енергетичних установок Азовського морського iнстiтута Одеськоi нацiональноi морськоi академii.


Рассмотрено и одобрено

на заседании кафедры ЕН и ГД

протокол № 7 от 27.04.2010

Рецензент: В.П.Литвиненко,

канд. техн. наук, доц. АМИ ОНМА

Азовский морской институт ОНМА,

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….4

1Технология использования смазочных материалов………………………. …4 1.1.Физико-химические характеристики моторных масел…………………….4

1.2. Сроки службы циркуляционных масел. Браковочные показатели…….....7

1.3. Совместимость циркуляционных масел…………………………………....9

1.4. Цилиндровые масла………………………………………………………….9

1.5. Классификация моторных масел…………………………………………..10

1.6. Масла для судовых турбин…………………………………………………12

1.7. Масла для судовых вспомогательных систем и механизмов…………….12

1.8. Пластичные (консистентные) смазки……………………………………...15

Контрольные вопросы…………………………………………………………..16

2.Технология использования топлив………………………………………...…16

2.1. Получение дистиллятных и остаточных топлив………………………….16

2.2. Физико-химические характеристики топлив……………………………...18

2.3. Стабильность и совместимость топлив……………………………………23

Контрольные вопросы…………………………………………………………...23

3. Методы анализа нефтепродуктов в судовых условиях………………….. ..24

3.1. Методы анализа нефтепродуктов при помощи лаборатории фирмы UNITOR….............................................................................................................24

3.1.1. Определение вязкости……………………………………………………24

3.1.2. Определение содержания воды в маслах……………………………….26

3.1.3. Проверка топлив на совместимость…………………………………….26

3.1.4. Определение плотности тяжелых топлив………………………………27

3.2. Методы анализа нефтепродуктов при помощи лаборатории СКЛАМТ……………………………....................................................................27

3.2.1. Определение плотности нефтепродуктов ………………………………28

3.2.2. Определения содержания воды в нефтепродуктах .................................29

3.2.3. Определения вязкости масел……………………………………………..30

3.2.4. Методика качественной оценки механических примесей и

диспергирующей способности рабочих масел………………………………...30

3.2.5.Метод определения щелочного числа рабочих масел с помощью эталонной шкалы………………………………………………………………...31

3.2.6. Метод определения кислотного числа рабочих масел…………………32

4.Темы и задания лабораторных работ по анализу масел………………… ...32

5.Литература……………………………………………………………………..34

ВВЕДЕНИЕ

Развитие науки и техники, постоянное усовершенствование судов речного и морского флота, уровня технической эксплуатации судовых энергетических установок требуют подготовки вахтенных механиков в соответствии с конвенцией ПДМНВ. В связи с этим важная роль в подготовке бакалавров судовой энергетики отводится изучению дисциплины «Технология использования воды, топлива и смазок» на судах.

После окончания изучения дисциплины курсант (студент) должен знать физико-химические характеристики топлив, масел и смазок; классификацию масел, обработку топлив и масел на судах, браковочные показатели масел, уметь осуществить эксплуатационный химический контроль масла при помощи лабораторий СКЛАМТ или фирмы UNITOR;

Методические указания «Технология использования топлив и смазочных материалов на судах» содержит обобщающие сведения по физико-химическим характеристикам топлив, масел и смазок и помогает студентам в изучении тем, посвященных топливам и смазкам программы дисциплины «Технология использования воды, топлива и смазок» подготовки бакалавра судовой энергетики.

Усвоение изложенного материала будет также способствовать вдумчивому и осознанному выполнению лабораторных работ по определению физико-химических показателей масел, используемых в процессе эксплуатации судов.

Предназначено для студентов заочного отделения и стационара специальности бакалавр ЭСЭУ.
^ 1. ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1.1.Физико-химические характеристики моторных масел
Плотность – характеризуется содержанием массы масла в единице объема и измеряется в кг/м3. Иногда плотность нефтепродуктов измеряется в единицах АРI (American Petroleum Institute).

Между плотностью в метрических единицах и плотностью в градусах API существует зависимость: d г/см3 = 141,5 /(131,5 + API).

Знание плотности масла необходимо для перевода объемных единиц в весовые и для подбора разделительных дисков при сепарации циркуляционных масел.

Вязкость – является одной из наиболее важных характеристик смазочных масел, определяющих область их применения.

В зависимости от способа измерения определяют динамическую, кинематическую и условную вязкость.

Динамическая вязкость количественно характеризуется сопротивлением жидкости относительному перемещению ее слоев. Обычно измеряется в сантипуазах ( 1 сантипуаз = 1мПа * с).

Кинематическая вязкость определяется отношением динамической вязкости жидкости к ее плотности при той же температуре. Измеряется в сантистоксах (сСт).

Условная вязкость определяется временем истечения заданного объема жидкости соответствующей температуры через калиброванное отверстие ( секунды Редвуда, секунды Сейболта), либо отношением времени истечения нефтепродукта через калиброванное отверстие при заданной температуре ко времени истечения воды при 20 оС (градусы Энглера, градусы ВУ).

Для оценки эксплуатационной пригодности моторных масел большое значение имеют их вязкостно-температурные свойства, под которыми понимается характер изменения вязкости в зависимости от температуры.

Вязкостно-температурные свойства моторных масел характеризуются индексом вязкости, максимальное значение которого для эталонного масла равно 100. Чем ближе к 100 значение индекса вязкости масла, тем более пологая кривая зависимости его вязкости от температуры.

Общее щелочное число – характеризует способность масла к нейтрализации кислотных соединений, образующихся при сгорании топлива. Измеряется в мг КОН на 1г масла.

Общее кислотное число – характеризует наличие в масле кислых продуктов, образующихся в процессе старения масла и загрязнения его продуктами сгорания топлива. Определяется количеством щелочи в мг, пошедшим на нейтрализацию 1г масла.

Температура вспышки – представляет собой температуру при которой пары нагретого масла в смеси с воздухом вспыхивают от соприкосновения с пламенем. Может определяться в закрытом или открытом сосудах. Вспышка в закрытом сосуде происходит при более низкой температуре, чем в открытом, на 15-25 о С в зависимости от нефтепродукта.

Для циркуляционных масел изменение температуры вспышки масла является показателем изменения его фракционного состава за счет испаряемости либо попадания топлива.

Температура застывания – представляет собой температуру при которой масло теряет текучесть. Имеет значение при выборе температурного диапазона работоспособности масла.

Для обеспечения надежного запуска ДВС из холодного состояния минимальная температура окружающего воздуха должна быть на 10-15 оС выше температуры застывания масла.

Коксуемость характеризует склонность масла к нагарообразованию в условиях высокой температуры. Коксуемость определяется отношением веса коксового остатка к весу масла в процентах.

Для циркуляционных масел коксуемость является показателем степени их старения в результате воздействия повышенных температур и загрязнения продуктами износа и неполного сгорания топлива.

Зольность – определяется величиной минерального остатка , образующегося после прокаливания пробы масла. Измеряется в процентах. Для масел с присадками зольность является показателем, характеризующим содержание в нем присадок.

Механические примеси – являются результатом загрязнения масла вследствие износа смазываемых деталей и попадания в него продуктов глубокого окисления топлива и масла из цилиндров. Наличие механических примесей ухудшает смазывающие свойства масла и способствует усилению износа смазываемых деталей.

Мелкодисперсные углистые примеси , не задерживаемые бумажными фильтрами, выполняют в масле такие же функции как графит и дисульфид молибдена, поэтому потемнение масла в результате появления таких примесей не является браковочным показателем.

Содержание воды – снижает смазывающую способность масла и способствует электрохимической коррозии смазываемых деталей. Вода вызывает гидратацию продуктов старения масла с образованием сколотины, могущей вызвать закупоривание масляных каналов. В маслах с присадками вода вступает во взаимодействие с отдельными компонентами присадок, способствуя выпадению их в осадок. В сочетании с растворимыми минеральными примесями вода эмульгирует масла с присадками, что делает невозможным их дальнейшее использование. При наличии воды в цилиндровых маслах она, испаряясь на горячих поверхностях деталей ЦПГ, разрывает масляную пленку, способствует их ускоренному износу.

По своему назначению и характеру применения масла для ДВС подразделяются на циркуляционные и цилиндровые.

Назначением циркуляционных масел является обеспечение смазки подшипников ДВС и отвод от них тепла. В двигателях с масляным охлаждением поршней масло выполняет также роль охлаждающей среды.

У большинства современных тронковых главных двигателей и во всех вспомогательных двигателях циркуляционное масло используется и для смазки цилиндров.

Исходя из этих функций, циркуляционные масла должны удовлетворять следующим требованиям:

- обладать высокой стабильностью против окисления в условиях длительного воздействия повышенной температуры;

- быстро и эффективно отделяться от воды;

- иметь достаточную нейтрализующую , моющую и диспергирующую способность при использовании в системах единой циркуляционно-лубрикаторной смазки.

Вязкость циркуляционных масел, используемых в судовых дизелях, находится в пределах 10-16 сСт при 100 оС ( SAE 30 – SAE 40). При этом для крейцкопфных дизелей и нефорсированных вспомогательных дизелей обычно используется циркуляционное масло вязкостью SAE 30 (10 -12сСт), а для высокофорсированных среднеоборотных дизелей вязкостью SAE 40 (13 – 16 сСт).

Щелочное число циркуляционных масел колеблется в широких пределах, но не превышает 40 мг КОН/г. Это объясняется тем, что за счет металлосодержащих присадок зольность щелочных масел может достигать 9%, а это при использовании их для смазки цилиндров среднеоборотных ДВС может стать причиной повышенного износа деталей ЦПГ.

Для крейцкопфных дизелей с водяным охлаждением поршня лучше применять нещелочные масла, ингибированные антикоррозионными и противоокислительными присадками.

Для крейцкопфных дизелей с масляным охлаждением поршней следует применять щелочные масла со щелочным числом до 12 мгКОН/г.

Для тронковых дизелей с неразделенной системой смазки щелочное число выбирается исходя из вида применяемого топлива и содержания в нем серы.

Для дизелей, работающих на дистиллятном топливе щелочное число масла не должно превышать 12 мгКОН/г.

Для дизелей, использующих средневязкие и высоковязкие

топлива щелочное число масла может составлять от 8 до 40 мгКОН/г.

При выборе конкретной марки масла для среднеоборотного дизеля. Использующего тяжелые сорта топлива, можно руководствоваться эмпирической зависимостью:

ЩЧ = 10 S %.
1.2. Сроки службы циркуляционных масел. Браковочные показатели
Сроки службы циркуляционных масел в системах смазки судовых дизелей зависят от их конструкции и технического состояния.

В крейцкопфных дизелях, у которых картер отделен от подпоршневой полости , циркуляционные масла служат без замены неограниченное время.

В тронковых среднеоборотных дизелях циркуляционное масло подвергается загрязнению асфальто-смолистыми веществами и продуктами износа деталей ЦПГ, поступающими в картер из цилиндров. Поэтому сроки его службы в системах смазки ограничены.

Смена масел в циркуляционных системах дизелей производится по результатам анализа на основании браковочных показателей качества.

К браковочным показателям относятся:

1.Вязкость масла. В процессе работы в условиях повышенных температур, контакта с металлическими поверхностями, загрязнения продуктами сгорания происходит постепенное окисление масла, что приводит к увеличению вязкости. При недостаточной плотности цилиндров тронковых ДВС, использующих легкие сорта топлива, вследствие изношенных поршневых колец на стадии впрыска возможно проникновение паров топлива в картер и понижение вязкости масла.

Браковочным показателем является увеличение кинематической вязкости в сСт при 100 оС на 30 % или снижение на 20 % от величины вязкости свежего масла.

2.Температура вспышки. Как браковочный показатель температура вспышки имеет значение только с точки зрения ее понижения в результате попадания в масло топлива по вышеуказанным причинам.

Браковочным показателем является понижение температуры вспышки на 40 оС от вязкости свежего масла.

3.Механгические примеси. Механические примеси накапливаются в циркуляционном масле в результате износа трущихся пар (подшипников, деталей ЦПГ) и выноса из цилиндров тронковых дизелей в картер асфальтосмолистых продуктов высокотемпервтурного окисления топлива и масла. В системах смазки, оборудованных устройствами для очистки масел (сепараторы, реактивные центрифуги, мелкоячеистые фильтры) металлические примеси, как правило, эффективно удаляются и не накапливаются в масле.

Органические примеси, накапливаясь, ухудшают смазочные свойства масла, вызывают задиры, повышенный износ смазываемых деталей, поскольку в тронковых ДВС циркуляционное масло одновременно используется и для смазки цилиндров. Органические примеси высокой степени окисления увеличивают коксуемость масла, а следовательно , и степень нагарообразования в цилиндрах.

Браковочные показатели по механическим примесям для крейцкопфных дизелей до1 % по весу, для главных среднеоборотных дизелей до 2,5 %, для вспомогательных дизелей до 4,0 %.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Технология использования воды, топлив и смазок» iconМетодические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине...
Методы химического контроля котловой и питательной воды: методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Технология...

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Технология использования воды, топлив и смазок» iconМетодические указания для выполнения практической работы по дисциплине...
Технология очистки судовых котлов от накипных отложений : методические указания для выполнения практической работы по дисциплине...

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Технология использования воды, топлив и смазок» iconМетодические указания для выполнения практической работы по дисциплине...
Технология корректировки состава котловой воды: метоические указания для выполнения практической работы по дисц. «Технология использования...

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Технология использования воды, топлив и смазок» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Компьютерная графика»
Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Компьютерная графика» (для студентов, обучающихся по направлению...

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Технология использования воды, топлив и смазок» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине 
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине Водоснабжение (для студентов 4 курса всех форм обучения специальности...

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Технология использования воды, топлив и смазок» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «электромагнитная техника»
Методические указания к выполнению лабораторных работ и контрольных заданий по дисциплине "Электромагнитная техника". Раздел "Электромагнитные...

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Технология использования воды, топлив и смазок» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «прикладная гидроэкология»
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Прикладная гидроэкология» (для студентов 3 курса дневной формы...

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Технология использования воды, топлив и смазок» iconМетодические указания для лабораторных работ по курсу "Микропроцессорные системы"
Методические указания для выполнения лабораторных работ по курсу "Микропроцессорные системы" / Составители: В. В. Гриненко, И. А....

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Технология использования воды, топлив и смазок» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для студентов и преподавателей университета

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Технология использования воды, топлив и смазок» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине “Физика” для студентов всех специальностей (Разделы: “Механика”,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<