Экономические инструменты природоохранной политики




Скачать 274.23 Kb.
НазваниеЭкономические инструменты природоохранной политики
страница1/3
Дата публикации23.02.2013
Размер274.23 Kb.
ТипЛекция
uchebilka.ru > География > Лекция
  1   2   3
Лекция 4.

Экономические инструменты природоохранной политики.
Наиболее распространенные в мировой практике природопользования. Существует целый ряд платежей и сборов, цель которых - повлиять на поведение предприятий и физических лиц, с тем, чтобы снизить их негативное воздействие на окружающую среду. Различают прямые и косвенные платежи. Платежи и налоги за загрязнение хороши тем, что предоставляют максимальную свободу загрязнителю в выборе природоохранной стратегии, позволяющей эффективно перераспределять и минимизировать издержки снижения выбросов.


  1. ^ Платежи за ресурсы. Научной основой платы за ресурсы служит их экономическая оценка, в основу которой положена дифференциальная рента. Различают шесть видов платежей за ресурсы:

А) платежи за право пользования природными ресурсами;

Б) плата за восстановление и охрану природных ресурсов;

В) рентные платежи за эксплуатацию лучших природных ресурсов либо по качеству либо по месту их расположения относительно рынка;

Г) штрафные платежи за сверхнормированное использование природных ресурсов;

Д) компенсационные платежи за убывание природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий.

Е) плата предприятия за использование среды для размещения отходов производства.
Нормативы платежей за землю дифференцируются по видам сельскохозяйственных угодий, по типам грунтов и используются в подсчете сметной стоимости объектов, которые строятся на землях, изъятых из сельскохозяйственного оборота. Нормативы платежей зависят от землепользователей. Для промышленных объектов за отведение пахотных земель и многолетних насаждений платежи в 2-,5 раза выше, чем за отведение кормовых угодий, пастбищ.

Плата за изъятие земли градостроительством дифференцируется с учетом людности города.

Плата за воду осуществляется промышленными предприятиями и коммунальным хозяйством. Они колеблются по бассейнам рек в пределах от 1,5 до 3 ком за 1 м3 воды.

В последние годы цены на топливные ресурсы в Украине были занижены, что привело к убыточности угольной промышленности. Электроэнергия была в 2,8 раз дороже угля ( в США – в 4,1 раз), а это способствовало введению энергоемких производств.

  1. ^ Платежи за загрязнение осуществляются согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 13 января 1992 года № 18.



А) выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

Б) сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды, территориальные и внутренние морские воды, а также подземные горизонты, в том числе сбросы, которые проводятся через систему канализации;

В) размещение отходов в окружающей среде.
Размеры указанных платежей устанавливаются на основании лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, которые устанавливаются для предприятий с учетом предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС) по каждому ингредиенту в год. Лимиты размещения отходов в окружающей среде определяются для предприятий как физический объем отходов по классам их токсичности. Устанавливают их органы Министерства охраны окружающей среды Украины в форме выдачи разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов. Лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ устанавливаются на год и доводятся до предприятий не позже 1 июля предыдущего года.

За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов (свыше ПДК и ПДС) устанавливаются штрафные платежи – повышенный размер платы по сравнению с базовым нормативным от 1 до 5 раз.

Платежи за загрязнение окружающей среды (кроме расположенных в городах республиканского подчинения) пересчитываются в следующих размерах:

  • 70 % - внебюджетные фонды охраны окружающей среды советов народных депутатов;

  • 20 % - внебюджетные фонды охраны окружающей среды Автономной Республики Крым и областных советов народных депутатов;

  • 10% - на счет республиканского внебюджетного фонда Минприроды Украины.

Предприятия, размещенные в городах республиканского подчинения, платежи за загрязнение окружающей среды перечисляют:

  • 90 % - внебюджетные фонды охраны природы городских советов народных депутатов;

  • 10% - на счет республиканских внебюджетных фондов охраны природы Министерства охраны окружающей среды и ядерной безопасности Украины.

Платежи за загрязнение являются наиболее эффективной формой платежей с экономической точки зрения. Однако зачастую использование платежей за загрязнение требует достаточно высоких затрат на осуществление мониторинга и административных издержек.

Поэтому в ряде случаев более предпочтительной альтернативой являются платежи за экологически грязную продукцию.

Опыт различных стран показывает, что ставка платежа за загрязнение на практике оказывается значительно ниже, чем необходимо для оптимизации загрязнения. В то же время экологические налоги позволяют получать дополнительные доходы, которые могут использоваться для решения природоохранных задач. Это особенно актуально для стран с переходной экономикой , в которых значительная часть финансирования природоохранных проектов осуществляется за счет экологических фондов, где аккумулируются доходы от платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды.

^ Платежи за экологически грязную продукцию, которая приводит к увеличению загрязнения в процессе ее производства или потребления, представляют косвенный инструмент, поскольку поощряют снижать потребление такой продукции что опосредованно приводит к снижению загрязнения. Если существует прямая и четко определенная связь между использованием продукции и загрязнением окружающей среды , то вместо платежей за загрязнение могут использоваться платежи за потребление продукции. В этом случае затраты на контроль и мониторинг обычно оказываются ниже. В качестве примера можно привести налог на выбросы СО2, главным источником которого является сжигание углеродосодержащего топлива (нефтепродуктов, угля и т.д.) . вместо введения платежа за фактические выбросы СО2 и создания соответствующей системы мониторинга выбросов можно использовать налог на топливо, зависящий от содержания в нем углерода. Стимулы для сокращения выбросов СО2 в этом случае будут такими же, как и при платежах за загрязнение.

Субсидии – специальные выплаты тем загрязнителям, которые осуществляют меры по снижению загрязнения. Среди субсидий наиболее часто встречаются инвестиционные налоговые кредиты, займы со сниженной ставкой процента, гарантии по кредитам, ускоренная амортизация природоохранного оборудования, государственное регулирование цен первичных ресурсов и конечной продукции.

^ Платежи пользователей на покрытие административных расходов могут включать плату за получение разрешения или лицензии (например, размещение отработанных сточных вод), а также другие номинальные платежи, покрывающие издержки на выдачу разрешений и соответствующие величине выбросов. Такие платежи в целом меньше платежей за загрязнение и имеют ограниченное действие на уровень выбросов.

^ Системы обязательной ответственности. Если налог или платеж за загрязнение определяются на основе некоторого предельного уровня ущерба и устанавливаются до появления загрязнения, то в системе обязательной ответственности ущерб рассчитывается по факту выброса каждого конкретного случая. При этом предполагается, что загрязнитель должен быть каким-либо образом компенсировать возникший ущерб? Очистить и восстановить природный объект, выплатить возмещение пострадавшим от загрязнения окружающей среды. Такой подход особенно эффективен, если число загрязнителей и их жертв ограничено, а размер загрязнения и его последствия легко определить.

^ Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов (система депозит-выплата). При такой системе, покупая товар – потенциальный загрязнитель, потребитель вносит некоторую дополнительную плату, которая при определенных условиях возвращается обратно. Примером может служить хорошо известная система возврата пустых бутылок, применяемая в различных странах мира, возврат израсходованных электрических батареек, пластиковых контейнеров и пр. Несмотря на свою простоту, этот механизм позволяет снизить поступление отходов в окружающую среду, в том числе токсичных, сэкономить значительные средства и ресурсы за счет утилизации.

^ Информационные системы. Полнота информации о воздействии на окружающую среду зачастую играет роль экономического стимула. Например, если предприятие предоставляет информацию об экологической составляющей его деятельности, это может способствовать изменению спроса на продукцию предприятия. Такой прием нередко используется как для проведения антирекламных кампаний против экологически грязных производителей и вытеснения их с мирового рынка, так и для увеличения спроса на экологически чистую продукцию.

Рыночные методы управления качеством окружающей среды
Рыночные методы предполагают создание рынка квот на выбросы загрязняющих веществ (или на использование природных ресурсов). При этом определяется некоторый социально приемлемый уровень антропогенного воздействия, и в соответствующем объеме выпускаются официальные разрешения на выбросы (квоты, сертификаты), распределяемые среди источников загрязнения, которые разрешается свободно покупать и продавать на рынке.

Рассмотрим простой пример торговли квотами на выбросы (рис. 3.6). Предположим, что в данном регионе существует несколько источников выбросов, которые имеют различные функции предельных затрат на снижение загрязнения МАС1, МАС2 и т.д. Функция агрегированных предельных издержек представлена кривой МАС.


Предположим, что определен приемлемый для данного региона уровень выбросов Е*. Именно этот объем квот выпускается на рынок или каким-то другим образом распределяется среди предприятий-загрязнителей. Точка пересечения кривой МАС, которая представляет собой кривую спроса на квоты, и вертикальной прямой, соответствующей уровню Е*, является точкой равновесия на рынке квот.

Равновесная цена квоты Р определяет до какого уровня будут снижать выбросы участники рынка. Предприятию 1 будет выгодно снижать выбросы до уровня Е1 (точка пересечения РО и МАС1), предприятию 2 – до уровня Е2 и т.д. Недостающие квоты предприятия смогут покупать на рынке у других загрязнителей или торговцев квотами (брокеров). В итоге общий уровень выбросов должен составить Е*, как было определено изначально (на рынке нет большего количества квот). Важным преимуществом такого подхода является то, что решения об оптимальном снижении выбросов на предприятиях будут приниматься не регулирующими органами, а самими предприятиями. Это во многих случаях может привести к минимизации издержек по регулированию загрязнения.

Рыночные отношения в сфере природоохранного регулирования предполагают существование основных элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей сделки по торговле квотами и обеспечивающей контроль за соответствием реальных выбросов имеющимся квотам. К ней относятся биржи, брокерские конторы, система распространения информации о спросе и предложении на рынке, система регистрации сделок и мониторинга выполнения обязательств участвующих сторон и т.д. Система торговли разрешениями на выбросы может включать следующие важные элементы, определяющие необходимую инфраструктуру для эффективной реализации этого инструмента природоохранной политики.
^ Принцип пузыря предполагает, что объемы допустимых выбросов устанавливаются для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия-загрязнители за счет перераспределения квот на выбросы смогут наиболее выгодно снизить их до этого уровня. В данном случае предприятия, которые имеют возможность эффективно снижать выбросы, могут продавать излишки квот другим предприятиям, находящимся в пузыре. Зачастую за счет эффекта экономии на масштабах производства крупные источники (тепловые электростанции, перерабатывающие заводы и др.) могут более экономично снизить выбросы, чем мелкие. Поэтому торговля квотами позволяет получить существенную экономию природоохранных затрат на обеспечение заданного качества окружающей среды в целом для региона.

Границы пузыря задают территориальные ограничения на торговлю разрешениями на загрязнение. В этих условиях вновь строящееся предприятие или рекноструируюющееся, желающее расширить производство попадает в рамки жестких экологических ограничений на загрязнение среды в регионе. Перед предприятием стоит выбор: создать надежную систему очистки на производстве или купить разрешение на дополнительные выбросы у других предприятий. Решающее влияние на выбор оказывает величина удельных затрат на сокращение выбросов на данном предприятии и на других производствах в регионе. Если предельные затраты на сокращение выбросов на уровне, соотвествующем количеству имеющихся у предприятий разрешений, превышают предельные затраты других предприятий, то ему выгоднее купить разрешения у соседей которые могут усовершенствовать свои очистные системы и снизить выбросы. В результате общая величина загрязнения не увеличится, а сумма расходов на охрану окружающей среды сводится к минимуму.

^ Банки прав на загрязнение. В некоторых случаях целесообразно предоставить загрязнителям возможность откладывать загрязнение на последующие периоды. Тогда создается банк прав на загрязнение. При этом фирмы, сокращая выбросы в данный момент, могут экономить свои разрешения на загрязнение для будущего использования или продажи.

^ Биржи прав на загрязнение могут осуществлять сделки по торговле квотами.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экономические инструменты природоохранной политики iconП роблем материальной культуры – Экономические науки
Основу стабилизационной политики составляют современные макроэкономические модели, а так же развитые фискальные и монетарные инструменты...

Экономические инструменты природоохранной политики iconСоциально-экономические и экологические факторы формирования государственной...
В статье систематизированы социо-эколого-экономические факторы, определяющие тенденции и особенности формирования эффективной государственной...

Экономические инструменты природоохранной политики iconИнструменты экологической политики М. В. Буякевич
И даже развитие теории экономики окружающей среды (Cropper и Oates – 1992) не способствовало ее использованию в процессе разработки...

Экономические инструменты природоохранной политики iconЧастина 2 наукові повідомлення ч астина 2 наукові повідомлення
Инновационная направленность природоохранной политики предприятия как фактор конкурентоспособности

Экономические инструменты природоохранной политики iconEuropean Commission
«Усиленные экономические и правовые инструменты для сохранения степного биоразнообразия, адаптации к изменениям климата и их смягчение...

Экономические инструменты природоохранной политики iconВ современной экономике обращение денег является неизменным условием...
Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики России. В первой части раскрывается сущность денежно-кредитной политики....

Экономические инструменты природоохранной политики iconЭкономические аспекты реализации экологической политики в Китае
Китая, решением которых является экологизация экономической системы, изменение модели экономического развития и разработка стратегии...

Экономические инструменты природоохранной политики iconЕвропейская Комиссия Тематическая программа по охране природы и устойчивому...
...

Экономические инструменты природоохранной политики iconСекторные экономические инструменты и варианты обязательств по ограничению...
Аналитический обзор подходов и предложений, высказываемых в процессе подготовки в ООН нового международного соглашения по проблеме...

Экономические инструменты природоохранной политики iconМеждународный стандарт финансовой отчетности (ias) 32 Финансовые...
Мсфо (ias) 39 «Финансовые инструменты: признание и измерение», а также принципы раскрытия информации о них, изложенные в мсфо (ifrs)...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don