30. 12. 2013г. Улина Н. Г




Скачать 61.01 Kb.
Название30. 12. 2013г. Улина Н. Г
Дата публикации26.01.2014
Размер61.01 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы
30. 12. 2013г. Улина Н.Г.

Выступление на педсовете

Научно- исследовательская деятельность младших школьников на уроках природоведения в начальной школе

(слайд 1, 2)

Дети уже по природе своей исследователи. Как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Для того, чтобы ребёнок мог раскрыть свой творческий потенциал, учителю нужно правильно организовать исследовательскую деятельность.

(слайд 3)

Научно – исследовательская деятельность младших школьников базируется на их:

  • Познавательной активности

  • Природной заинтересованности

  • Поисковой деятельности

  • Исследовательского поведения

(слайд 4)

Какие задачи решает природоведение (2 кл)

  • Формировать научное мировоззрение

  • Развивать у детей умение выделять главное в прочитанном, проводить сравнение

  • Развивать наблюдательность за телами живой и неживой природы, явлениями в разные времена года

  • Развивать способность из распознавать, описывать и сравнивать

  • Развивать комуникативную компетентность, используя парную и групповую формы работы

  • Развивать умение слушать и слышать то, о чём идёт речь на уроке

  • Формировать экологическую культуру

  • Развивать потребность читать научно-популярную литературу о природе, что является эффективным источником самообразования

  • Воспитывать любовь к природе

  • Развивать чувства патриотизма

Учебное исследование в начальной школе на уроках природоведения по новому Госстандарту предусматривает проведение исследовательских практикумов, практических работ и творческих исследовательских лабораторий, создание мини – проектов уже начиная с 1 класса. Остановлюсь на исследовательской программе на уроках природоведения во 2 классе. На уроках и во внеурочное время программа 2 класса по природоведения выглядит так:

(слайд 5)

В течение учебного года необходимо провести:

  • Практические работы - 4

  • Исследовательский практикум - 5

  • Экскурсии- 4

  • Творческие задания - 4

  • Мини-проекти – 6

Что собой представляют эти виды работы:

(слайд 6)

Практические работы

  • Измерение длины тени от гномона и планирование регулярных наблюдений за высотой Солнца в полдень

  • Определение показателей термометра по рисункам

  • Наблюдение за формой снежинок с помощью лупы

  • Изготовление экологической листовки

(слайд 7)
Исследовательский практикум

  • Как возникает тень? Как можно своей тенью измерить высоту дерева?

  • Как сохранить в домашних условиях плоды и семена?

  • Как сохранить ёлочку перед новогодними праздниками?

  • Как ориентироваться в лесу?

  • Солнечные часы

(слайд 8)

Что должен делать ученик?

  • Ознакомиться с темой исследования

  • Подумать, на какие вопросы из этой темы он бы хотел найти ответы

  • Продуматиь вариантиы своих ответов на эти вопросы

  • Поработать с разными источниками информации

  • Сделать выводы

  • Оформить результаты своей работы

  • Подготовить выступление для представления своего исследования

(слайд 9)
Мини – проекты

  • Будем знакомы!

  • Как готовятся к зиме пчёлы?

  • Не срывай первоцветов!

  • Цветы в моей жизни

  • Книга жалоб природы

  • Лесная аптека

(слайд 10)

Чему учит проектная деятельность?

  • Видеть проблему

  • Ставить цель

  • Планировать свою деятельность

  • Работать с разными источниками информации

  • Оценивать результаты своей деятельности

За основу проектной работы я взяла методику проведения учебных исследований, предложенную А.И. Савенковым. Условно её можно разделить на несколько относительно самостоятельных этапов:

(слайд 11)

1. Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования.

Тема должна быть интересна ребёнку. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.

Тема должна быть выполнима.

Тема должна быть оригинальна. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. При выборе темы исследования следует обращать внимание на возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста, а именно, темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.

2. Поиск вариантов решения и сбор материала.

При организации учебного исследования следует учитывать, что младшим школьникам трудно самостоятельно найти материал по теме. Поэтому необходимо на родительском собрании обратиться за помощью к родителям, объясняя, необходимость ведения этой работы для комплексного развития ребёнка. Совместный труд не только сближает и обогащает всех участников процесса, но и делает работу более глубокой и интересной.

Выбор источников для сбора материала также во много зависит от формулировки темы. Здесь и собственные наблюдения, а также изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, что написано в книгах.

3. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов. На данном этапе необходимо полученную информацию проанализировать, обобщить, выделить главное, исключить второстепенное.     Итогом исследовательской работы может быть макет, модель, выполненные из самых разных материалов, с описанием действия представляемого объекта, книга, отчет о проведённом исследовании, презентация, реферат и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию учебного исследования, но и эстетическим требованиям.

4. Защита результатов учебного исследования. Без защиты исследование не может считаться завершённым. Это один из главных этапов начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как настоящее исследование, надо защитить перед публикой. В ходе выступления дети учатся излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы. Важна и система поощрения (грамоты, призы, возможность выступить перед другой аудиторией).

Хотелось бы отметить, что в результате проведения учебного исследования в начальной школе дети приобретают следующие навыки:  презентационные, коммуникативные, поисковые, информационные.

Не стоит забывать и о том, что учебное  исследование является средством развития познавательного интереса, становления мотивации к учебной деятельности и успешной социализации личности ребёнка в окружающем мире.

(слайд 12)

 Экспресс-исследования. Эта форма организации предполагает массовое участие детей. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Например, мои второклассники, отправляясь на прогулку после учебного дня, получали индивидуальные задания для проведения исследований по природоведению: исследовать, какие птицы остаются зимовать в окрестностях города Николаева, какие плоды и семена можно использовать для подкормки птиц зимой, как хранить их зимой в домашних условиях

А также по программе 2 класса учеников вторых классов ждут вопросы от природы

  • Какие растения являются символами Украины?

  • Когда лес благодарит, а когда обижается?

  • Какие растения и животные помогают людям предугадывать погоду?

  • Какие наблюдения за природой помогли людям создать календарь?

  • Какие растения могут служить часами?


В своей работе я часто применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря оборудованию нашего класса. А урок природоведения просто невозможно провести без компьютера.

С целью активизации учебно – воспитательного процесса, повышения познавательного интереса и качества знаний учащихся, развития их самостоятельности в учебно – исследовательской деятельности предлагаю чаще использовать ИКТ на уроках и во внеклассной работе, внедрять в практику работы начальной школы метод проектов, исследовательский практикум и практические работы. Тогда уроки с использованием компьютерных технологий станут привычными для учащихся начальной школы, а для учителей - необходимым условием эффективной работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

30. 12. 2013г. Улина Н. Г iconФоп мищенко Т. И. (официальный представитель Санатория «Лазурный»...

30. 12. 2013г. Улина Н. Г iconДеятельности «экстрим» президент клуба «случ» С. С. Партас «04»февраля 2013г положени е
Соревнования проводятся 09. Марта 2013г в г. Ровно, в бассейне «дельфин» дсш №23

30. 12. 2013г. Улина Н. Г iconМ. В. Попова Приказ №106. 2 от «30» августа 2013г. Положение
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета мкоу аннинской сош№1 от «30» августа 2013г

30. 12. 2013г. Улина Н. Г iconУсловия предоставления услуг предложение (Публичная оферта) на оказание...
Киев                                                                                «24» января 2013г

30. 12. 2013г. Улина Н. Г icon26 сентября 2013г. 176 Об отчете управления правового обеспечения...
Ев информацию исполнительного комитета районного совета рассмотрев информацию начальника Крылова К. П. о работе управления правового...

30. 12. 2013г. Улина Н. Г iconСоциально-экономическое положение Автономной Республики Крым
Численность наличного населения г. Керчи на 1 мая 2013г составила 145,0 тыс человек. За январь–апрель 2013г численность населения...

30. 12. 2013г. Улина Н. Г iconУкраїна донецька область маріупольська міська рада начальник управління освіти розпорядженн я
Госсанэпидслужбы в Донецкой области от 01. 10. 2013г. №1745, постановления Первого заместителя главного государственного санитарного...

30. 12. 2013г. Улина Н. Г iconОбщественный совет при Совете министров Автономной Республики Крым решени е
На заседании правительства Крыма 25. 06. 2013г. Председателем Совета министров ар крым Могилевым А. В. было дано поручение министрам...

30. 12. 2013г. Улина Н. Г icon3 октября 2013г в Донецке состоялось общее собрание членов Ассоциации «Укртелесеть»
Несмотря на по-настоящему осеннюю непогоду и даже выпавший первый снег, 3 октября 2013г в Донецке собрались члены Ассоциации «Укртелесеть»...

30. 12. 2013г. Улина Н. Г iconКонкурса проектов местного развития от 29. 04. 2013г
Приложение 1 к Решению Наблюдательного совета областного конкурса проектов местного развития от 29. 04. 2013г

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<