Содержание




НазваниеСодержание
страница1/18
Дата публикации22.02.2013
Размер3.61 Mb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > География > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ОТРАСЛЕВОЙ АНАЛИЗ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
СОДЕРЖАНИЕ


Введение
Российским национальным комитетом Международной торговой палаты совместно с отраслевыми союзами и ассоциациями и Российской Академией наук был выполнен анализ последствий вступления в ВТО для семи ведущих отраслей российской экономики, а именно черной металлургии, алюминиевой, авиа- и автомобильной промышленности, химической промышленности, сельского хозяйства, банковского дела и страхования.
Анализ выявил общесистемные противоречия, а также ряд проблем для ключевых отраслей экономики, возникающих при форсированном вступлении ВТО.
К числу общесистемных противоречий относятся:
^ Неопределенность приоритетов развития. Неясно, какой стратегии развития больше соответствует вступление в ВТО. В нынешнем состоянии Россия не готова ни к защите внутреннего рынка, ни к выходу на зарубежные рынки. Неопределенность в сфере промышленной политики и ее приоритетов снижает эффективность переговорного процесса. Определение национальных приоритетов должно быть подкреплено разработкой нетарифных мер регулирования, активно применяемых западными странами, и мер содействия экспорту, разрешенных ВТО.
^ Слабая информированность о ВТО. Налицо чрезвычайно слабая информированность деловых кругов и региональных властей о переговорном процессе, а также о процедурах и правилах ВТО. Это не позволит большинству производителей воспользоваться выгодами от вероятного расширения экспортных возможностей. Предлагается разработать и реализовать информационную политику для ознакомления российских предприятий с экономической и юридической проблематикой ВТО.
^ Необходимость изменения законодательства. Условием вступления в ВТО является приведение федерального и регионального законодательства в соответствие с требованиями ВТО. На региональном уровне такая работа, ввиду слабой информированности региональных властей, даже не начата. Для деловых кругов критически важно заранее знать характер будущих изменений, поскольку это приведет к определенным изменениям в правовом поле функционирования бизнеса. В связи с этим просим Вас дать указание Правительству в сжатые сроки провести анализ необходимых изменений и довести его результаты до представителей отечественного бизнеса.
^ Кадровый вопрос. Ни государство, ни бизнес не располагают достаточным количеством подготовленных кадров, готовых отстаивать интересы России в рамках ВТО. В случае форсированного вступления в ВТО защиту интересов России придется поручать дорогостоящим западным специалистам, что делает нашу позицию весьма уязвимой. Подготовка национальных кадров еще не начата и потребует в лучшем случае от 3 до 7 лет.
^ Необходимость пересмотра обязательств в рамках Таможенного союза. Таможенный союз рассматривается как один из немногих реально действующих механизмов внутри Содружества Независимых Государств. Несогласованное присоединение России и стран-членов Союза к ВТО приводит к необходимости пересмотра взятых обязательств и ставит под вопрос возможность дальнейшей экономической интеграции на территории постсоветского пространства.
Кроме общесистемных проблем существует также ряд угроз для ведущих отраслей экономики, анализ которых, а также рекомендации по их решению приводятся в прилагаемом материале. В целом констатируется, что присоединение России к ВТО должно содействовать изменению характера конкурентоспособности товаров отечественного производства и вести к увеличению их производства. Также, ввиду недостаточной конкурентоспособности продукции ключевых отраслей экономики (авиа- и автомобилестроение, производство продуктов питания), потребуется продлить срок подготовки к вступлению на период от 7 до 10 лет.

^ Черная металлургия
Чёрная металлургия является одной из базовых отраслей промышленности России. Отечественная чёрная металлургия сохранила и в обозримой перспективе сохранит свою ведущую роль в обеспечении топливно-энергетического комплекса, машиностроения, оборонной промышленности, транспорта и строительства одним из массовых конструкционных материалов, определяющих экономическую безопасность страны – металлопродукцией из черных металлов. На долю отрасли в промышленности страны приходится около 7% общего объема производства товарной продукции и около 6,5% налоговых поступлений промышленности в консолидированный бюджет. Предприятия отрасли обеспечивают около 90% спроса внутреннего рынка России. Экспорт черных металлов был и остаётся важной статьей общероссийского экспорта и составляет в стоимостном выражении 10%. Подавляющее большинство предприятий черной металлургии являются градообразующими, обеспечивающими высокий уровень занятости населения, содержание социальной инфраструктуры и обеспечивающими значительную долю доходной части местных и региональных бюджетов.

^ Текущее состояние
На предприятиях черной металлургии сосредоточено около 6% стоимости основных производственных фондов промышленности и занято 4,9% промышленно-производственного персонала. За последние годы уровень износа основных производственных фондов отрасли приблизился к критической отметке 60-70% при их загрузке более 80%.

В условиях неблагоприятной конъюнктуры на внутреннем рынке в начальный период реформ многие российские металлургические предприятия стали осваивать зарубежные рынки стали. Этому способствовала либерализации внешнеторговой деятельности (отмена экспортных квот, упрощенная процедура лицензирования и т.д.). В результате - экспортно-ориентированные предприятия отрасли получили возможность сгладить воздействие политики «шоковой терапии», в значительной степени сохранить производственный и научно-технический потенциал, получить определенные инвестиционные ресурсы.

В конце 90-х гг. масштабы экспорта металлопродукции из России значительно превышали объёмы поставок на внутренний рынок. В большей степени рост объема экспорта в стоимостном выражении обеспечивался не за счет повышения качества металлопродукции, а вследствие временных ценовых преимуществ (низкий курс рубля, деформированная структура себестоимости). Так, после кризиса 1998 года российские сталелитейные компании пережили настоящий экспортный бум, их прибыль по сравнению с предыдущим годом увеличилась вдвое и достигла 70 млрд. руб.

В последние годы в структуре российского экспорта доля более дорогой стальной продукции с высокой степенью технологической готовности (листовой прокат, в том числе холоднокатаный, электротехнический, с покрытием, некоторые виды сортового проката) стабильно уменьшалась. Уже в 1999 г. объем экспорта продукции черной металлургии уменьшился в стоимостном выражении примерно на 12 % за счет увеличения в структуре поставок на внешние рынки доли более дешевых видов продукции металлургических предприятий.(кокс, чугун, ферросплавы, заготовка, полуфабрикаты). Это было связано не только с конъюнктурными тенденциями на зарубежных рынках стали, но и с ограничением роста российского экспорта в результате введения торговых барьеров по результатам антидемпинговых расследований в отношении российской стальной продукции (по данным Министерства экономического развития и торговли РФ, за 2000 год они нанесли российской металлургии ущерб в размере 1 млрд. долларов).

Со второй половины 2000 г. на мировом рынке черных металлов ситуация стала ещё более напряжённой. Предложение металлопродукции увеличилось, цены резко упали. В результате - в начале 2001г. многие производители – как российские, так и зарубежные – начали снижать объемы производства. На фоне негативных конъюнктурных тенденций на зарубежных рынках стали начался процесс переориентации российских металлургических предприятий на внутренний рынок, где ценовая ситуации оставалась достаточно стабильной. Однако, спрос на стальную продукцию на внутреннем рынке имеет свои пределы роста и просто не в состоянии «поглотить» весь экспорт.

Таким образом, в настоящее время действие благоприятных для отрасли внешних факторов практически исчерпали себя. В результате этого в черной металлургии начала снижаться рентабельность, в том числе в связи с ростом зарплат, тарифов на перевозки, электроэнергию.
^ Перспективы развития
Перед отраслью чёрной металлургии остро стоит дилемма: либо наращивать производство относительно низкокачественной стальной продукции и тем самым сильно зависеть от мировой конъюнктуры или же предпринять усилия по значительному увеличению доли высококачественной продукции. Тенденции развития мирового рынка показывают рост доли высококачественного проката в общем объёме потребления металлопродукции. На внутреннем рынке всё заметнее проявляются тенденции не только выравнивания внутренних и мировых цен и роста объёма потребления, но и усиление давления на рынок чёрных металлов материалов-заменителей (конструкционные пластмассы, керамика, цветные металлы и т.д.)

Сохранение и укрепление достигнутых позиций на внешних рынках, укрепление конкурентных преимуществ на внутреннем рынке по отношению к зарубежными компаниям-производителям металлопроката высокого качества (например, доля казахстанского импорта в объеме российского потребления листа с покрытием приближается к 13 %) невозможно без активной работы металлургических предприятий направленной на снижение издержек производства и масштабного технического перевооружения и модернизации основных производственных фондов.

В условиях серьезного дефицита инвестиционных ресурсов металлургические предприятия вынуждены решать задачи технического перевооружения и модернизации морально и физически изношенных основных фондов за счёт собственных средств, основным источником которых является экспортная выручка. В этой связи политика государства по отношению к чёрной металлургии имеет неоценимое значение. В экономике развитых стран каждый процент прироста ВВП обычно обеспечивается 0,6-0,7 % прироста внутреннего металлопотребления, поэтому государство, как правило, держит под контролем состояние металлургической промышленности. Место российской металлургии в системе мер правительственной поддержки определяется ее базовой структурообразующей ролью в экономике.

Без государственной поддержки пришедшей в упадок горнорудной базы отечественная чёрная металлургия столкнётся с серьёзными проблемами в среднесрочной перспективе.

Наличие внешнеторговых барьеров на ввоз комплектующих и технологического оборудования, аналогов которых нет в России и низкие импортные пошлины на металлопродукцию с высоким уровнем добавленной стоимости также не способствуют укреплению отечественной черной металлургии.

Результатом реализации комплексной государственной внешнеэкономической поддержки отечественной черной металлургии несомненно станет возрождение внутреннего рынка потребления металлопродукции, вовлечение в народнохозяйственный оборот простаивающих мощностей в энергетике, металлургии, обрабатывающей промышленности, а в перспективе – изменение самой структуры российской экономики в пользу обрабатывающих отраслей, повышение доли в ВВП производства продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.
Положение в одной из базовых отраслей страны во многом будет зависеть и от внешней политики государства, в частности от решения проблемы признания за Россией статуса страны с рыночной экономикой, от локальных побед в области смягчения дискриминационного режима торговли со странами Западной Европы и стран Северной Америки, в т.ч. США.
^ Вступление в ВТО
Вступление России в ВТО в условиях благоприятной тарифной политики будет способствовать не только переводу отрасли на интенсивный путь развития и усилению конкурентных позиций отечественных производителей черных металлов, но и ослаблению антидемпингового пресса стран Запада при условии признания за Россией статуса страны с рыночной экономикой. При этом необходимо учесть, что членство в ВТО как таковое не является гарантией непротиводействия в установленных формах остальных стран-участниц импорту российских товаров, который создает угрозу или наносит ущерб отечественным производителям других стран. так, в современной мировой практике около 90% совокупного импорта металлопродукции ведущих стран осуществляется на условиях действия различных систем ценорегулирования, более 60% ограничивается количественными квотами на так называемой «добровольной» основе. Если говорить об антидемпинговых расследованиях, то, к примеру, законодательство США не делает различия между членами ВТО и тем, кто таковыми не является.

С целью поднятия производства черных металлов на качественно новый уровень уже с начала 2000г. ведущие предприятия отрасли приступили к реализации крупных инвестиционных проектов, стоимость которых измеряется сотнями миллионов долларов.

Либерализация режима экспорта и импорта, как выполнение одного из обязательств вступающей в ВТО страны, для России повлечет некоторые негативные последствия:

  1. Уменьшение экспортных пошлин будет способствовать увеличению экспорта из страны стратегически важных материалов и товаров, цена на которые на внешнем рынке значительно превышает цены внутреннего рынка (в первую очередь сырьевые материалы нефть и нефтепродукты, газ, лом черных и цветных металлов);

  2. Снижение импортных пошлин до приемлемого странами-участницами ВТО уровня может вызвать усиление конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке. В конечном итоге, учитывая слабый уровень развития многих российских отраслей, это приведет к вытеснению с рынка большой номенклатуры отечественных товаров, что нанесет ощутимый ущерб национальной экономике.


В случае снижения импортных пошлин, реальная угроза производителям металлопродукции на внутреннем рынке может возникнуть от увеличения поставок продукции конечных переделов более высокого качества, чем отечественная, из других стран (Германия, Финляндия, Словакия). Доля этих стран в поставках продукции черных металлов в 2000 году составила соответственно 2,3%, 1,9% и 1,5%. Пока ценовое преимущество остается на стороне отечественных производителей, что позволяет удовлетворить потребности металлопотребляющих отраслей страны поставками с российских металлургических предприятий (на долю импорта продукции черных металлов в общем объеме импорта в 2000 году в стоимостном выражении приходилось менее 0,1%).
Рекомендации


  1. Рекомендации общего характера


Для высокой эффективности экономических преобразований необходима чёткая промышленная политика, рассматривающая российскую экономику не как набор разрозненных секторов, а как единый комплекс с учётом интересов всей экономической системы.



  1. ^ Предложения по связыванию импортных пошлин.


Уровень связывания импортных пошлин Россией после присоединения к ВТО должен в целом содействовать изменению характера конкурентоспособности товаров отечественного производства и вести к увеличению ее производства. Поэтому необходимо не создавать тепличные условия для отечественных производителей, а содействовать наиболее полному использованию норм и правил, защищающих внутренний рынок в рамках соглашения. Вместе с этим целесообразно установить режим наибольшего благоприятствования для прямых иностранных инвестиций во все сектора экономики.

Тарифная политика государства по группе черных металлов должна быть увязана с уровнем импортных пошлин на продукцию металлопотребляющих отраслей России. Сокращение производства в этих отраслях также вызовет сокращение спроса на продукцию металлургической отрасли, при этом эффект может быть значительно большим, чем от прямого влияния изменения внешнеторговых условий.

На сегодняшний момент ставка импортной пошлины на черные металлы составляет 5 %. Вступление в ВТО предполагает установление уровня связывания импортных пошлин, т.е. обсуждение с основными поставщиками той или иной продукции на внутренний рынок России пределов увеличения ставок таможенных пошлин в течение имплементационного периода (отрезка времени, в течение которого будет происходить изменение уровня связывания), предположительно, с 2003 по 2008-2010 гг.

В соответствии со сложившейся ситуацией на мировом и внутреннем рынках черных металлов, а также с положением отечественной металлургии, представляется необходимым принятие к рассмотрению следующих предложений по связыванию импортных пошлин.


№ п/п

Предложение

Обоснование

1

Пошлины на товары инвестиционного назначения (комплектующие и технологическое оборудование, особенно материало- и топливосберегающее).


    1. На товары имеющие аналоги, производимые на территории Российской Федерации, целесообразно значительно снизить действующий тариф до уровня, близкого к 5 % и в дальнейшем довести до максимально низкого уровня в течение 2-3 лет.

    2. Товары инвестиционного назначения, не производящиеся внутри страны, пошлины должны ввозиться беспошлинно. При этом следует максимально упростить ввоз комплектующих.




Цена продажи таких импортных товаров гораздо выше цены отечественных, причем подчас зарубежные инвестиционные товары, закупаемые российскими металлургическими предприятиями попросту не имеют аналогов. В установлении указанных уровней связывания явно видна попытка мотивации российских предприятий машиностроения к повышению эффективности производства уже существующей товарной номенклатуры, а также к увеличению в ВВП доли производства продукции со значительным уровнем передела (готовая продукция, а не комплектующие). Снижение уровня связывания тарифа на эти товары позволит предприятиям черной металлургии не только в максимально сжатые сроки претворять в жизнь значительные инвестиционные программы, но и, при условии проведения сбалансированной межотраслевой государственной политики, в перспективе создать относительно дешевую сырьевую базу для отечественного машиностроения, которое является одним из основных потребителей продукции черной металлургии.

2

Начальный уровень связывания импортных пошлин на некоторые виды сырья для черной металлургии (ферросплавы, отходы и лом металла) целесообразным установить на уровне, приближающемся к 5 %. Конечный уровень связывания приблизить к 0 %.
Предложенные Правительством РФ уровни связывания в размере 15 % в начале и 5 % в конце имплементационного периода, с нашей точки зрения, не соответствует целям интенсификации развития экономики России – такой уровень связывания обеспечит в будущем еще более устойчивую сырьевую ориентацию страны.

В настоящее время иностранные поставщики (ЮАР, ЕС, Чехия и Словакия, Грузия, Турция, Швейцария и Лихтенштейн) обеспечивают российскую металлургию относительно дешевым сырьем указанных видов. Снижение уровня связывания до указанных размеров в течение 3 лет позволит в значительной степени снизить материальные издержки производства российской металлургии, что положительно скажется на уровне ее конкурентоспособности и позволит высвободить денежные ресурсы в целях эффективного инвестирования. Все это будет способствовать скорейшим структурным преобразованиям в российской экономике, снижению ее сырьевой направленности и повышению в ВВП доли производства продукции с высокой степенью передела.

3

Уровень импортных пошлин на металлопродукцию высокого качества – сортовой прокат и листовой прокат из коррозионно-стойкой и легированных сталей, как предлагает Правительство РФ, необходимо установить в размере 15 % в начале и 5 % в конце имплементационного периода (4 года). Начальный уровень связывания 13 % по холоднокатаному листовому прокату должно быть увеличено до 20 %.

Имплементационный период и значительная разница между уровнями связывания поможет – наряду с продуманной государственной инвестиционной политикой – привлечь дополнительные финансовые ресурсы в целях развития производства продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.

4

Импортные пошлины на листовой прокат из железа и нелегированных сталей на первоначальном этапе должны быть, как предлагает Правительство РФ, на уровне 10 % и 5 % - в конце 3-х летнего имплементационного периода. В отношении продукцию с более высокой степенью передела, такую, как лист из электротехнической стали, с покрытием и пр., предлагаем повысить верхний уровень связывания до 15 %.

Достаточная разница между уровнями связывания позволит не только при необходимости применить соответствующие механизмы государственного защитного воздействия, но и поможет предприятиям наиболее эффективным образом закончить начатые инвестиционные проекты по модернизации и обновлению производства и увеличению качества и сортамента производимой продукции, а также в условиях наибольшего благоприятствования начать новые. А повышение в ВВП доли продукции с высоким уровнем добавленной стоимости положительно скажется на развитии экономики в целом.

5

Установленные Правительством уровни связывания на все остальные виды продукции черной металлургии (чугун, гранулы и порошки, другие металлопродукты) в размере 10 и 5 % (начальный и конечный) абсолютно обоснованны с точки зрения стратегии развития черной металлургии.



^ 3. Предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство РФ
Традиционно конкурентоспособность российской металлургии на мировом рынке обеспечивалась не только благодаря относительно дешевому сырью и энергии, но низкой доле амортизационных отчислений и оплаты труда в себестоимости продукции. Это влечет за собой как минимум две проблемы:

1) выбытие основных фондов в отрасли составляет 1 % в год, в то время как этот показатель должен достигать 3,5 % (по данным Министерства промышленности науки и технологий РФ). Оборудование изношено на 2/3, что увеличивает издержки на ремонт, экологию, охрану труда и т.п. и попросту делает производство стратегически неэффективным;

2) продолжается тенденция по увеличению цен на сырье и продукцию естественных монополий. Активный экспорт руды неминуемо способствует выравниванию внутренних и внешних цен на сырье. Принятая Правительством «Стратегия развития России до 2010 года» предусматривает опережающий рост цен на электричество и энергоносители. Решением Комиссии правительства РФ по вопросам тарифного регулирования повышены на 17,5 % тарифы на внутренние железнодорожные грузовые перевозки. Конечно же, есть предельный порог затрат, за которым неминуемо обрушение отрасли. По расчетам, проведенным в ОАО «Северсталь», если тенденция повышения цен на сырье и продукцию естественных монополий сохранится, то к 2003г. издержки черной металлургии превысят выручку.

Указанные проблемы, безусловно, требуют решения. Производителям просто необходима сильная поддержка государства в проводимой внешнеэкономической политике, помимо этого очень актуальной становится проблема снижения темпов роста издержек на сырье, энергоносители и железнодорожные перевозки. Также пока не нерешены вопросы ускорения модернизации основных производственных фондов и повышения среднего уровня оплаты труда в отрасли.

В целях активного содействия решению проблем целесообразно:


п/п

Предложение

Обоснование

1.

- снизить экспортные пошлины на продукцию отрасли;

- изменить условия обязательной продажи валютной выручки: увеличить сроки, уменьшить долю

Снижение экспортных тарифов и изменение условий продажи валютной выручки позволят расширить присутствие российских металлургических предприятий на внешних рынках за счет снижения цен на продукцию и возможности использования отсрочки платежа. Расширение присутствия на внешних рынках увеличит выручку в иностранной валюте, что повысит приток валютных ресурсов в Центральный банк Все это, в свою очередь, поможет переместить часть объемов реализации с внутреннего рынка на внешний, предотвратив тем самым дальнейшее негативное противостояние между российскими производителями, и увеличить объемы реализации предприятий.

2.

снизить темпы роста цен на продукцию естественных монополий;

Снижение тарифов на продукцию естественных монополий (МПС, РАО «ЕЭС» и др.) не только позволит увеличить потребление предприятиями черной металлургии такого рода продукции, но и оптимизировать состав издержек, что на фоне увеличения объемов реализации повлечет за собой повышение уровня прибыли. Рост объемов реализации и прибыли (в том числе за счет снижения издержек в части расходов на обслуживание кредитов через механизм снижение процентной ставки рефинансирования) в значительной степени увеличит поступления в бюджеты всех уровней в виде налогов с оборота.

3.

- содействовать снижению импортных пошлин на ввоз основных средств инвестиционного назначения; - упростить механизм ввоза указанных товаров;

- расширить возможности применения механизма ускоренной и иных видов амортизации

снижение количества барьеров для ввоза из-за рубежа основных средств производственного назначения, в том числе не имеющих аналогов в России, доступная и эффективная амортизационная политика ускорит процессы замещения старого оборудования на новое. Динамичная инвестиционная политика предприятий позволит повысить эффективность производства, тем самым укрепить свое положение на внешнем и внутреннем рынках, повысить конкурентоспособность, изменить, наряду со снижением издержек на продукцию естественных монополий, структуру себестоимости.

4.

снизить уровень процентных ставок рефинансирования Центрального банка в целях расширения коммерческого кредитования.

Появление в распоряжении предприятий значительной части финансовых ресурсов в виде возросшей нераспределенной прибыли и относительно доступных коммерческих кредитов позволит использовать их в инвестиционных целях: расширить производство, модернизировать оборудование, повысить эффективность производства.

6.

с целью увеличения среднего уровня благосостояния работающих, необходимо снизить нормативы обязательных отчислений на фонд оплаты труда

Снижение нормативов отчислений на фонд оплаты труда – единого социального налога и его составляющих – позволит в наиболее полной и даже расширенной форме финансировать собственную и городскую социальную сферу, что особенно важно в вопросе повышения уровня благосостояния работников отрасли, поскольку большая часть предприятий черной металлургии являются градообразующими. Кроме того, повышение среднего уровня оплаты труда в отрасли позволит существенно расширить потребительский спрос.


Безусловно, нуждается в некотором изменении и внешнеторговое законодательство. В частности, возможно внесение следующих поправок в Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами»:


  1. В связи с невозможностью предоставления данных о продажах на внутреннем рынке по десятизначным кодам ТН ВЭД и отсутствием статистических данных об объемах производства по кодам ТН ВЭД по определению «аналогичный или непосредственно конкурирующий товар», необходимо предоставить возможность использовать либо данную классификацию, либо более укрупненную (несколько знаков ТН ВЭД, ОКП), либо проверять идентичность товара по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам.

  2. Внести понятия «статуса страны импортера» с рыночной и нерыночной экономикой и описать методику определения «статуса страны», определить критерии «рыночности». Данный статус необходим для методики определения нормальной стоимости.

  3. Создать форму «типового вопросника» как для отечественных предприятий-петиционеров так и для предприятий-импортеров и иностранных производителей, а также установить четкие временные границы: осуществление уведомления и рассылки вопросников заинтересованным сторонам в течение 15 дней с даты начала расследования и предоставление информации, запрашиваемой в вопроснике, в течение 30 дней с даты его получения. При непредставлении или несвоевременном представлении информации ответчиками, Комиссией Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике (далее Комиссией) должна быть использована информация истцов или другая «наиболее достоверная информация» (best information available).

  4. Для проверки информации, представленной в рамках расследования от всех заинтересованных сторон, ведущий расследование орган имеет право проводить «верификацию» на предприятиях, участвующих в расследовании. При отказе участника расследования принять верификационную комиссию, Комиссия вправе считать предоставленные ранее данные указанного предприятия недействительными.

  5. Установить процедуру обязательного вынесения предварительного решения Комиссией на основании полученной информации от заинтересованных сторон не позднее 6 месяцев с даты инициирования расследования, и возможность введения ретроактивных пошлин.

6. Изменить условия прекращения действия компенсационных пошлин при отказе иностранным государством или союзом иностранных государств от предоставления специфических субсидий или при согласии экспортеров поднять цены в размере субсидии на введение компенсационных пошлин сроком действия 5 лет, либо до тех пор, пока не будет полностью компенсирован ущерб отрасли российской федерации от субсидированного импорта.
Помощь в решении основных проблем отрасли, безусловно, поможет поддерживать производство конкурентоспособной продукции не только в черной металлургии, но и окажет положительное общеотраслевое влияние.
^ Алюминиевая промышленность
Состояние рынка алюминиевых изделий в России
Алюминиевая отрасль России является одной из наиболее конкурентоспособных на мировом рынке и играет важную роль в экономике страны в целом. В течение ряда лет доля продукции алюминиевой отрасли в общем объеме промышленной продукции России составляет 2,9%.

Хотя особенностью алюминиевой отрасли России является ее экспортная направленность (около 80% алюминиевой продукции, производимой в России, экспортируется), в 2000 г. впервые за несколько лет объемы экспорта первичного алюминия не увеличились и остались примерно на уровне 1999 года (около 2,64 млн. тонн), что объясняется ростом внутреннего потребления первичного алюминия, вызванного ростом отечественной экономики и промышленности.

Сложившаяся структура потребления на внутреннем рынке представлена в таблице 1.
Таблица 1. Потребление алюминиевых полуфабрикатов и готовых изделий на внутреннем рынке в 1999 г., тыс. тонн





Россия

Импорт

Всего

Вторичные сплавы, в т.ч.*

153,6

0,4

154,0

Автомобилестроение

65,6

Н.д.

Н.д.

Металлургия

88,0

Н.д.

Н.д.

Прутки и профили

19,9

5,4

25,3

Плиты, листы, полоса ленты

68,4

9,8

78,1

Трубы и трубки

15,5

0,3

15,8

Фольга

19,5

14,0

33,5

Алюминиевые строительные конструкции

20,6

4,1

24,7

Прочая продукция, в т.ч.

72,0

61,0

133,0

Первичные сплавы – всего

72,0

Н.д.

Н.д.

Всего

369,5

95,0

464,1

^ Источник: отдел маркетинга Прокатного дивизиона компании «Русский алюминий»
Наиболее крупными потребителями алюминиевых полуфабрикатов на российском рынке, как и в других странах, в настоящее время являются следующие отрасли:

  • транспортное машиностроение, в том числе авиа- и автомобилестроение;

  • строительство;

  • машиностроение;

  • упаковка (пищевая, табачная, косметическая и фармацевтическая промышленность);

  • производство потребительских товаров.


Из выпущенных в 2000 году в России 3,24 млн. тонн необработанного алюминия на российских перерабатывающих заводах было произведено 750 тыс. тонн алюминиевых полуфабрикатов (проката и экструзии), катанки и литья. Это на 25% больше, чем в 1999 году. Выпуск алюминиевого проката в России в 2000 году вырос на 25,8%, причем на отдельных заводах темпы роста были еще выше. Выпуск фольги в течение 2000 года также вырос на 20%, главным образом за счет увеличения ее производства на заводе «Саянская фольга» компании «Русский алюминий».

Отметим, что темпы роста внутреннего спроса на алюминиевые изделия в 1999-2000 годах превышали темпы роста экономики, промышленного производства и инвестиций.

В отрасли заметно выросли объемы капиталовложений, нацеленных на модернизацию действующих мощностей и внедрение новых технологий, повышение качества выпускаемой продукции, освоение производства новых материалов и разработку новых изделий на основе алюминия, ресурсосбережение и решение экологических проблем.

В последние годы наблюдается также укрепление сырьевой базы алюминиевой отрасли России. Прирост добычи бокситов в 2000 году составил 10%, прирост производства глинозема превысил 7%. Вместе с тем, в силу объективных условий алюминиевая отрасль России существенно зависит, и в обозримом будущем будет зависеть, от поставок импортных бокситов и глинозема. Так, на заводы компании «Русский алюминий» в 2001 году более 2 млн. тонн глинозема будет поставлено из стран СНГ (Украина, Казахстан) и примерно 1.2 млн. тонн глинозема будет закуплено в дальнем зарубежье.

Перспективы развития российской алюминиевой отрасли и рынка алюминиевых изделий в России определяются рядом факторов.

Первый фактор - спрос со стороны основных отечественных и зарубежных потребителей алюминия, который зависит от динамики развития основных отраслей потребления и экономики в целом. Второй фактор - предложение со стороны российских и зарубежных алюминиевых компаний. На объем предложения влияют также процессы, происходящие в самой алюминиевой отрасли в России и в мире. Наконец, третий важный фактор – тарифные и нетарифные ограничения на внутреннем и зарубежных рынках алюминиевых изделий.

^ Благоприятный для России прогноз ситуации на рынке алюминия
С точки зрения спроса, оценка перспектив отрасли весьма положительная. Ожидается, что после замедления в 2001-2002 годах темпов экономического развития США, Японии и, возможно ЕС, начиная с 2003 года темпы роста мировой экономики будут на уровне 3% в год. В среднесрочной перспективе экономика России и СНГ будет расти, по-видимому, средним темпом 3.5- 4% в год, а экономики Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии - темпом 5-7% в год. При этом рост спроса на алюминий, как минимум, не будет отставать от темпов развития промышленности (в развивающихся странах) или экономики в целом (в развитых странах).

Конкурентоспособность алюминиевой отрасли во многом определяется ситуацией на рынке глинозема. В середине 2000 года наблюдался примерный баланс спроса и предложения глинозема на мировом рынке, а к концу 2000 года на мировом рынке образовался профицит металлургического глинозема.

Этому способствовало, во-первых, закрытие на длительный срок мощностей по производству около 1 млн. тонн первичного алюминия на Северо-Западе США, а во-вторых, опережающий рост производства глинозема по сравнению с ростом производства первичного алюминия. Прирост производства глинозема в мире в 2000 году составил около 6%, что практически вдвое превышает прирост производства первичного алюминия.

С учетом значительного сокращения объемов производства алюминия в СШАв среднесрочной перспективе в мире прогнозируется или дефицит первичного алюминия или, по крайней мере, сбалансированная ситуация, а дефицит и растущие тарифы на электроэнергию в ряде регионов, где расположены крупные мощности по производству алюминия, окажут поддержку ценам на необработанный алюминий.

Заметим, что при вполне конкурентоспособных ценах качество российского алюминия, алюминиевых сплавов, некоторых полуфабрикатов и готовых изделий получило мировое признание.

В этих условиях у России есть все шансы сохранить свои лидирующие позиции страны нетто-экспортера первичного алюминия на ближайшие несколько лет.

Как известно, Россия является сегодня самым крупным экспортером первичного алюминия в мире, доля нашей страны в мировой торговле необработанным алюминием (в части экспорта) составила 25%. Из произведенных в 2000 году в мире 24,5 млн. тонн первичного алюминия в России было выпущено около 3,2 млн. тонн (прирост на 3,1% к 1999 году). Это второй результат после США, где производство составило около 3,7 млн. тонн (на 2,9 % меньше уровня 1999 года). Третьим был Китай (около 2,8 млн. тонн, прирост на уровне 8%).

Ожидается сохранение благоприятной ситуации на рынках изделий для производства транспортных средств, алюминиевых строительных конструкций, фольги и упаковки на ее основе, рост потребления вторичных марочных сплавов в автомобилестроении и других отраслях.

К 2005 году ожидается рост емкости внутреннего рынка алюминиевых полуфабрикатов и готовых изделий как минимум до 600 тыс. тонн в год.
Процессы, происходящие в алюминиевой отрасли
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание iconСодержание содержание 1 предисловие 2
История жизни и деяний этих потомков Бхарата изложена в 18 книгах (Parvans), составляющих содержание знаменитой индусской поэмы....

Содержание iconСодержание
Содержание ps: напечатано без картинок, расклады схематически обозначены. И пропущен раздел ритуалов на животных

Содержание iconСодержание содержание 2 введение 4
Грамотное и качественное выполнение всех видов научных работ. Скидки, оригинальность, контроль плагиата, прямое общение с

Содержание iconСодержание 1 содержание 2 десмургия 4 история десмургии 4 укрепляющие повязки 5
Неаполитанская повязка на область одного уха и сосцевидного отростка, не захватывающая шеи 14

Содержание iconДата Лист Содержание стр
...

Содержание iconСодержание Содержание 1 Что такое Чек?

Содержание iconБизнес-энциклопедия «Руководство финансового директора» Содержание энциклопедии
Содержание изложено в сокращенном виде, для детального ознакомления с изданием посетите сайт

Содержание icon1: Содержание и задачи аналитической работы деятельности предприятий....

Содержание iconФункции менеджмента: планирование содержание, цели и задачи внутрифирменного...

Содержание iconТехнология производства сметаны
Также в сметане имеется повышенное содержание витамина а и Е, за счёт синтезирования микроорганизмами витамина группы б его содержание...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don