Доклад первого заместителя Госфлотинспекции Украины Работнева В. Г. на научно-практическом семинаре «Судоремонт в Украине перспективы развития»




Скачать 134.91 Kb.
НазваниеДоклад первого заместителя Госфлотинспекции Украины Работнева В. Г. на научно-практическом семинаре «Судоремонт в Украине перспективы развития»
Дата публикации22.03.2013
Размер134.91 Kb.
ТипДоклад
uchebilka.ru > География > Доклад




Экологические проблемы морской отрасли Украины

и основные направления их решения.

Доклад первого заместителя Госфлотинспекции Украины Работнева В.Г.

на научно-практическом семинаре «Судоремонт в Украине – перспективы развития» г. Николаев – 6 - 7 декабря 2001 года.



Транспорт является одной из ключевых отраслей национальной экономики Украины, сочетая в себе торгово-промышленные, коммуникативные, рекреационные и другие функции и оказывая влияние на все сферы социально-экономической деятельности в государстве. Традиционно большое значение для Украины имеет морской и речной транспорт, который представлен судами государственных, акционерных и частных судоходных компаний, береговыми предприятиями, в том числе морскими, речными портами, судоремонтными заводами, судостроительными верфями, расположенными на побережье Черного, Азовского морей, реках Дунай, Днепр и Южный Буг.

Как и любая деятельность человека, транспорт оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду (море, реки, воздух и т.д.).

Постановлением Верховной Рады Украины утверждены «Основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности», которые в работе объектов морского и речного транспорта Украины предусматривают обязательное:

выполнение природоохранного законодательства Украины всеми объектами морского и речного транспорта Украины, в частности, норм и правил, которыми определен допустимый уровень сбросов, выбросов, порядок размещения отходов, использование земли и водоиспользование;

выполнение природоохранных требований, установленных международными конвенциями, законодательством Украины и законодательством стран, в порты которых заходят суда под флагом Украины;

выполнение функций государства порта и государства флага, в соответствии с требованиями международного законодательства;

участие в деятельности международных и национальных организаций по охране окружающей среды с целью своевременной подготовки предприятий морской отрасли к выполнению новых природоохранных требований.

Решение экологических проблем на морском и речном транспорте требует разработки:

  • методик определения ущерба, который могут нанести природе предприятия морского и речного транспорта;

  • технологий и технических средств для защиты от загрязнения акваторий, территорий, воздушного бассейна с судов и предприятий в зоне морских, речных портов и судоремонтных заводов;

  • технологий и технических средств для регенерации, утилизации и уничтожения отходов производства на предприятиях морского и речного транспорта.
^

Экологические проблемы эксплуатации флота


Стандарты предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, охватывают технические и эксплуатационные характеристики судовых конструкций и оборудования, а также правила сброса вредных веществ, которые регламентируются национальным законодательством, положениями Международной конвенции MARPOL 73/78 и других документов, которые являются инструментами этой конвенции.

Практические мероприятия по обеспечению соответствия судов и их оборудования природоохранным требованиям, строгого соблюдения экипажами судов установленных норм и правил экологической безопасности осуществляются судовладельцем. Его ответственность за соблюдение международных стандартов обусловлена как положениями национального законодательства, так и условиями безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения, установленными МКУБ (Международным кодексом управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения). Государственный надзор за обеспечение судоходными компаниями и их судами природоохранных требований в Украине осуществляется органами контроля государства флага и контроля государства порта.

Суда, которые плавают под флагом Украины, их оборудование, в целом, отвечают международным стандартам, однако действующая национальная и отраслевая нормативная база не в полной мере отражает изменения международного законодательства за последнее десятилетие. Учитывая острую потребность судоходства в национальных правилах экологической безопасности судов, которые охватывали бы все действующие международные и национальные нормы и правила, закончена переработка Наставления по предотвращению загрязнения с судов, приказом Министра транспорта Украины введены Правила регистрации операций с вредными веществами на судах, морских установках и в портах Украины, с участием Минтранса перерабатываются Правила охраны территориальных и внутренних вод Украины от загрязнения и засорения. Однако этого недостаточно.

В период до 2005 года необходимо сосредоточить усилие на разработке и внедрении в практику эксплуатации транспортного флота документов, регламентирующих:

а) комплекс мероприятий по предотвращению загрязнения из судов воздушной среды;

б) решение проблемы обезвреживания балластной воды (в контексте правил предотвращения переноса в балластных водах опасных водных организмов и патогенов);

в) практические мероприятия по ограничению применения для окраски сменного пояса и подводного борта судов противообрастающих покрытий с оловосодержащими компонентами;

г) нормативные положения о роли человеческого фактора в вопросах, связанных с предотвращением загрязнения окружающей среды.

Коротко остановлюсь на проблеме обезвреживания балластных вод.

Транспортировка чужеродных морских организмов вместе с балластными водами на морских судах является не только большой экологической проблемой, но и проблемой безопасности мореплавания, рыболовства и рыбоводства, сельского хозяйства, т.е. огромной экономической и социальной проблемой.

Вплоть до 70-х годов данной проблеме не уделялось должного внимания, пока последствия в некоторых районах планеты не стали поистине катастрофическими. К примеру: совершенно безобидные на первый взгляд европейские полосатые мидии за десять лет нанесли американским Великим озерам ущерб, приближающийся к пяти миллиардам долларов США. Эти моллюски блокируют водозаборы пресной воды, приводят к обрастанию навигационных буев, что делает их использование невозможным в навигационных целях, и т.д. Другой организм, который наносит вред Великим Озерам – миноги, ущерб несколько миллионов ежегодно, так как они разрушают коммерческие рыбные запасы. Появление в конце 90-х годов круглых бычков и ершей, агрессивно вытесняющих местную рыбу, причинило серьезное беспокойство и вызвало необходимость принятия дорогостоящих ограничительных мер.

Занесенные в южную Австралию североазиатские водоросли получили столь широкое распространение, что практически вытеснили местные формы. Кроме того, в австралийских водах были обнаружены: бычки из северо-восточной Азии, японские окуни, лещи из Аравийского моря, беспозвоночные из Новой Зеландии и Чили, азиатские моллюски, японские и средиземноморские морские слизни, японские ламинарии, морские звезды с Аляски и пр.

Выбранные методы обработки балласта должны быть безопасными, экономичными, эффективными и, при этом, не наносить вред окружающей среде.

Борьба с переносом водных организмов с водяным балластом является большой и трудной задачей, поскольку требует в первую очередь больших финансовых затрат.

К кардинальному решению проблемы, надо признать прямо, ни Украина, ни Черноморский регион, ни даже все мировое судоходство пока еще не готовы.

Для проведения исследования по проблеме и разработки системы мер по смягчению отрицательных последствий вселения нежелательных живых организмов, с целью подготовки к внедрению будущей конвенции в практику работы национальных морских организаций, повышения уровня осведомленности моряков, портовиков, ученых, студентов под эгидой Глобального экологического фонда, Программы ООН по развитию и ИМО с 2000 года вступил в действие специальный проект «Программа по устранению барьеров на пути совершенствования управления судовыми балластными водами и контроля за ними» – Международная программа ГлоБалласт.

Для развития Программы Международной морской организацией принято решение организовать в шести районах Мирового океана Демонстрационные Центры. Демонстрационные Центры созданы в портах Сепетиба (Бразилия), Далян (Китай), Мумбай (Индия), Харг Ис (Иран), Салдаха (ЮАР), Одесса (Украина).

Основной задачей всех названных центров является разработка и опробование на национальном и региональном уровне различных решений, связанных с проблемой нежелательных водных организмов, «путешествующих» в балластных водах судов.

Подробное описание работы по Программе содержится в, так называемых, национальных планах, подготовленных ответственными агентствами и одобренных ИМО, Глобальным экологическим фондом и Программой ООН. Разработан такой план и для Украины и Черного моря.

Этим планом предусмотрено решение ряда важных стратегических задач, таких как: создание правовой и организационной базы для выполнения задач международного проекта по устранению барьеров на пути эффективного осуществления мероприятий по контролю и управлению водяным балластом; обеспечение осуществления всех возможных мер по широкому информированию общественности, центральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, органов государственного контроля, судоходных компаний, морских учебных заведений, моряков и рыбаков об опасности, связанной с проникновением чужеродных водных организмов в морскую среду; вовлечение в выполнение необходимых мероприятий по выполнению задач международного проекта других стран региона, создание правовой и организационной основы для их активного участия в решении проблемы в рамках бассейна Черного и Азовского морей.

В рамках выполнения заданий проекта необходимо:

- осуществить анализ документов национальной законодательной и нормативной базы с целью внесения изменений и дополнений, которые обеспечат правовую основу решения проблемы на национальном уровне;

- создать одну или несколько специализированных лабораторий международного уровня для обеспечения биологического и санитарного контроля водяного балласта судов, прибывающих в порты Украины (на начальном этапе – в Одесском порту);

- разработать и ввести в действие методику отбора проб и проведения анализов;

- провести изыскания и разработать атлас видов водных организмов, проник-новение которых в морскую экосистему Украины и бассейна в целом является опасным или нежелательным;

- осуществить исследования районов Мирового океана на предмет выявления тех из них, морская среда которых является или может быть враждебной для экосистемы региона, разработать атлас таких районов;

- проанализировать и оценить технические и технологические решения, которые обеспечивают или сводят к минимуму вероятность загрязнения морской среды нежелательными или опасными водными организмами, перевозимыми в водяном балласте судов, обеспечить необходимые макетные или натурные испытания;

- осуществить сравнительную оценку целесообразности и эффективности применения признанных технических и технологических решений по обезвреживанию судового балласта на судах флага, в портах или на региональных комплексах;

- создать систему обучения для всех, кто в той или иной мере вовлечен в управление судовым балластом и контроль его качества;

- разработать свод рекомендаций для других регионов Мирового океана, основанный на накопленном опыте решения проблемы.

Первые шаги по выполнению программы ГлоБалласт в Украине были направлены на создание:

  • Оперативной национальной группы, куда вошли представители Морской администрации, портов, судовладельцев, научно-исследовательских институтов;

  • разработку оперативного национального плана,

  • создание Демонстрационного Центра в порту Одесса, были развернуты первые научные исследования по биологическому мониторингу.

В 1999 году на борту судна был проведен Международный научный семинар по управлению водяным балластом и его контролю. В работе семинара приняли участие представители пароходств, научных организаций, контрольных органов из Украины, России, Румынии, Болгарии, Турции, а также эксперты ИМО. В октябре 2001 г. в Одессе прошла Международная конференция, целью которой было выработка плана совместных действий стран черноморского бассейна.
^

Экологические проблемы береговых предприятий

морского транспорта.


Экологические аспекты хозяйственной деятельности береговых предприятий регламентируются действующими нормативными документами (Нормы водопользования, предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водоемы, предельно допустимых выбросов в атмосферу). В настоящее время проводится паспортизация твердых отходов.

Для всех строящихся объектов, вводимых новых перегрузочных процессов выполняется оценка воздействия на окружающую природную среду, проводится государственная экологическая экспертиза. Реализация проектов осуществляется только при положительной оценке экологической экспертизы.

Для снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду, уменьшения потребления горводопроводной воды предприятиями постоянно проводятся работы по внедрению экологически безопасных перегрузочных процессов, очистке стоков, обезвреживанию жидких, твердых отходов, осуществляется ведомственный мониторинг за состоянием водоема, атмосферного воздуха в районах расположения береговых объектов.
^

Основные достижения отрасли в области природоохранной деятельности


1. Очистка сточных вод

В Одесском морском торговом порту, на нефтерайоне, проведена реконструкция причалов, упорядочена система сбора нефтесодержащих балластных и льяльных вод с судов, а также промливневых стоков с территории.

Введена в эксплуатацию станция очистки балластных вод (СОБВ), которая обеспечивает очистку 100 тыс.м3/год стоков от нефтепродуктов, по микробиологическим показателям очищенная вода относится к категории «вода чистая».

Дополнительно к станции очистки балластных вод (СОБВ) в порту работает плавсборщик ПС-368, на котором установлен созданный УкрНИИМФом модуль глубокой очистки нефтесодержащих льяльных вод, собираемых с судов. Модуль обеспечивает глубокую очистку 25 тыс.м3/год стоков от нефтепродуктов и взвешенных веществ до действующих нормативов.

Для снижения содержания органических веществ в бытовых стоках порта до норм сброса на станции биологической очистки «Северная» введены в эксплуатацию два современных очистных модуля суммарной производительностью 400 м3/сут, работающие по принципу «биоконвейера».

Для сбора пленочного нефтепродукта и мусора с водной поверхности при штатном режиме работы, ликвидации последствий аварийных разливов нефти имеются комплекты технических средств.

На нефтерайоне действует система телевизионного контроля за состоянием акватории, причального фронта, что дает возможность оперативного устранения отклонений от нормальной и безопасной работы.

Введена в эксплуатацию уникальная система автоматической пожарной защиты (САПЗ) нефтерайона, которая позволяет локализовывать и ликвидировать очаг возгорания в любой точке объекта.

В порту Южный действуют очистные сооружения промливневых стоков, а также установка получения пресной воды из морской.

Очистные сооружения Ильичевского морского торгового порта принимают и очищают стоки не только порта, но и всего города до нормативных требований.
^ 2. Предотвращение загрязнения атмосферного воздуха

В соответствии с планом технического перевооружения выполняются мероприятия по уменьшению отрицательного воздействия хозяйственной деятельности предприятий на атмосферный воздух.

В Одесском морском торговом порту построен специализированный экологически безопасный комплекс по перегрузке минеральных удобрений навалом. Введены в эксплуатацию три очереди транспортной эстакады, позволивших разгрузить улицы города от простоя транспорта с включенными двигателями, упорядочены места простоя транзитного транспорта. Постоянно модернизируются и строятся новые объекты вспомогательного назначения, соответствующие требованиям экологической безопасности, ряд котельных переведены с жидкого топлива на газ.

Порт Южный приобрел устройства для улавливания вредных веществ, выделяющихся при проведении сварочных работ, введены в эксплуатацию два передвижных оросителя штабелей сыпучих грузов, выполнены работы по реконструкции установки по очистке воздуха при перегрузке цемента.

Порт Николаев закончил капитальный ремонт 15-ти газоочистительных установок, чем уменьшил количество выбросов свыше 5 тонн за год; проведен замена 12 старых котельных агрегатов; отремонтированы и герметизованы галлереи транспортера на комплексе перегрузки удобрений - эффект уменьшения выброса загрязняющих веществ на 2,5 тоны на год;

В порту Херсон проведена реконструкция циклонов пылеулавливающих установок, введены в действие два новых ковшових грейфера на комплексе перегрузки минеральных удобрений.
^ 3. Обращение с твердыми отходами

Согласно с нормами национального законодательства (статья 75 КТМУ), а также требованиями Международной конвенции МАРПОЛ 73/78, морские торговые порты, как порты прибрежного государства «особого района» в обязательном порядке должны быть оборудованы сооружениями и средствами для приема всех видов отходов с судов.

Несмотря на то, что многие морские порты укомплектованы средствами для приема отдельных видов отходов, необходимо осуществить ряд дополнительных мер, а именно:

а) разработать и ввести в действие план сбора и обезвреживания отходов, которые собираются с судов и образовываются в результате хозяйственной деятельности порта;

б) оборудоваться комплексами термического обезвреживания твердых пищевых отходов и мусора с учетом утилизации газов, которые отходят;

в) оборудоваться береговыми модулями очистки льяльных вод, которые отвечают установленным природоохранным нормам, или свои плавсборщики оборудовать установками доочистки и т.д.

В настоящее время в Одесском порту создается комплекс по обращению с твердыми отходами. На комплексе будет установлена отвечающая отечественным экологическим стандартам печь по сжиганию судовых пищевых, бытовых отходов, промасленной ветоши, нефтесодержащих остатков и др. При ее работе выбросы загрязняющих веществ будут сведены к минимуму, выделяющаяся тепловая энергия через котел-утилизатор обеспечит теплоснабжение помещений объекта и прилегающих предприятий.

В порту Южный проводятся предпроектные работы по установке аналогичного комплекса по обращению с твердыми отходами.

В Одесском порту введена в эксплуатацию полуавтоматическая установка по обезвреживанию кислых электролитов, извлекаемых из отработанных аккумуляторов (400 л в год). Установка обеспечивает нейтрализацию кислоты до норм отведения в систему канализации города. Образующиеся в процессе очистки стоков осадки могут использоваться при приготовлении пигментов для красок. На сегодняшний день установка может удовлетворять потребности одесских предприятий в переработке жидких отходов такого вида.

Во многих портах проблема обезвреживания и утилизации нефтесодержащих твердых отходов, решается с помощью отечественного препарата «Эконадин».

Все вышеуказанные мероприятия, внедрены либо находятся на стадии внедрения в портах.

Сложность соблюдения норм экологического законодательства для судоремонтных заводов заключается в следующем:

- изменилась структура производства, что привело к отказу от ряда традиционно выполняемых технологических процессов либо периодическому (разовому) исполнению;

- появились разовые заказы работ, выполнение которых не обеспечено действующими на заводах очистными сооружениями;

- часть производственных помещений сданы в аренду, арендаторы не всегда четко выполняют требования экологического законодательства.

Несмотря на все перечисленные и другие трудности судоремонтные заводы совместно с отраслевой наукой проводят определенную работу, обеспечивающую снижение отрицательного воздействия на окружающую среду результатов их производственной деятельности.

После разработки четкой программы развития судоремонта отраслевые научно-исследовательские институты предложат судоремонтным заводам новые универсальные очистные модули, которые гибко реагируют на изменения структуры производства, обеспечивают требования энерго- ресурсосбережения.

Для береговых предприятий создаются нетрадиционные технологии энергосбережения, что позволит внедрить в энергетические комплексы экологически чистые технологии получения тепловой и электрической энергии за счет энергии ветра, солнечного излучения, тепла окружающей среды.

Разработаны очистные модули для очистки нефтесодержащих, металлосодержащих, бытовых сточных вод, выгодно отличающихся от традиционно используемых установок.

Из изложенного следует, что отрасль ведет планомерную работу по всем направлениям охраны окружающей среды, решает внутренние экологические проблемы, но одновременно способствует улучшению экологического состояния городов и курортных зон.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад первого заместителя Госфлотинспекции Украины Работнева В. Г. на научно-практическом семинаре «Судоремонт в Украине перспективы развития» iconДоклад руководителя реализации программы в Украине Работнёва В. Г....
О ходе реализации Программы ГлоБалласт, в том числе, в Украине и о плановых мероприятиях по выполнению национального рабочего плана...

Доклад первого заместителя Госфлотинспекции Украины Работнева В. Г. на научно-практическом семинаре «Судоремонт в Украине перспективы развития» iconДоклад 1 заместителя начальника Госморинспекции Госфлотинспекции...
Особенности имплементации международных морских конвенций в Украине. Релизация Международного проекта гэф, проон и имо глоБалласт...

Доклад первого заместителя Госфлотинспекции Украины Работнева В. Г. на научно-практическом семинаре «Судоремонт в Украине перспективы развития» iconДоклад первого заместителя начальника Государственной морской инспекции...

Доклад первого заместителя Госфлотинспекции Украины Работнева В. Г. на научно-практическом семинаре «Судоремонт в Украине перспективы развития» iconGlobal Ballast Water Management Programme (GloBallast)
М. Д. Медведев, Б. Н. Иванов, М. А. Колегаев (Одесская национальная морская академия) – доклад на I научно-практическом семинаре...

Доклад первого заместителя Госфлотинспекции Украины Работнева В. Г. на научно-практическом семинаре «Судоремонт в Украине перспективы развития» iconГосударственный департамент морского и речного транспорта госфлотинспекция украины
Госфлотинспекции Украины, назначенный представитель Ответственного Агентства (Госфлотинспекции Украины) (cfp)

Доклад первого заместителя Госфлотинспекции Украины Работнева В. Г. на научно-практическом семинаре «Судоремонт в Украине перспективы развития» iconГосударственный департамент морского и речного транспорта госфлотинспекция украины
...

Доклад первого заместителя Госфлотинспекции Украины Работнева В. Г. на научно-практическом семинаре «Судоремонт в Украине перспективы развития» iconГосударственный департамент морского и речного транспорта госфлотинспекция украины
...

Доклад первого заместителя Госфлотинспекции Украины Работнева В. Г. на научно-практическом семинаре «Судоремонт в Украине перспективы развития» iconЗаявка на участие в научно-практическом семинаре
«Применение принципов технического регулирования в пищевой промышленности» 25-28 мая 2010 г

Доклад первого заместителя Госфлотинспекции Украины Работнева В. Г. на научно-практическом семинаре «Судоремонт в Украине перспективы развития» iconЗаявка на участие в научно-практическом семинаре
«Питьевые и минеральные воды, соки и напитки: качество и безопасность» 28 мая – 01 июня 2012 г

Доклад первого заместителя Госфлотинспекции Украины Работнева В. Г. на научно-практическом семинаре «Судоремонт в Украине перспективы развития» iconИтоги первого творческого вернисажа «Формула рукоделия в Украине» весна 2011
Украины. Оценить и увидеть реалии и перспективы развития данного рынка по всевозможным направлениям и новомодным течениям пришло...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don