Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос




НазваниеГачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос
страница1/61
Дата публикации23.02.2013
Размер7.14 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61
Гачев Г.





Национальные образы мира.

Космо-Психо-Логос.
ОТ АВТОРА
Все хорошее в жизни я испытал: любовь, приро

ду, культуру, свободу творчества... - только вот ми

ра не видел, а сильно манило. Но кто ездил-то у

нас? Товарищи ответственные, а я - человек само

чинный и вольнодумец (<неуправляемый>, как сказал

директор одного моего института). И во удовлетворе

ние этой потребности видеть свет и разные страны,

представить иные типы жизни и мысли - принялся

я исследовать и описывать НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРА

ЗЫ МИРА. Это мой способ путешествовать: умом и

воображением. На год, другой я погружаюсь в ту

или иную страну: окружив себя книгами о ее приро

де, истории, религии, кухне; язык, литературу и нау

ку ее изучаю, музыку слушаю, живопись, кино, те

атр глазею - в итоге этого проникновения выраба

тывается некая картина сего мира, и я пишу очеред

ной национальный портрет.
Занимался я этим делом с увлечением уж почти 30

лет - на свой страх и риск, заранее отрекшись от

печати (тема-то запретна была: не подкармливаю ли на

ционализм?), в полной зато свободе мысли, воображе

ния и слова, и полное свое удовольствие в процессе

работы над сим трудом поимел. И вот целое собрание

сочинений на эту тему накопилось: томов шестнадцать.

Описаны следующие образы мира (перечисляю в хро

нологической последовательности написания): русский,

болгарский, киргизский, эллинским, индийский, герман

ский, итальянский, французский, английский, амери

канский, эстонский, еврейский, китайский, грузинский,

литовский, польский, казахский, азербайджанский,

Космос ислама...
В последние годы вдруг национальная проблема

вспыхнула - и мои интеллектуальные головоломки на

эти темы понадобились людям: даже во избежание фи

зических головоломок полезны быть могут. Вышла пер-

воя книга <Национальные образы мира> (Советский пи

сатель, 1988) - и мгновенно исчезла. И когда-то мне

удастся издать всю эту многотомную серию?.. Вот по

чему имеет смысл предложить книгу, где объяснить

свой метод, представить разные аспекты проблемы и

дать сжатое описание некоторых национальных моде

лей миропонимания, своего рода <дайджесты>. Таково

назначение настоящей книги. Она именно - калейдо

скоп, <Ноев ковчег>, где от каждого мира помалу и

от каждой темы и метилы дано вкусить.
Мое главное понятие: Космо-Психа-Логос, что зна

чит: тип местной природы, характер человека и нацио

нальный ум находятся во взаимном соответствии и до

полнительности. Труд и Культура в ходе истории воспол

няют то, что не дано стране от природы. КОСМОСО-

ФИЯ - так бы я обозначил свой подход. Ею исследует

ся мудрость Природы: те идеи и цели, на которые она

наводит свой народ. Ибо народ-горец имеет иные ориен

тиры, чем народ-мореход или степняк-кочевник. Горы,

море, степь, лес предрасполагают к особого род? по

строениям в мировоззрении и даже в логике.
Как посреднический между Материей и Духом <ме

таязык> я принимаю древний натурфилософский язык

^ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ: <земля>, <вода>, <воз-дух>,

<огонь>. Он (этот язык), казалось бы, преодоленный

научным развитием, обретает ныне новое звучание в

связи с проблемой экологии, с необходимостью счи

таться с природой и понимать ее как смысл и язык,

читать ее текст и завет нам. Национальные картины

мира, что я пытаюсь реконструировать, не могут обой

тись без образного мышления, которым я широко поль

зуюсь наряду с рационалистическим.
Естественно, что такой преоборот Бытия и сдвиг

понятий не мог совершаться в нашем оказененном язы

ке, в том числе и научном, с его требованием <одно

значности> и проч. Привычно линейный ум тут будет

на каждом шагу спотыкаться, испытывать сопромат

странного сочетания слов, неологизма, инверсии; драз

нить будет смешение высокого с низким, стилистиче

ская <какофония>. <Ту же мысль да не так бы мол

вить!> - захочет таковой пай-мальчик, отличничек пра

вильного мышления, меня откорректировать. Да в том-

то и суть, что НЕ ТА же то будет мысль, если иначе

молвить! Как сказать = как увидеть. Освежать видение

мира и понятия нельзя, не свежуя язык.

И еще я - жанровый преступник и нарушаю гра

ницы разделения труда: в одном часто ходе мысли ас

социирую образ поэта и понятие физики и т.п. Как-то

в годы <застоя> на семинаре у Ел. Ник. Турбина на

филфаке МГУ докладывал я его студентам про <Космос

Достоевского> и посетовал:
- Раньше меня не печатали за идеи, что находили

крамольными, а теперь за форму, жанр и стиль: <не

научно!> - говорят.
- А это одно и то же и одни и те же люди! -

объяснил мне мудрый Турбин. - Только раньше они

за чистоту идеологии, а нынче за строгость научной

формы, стилистами-эстетами обернулись, адептами чи

стого вкуса... Но лишь бы - не пущать!..
Под какой же эгидой нынешние <перестроечники>

запреты расставлять станут? - вот в чем вопрос сего

дня и его злобы...
В последние годы я получил возможность съездить

в некоторые из стран, чьи национальные образы мира

описывал. Конечно, я получил массу впечатлений и уз

нал множество новых фактов, однако основные кон

цепции, что были выработаны дедукцией воображения

в Эросе угадывания, подтвердились.
Национальный калейдоскопа - это, конечно, забав

но, весело. Однако сверхзадачей в исследовании мно

жества образов мира, вариантов миропонимания явля

ется докопаться до Единого (в роскошестве и щедрости

его многообразий), почуять, взвидеть Абсолют.
22 ноября 1989
*Таковым предполагалось название этой книги, когда писа

лось предисловие. - 27.Х.94.

Час^ь пе^ал
Национальные образы мира
Для бодрствующих существует единый и

всеобщий Космос (из спящих же каждый

отвращается в свой собственный).
Гераклит (фр. 95)
Сначала - несколько тезисов (в жанре <Ц^У НА ВЫ>).

1, Проблема касается Целого. Оно постижимо лишь

совместными усилиями рассудочного и образного мыш-

ления, и потому работа здесь идет <мыслеобразами>.
2. Исследование одушевлено пафосом интернацио-

нализма и равноправия: в оркестре мировой культуры

каждая национальная целостность дорога всем другим

и своим уникальным тембром, и гармонией со всеми.
3. Каждый народ видит Единое устроение Бытия

(интернациональное) в особой проекции, которую я на-

зыванию <национальным образом мира>. Это - вариант

инварианта (единой мировой цивилизации, единого ис-

торического процесса).
4. Всякая национальная целостность есть Космо-

Психо-Логос, то есть единство национальной природы,

склада психики и мышления.
5. Природа каждой страны есть текст, исполнена

смыслов, сокрытых в Матери-и. Народ = супруг При-

родины (Природы + Родины). В ходе труда за время

Истории он разгадывает зов и завет Природы и создает

Культуру, которая есть чадородие их семейной жизни.
6. Природа и Культура находятся в диалоге: и в

тождестве, и в дополнительности: Общество и История

призваны восполнить то, чего не даровано стране от

природы^. С этой точки зрения национальное - и по-

зади и впереди и Пушкин более разветвленно и со-

вершенно русский, чем князь Игорь.
^Одни и те же слова (космос, природа, история, культура...)

выступают то как имена нарицательные, то как собственные (в

роли символа, олицетворения, как субъекты) и потому пишутся

то со строчной, то с прописной буквы. - 21.03.94.
7. Национальное (как и этнос, и язык) подвержено

социальным, классовым дифференциям, растяжениям и

расколам (<две культуры в каждой национальной куль-

туре>), но это - проблема второго этапа и высшего

пилотажа; сперва же нужно выяснить, чтб может стать

раскалываемо.
8. Национальный образ мира сказывается в панте-

онах, космогониях, просвечивает в наборе основных

архетипов-символов в искусстве. Ближайший к нам

путь - анализ национальной образности литературы и

рассмотрение чрез нее всей толщи культуры, включая

и естествознание - как тексты научной литературы.
О национальных <особенностях>, о национальном

<своеобразии> давно и много мыслилось во человечест-

ве. Для первобытных народов <люди> - это их племя,

остальные же племена - это <нелюди>, <природа>. Че-

ловек, с одной стороны, отличает себя от природы, жи-

вотных, а с другой - от себе подобных. У других -

<все не как у людей>. Для эллинов остальные народы -

<варвары>. <Немец> = <немой>, <не мы> тут слышится.

<Мы> - всегда ближайшая мерка и эталон <человека>

вообще.
С развитием народонаселения Земли и учащением

контактов начинается работа сравнивания. В ее ходе

вытесывается как образ других народов, так и свой

собственный. Национальное самосознание неотделимо

от работы познания других народов. Своя мерка ума-

ляется, видится уже не как всеобщая, а особенная,

подобно тому как герой Горького, попав на <дно>,

убеждается: <все - люди, все - человеки>. Познание

учит терпимости, расширяет кругозор.
Особенно остро задача национального понимания

встала в XX веке. Тут парадокс: с одной стороны, на-

роды мира максимально сближаются по образу жизни,

быту, производству, культуре, а с другой - обостря-

ется национальная чувствительность. Странно? Но уж

по истории развития национальных чувств видно, что

дело не в резкости различий, а в частоте контактов:

будь одни о трех ногах, а другие - как лунно-машин-

ные марсиане, если они ни разу не встречались, то и

не знают о других и о своих особенностях. Но даже
близнецы в семье - как резко различные индивиду-

альности чувствуются.
Так что единый диалектический процесс ассимиля-

ции-диссимиляции народов и национальных культур

идет и в наше время.
Задача познания национальных особенностей трояко

важна: и практически, для взаимопонимания народов

при контактах: для самопознания народа: что есть <я>

в отличие от <другого>; наконец, теоретически: что есть

<мы>, человек вообще, по истине и существу, и что

ему подлинно нужно, то есть через варианты - по-

знать Инвариант. Он не дан нам в прямом опыте, а

даны конкретные народы, так что добираться до него

приходится косвенным путем.
И человечество - целостность, и народ - целост-

ность. Каждый видит всю Вселенную, материальные и

духовные в ней явления, но в особом аспекте, пово-

роте. Возникает спектр национальных пониманий мира

и представлений о <человеке вообще>. Логика, фило-

софия исходят из точки О и дедуцируют части Единого

Целого, <атрибуты> <субстанции>. Но эта точка О нам

не дана. Она невольно сдвигается и сливается у каж-

дого народа со своим центром. Уразумение этого факта

и было для меня исходным - я наткнулся на проблему

национальных логик: что даже великая немецкая клас-

сическая философия, претендующая на универсаль-

ность мирообъяснения, локальна и носит отпечаток гер-

манского образа мира. И стал я искать определителей

его.
Итак, начал я с утонченнейших духовных явлений:

стал сравнивать философские и художественные сис-

темы, национальные стили в поэзии - и ничего досто-

верно уловить не мог: чувствуется некий <русский

дух>, <немецкий дух> - пахнет, а уловить ясные от-

личия, тем более выразить в словах и терминах - не

удается.
И тут стало ясно, что нельзя понять национальные

отличия в линейном ряду: сравнивая поэзию - с поэ-

зией, язык - с языком. Наблюдения отличий добыва-

ются, но каждый раз встает вопрос: <ну и что из то-

го?>, <а смысл-то каков тут?>. И вот когда о смысле

наблюденного встает вопрос, то уж никуда не деться,

один путь: на выход к целостности национальной Все-

ленной. Ибо от нее свечение в каждой детали: в позе,
в жесте при <да> или <нет>, в космогонической гипо-

тезе, в музыке, в изображении времен года в поэзии...

Как же схватить национальную целостность?

Когда в науке исследуются национальные особен-

ности чего-то одного - например, славянского роман-

тизма в литературе, - всегда совершается выход к

не-литературе: привлекаются обычаи старины, психики,

картины природы: горы, леса, степи... - отсюда чер-

пают материал для <особенностей>. Но такие частичные

соображения раздражают случайностью утверждений,

необязательностью. Ум ищет, домогается до перво-

источника. Ион-в национальной целостности, кото-

рую составляют: природа, этнос, язык, история, быт и

т.д. Ее надо понять как особую систему взаимоотно-

шений элементов. Элементы бывают разные, а если

сходные с другими народами, то все равно выступают

в особых сочетаниях.
Целое - это по крайней мере объем. А логика -

это линейность последовательного движения, блюдет

строгость уровней и плоскостей анализа, требует со-

поставлять однородное с однородным. И вот ее инст-

рументарий, оказывается, проскакивает через целост-

ность, не зачерпывая ее. И в ходе многих попыток

прорисовалось: нарушение рядности - как принцип по-

знания целостности, объема; что логика типа <в огороде

бузина, а в Киеве дядька> тут лучше работает. Надо

выскакивать из монотонии как можно к более отда-

ленным друг от друга проявлениям национальной жиз-

ни - тогда дыхание целостности сильнее проявляется

и улавливается.
Танец вальс и система Коперника однажды ослепи-

тельно просветили мне друг друга - как конгениаль-

ные образования в культуре Нового времени: двойное

вращение особи (Земли, <плоти единой>) - вокруг

своей оси (= <я>) и в поле-зале социума вокруг его

центра (Солнца) - наиболее адекватно соответствовало

мироощущению <доброго старого> Нового времени Ев-

ропы от Ренессанса до XIX века включительно. И не-

даром в XX веке с появлением теории относительности

и вальс отошел в старомодность, уступив место кван-

тово-волновым, фазовым биениям современных танцев.
Наш принцип: всё - во всём! Каждая деталь нацио-

нальной целостности соотнесена с другой, далекой, и

они объясняют друг друга. Потому здесь, в познании

целостности, не могут действовать запреты сравнивать
разноуровневые вещи, как это принято в строго тек-

тоническом структурализме. Именно перескок с этажа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос iconГачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос
Как посреднический между Материей и Духом я принимаю древний натурфилософский язык

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос icon"космо" дарит житомирянам популярные планшеты
Киев, 02 июня 2012 г. – Торговая сеть "космо" успешно провела специальную праздничную акцию в г. Житомир, четверо победителей которой...

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос iconПсихо-соматическое заболевание в позитивном и негативном аспектах*
Слово психо-соматика необходимо, поскольку нет другого слова, подходящего для описания некоторых клинических состояний

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос iconРубен Таросян "Космос, Логос, Эрос и Вакх"
Самобытие вакха. Свобода и освобождение. Мистика и апологии смеха. Осмеянный логос

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос iconЯркий подарок nivea к 18-летию "космо"
В украине завершилась масштабная праздничная акция "Отпразднуй 18-летие "космо" вместе с Nivea", в которой приняли участие тысячи...

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос icon4 и 5 апреля 2012 года в конференц-холле «Ирпень» прошла первая в...
«космо», работающей в формате «drogerie» в Украине, и представителей крупных компаний-партнеров. На этом форуме руководители сети...

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос iconПочему мы обращаемся за помощью к самим себе в последнюю очередь?
Я архетипичные образы. Образы играют очень важную роль в нашей жизни. Часто очень сложную мысль можно легко объяснить, создав красивый...

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос iconКроль Л. М. К 83 Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии
К 83 Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1999. — 128 с. — (Библиотека психологии...

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос iconПрофильная дифференциация и межпредметные связи
Гуманитарные предметы воздейст­вуют на чувства человека и через художественные образы раскрывают гар­монию мира, недосягаемую для...

Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос iconУрок женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Прочитав роман, вновь и вновь листаем мы страницы «Войны и мира», перечитываем сцены, которые навсегда остались в памяти и вызвали...


Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


don