Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов Донецк 2008




НазваниеМетодические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов Донецк 2008
страница1/15
Дата публикации31.03.2013
Размер1.82 Mb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Химия > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Министерство здравоохранения Украины
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Методические указания
для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
по терапевтической стоматологии для субординаторов

Донецк – 2008

УДК 616.314 (075.5)


Проф. Педорец А.П., проф. Косарева Л.И., доц. Шабанов В.Н., доц. Татаренко Л.Л., доц. Исакова Т.И., доц. Хоружая Р.Е., доц. Крапивин С.С., доц. Чепурняк О.Н., асс. Рося М.Н., асс. Пиляев А.Г., асс. Сюзяева Л.В., асс. Юровская И.А., асс. Исаков С.В., асс. Гребенюк В.И.


Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов. – Донецк, 2008. – 129 с.


В методических указаниях для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов приведены задания для определения исходного уровня знаний- умений, графические структуры тем, диагностические и тактические алгоритмы, источники информации, наборы заданий для проверки достижения целей обучения, короткие методические указания по работе на практическом занятии.


Рецензенты:


  • Чижевский И.В. – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой стоматологии детского возраста Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.




  • Удод А.А. – кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой пропедевтической стоматологии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.




  • Гонтарь Е.А. – кандидат медицинских наук, доцент, методист по стоматологическим дисциплинам Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.

Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького. Протокол № 7 от 30.10.2008 г.

Кафедра терапевтической стоматологии

Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.

^

Тема №1. «Диагностика, дифференциальная диагностика, методы лечения и профилактики кариеса зубов».



Актуальность темы. Кариес зубов – наиболее распространенное заболевание человечества. При своевременной диагностике и лечении кариеса удается приостановить дальнейшее прогрессирование процесса и не допустить его осложнений. Тот факт, что кариесом поражено практически все население планеты, определяет не только его клиническое, но и социальное значе­ние. Пораженность населения кариесом столь значительна как в экономи­чески развитых странах, так и среди населения развивающихся стран, что заставляет рассматривать профилактику заболевания как одну из важнейших проблем стоматологии.
Цель (общая): Уметь установить окончательный диагноз начально­го, поверхностного, среднего, глубокого кариеса и провести лечение, составлять схему организации кариеспрофилактики для конкретной группы населения, учитывая индивидуальные особенности каждого человека.


^ Конкретные цели

Исходный уровень знаний-умений

Уметь:

1. Выделить из жалоб и данных анамнеза признаки, характеризующие наличие кариеса

1.Собирать и оценивать жалобы и анамнез (каф. пропед. терапии, каф. пропед. стоматологии)

2. Составить общую схему диагностического поиска

2. Определить необходимый объем и после­довательность методов обследования (каф. пропед. стоматологии)

3. Выявить наиболее информативные клинические признаки разных форм кариеса при объективном обследовании (осмотр, инструментальные методы) и дополнительных исследованиях (виталъное окрашивание, люминесцентное исследование, трансил-люминация, электроодонтодиагностика, рентгенологические методы)

3. Проводить объективное обследование полости рта (каф. пропед. стоматологии) оценивать и интерпретировать данные инструментальных и дополнительных исследований: витальное окрашивание, люминес­центное исследование, трансиллюминация, электродиагностика (каф. пропед. стоматологии), рентгенологических методов (каф. радиологии)

4. Провести дифференциальную диагностику разных форм кариеса с заболеваниями некариозного происхождения и осложненного кариеса

4. Распознавать синдромы (каф. внутренних болезней, каф. пропед. стоматологии) и интерпретировать данные рентгенологи­ческих методов исследований (каф. радиологии), морфологический субстрат заболевания (каф. гистологии и пат. анатомии)

5. Поставить окончательный клинический диагноз кариеса зубов

5. Поставить предварительный клинический диагноз кариеса зубов

6. Определить тактику ведения больных с кариесом и принципы лечения

6. Проводить препарирование полостей твердых тканей зубов (каф. пропед. стоматологии) и выбор пломбировочных материалов в зависимости от их физико-химических свойств (каф. пропед. стоматологии)

7. Заполнить медицинскую карту стома-тологического больного с кариесом зубов

7. Заполнять медицинскую карту стоматологи­ческого больного (каф. пропед. стоматологии)

8. Проводить выбор групп риска заболевания кариесом зубов (по Т.Ф.Виноградовой, В.Р. Окушко, Л.И. Косаревой)

8. Определять показатели интенсивности кариеса зубов (КПУ), средней интенсивности кариеса, уровень структурно-функциональной кислотоустойчивости эмали (СФКСЭ) и ТЭР (каф. стоматологии детского возраста)

9. Составить схему профилактики кариеса с учетом индивидуальных особенностей каждого человека

9. Назначать средства медикаментозной терапии (каф. фармакологии) и физиотерапии (каф. физиотерапии)

10. Заполнить санационную карту

10. Заполнять санационную карту (каф. стоматологии детского возраста)


Задания для проверки исходного уровня знаний-умений.

Задание 1.

Больной 35 лет, обратился к врачу-стоматологу по поводу застревания пищи между зубами на нижней челюсти слева. Ранее к стоматологу не обращался. Определите необходимую последовательность обследования больного.

  1. Анамнез заболевания, объективное обследование, анамнез жизни, жалобы, дополнительные исследования

  2. Жалобы, анамнез жизни, анамнез заболевания, дополнительные исследования, объективное обследование

  3. Жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни, объективное обследование, дополнительные исследования

  4. Анамнез жизни, анамнез заболевания, жалобы, дополнительные исследо­вания, объективное обследование

  5. Объективное обследование, анамнез жизни, жалобы, анамнез заболевания, дополнительные исследования

Эталон ответа: С.
Задание 2.

Врач-стоматолог проводит объективное обследование дефекта твердых тка­ней зуба. Определите необходимую последовательность объективного обследования зуба.

  1. Осмотр, зондирование, определение реакции на температурные раздражители, перкуссия

  2. Осмотр, перкуссия, определение реакции на температурные раздражители, зондирование

  3. Зондирование, осмотр, определение реакции на температурные раздражители, перкуссия

  4. Осмотр, определение реакции на температурное раздражители, перкуссия, зондирование

  5. Перкуссия, осмотр, определение реакции на температурные раздражители, зондирование

Эталон ответа: А.

Остальные задания решить самостоятельно.
Задание 3.

Больному 23 лет был поставлен диагноз: острый средний кариес 45 зуба. Какая будет рентгенологическая картина тканей верхушечного периодонта при этом?

  1. Изменений нет

  2. Очаг деструкции костной ткани с нечеткими контурами

  3. Очаг деструкции костной ткани с четкими контурами

  4. Равномерное расширение периодонтальной щели

  5. Неравномерное расширение периодонтальной щели


Задание 4.

Больному 30 лет при лечении кариеса 36 зуба использовали серебряную амальгаму. Какие физико-химические свойства материала обосновали выбор врача-стоматолога?

  1. Низкая теплопроводность

  2. Адгезия

  3. Высокий косметический эффект

  4. Стабильность цвета

  5. Прочность

Задание 5.

Определите показатель средней интенсивности кариеса в группе студентов из 10 человек при следующих показателях КПУ: 1 - 3, 2 - 0, 3 - 6, 4 - 5, 5 - 1, 6 - 9, 7 - 12, 8 - 4, 9 - 7, 10 - 2.

  1. КПУср. = 3,6

  2. КПУср. = 3,9

  3. КПУср. = 4,1

  4. КПУср. = 4,9

  5. КПУср. = 5,2


Задание 6.

Показатель структурно-функциональной кислотоустойчивости эмали у паци­ента 16 лет равен 2. Какому уровню резистентности эмали отвечает этот по­казатель?

  1. Очень низкому

  2. Низкому

  3. Среднему

  4. Высокому


Источники информации, необходимые для формирования базисных знаний-умений:

  1. Терапевтична стоматологія (фантомный курс). - Т.1 (під ред. проф. М.Ф. Данилевського). - Київ, "Здоров’я", 2001. - С. 169-257.

  2. Терапевтическая стоматология. – (под ред. Е.В. Боровского) - М.: "Медици­на". - 1998. - С. 63-199.

  3. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. - М.: "Медицина", 1993. - С. 180-230.

  4. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. - М.: "Медицина", 1998. - С. 5-27.

  5. Прогнозирование и дифференцированная профилактика кариеса // Метод. указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии. - Киев, 1990. - С. 10-43.


Перечень теоретических вопросов, на основе которых возможно выполнение целевых видов деятельности:

  1. Методы обследования больных с разными формами кариеса зубов.

  2. Клинические проявления разных форм кариеса. Основные симптомы заболевания.

  3. Дифференциальная диагностика разных форм кариеса, некариозных поражений, осложненного кариеса.

  4. Методы лечения разных клинических форм кариеса зубов.

  5. Основные принципы профилактики кариеса зубов.

  6. Принципы выделения групп риска заболевания кариесом по Т.Ф. Виноградовой, В.Р. Окушко, Л.И. Косаревой.

  7. Организация и методы селективной и дифференцированной профилактики кариеса.

  8. Документация диспансерного стоматологического больного.


Информацию, необходимую для изучения темы, можно найти в следующих источниках:

Основная литература.

  1. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов. - Н.Новгород, 1999.-39с.

  2. Борисенко А.В. Кариес зубов. - Киев: "Книга-плюс", 2000. – 42 с.

  3. Луцкая И.К. Практическая стоматология. - Минск: "Беларуская навука", 1999. -51 с.

  4. Прогнозирование и дифференцированная профилактика кариеса//Метод. указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии. - Киев, 1990. - С.49 - 78.

  5. Окушко З.Р. Основы физиологии зуба. - Тирасполь, 2005. - С. 177-221.

  6. Материалы лекции.

  7. Граф логической структуры темы.

  8. Диагностический алгоритм.

Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения.

Задание 1.

Пациент 16 лет обратился к стоматологу с жалобами на косметический дефект в 11, 21, который появился три месяца назад. Объективно: на вестибулярной поверхности в пришеечной области 11, 21 зубов белые пятна с матовой поверхностью. При окрашивании метиленовым синим пятна окрашиваются в синий цвет. Какой наиболее вероятный диагноз?

  1. Гипоплазия эмали 11,21

  2. Флюороз 11,21

  3. Эрозия эмали 11,21

  4. Начальный кариес 11,21

  5. Поверхностный кариес 11,21

Эталон ответа: D.
Задание 2.

При проведении профилактического осмотра женщины 40 лет в пришеечной области 23 выявлен дефект твердых тканей в пределах пигментированной эмали с широким входным отверстием. При зондировании эмаль плотная, безболезненная. Реакция на холод, перкуссию отрицательна. Укажите наиболее вероятный диагноз.

  1. Хронический средний кариес

  2. Хронический поверхностный кариес

  3. Острый поверхностный кариес

  4. Клиновидный дефект

  5. Эрозия эмали

Эталон ответа – В.

Остальные задания решите самостоятельно и проконтролируйте на практическом занятии.
Задание 3.

Врач-стоматолог проводил лечение хронического глубокого кариеса 35 зуба у женщины 22 лет. Кариозная полость расположена на апроксимально-дистальной поверхности, ниже межзубного десневого сосочка. Врач прово­дил пломбирование методикой "сендвича". Совокупность каких материалов следует использовать согласно данной методике?

  1. Фосфат-цемент и силидонт

  2. Стеклоиономерный цемент и композит светового отверждения

  3. Фосфат-цемент и композит светового отверждения

  4. Стеклоиономерный цемент и компомер

  5. Композит светового отверждения и силидонт


Задание 4.

Врач-стоматолог проводил лечение острого глубокого кариеса у женщины 20 лет. (3 класс по Блэку), используя при пломбировании полости стеклоиономерный цемент. Какое осложнение возникнет в этом зубе после лечения?

  1. Повышенная чувствительность

  2. Вторичный кариес

  3. Выпадение пломбы

  4. Изменение цвета коронки зуба

  5. Некроз пульпы


Задание 5.

Показатель структурно-функциональной резистентности эмали у пациента 16 лет равен 10. Какой прогноз в отношении заболевания кариесом можно предположить?

  1. Прогноз неблагоприятный, в ближайший месяц возможно появ­ление новых кариозных полостей

  2. Прогноз крайне неблагоприятный, необходимо немедленное об­следование и лечение

  3. Прогноз относительно благоприятный, в ближайшие три месяца не будет новых кариозных полостей

  4. Прогноз благоприятный, в ближайшие полгода не будет новых кариозных полостей

  5. На основании данного показателя нельзя прогнозировать заболеваемость кариесом


Задание 6.

При проведении профилактических мероприятий в училище врач-стоматолог назначил ученику 16 лет профилактику кариеса с помощью адаптогенов, Какой метод профилактики был предложен в данном случае?

  1. Эндогенный безлекарственный метод

  2. Эндогенный лекарственный метод

  3. Экзогенный безлекарственный метод

  4. Экзогенный лекарственный метод



Краткие методические указания к работе студентов на практическом занятии.

В начале занятия, после определения актуальности темы, цели занятия, преподавателем проводится проверка исходного уровня знаний-умений с помощью тестовых заданий.

После самостоятельного решения каждым студентом тестов проводится тщательный разбор каждой клинической ситуации, акцентируется внимание на допущенных ошибках, аргументируется правильный ответ. В дополнении и коррекции неправильных ответов активно принимают участие все студенты.

Самостоятельная работа студентов предусматривает прием больных с кариесом зубов. Во время приема студент целенаправленно выясняет у больного жалобы, анамнез заболевания, проводит осмотр и инструментальные методы обследования слизистой оболочки полости рта, причинного зуба, выделяет наиболее информативные признаки данной патологии (ведущий клинический синдром), проводит дифференциальную диагностику со сходными заболеваниями с помощью диагностического алгоритма, анализирует результаты дополнительных методов исследования. В результате обстоятельного клинического разбора с помощью преподавателя в присутствии всех студентов группы устанавливается окончательный диагноз, намечается план и проводится лечение. Студент с помощью преподавателя демонстрирует методы оценки состояния зубов и уровень их кислотоустойчивости с целью определения групп риска заболевания кариесом по методике Виноградовой Т.Ф. и ТЭР, составляет индивидуальную схему профилактики кариеса этому пациенту, определяет кратность повторных осмотрев и курсов профилактики. Студент заполняет амбулаторную карту стоматологического больного.

В конце занятия подводятся итоги: анализируются допущенные ошибки, оценивается проведенный студентом разбор больного, проведенные манипуляции. Оценивается проведенный заключительный тестовый контроль и подводится общий итог, выставляются оценки.
Граф логической структуры темы: "Диагностика, дифференциальная диагностика и методы лечения и профилактики кариеса зубов".


Кариес


Острый начальный

Острый средний

Острый глубокий

Хронический средний

Хронический глубокий





Острый поверхностный


Хронический начальный


Хронический поверхностный


Жалобы



Боли от химических раздражителей, быстро проходящие

Боли от температурных раздражителей, быстро проходящие



Косметический дефект

Наличие полости в зубе






Беспокоят месяцы, годы, со временем увеличиваются полости в зубах


Анамнез заболевания

Объективное обследование

Осмотр








Полость в пределах плащевого дентина


Коричневое пятно


Полость в пределах околопульпарного дентина





Полость в пределах светлой, деминерализованной эмали

Полость в пределах пигментированной эмали


Белое матовое пятно



Зондирование




Болезненно в области эмале-водентинной границы, дентин светлый, размягченный





Безболезененно




Болезненно в области всего дна, дентин светлый, размягченный




Болезненно

Безболезненно, дентин дна, стенок, плотный пигментированный





Термометрия


Безболезненна

Болезненна, быстро проходящая





Безболезненна


Отрицательна

Перкуссия

Отрицательна


Дополнительные методы исследования

Витальное окрашивание

Окрашивается раствором метиленового синего

Не окрашивается

Не окрашивается


Люминисцентное

Гашения в месте пятна

Изменений нет

Негативна

Трансиллюминация

Тень в месте пятна

Изменений нет


Негативна

Электроодонтодиагностика

2-6 мкА

2-6 мкА

2-15 мкА

Rö-дигностика

Дифференциальная диагностика

Гипоплазия

Флюороз

Эрозия эмали

Клиновидный дефект

Острый очаговый пульпит

Некроз твердых тканей

Тактика лечения

С сохранением размяг-ченного дентина на дне

Лечебная и изолирующая прокладка

Изолирующая прокладка

Пломба

Препарирование

Пломбирование

В пределах здоровых тканей


В пределах здоровых тканей





Изменений в периодонте нет

Изменений в периодонте нет



Хронический пульпит


Хронический периодонтит

Реминерализующая терапия


Сошлифовывание + рем. терапия










  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов Донецк 2008 iconМетодические указания для самостоятельной подготовки к практическим...
Проф. Педорец А. П., проф. Косарева Л. И., доц. Шабанов В. Н., доц. Татаренко Л. Л., доц. Исакова Т. И., доц. Хоружая Р. Е., доц....

Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов Донецк 2008 iconМетодические указания для студентов для самостоятельной подготовки...
Основы психологии. Основы педагогики : Методические указания для студентов для самостоятельной подготовки к практическим занятиям...

Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов Донецк 2008 iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов 5...
Методические указания для самостоятельной подготовки студентов 5 курса к практическим занятиям по детской хирургии. / Под общей редакцией...

Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов Донецк 2008 iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов 6...
Методические указания для самостоятельной подготовки студентов 6 курса к практическим занятиям по детской хирургии. / Под общей редакцией...

Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов Донецк 2008 iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям для...
История Украины: методические указания для подготовки к практическим занятиям для студентов 1 курса всех факультетов. – Донецк: днму,...

Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов Донецк 2008 iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов 5...
Рекомендует Ученым советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, протокол № от г

Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов Донецк 2008 iconМетодические указания для студентов V курса медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Заболевание новорожденных...

Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов Донецк 2008 iconМетодические указания для студентов V курса медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Заболевание новорожденных...

Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов Донецк 2008 iconМетодические указания для студентов V курса медицинских факультетов...
Методические указания предназначены для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по педиатрии (модуль Заболевание новорожденных...

Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по терапевтической стоматологии для субординаторов Донецк 2008 iconМетодические указания для доаудиторной подготовки к практическим...
Методические указания для доаудиторной подготовки к практическим занятиям по эпидемиологии / Авторы: Н. Д. Чемич, Г. С. Зайцева,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<